Бэзил Коппер отзывы

Все отзывы на произведения Бэзила Коппера (Basil Copper)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 75

  Страницы: [1] 2 

«Янычары из Эмильона»
–  [ 16 ]  +

Seidhe, 21 августа 2018 г. в 15:13

Во времена книжного бума 90-х, когда на отечественный рынок хлынул мутный литературный поток всего и сразу, всё было в новинку, всё было интересно. Только этим я могу объяснить тот факт, что в нашей интеллигентной читающей семье в те времена появлялись шЫдевры типа журнала «Приключения, фантастика» с текстами Юрия Петухова сотоварищи и подобная им литература. Ещё больший вопрос — как нам со старшей сестрой, тогда ещё совсем юным, родители разрешали подобное читать, учитывая трэшовое содержание и незабываемые картинки Алексея Филиппова? =))) Как бы там ни было, среди этих журналов и книжек в мягких обложках была и антология «Ваш друг Джек Потрошитель», прочитанная, когда мне было лет 9-10 от роду. Спроси меня сейчас, о чём первые два рассказа в неё помещённые — вспомнить смогу только в самых общих чертах. Другое дело — «Янычары из Эмильона»...

Сказать, что этот рассказ пугал меня в детстве — не сказать ничего. Внутри всё буквально леденело, стоило мне представить, что подобные сны начнут сниться мне, и как же страшно ложится было спать... Позже забылось и имя автора, и книга, в которой рассказ был прочитан, и детские впечатления, но фраза «Янычары из Эмильона» засела в голову настолько прочно, что принимая участие в недавней подготовке рекомендаций «Книга на все времена», включил в них данный рассказ не раздумывая.

Это — самая настоящая классика жанра, обозначенного в классификаторе как «хоррор/ужасы»...

Это умело нагнетаемый страх, необъяснимая и невозможная ситуация, которая становится всё более и более реальной, приводя к жуткому и кровавому финалу. Несомненная удача автора состоит ещё и в том, что он не стал давать читателям никакого объяснения происходящего — события просто происходят, не поддаваясь человеческой логике, и нет никакой гарантии, что этого не может произойти с кем-то другим, или вообще — с тобой...

Одним словом — настоящий СТРАШНЫЙ рассказ на все времена! Однозначно рекомендую к прочтению всем любителям жанра, ещё не знакомых с этим произведением.

Оценка : 10
«Янычары из Эмильона»
–  [ 16 ]  +

Кел-кор, 04 марта 2009 г. в 07:52

Это, пожалуй, лучший рассказ Коппера. Еще не прочитаны некоторые вещи в антологиях, но думаю, что рассказ лучше, чем этот, вряд ли встретится.

Что больше всего здесь нравится — так это, во-первых, то, что причины происходящего так и остаются невыясненными, а во-вторых, хороший язык. Что происходит с Фарлоу, а главное — почему подобное происходит? Автор не дает ответа на эти вопросы. Он просто показывает нам последовательно развивающиеся события, страшные и ужасные, заканчивающиеся трагедией... Будь я более впечатлительным, наверное, боялся бы спать...

Оценка : 10
«Серый Дом»
–  [ 5 ]  +

Мельпомена, 16 июля 2011 г. в 15:14

Наконец-то осуществилась мечта мужа Филипа и жены Анжелы — огромный просторный дом с террасой, фруктовым садом и различными пристройками. Всё, как они хотели. Только внешний и внутренний вид навевает страх и отвращение к дому — крыша с растрескавшейся черепицей, старая башня, заросшая лишайником, стены комнат со следами огня, ржавые перила, кучи мусора и грязи, скопившиеся за многие годы. Огромного труда и времени стоило семье восстановить свое новое жилище. Всё было бы хорошо, да только Анжелу терзают сомнения о правильном выборе дома. Мрачный интерьер, белый туман по вечерам, дикие кошки, да еще, как оказалось, заброшенное кладбище в конце аллеи..

Только Филип не признает и не догадывается, какую реальную угрозу его семьи несет дом. В итоге — смерть, боль, вина на самого себя.

На протяжении всего рассказа не покидает чувство страха и, в тоже время, любопытства. Так и хочется узнать, чем окончится рассказ, оставляя надежду, что тайна будет разгадана и добро все-таки победит зло. Немалая часть посвящена описанию дома, вплоть до мелочей, помогая читателю полностью погрузиться в чтение и осознать красоту и привлекательность особняка, пропитанный тяжелой атмосферой, полной страха и неизвестностью. Описывая в красках, можно применить только темные и мрачные тона — серый, фиолетово-черный, темно-коричневый, болотный, кроваво-красный.

Ожидаемая «черная» концовка закрепила мрачный рассказ о Сером доме... в котором уже никто не живет.

Оценка : 10
«Янычары из Эмильона»
–  [ 4 ]  +

pitiriman, 03 апреля 2014 г. в 22:12

Рассказ прочитал задолго до знакомства с интернетом. Он потряс меня в своё время неотвратимостью жуткой, неумолимо приближающейся развязки. Сейчас, когда за плечами масса прочитанных произведений литературы ужаса, он воспринимается уже не так, но всё равно, нравится. Просто на некоторые детали рассказа смотрю по-другому.

Вот зачем такое название? В тексте упоминается, что камень, который достал ГГ, подвергли анализу и датировали временами Христа. Зачем вообще нужно в рассказе упоминание об «анализе»? Янычары – порождение Османской империи, значит, и появились столетиями позднее. Скорее всего, слово «янычары» в названии имеет смысл злых, беспощадных, кровожадных убийц. А так как автор – европеец, то еще нарицательный смысл. Натерпелась Европа от турок. Боятся янычар до сих пор...

Оценка : 10
«За рифом»
–  [ 3 ]  +

Artem_Nochkin, 14 марта 2019 г. в 20:36

“За рифом — это потрясающий по проработке рассказ, вышедший из под пера Бэзила Коппера. В своей работе автор во многом ссылается на оригинальный “Морок над Инсмутом” и опосредованно продолжает сюжет, начатый еще Говардом Филлипсом Лавкрафтом в 1936 году. Причем продолжение выходит максимально грамотным и аутентичным, т.е. не смотря на новых персонажей, все знаковые моменты оригинала остались на месте:

1. Классическая атмосфера надвигающегося ужаса;

2. Яркие, живые персонажи;

3. Свежий интригующий сюжет;

4. Реально пугающие твари;

5. И масса тайн, неподвластных человеческому рассудку.

И т.к. большинство “продолжателей” не могут осилить даже половины этих пунктов, то автору было достаточно просто грамотно скопировать работу Лавкрафта, чтобы читатели уже не обошли “За рифом” стороной. Но Бэзил Коппер пошел дальше и в своем рассказе натурально продолжил основной сюжет с новыми персонажами и новыми тайнами, грамотно вплетая их в знакомые уже инсмутские мотивы.

Кроме этого стоит отметить филигранное владение языком и просто поразительное подражание лавкрафтовскому стилю письма, едва ли отличимое от оригинала.

Даже на мой, достаточно искушенный взгляд это “чистая победа” и однозначный “must read” для всех поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта.

Оценка : 10
«Доктор Портос»
–  [ 1 ]  +

dimon1979, 28 мая 2010 г. в 11:16

Мне рассказ очень понравился. Получив наследство молодой человек вместе с женой обязаны на протяжении пяти лет прожить в поместье своего дяди в затерянной глуши. Приехав туда, его жена с каждым днем чахла и чахла, вдобавок у нее кто то сосет кровь из шеи. Попытка выследить кровососа ни к чему не приводит. Кто же на самом деле вампир?

Оценка : 10
«Янычары из Эмильона»
–  [ 8 ]  +

Pupsjara, 07 сентября 2009 г. в 13:24

Жестокий, психологический рассказ, очень мастерски написанный. Автор не стал обьяснять причины, почему Фарлоу стал сниться этот сон, не обьяснил он также, как тело Фарлоу реагировало на то, что происходит с ним во сне и как он принес из той эпохи камень. Автор решил остановиться на психологическом аспекте того, что происходило с Фарлоу, как он медленно превращался в больного, как он боялся спать и как надежда на спасение покидала его также быстро, чем ближе были к нему янычары. Очень сильный рассказ, концовку которого людям со слабыми нервами лучше не читать, ибо крови не просто много, а очень много.

Оценка : 9
«Янычары из Эмильона»
–  [ 6 ]  +

Маклеллан, 01 ноября 2010 г. в 19:40

Рассказ жесткий, захватывающий и, что самое главное, не дает до конца всех ответов. Очень понравилось нагнетание атмосферы с каждым сном и таинственное поведение врача и медсестер в клинике, уже понятно, что что-то не так, но все равно ждешь необычного завершения истории.

Оценка : 9
«Хлюпперы»
–  [ 4 ]  +

Saneshka, 10 марта 2009 г. в 08:07

Хотя главная роль, естественно, отводится сюжету, мир, в котором все происходит, по-моему, гораздо интереснее. Несмотря на то, что, по сути, он обрисован всего несколькоми фразами, удручающая атмосфера всеобщего разрушения — и даже разложения — присутствует постоянно. Чем-то мне напомнило «День триффидов»: так же люди вынуждены приспосабливаться к изменившемуся окружающему миру, и, не смотря ни на что, стараются не просто выжить, но обустроить свою жизнь, сделать сам этот мир лучше. Пусть в данном случае то, что их окружает — следствие неразумного поведения самих же людей, начинаешь верить, что у этих, их потомков, все выйдет лучше, и через все трудности они, учтя, наконец, «уроки истории», пробьются в новый мир, созданный собственными руками.

Оценка : 9
«Хлюпперы»
–  [ 2 ]  +

MarchingCat, 25 августа 2015 г. в 22:02

Действительно жуткий рассказ. Но, конечно, не потому, что он хоррор какой страшный и напугал читателя, а по происходящим событиям, по своей смысловой нагрузке.

Человека пугает много что. Насекомые, змеи, крупные хищники, кого-то ещё что-то. А это -известные и изученные опасности. Автор же показал как может стать непредсказуема и опасна природа в случае неконтролируемых мутаций в свете ухудшения экологии, загаживания земли.

И написано отлично. Не постап-боевичок, хотя движухи тут хватает, не эпатаж ради страха, а просто как внезапную опасность, встретить которую пришлось учёным буквально своей грудью, своими жизнями.

Оценка : 9
«Доктор Портос»
–  [ 2 ]  +

шесхарис, 18 мая 2011 г. в 22:39

Рассказ великолепен,не затянут...Концовка — для меня была совершенно неожиданной.Такой можно сразу же перечитывать и смотреть при этом на героев уже совсем другими глазами.

Оценка : 9
«Серый Дом»
–  [ 1 ]  +

alex1970, 03 декабря 2010 г. в 13:31

Семейная пара англичан, Филипп и Анжела, приобретают в Бургундии особняк с большим приусадебным участком. Всего за 300 фунтов. Особняк полуразрушен, в нем долгое время никто не жил.

Супруги, несмотря на мрачную славу дома, любовно восстанавливают его. Все завершается кровавой трагедией. И тем, что Филипп перестает писать романы ужасов, и переключается на комедии и политические триллеры.

Автор умело выстраивает классический сюжет произведения ужасов, постепенно сплетая паутину страха – промелькнувшая тень, намек рабочего, вопрос о прежних владельцах.

Все к месту, хорошо подогнано и пугает.

Оценка : 9
«Доктор Портос»
–  [ 0 ]  +

mastino, 02 января 2008 г. в 21:18

Великолепный рассказ. Прекрасное повествование с блистательной концовкой. С очень неожиданной концовкой, что и является, пожалуй, основной прелестью рассказа.

Оценка : 9
«Великий Белый Космос»
–  [ 10 ]  +

Thalidomide, 10 ноября 2017 г. в 14:41

Этакое «Путешествие к центру Земли» Верна с лавкрафтовским антуражем. Несколько учёных и фотограф-путешественник (он же — рассказчик) отправляются в таинственную экспедицию неизвестно куда (по тактическим соображением глава экспедиции скрывает маршрут даже от остальных компаньонов, чтобы обо всём не пронюхали СМИ). В конце концов в каких-то горах они находят древнюю пещеру с огромным рукотворным входом и смело отправляются вглубь Земли на нескольких трактороподобных машинах, вооружённые пулемётами и гранатами. Глава экспедиции уже когда-то проходил этим маршрутом в одиночку, но вынужден был вернуться домой, чтобы подготовиться получше и пройти ещё глубже внутрь Земли по гигантскому искусственному коридору.

В целом, книга неплохая, да и написана прилично (то есть не палпово). Из минусов — главу экспедиции зовут Кларк Эштон. Ну сильно уж лобовой приёмчик, эх.:)

Один эпизод как бы намекает на то, что эту книгу читал Дэн О'Бэннон — до того, как писать сценарий «Чужого».

Оценка : 8
«Камера-обскура»
–  [ 7 ]  +

Кел-кор, 18 июля 2009 г. в 11:48

Еще один интересный рассказ от Бэзила Коппера. Автор очень интересен мне, почему же так мало его произведений переведены на русский язык?

Проза Коппера отличается лаконичностью. Он пишет ни больше, ни меньше, чем это требуется; нет лишних слов, нет «воды». Наверное, также и этим привлекают меня его рассказы — я ведь люблю лаконичность.

Кроме того, и сама идея рассказа, связанная с оптическим прибором, через который можно видеть иной мир, весьма интересна. И конечно, финал... Полная безнадега, нет ни одного шанса на спасение... Класс!

Оценка : 8
«Янычары из Эмильона»
–  [ 6 ]  +

Charly, 16 января 2010 г. в 00:39

рассказ довольно интересный, сначала показался мне немного затянутым.Автор медленно и верно подводит нас к кульминации, а именно — к гибели героя. И гибели, согласитесь, неизбежной. Нотки этой неизбежности проскакивают еще в самом начале сновидений Фарлоу. Сны наяву — вещь загадочная и неисследованная. Хотя в рассказе доктор Фарлоу якобы говорит, что ему знакомы такие случаи и шоковая терапия поможет... АГА:-))) В конце концов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перед глазами читателя показано ужасное месиво, то что оставили янычары от Фарлоу.

Оценка : 8
«Пещера»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 30 ноября 2017 г. в 19:48

Хороший, интересный рассказ в стиле классического хоррора. Небольшая деревенька в удаленном уголке австрийских Альп. Кто-то ворует скот у местных жителей. И английский путешественник, оказавшийся в этом месте, решает раскрыть тайну.

Да, это не шедевр. И сюжет не особо оригинален, и финал несколько упрощён. Но, написано это произведение неплохо, легко и ярко. Атмосфера страха, как это и было задумано автором нагнетается постепенно и неторопливо.

Мне не хватило откровенности в самой кульминационной точке рассказа. Может быть, если бы писатель хотя бы чуть-чуть приоткрыл тайну, история вышла бы ещё страшнее и интереснее. А так, все осталось «за кадром».

Оценка : 8
«Камера-обскура»
–  [ 5 ]  +

alex1970, 26 марта 2013 г. в 16:54

Очень не хотелось ростовщику плестись в старую часть города к таинственному должнику. Но дом оказался хорошо обставлен. Хозяин, хотя и просил отсрочку, был любезен и показал всякие диковинки, одна из которых особо впечатлила.

Вот только выбраться обратно будет практически невозможно.

описание города почему то напомнило мне произведения Майринка.

Вторая часть — потрясающая атмосфера жуткого кошмара

Оценка : 8
«Плачь, волк»
–  [ 4 ]  +

Ригель_14, 25 сентября 2009 г. в 06:49

Второй мой рассказ Бэзила Коппера (первым был «Блистание полированных лезвий») и от него я ожидал только положительных имоций. И автор не подвел.

По сравнению с «Блистанием полированных лезвий» язык описания стал более связанным и легче читаемый. Получилось что-то наподобие мистического детектива. А сюжет стандартен, но! Есть вещь которая отличает его от других подобных рассказов — это драматизм. От финальной сцены слезы на глазах. Именно за финал такая оценка.

Оценка : 8
«Доктор Портос»
–  [ 4 ]  +

Claviceps P., 23 декабря 2007 г. в 02:56

Подспудно ощущаю тягу к этому автору уже давно. Пока попадалось мало, но нравилось весьма.

Начал Коппер вроде с 70-х, но явно подпитывался более ранним периодом в истории хоррора. Вполне в духе коротких журнальных историй и этот рассказ. Но клевый, и с ударной (в том числе и в прямом смысле) концовочкой… :-)))

Оценка : 8
«Камера-обскура»
–  [ 3 ]  +

Mishel78, 25 января 2022 г. в 10:04

Коппер создал превосходную мистическую историю, в которой подробно показан психологический портрет человека, столкнувшегося с неведомым и наполненную атмосферой безнадёжности и неотвратимости возмездия.

На самом деле, рассказ ещё и поучительный, но без лишнего морализаторства. Главному герою, ростовщику Шатерду, не единожды предоставлялась возможность изменить своё решение относительно смягчения долгов нуждающимся людям. Автор очень интригующе показал как Шатерд смягчается от обращения к нему должника-антиквара и что-то доброе просыпается в его душе после показа в камере-обскуре ярких видов родного города ростовщика. Вместе с тем, у читателя начинают пробегать мурашки по коже, ведь он предчувствует, что все разговоры с должником, который не в меру доброжелателен и спокоен в общении с Шатердом неслучайны.

В финале перед читателем раскроется роль камеры-обскуры, показывающей несуществующую уже много лет часть города. С ней связаны метания ростовщика, почти готового отказаться от притязаний на возврат долга. Перед читателем пройдёт жутковатый парад призраков, вселяющий в героя ужас и неотвратимость расплаты за свои действия.

Примечательно и то, что Коппер в повествовании акцентирует внимание на то, что действие происходит после войны. То есть, у ростовщика могла быть возможность быть оправданным. Но, поскольку он пользовался послевоенной разрухой, чтобы обогатиться, то и тяжесть его действий в отношении обездоленных усиливается — эта мысль невольно возникает после прочтения.

Добротный рассказ, в котором автор умело увлекает читателя по тропе в неведомое, попутно показывая изменчивую природу человеческой души.

Оценка : 8
«Архивы мёртвых»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 01 апреля 2013 г. в 09:00

Рассказ вторичный, но очень атмосферный, поэтому я его высоко оценил. Подобный сюжет был у Ламли, Кларка Эштона Смита (Возвращение колдуна), Дерлета, да и у Лавкрафта, по большому счету можно припомнить и Стокера.

Культовый, но малоизвестный широкой публике поэт получает место секретаря известного ученого-затворника. Поместье работодателя он нашел с большим трудом.

Обязанности необременительные, но настораживает обилие необычных книг (весь пантеон мифов Ктулху представлен) и странные порядки в доме.

Как и ожидалось, поэта пригласили не случайно.

Бэзил Коппер создал неплохую вариацию, тут есть и мифы Лавкрата, и из других областей ужаса представлено немало.

Оценка : 8
«Хлюпперы»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 22 декабря 2010 г. в 19:11

Интересный рассказ о постапокалиптическом мире. Была ядерная война, цивилизация почти не сохранилась. На отдаленном острове небольшая научная станция проводит некие исследования. И сталкивается с ужасными монстрами.

Мир набросан скупыми штрихами, но он при этом ощутимо мрачен и давит на психику. Со страниц веет холодом и сыростью.

Длительное время действие раскачивается, а затем буквально несется.

Чем-то (атмосферой наверное) мне рассказ напомнил российский триллер «Как я провел этим летом».

Оценка : 8
«Плачь, волк»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 04 ноября 2010 г. в 18:07

Отличный рассказ ужасов в классическом стиле. Горная деревушка во французских Альпах, В ее окрестностях появляется волк. Сначала сообщение вызывает смех, затем озабоченность, потом на деревню обрушился ужас.

Хороший мистический детектив, правда, с легко предсказуемым финалом.

Оценка : 8
«Доктор Портос»
–  [ 3 ]  +

Pupsjara, 08 августа 2010 г. в 00:58

Есть рассказы, читая которые, думаешь, опять середняк, зачем я трачу на него время, но вот дело доходит до просто блестящего финала и впечатление от рассказа меняется на полностью противоположное. Этот рассказ как раз из них. Если бы не неожиданный, отличнейший, черноюморной финал, впечатление от этого посредственного рассказа, да и моя оценка были бы совсем другие.

Оценка : 8
«Янычары из Эмильона»
–  [ 2 ]  +

AshenLight, 01 января 2023 г. в 20:35

Рассказ страшен, благодаря мастерскому описанию ощущений главного героя и надвигающегося ужаса. Хотя совсем не очевидно, что произойдёт в финале, сама атмосфера правдоподобна и заставляет сопереживать происходящее. У автора получилось нагнетание ужаса. Что может сделать главный герой, чтобы спастись? Он может действовать в своём сне, как жертвы Фредди Крюгера? Хотя бы попытаться убежать или сопротивляться.. Вряд ли. Он не знает, что его ждёт, но может предполагать самое худшее. Рассказ достойный. Можно вполне перечитать/переслушать с удовольствием. Вообще бы надо собрать эдакий паноптикум из самого мерзкого, выходящего за все рамки. Туда точно вошло бы кое-что из сочинений Паланика, «Мёртвый мальчик» Швайцера, «Василиск» и «Разбиться стеклянным гоблином» Эллисона, «Сепсис» Мастертона, «Человеческая кожа» Уоддела, «Образ мышления» Старджона, «Голый мозг» Баркера, «Ночь, когда они пропустили ужастик» и «Мой мёртвый пёс Бобби» Лансдейла.. Но удовольствия от большинства из них вряд ли стоит ожидать.

Оценка : 8
«Прах к праху»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 04 апреля 2013 г. в 10:17

Довольно интересный рассказ о плохом месте. Мистер Эпплтон выгодно приобрел усадьбу в деревне. Все добротное, крепкое. Все отлично. Но в доме слишком много пыли, и это его беспокоит.

Сюжет интересен своей необычностью.

Создана неплохая атмосфера, и догадаться в чем же дело, довольно трудно

Оценка : 8
«The Knocker at the Portico»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 03 апреля 2013 г. в 00:17

Рассказ довольно интересный. О перетркудившемся ученом.

Автор умело лавирует от истории о призраках (скорее, полтергейсте) до подобия лавкрафтианских ужасов.

Но смысл окажется совсем в другом.

Ужаса добавляет дневниковая форма повествования

Оценка : 8
«Доктор Портос»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 20 марта 2011 г. в 22:00

Рассказ написан в конце 60-х, но по стилистике он вписывается в золотую эпоху Weird tales.

Мрачное поместье, полученное в наследство от дальнего родственника, туманные намеки, загадочная болезнь.

Автор умело создал готическую атмосферу. Рассказ не оригинален, но интересен.

Оценка : 8
«Доктор Портос»
–  [ 2 ]  +

ksGhost, 28 сентября 2010 г. в 20:25

Как-то все очень быстро закончилось. Я уже смаковал картины будущих ужасов на фоне пейзажей в духе фильма «Собака Баскервилей», а тут раз, и конец 8:-0. Обидно, уж больно атмосферное и «вкусное» повествование начал автор, и неожиданный финал не компенсировал мне недополученное от оборванного чтения удовольствие.

Оценка : 8
«Доктор Портос»
–  [ 2 ]  +

duke, 24 июля 2008 г. в 15:58

Отличный короткий рассказ. Финал, естественно, выше всяких похвал! Но кое-какие логические неувязки есть, поэтому и оценку выше не поставил.

Оценка : 8
«Доктор Портос»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 23 мая 2022 г. в 18:24

Ни в одной другой подобной истории не было такого убедительного объяснения, почему герои сразу не свалили из дурного дома, как поняли надвигающуюся на них участь. А так «Доктор Портос» очень атмосферен, и хоть в какой-то мере действительно предсказуем, но всё равно удивляет нестандартным подходом автора к повестованию и оригинальности финала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И да, я так и вижу, как ГГ уже истлевая и рассыпаясь в пепел дописывал последнюю строчку).

Оценка : 8
«Ill Met By Daylight»
–  [ 1 ]  +

alex1970, 14 апреля 2013 г. в 13:43

Неплохая готическая история в духе Монтегю Р. Джеймса, с хорошей атмосферой. Даже странно, что написана сейчас, и в ней мирно уживаются достижения современной цивилизации и старые страхи.

Архитектор, реставрирующий церковь в глубинке, натыкается на странные вещи. Странности накапливаются и он решае выяснить, в чем же дело

Оценка : 8
«Паук»
–  [ 1 ]  +

alex1970, 23 марта 2013 г. в 15:06

Первый рассказ известного писателя не оригинален, вторичен, но хорош. Тем более играет на арахнофобии, вещи, знакомой многим.

Коммивояжер остановился в гостиннице. А дальше произошли странные события.

Трактовать их можно по разному, что также добавляет интерес к прочитанному.

Понравилось, еще и потому, что я тоже не люблю пауков. Не настолько сильно, как герой рассказ

Оценка : 8
«За рифом»
–  [ 0 ]  +

pakin666, 24 августа 2018 г. в 15:32

Вполне достойная повесть в духе Лавкрафта. Атмосфера выдержана на должном уровне, события развиваются таинственно и зловеще, захватывая интерес читателя.

Оценка : 8
«Блистание полированных лезвий»
–  [ 0 ]  +

alex1970, 13 октября 2010 г. в 23:32

Написана в форме дневника безликого злодея.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поначалу кажется – простого воришки, потом убийцы, и лишь в последних абзацах выясняется, что читаешь дневник самого Джека Потрошителя.
Несколько сумбурная новеллетта, в которой не раскрыты мотивы действий психопата, а просто описываются его действия.

Оценка : 8
«Серый Дом»
–  [ 6 ]  +

Кел-кор, 04 июня 2010 г. в 17:08

К сожалению, ничего особо интересного в этом рассказе мне найти не удалось. Непонятно, зачем так растянуто повествование, хотя, конечно, описания интерьера Серого Дома достаточно хороши. Надо понимать, ради них в первую очередь и писался данный рассказ. Потому что страха, ужаса, хоррора как такового здесь не сыщешь днем с огнем. Впрочем, и ночью без света тоже...

Оценка : 7
«Кошмар Гримстоунских болот»
–  [ 6 ]  +

Vladimir Puziy, 28 февраля 2010 г. в 15:54

Да, действительно, рассказ как будто повторяет «Собаку Баскервилей»: те же типажи главных героев, примерно схожий расклад сил, но в то же время это и рассказ-перевёртыш. Не стану спойлерить, чтобы не лишать читателя удовольствия, но в принципе этот «сюжет навыворот» показался мне не такой уж плохой придумкой. Не хватило лишь толики иронии, чтобы «Кошмар» читался одновременно как детектив и как пародия на Холмса. А так в нём слишком много от первоисточника, и это сильно портит впечатление.

Оценка : 7
«Пещера»
–  [ 5 ]  +

VovaZ, 04 июля 2014 г. в 07:42

«Пещера» была бы не плохим рассказом, будучи написанной в 19 или даже в начале 20 века. Все законы жанра соблюдены, в классическом стиле. Однако, написано в 60 годах, когда появились новые методы и имена. В принципе,, рассказ понравился, как ужастик в стиле ретро, но можно было бы сделать сильнее.

Логическая ошибка в интриге. Автор обещает в начале историю о том, как обыденные вещи вызывают непоборимый ужас. Однако, посылает нам ужасных чудовищ из ада, плохо сочитаемых с обыденностью.

Тем не менее, рекомендую.

Оценка : 7
«Янычары из Эмильона»
–  [ 5 ]  +

mac_mac, 12 мая 2012 г. в 22:34

Все началось, казалось бы, с обычного переутомления. Но все закончилось трагедией.

Да, это действительно трагедия человека, который потерял грань между сном и явью. И настолько эта навязчивая идея о янычарах, которые собираются убить его, захватила, что, в конечном счёте, привело к смерти.

Страшно.

Ну, конечно, не очень правдоподобно звучит, что он сам попросился в клинику «отдохнуть». Понятно ведь, что в такие учреждения пациенты по своей воле не приходят.

Оценка : 7
«Пещера»
–  [ 5 ]  +

Ригель_14, 11 ноября 2009 г. в 21:08

Разочаровал немного на этот раз Коппер меня. Или у меня немного завышенные требования к нему? Наверное я просто жду от него чего-то большего.

Сам же рассказ очень хорошо начался. Вступительная речь Вильсона (про страх) очень даже хорошая и со смыслом (чем-то напоминает философию ГГ в рассказе «Страх» Баркера). Но потом как-то все пошло не так. Через чур просто и предсказуемо. Пропадающий скот, запуганные жители и темная пещера в которой кто-то (не скажу кто, прочитайте сами). Сам вор (или как там его еще можно назвать) очень скудно описан. И жители надо полагать знали о нем и возможно даже поклонялись ему. Это все банально.

Но сделав поправку на год написания поставил такую оценку.

Оценка : 7
«The House of the Wolf»
–  [ 4 ]  +

Walles, 17 июля 2021 г. в 16:49

«Он услышал слабый шорох во мраке и, напрягшись от волнения, спустился по лестнице. Бледное лицо Менлоу показалось в свете лампы, словно видение. Он схватил Кольриджа за руку. «Вы проверили образцы?». Менлоу кивнул и произнес дрожащими губами: « Это невозможно, профессор. Волосы -волчьи, а кусочки кожи ...человеческие...»

Эх, что может быть лучше старого доброго романа ужасов в восточноевропейских локациях. Со старинным замком, где на каменных плитах лежат медвежьи шкуры; на стенах развешены гобелены, щиты и пики, образуюшие художественные узоры; где неподалеку стоит цыганский табор, а по ночам слышен волчий вой...

«Дом Волка» — роман сэра Бэзила, написанный им на ликантропическую тематику, и впервые увидевший свет в культовом издательстве Arkham House. Некоторые находят условную связь романа с книгой «Десять негритят»: действительно, что-то общее есть, ведь приехавших на собрание с разных городов оккультистов-фольклористов, преследует по подвалам и подземельям волк-оборотень, являющийся, к слову, одним из них, из гостей...

Кратко о завязке сюжета. 1895-й год, Лугош, Венгрия. Американский профессор Джон Кольридж принимает приглашение графа Гомолки и прибывает в его замок, названный Волчьим в связи с давней историей об Иване Смелом, погибшим неподалеку, окруженным стаей волков...Приезжают ещё несколько писателей, а среди хозяев особенно выделяется дочь графа с очаровательным именем Надя. Однако, приехали они все в недобрый час -в окрестностях замка появляется огромный волк с серым пятном на спине. Опытнейший стрелок Кольридж вынужден вспомнить молодость -профессор берёт ружье в руки и снимает спусковой крючок с предохранителя, присоединяясь к опасной охоте на зверя... Кстати, полагаю, что назвать героя Кольриджем (в честь британского поэта) старика Бэзила сподвиг роман Пауэрса «Врата Анубиса», вышедший в том же году. Насколько я помню, там также присутствовали оборотнические мотивы.

«Когда я прощался с ***, он слегка поморщился во время рукопожатия. Я заметил скрываемую им повязку на правом запястье...»

А хороший ведь приём -после ранения волка найти человека с травмой -и вот и думай после этого, случайное ли у товарища членовредительство, или же он того...В целом: сюжет ровный, в чем-то кинематографичный, со множеством отсылок (одна из них у автора спойлерит собственный «Некрополис»), а детективная развязка подразумевает определенные нюансы. Вместе с тем, книге никак нельзя поставить высокий возрастной ценз -как-то все уж очень по-доброму, уютно и по-домашнему описывается: что удивительно, учитывая зловещий сюжет произведения. Ещё мне кажется, что слепить полновесный роман, целиком построенный только на оборотнических сценах, задача не простая -ведь автор вынужден будет волей-неволей повторяться в описаниях, особого разнообразия для маневров эта тема не предоставляет. Видимо, поэтому Коппер и принял решение добавить интриги, не раскрывая настоящее имя человека-волка до последней главы. Зато бонусом можно получить охотничьи сцены и природные описания. Как говорится, «...два ястреба взлетают вверх, ловя свежий ветер и высматривая добычу на земле, внизу...». И, конечно, это тот случай, когда книга сильно выиграла бы при наличии красивых иллюстраций.

Итого: неплохая прогулка по темным коридорам и подземельям от мастера макабрического детектива.

Оценка : 7
«Страхи живописца»
–  [ 4 ]  +

Фалкон, 21 февраля 2018 г. в 11:07

Шерлок Холмс срывает маски.

Классическое сочинение, основанное на стандартных приемах Конан Дойла. Холмс угадывает, чем занимался весь день Уотсон («Собака Баскервилей», например); встречает очередного нервного посетителя, который рассказывает таинственную и интригующую историю (масса текстов); рассказывает, чем этот посетитель занимался днем (смотрим, например, «Пеструю ленту»).

История посетителя также вполне стандартна; даже «изюминка» данного рассказа — мерзкая, нечеловеческая рожа в окне — извлечена автором из «Желтого лица».

Нельзя сказать, что читается без интереса; но стремление автора следовать канону чрезмерно.

Холмс с Уотсоном выезжают на место происшествия, осматривают очередной мрачный, уединенный особняк; потом его окрестности; ночуют в гостинице, после чего Холмс производит стандартные хитроумные розыскные мероприятия (непонятные Уотсону) и ставит свои ловушки.

Ночевка в зловещем особняке; бдение во мраке (снова «Пестрая лента»), погоня за явившимися злодеями и — гибель одного, с последующим разоблачением второго.

Рассказ разделен на семь глав; последняя завершает историю (не сюжет; сюжет завершился ранее). Здесь же раскрывается загадка, которую Холмс разрешать не стал. И Холмс играет на скрипке.

Специфично, что в сюжете полностью отсутствует официальная полиция; следствие с начала и до конца является строго частным. Холмс, что не часто, получает солидное денежное вознаграждение. Завершается полнейшим хэппи эндом.

В целом, неплохо, хотя как отметил выше, автор компилирует стандартные приемы и демонстрирует недостаток собственного воображения. Зато он не наделяет классических героев неведомыми свойствами характера и привычками. 7 баллов.

Оценка : 7
«Янычары из Эмильона»
–  [ 4 ]  +

montakvir7511, 09 января 2018 г. в 07:04

Так то, это может и лучший рассказ Коппер, но до ужжжаса предсказуемый. Кровавый финал читался ещё в тот момент, когда автор упомянул, что герой продолжал видеть свои удивительные и до жути реалистичные сны даже после помещения в психушку. Ну а после появления в этих снах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отряда янычаров с очень жестокими лицами, вооружённых острыми саблями и направляющимися к сновидцу
стало понятно, куда дело идет.

И правда сильно напрягло отсутствие со стороны главного героя любой попытки сопротивления, он просто покорно из ночи в ночь ждал своей участи.

Интересный и умело нагнетающий напряжение рассказ, но особым открытием он для меня не стал. Просто профессионально и качественно написано.

Оценка : 7
«Серый Дом»
–  [ 4 ]  +

greyofthedawn, 11 мая 2015 г. в 20:13

Старинный серый дом. Дом, от которого веет тьмой, тайной, от которого бросает в дрожь, но который очаровал своей стариной и мрачностью писателя, пребывающего в поисках вдохновения. И, несмотря на дурную славу, которая прочно закрепилась за этим домом, молодая пара приобретает его, даже не догадываясь, во что это приобретение в итоге выльется для них.

Автор рассказа просто невероятно талантливый литературный художник, который очень умело вырисовывает в воображении читателя все происходящее. И остается такое впечатление, словно ты сам видел это все, чувствовал это все. Мне очень понравилось это размеренное, живописное, атмосферное повествование, которое полностью зачаровывало и манило вдаль. А краски тем временем все сгущались, пока вокруг не стало совсем темно, и мир, нарисованный автором, поглотил кромешный мрак.

По сути, в сюжете рассказа нет ничего особенного: мрачный дом, зловещие тайны, вопросы, ответы на которые хранятся в ветхих книгах, и главный герой, который все еще не замечает грозовых туч над своей головой, до тех пор, пока не грянет гром и не станет слишком поздно. Но исключительный художественный талант автора и внимание к деталям делают это произведение невероятно атмосферным и захватывающим.

Хотя сюжет все-таки не дотягивает до художественного богатства и атмосферности повествования, и рассказу недостает внимания к сюжетной линии и взаимоотношениям героев, ведь большая часть повествования относится к описанию волшебных преображений, происходящий с домом и описанию его прекрасных, но в то же время пугающих окрестностей. Но все же автор мог бы наполнить сюжетную линию большим количеством деталей и событий, ведь здесь точно было бы, о чем рассказать.

Оценка : 7
«Пещера»
–  [ 3 ]  +

Jis3i, 11 июля 2023 г. в 21:56

Как-то еще ребенком я взял у соседей сборник хоррор прозы «Зловещие мертвецы» (как ни странно, не имеющий никакого отношения к знаменитой кинофраншизе), в котором мне среди прочего попался рассказ под названием «Пещера», запомнившийся довольно необычной концепцией и мрачным финалом. Имя автора, естественно, стерлось из памяти, так что когда много лет спустя, на распродаже старых книг я купил другой старенький сборник зарубежной мистики, то увидев среди перечня рассказов знакомое название, был уверен, что это и есть та самая «Пещера», так как в начале 90х таких сборники выпускались в довольно приличных количествах и рассказы часто кочевали из одного в другой, правда, порой с другим переводом. Но когда я приступил к чтению (и начал именно с этого рассказа, чтобы освежить в памяти детские впечатления), то выяснилось, что я, так сказать, немного ошибся «Пещерой». Автором «того самого» рассказа оказался Рональд Четвинд-Хейс. А вот «Пещеру» с купленного мной сборника написал Бэзил Коппер. Но, тем не менее, я все равно остался доволен, так как этот рассказ оказался хотя и несколько старомодным, но приятным и даже в каком-то смысле «уютным». В начале повествование подается от лица автора (или его альтер эго), который в компании нескольких джентльменов, обедает в неназванном клубе у камина и внимает их рассуждениям о природе страха. Пока некий Вильсон, который по сути, и есть «настоящий» главный герой рассказа, не поднимает еще более любопытную тему «ужаса среди бела дня», т.е. когда что-то жуткое является нам при ясном дневном свете, но все равно страшно до безумия. После чего обещает рассказать присутствующим, что сам оказался в аналогичной ситуации, во время своего давнего путешествия по Альпам. Вот только его рассказ вышел, кмк, немножко про другое, и выделить здесь тот самый момент мне было несколько затруднительно, пока герой в конце сам не объяснил, что именно он имел в виду. Так же к недостаткам рассказа, на мой взгляд, можно причислить то, что автор, видимо, сам не определился со сверхъестественными способностями придуманного им существа — например, когда Вильсон фотографировал фреску с демоном в церкви, ему явно пыталась помешать какая-то мистическая сила. После чего следует сцена с попыткой проникновения монстра в дом под покровом ночи и там уже все выглядит вполне реалистично: оказывается, простая щеколда на двери вполне способна задержать это дьявольское отродье, а уж когда в дело идет мощный засов, то зверь совсем оставляет попытки прорыва. В то же время в финале рассказа нам сообщают, что чудовище каким-то образом телепортировалось в забаррикадированную комнату на втором этаже того же самого дома и так же бесследно из нее исчезло. Выходит все-таки, что запоры (дверные, в смысле) ему нипочем. Но с другой стороны, когда пещеру монстра завалили взрывом убийства прекратились, т.е. опять-таки все выглядит более менее естественно. Ну а порча последнего кадра пленки, с запечатленным на ней демоном, снова тянет на потустороннее вмешательство. В общем, что это было: автор ли сам запутался, или же поставил своей целью запутать читателя, до конца не понятно. А вот особо понравилась, как ни странно, маленькая деталь, которая немного выбивалась из общей «традиционности» рассказа — в кои-то веки жуткий инфернальный монстр издает не рычание, не лай и не дьявольский смех. А говорит он просто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«кхе-кхе», как бы прочищая горло перед тем, как сказать что-то еще.
И уже становится не по себе, ведь понимаешь, что такой звук может издавать именно разумное существо, а не просто дикий зверь. На мой взгляд, этот момент автору удался и действительно запоминается.

Кстати, интересно, что вопреки законам жанра, Вильсон не сошел с ума и даже не умер после контакта с загадочным злом, а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
спокойно женился и жил себе долго и счастливо.
Чего, увы, нельзя сказать о пожилой паре, у которой он остановился. Не очень понятно только, как же они жили там столько лет в непосредственной близости от пещеры с монстром и он их не трогал, убивая только скот, а как только гг приехал и заселился, то зверь повадился по ночам штурмовать дом. Возможно, имеется в виду, что Вильсон сам его спровоцировал тем, что полез куда не надо и начал заглядывать в эту пещеру. Тогда получается, что он сам невольно стал причиной
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибели несчастных стариков, которые может быть так и дожили бы свой век в страхе, но в целости, а монстр продолжал бы только коз да другую живность таскать.

Оценка : 7
«Necropolis»
–  [ 3 ]  +

Walles, 14 июля 2021 г. в 13:57

«К ним бодро приближались двое невысоких мужчин в пиджаках и шляпах-котелках. По острым, как у терьера, чертам лица, Битти узнал инспектора Лестрейда. Его внимательные серые глаза были полны интереса, когда он выдвинулся, чтобы пожать руки встречающим.(...) «У них есть инструкции, сэр. Я не зря работал с самим Холмсом», продолжил Лестрейд с улыбкой:« И вы должны признать, что в вашей профессии он — дуайен.»- «Согласен», — спокойно ответил Битти. «Я не оспариваю корону...»

Эх, что может быть лучше неожиданной встречи со старым другом? Да, всё верно, сэр Бэзил Коппер в «Некрополисе» ненадолго воскресил славного инспектора Лестрейда для участия в ключевых моментах дела о краже золотых слитков. А почему бы и нет? Несомненно ведь, что доктор Уотсон заинтересованно и пристрастно рассказывал нам о появлении Лестрейда лишь в тех произведениях, где тот всегда был в тени Холмса; в то время как в биографии инспектора наверняка имелось еще немало дел, прошедших при его непосредственном участии. Правда, и на сей раз Лестрейд остается несколько в сторонке -всё-таки, примой данного романа Коппер сделал собственного детектива — Клайда Битти, работающего в паре с помощником Доттереллом...

Итак, «Некрополис». Эта чудесная книжка впервые увидела свет в культовом издательстве Arkham House Августа Дерлета, и стала первой, не связанной с творчеством Лавкрафта, получившей дополнительный тираж. Если говорить в общем, я бы предложил для данного романа (равно как и всех прочих произведений аналогичной направленности) специальный термин — «кладбищенский» детектив — aka «cemetery detective», ибо 90% времени герои произведения проводят в окрестностях знаменитого Бруквудского кладбища в Уокинге. Идея вообщем-то хороша, т.к. она отлично коррелирует со старой викторианской Англией и её мрачными ритуалами. В то время (середина XIX века) столичные кладбища были переполнены, поэтому по инициативе лондонского некрополя с 1854-го года организовали специальный похоронный поезд в «в один конец», курсировавший с вокзала Ватерлоо в Бруквуд, прямиком к местному гигантскому кладбищу. Вот на этом то «поезде смерти» и предлагает прокатиться читателям сэр Бэзил — в компании активного инспектора Лестрейда и его коллег...

Кратко о завязке. К частному детективу Клайду Битти обращается юная особа привлекательной наружности Анжела Мередит. Её отец, ранее не жаловавшийся на здоровье, скоротечно умирает от внезапных болей в желудке. Девушка считает, что приходивший на осмотр «семейный друг» — доктор Каушман не только не помог в лечении, но и неким причинным образом усугубил течение болезни мистера Мередита. Битти наводит справки и выясняет, что Каушман владеет в Суррее клиникой при доме престарелых — неподалеку от кладбища и решает навести ему визит. А заодно, на свой страх и риск, инициирует эксгумацию тела Мередита... Постепенно Битти начинает догадываться, что деятельность коварного доктора каким-то образом осуществляется при покровительстве руководства кладбища и, возможно, имеет отношение к сенсационной краже золотых слитков из местного банка...

Что ж, в целом — довольно неплохо, степенно и обстоятельно. Может быть и хотелось, чтоб действие развивалось как-то поострее и поизощрённее, но, по-видимому, автор более сосредоточился на воссоздании стилистики «викторианской» эпохи. Клайд Битти являет собой не чистый образ «дедукциониста», а скорее тяготеет к активным перемещениям, более свойственным по манере его американским собратьям-пинкертоновцам, либо, обгоняя своё время (!), в чем-то цитирует образы Чандлера и Хэммета. Уж по-крайней мере, ударов по голове из темноты Битти отхватил здесь никак не меньше, чем герои названных авторов. Да и клиентка, в восхищении падающая в объятия мужественного детектива со всеми вытекающими последствиями — это всё оттуда же...

Из замеченных «пасхалок»: когда выясняется, что Битти-сотоварищи «по ошибке» выкапывают чужой труп, его фамилия оказывается...Льюис Арчер. Уж не намёк ли это на «будущего» героя книг еще одного мастера «крутого» детектива — Росса Макдональда?. Ну, а для истинных шерлокоманов в концовке книги спрятан дополнительный, прямо таки царский подарок...

«Игра окончена!»,- быстро произнёс Лестрейд официальным тоном: «Скотланд-Ярд. Ведите нас к своему хозяину.»(...) Инспектор схватил дрожащего смотрителя за воротник и приставил ему револьвер к носу. «А теперь, дружище», -мягко сказал он. «любезно прошу показать нам подвалы...».

Итого: хорошее, доброе повествование (пусть и слегка шаблонное) от замечательного автора, известного у нас лишь по небольшой горстке переведенных рассказов.

Оценка : 7
«Шахта № 247»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 21 марта 2013 г. в 14:08

Начинается как многие фильмы — «Левиафан», «Сфера» и т.д. — на неком объекте начинают происходить некие странные происшествия.

Постепенно выясняется, что все не случайно, просто не все сотрудники понимают, что именно они здесь делают.

Хорошо написанный, но не слишком впечатляющий рассказ

Оценка : 7
«Хлюпперы»
–  [ 3 ]  +

Вертер де Гёте, 18 июля 2009 г. в 18:00

Писать отзыв после baroni — дело неблагодарное, почти «дурной тон». Андрей Валентинович, как всегда, точно выразил всю суть произведения в нескольких фразах. Рассказ Коппера — произведение и в самом деле абсолютно «среднее». Главное достоинство рассказа — это, конечно, атмосфера постапокалиптического мира; атмосфера — да, очень хорошая (для рассказа ужасов, потому что плохая и мрачная: грязь, слизь, деградация и тревога). И если бы автор удосужился поподробнее рассказать о мире, где происходят события, оценка, несомненно, была бы выше. А многозначительные недомолвки, вынесенные на суд читателя приводят только в недоумение, малопонятны причины всех бед, а поэтому — мотивы и цели героев; естественно, и судьбы героев не вызывают настоящего сопереживания, на которое, совершенно определённо, рассчитывал автор...   В общем: «Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме» (с) В. С. Высоцкий.

Оценка : 7
«The Vampire: In Legend, Fact and Art»
–  [ 2 ]  +

Walles, 22 июля 2022 г. в 17:17

«Далеко в глуши немецких земель Люси в страхе жмётся к груди... Одной ей по силам спасти и разрушить стену — с чистым сердцем, невинной душой, отдаётся она Носферату...» (©) Joe Bouchard -Helen Wheels -Walles 1977, 2022.

Не буду скрывать, к творчеству Бэзила Коппера я отношусь с симпатией, а потому критиковать ни одно из его произведений не намерен, какую бы посредственность он не представил. А пусть, для начала, хотя бы малая часть схожих авторов, «имя которым — легион», научится, пусть отдаленно, писать так же вдумчиво и рассудительно в жанре ужасов, как он... Поясню. У него нет никакой бесючей бытовухи, чрезмерной кровищи или вывороченных кишок. Все делается исключительно на классе и эрудиции, да и в целом он знает об истоках хоррора всё, что только можно знать. К тому же этот старик ещё и отменный стилист по классической детективной прозе. Правда, сотворить собственный шедевр в этом направлении он вряд ли мог, но написать рассказ- сиамский близнец по мотивам Конан Дойла, и не отличимый от его стиля — это запросто.

И, как выяснилось, в данном случае Коппер проявляет ещё и редкое для него чувство юмора. Вот что он пишет в предисловии своего вампирического исследования: «Благодарности./.../и моей жене, столь долго прожившей с вампирами в доме./.../ За Вас. Пусть Ваша кровь свернётся, и пусть Вы получите столько же удовольствия от чтения этой книги, сколько получил я от ее написания».

Польша, XVIII век. Умирает дочь крестьянки Марфы. От рук неизвестного лекаря. Классический сюжетный ход, выводящий на героя повествования... Но когда читаешь строчки этой книги, всплывают старинные верования и легенды, о которых уже мало кто помнит, и имевшие ранее обширное толкование. Это истории о ведьмовских шабашах, духах неупокоенных, ходоках с кладбища и т.д. Между прочим, до 1882-го года в Англии самоубийц хоронили на перекрестке дорог *, вбивая кол в сердце трупа (очевидно, чтобы призрак, выбравшийся из могилы, не знал, в какую сторону ему идти...). Или вот ещё замечательный пример: на крыше дома рассыпали горчичные зерна. Считалось, что вампир остановится, чтобы пересчитать зерна, и рассвет застанет его задолго до того, как он исполнит свою задачу...

В книге отмечается, что Носферату ** — это обозначение вампира, пришедшее в массовую культуру из Восточной Европы. Автор считает, что в природе существует только два вида настоящих кровососущих летучих мышей — Diphylla ecaudata *** и Desmodus rufus, и обе они из Южной Америки; но зато упоминает о неких мотыльках-кровопийцах (необычайно опасных, кстати).

Как обычно, автор показательно анализирует истоки рассматриваемого направления, сообщая, что вампирическая литература стоит на трёх китах -книгах Полидори, Томаса Преста и Брэма Стокера. С лордом Рутвеном Полидори все понятно -романтический ореол эпохи, мнимая связь с Байроном и т д. Интересно, что в начале 1820-х гг с аншлагом шла пьеса, на которой присутствовал молодой Александр Дюма, спустя тридцать лет написавший вместе с Маке собственную пьесу «Вампир». Остается сожалеть, что данному жанру прославленный романист уделил столь мало внимания... А вот следующий автор, Томас Прест, автор «Вампира Варги» менее известен. Коппер вспоминает, как с трудом пытался разыскать его книгу через своего старого друга, редактора Питер Хейнинга, заметившего, что переиздание таких объемных древних книг обойдется непомерно дорого. Самое смешное, на русском языке относительно недавно эта книга выходила -по крайней мере так подсказывает база Фантлаба. Случилось это в начале нулевых, когда книги Преста вышли с чудовищными обложками в одном известном издательстве.

И теперь об Абрахаме Стокере -бонвиване и добропорядочном семьянине одновременно. Коппер считает «Дракулу» «плохо написанным романом», где автору не всегда удавалось «обуздать излишества, слишком распространенные среди викторианских романистов». Звучит спорно, но с тем, как он разобрал этот роман здесь, я абсолютно согласен. Гениальные по выразительности начальные главы, «утомительная до крайности» переписка Люси и Мины, да и в целом «засушливый» дневниковый стиль, а концовку вытягивает только появление Ван Хелсинга. И, кстати, сэр Бэзил обратил внимание на невероятный ход -после своего выступления граф исчезает аж на двести страниц. И это ведь ключевой персонаж...Но все же, вот фраза из рецензии Коппера, которой он себя полностью реабилитировал (с которой я, как давний поклонник романа «Дракула», также полностью согласен): «Чтобы ощутить уникальный вкус этого романа, необходимо принимать отбросы вместе с золотом...».

Коппер перечислил немало других книг, и большинство из них хорошо известны русскоязычным читателям ввиду популярности у нас рассматриваемой темы. Это Ги де Мопассан — «Орля», Ле Фаню «Камилла», Теофиль Готье «Любовь мертвой красавицы», Теодор Старджон «Немного твоей крови».. Кстати, очень высоко он ставит рассказ «Миссис Эмворт» Эдварда Фредерика Бенсона... Два рассказа Огюста Дерлета -«Метель» и «Башня летучей мыши» упомянуты, скорее, «по блату».... Наконец, и у самого Коппера есть вампирический рассказ -«Доктор Портос», написанный для сборника Хейнинга «Люди полуночи» (1968).

В разделе кино автор вновь погружается слишком далеко и черно-бело, но порадовала следующая реплика: «Большинство фильмов студии «Хаммер» сняты с участием первоклассных британских актеров, что даёт им большое преимущество перед американскими аналогами, которые вынуждены довольствоваться обрезками с задних рядов для пополнения актерского состава».

Ну и в последней части автор рассматривает «случаи из жизни», представляя таких ужасных людей, как сержант Бертран, Фриц Хаарман, Жиль Ле Раис и Джон Джордж Хей.

* Интересно, кого же имела ввиду певица Аида Ведищева, пропевшая (к слову, как раз приблизительно в год выхода настоящей книги): «Я буду ждать тебя возле пальм у трех дорог. Знаю я, вернешься ты, как бы ни был путь далёк...». Уж не мертвеца ли ждала (следуя логике сэра Бэзила) из «далёкого пути» девушка?

Также вспомним великолепный рассказ Абрахама Стокера «Гость Дракулы», где извозчик, с которым путешествует Харкер в Вальпургиеву ночь, начинает креститься на перекрестке. Думается, не случайно Коппер начинает книгу именно с этого примера.

** В эпиграф я вынес строчку из одной из своих любимых песен группы «Blue Öyster Cult» (она так и называется «Nosferatu»), пластинка «Spectres» 1977-го года, несколько вольно переложив ее на русский язык. Разумеется, никаких упоминаний об этой песне в книге нет. Почему рассказчик решил, что слово «Носферату» восточнославянских корней, в принципе, понятно. В литературу его ввел в широком смысле всё тот же Стокер, но он, в свою очередь, позаимствовал этимологию этого слова из румынского фольклора.

*** судя по фото в интернете, очень симпатичный зверек (Мохноногий вампир), пишут, он даже позволяет брать себя в руки...

Итого: как ни странно, несмотря на избитость темы, читается с интересом. Вероятно, потому, что автор всесторонне подходит к вопросу, не зацикливаясь на чем-то одном. И, наконец, самое главное -существуют ли вампиры? У автора точного ответа на этот вопрос нет. Зато он мудро переводит стрелки на самого Шекспира, сказавшего, что «есть вещи и поважнее». В любом случае, легенда это или факт, вампиры -сила с которой приходится считаться. Технически вампиры не отбрасывают тени, но тень графа из далёких Карпатских гор Трансильвании до сих пор с нами....Получилась добротная документалистика. А добавил бы ты, сэр Бэзил, собственных неспешных художественных зарисовок-микрорассказов (как сделал это позднее в схожей книге о ликантропии), было бы совсем хорошо.

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх