fantlab ru

Все отзывы на произведения Сары Уотерс (Sarah Waters)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Сара Уотерс «Маленький незнакомец»

majj-s, 23 января 12:45

Призрак дома

«Под покровом темноты

Гляжу наверх, туда, где ты.

Выше нет на свете высоты.»

Все началось, когда деревенский мальчишка, с первого взгляда и навсегда влюбился в Хандред-Хаус. У английской знати в заводе устраивать праздники для простолюдинов — такой британский вариант скреп: игры, конкурсы, призы, угощение. В господский дом, понятно, не пускают, но он попал, матушка водила знакомство с прислугой. И... отковырял перочинным ножом желудь от лепнины в холле. Ну, потому что так проникся величием этого места. Сам себе объяснил это любовью к красоте, которую не столь тонко чувствующий человек не испытал бы. А нарушенная целостность композиции и обнажившаяся дранка просто издержки. Хотя взрослый доктор Фарадей согласен, что нехорошо, конечно, да. Но понимает также, — не будь этого желудя, возможно не решился бы на жертвы, какие приносит всякий, кто метит в более высокий социальный класс.

Спустя тридцать лет он, местный врач, снова попадает в этот дом. Многое переменилось с тех пор, отгремела война, у хозяев особняка умерла малышка дочь, которой все любовались на том празднике, успели родиться еще девочка и мальчик. Вот его-то, Родерика Айреса, летчика Второй Мировой, который горел в самолете и чудом выжил, но остался изуродованным и покалеченным, станет лечить Фарадей, который рассказывает нам эту историю. Приезжает по ложному вызову к служанке, но после начинает бывать регулярно. Середина века, вера в физиотерапию крепка, а у доктора есть аппара,т и он пишет статью о терапевтических результатах новой методы, и наверняка поможет Роду — тот сильно хромает. В Хандреде живут также сестра Каролина двумя годами старше брата, и мать, миссис Айрес, все еще красивая вдова, которой не дашь ее пятидесяти с лишним. Каролина. к слову. совсем не красавица, и в округе ее считают старой девой, похоронившей себя ради ухода за матерью и братом.

Дом изрядно обветшал и на всем печать оскудения, вместо армии слуг девочка-подросток, приходящая женщина да садовник — новые времена не благоволят к лендлордам. Но в глазах Фарадея Хандред все так же прекрасен. А кроме того — теперь он вхож сюда с парадного крыльца. «Маленький незнакомец» мистический триллер в лучших традициях готики: саспенс, тревожность, нагнетание ужаса, загадочные обстоятельства — всего этого будет много и выписано мастерски. Без «магии с последующим разоблачением», которое превращает в дешевую поделку любимые массовым потребителем книги, да хотя бы Мишеля Бюсси. Если вы ждете натужных объяснений, вроде: «он/она подстроили это давно, там у них были такие зеркала и проектор, там паромашина, а на чердаке и в дымоходе трещотка» или несколько более изысканных, с газлайтингом — этого не будет.

Сара Уотерс оставляет своего читателя без разгадки, преподнесенной на блюдечке. Почему самый смирный в мире пес покусал девочку? Потому что зло, обитающее в доме, потребовало кровавого жертвоприношения или маленькая дрянь сделала что-то совсем непотребное, когда играла с ним за занавеской, может глазик попыталась выдавить? С этой девочки сталось бы. Да и так ли безусловно благодушен был Плут? Помнится, рассказчика старый пес встретил злобным лаем. Или Род с жесточайшей многокомпонентной психологической травмой: чувство вины выжившего, инвалидность и уродство прежде популярного парня, необходимость жесточайшей экономии для человека. росшего в богатстве, спасая крохи не растранжиренного родителями. Разве удивительно, что при таком букете. да еще осложненном алкоголизмом, он видит и слышит все это?

Или миссис Айрес, так и не простившая миру смерти малышки Сьюзен. Никто ведь не знал, что там такая многолетняя одержимость первенцем. И никто не отменял заразительности психоза, известно, что психиатры первые в группе риска. Может, в самом деле, материализовалось некое, общее на всех, зло — фантом или сущность, веру в которую принято считать мракобесием, но всякий, кому довелось столкнуться с потусторонним, не станет зубоскалить на эту тему. Или все-таки был какой-то злой умысел? Разве не совпало начало странностей с появлением в доме нашего милейшего доктора?

Он так заботлив и самоотвержен. И не берет денег со своих особых пациентов, и может давать им разные препараты (Хофман синтезировал ЛСД в 38-м, на всякий случай), и внезапно обнаруживает себя страстно влюбленным в Каролину, прямо-таки добивающимся ее расположения, но и мысли не допускающим о том, чтобы увезти девушку из Хандреда. Напротив, после брака намерен поселиться в мрачном доме. Почему он так измотан событиями в семье, буквально валится с ног от недосыпа, когда случаются все эти ночные звонки и стуки, сам-то ведь он не в доме? Кстати, почему не с любимой, 50-е время не пуританское, они взрослые люди и помолвлены, но нет, всякую ночь он отбывает восвояси. И еще одна деталька, у Фарадея есть ключи от дома. Он касается этого вскользь, в эпилоге, когда говорит, что приходит иногда в заброшенный дом, который так и остался не проданным.Что-то подсказывает мне, что домашним врачам ключей не положено. Как и несостоявшимся женихам.

И может быть самая сильная обсессия романа — это одержимость героя-рассказчика особняком. Уотерс не дает ответов, но для внимательного читателя достаточно отправных точек, чтобы выстроить версию. Возможно не одну, в жизни ведь тоже только повод один. а причиной выступает совокупность факторов. В общем, не отключайте голову при чтении, дорогие читатели, она изрядно добавляет процессу удовольствия. Кстати, об удовольствии, перевод Александра Сафронова, которого знаем по «Ибисной трилогии» Гоша, достоин книги, вошедшей в шорт-лист Букера. И уж конечно не потому. что авторка нахватала кусков отовсюду, от Коллинза с Диккенсом до Генри Джеймса и Ширли Джексон, а букеровское жюри возьми — да и не заметь.

Не секрет, мир стоит на плечах гигантов, важнее, что преемники делают с их наследием. Сара Уотерс наполняет форму отменным содержанием. Это круто, жутко, интересно и дает возможность подумать. Хотя не всякий ее разглядит.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Сара Уотерс «Тонкая работа»

Iricia, 10 марта 2020 г. 16:19

Причиной, по которой я решила прочитать книгу, была её экранизация – «Служанка» Пак Чхан Ука. Я не ожидала чего-то особенного от «эротического триллера», меня не привлекали любовные отношения между девушками, но показался интересным сюжет, который я сознательно проспойлерила себе перед просмотром и хотела увидеть его воплощение на экране. И фильм во многом даже превзошел мои ожидания: больше всего меня в итоге захватило то, как девушки решают свои противоречия и объединяются ради общей цели. И если уж мне понравился фильм, то логично, что и книга по которой он был снят должна быть на уровне, верно? Увы, с книгой ситуация оказалась обратной.

Тема нетрадиционной любви между девушками для меня нейтральна и не вызывает ни восторга, ни отвращения; но что меня действительно расстраивает, это то как мало «открытого» взаимодействия было между героинями: их то отделяет друг от друга собственная ложь и недомолвки, то они буквально, физически они находятся далеко друг от друга. На фоне всего этого концовка, в которой они наконец-то воссоединяются показалась чересчур характерной для традиционных любовных бульварных романов.

Возможно, будь я более объективной, мне стоило бы поставить книге куда более высокую оценку и оценивать её в отрыве от экранизации. Но справедливости ради, я не могу с уверенностью сказать, что вообще стала бы читать роман, если бы не фильм. В целом у книги интересный антураж — викторианская Англия, воровские притоны, дворянское поместье – вот это вот всё, колоритные герои (пусть мало кто и вызывал у меня симпатию), сюжет с «внезапными» поворотами и любопытной структурой. Повествование от первого лица для меня было скорее минусом, но это тоже чистая вкусовщина.

В целом, не могу сказать, что роман мне не понравился, однако он не выделился для меня чем-то особенным – вот и всё.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Сара Уотерс «Тонкая работа»

ужик, 5 февраля 2020 г. 18:15

Сьюзен воспитывают в доме скупщика краденого, но воровать ее не пускают. И тут один аферист по кличке Джентльмен предлагает ей большое дело — устроиться горничной к богатой наследнице, обработать наивную 17-летнюю девочку в нужном Джентльмену русле, поспособствовать их браку. Взамен космическая сумма денег — 3 тыс. фунтов, и это в Викторианской Англии!!!! Мод Лилли в случае брака с Джентльменом ждет печальная участь — ее наследство достанется мужу,а ее саму запрут в дурдоме. Но на пороге психушки происходит неожиданный поворот сюжета и «все заверте...»...

Мне роман Сары Уотерс понравился. Что могу сказать — тщательно тетка пишет. Герои практически все — живые, поступающие когда глупо, когда подло, когда недальновидно, но они меняются по ходу сюжета и принимают часто неправильные, импульсивные решения, но такие, какие им подсказывает их совесть, или сердце, или эгоизм или желание искупить причиненное зло. В книге затронуты 2 темы. Первая — это бесправная судьба женщины независимо от сословия в Викторианской Англии. Т.е. совершенная незащищенность. Мод Лилли глубоко несчастна в доме своего дяди, несмотря на то что она леди и ее комфортная жизнь вызывает у нищенки Сью искреннюю зависть. Единственный выход из клетки — замужество, но и в этом случае она будет полностью зависеть от личных качеств выбранного спутника жизни. И может оказаться в психушке потому, что муж желает от жены избавиться. Вторая тема — это любовная линия с ЛГБТ-тематикой. Я как бы не в курсе, но говорят что автор пишет об этом чуть не в каждой книге. И здесь пребывание одной из героинь в психушке, издевательсва, которым она подвергается со стороны санитарок, тоже весьма показательны.

Короче, я бы эту книжку советовала почитать всем впечатлительным барышням, которым морально близки корсеты, балы, толпы поклонников, гусары в военной форме, жизнь на содержании у мужа и прочие романтичные истории про «бедных» богатых девочек в историческом антураже. Приземляет жестковато. ))))

Хорошая развлекательная книжка без какого-то философского посыла. Жанр я бы описала так: псевдовикторианский детективный любовный роман. На любителя, но мне зашло!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Сара Уотерс «Маленький незнакомец»

Neradence, 7 января 2019 г. 01:36

Почему это произведение вообще имеет какое-то отношение к жанру мистики, я так и не постигла. Типичный любовный роман не самого, говоря откровенно, высокого полёта.

Мистика в нём отсутствует как класс. Если это была попытка противопоставить рациональный подход врача суеверному взгляду на жизнь — она с треском провалилась. Вопрос «а был ли мальчик», то есть, «маленький незнакомец», совершенно не является центральной темой как бы выдержанного в стиле нью-готики романа, никакого внятного развития (кроме пары косвенных цитат из классики спиритуалистической литературы, зачитанных наспех) не предполагается.

Рассказчик так и не видит ничего необычного, все события в особняке он знает лишь в пересказе от других людей. Полтергейст, тёмная энергия, дух умершего человека или всеобщее помешательство — читатель, видимо, должен решить сам. Происходящее ничем и не объясняется. Куда там, ведь есть любовная драма! Какой полтергейст. Не до него.

Как таковой, сюжет в книге тоже отсутствует. Вялые попытки описать «невероятные события» в старинном поместье, которое пытается изображать дом с привидениями, явно не привлекают даже писательницу, и очень скоро, уже в первой трети, вся книга сосредотачивается на любовных страданиях главного героя. Рассказанные от первого лица мужчины средних лет драматические грёзы можно читать как сборник анекдотов.

Приятных персонажей в книге нет. Симпатию вызывает только лабрадор Плут, чья линия печальна и быстро обрывается. Ощущение того, что все действующие лица, мягко сказать, не очень умные, преследует до самого финала, да и после никуда не девается. Финал предсказуем чуть более, чем целиком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все умерли, но никого не жаль, всё распродали, дом остался стоять и ветшать.

Что заслуживает интереса — исторические подробности, они действительно прописаны качественно. Быт Англии после WWII, социальные проблемы, перемены в обществе, обнищавшая, но продолжающая смотреть свысока аристократия; довольно увлекательно. Автору следовало бы сосредоточиться на них, а не пытаться выдавливать из себя «мистику», которая у неё категорически не получилась.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Сара Уотерс «Тонкая работа»

Wolf94, 3 апреля 2018 г. 21:30

И все же викторианская эпоха дается мне с большим трудом или же проблема с самим жанром?Ведь с творчеством Сары Уотер знакома давно, но только в последние два года, смогла основательно подобраться к ее романам. И как бы хорошо она не писала, но храпока дала знатного.

Мне было невероятно скучно и неинтересно пробираться сквозь монотонный слог Уотерс. Проблема скорее заключается в том, что автор эксплуатирует одну и ту же тему, лишь слегка изменив условия. А я смотрела на все это, методично перелистывая страницы и убеждаясь в том, что из всех работ Сары, больше всего выделяется роман «Бархатные коготки».

Радует одно – больше не вернусь к творчеству Уотерс. Не впечатляет и по большей части хочется спать.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Сара Уотерс «Нить, сотканная из тьмы»

Wolf94, 22 марта 2018 г. 19:04

Папа говаривал, что любую историю можно превратить в сказку, вопрос лишь в том, с чего начать и чем закончить

Книга действительно про «Нить, сотканную из тьмы». Главная героиня (Марагарет) весьма меланхоличная особа, которая болезненно воспринимает смерть отца. Он был единственным человеком, которому она доверяла и любила. Хотя она любила еще кое-кого. Но не об этом. Дабы как-то занять свое время, да и для того чтобы убедиться, что у нее не все так плохо, да и по совету доктора она начинает посещать местную тюрьму Миллбанк. Там собраны разные личности, которым общение идет на пользу, ведь не так скучна и однообразна стала их жизнь. Но среди всей серой массой Миллбанка, была она — яркий свет во тьме. Селина....Как гордо она сидела в своей камере, а цветок, был пощечиной здешним порядкам! Как можно было пройти мимо и не заметить «внеземного» притяжения? И, увы, наша героиня потеряла голову. Но можно ли ее судить, если все казалось таким реальным?

Мне жаль Маргаррет, как бы слепа она не была (влюбленность затуманивает разум), но мне искренне ее жаль. Так жестоко сыграть на чувствах. Да, может она и понимала, что все это довольно «нереально», но ведь так хочется верить...

Не было никакого шнура, не было пространства, в котором соприкасались наши души. Было лишь мое желание... и ее стремление, так похожее на мое, что казалось моим собственным. Теперь во мне нет ни желания, ни трепетанья — она все забрала, не оставив мне ничего. Это «ничего» очень тихое и легкое. Вот только трудно удерживать перо, когда твоя плоть заполнена ничем. Взгляните на мою руку! Это рука ребенка.

Селина, вскоре ты будешь в сиянии солнца. Твоя паутина сплетена, ты держишь последнюю нить моего сердца. Почувствуешь ли ты, когда она провиснет?..

Трудно сказать что-то определенное по поводу книги, но вот для меня она оказалась средней. Читалось неинтересно, вроде и сюжетная линия хороша и оригинальна, но вечно «засыпала» за страницами.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Сара Уотерс «Бархатные коготки»

Wolf94, 22 марта 2018 г. 19:04

Я не знаю почему, но эта строчка из песни крутилась в моей голове при чтении

Долгая книга, но довольно любопытная. У Сары Уотерс читала только «Ночной дозор» и мне очень понравилось описание мест, а также герои. Здесь как-то иначе... Скажем так, если взять любовный роман, где главные герои мужчина и женщина и переделать его в любовный роман где женщина+женщина = успех книги и любовь публики обеспечены.

Книга интересная, показана история взросления и развития Нэн.

Рада что наконец-то познакомилась с дебютным романом Уотерс. Надо будет прочесть все ее романы.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Сара Уотерс «Ночной дозор»

Wolf94, 22 марта 2018 г. 19:02

Порой возвращаться в прошлое лучше не стоит. Все же творчество Сары Уотрес не вызывает у меня бурю эмоций. Хотя «Ночной дозор» — первая прочитанная мной книгу у автора, и в 2015 году была под большим впечатлением от сложности композиции романа. Сейчас же, видимо повзрослела, видимо взгляд на книги переменился, не знаю… Ведь прочитала практически все книги автора, а все равно не могу с уверенностью сказать, как же отношусь к Уотерс.

«Ночной дозор» — сложный роман. Отмечу, то что все отмечали – обратная хронология мешает. Я переживала за судьбы героев, но в тоже время мне были они безразличны. Единственное сего не отнять – атмосфера.

Мне трудно в целом выразить свое отношение к роману. Когда читала в первый раз, то осталась под впечатлением и даже временами всплывали обрывки «Ночного дозора». Сейчас же, книга просто понравилась. На фоне же других работ, пожалуй выделю «Бархатные коготки» и «Ночной дозор», как действительно сильных и интересных книг автора.

Моя оценка – это не показатель. Просто прошло то время, когда подобные книги вызвали бы бурю эмоций.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Сара Уотерс «Ночной дозор»

O.K., 11 декабря 2017 г. 15:13

Впервые узнав о творчестве этой писательницы, была преисполнена скептицизма. Думала, что крупные издательства печатают её и даже хвалят лишь потому, что хвалить всё нетрадиционное сейчас модно, тогда как ругать – опасно. Увы, во многом (но не во всём) мои опасения оправдались. Да, это уже не беллетристика, это намёк на литературу, но убитый хотя бы уже порнографическими эпизодами розового секса. А ещё, это единственная известная мне книга, у которой нет конца. Он не оборван или открыт, его просто нет. Нам был представлен набор героев, буднично потом брошенный посреди эпизода, во имя попытки рассказать их предысторию. Идея, в принципе, хорошая, и предыстория увлекла, но это не отменяет необходимость хоть какой-то концовки. А эта «брошенность» добавила в и без того не весёлую книгу ещё большей депрессивности. Депрессивность, кстати, повсюду, но только не там, где надо. Я, например, так и не смогла прочувствовать атмосферу послевоенного мира и даже самой войны. Зато переживания героев иногда брали за живое. Они (герои) получились разные: одни более, другие менее симпатичные. Некоторые вовсе не вызывали эмоций, у третьих проглядывали прямо таки психиатрические диагнозы. Немного разозлило отсутствие среди героев мужского пола настоящих Мужчин. Все они либо слабохарактерные, либо убеждённые отказники, либо трусы. А речь, между прочим, о военном времени. Единственным Мужиком среди всех персонажей оказалась Кей. Никогда не думала, что скажу это, но мне обидно за мужчин!

Вывод. Из того набора идей, которыми располагала мисс Уотерс, можно было бы создать что-то поприличнее. Но с другой стороны, есть множество книг, в которых нет таких чудовищных недостатков, но нет и персонажей или эпизодов, которые бы трогали до глубины души. Поэтому, в целом, понравилось.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Сара Уотерс «Нить, сотканная из тьмы»

Zee Beckett, 13 августа 2017 г. 09:54

Мне нравятся истории о викторианской Англии, нравятся истории о духах и привидениях и детективы. И вот, пожалуйста, «Нить, сотканная из тьмы» — детектив в викторианском антураже с налетом мистики. У этой книги были все шансы мне понравиться, но... нет, просто нет.

Раздражало все и в первую очередь главная героиня, Маргарет Приор — девица-«перестарок», одинокая и тяжело переживающая смерть отца и разрыв с подругой сердца. Можно было бы посочувствовать, но страдания и переживания Маргарет очень напоминают девочек-эмо времен моей школьной юности: I hate myself and I wanna die (с). Вторая героиня, медиум Селина, тоже не вызывает положительных эмоций.

Что же касается развития отношений между героинями... Есть много способов описать зарождающееся чувство — неважно, между мужчиной и женщиной или двумя женщинами, — но Сара Уотерс почему-то выбрала самый слащаво-пошлый из возможных. А то, что должно было, наверно, добавить пикантности, наоборот вызывало тошноту.

Развитие сюжета и окончание этой истории оказались немного предсказуемыми. Не вышло ни детектива, ни мистики, только еще одна история о последствиях излишней доверчивости и чувствительности.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Сара Уотерс «Маленький незнакомец»

KatrinBelous, 9 июня 2017 г. 17:37

Сюжет: Роскошный викторианский особняк красного кирпича со стеклянным потолком и богатым убранством комнат, окруженный тенистым парком, тянущимся на многие мили, разве не печально застать его спустя пару десятилетий печальным, тёмным, разрушающимся и обветшалым? Некогда населенный большой семьёй и говорливыми слугами, теперь он стоит безмолвный и одинокий. Выбиты окна, прогнулись потолки, ветер гуляет по пустым комнатам, облупилась лепнина, покрылась пылью хрустальная люстра, ступеньки крыльца поросли сорняками, а тёмный холл хранит следы горя, разбитых надежд и пролившейся крови. Кто или что стало причиной такого упадка? Куда делось семейство с гордостью некогда владевшее Хандрендс-Холлом? Пытливый читатель, решившись приоткрыть скрипучие двери дома и заглянуть внутрь, узнает, если хватит смелости, ответы на эти загадки.

Впечатления: Признаться сразу, я первые 150 страниц с нетерпением и безуспешно ждала, когда же на страницах романа начнётся что-то мистическое, а автор как назло все тянула и тянула! Я даже стала сомневаться, а ту ли я историю читаю, что была заявлена в аннотации и отзывах. Это я к тому, что хоть произведение очень неспешное, в курс дела читатель вводится довольно медленно, дальше все будет, но это даже хорошо ибо помогает ещё полнее прочувствовать старинный особняк и поддаться его чарам. А ещё параллельно познакомиться с персонажами, которые кстати так и не смогли вызвать у меня сопереживание и сочувствие. Буквально все главные герои показались мне довольно эгоистичным и неприятными людьми, волновалась только за Плута и финал его истории меня расстроил больше всего! Уж слишком я люблю собак, чтобы спокойно такое читать:(

Итого: Хороший, не то чтобы готический, но уж точно мистический роман. Я хорошо провела с ним пару вечеров, с удовольствием гуляла по разрушающемуся Хандредс-Холлу, строила догадки, ждала с замиранием нового появления призрака и с нетерпением перелистывала страницы последних глав:) Конец истории мне понравился, лёгкая недосказанность в финале очень к месту. Более того, дальше по плану у меня шла совсем другая книга, но так не хотелось расставаться с атмосферой «Маленького незнакомца» и побыть в готическом особняке ещё с парочку дней, что придётся нарушить свой план и пойти почитать ещё один роман про призраков:)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Сара Уотерс «Маленький незнакомец»

prouste, 8 января 2015 г. 13:15

Упражнение в готическом жанре у Уотерс выдалось таким хорошим, что я без колебаний готов назвать «Незнакомца» ее лучшим романом. Прекрасная постановка интриги, впечатляющие и запоминающиеся мизансцены, хороший слог и диалоги. Все выполнено с привлечением минимального круга действующих лиц — то есть нельзя сказать, что берет масштабом, «создает мир». Роман заведомо подан в качестве литературоцентричного и предполагается знакомство с готической традицией. Автор заведомо не предполагала сущностных высказываний о мироустройстве, ограничившись рукодельем с тщанием в вышивке. Собственно, и Джейн Остин — рукодельница. При этом Уотерс, написавшая лучший роман, заведомо меньше и незначительней Аткинсон — а «Маленький незнакомец» понравился мне много больше притязательной «Жизни после жизни». Может и без лесбийских имотивов выдать славный роман.

Намекнув на возможность как бы немистического подтекста событий, Уотерс выдала на-гора занятнейшее послесловие, содержащее социальную критику Джозефины Тей за социальный снобизм и прямо указала, что второстепенный персонаж есть Бетти Кейн в молодости. Что откровенно не предполагалось без такой подсказки. Памятуя о дальнейшей судьбе Бетти, появился очередной подтекст в сторону немистического развития событий. Так автор самостоятельно интерпретирует тексты, придавая дополнительную интригу. Мне вот Тей во время чтения на ум не приходила, а «Возвращение в Брайсхед» с критикой и одновременной завороженностью уходящей натурой английской аристократии в качестве очевидного аналога вспоминался постоянно. Ну а мистический круг предшественников широк и очевиден. Интересно, сделает ли шаг вперед Уотерс в следующем романе или вернется на круги своя в романе о трудностях любви в табуированном обществе?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сара Уотерс «Нить, сотканная из тьмы»

Илориан, 28 мая 2014 г. 20:50

Книга для упрямых! Потому что первая треть повествования равносильна снотворному. И чтоб осилить её, желательно иметь бесовское мужество и упрямство. Ровно ничего не происходит — однообразное описание тюремных порядков. Подумалось, что госпожа Уотерс косит под «Педагогическую поэму 19-го века» или под Неосолженицина.

А потом повествование стало динамичнее, вирисовалась милая мистико-загадочная интрига. А в конце, вообще, было не оторваться. Сюжет, хоть и примитивный, но сбить с толку читателя удалось. Не думаю, что книга реально отражает исторический дух данной эпохи ( хотя, кажется, автор имела претензии на это ), но как развлекательное чтиво вполне сгодится.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Сара Уотерс «Маленький незнакомец»

Gynny, 3 октября 2013 г. 14:32

Третья книга автора, которую я прочитала. На этот раз обошлось без столь любимой Уотерс темы лесбийской любви, что гетеросексуального читателя не может не радовать. :)

Я (как читатель) выделила в сюжете две линии — мистика и реализм. Тем более, что этот роман часто относят к нью-готике. Мистическая линия — на мой вкус — слаба и невнятна. Как причина гибели семейства Айресов — неубедительна. И вообще, а был ли «маленький незнакомец»? Или автор ловко манипулирует читателями, подсовывая это объяснение? Скорее — второе.

А вот реалистическая прописана очень неплохо. Конец второй мировой. Англия. Ранее блестящее семейство местных помещиков пришло в упадок. Земли распродаются, ферма убыточна, шикарный особняк ветшает, и его умирание разрушает психику оставшихся обитателей: старой дамы со следами былого величия, которая тоскует по умершей в детстве дочке-первенцу, и ее детей — засидевшейся в девицах некрасивой дочери и искалеченного на войне сына, на которого сваливаются все тяготы главы разорившегося семейства. Все события показаны глазами доброго доктора, доброта которого под финал становится весьма сомнительной. Доктор с детства очарован Хандредс-Холлом, в котором его матушка в свое время работала няней, и не упускает возможности попасть в закрытый для посторонних круг общения Айресов. К чему это привело? Читайте роман. :)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Сара Уотерс «Тонкая работа»

prouste, 3 октября 2013 г. 05:16

Уотерс — квалифицированная дама, которую, полагаю, перенасыщенность рынка психологической на историческом фоне английской прозы не в меньшей степени чем личные пристрастия заставили упорно повествовать именно о лесбийской любви. Заcтолбила себе нишу, для кого-то является передовой писательницей. «Тонкая работа» очень хорошо начата и первая часть ну очень удачная вариация и оммаж классической литературе прошлого века. Слог суше и не такой водянистый сравнительно даже и с классиками, психологически достоверно. После поворота винта в конце части во второй использован прием изложения тех же событий глазами другого персонажа и тут уже объем работает против автора: при всей выигрышности приема основной ход событий уже известен. Увы, с момента разрешения героиней № 1 проблемы обретения свободы (стараюсь не спойлерить), третья часть запорота основательно. Кровавая развязка плюс идиллия в конце с щедрым добавлением сентиментальности определенно неважны. Образ старушки-матери совершенно не выдерживает критики здравого разума, а ее окружение минималистично. Роману вообще как-то не хватает второстепенных плутов, что так украшали прозу Диккенса, а последняя сцена с Джентльменом не блещет изобретательностью развязки. Соли, какой-то иронии книжке ну точно не хватает, равно как и смака, китча, столь щедро представленного, скажем, у Фейбера. Опять же, смотрел фильм по предыдущей книжке Уотерс и стилистически, сюжетно, организационно литературная основа мало чем отлична, прямо-таки клоны. Романы Уотерс — добротный и достойный вклад в цветник стилизаторской на тему поздневикторианского общества литературы ( безумно обильный цветник). По качеству и средней оценке для меня в одном ряду с «Квинкасом» ( по средней составляющей минусов и плюсов получится арифметическое сходство).

Оценка: 6
– [  5  ] +

Сара Уотерс «Ночной дозор»

prouste, 22 февраля 2013 г. 19:14

Роман одного уровня и примерно схожей манеры подачи материала, ретро-ностальгической манерой с «Искуплением» Макьюэна и «Слепым убийцей» Этвуд. Это из пришедших на ум книг навскидку, потому как нива психологического английского неспешного ромна возделана так обильно, что создать что-то отличное удается мало кому. У Уотерс вроде бы есть гомосексуальная несколько нарочитая линия, но по факту все достаточно традиционно. Мне вот лично не показалось, что автор( видимо знаток темы, коль скоро по-разному о ней пишет уже в нескольких романах) не создала в рамках показа гомосексуальных отношений какую-то специфику, нюансы и психологическую инвариантность. Типажи лесбиянок уж больно четко разделяются на доминирующие и подчиненные ( условно «мужчина» и «женщина»), так что замени ряд основных персонажей(Хелен, Джулия) на мужчин — характер произведения бы не поменялся.

Уотерс писательница с поставленной рукой, профессионал и как минимум две сцены — собственно с первым выездом дозора на место взрыва и криминальным абортом — написаны безукоризненно. Остальное — вопрос предпочтений и оценок. Книга вообще в некотором роде конформистская, написана на стыке с традициями любовных романов — не самый удачный образец для гибридов ( детектив и хорро дают более благодатные материалы). Однозначно понравилась грустная и сдержанная тональность повествования и перемонтаж событий в обратной последовательности, как в фильме «Необратимость» Гаспра Ноэ. За счет нелинейности книга очень выиграла, получила некоторое дополнительное измерение, без которого казалась бы совсем пресноватой.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Сара Уотерс «Нить, сотканная из тьмы»

adjort, 30 января 2013 г. 12:51

Охохо.

Про перевод названия уже сказано до меня — «нить», «сотканная». Прекрасно.

Книга -- это наш побочный второй жизненный опыт и наши очки с визуализацией. Я закрыла глаза и начала читать. Через мгновение меня грубо уронили на небрежно вытесанный каменный пол. Зверски втиснули в платье. Неаккуратно провели ладонью с золой — так, хорошо, замарашка. Всучили шитье и тупую иглу, по пути расцарапав пальцы. Милосердно нарисовали маленькое оконце, затянутое прутьями.

Готово. Я заключенная, ждущая своего сюжета. Пока что можно одернуть подол, торопливо ногой смести клочья пыли под лежанку и смиренно, по-садиковски, положить руки на колени.

Ну то есть это я надеялась на это, но после пары страниц все вышло совсем не так.

Английские заключенные, разговаривающие как настоящие отсидевшие в лагерях! К слову говоря, и сами себя по велению переводчиков называющие себя «зэчки». Ыыыы. Перевод — это ахтунг, честно. Как вам, например, логическая нить «викторианская Англия», «девушки-заключенные» и «параша»?

Сам по себе сюжет относительно неплох — и хитросплетения злоумышлеников радуют. И главная героиня прописана отлично — мерзкая, глупая, злишься на нее. Но наши эмоции -- это уже мастерство автора.

Я вот так подумала, наверное, моя сниженная оценка исключительно из-за перевода.

И еще один минус — товарищ Сара Уотерс, ну что же вы один сюжет из книги в книгу-то таскаете?

Оценка: 7
– [  8  ] +

Сара Уотерс «Ночной дозор»

evavan, 6 мая 2011 г. 01:12

Это уже третий роман Уотерс, который я прочитала, и, в общем, отношусь к ней пристрастно. «Ночной дозор» кажется более серьёзным, чем другие произведения. Всё-таки время повествования – Вторая мировая, герои живут под страхом бомбежек, кругом ужас, разруха, безнадежность… Но жизнь продолжается. Уотерс неизменно точна в деталях, рассказывая читателю, как в Лондоне 1944 года можно было достать шёлковую пижаму, что читали тогда Дафну Дюморье, а работали в службе социальной поддержки. Но странное дело, Англия середины двадцатого века не многим отличается по атмосфере от викторианской Англии, которую описывала Уотерс в других своих романах.

В центре повествования, как всегда, отношения. Это эволюция чувств трех лесбиянок друг к другу, долгая и мучительная связь молодой девушки с женатым мужчиной и история бесконечного одиночества ранимого гомосексуалиста. При этом Уотерс совершенно снимается интригу повествования: рассказ начинается в 1947 году, затем движется вспять – к 1944 и 1941… На мой взгляд, совершенно неудачный композиционный прием. Уже в первой части нам и так понятно, что было с героями раньше, и экскурс в прошлое никак не меняет восприятие. В «Ночном дозоре» нелинейность композиции играет совсем иную роль, чем в «Тонкой работе»: она не поражает читателя, а создает впечатление постоянного повторения. В результате Уотерс приводит нас к мысли, что любая встреча заканчивается расставанием, любовь уходит, хотя она когда-то казалась надеждой и спасением. И вот, в финальной сцене, мы видим момент рождения влюбленности, описанный светло и оптимистично, уже зная о том, чем всё кончится… Грустная история.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Сара Уотерс «Тонкая работа»

kerigma, 5 мая 2011 г. 10:21

Роман заявлен как крео про лесбиянок в викторианской Англии и, что удивительно, именно таким и оказывается. Знаете, от книг подобного толка всегда ждешь какого-то подвоха — то собственно тема не раскрыта, то наоборот, сюжет безнадежно слит, скучен и туп.

Но вот тут я искренне удивилась. Это, наверное, первая «темная» книга за многие годы, которая понравилась мне и показалась интересной. И дело, слава богу, как раз не в ее «темности», а в сюжете.

Классическая тема: молодая героиня, живущая в старом доме в провинции, оказывается совсем не той, за кого себя выдает. И даже не такой, какой ее считают окружающие, в том числе близкие. Именно на этом завязан сюжет — переплетение историй двух героинь, одна из которых кажется темной лошадкой, а вторая — невинной жертвой. Этими «ненадежными» героями роман очень сильно напоминает «Ребекку», и старый дом только добавляет колорита. Я совершенно уверна, что влияние моей любимой Дафны было очень велико, но это скорее комплимент роману, на самом деле, — «испорченные», совсем не классицистические герои и сюжет очень его украшают.

Именно своим закрученным сюжетом роман и замечателен. Начинается он плавно, и даже «коварный замысел», который и стал отправной точкой, не очень сотрясает воздух — остается полнейшее ощущение, что у наших злодеев все равно ничего не выйдет. А дальше — двести страниц неспешных прогулок по холодной погоде, темного дома, очень размеренного быта, на фоне которого в какие-то изменения и не верится. И даже когда герои наконец решаются коренным образом изменить все, это не воспринимается как перелом — такое же медленное и неуверенное течение повествования.

А потом неожиданно случается ахтунг) Я отказываюсь спойлерить, чтобы вы тоже получили удовольствие при чтении. Сюжет переворачивается с ног на голову, и если раньше едва случалось одно-два события на сотню страниц, тут они начинают происходить с бешеной скоростью. Закручено, повторюсь, очень лихо, но в то же время автору чудом удается выдерживать свой «викторианский» стиль: в деталях, в поведении героев, в реалиях времени. И за счет этого ни одно мелкое событие не проходит не замеченным.

Я очень тупой читатель детективов. Потому что в большинстве случаев, когда происходит что-то невероятное, какое-нибудь таинственное разоблачение коварного плана и тд. — я начинаю хлопать глазами и совершенно не понимаю, как так получилось. Потому что у авторов детективов временами довольно сильно страдает логика, а повествование в напряженные моменты «ускоряется» настолько, что не успеваешь уследить за ним. Уотерс этим, к счастью, не старадает, так что читатель может сполне насладиться всеми перепетиями сюжета.

Что касается лесбийских отношений, они действительно присутствуют, но, по счастью, весьма завуалированно, вполне в викторианском духе) И не сказать, чтобы они оказывали какое-нибудь существенное влияние на сюжет, потому что чувства героинь — это одно, а происходящие вокруг события от них совершенно не зависят. Правда, в итоге героини все-таки преодолевают сопротивление среды, но это гораздо в большей степени сюжетный катарсис, чем развязка любовной истории (которой, по большому счету, и нет в классическом понимании).

В целом — книжка весьма интересная и захватывающая. Хорошая детективная история с историческим антуражем, рекомендую).

Оценка: 7
– [  10  ] +

Сара Уотерс «Бархатные коготки»

evridik, 5 мая 2011 г. 09:39

Я бы сказала, что никогда не встречала подобной литературы, если бы на момент написания этого отзыва за плечами не лежал прочитанный «Цементный сад» Макьюэна. Это не традиционный женский роман. Он даже не женский, хотя персонажи — женщины, да и автор тоже. Но то, что проделывают эти все женщины — просто умом не постижимые действия. Шокирующие подробности из жизни молоденькой девушки из английской деревни смешиваются с подстрочными философскими рассуждениями автора о существовании сексуальных меньшинств в викторианской Англии. Собственно, благодарить за написание романа мы должны интерес Сары Уотерс к ЛГБТ-беллетристике. Книга стала дополнением к ее магистерской работе и докторской диссертации по теме «Историческая проза ЛГБТ». Иными словами, Сара Уотерс подвела под явлением «лесбийский секс» научную черту.

Роман написан живо. Он захватывает. Каждый абзац несет нам новую пищу для размышления, он раскрывает сердце простой английской девушки Нэнси, нашедшей в себе силы для невероятного, нестандартного – лесбийской любви. Ее кумиром стает актриса Китти, изображающая на сцене мужчину, и вместе с ней она уезжает в Лондон. И все – мы с головой окунаемся в страсть девушек друг к другу, потом в их разрыв, потом в скитания Нэнси, обретение шаткого равновесия в руках уличной проституции, а затем – аморальной вдовы. Глотком свежего воздуха стает во всех этих описаниях и переживаниях проживание Нэнси у старушки с ее не вполне нормальной дочерью. Этот эпизод показывает нам Нэнси с той стороны, о которой читатель, должно быть, уже забыл – она тоже хочет стабильности, хочет понимания. Именно этот эпизод заставил меня поверить, что героиня не испорченная девица, а живой человек, такой же, как мы. Встреча с Флоренс дарит Нэнси новую надежду.

Признаюсь, на протяжении всего романа с момента расставания Нэнси и Китти я надеялась, что в конце они найдут друг друга и снова будут вместе. Не наивно ли? Я не учуяла то основное, о чем автор неслышно говорит: если ты не такой, как все, не скрывай этого. Путь же с Кити предполагал тайную жизнь. Неизбежное случилось в самом конце, но, отрекаясь от Китти и уходя в жизнь Флоренс, наша героиня не потеряла, а обрела.

Я хотела бы, чтобы читатели этого отзыва поняли мою мысль: не о лесбийских наклонностях речь. Пропаганда свободы мысли и действий – вот что такое «Бархатные коготки».

+10

Оценка: 10
– [  6  ] +

Сара Уотерс «Тонкая работа»

Мисс Марпл, 26 апреля 2011 г. 23:16

Могут ли произведения, стилизованные под определенного писателя или эпоху, иметь самостоятельную ценность? Или же, при всех достоинствах подобного рода книг, при глубокой проработке материала, в них слишком мало своего, личного, слишком мало автора, который написал это?

Этими вопросами я задавалась при чтении романа Сары Уотерс «Тонкая работа». Уотерс, известная своими книгами о нетрадиционной ориентации, написала викторианскую драму «под Диккенса», с воришками, социальным неравенством, таинственным красавцем, старинным особняком и рождающейся на фоне всего этого любовью.

Сью Триндер, выросшая среди мошенников, ввязывается в кажущуюся легкой аферу, где ей нужно помочь своему партнеру по преступлению влюбить в него наивную наследницу огромного состояния. Однако же все оборачивается совсем не так, как новоявленные Бонни и Клайд себе представляли...

Тщательная проработка материала сразу бросается в глаза. С этой точки зрения стилизация, безусловно, удалась. Уотерс собаку съела на викторианской «нетрадиционной» прозе, и глубокое знание предмета не дает о себе забыть ни на секунду. С другой стороны, это же придает роману некую прилизанность, не позволяя ему быть излишне искренним.

Но главная беда даже не в этом. Вроде бы и сюжет наполнен интригами и загадками, решение который Уотерс выдает маленькими порциями, и герои прописаны неплохо, но чего-то не хватает. Роман не кажется естественным, настолько полная стилизация под девятнадцатый век смотрится не просто старомодной, она лишает книгу актуальности. Любой автор и его стиль — продукт своего времени, и попытка Уотерс притвориться викторианцем выхолащивает её книгу, делает её неживой. Как, это же стилизация, так и должно быть! — скажете вы. Но ведь есть стилизации, в плане языка и фона не уступающие «Тонкой работе», но искрящиеся оригинальностью и самостью автора — та же «Женщина французского лейтенанта», к примеру, или «Остаток дня». Уотерс, прячась за Диккенса и Коллинза, теряется как на их фоне, так и среди наших с вами современников.

Даже если не брать проблему стиля, кому-то способную показаться спорной, в книге не все так прекрасно. Герои, при всех стараниях автора сделать их достоверными, не слишком убедительны. К примеру, почему девчонка, выросшая среди прожженных мошенников, так наивна как в области обмана, так и в области чувств? (Я говорю сейчас о её отношении к приемной матери, а не о главной любовной линии романа). Или почему Мод, с её прошлым, в свою очередь, подозрительно нормальна? Кстати, насчет прошлого. Может быть, Уотерс и специалист в своей области и вещи, которые она описывает, действительно происходили на самом деле, но мне, неискушенному читателю, линия дяди Мод показалась притянутой за уши. Нет, такие люди скорее всего были, но в контексте всего повествования эта линия выглядит неестественно.

Наконец, порою читать книгу было попросту скучно и я в нетерпении перелистывала страницы не затем, чтобы узнать, что же дальше, но чтобы выяснить, когда же это все закончится.

И, наконец, зачем была написана эта книга? В чем её пресловутая сверхидея? Что Уотерс хотела сказать своей историей? Что и в 19 веке, и сейчас, были и есть лесбиянки? Это мы и без нее знаем. Что дальше?

Ах, да — катарсис невозможно выдавать порциями, поэтому после нескольких резких поворотов сюжета эмоциональное восприятие текста резко снижается, и финальный твист не вызывает того живого отклика, на который, видимо, рассчитывала автор.

Итог:Все же приходится признать, что хорошая стилизация не отменяет обязательной программы «сюжет, персонажи, идея». В таком виде роман Уотерс — абсолютная победа формы над содержанием. Внутри же скорлупы из псевдодиккенса и недоколлинза скрывается полное отсутствие оригинальности, самобытности, самой Уотерс. Жаль, автор то ведь не бесталанный.

Рекомендация: Средняя

Вызывает ассоциации с: «Потерянные мемуары Джейн Остин» Сири Джеймс.

Оценка: 6
⇑ Наверх