fantlab ru

Все отзывы на произведения Владимира Аренева (Володимир Аренєв)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  20  ] +

Антология «Девятнадцать стражей. На грани миров»

pantera_ra, 5 июня 2017 г. 20:20

Когда простыла и чувствуешь себя уставшей, лучшее лекарство — хорошая книга. А если в хорошей книге более десятка хороших авторов, то и лечебный эффект будет значительнее.

Итак, сборник «Девятнадцать стражей». Часть писателей уже засветились в предыдущих двух (Век волков и Странствие трёх царей). Однако показаны с другой стороны. Что и хорошо в этих сборниках, каждый раз открываешь новое новое и знакомое новое. Кристалл отражает мир в своих гранях, то искажая его до неузнаваемости, то показывая до самых мелких реалистичных деталек, будто в зеркало смотришься. Хотя, может всё это одновременно? Но вот вам все грани, а вы читайте и думайте.

Здесь и чертовски ироничный Терри Пратчетт — как оно хитро всё было с королём Артуром. А с королём ли? А кто кого перехитрил?

И прекрасная версия Эльзы и братьев-лебедей от Алексея Гедеонова — не так всё было, ой, не так, как нам Ханс Кристиан поведал. Кто здесь ведьма? Где здесь добро, а где зло? Поди догадайся, пока белое пёрышко падает на землю.

Один из детективов этого сборника от Павла Майки — фантастические детективы та ещё головоломка для мозгов читателя, зато какой финал, какая логика, такой отблеск кристалла заставляет задуматься о том, чего раньше и заметить не мог. А ведь, казалось бы, избитая тема.

И вечный-вечный вопрос ценности истинных сокровищ от Натальи Осояну. Где искать и зачем? Если ты всего лишь...Кто? А знаешь ли ты, кто ты есть? Особенно, если этого не знают окружающие.

А даже если и знаешь, кто ты есть. Уверен, что это тебе поможет? Уверен, что ты не пешка в чужой игре? А если тут играют не в шахматы, а вовсе в карты? Майя Лидия Коссаковская с блестящей игрой в ад и... революцию?

Но мало знать, кто ты, надо знать ещё и где ты можешь быть собой. Найти свою силу, свой путь. И герой рассказа Ольги Онойко делает это ну очень по-своему.

А в мире рассказа Владимира Серебрякова души-жемчужинки обретают своё значение — души-монетки, души-флешки, души... Тонкое сплетение древних ритуалов, пиратов-путешественников и мира-компьютера как фон для раскрытия ценности души — внезапное сочетание и завораживающее.

И неведьмачий Анджей Сапковский. Но нет, это тоже о Ведьмаке, о том, что было до него. На что способен... ну ладно, не человек, герой, скажем так, ради... мнээээ... прекрасных глаз? Всё так запутанно и одновременно просто. Словом, это же Сапковский.

Вооон та роща, вооон тот луг — они же ничьи. Но почему же до сих пор там никто не пасётся, никто грибы-ягоды не ищет. А вы уверены, что ничьи? А может у них есть свои хозяева. И ничего не значит, что вы их не видите. Они умеют постоять за себя. А рассказать о них умеет Святослав Логинов. И умеет хорошо.

А Борис Штерн когда-то сумел рассказать как зарождаются... Впрочем, об этом рано. Сначала надо выяснить, кто первый нашёл планету и успел её застолбить — процесс долгий, иногда нудный, иногда вполне ничего себе так, было бы что выпить и чем закусить.

Небольшой, но ёмкий рассказ Томаша Колодзейчака о палаче и жертве. Вот только, кто палач, а кто жертва? И какими причудливыми путями ходит любовь.

Что думают на самом деле дикие примитивные аборигены про странных цивилизованных дураков (или богов?) поведал Фёдор Чешко.

Некоторым влюблённым мешают родственники, некоторым жизнь в разных временах — это уже классика. А некоторым — разный состав тел. И об этом трогательный рассказ Кира Булычёва.

Кто удерживает мир на грани разрушения? Конечно же, герои. Герои бывают разные — красавцы и не очень, иногда совсем не очень, а причины, по котрым они это делают, всегда во все времена... Впрочем, прочитаете рассказ Сергея Малицкого и вопросов не будет. Если до сих пор ещё были.

И маленький рассказ от Кен Лю о долге, счастье и взаимонепонимании.

А у Яцека Дукая — большой масштабный, как грандиозная шахматная партия, где клеточки — государства, а то и планеты, а фигурки — все, кто попал в круговорот жизни Генерала Жарного. Никто не уйдёт, никто не останется в стороне. И читатель тоже. Долг, честь, ум, верность — всё в этом круговороте интриг, войн, власти.

И снова детектив. И конечно же фантастический. От Владимира Аренева. Месть, говорите, надо подавать холодной. А другой она и не может быть, если ради неё надо ехать через полсвета в поисках объекта мщения. Но тем закрученнее всё получится. Если получится. Преступник далеко не прост не слаб, а довольно-таки хитёр и коварен.

И как финальный аккорд — герои, самые что ни на есть героические, в самой что ни на есть героической обстановке жуткой войны. Где не выдерживаает не только тело, плавится сама психика. Кто здесь может выстоять? Герои прошлого? Герои нынешнего? Есть ли ответ в повести Роберта Вегнера? Его герои пошли в бой.

А я, девятнадцатый страж, осталась со своими мыслями о жизни и о мире. Я заглянула в кристалл, я увидела там... Я думаю, что вы увидете это тоже. Тогда и поговорим

Оценка: 10
– [  11  ] +

Владимир Аренев «Белая Госпожа»

Seidhe, 12 октября 2017 г. 14:23

Дочитал повесть только что, в маршрутке, проехав дальше чем нужно на целых три остановки, но так уж вышло, что я попросту НЕ СМОГ оторваться от этого произведения...

Очень качественный, до предела насыщенный аллюзиями на известные сказочные и мифологические сюжеты текст. Будучи преданным поклонником европейского фольклора и мифологии, без ложной скромности замечу, что я прекрасно понимаю, откуда взят буквально КАЖДЫЙ мотив, намёк или отсылка из этой повести, но это совершенно не делает её хуже. Главное — то, КАК сплетено всё это в единое целое.

Произведение необычное, неожиданное, местами откровенно страшное (читали, как волшебные башмачки снимают с помощью топора?), но при этом безумно красивое и поэтичное... И чем дальше читаешь, тем яснее понимаешь — автор не зря потратил на написание четыре года: здесь по-настоящему КАЖДОЕ слово на своём месте, каждое — играющее на общее на восприятие и общую картину. Заимствования? Да, безусловно. На этом всё и построено. Но мои личные впечатления однозначны: одна эта повесть стоит нескольких недавних антологий, объединённых тематикой «старых сказок на новый лад» («Страшные сказки», «Все новые сказки», «С точки зрения тролля» и прочие «Папа сожрал меня...») вместе взятых.

Да что там говорить — я поставил бы десятку не раздумывая за одну только эту великолепную стилизацию под кельтскую мифопоэтическую традицию:

«Я был волною, которая бьется в поросший травою утес что есть мочи. Ветром, что мчит над бездонною плотью пещер и озер, их тревожа. Я был лососем, что пляшет неистово на берегу, выгибаясь всем телом. Я был недвижной скалою – по мне, грациозно и томно, переступала скопа-рыболов и шеей своей поводила. Вепрем я был, что, ломая валежник, летит через чащу, – и тем звенящим рожном, что вонзается в вепря, пружиня. Я был словами заклятия, что отверзают уста и трепещут в гортани, гордый напев порождая, и жажду власти, и сладость звучанья. Я был в чутких пальцах веретеном, из которого нитка судьбы, истончаяся, вьется. Я был Луною и Солнцем, и тем, кто их движет, и тем, кто сменяет ночи и дня обветшалых одежды. И сам я менял одеяния судеб, имен, мест и лиц. Умирал и рождался, и вновь умирал, чтоб родиться...»

Именно поэтому, поклонникам кельтской Традиции — читать обязательно. Я бы даже сказал — всенепременно. Великолепнейшее описание непредставимой чуждости Народа Холмов. Это вам не припопсованный «Томас Рифмач» и не остроухие эльфы классического фэнтези... И не зря повесть посвящена памяти талантливого учёного и переводчика Николая Горелова — тот как никто умело демонстрировал в своих работах, насколько мировосприятие средневекового человека отличалось от мировосприятия человека современного, и насколько близко к нему был по-настоящему Иной мир.

Любителям «старых сказок на новый лад» — читать не менее обязательно, как образец того, как НАДО обращаться с фольклорным материалом, умело миксуя, но не скатываясь в модную нынче толерастию.

Всем остальным — просто попробуйте. Не могу гарантировать, что понравится, но произведение заслуживает внимание хотя бы потому, что аналогов навскидку не назовёшь.

Оценка, разумеется, 10. И жаль, что нельзя поставить 11 =)))

P.S. Не перестаю радоваться, что уже почти пять лет плотно пасусь на ФантЛабе...

Начав читать отзывы и посмотрев оценки, искренне недоумевал, как можно ставить этой вещи 5 баллов или ругать автора за то, что слишком много всего в неё впихнул. Но отзывы-то я обычно начинаю читать с конца...

В итоге вынужден полностью согласиться с уважаемым olpo70: просто попробуйте прочитать эту повесть, отключив рациональный разум. И тогда вам откроется удивительный мир, в котором ещё не так давно жили люди. Мир, в котором чудесное и непредставимое — где-то рядом, чуть дальше пределов известных нам полей...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Владимир Аренев «Душница»

evridik, 26 ноября 2014 г. 08:31

А я думала, что уже никогда не стану читать подростковую литературу.

Ошибочка вышла. Я же не знала, что есть такая повесть – «Душница», и что повесть эту я проглочу, как лягушка комара – быстро и жадно. И вот отчего, видимо, это произошло.

Я воспринимаю мир этой повести как альтернативный нашему, причём какие-то события реальной истории в альтернативе сохранены, какие-то – изменены, а какие-то и вовсе отсутствуют. Например, христианство как таковое. Зато есть нечто новое, и новое это касается душ как субстанций, которые можно после смерти человека поймать и сохранить. По сути, повесть рассматривает сложный вопрос существования души как таковой, а также сохранения за душой качеств умершего человека, при этом подано всё от лица мальчика, и я готова рукоплескать Ареневу, сумевшему уместить взрослые проблемы в маленьком герое.

Читатель здесь помещён в шкуру мальчика Саши, у которого умирает дед, и постепенное осознание того, кем был этот человек, которого все знали, но в то же время как будто не знал никто, постепенное изменение отношения к самой необходимости сохранять душу умершего (для кого? для себя? ради самого умершего?) – всё это выпестовано, выстрадано, приходит тяжело и на фоне школьной жизни героя, от проблем с которой никуда не деться. Невозможно остаться в стороне, когда герой знакомится с дедом – знакомится после его смерти. В этом весь драматизм повести.

Что ещё? Дружба – бесценна. Тот, кто казался врагом, может оказаться другом. Умение отпускать – важно не только для тебя самого, но и для отпускаемого (пусть даже его уже нет в живых). Ошибки прошлого можно искупить, другое дело – какой ценой. Раскаяние, прощение – тяжело, но надо, иначе можно не успеть. И, конечно, душа.

Бесконечно живой, красочный мир, сложные взаимоотношения и выходы из ситуаций, повод задуматься о своевременности поступков – это «Душница» Владимира Аренева. Повесть о подростках, но для взрослых в том числе. Сложная и одновременно простая вещь.

+10

Оценка: 10
– [  9  ] +

Владимир Аренев «Мастер дороги»

evridik, 9 июня 2014 г. 06:16

Повесть эта, не только давшая название одноимённому сборнику, но и номинированная на «Интерпресскон-2014» в номинации «повесть», не уставала меня удивлять до самого конца. Написанная в жанре классической фэнтези, она не только внезапно во второй половине превратилась в киносъёмку (на краткое время), но и выстроилась по такому принципу подачи сюжета, как ретроспектива. Вообще последнее не сразу бросилось мне в глаза: я всё думала, что автор просто чего-то не договаривает, однако когда факт повторился, да не раз, я поняла, в этом даже что-то есть, загадочное и хитрое одновременно. Ведь как оно получается? Сначала тебе кажется, что автор перескочил через какие-то события, ушёл немного вперёд, а потом он бац – и возвращается к пропущенному, и история становится цельной, а события – понятными. То есть вся повесть по сути – одно сплошное перескакивание, но именно это и делает её такой уникальной.

Касательно сюжета, героев, философии и проч. Это один из лучших образчиков классической приключенческой фэнтези, в которой акцент сделан не просто на квесте, но и на цели, на средствах, на выводах. Главный герой здесь – принц, но у него, равно как и у его отца и самого мастера дороги, нет имени. В этом мне видится замах на философию такого масштаба, которую вполне можно применить ещё в нескольких повестях, то есть любой другой принц, или король, или знаток своего дела мог бы сделать или попытаться сделать то, что делают герои данного произведения. Необычный мир, созданный фантазией автора, придаёт действиям героев, тем не менее, индивидуальности: только ради такой цели, только такими средствами движутся они вперёд, и хотя о самобытности повести можно говорить и говорить, я скажу лишь вот что: в «Мастере дороги» мастерят совсем не дорогу. Мастерят Историю. Время от времени кажется, что герой вовсе не принц, а король, и тогда меняются интонации: становятся более взрослыми, осмысленными, мудрыми. Когда герой – принц, читатель наравне с героем не до конца понимает, к чему может всё привести, оттого всё вокруг кажется зловещим.

Счастливый ли финал? Как будто да. И как будто нет. Смотря с чьей точки зрения смотреть.

Надо заметить, что я не так давно приступила к знакомству с творчеством Владимира Аренева и пока что в моём активе пара-тройка прочитанных рассказов (все из сборника «Мастер дороги»), но вот что я точно знаю, имея за плечами эту повесть: это мой автор.

+10

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владимир Аренев «Станция мягких игрушек»

Reynar9, 6 ноября 2019 г. 10:06

Однажды я тоже проезжал через такую-же станцию.

Год 2000 — 2001 из Киева в Донецк ехал в командировку. Остановились на станции Пятихатки около часа ночи. Был сильный туман — поздняя осень. Перрон был уставлен мягкими игрушками всех размеров, цветов и видов. Кто-то в вагоне пошутил :Кладбище домашних животных. Атмосфера реально была гнетущая.

Когда вчера читал рассказ, подумал: Автор что-то подобное видел.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владимир Аренев «Белая Госпожа»

olpo70, 23 мая 2017 г. 07:30

Почитал отзывы и задумался. Задумался над некоторыми отзывами в которых критикуют эту повесть. Ребята тут надо использовать другую пословицу. Не лучшее враг хорошего. А горе от ума. Я не хочу никого обидеть. Эти отзывы писали очень умные и толковые люди. Но создается впечатление что они читают книги только с холодным рассудком. А как же сердце? Я прочитав эту сказку просто не мог прийти в себя некоторое время. Берущая за душу история любви и жизни. И я не хочу отключать эмоции и включать холодный рассудок. Так будет хуже. Так эта сказка превратится в эссе по мифологии.

Мой совет всем. Попробуйте при прочтении таких сказок отключить в себе критика и знатока. Побробуйте включить сердце. И вы увидите совсем другой мир и другую историю.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Дело о песчаной совке»

veter_hitrec, 27 марта 2019 г. 09:07

Владимир Аренев. Дело о песчаной совке.

Очень хорошая детективная история со смесью драмы и даже фантастики. Автор в такой объем поместил завершенную историю, что самое главное он успел, как рассказать о персонажах повести раскрыть их мотивы в совершенных поступках, так и показать мир. К сожалению, из-за ограниченного объема мир показан схематично, хотя потенциал описанного мира намного больше.

На мой взгляд, главный посыл повести

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о том, что возмездие неотвратимо. Именно возмездие, а не банальная месть была на первом месте героев этой повести.

Моя оценка 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Магус»

Kamil, 17 октября 2008 г. 19:50

Очень оригинальный и интересный мир. Причём интереснее сам мир, его законы, магия, персонажи чем сюжет. А фантастические существа — нигде такие мне не попадались, это не просто переименовать эльфов в какие-нибудь дану, нет это совершенно оригинальные создания. А чего стоит привидение бывшего атамана, продолжающее командовать своей бандой, вот только приходится таскать с собой урну с его прахом. Особенно советую почитать этот роман любителям литературно изысканной и интеллектуальной фэнтези. :super:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Замечательное превращение»

viv, 6 марта 2008 г. 19:11

Очень хорошо описана старость. Бездольная, одинокая, среди бездушного недоброго города...Не дай Бог никому такой старости, но если уж случится, то пусть будет рядом кто-то, хоть ангел, хоть черт, хоть просто заблудшая душа...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Аренев «Домовой»

olpo70, 24 января 2016 г. 17:31

И снова замечательная сказка.И я согласен со всеми.Последняя строчка стоит того что бы ради нее написали рассказ.Я бы даже выделил последние две строчки.Слова домового-это по моему тоже «играющая» фраза.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Аренев «Светочи»

sparkle, 3 января 2015 г. 13:59

Отозвалась во мне тема, за нее и голосую. Мир захлебывается в печатных изданиях, Книгой называется и откровенная порнография, и пособие, как по-быстренькому облапошить (НЛПишить) ближнего и заработать денежек, и как найти силы простить себя и возлюбить врага. Вот бы иметь ситуацию и средства, чтобы отделить зерна от плевел, и вернуть Книге ее высокое назначение — пусть даже и ценой таких глобальных катаклизьмов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Аренев «Хижина дядюшки Сэма»

Ladynelly, 12 сентября 2009 г. 20:26

Несмотря на постаколиптическую тему рассказ кажется очень светлым. Несмотря на гротескный мир, ужасные перекрученные человеческие отношения все-таки теплится надежда, что все будет хорошо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Аренев «Вкус к знаниям»

sleeve, 30 июня 2008 г. 14:43

Насчет атмосферы полностью согласен. Рассказ очень и очень понравился. В нем есть все, что мне нужно в малой форме — стиль, атмосфера, пара свежих мыслей и, собственно, все.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Аренев «Восстать, или смириться, или...»

viv, 6 марта 2008 г. 21:18

Двойственность души... Половина манит в дорогу, половина мечтает о спокойной семейной жизни...Вот взялся один Бог помочь — сделать странника счастливым — не вышло... Судьба таких людей — разрываться между двумя страстями. И слава их женам, если они это понимают...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Аренев «Монетка на удачу»

viv, 6 марта 2008 г. 20:05

Вот такая ситуация: от боли можно откупиться... Если просто подкинуть вверх монету из коллекции, да не любую, но именно ценную, то монета исчезнет, а боль в сердце отступит... На время отступит. Но когда данью за избавление от боли должен был стать символ его любви, семейного счастья, он этот символ не отдал. Что будет? Смерть от сердечного приступа? Победа над болью? Есть что-то в человеке, чем он не сможет пожертвовать во имя собственного благополучия. В каждом ли? Не знаю...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Аренев «Рапунцель»

Reynar9, 18 мая 2020 г. 12:39

Очень атмосферный рассказ. Энергетика хлещет через край. Весь сюрреализм нашей действительности в нескольких страницах.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Аренев «Монетка на удачу»

Reynar9, 5 ноября 2019 г. 18:08

Рассказ, что называется запал. Нам всем постоянно приходится торговаться с судьбой — за комфорт, положение в обществе, здоровье и прочее. И цена каждый раз возрастает. Важно не переступить грань и остаться Человеком.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Аренев «Сияние каменного цветка»

viv, 6 марта 2008 г. 21:07

Вечная задача, еще с библейских времен: жизнь собственного сына или долг перед племенем. И тот, кто выбирает долг, достоин СВЕТИТЬ ДЛЯ ДРУГИХ!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Аренев «Единственная дорога»

viv, 6 марта 2008 г. 15:03

За что же он сюда попал? Странным исповедником на пути к смерти (или после смерти). Что это для него — вечная мука или вечная радость собственного труда? И действительно выхода нет?

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Аренев «Киевские истории»

viv, 6 марта 2008 г. 21:32

Все эти рассказы прежде всего ИНТЕРЕСНЫ, написаны они великолепным языком, центром их является личность человека, это, как определяли Стругацкие — приключения духа, а не приключения тела. Читать стоит!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Аренев «Легенды Ильсвура»

viv, 6 марта 2008 г. 21:26

Хороший цикл. Впрочем, это три вполне самостоятельных рассказа, очень хорошим языком написанные, с яркими, запоминающимися героями. Далеко не так много в фантастике произведений, достойных понятия «художественная литература» — эти же достойны!:appl:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Аренев «Разговор перед обедом»

viv, 6 марта 2008 г. 20:41

Интересные рассуждения о бесполезных дарах богов... Но это — как рамка. Центр же — рассказ о правителе, который умел притворяться мертвым, притворился, послушал, что о нем говорят «после смерти» и покончил с собой. Сдался, отступил. Поступил малодушно. Даже если о тебе наговорили гадостей, имей мужество с этим поспорить! Если тебя предали — лучше мсти, чем принимай яд!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Аренев «...На приезжих гладиаторов (антиисторическая зарисовка)»

viv, 6 марта 2008 г. 20:28

Очень яркие и реальные герои. Каждый действительно по-своему прав. О чем рассказ? Об изнанке дворцовой интриги? Или о славе — чья слава более запомнится людям — слава гладиатора или слава поэта? Пожалуй, поэта...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Аренев «Возвращение»

viv, 6 марта 2008 г. 18:26

Король Артур и Мерлин — легендарные личности. Но им и место в легенде, а не среди реальных людей. Хотя волшебная сила и хранится в талисмане, оставленном Мерлином...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Аренев «Станция мягких игрушек»

viv, 6 марта 2008 г. 14:51

В нашем мире все больше зла становится. И преносчиком его оказываются мягкие игрушки, те, которые дети любят, как родных. Фабрику на месте расстрелов поставили, по телевизору сплошные погони да убийства, и все это накапливается и передается детям... И как нам наших детей и внуков от этого зла защитить? Не сжигать же игрушки на пустырях, в самом деле?

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Владимир Аренев «Карандаш с полустёртой надписью»

viv, 6 марта 2008 г. 14:07

Интересно, но очень логично поступил этот несостоявшийся волшебник: сначала научился пользоваться волшебным карандашом, а потом его сжег. Видимо, пока учился, понял, что им не только добро можно делать. Видимо, сам себя испугался...

Оценка: 10
– [  18  ] +

Владимир Аренев «Комендант мёртвой крепости»

geralt9999, 1 февраля 2014 г. 07:09

Позвольте задать вам вопрос. Ради чего вы читаете фэнтези? Что именно вы ищете в книгах жанра? Что именно является для вас определяющим фактором в оценке фэнтезийной книги? Для меня, например, решают все две вещи: нестандартный, небанальный мир и глубокие, любовно выписанные, притягивающие к себе внимание персонажи. Да, конечно, полно и других факторов, куда ж без них. А в других жанрах – и критерии могут отличаться, само собой. Но при чтении фэнтези – именно мир и персонажи правят бал. Как можно догадаться, исходя из этого вступления, книга Владимира Аренева “Комендант мертвой крепости” – очень даже давит на эти, важные для меня, кнопки. Если у вас такой же подход к фэнтези – можете даже не читать мой отзыв далее, а просто брать книгу и наслаждаться. Я же, все-таки попробую расписать впечатления от книги более подробно.

Говоря о мире, созданном в романе, хочется использовать ярлык фэнтезийный пост-апокалипсис. Хочется, но только не совсем уверен, что стоит. C одной стороны, все характерные черты на месте. Конец света был, случился двадцать лет назад, люди (точнее, андэлни) во всем виноваты. А еще точнее, один вид андэлни (намеренно не использую термин “раса”). Раскрывать подробности случившегося апокалипсиса не стану, ибо это достаточно важный момент в книге, и автор не зря дает детали постепенно.

Итак, двадцать лет назад мир, созданный Праотцами, изменился до неузнаваемости. Праотцы – пять местных… богов, за неимением лучшего слова. Каждый из Праотцов создал свой вид андэлни. Разлом, произошедший двадцать лет назад, расколол единый мир на части и теперь, мир представляет собой отдельные острова, между которыми нельзя путешествовать обычным образом, ибо между островами разлились смертельно опасные чернила. Опять-таки, было и еще несколько последствий, но о них без спойлеров – никак. Пока что, как я и говорил выше, все черты пост-апокалипсиса на месте. Что не позволяет причислить книгу к этому жанру однозначно – так это сам подход автора. Катастрофа, изменившая мир – она проходит красной нитью через всю книгу, на нее завязан весь сюжет. Но при этом, Аренев умудряется избежать безысходности и депрессивности, так свойственной повествованиям о мире после апокалипсиса. Это не значит, конечно, что герои романа будут плясать на лугах и собирать цветы. Но, подход тут скорее сдержанно меланхоличный, чем однозначно пессимистичный. Подход неоднозначный, но, интересный. О мастерской проработке биологии и экологии мира, за меня уже сказал в своем отзыве коллега Croaker. Остается лишь отметить, что довольно нечасто встречаешь настолько тщательный подход миротворцев к своим творениям.

Продолжая разговаривать об однозначно сильных сторонах романа, перейдем к персонажам. Позвольте мне тут провести параллель с другим автором, я и так долго от этого воздерживался. Как я говорил в своем отзыве на “Малазанскую Книгу Павших” Стивена Эриксона, одна из главных тем в его творчестве – героизм простых людей. Персонажи Аренева тоже соответствуют данной теме, хотя, конечно, за одну книгу это поле не вспахать так, как это удалось Эриксону за десять. Но, намного важнее тут другая тема. Тема сложности человека. Как говорил классик: “Широк человек, я бы сузил”. Главные герои у Аренева действительно широки. Они могут раздражать. Они могут сразу же зацепить своим характером, а могут сразу же оттолкнуть, но у них этот самый характер – он есть, не картонки они. Временами, честно говоря, они могут откровенно бесить – почему ж вы не сядете вместе, да не подумаете, а? Почему ж вы не можете друг с другом договориться, во имя общих интересов? А потом выглянешь в условное окно, увидишь, что творится в реальной жизни, и понимаешь почему – человеческая природа не велит.

Три главных героя (пять, на самом деле, но об этом подробнее чуть позже) “Коменданта мертвой крепости”, от лица которых и ведется повествование – это три сильных характера. И именно столкновение этих личностей, их практическая несовместимость друг с другом и тот факт, что им приходится взаимодействовать на постоянной основе – оно и является центральным моментом в книге. Правых, кстати, в этой битве характеров, абсолютно нет. По крайней мере, автор никого не выбирает, предоставляя читателю право рассудить своих героев. И юный, новоназначенный наместник крепости Горелый Шандал, по имени Сиврим Вёйбур; и умудренный годами комендант этой самой крепости Хродас Железнопалый, и странный алкасар, которого все зовут Хромым – каждый из них уверен в своей правде. Естественно, что когда эти разные правды начинают друг другу противоречить – появляются искры, появляется дым, и, конечно же, пламя. Такие моменты (которых довольно-таки много) – это пик романа. Вспоминая, что я обещал вспомнить еще двух персонажей: один из них – мальчишка-сирота по имени Ярри Непоседа, который играет важнейшую роль в развитии сюжета, но в целом, показался мне слабее остальных личностей.

А вот про оставшегося главного героя, хотелось бы упомянуть в контексте довольно необычной структуры романа. Дело в том, что пролог – это не обычное 10-страничное вступление, а шестая часть романа. Он все еще выполняет функции стандартного пролога, конечно, но вполне может читаться и как отдельный, довольно немаленький рассказ. И главный герой пролога, господин Эстритолк Оттенс (советник по особым вопросам венценосного кройбелса, отличающийся от обычного агента спецслужб примерно настолько, насколько синица отличается от лошади) более в романе не появляется, хоть о нем и вспоминают. С одной стороны, хочется сказать спасибо автору, за такое нестандартное и смелое решение, а с другой – откровенно жаль, что настолько харизматичный персонаж, оказывается выдворен за кулисы. Впрочем, будем надеяться, что мы его еще когда-нибудь встретим.

Вот уже и отзыв подходит к концу, а так толком и не было сказано ничего о сюжете. На мой взгляд, сюжет – это единственное звено книги, которое можно назвать слабым. Тут, он скорее служит персонажам, чем наоборот. Мне это импонирует, я предпочитаю такой подход, но, нельзя не отметить этот факт. Если вы ждете от сюжета каких-то неожиданностей, крутых поворотов и прочего – тут вы этого не найдете. Сюжет логичен и строен, нигде не провисает, но вот неожиданностей он тоже не преподносит. Он развивается из-за персонажей и ради персонажей, и оценить его независимо от персонажей – практически невозможно. Возможно, кому-то такое решение не понравится, поэтому, считаю нужным об этом упомянуть.

Конечно, нельзя не поговорить об авторском стиле. Не вижу в нем никаких следов дидактичности и лекционности, которые видит коллега Croaker, вижу легкость и резкость. Даже описывая окружающий героев мир, Аренев не ударяется в так называемую “пурпурную прозу”. Пишет он хлестко, со вкусом, в то же время, переходя, когда того требует текст, от хлесткости к хрупкости. Впрочем, да, признаю, есть упомянутая лекционность, но только во вставках-интерлюдиях, где, опять же, сам текст того требует. Отдельно хочу отметить тот факт, что, несмотря на то, что автор употребляет немало придуманных слов вместо наших, общеупотребимых (люди – андэлни, например, как я уже говорил выше), это не тормозит читателя и не мешает темпу романа.

Резюме – один из лучших фэнтезийных романов, прочитанных мной за последнее время. Стоит читать: любителям нестандартных миров; любителям продуманных персонажей; тем, кого интересует состояние дел в русскоязычном фэнтези.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Владимир Аренев «Комендант мёртвой крепости»

mx, 17 февраля 2014 г. 17:23

Очень хорошее, крепкое, местами довольно жесткое героическое фэнтези. Мог бы добавить отечественное, да это так, но данный роман вполне может конкурировать в своей нише с западными авторами. Понравилось:

созданный автором оригинальный мир. Очень хорошо чувствуется его «инаковость».

живые герои. Как главные, так и второго плана. Каждый интересен, в т.ч. и герой пролога господин Оттенс.

отличный сюжет. Поначалу показался немного затянутым пролог, но потом понял, что все на своем месте, просто таким образом читателя подготовили к восприятию основной истории. В нескольких моментах автор сумел удивить и преподнести сюрпризы.

лаконичный стиль автора. «Воды» и словоблудия нет. За 400 с хвостиком страниц мне рассказали увлекательную и законченную историю.

Указать на подобные произведения не берусь, но (чистое ИМХО!) при чтении сложилось впечатление, что на автора где-то повлиял Г.Кук (атмосфера, лаконичность, даже прозвища персонажей), Ф. Герберт (декорации и возможно какое-то сходство одного из ГГ с одним из героев Дюны) и Б. Сандерсон (сужу по роману Пепел и сталь, а именно прослеживается сходство в отношении к тексту и своей работе). Поскольку роман относительно небольшой и сюжетно завершенный, рекомендую ознакомиться, а вдруг понравится? Я буду ждать продолжения.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Владимир Аренев «В ожидании К.»

MikeGel, 15 сентября 2013 г. 05:47

Что ж, прекрасный рассказ.

Любопытно вот что. Произведения, обыгрывающие классические, каждому известные памятники литературы, не выделены в отдельный жанр.

Я имею в виду не написанные «по мотивам» или «на основе» фанфики, а именно произведения, где автор переосмыслил первоисточник. Такие вещи читатели привычно называют постмодерном, некоторые сюром, кто-то кроссовером, а на самом деле это ни то, ни другое, ни третье.

Мне думается, жанра ещё нет, потому что качественных произведений-обыгрышей мало. Как правило, авторы постмодерна-сюра-кроссоверов ограничиваются тем, что хватают героев, или антураж, или и то, и это, помещают в другой, отличный от авторского мир и вволю играются с аллюзиями. Иногда получается забавно, чаще сумбурно, ещё чаще никак. Нужен всё-таки очень тонкий вкус и очень нетривиальная идея, чтобы не просто попользовать то, что сделали классики, а и авторский мир сохранить, и героев не покорёжить, и в то же время создать что-то очень и очень своё.

В этом рассказе мир Корнея Чуковского экстраполирован в наше время. Непокорёженный мир — продолженный с того места, где Чуковский поставил точку, и философски переосмысленный. «Доблестный Ваня Васильчиков» сохранил амплуа, он всего лишь постарел на три четверти века. Но нашему времени он пришёлся не ко двору...

В общем, рассказ прекрасен. Хотя ругнуться я на него должен. Масса стоящих не на месте, не относящихся к своим существительным местоимений, зачастую двусмысленных, таких, что не поймёшь, к какому герою местоимения относятся, и приходится перечитывать дважды. Всё прочее — очень высоко. Солнце со следами зубов — просто-таки блестящий образ.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Владимир Аренев «Первое правило свинопаса»

Транд, 27 июня 2013 г. 00:46

Этот рассказ из всего сборника для меня, наиболее приятен. Благодаря связи с кельтскими легендами, благодаря доброй и разумной волшебности, благодаря летней и теплой, очень спокойной атмосфере, царящей на страницах, атмосфере лишенной волнения и способствующей ленивому, медленному чтению-вкушению.

Что касается аллюзий к кельтским текстам, боюсь, что я не нашел и четверти их. Из того, что удалось поймать. Происходящее между двумя состязающимися магами, скрестившими руки и глядящими друг другу в глаза, не просто значительнее выставленных на всеобщее обозрение фениксов и драконов, но и лежит в совсем иных сферах, едва ли видимых и едва ли имеющих что-то общее с тем, что подразумевается у нас под словом «поединок». Осторожным штрихом, намеком показывает автор серьезность этого безмолвного противостояния. Таким же штрихом намекает и о его сути – в цитате эпиграфе. В ее начале два свинопаса действительно бьются в разных обличиях, потом становятся призраками и пугают друг друга, а потом… на этом эпиграф обрывается, но не трудно найти продолжение: «Потом превратились они в два снежных облака и хотели засыпать снегом земли друг друга», потом пролились дождем, потом стали личинками и были съедены коровами. То, что происходит между ними не борьба в привычном смысле, а точнее совсем не борьба, а нечто намного более глубокое и сложное. Перевоплощение здесь не маскарад, не смена ролей, но действительный выход за пределы воображения, творение нового себя и нового мира угодного для себя. Как там говорится: «если не можешь одержать победу в этом мире, придумай другой, где победа станет возможна». Но обычно все ограничивается миром очень похожим на наш – совсем таким как внешний поединок двух магов – с великанами и драконами. То же что происходит на самом деле, что происходит внутри двух магов, смотрящих друг другу в глаза – нечто в корне иное. Пара строчек в рассказе не дают об этой битве ни малейшего понятия. Процесс сотворение в корне нового себя, способного проливаться дождем на землю, в мире не имеющем никакого отношения к реальному, вряд ли описуем. А тут, в рассказе, получается эффект барашка из «Маленького принца». Покуда он нарисован – что-то в нем всегда не так. Но как только вместо него на бумаге появляется закрытый ящик… Вот тут-то фантазия и дорисовывает все именно так как нужно. На мой взгляд – это получилось. Две строчки поединка магов запомнились мне на много дней, и веет от них тем мудрым кельтским волшебством, как собственно, и из имен персонажей – тех самых свинопасов из эпиграфа в разных их воплощениях (Фриух, молодой рыжий маг носит имя свинопаса еще до ссоры, а его соперник и его учитель — Финдбенах и Донн — имена свинопасов в самом конце поединка, ставших быками, достигших высокого уровня владения магией). Кельтское волшебство именно что веет, очень осторожно и со вкусом, кому нужно тот заметит и верно расставит акценты.

Но здорово то, что кому не нужно, — тот тоже читал не зря, для того рассказ мгновенно перевернется другой, не менее привлекательной стороной, и обратится в симпатичную сказку, хорошую, правильную и яркую. Яркую, потому, что великаны, золотые и белые фениксы и драконы в вечернем небе над средневековым городком – весьма привлекательны. Правильную, потому, что монетка-бабочка, подарок старого мага, намного привлекательнее всего вышеописанного. И вот эта сказка-вторая сторона – проста, уютна. Она пахнет летом, вечером, не таящем в себе ни капли опасности, прогретой травой и свежими пирожками. И чувствуешь себя в ней, как совсем небезосновательно заметил один из предыдущих ораторов, – «как у мага за пазухой».

А еще в контексте простой сказки можно позволить себе говорить о герое не как о герое, а немного по-человечески, правда? Мне очень понравился молодой рыжий маг, а точнее то, как благодарно он воспринял проигрыш и урок. Быть сильным магом, но оставаться кротким учеником — это дивный талант, полезный и красивый, но потихоньку исчезающий даже из книг.

Ну и финальный аккорд – пометки автора после рассказа, после которых уж совсем нельзя не заинтересоваться удивительными образами мифических свинопасов. А там, теперь говорю и на своем опыте, в самом деле, есть чем поинтересоваться. За что автору отдельное спасибо.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Владимир Аренев «Паломничество жонглёра»

alex2, 7 декабря 2009 г. 01:52

Книга Владимира Аренева «Паломничество жоглёра» — одна из двух в моей библиотеке, на которых имеются авторские подписи. Но подпись — одно, а какие струны заденет в душе сама книга и заденет ли вообще — совсем другое. Главное ведь в книге что? Главное, чтоб читать её было интересно! Но вот, скажем, гамбургер или другой какой фастфуд есть тоже вкусно, но вот совсем не впрок...

Поэтому с написанием отзыва я не спешил. Обождал, пока оно всё уляжется и даже начал читать другую книгу, а теперь вот решил проверить — что же в памяти осталось, не стёрлись ли из неё сюжетные ходы или имена персонажей по прошествии нескольких недель? Вот именно так для меня и познаётся настоящая цена книги.

Вообще меня привлекают книги с выраженной философской составляющей, иногда даже морализаторством. Здесь о таком, понятное дело, говорить не приходится. Направленность книг фэнтезийного жанра за немногими исключениями всё же приключенческая, призванная развлечь читателя. Это не упрёк, конечно — что ж поделаешь, специфика жанра. Посему и судить такие книги надо исходя из того, насколько они этому критерию удовлетворяют.

После «Властелина колец» пробы авторов в классическом фэнтези с эльфами, гномами и драконами удовлетворят меня только в виде пародий (на смейте лезть грязными руками в юдоль Профессора!). Автор и не стал, слава Богу. Придуманный им мир совершенно оригинален, хотя, разумеется, общим требованиям к фэнтези в виде соответствия развития технологий нашему Средневековью отвечает. Ну как же без них, родимых — мечей, всадников, баронов и графьёв. Однако теология, или, вернее анималотеология этого мира разительно отличается от нашего. Иными словами, автор вывернул акт творения почти что и наизнанку, да ещё с поворотом куда-то вбок. Люди тут отнюдь не творения по образу и подобию Божьему, а совсем наоборот — результат злонамеренного деяния с настоящими детьми зверобогов. Интересно получилось, иронично. Да и вообще автор старается быть в книге ироничным по отношению к своим героям.

Понятно, что о принципах гуманизма в таком мире, как об основоположных в построении людской цивилизации, речи быть не может, так как гуманизм может быть разве что ругательством каким-то. Поэтому не удивительно, что автор довольно спокойно иногда описывает кровавые события и ритуалы — с точки зрения жителя Ллаургина они вполне обычны.

В таком мире вряд ли может идти речь и о зарождении научного мировоззрения — никому не придёт в голову сомневаться в божественной картине мира, если сами боги не медлят с тем, чтобы раз за разом весьма явно напоминать миру о своём существовании. Поэтому я немного удивился, встретив упоминание о существовании заведений, похожих на первые университеты средневековой Европы. Впрочем, возможно, склонность к критическому анализу действительности — неотъемлимая черта человека, даже не смотря на то, что в существовании божества сомневаться не приходится.

Ллаургин — он Отсечённый. Потому что некогда на него пала Пелена, которая отгородила его от остального мира. Почему так случилось и что она такое — нам так и не станет ясно до конца первой книги. Наверное, ответы на эти вопросы должны прозвучать далее.

Кто такие основные герои книги и почему с ними происходит то, что происходит, всё же становится примерно ясно к концу повествования. Это правильно, часть тайны всё же необходимо приоткрыть, нельзя оставлять читателя в том же неведеньи, что и в начале чтения.

Видите, я подробно остановился на самом мире, потому что мир автор придумал интересный и заслуживающий того, чтоб его проанализировать. То есть автор отнюдь не халтурку гнал, а работал на совесть.

Какие у меня имеются замечания? Ну вот иногда не совсем ясна мотивация поступков главных героев, кажутся они иногда какими-то натянутыми, неестественными. Ну и ещё: названия. Я попытался представить себе язык, где бы естественными были названия населённых пунктов, которые я прочитал на авторской карте мира. Они ведь довольно труднопроизносимы, их тяжело выговорить. И мне, и, думается, жителю Ллаургина, если уж он такой же человек, как и я. Впрочем, это как раз мелочи.

Сама композиция повествования, построенная автором, очень сложна. Повествование имеет несколько сюжетных линий, которые то сходятся, то расходятся, к тому же присутствуют экскурсы в прошлое главных героев, очень объёмные и подробные. Воспринимается всё это значительно сложней, чем мог бы, казалось, рассчитывать в книге жанра фэнтези. Но дело в том, что сюжет, избранный автором, реализовать можно, наверное, только так. Что ж поделаешь? Авторский язык у меня не вызвал ни отторжения, ни внутреннего протеста. Хороший язык, сочный. Не припомню, чтоб я цеплялся по ходу чтения за какие-то стилистические коряги. А ведь язык — это очень важно. Тут, если что, на переводчика не спишешь.

Ну и наконец о том критерии, про который я говорил в начале — да, это неплохая приключенческая книга, которая может и увлечь, и развлечь, и потом не улетучиться без следа из ума и сердца. Потому что она, как мне показалось, всё же немного больше, чем обычная развлекаловка. Автор от души писал, а не в попытке сшибить деньгу на мейнстриме (как вот сейчас целая куча книжонок про вампиров появилась на волне сами знаете чего).

Только, автор! Давай продолжение скорей, что ли. А то я вот только начал ждать, а народ уже знаешь сколько ждёт?

Оценка: 9
– [  9  ] +

Владимир Аренев «Душница»

Dentyst, 1 июля 2014 г. 22:40

После первых прочитанных страниц, я позиционировал эту повесть, как литературу для того непростого возраста, когда подросток начинает осознавать себя полноценным человеком. Когда он начинает становиться взрослым. Когда в первые разы происходят потери и новые обретения. Спустя несколько страниц, я уже не так чётко определял возрастное назначение текста. Идея ширилась и разрасталась, с избытком заполняя объём простенькой оболочки школьной повести.

Чуть позже плотность смысла начала расслаиваться. И уже повесть взросления-воспитания превратилась в многоуровневое повествование, разобраться в котором не каждому взрослому по силам. Без лишней скромности скажу, что мне открылось по меньшей мере четыре смысловых слоя. Но я не уверен, что автор не вложил больше в это в общем-то невеликое по объему сочинение.

Фабула проста — мальчик Сашка живёт обычной жизнью современного школьника. Только не в нашем, вернее в не-совсем-нашем, мире.

Разница единственная — в Сашкином мире у людей есть душа. И эти души после смерти, родственники умершего используют по своему разумению и верованию. Души могут общаться с живыми (не со всеми). Живые могут узнавать о мёртвых такое, что мёртвые, будучи живыми, держали в строжайшей тайне.

Но и это ещё далеко не всё. Не люблю спойлеров, поэтому и не буду разрежать текст отзыва пустыми рамками. Сказать-то многое можно, но лучше самим прочитать и составить собственное мнение.

P. S.А в авторском послесловии есть даже немножко про ФантЛаб.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Владимир Аренев «Валет червей, Повелитель мух»

Arhc MC, 21 февраля 2015 г. 18:04

Повелитель мух, валет червей. Именно мух и именно червей. Насекомых. Антихрист — в глазах людей, переживших страшный апокалипсис. Апологет зла, злобный, жуткий, беспощадный колдун, железной рукой и стальной волей правящий остатками чудом выживших людей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Энтомолог, оказавшийся в нужное время и в нужном месте.
Возможно, единственный человек, могущий помочь спастись отчаявшимся, смертельно напуганным людям в этом почти погибшем мире. Ему просто необходимо носить страшную маску исчадия ада, чтобы хоть как-то работать, проводить опаснейшие опыты и эксперименты. Даже над людьми, ибо это необходимо. Ему необходимы помощники, потому что самому ему немного осталось, ибо он слаб, болен и немощен. А кто-то должен продолжить его труд, хотя надежды на успех ох как мало!

Это прекрасный рассказ о мощи человеческого духа и человеческой воли. И о том, как трудно остаться человеком в нечеловеческих условиях. И как трудно носить маску мерзкого и отвратительного демона, пожирателя детей и повелителя мертвецов.

Несмотря ни на что, рассказ, по моему скромному мнению, очень оптимистичен. Ведь не могут проиграть такие замечательные люди, как Повелитель мух и его маленький помощник, особенно если они носят имена великих русских писателей!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Владимир Аренев «Паломничество жонглёра»

Ruddy, 22 ноября 2009 г. 23:06

Жизнь часто играет с нами таким феноменом, как «дежавю». Для кого-то «дежавю» станет просто навязчивой мыслью, для кого-то — маленьким чудом, для кого-то — огорчением. Бывает, что оно происходит и снова, и снова, пока не защёлкнет последним финальным аккордом.

У этого романа есть все свойства утончённого «дежавю»: да, где-то была похожая стилистика (вуаля — и вспоминается «Бездна Голодных Глаз»); да, проскальзывают знакомые мировоззрения (вуаля — и снова Олди, на этот раз «Богадельня» или даже «Ойкумена», а может быть и романы Ночкина); да, проглядываются знакомые божественные лестницы и построение мультивселенной (и что-то подплывает «Властелин Колец»). Да, это всё есть.

И может показаться, что это всё плохо, вторично и неинтересно? Извольте, я так не говорил и говорить не буду. Это ведь утончённый роман-дежавю, выполненный в блестящей форме, поданный блюдом тёрпким, крепко нафаршированный загадочностью диалогов, экскурсами и треволнениями жизней персонажей, сильным юмором. Подано, извольте откушать лучшее ото всего, извольте испробовать созданное авторским замыслом сочинение.

Почему же мне этот роман понравился, окроме всего вышеуказанного? Роман есть эффект гармоники стиля, сюжета и характеров персонажей такого порядка, что дежавю всего происходящего не позволяет скатиться к фарсу, скуке и возможной никому не нужной иронии.

Первое, что подкупает — авторская идея и авторский мир.

Он, мир Тха, умирает несколько сотен лет в ожидании прихода Охотника, который уничтожит всё и вся. Божественный Сатьякал, двенадцать звериных протосущностей, не может ничего — или почти ничего — сделать с Носителями, держателями душ Охотника в Ллаургине, части мира. Ллаургин отсечён от другого мира Пеленой, только в него могут нисходить звери Сатьякала, чтобы вершить волю свою. И раз за разом падает в мир Сеть, пространственное искажение, где время ничего не значит, вгоняя страх в смертных, которые устали молиться из года в год. Воля Сатьякала вполне понятна — раз и навсегда покончить с тем, кто когда-то им не покорился. А что надо делать? Руками смертных искать Носителей и сделать как-нибудь такую красоту, чтобы одним хлопком выжечь червоточинку. Да вот неувязочка — Носители «счастья» своего не знают и готовы выжить в этих играх высших порядков всеми доступными силами, средствами и жизнями других. И приходится бегать, искать возможности, бороться в попытке отвязаться от пут марионеток и даже искать своё Паломничество, чтобы искупить прегрешения перед непонятно кем. И вот на протяжении всего романа мы можем наблюдать странствия Носителей — второе, персонажи, — которые такие разные, такие невозможно разные, уникальные и непредсказуемые. Предательств, убийств, грязи, иронических шуток, боли — этого достаточно для восприятия картины гонений, восприятия авторского замысла показать, насколько мир может быть неблагодарным только потому, что ему от тебя что-то надо, хотя ты ровным счётом ничего плохого не сделал никому. Просто встал на пути, просто несёшь в себе семя отчуждения. Но с другой стороны, а смысл вскидывать белый флаг? Надо попытаться понять причину, ответить на ломкий вопрос «почему?» и вырвать себе свободу самой мелкой или самой великой ценой, на которую ты способен сыграть. И так делают все носители, среди которых особо выделяются Кайнор, бродячий жонглёр, певец «гвоздилок», и Фриний, маг-отступник.

Третье подкупающее — сюжетная основа. Линия сюжета делится с десяток раз и с десятки раз сливается. Не может не восхищать пропорциональность игры с движением повествования, которая не позволяет запутаться и нервничать в порыве вспомнить, что и как. Сюжет играет с читателем, забавляется по полной, доводя до интриги к финалу, вырывая возможность узнать итог. Книга обрывается на полуслове, но это не есть минус, а совсем наоборот — это есть плюс к желанию читать дальше. И это несмотря на немалый объём самого произведения.

Все три аспекта вызывают дежавю того самого «прозверения», в котором автор явственно ссылается на аспекты буддийского просветления, когда вся истина становится родной стихией, а ответы на вопросы уже не нужны по причине отсутствия желания знать ответы.

Я читал роман 3 месяца — немыслимый по времени срок, за который я мог пролистнуть с десяток романов или даже циклов. Вопрос в другом: «Имеет ли тогда цену такое чтение, когда можно насладиться хорошей и добротной приключенческой книгой в лучших, почти классических традициях создания фэнтези?» Для меня ответ ясен и категоричен. Жду продолжения, Автор.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Владимир Аренев «Мастер дороги»

Линдабрида, 23 июня 2013 г. 11:33

С этой книгой я открыла для себя нового автора. Могу лишь сказать спасибо Владимиру Ареневу за возможность заглянуть сразу в несколько разных миров — где-то Лавкрафт, где-то артуриана, а где-то вовсе такое необычное, что и не знаешь, как к этому относиться (я о «Душнице»). Не успеешь опомниться от пейзажа с озером, из которого торчит целый лес рук (и в каждой, конечно, меч), как тебя приглашают прогуляться по Петрограду, да тоже не какому-нибудь, а из стихов Корнея Чуковского. Перефразируя Толкина, передо мной разворачивалось то самое Малое Творение, когда писательский мир обретает вещность, убедительность, зримость.

Какие-то рассказы понравились больше, какие-то меньше, и это нормально. Но ни в одном из них не было скучно. Тем более, что Аренев не улекается конструированием миров ради них самих — в каждом рассказе есть двойное дно, каждый говорит не только (не столько?) о фэнтезийных диковинах, но и о нашей реальности, со всеми ее неурядицами, мелкими и крупными несправедливостями, проблемами.

Бонус для эрудитов: в рассказах Аренева неизменно прячутся «вкусные» детальки: то на полке Шерлока Холмса обнаружится книга Дмитрия Зеленина, то учительница начнет рассказывать про малую эсхатологию...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Владимир Аренев «Порох из драконьих костей»

Juriy.Moro, 18 июня 2018 г. 13:16

Книга вызвала несколько противоречивые впечатления. С одной стороны, она прекрасно написана, герои понятные, интересные и за ними приятно наблюдать — с другой очень странное соотношение сюжета и лора. С первым никаких проблем: Марта, порох из драконьих костей, тот, кто их сбывает, тот, кто намерен их исследовать, судьба ее отца, ее школьная жизнь, — здесь есть точки А и конечные пункты Б. Однако, если обычно ждешь, что в конце тебе дадут ответы на важные вопросы о мироустройстве — а здесь эти вопросы очень важны, так как информацию о них, по ходу чтения, собираешь истинно по крупицам —их, увы, не получаешь. И здесь не идет речь о том, что первая книга трилогии обязана обо всем рассказать, нет — не обязана. Проблема в другом: после прочтения я так и не смог составить не то что полную картину в отношении драконов, старого мира, их костей, и прочего, — у меня не получилось даже примкнуть к какой бы то ни было точке зрении на их счет. Так как эти самые точки, попросту, скудны.

Отдельно хочу коснуться вопроса географии. Она тоже часть лора, которая пострадала в силу одного нерешенного вопроса: где карта? По-моему, сейчас такие моменты даже не должны всплывать на поверхность, особенно если учесть, как великолепно оформлена книга художником Александром Проданом. (Выдох. Полегчало).

В заключении хочу сказать, что ПДК, безусловно, работа с которой стоит ознакомиться, а в ее мир приятно погружаться. Персонаж Марты помогает вернуться в школьные времена и пережить их снова, испытать победы и поражения подростка в ярких красках свойственных этой поре. Может несколько позже (не по-живому) я перестану думать, что продолжение прочитать вынужден, ведь слишком многое не ясно, а не потому, что мне этого хочется и целостность здесь не причем. И (вот уже точно финал) может показаться, что слишком многое не удовлетворяет меня, как читателя, однако все мои придирки, что по объему, что по содержанию отсекли от вышей оценки — ну разве — один незаметный балл.

Всем приятного чтения, и будьте поосторожнее — токсичность не единственная опасность, которую хранят драконьи кости, их вред куда-более неявен.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Владимир Аренев «Белая Госпожа»

Al_cluw, 20 октября 2016 г. 20:35

На написание отзыва созревал несколько дней. И дело не в том, что делил на понравилось/не понравилось. Понравилось, и еще как! Просто увидел в повести слишком много всякого такого разного, и надо было, чтобы это всякое такое разное разложилось по полочкам.

В общем, что получилось... Очень поэтичное вхождение в тему. Осень-зима, стужа-ветер, свечи-дети, госпожа... «Я знал, что она придет.» Продирает, и очень продирает, между лопатками. Меня сразу настроило на нужный лад, я ждал сказки, я жаждал красивой истории, я получил ..

Итак, представление началось. Странно, но в момент первой встречи с Дикой Охотой (привет, Ведьмак!)я почему-то (ошибочно?-ли) подумал о старой сказке о прекрасной девушке, злой мачехе, карете-из-тыквы, хрустальной туфельке и Прекрасном Принце. Ох как ошибался я! При действительном наличии всех компонентов история перевернулась с ног на голову и понеслось...Сложно сказать, сколько различных мифов использовал автор, я насчитал всего 4. Атмосфера Чудес не иссякла после Пира и Побега, просто к хрустально-серебряным колокольчикам прибавились иные звуки, и теперь уже предчувствие несчастий и бед в раскрывающемся перед нами мире становилось все отчетливей. Уход из сказки в реальность, которая осталась сказочной. И морок в коде. Да ладно, морок ли? Кода такая, которой и дОлжно закончить эту страшную сказку, но такую обалденно поэтичную и красивую.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Владимир Аренев «Единственная дорога»

evridik, 14 июня 2014 г. 19:42

Если вы любите добрую, грустную, тонкую (не путать с изысканной!) философию, то эта история вам понравится, особенно если при этом вы цените неспешность повествования, убористый слог и необычный подход к привычным вещам. Простыми, понятными словами, в который нет-нет да и мелькают искорки уникальности, автор рисует картину ожидания, наполняя её деревенской искренностью (хотя никакой деревни и в помине нет), а потом окунает читателя в мир-вне-времени-и-места. Точнее, есть место, а мира нет: он как будто канул в прошлое, застыл где-то рядом, отделился полосой забвения. Нет, это не постапокалипсис. Это полусказка.

Посреди пустыни стоит домик. Даже и не домик вовсе, а избушка, с которой в силу лет или духовной схожести слился её обитатель – тот, кто ждёт, тот, кто встречает, кто обогревает, выслушивает и провожает на ту самую единственную дорогу. Человек без имени и прошлого, за которым стоит что-то невероятно могущественное (это описано всего парой слов, но ощущение такое, словно заново читаешь монолог Великого Здрайцы из «Пасынков восьмой заповеди» Г.Л. Олди: сила есть, но распоряжаться ею ты не волен). Есть и второй персонаж, неразрывно связанный с первым – сад. Сад вокруг избушки. Сад посреди пустыни. В нём кроется та самая сила, и описания этого сада, и хрупкой природы вокруг заставляют вслушиваться в каждый звук, будь то стрёкот сверчков, жужжание божьей коровки или скрип калиточной задвижки. И хотя вокруг избушки жизнь, вместе с тем в ней – одиночество, неизбежное существование, когда мимо проходят, оставляя свой груз, люди.

Где-то примерно в этом месте начинается дайвинг на песке. Точнее, он начинается намного раньше, когда усталый путник выходит из пустыни к избушке, но начинается очень аккуратно, по крупицам, собираясь в общую картинку неспешно, даже неявно, чтобы в итоге сказать: вот она, та самая добрая, грустная, тонкая (не путать с изысканной!) философия. Это очень проникновенная вещь, в которой слышатся скорее ноты печали, чем героической стойкости, и мне хочется сочувствовать не тем, кто уходит, а тому, кто провожает.

Размышление об уходящих, об их последнем пути – вот что такое эта вещь.

Рекомендую.

+9

Оценка: 9
– [  5  ] +

Владимир Аренев «Порох из драконьих костей»

Oleh_Gladky, 2 августа 2018 г. 17:49

В начале показалось, что книга совсем детская, наивная, где простая, ожидаемая завязка и незамысловатый сюжет. Но потом понимаешь — не все так просто, мир в книге очень реальный, буквально чувствуешь (ощущаешь) все происходящее как с самим собой, или наедине с героями романа. Это не может не нравиться. А еще приятен язык повествования, оригинальная идея и убедительный финал. Городское фэнтези это с большой натяжкой, скорее сказка для взрослых (впрочем, и для детей тоже), которая завораживает.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Антология «Фантастический детектив»

Seidhe, 20 декабря 2017 г. 11:54

Очередная антология, которую я прочитал благодаря присутствию в числе авторов безмерно уважаемого мною Святослава Логинова. Так уж получается, что закидываешь файл на читалку только ради Логинова, а потом смотришь содержание и понимаешь, что и некоторых других авторов не хочется обходить вниманием...

А потом как-то незаметно выходит, что вся книга уже и прочитана =)))

Именно так получилось и с «Фантастическим детективом» — Логинов прочитан, но интересно, вроде, и с повестью Щёголева познакомиться, которую характеризуют как необычное «кибер-фэнтези», и рассказы Серебрякова, Кудрявцева или Золотько пропускать негоже, да и Аренев с Легезой не должны подвести...

Могу сказать однозначно — все истории, включённые составителями в данную антологию, удались. Говорю это как человек, от жанра детектива страшно далёкий. Каюсь — не большой я любитель разгадывать, кто именно убийца и какие мотивы им двигали. Однако, детективы с примесью фантастики пришлись мне весьма по душе. Больше всего порадовали даже не хитроумные сыщики и изощрённые преступления, а разнообразие описываемых миров. Чего только на страницах книги нет — и паропанковская Британия (Логинов), и альтернативная Франция XIX века (Женевский), и Россия недалёкого будущего, управляемая вампирами (Чигиринская), и условно-европейское Средневековье (Легеза и Золотько), и космическая фантастика (Серебряков и Кудрявцев), и упоминаемое уже кибер-фэнтези (Щёголев), и война поколений (Покровский), и даже изящная зарисовка, объясняющая, почему в сочинениях современных писателей встречаются грамматические ошибки. И всё это, прошу заметить, ещё и сдобрено неплохими детективными сюжетами, следить за разгадками которых действительно интересно!

Отзывы на каждое из произведений, вошедших в состав антологии, имеются (да я и сам руку приложил, написав их на особо понравившиеся вещи), поэтому не стану пересказывать здесь их сюжеты, и тем более — сильные и слабые стороны, скажу лишь, что «Фантастический детектив» получился сборником на удивление ровным, что для тематических антологий — большая редкость.

Одним словом — отличная книга, которая понравится как любителям фантастики, так и поклонникам детективного жанра.

9 баллов, на мой взгляд, «Фантастический детектив» однозначно заслуживает.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Владимир Аренев «Второе сердце сирены»

Al_cluw, 12 июля 2017 г. 17:46

Достаточно неспешно текущая повесть, которая изначально подделывается под псевдо-средневековье, затем становится безбашенно-пиратской, а в итоге обманывает финалом (я не угадал концовку). Мне понравилось, прочитал с огромным удовольствием, хотя «Белая госпожа» от этого-же автора до сих пор вспоминается своей завороженной поэзией и мистическими Охотой и Пиром. Тут атмосферы тоже хватает. Но здесь атмосфера получилась «морская, или даже южная». Итальянская такая атмосфера. Вообще, интересно получается, сборник вроде как «зимний» (по обложке сужу), а произведения (по крайней мере, часть их) разбивает это «зимнее зеркало» и демонстрирует нам морское раздолье.

Описание событий на острове тюленей (интересно, это фантастика, или на самом деле существует подобный остров) являет нам очередные «подвиги» человеческих существ. Они маскируются, и за исключением ГГ — у него своя достаточно веская причина, пытаются прикрыться человеколюбием. Но их истинные побуждения открываются только в финале. И он получается очень мощным, хотя на мой взгляд, автор все-же маленько слукавил. Закончиться эта история должна была на острове. Тем не менее, заключительная глава получилась, хотя и поменяла (у меня) определенный настрой.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Владимир Аренев «Хижина дядюшки Сэма»

Lady Vader, 3 августа 2016 г. 23:03

Очень сильная вещь и по замыслу, и по исполнению!. В мире ломается что-то базовое, главное, что — не важно абсолютно, это ведь не научный трактат, а почти притча. В мире, где взрослые отказываются стареть и ложатся в креокамеры, дети перестают взрослеть. В мире, где воюют цивилизации мужчин и женщин больше не рождаются дети. Совсем, ни у кого. Мир, которым правят дети, невежественные и безжалостные, превращается в ад. Повесть написана в 2003 году, а кажется, что сегодня, настолько все сказанное — про нас.

Отдельное спасибо автору, что нет никакой чернухи. А могло бы быть... много...

Хотелось бы более яркого или определенного финала, ну и бой машин был несколько затянут...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Понятно же, что главгероя не убьют, так зачем делать вид, что может быть по-другому

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Знак (древнее сказание)»

olpo70, 25 января 2016 г. 18:29

Довольно таки серьёзная сказочка.Здесь можно увидеть намного больше ,чем прочитать.Понятно что жители повелись на обложку,на картинку.Вернее даже на две картинки.Бум -вырос яркий цветок и все решили что это хорошо.А цветочек то не простой.Оп-монашек,ну сама праведность и скромность,а после него вон какие цветы вырастают...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Первое правило свинопаса»

Rainbow, 10 июня 2013 г. 22:11

Это рассказ-луковица. Стоит подумать, что ты разгадал его, как открывается следующий слой и ты начинаешь по-новому воспринимать прочитанное.

Благодаря этому, казалось-бы простой, сюжет радует и интригует до последней строки.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Зачёт для избранного»

Rainbow, 10 июня 2013 г. 21:47

Рассказ про студента-двоечника.

Рассказ про цену и ценность знаний.

Рассказ про упущенные позможности и потерянные цели в жизни.

Раасказ о том, что каждый делает себя сам.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Он знал войну...»

kkk72, 5 мая 2008 г. 23:43

Микрорассказ — как пуля: либо попадает в самую цель, в сердце читателя, либо летит мимо и пропадает бесследно. Этот рассказ нашел свою цель. Вроде бы совсем короткая история. Вроде бы совершенно очевидная идея. Но как написано! Зацепило.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Аренев «Хорошие новости»

kkk72, 6 марта 2008 г. 11:01

Из всех рассказов Аренева, которые я читал, этот, пожалуй, лучший. Реалии журналистского ремесла будущего изображены очень хорошо. С концепцией «хороших новостей» не могу не согласиться. Ритмичное течение описания суетливых журналистских будней главного героя неожиданно прерывает очень сильная концовка. Как это похоже на всех нас: в мелочной суете забыть о самом главном, том, что и делает людей людьми.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Владимир Аренев «Душница»

AlisterOrm, 7 января 2018 г. 01:20

Казалось бы — повесть для подростков, самая обыкновенная, «под Крапивина», со «становлением/взрослением героя», крепкой моралью и немудрёной философией. Ну да, так оно и есть. Однако это не просто повесть для подростков, совсем нет. Здесь поднимаются такие своеобразные вопросы, над которыми и взрослый ум будет думать долго и трудно.

Как ни странно, первым делом мне бросились в глаза даже не сами шарики и мехи с заключёнными в них душами умерших, и не мрачная громада душницы. Нет, совсем другое.

Что остаётся от человека после смерти? Нет, не 9 граммов. Как его помнят, как оценивают жизнь? Человека уже нет с нами. Каким он был? Негодяем, героем, добрым дедушкой, бойцом за свободу, сторонником тирании? Каждый ведь ответит по разному. Если вообще что-то вспомнит. Именно поэтому человек оставляет после себя скорее не память, а образ, отпечаток самого себя, сам же он со всей своей сложной совокупностью личных качеств уходит в прошлое. И образ, который остаётся после него, является уже лишь слабым подобием истинного. Точно так же, как дымка внутри шарика. Проблема ещё и в том, что человек постоянно играет разные роли с иными, меняет маски как перчатки, стараясь подстраиваться (или наоборот) под собеседника, противника, дискуссанта. Вот так и возникает образ человека в глазах других — каким бы сложным и противоречивым он не был, всё одно это лишь образ.

Ну, конечно, сами души, заключённые в тонкую оболочку шаров. Представьте — вы, лишённые всех органов чувств, возможно, ничего и не видящие и не слышавшие, оказываетесь в пустоте. Просто в пустоте, не имея возможности делать... ничего. Совсем ничего. Зная, или смутно предполагая, что же будет далее — бесконечность, бесконечность этой молчаливой пустоты. Правильно ли это? Умерший маленький мальчик будет вечно рыдать в темноте, так и не поняв, что же произошло. кто-то будет кричать в молчаливое Ничто о свежей землянике, которую он никогда не попробует. И ведь люди чётко знают, что их ждёт за окоёмом...

Неужто это — то, на что обречён человек? Если есть душа — значит есть и посмертие. Но нужно ли душу тогда обрекать на такие муки, ожидая Второго Пришествия? Судя по всему — нет.

Ну и в придачу — обычные подростки, которые сталкиваются в жизни с новыми испытаниями, и с некоторым удивлением начинают оглядываться по сторонам. Конечно, с одной стороны жаль их — многие года, многие печали — с другой... пусть учатся. Ведь размышления о любви и смерти это то, на чём выстроено человеческое существо.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Владимир Аренев «Хижина дядюшки Сэма»

Reynar9, 24 августа 2015 г. 13:23

Очень забавная идея с размороженными рабами. Они ведь все надеялись на светлое будущее — а тут такой поворот. Казалось бы, спасение, купленое за громадные деньги, неизбежно. Тут ты был больным миллионером, а там оказываешся здоровым рабом.

Почемуто я уверен, что этот рассказ не забуду.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Владимир Аренев «В лесах под Черниговом»

Rusowl, 16 сентября 2010 г. 22:09

Так уж исторически повелось, что образы наших легендарных богатырей и разбойников заюзаны до дыр, как писателями, так и смекалистыми авторами анекдотов (причем вторыми в гораздо большей степени). И вроде бы кажется: ну какое развитие событий еще можно придумать, если все уже было. Ан нет, оказывается Илюшу и Соловья может объеденять нечто иное, кроме как желание показать друг другу силушку молодецкую. Например неразделенная любовь к пению. :smile:

Только вот черепашку жалко… видать у нее был черный день))

Оценка: 9
⇑ Наверх