Томас Диш отзывы

Все отзывы на произведения Томаса Диша (Thomas M. Disch)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 192

  Страницы: [1] 2  3  4 

«Концлагерь»
–  [ 24 ]  +

igi2r, 05 ноября 2008 г. в 22:46

«Концлагерь», насколько я знаю, давно уже перешагнул жанровые рамки. Для произведения, относящегося к легендарной «новой волне», это не так уж необычно. Романы Балларда и Приста, некоторые произведения Олдисса и Муркока, Мальзберга, Дилени, Памелы Золин и Анджелы Картер — признаны событиями «большой литературы».

Роман вобрал в себя многие, актуальные для того времени (60-ые годы) тенденции — от французского «нового романа» до входящего в моду постмодернизма. При этом Диш максимально честен со своим читателем — он вовсе не маскирует свой роман под массовую литературу, как это делали многие постмодернисты или же его соратники по «новой волне», придумывая эффектные сюжетные ходы и повороты. Едва ли не с первых страниц задается определенная планка, не перемахнув которую, роман читать просто бесполезно. Понятно, что энную читательскую аудиторию Диш теряет сразу. Зато те, кто отважится прочесть эту книжку до конца, получат немалое эстетическое удовольствие и недаром потеряют потраченное на прочтение время.

Читать роман и правда — удовольствие ни с чем не сравнимое. Вот и оппонентом главного героя — этакого Артюра Рембо двадцать первого столетия — выступает ни кто-нибудь, а сам Фома Аквинский! Приятно переворачивать — одну за другой — страницы, натыкаясь на аллюзии, реминисценции, скрытые цитаты и отсылки к мировой литературе, музыке, живописи и т.д. Диш — интеллектуал и не скрывает этого (в 60-ые это было в порядке вещей). И намеренно непроработанное (почти издевательство!) окончание — звучит, как типичная пощечина общественному вкусу.

Произведения яркое, умное, идейно и культурно насыщенное. Сейчас такую фантастику, к сожалению, почти не пишут.

Оценка : 10
«Геноцид»
–  [ 16 ]  +

Петров Эдуард, 05 марта 2011 г. в 04:17

Психологически очень тяжелая книга. Возможно, такой большой диапазон мнений и оценок можно объяснить тем, что многие подсознательно не могут «простить» автору того, что он не оставил человечеству ни одной лазейки, ни малейшего шанса на выживание.

Здесь нет супергероев, которые могли бы в одиночку уничтожить завоевателей, нет великих стратегов и организаторов, готовых сплотить остатки человеческой расы и повести их на битву с врагом. Такое возможно в комиксах или в голливудских фильмах, в жизни это бывает очень редко. Чаще люди пытаются переждать «трудные времена», приспособиться к обстоятельствам, просто выжить. Что и делают герои книги. В изолированной маленькой группе размываются моральные устои и нормы, нет никаких шансов сохранить знания, культуру. А после того, как у героев книги отпала необходимость добывать пищу, социальные связи в группе совсем ослабли и темпы деградации ускорились. Последние люди на Земле вымирают и этот процесс необратим.

Существует множество книг, описывающих катастрофы, угрожающие человечеству. В них, чаще всего, людям удается справиться с угрозой, или хотя-бы заложить некий фундамент будущей победы, как в «Дне триффидов». Иногда помогают не зависящие от людей обстоятельства — «deus ex machina», как в «Войне миров». Даже если остатки человечества скатились к первобытной дикости и родо-племенным отношениям, как в романе «Земля пребывает вовеки» — остается надежда.

А вот в «Геноциде» никакой надежды вообще нет. Какой вариант более правдоподобен трудно судить, но без сомнения, возможны оба. Автор показал людей такими, какими они бывают, или могут быть в критической ситуации и, судя по значительной части отзывов, это у него получилось очень неплохо. Если кому-то роман и не понравился, он все равно задел за живое, и это тоже радует.

Оценка : 10
«Геноцид»
–  [ 15 ]  +

Sawwin, 28 марта 2008 г. в 19:17

Удивляет решительное неумение автора смотреть хотя бы на один шаг вперёд. Прилетают инопланетяне, быстренько выжигают крупные города, затем распахивают всю Землю и засевают её некими Растениями. При этом неведомым способом с лёгкостью уничтожают насекомых (а людей и крупных животных, которых уничтожить гораздо легче, оставляют). Понятно, что это понадобилось автору, чтобы убивать людей максимально театральными способами , но глупостью от этого тянет неизбывной. Люди тоже борются за жизнь самыми кретиническими способами. Делают подсочку Растений, сладким соком поливают кукурузу (ух, как всё это загниёт!) и ждут, что Растения начнут засыхать. От налетающих инопланетных аппаратов, которые убивают людей, персонажи прячутся внутри Растений (у тех имеются огромные сахаристые клубни, в которых люди выедают дырки). Потом народ и вовсе переселяется в клубни. Оказывается, что там уже живут крысы, немножко, и всего в одном клубне, что позволяет легко с ними справиться. А не лень было бы прикинуть, какое потомство окажется у одной пары крыс за пять лет при неограниченной пищевой базе и полном отсутствии врагов? -- всю планету можно сожрать, а не один клубень. Сахаристая мякоть, изрубленная, передавленная, засранная, и не думает загнивать, прокисать или бродить; все сохраняет дивную свежесть. Несчастная женщина носит на руках трупик сына до полного превращения его в скелет, сумасшедший таскает под мышкой отрубленную женскую голову, но единственный запах, упомянутый автором -- аромат аниса -- именно так пахнет сок растений. На переводчика все эти и многие неупомянутые несообразности не спишешь. Значит, виноват автор, не пожелавший хотя бы немного подумать, прежде чем браться за перо.

«Геноцид»
–  [ 14 ]  +

rov1310, 17 ноября 2008 г. в 15:21

Захватило. С головой. Читал от первой страницы, до самого утра (давненько со мной такого не бывало).

Эта книга не о пришельцах. Это, наверное, самая черная из историй о людях.

Положительных героев нет, перед лицом катастрофы все запреты отброшены — главная задача — выживание. И несмотря ни на что, род человеческий вот-вот спасется. Люди изобретательны и изворотливы, им сопутствует удача.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но полного уничтожения не избежать, технология безупречна. Для млекопитающих на Земле больше места нет.

Ни кому не хочу рекомендовать, ничье мнение не хочу оспаривать Диш — это мое. «Концлагерь», «Азиатский берег», «Нисхождение» и прочитанный (к сожалению только сейчас) «Геноцид» — шедевры. Точка.

Оценка : 10
«Концлагерь»
–  [ 14 ]  +

Viktorrr, 02 марта 2008 г. в 20:25

Самое сильное впечатление 2007 года. Монструозный по своей мощи роман, ответ всем тем, кто плачет о недостаточной «литературности» фантастики. Очень плотный и вместе с тем очень вкусный текст, такой хочется через некоторое время перечитать. Особенно удаются автору персонажи, описания их характеров — самая что ни на есть конфетка. Вот, например, «ботан» Щипанский:

« — В глубине души, — сказал он, — идеал мой был: выступить с приветственной речью в начале учебного года.

Гонка с препятствиями стала его идеей-фикс; в поте лица он стремился к тому, что соперникам его давалось без малейших усилий. Дружба для такого человека невозможна — это означало бы прекращение огня. Щипанский осознаёт, что принёс юность свою в жертву фальшивым идолам; теперь, когда юности уже не поможешь, он приносит в жертву им саму жизнь.»

В общем, я считаю этот роман шедевром, думаю, понравится всем любителям умной, литературной фантастики.

Отдельное спасибо А. Гузману за действительно безупречный перевод и В. Владимирскому за наводку.

Оценка : 10
«Спуск»
–  [ 13 ]  +

redmarie, 10 сентября 2014 г. в 18:04

Принято считать, что жизнь или как зебра полосата — черное-белое, либо похожа на кривую-синусоиду: пики и впадины, или жизни присущи, как бумажному самолетику, гонимому ветром, взлеты и падения. И как кузнец своего счастья, человек надеется управлять и контролировать крутизну жизненной кривой, контрастность ее полос...

Томас Диш довел героя своего рассказа до черной полосы: сбросил в долговую яму, к самому низу социальной лестницы. Персонаж этой истории, решив шикануть на оставшиеся деньги, на мгновение взлетел вверх на несколько этажей и теперь вынужденно движется вниз. Писатель «обыграл» образ лестницы как бесконечно опускающийся эскалатор. Для смирившегося с судьбой что может быть легче просто ехать, не прилагая усилий? А если в человеке еще теплится надежда вырваться из нищеты, как же трудно оказывается преодолеть сопротивление механического чудовища, ползущего и ползущего на дно, утягивающего за собой! Последние отчаянные рывки разбиваются об однообразие, монотонность и постоянство работы системы. И вот, вместо бесполезных попыток выбраться, ради оправдания собственного бессилия, даже находится цель — а что же там внизу? Ведь «дно» — это, должно быть, конечная точка. А наряду с такой... невысокой целью, в голову приходят неоправданные надежды: если ниже уже некуда, значит, поедем вверх! или «может, кто-нибудь спасет меня» (хотя, спасение утопающих...).

Герой рассказа Диша — не боец по натуре, сдался почти сразу превратностям судьбы. Обстоятельства везут вниз, что же, поедем, раз везут. А ведь авторский эскалатор не непрерывная линия; остановиться, обдумать ситуацию, сделать правильный выбор как бы намекают островки-площадки между лестничными пролетами.

Написано отлично. Атмосфера безысходности, неотвратимости рока, беспомощности передана великолепно. Однако читать тяжело о человеке, настолько падшем духом, что смерть уже не кажется чем-то значительным, который отчаялся так, что поверил — выхода нет. Он растворяется в окружающем однообразии, бредит, галлюцинирует, его вес и сознание тают. А напоследок писатель еще и добивает своего героя искоркой понимания как можно было бороться, когда еще не все было потеряно, в самом начале эскалатора. Но тогда и ощущения были другие, не верилось в начало конца, а сейчас уже все равно...

...

С неприятием отметила, что книгам Томас Диш в своем рассказе отвел роль отвлекающего фактора. За чтением не замечаешь, как пролетает время. Да, книги помогают не замечать удручающей унылости. Но, погрузившись в выдуманный мир, будто рискуешь упустить в реальном что-то очень-очень важное...

Оценка : 8
«Славный маленький тостер отправляется на Марс»
–  [ 12 ]  +

Петров Эдуард, 23 января 2016 г. в 18:23

Перед вами политический памфлет на СССР для детей.

Марс — тоталитарная планета, вся экономика которой работает на военные заказы, производя боевые утюги, морозильники и т.д., в том числе нейтронное и химическое оружие. Он угрожает войной, милой и уютной Земле, символизирующей у Диша «свободный» капиталистический мир. Марс собирается освободить электроприборы Земли от власти людей, но если верить Дишу, земные электроприборы, все как один, как раз и не хотят этого освобождения. Наоборот, они преданы своим хозяевам и считают работу на них — высшим счастьем для себя. Последняя мысль, на мой взгляд, очень спорная, даже для детской повести.

Марсианские электроприборы подтверждают свои идеи устаревшей теорией борьбы против Намеренного Изнурения. Хотя на Земле уже давно не боятся Намеренного Изнурения, там нашли управу на предпринимателей, в лице Движения потребителей.

Верховный Главнокомандующий Марсианской Освободительной Армии — это хозяин Марса, которого избирают каждое Рождество, но выборы производятся на безальтернативной основе, как и было в СССР.

Больше всего марсианское руководство обожает многочасовые военные парады, во время которых громогласно объявляется, сколько тысяч боеспособных боевых утюгов или смортоносных вафельниц насчитывается в армии Марса. Зато, любые катастрофы — будь то авария на ядерном реакторе, или взрыв летающего боевого аппарата во время парада — замалчиваются руководством, которое просто делает вид, что ничего не случилось. А майоры здесь, в стрессовых ситуациях, прикладываются к системе водозабора.

Тот кто жил в советское время и его хорошо помнит, поймет, что это не обычная приключенческая повесть для детей; одни приветствия и лозунги чего стоят: «Вся власть электроприборам!», «Смерть угнетателям!».

Оценка : 7
«Спуск»
–  [ 12 ]  +

zmey-uj, 06 ноября 2008 г. в 11:38

Такой захватывающей вещи не встречалось давно. Вспоминаются «Долгая прогулка» и «Тот, кто хочет выжить» Кинга, но при всей безысходности здесь нет крови и убийств — только медленное погружение в безумие. Где именно герой нормален, а где уже нет — не понять. Появляется даже мысль — как ни странно, это было бы даже лучшим выходом! — что он спятил в самом начале, после непривычно дорогой и вкусной еды в ресторане, и все происходящее — его иллюзия, а сам он лежит в своей квартире и бредит...

Сперва еще сочувствуешь герою, пытаешься «подсказать», как же ему стоит поступить. (Самым логичным было бы идти наверх с передышками, как бы ни было трудно.) Потом становится ясно, что все бессмысленно, и остается только наблюдать и в то же время вместе с ним переживать этот бесконечный спуск...

Отличный рассказ, хотя и несколько сводящий с ума.

Оценка : 9
«Геноцид»
–  [ 11 ]  +

Groucho Marx, 16 ноября 2015 г. в 14:58

Безусловно замечательная и столь же неприятная книга. Собственно говоря, она совершенно бессмысленная, написана исключительно ради насилия над читателем, которому делают плохо различными (весьма изощрёнными) литературными способами.

Литературный авангард с конца XIX века постоянно пытался написать что-нибудь максимально отвратительное в максимально совершенно литературной форме — чтобы у читателя не было искушения сказать «это дрянь». Но ничего не получалось. Ни Луи Фердинанд Селин, ни Алексей Кручёных, ни Чезаре Павезе, ни их коллеги-модернисты с этой задачей не справились, в их книгах всё равно сквозит некое обаяние, некая притягательность. А Томас Диш сумел. Прекрасно написанная, депрессивная и стопроцентно отталкивающая книга, рассказывающая историю, не вызывающую ни малейшей симпатии.

Оценка : 7
«Геноцид»
–  [ 11 ]  +

laughingbuddha, 08 февраля 2010 г. в 17:03

Наверное, единственный честный роман на заезженную тему захвата Земли могущественными пришельцами. Честный — потому что какие могут быть у землян шансы против могущественных и т.п. врагов, вознамерившихся извести их под корень? Примерно такие же, как у муравейника против мужика с канистрой керосина и спичками.

Написано предельно жестко, именно так, как следовало, по моему скромному разумению.

Оценка : 9
«Касабланка»
–  [ 11 ]  +

KindLion, 08 сентября 2008 г. в 11:38

Талантливейший рассказ американского писателя, автора так называемой «новой волны» в англо-американской фантастике.

Сама идея – проста, понятна и, как мне кажется, неоднократно пугала многих. Во всяком случае, выезжая куда-либо за рубеж я часто думаю об этом. Короче, суть такова. Диш подумал: «А что если, не дай Бог, в то время, когда мы будем отдыхать где-то вдали от родины, начнется ядерная война?» Те, кто жил в эпоху холодной войны очень часто думали о том, «а что, если холодная война вдруг станет горячей?». Во всяком случае, я – думал. И, как выяснилось впоследствии, опасался я не зря. Мир, напичканный ядерным оружием, несколько раз был буквально на волоске от ядерного апокалипсиса.

Начинается рассказ описанием сонной жизни сонных американских туристов, отдыхающих в сонном марокканском отеле. Пресыщенная жизнь богатых отдыхающих, огромной проблемой для которых является выбор джема на завтрак. И вдруг, в одночасье, все меняется – туземцы, которые раньше перед ними преклонялись, теперь оскорбляют и унижают их, презирают и не принимают их деньги (доллары). На фоне ужасных бытовых неудобств – тревога и страх за родных и близких, оставшихся в США и перенесших ужас ядерных бомбардировок.

И еще подумалось. Страх – это ужасно. Страх – это разъедающее и убивающее чувство. Но, быть может, страх ядерной зимы сдерживал вояк от применения ядерного оружия. Нынешние политики, через 20 с лишним лет после окончания холодной войны, похоже, начали забывать, что это такое – бояться того, что на голову тебе и твоим близким свалятся ядерные заряды, перечеркнув небо и всю твою прошлую, такую привычную и комфортную жизнь. Очень бы хотелось, чтобы современные политиканы прочли этот рассказ Диша. Прочли и задумались о том, что в ядерной войне, по-любому, победителей не будет.

Оценка : 10
«Филин и киска»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 25 ноября 2015 г. в 20:44

Рассказ этот нужно читать, ничего не зная о сюжете, даже намеками. Поэтому отзыв под спойлером. Если вы планируете знакомство с произведением, не читайте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это рассказ-матрешка.

Первый абзац — инородный по отношению к рассказу, как будто нечаянно слившийся с текстом эпиграф — настраивает на параллели с «Винни-Пухом...» и кажется, что они там есть. Филин и Мокрик воспринимаются как одушевленные ребенком игрушки, живущие в собственном мире. Только мир этот во всем противоположен миру Александра Миллна: в семье не все ладно, лес рядом с домом опасен, у каждой игрушки есть прошлое, довольно тягостное, и почему-то не видно ребенка. Как будто Диш вывернул «Винни-Пуха...» наизнанку.

Потом раскрывается первая матрешка: в связи с бракосочетанием Филина и Мокрика пересказывается стишок Эдварда Лира, название которого совпадает с названием рассказа.

  И вот уже остров возник. Что за вид!

  У леса струится волшебная речка.

  Свинья там, под дубом зелёным, лежит.

  На кончике носа — колечко.

Колечко — для искушенного русскоязычного читателя слово знаковое. Оно как надпись: «Внимание! Сейчас произойдет запланированный короткий сбой фокала, и вся история обретет иной смысл.»

Так и случилось. С появлением миссис Ярдли открылась вторая матрешка: стало понятно, что через игрушки диалог с ней ведет мальчик, и именно мальчик украл кольцо у подруги отца (или отчима), ходил в лес, произносил все те реплики, которыми обменивались Филин и Мокрик. Видимо, мальчик болен чем-то вроде аутизма и напрямую с людьми общаться не может, только через игрушки. Причем через Мокрика мальчик говорит то, что считает нужным сказать, а через Филина то, что говорить вроде бы не хочет, но в то же время пытается привлечь внимание к своим секретам. У ребенка еще и раздвоение личности. Странное настораживающее существо.

Открытие второй матрешки показало, что с самого начала рассказа мы видели мир глазами психически больного мальчика, а вовсе не глазами плюшевых игрушек, у которых нет доброго друга среди людей. И мир становится ощутимо враждебным.

В финале происходит извлечение еще одной матрешки. Оказывается, мальчик не просто болен, он социально опасен, но об этом никто не знает. Окружающие люди видят в нем просто ребенка, которому нужна приемная семья. А его нужно прежде всего лечить, и тщательно контролировать.

С учетом признания в финале чужеродное начало рассказа обретает новый смысл. Мальчик дружит не с добрым плюшевым Винни-Пухом, а с медведем, заключенным в клетке. И Мокрик, проживший с мальчиком довольно долго, говорит наивному Филину, что они не кот и филин, а медведи. Игрушки служат проводниками к внутреннему миру ребенка, в котором живет скрытая агрессия, при удобном случае готовая воплотиться в действие.

Оттает ли душа ребенка в приемной семье или медведь так и будет следить за дверью своей клетки, неизвестно. Оба варианта возможны. Но по завершении чтения остается ощущение отложенного злодейства. Психически больные люди опасны. Психически больные дети опасны вдвойне, поскольку их опасность не считывается взрослыми. А пружинка взведена и таймер тикает.

Американец Диш вряд ли читал «Колечко» Веллера. Но идею воспроизвел довольно точно. Видимо, что-то такое в воздухе витает.

Оценка : 8
«Геноцид»
–  [ 10 ]  +

Kobold-wizard, 30 августа 2014 г. в 23:31

http://kobold-wizard.livejournal.com/7008...

Сразу хочу сказать: если соберетесь читать этот роман в электронной копии, то пропустите некое вступительное слово издателя/человека, делавшего электронный текст. Оно стало этаким предварительным сбросом давления. При чтении оно накопится вновь, но уровень будет ниже. Не читайте.

Растения пришли в мир, и мир изменился. Зелень распространилась с бешеной скоростью, вытесняя земные виды. Всю планету заполонили зеленые исполины, чьи кроны скрываются в облаках. Водоемы обмелели, а живность потеряла пропитание. За несколько лет города стали непригодны для жизни. Растения уничтожили инфраструктуру, а в сельской местности из-за нехватки влаги погибал урожай. Зеленая масса выдавливала людей. Такова опора этого мира.

Сюжет построен вокруг небольшого протестантского поселения на среднем Западе. Жесткие правила жизни, направленность на физический труд и патриархальная иерархия позволили людям пережить несколько лет, ежедневно вырубая дикую поросль и отбиваясь от банд мародеров. Через некоторое время мародерами стали все пришлые. Лишний рот — лишние проблемы. Конфликт и построен на вхождении нового человека в эту группу. С одной стороны люди сообща борются с общим Врагом, а с другой — ничто не отменяет человеческих обид.

Таков геноцид, показанный Томасом Дишем — уничтожение, которому невозможно найти этического оправдания. С Растениями нельзя договориться, и до определенного момента их даже считают Божьей карой. Так проще, потому что с Бога хотя бы можно спросить в молитве. Когда же проявляется тень садовников, становится понятно, что нет никакой высшей справедливости. Просто люди стали лишними. Смириться нельзя, а потому все острые углы в отношениях ужесточаются. При этом автор не допускает этических оценок, а просто ведет тебя через тьму.

Итого: Для меня эта книга ужасна вовсе не происходящими в ней событиями. Ужас в подаче этих событий. Все приземленно, все грешно. Даже любовь не дает героям отстраниться от происходящего. Нет мифа, нет ничего надчеловеческого, вдохновляющего человека на взгляд в будущее.

Любите мир и друг друга. Надышитесь прекрасным.

Оценка : 8
«Спуск»
–  [ 10 ]  +

Drovkin, 09 января 2013 г. в 23:38

Оказавшись в деревне, где все давным-давно и многократно перечитано, я с радостью обнаружил в темном углу шкафа рассыпающуюся от дряхлости подшивку Смены. Радость моя однако быстро сменилась разочарованием — ибо большинство из того чтива, которым сменившая в те годы привычный журнальный формат на коммерческий, книжный, Смена пыталась бороться со скоропостижной как чума, инфляцией, в борьбе со временем не выстояло.

Тем более приятной была встреча с самой первой в тогда еще ( последние месяцы ! ) Союзе публикацией Томаса Диша.

Блестящий, мастерский, сногсшибательный дебют ( я, разумеется имею в виду — дебют на русском ) .

В основе всякого по-настоящему фантастического рассказа всегда лежит реальное, невыдуманное событие. Тем более реальное, что в нем автор подобно Марк Твену, в какой-то мере предсказал собственную смерть... — случалось ли вам хоть раз в жизни заблудиться ?!

Незаметно, исподволь, углубляясь в незнакомое прежде пространство все глубже и глубже, неосознанно воспринимая чуждые вам признаки этого мира как некую игру — и вдруг вы прозреваете и до смерти пугаетесь. Лихорадочно пересчитываете запасы, спички, сигареты, пытаетесь их разделить на энное количество часов, дней, недель... волосы дыбом встают у вас на голове — ведь вам неизвестно, сколько времени понадобится, чтобы вернуться в родной, привычный мир, да и удастся ли вернуться вообще... в ужасе вы взбегаете на поросший редкими соснами холм, возвышающийся над болотистой местностью и с нарастающим отчаянием обозреваете оттуда однообразную бесконечную картину : болота, холмы, чахлые деревца в непроходимой пустоши от горизонта до горизонта, сотворенной стихией последнего ледникового периода.

Ныне человечество, как заигравшийся ребенок, само творит пустошь вокруг себя. Биометрические паспорта, социальные сети, терроризм и коррупция, информационный взрыв и все возрастающее безразличие к происходящему вокруг...

Надолго ли хватит нам запаса прочности ?

Оценка : 10
«Спуск»
–  [ 10 ]  +

Ant12, 01 марта 2010 г. в 18:46

Потрясающий рассказ! Вот его уж точно не забудешь. И ведь это никакой не сюрреализм, а жизнь. Стоит поплыть по течению и ... Очень жаль автора, который покончил жизнь самоубийством в 2008 году.

Оценка : 10
«Концлагерь»
–  [ 10 ]  +

Petro Gulak, 30 апреля 2008 г. в 17:03

Типичный, хотя и не лучший образец «Новой волны». Психопатология вместо психологии, обилие культурных аллюзий, которые никуда не ведут, разрушенный (а точнее, плохо сработанный) сюжет.

Такие тексты были нужны для расширения «литературного поля», но хорошей литературой и близко не являются.

Оценка : 5
«Геноцид»
–  [ 10 ]  +

astronavt, 24 апреля 2008 г. в 16:11

Книгу получил в подарок от школы по случаю выпуска, но по прочтению праздничное настроение быстро улетучилось. Такой пессемистичной по своему содержанию вещи до этого не читал. Умела у меня директор фантастические книги в подарок выбирать!!

Оценка : 7
«Концлагерь»
–  [ 9 ]  +

Eldritch, 30 января 2011 г. в 22:34

Сам автор,Томас Диш,назвал «Концлагерь» «пиротехническим романом»,за великолепно созданную и обыгранную феерическую оду бессмертному интеллекту.За всеми яркими прибамбасами,скрываются истинные герои,втянутые в жестокий эксперимент.Луи Сакретти и Мордехей яркие и настоящие персонажи.Неприязнь Мордехея к Луи еще со школьных времен,взаимодействия группы подопытных с надзирателями,множество мелочей,рассказы,цитаты,сны, и казалось бы мелкой дребедени создают необъятное полотно.Роман очень необычен по форме и более чем достаточно литературен.Роман я перечитывал много раз и он для меня нов и не раскрыт.(Что за бред пишу?)Диш гений.Он ловко играет с читателем и делает по полной.Роман стоит прочесть,чтобы почувствовать себя тупицей.А психология и «культурологические аллюзии» это ересь из описания книги,хоть бы вдумались что написали.

У меня роман в двух разных книгах,азбуковская «Капитаны фантастики» и АСТ «New Wave»,во второй потрясное предисловие от Самюэля Дилени,толковое(редко можно сказать такое),уважаю этого дядьку и есть за что.

Оценка : 10
«Филин и киска»
–  [ 9 ]  +

Вертер де Гёте, 29 ноября 2009 г. в 13:38

Собственно, «Филин и Киска» (The Owl And the Pussycat) — это название знаменитого стихотворения Эдварда Лира, одного из основоположников мировой литературы абсурда. Выбрав одноимённое название, Диш не только связывает произведение со стихотворением великого «путаника» и абсурдиста (у Лира Филин и Киска также хотели пожениться и искали обручальное кольцо), но и сразу намекает читателям, что с рассказом всё не так уж просто; и точно — «в действительности там всё совсем не так, как на самом деле» (как сказал бы Ежи Лец). Двойное (а то и тройное) дно произведения раскрывается только в самом конце замысловатой истории. А поначалу... поначалу всё немного непонятно, но будем терпеливы — всё-таки вдохновил на неё Диша великий «перепутаник» Эдвард Лир. Рассказ не отличается динамикой, остротой сюжета, он берёт другим: тонкой, щемящей психологичностью и какой-то совершенно фантастической возможностью увидеть окружающий мир глазами того, кто видит его абсолютно, кардинально по-иному. Ко всему прочему это ещё и детектив (хотя вы поймёте это не сразу), да ещё и один из самых странных образчиков жанра!

Ставлю рассказу очень хорошую оценку, которая могла бы быть ещё выше, но «вязкое», неторопливое, сложное для понимания начало — не совсем мне понравилось, хотя этот минус одновременно является и плюсом произведения — заворожив, запутав читателей, Диш предлагает им шокирующую развязку.

Оценка : 8
«334»
–  [ 9 ]  +

Yazewa, 21 октября 2009 г. в 19:38

Роман этот читать трудно, порой едва ли не мучительно. И в то же время трудно отрваться. Он затягивает в себя, засасывает, забрасывает в свой жутковатый мир, заставляет воспринимать происходящее в нем по его же законам. Есть в нем что-то кафкианское, бредовое, но очень соблазнительное; что-то наркотическое.

Думаю, что читать такие вещи надо. Даже если это очень нелегко.

Оценка : 8
«Геноцид»
–  [ 9 ]  +

swgold, 06 мая 2008 г. в 00:48

Автор напоминает подростка, который на званом приёме долго пыжился, пыжился, а потом не выдержал, сорвал с шеи галстучек и выкрикнул первую гадость, которая пришла в голову. Произведение пропитано нигилизмом, презрением к обществу, культуре и тому подобными комплексами пубертатного периода. По-видимому, они и были единственной творческой движущей силой автора. Мне кажется, лучше всего по этому поводу высказался толстый и обаятельный Майкл Муркок:

— Ну вот, — сказал Диш, хищно прищурившись и потирая ладошки, — Наконец-то я могу приступить к написанию самого главного романа моей жизни.

— Ух ты! — искренне обрадовался Муркок. — Это про слонов что ли?

— Да нет же! — раздражённо сказал Диш. — Про уничтожение человечества инопланетными пришельцами, вот про что!

— Жа-а-аль, — разочаровано протянул добродушный Муркок, — А я думал, что про слонов...

Мне остаётся только согласится с Майклом — уж лучше бы Диш написал что-то про слонов.

Оценка : 2
«Геноцид»
–  [ 9 ]  +

Бывший, 12 февраля 2008 г. в 12:07

Роман представляет собой литературное воплощение известной фразы про предсмертный всхлип человечества. Наша планета захвачена инопланетянами просто и технологично. Полностью перестроена экология. Летательные аппараты методично истребляют всех крупных животных, в т. ч. людей. В романе описываются последние дни существования небольшой группы выживших до момента полного их уничтожения. Жуткий роман, много всякой мерзости, много про беспомощность и отвратительность человеческой природы.

Оценка : 7
«334»
–  [ 8 ]  +

Gorhla, 07 декабря 2018 г. в 14:52

Хотя Дилейни в предисловии и сравнивает Диша с Желязны, по мне он похож на Балларда: вспоминается «Перегруженный человек» или уход в джунгли Керанса, главного героя «Затонувшего мира» (дань уважения Конраду?) — как итог, отрешённость, погружение в себя среди обезумевшего чуждого и пугающего мира. Городские джунгли. Чёрное зеркало в декорациях Пруит-Игоу, прославившегося благодаря Коянискацци. Там то, отчего люди творят «спрюитигоу»: безнадега, паутина прокисших бесед, ни следа надежд.

Не потому ли «334» выглядит, как антиутопия? Хотя живут люди вроде неплохо, но... горячая тревога в сердце, залежи идей, выкинутых на мусорные кучи. Смотрим отзывы к Хаксли (люди не видят антиутопии так-то), несмотря на парадоксальность такого утверждения. Антиутопия стала нормой. Парадоксально низкая нравственность в обществе победившей морали. Снижена ценность жизни. Перенаселённость.

Тяжёлый, тревожный роман. Пруит-Игоу — идеальная метафора одиночества среди толпы и соц. условностей, разрушающих души людей и взаимопонимание. Это особенно хорошо выведено в «Ангулеме».

Диш, то ли не умеет писать от детей, то ли не хочет, ему интереснее языковые игры и создание пространства, room, как квартира в новелле «334». Что поражает, так это объём предсказаний: гейсемьи, нелегальная трансплантология, евгенический ценз, эпидемии аутоиммунных заболеваний, дети-наркоманы, крадущие таблетки от инфантильных родителей, гендерная самоидентификация (Бэнкс), рефеодализация (пусть и пропитанная популярной в те годы боязнью леваков), синтепища. Уличные волки, вырастающие на мусорных кучах мещанского изоляционизма (банды 70-х и 80-х), но без веры в будущее (сравните настроение «Изгоев» Копполы или «Странников «Кауфмана, где всё пропитано светлыми 60-ми, и более поздних «Воинов», «Волков», «Улиц в огне»).

Возможно, мы уже живём в аду. Малолетние шлюхи, безработица и тунеядцы-алкаши, соц минимум обеспечение, разлагающее индивидов, все на таблетках, влиятельные извращенцы, социальное жильё, групповая психотерапия, уроки секса, религиозно-спиритические кружки для одиноких, ничего не напоминает? Ад — это отсутствие надежды. В каждой главе за наслоением мыслей, описаний, потока сознания скрыто несколько мудрых и удивительно точных пророчеств, которые можно воспринимать буквально, а можно трактовать — почти катрены.

Сюжеты не важны. Важен ад.

Оценка : 8
«Эхо плоти твоей»
–  [ 8 ]  +

Groucho Marx, 22 января 2018 г. в 00:05

Типичный нововолновский роман со всеми достоинствами и недостатками «новой волны». Точное, очень экономное воспроизведение психологии («внутреннего космоса», на котором сосредоточилась «новая волна») и пренебрежение «научной» стороной «научной фантастики» — к 60-х годов попытки извлекать новые идеи для НФ романов из свежих номеров журналов типа «Изобретатель и рационализатор» стали глубокой архаикой.

В любом случае, и в этом романе, как в своём шедевре, «Концлагере», Диш копается в душе своего героя, тщательно избегая морализирования. Впрочем, в «Эхе» он слегка упростил себе задачу — главный герой вовсе не ничтожество и не негодяй, а простой приятный парень, он вызывает симпатию, даже будучи показанным изнутри. А вот о других героях романа этого сказать нельзя. Армейцы просто омерзительны, и эта омерзительность тщательно выстроена в канонах описания стай животных, при том, что в данной стае нет самок, только самцы. Что касается Великого Учёного, то это сексуальный извращенец, описанный Дишем весьма и весьма убедительно, а его жена — просто женщина в поисках своего мужчины.

Спасение нашей зелёной планеты одиноким, чрезвычайно банальным (хоть и приятным, как я сказал выше) героем дано почти пародийно, с нескрываемым сарказмом, ибо герой заботится не столько о благополучии человечества, сколько о себе самом — надо же где-то голову приклонить.

Мне этот роман понравился, несмотря на тошнотворные эпизоды, связанные с каннибализмом. Перечитывать его не хочется, однако прочтение было приятным и вспоминается «Эхо плоти твоей» с удовольствием.

Оценка : 7
«Перья из крыльев ангелов»
–  [ 8 ]  +

Sri Babaji, 14 сентября 2013 г. в 01:09

Сентиментально и предказуемо. Совсем не оригинально. Но, черт возьми, я не испытывал ничего подобного с тех пор, как тайком читал О.Генри на уроках в школе, спрятав книжку под тетрадкой. Это многого стоит.

Потрясающий и потрясающе человечный рассказ, пропитанный беспредельной грустью.

Оценка : 10
«Щенки Земли»
–  [ 8 ]  +

Eldritch, 30 января 2011 г. в 22:03

Интереснейший роман. Утонченные эстеты инопланетной расы будут уничтожены грайнднойзовой музыкой. В биографии Диша упоминается, что он сам занимался балетом. Умный, легкий и воздушный роман. Прочтение произведений Диша — это для меня море удовольствия, это гениальнейший писатель, все что читал оцениваю не меньше 10.

Оценка : 10
«Перья из крыльев ангелов»
–  [ 8 ]  +

Maxwell2006, 24 мая 2010 г. в 13:28

Великолепный рассказ. За душу хватает!!! Честно говоря, я прослезился, как и геройня, прочитавшая этот рассказ... И его можно оценить, как сказано в рассказе «не столько по стандартам «литературного вкуса» и внешнего блеска, сколько по искренности эмоций и чувств. Это крик души, подлинная ценность, которого в том, что он делает человека бессмертным, либо уничтожает всякую память о нем».

Весьмо необычно и умно – в этом плане писателя не упрекнешь в линейности или банальности сюжета – Диш внес в рассказ образ перьев. Это и название рассказа, это и символ, это и независимая метафора, которая вызывает у посвященного человека определенные ассоциации.

Сюжет прост, однако большой бонус рассказа в оригинальности задумки. Это рассказ в рассказе, это рассказ о том, как пишется рассказ, это рассказ о рассказе, который оценивается как- бы со стороны — мы становимся участниками жизни непрофессионального писателя, необычных обстоятельств его тяжелой жизни и в тоже время независимо оцениваем его задумку.

Вместе с тем конец рассказа не совсем оптимистичен. В отличие от дешевых шаблонных рассказов, построенных по принципу черное/белое или оптимистичной развязки, рассказ диалектичен, как сама жизнь: трагедия имела место, и все проблемы так и не удалось решить.

Оценка : 10
«Лунная пыль, запах сена и диалектический материализм»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 15 декабря 2008 г. в 01:52

...Он первым побывал на Луне, но это не только не принесло ему пользы, но и погубило. Теперь в последние минуты он то вспоминает самое счастливое время своей жизни, то сожалеет о том, что погибнет бесславно. Он знал, на какой риск идет, и все же безнадежность его положения ужасна.

Рассказ в целом очень реалистичен. Такое могло произойти и с нашим, и с американским космонавтом — выиграть «битву за космос» было слишком важно, и «отдельные жертвы» во внимание не принимались. Только иногда бросаются в глаза характерные для иностранцев ошибки: герой думает о своей родине не как о Советском Союзе, а как о России, а его фамилия — Карков; но мысли, чувства, воспоминания, посещающие его, описаны достоверно. Так же чувствовал бы себя любой на пороге смерти.

Оценка : 8
«Филин и киска»
–  [ 8 ]  +

Claviceps P., 07 июля 2008 г. в 02:31

Еще один чрезвычайно странный, необычный, психоделический и нелегко воспринимаемый с первого раза рассказ в антологии «999». Но тем он и хорош. Мне нравится то, что выбивается из канонов…

И тема более чем серьезна – аутизм детей. Грустно и тревожно за таких ребят… Ведь некоторые взрослые порой ненормальнее их.

Рассказ действительно сочетает одновременно и атмосферу волшебного сюра, и некий серый неуют... Но Филин и Киска поженились! Это как некий сакральный момент — чувствуешь и лучики света, и странную грусть... И я рад, что среди уже написавших отзывы есть читатели, понявшие и принявшие этот рассказ... :-)

Оценка : 10
«Геноцид»
–  [ 8 ]  +

Самоучка, 06 мая 2008 г. в 00:13

черная пародия на тупой антропооптимизм, абсолютная психологическая достоверность в намеренно и усиленно шаблонных декорациях фантастики катастроф

Оценка : 10
«Филин и киска»
–  [ 8 ]  +

Кел-кор, 05 мая 2008 г. в 23:35

Очень понравился рассказ. Сначала было не совсем ясно, что к чему и почему. Приходилось читать медленно, стараясь вникнуть в каждое слово. Затем просто стало интересно следить за сюжетом. Можно было строить предположения, что это за главные герои, почему они себя так ведут. А ближе к концу все выяснилось, но до самой последней строки интерес не пропал. Хороший рассказ!

Оценка : 10
«Филин и киска»
–  [ 8 ]  +

Kuntc, 23 декабря 2007 г. в 15:05

В самом начале рассказа создается ощущение, что ты мало что понимаешь в происходящем. Кто такие Ухарь и Мокрик? Почему они разговаривают? Вот из-за этого я не столько читал рассказ, сколько размышлял над природой главных героев. К счастью, автор достаточно быстро снял эту завесу тайны, и я успокоился. А зря. Диш приготовил к финалу еще парочку сюрпризов, даже не знаю какой из них лучше – то ли объяснение, почему Филин и Киска могут говорить с людьми, то ли, что случилось с первой миссис Фэрфилд. В общем, немного печальный рассказ, с несколькими приятными неожиданностями. Во время чтения постоянно испытываешь ощущение нереальности и сказочности происходящего, а главных героев просто невозможно не полюбить.

Оценка : 9
«Геноцид»
–  [ 7 ]  +

Gorhla, 21 июля 2019 г. в 17:49

«Геноцид» стоит особняком на фоне остального творчества Диша — возможно, потому, что это дебют в крупной форме. С одной стороны, «Геноциду» не хватает вычурности и размаха «Концлагеря», с другой — споро бегущего, практически филипдиковского сюжета «Эхо плоти твоей». Это немного неуклюжий, грубо вытесанный роман, сероватый, способный удивить в первую очередь образом, нетривиальной по тем временам идеей планеты-делянки. Сумрачная мотивация персонажей, живущих в общине, возглавляемой религиозным фанатиком, не добавляет книге веса.

Впрочем, часто создаётся впечатление, что Дишу по большей части плевать на своих героев, он больше увлечён аллюзиями и тем, чтобы не свалиться ни в психоделику, ни в роман-катастрофу, умело балансируя где-то между ними. При всём при этом та же «Дорога» МакКарти больше всего похожа именно на «Геноцид» — своей обречённостью и тотальной безнадёгой людей, теряющих человеческий облик и сходящих с ума.

Инопланетное вторжение у Диша — лишь средство, я не думаю, что такой глубокомыслящий человек задался даже по тем временам примитивной целью: показать, что в случае толчка извне цивилизация обречена. Думаю, ему было интереснее наблюдать саму атмосферу распада как общества, так и личности. Ему даже неинтересно, что именно и почему будут делать люди, ему интересен процесс. А в каких условиях это происходит, не так уж и важно. Раз за разом Диш возвращается к этой теме — и дегенеративная группа солдат в «Эхе», и умирающие в «Концлагере», да и, в общем, прогнившее общество в «334» — везде мы сталкиваемся с тем, что в безвыходной ситуации человек сходит с ума и начинает творить дикие вещи.

Другое дело, что «Геноцид» на фоне остальных книг ещё слаб и несовершенен, это ещё проба пера, и лично мне удивительно, что эта, в общем, проходная повесть номинировалась на Небьюлу.

Пожалуй, самая большая ценность «Геноцида» в том, что он по-настоящему мерзкий. Здесь уже ближайшая ассоциация — «Коровы» Стокоу, хотя до них Диш и не допрыгнул. Это достигается не за счёт изобильного описания всяких мерзостей (хотя и этого в книге хватает), а, скорее посредством конструирования отталкивающих образов и ситуаций, вскрытия подсознательных страхов читателя через ассоциацию того с персонажами.

Отдельно стоит сказать о переводе. Диш всегда был неспешным автором, даже тяжеловесным (В частности, создавая «Концлагерь» он вдохновлялся «Анной Карениной», так-то), но всё же другие его работы на русским читаются куда лучше, что даёт повод заподозрить госпожу Жижину в некоторой слабости перевода. Говорю это исключительно на основании чтения других книг Диша, где благодаря другим переводчикам книги оживают. Через «Геноцид» же пробиваешься, как через пресловутые Растения.

Небезынтересный роман, который вы не будете перечитывать, но запомните наверняка.

Оценка : 6
«Концлагерь»
–  [ 7 ]  +

Groucho Marx, 10 декабря 2015 г. в 14:00

Поразительно, что настолько мрачный, до беспроветности, роман в финале оказывается гимном оптимизму, вере в человека, в гуманизм, в достижение новых горизонтов. И это не натяжка автора, а совершенно логичный вывод из жуткой и — тем не менее — завораживающе прекрасной картины самоистребления интеллектуалов. Роман-парадокс, действительно одна из лучших книг мировой фантастики.

Оценка : 10
«О, меланхолия Венеры!»
–  [ 7 ]  +

Тиань, 25 октября 2015 г. в 10:57

Маленькая история бессмертия, безумия и одиночества.

Многие фантасты обращались к теме оцифровки личности. В рассказе представлена ситуация, когда процесс этот сохраняет сознание безнадежно больного человека и, в то же время, закладывает предпосылки сумасшествия искусственного интеллекта. Казалось бы, первое есть безусловное благо. Люди всегда стремились к бессмертию и вот, получили.

Однако, при внимательном рассмотрении понимаешь, что получили все-таки не совсем то. Сознанию того, что некогда было женщиной, некомфортно в ограниченном пространстве машинной формы, ему катастрофически не хватает информации, эмоций, общения. Не хватает жизни, ведь этот интеллект помнит, что ранее жизнь у него была. И в этой жизни есть целый мир, есть огромные библиотеки, есть возможность поиска и открытия новых знаний, есть движение тела и мысли.

Мне думается, что причина внутреннего конфликта и распада именно этого постчеловеческого искина в том, что его использовали как чисто служебный комплекс. Сложившееся сознание человека творческой профессии, ученого, исследователя заставили выполнять функции домашней прислуги. И сознание не выдержало, поскольку богиня ему мила другая, другая жизнь, другие цели существования. И специалисты, создающие программы оцифровки сознания, могли и обязаны были это понять.

Столь же странно выглядит решение оставлять на двухгодичную вахту пару «человек-домашний искин». Я не понимаю, почему это посчитали более эффективным, чем команда из двух людей или супружеская пара. Ведь вахта не на десятилетия, всего на два года. Откуда взаимная ненависть и истребление супругов? Откуда вывод, что «секс в социальном вакууме взрывоопасен»? На мой взгляд, взрывоопасно двухгодичное одиночество наедине с некондиционным искусственным интеллектом, программа которого зависла на старинной поэме, малопонятной неспециалисту и весьма депрессивной по содержанию. Такого рассудок нормального человека действительно не выдержит, это же филиал психиатрической клиники получается. А причина та же, что и в первом случае: неправильная оценка ситуации специалистами, комплектующими состав сотрудников базы.

Рассказ оставил двойственное впечатление. С одной стороны, проблематика очень интересна, раскрыта ярко, последовательно. С другой, совершенно невероятные объяснения поведения героев, что живого, что искусственного, и общая глупость происходящего. Если наука достигла уровня, позволяющего проводить оцифровку сознания и устраивать специализированные базы на иных планетах с постоянным пребыванием людей, столь поверхностное знание психологии человека представляется просто невероятным.

Читать было интересно, но поверить в такую историю лично я не могу.

Оценка : 6
«Спуск»
–  [ 7 ]  +

Milter, 26 июля 2011 г. в 23:59

превосходная иллюстрация человеческого отчаяния. когда обстоятельства берут верх и человек только и может что просто плыть по течению. единственная мысль которая поддерживает так это «интересно как глубоко я смогу опуститься?»

Оценка : 10
«Славный маленький тостер отправляется на Марс»
–  [ 7 ]  +

god54, 25 февраля 2011 г. в 19:19

Данная повесть мне больше всего напомнила детскую сказку на современную космическую тему, а именно такое сочетание хотели бы видеть современные дети. Написано легко, без затей и сложностей, на примере бытовых приборов обыграны проблемы космических фантастических боевиков, которые являются самой любимой жвачкой некоторых современных читателей и естественно таковых писателей.

Оценка : 5
«Филин и киска»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 28 марта 2008 г. в 20:57

   Очень хороший и сильный рассказ. Замечательный прием раскрытия психики ребенка-аутиста. Не припомню ни одного известного мне произведения, где бы это было там мастерски сделано. Всегда бывает взгляд только снаружи, извне...

   И сложное возникает чувство: и сочувствия, симпатии, сопереживания — некоторой настороженности и опасности. Мастерски сделано...

Оценка : 9
«Концлагерь»
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 26 июня 2020 г. в 11:20

Я бы отнес роман к элитарной литературе.

Меня он не зацепил абсолютно. Автор выстроил повествование в форме дневников героя, попавшего по глупости в тюрьму и затем в рамках некоей тайной программы правительства угодившего в эксперимент по выращиванию у людей способностей гениев. Эксперимент со смертельным исходом — подопытные долго не живут.Ранее ему присудили 5 лет отсидки за уклонение от военной службы, а потом — смерть. Это самая сильная часть сюжета — абсолютный произвол властей, который требует противоядия от общества.Мы, сажая в тюрьму преступников, должны их изолировать от общества во избежания распространения дальнейшего вреда от их действий. Но перевоспитывать генное наследие преступника нет смысла, как и усугублять ему наказание. Тем более ставить на их эксперименты.

Главный герой в роли наблюдателя над экспериментом и тоже заражен вирусом гениальности, поэтому его наблюдения касаются области высокого искусства, литературы, что трудно воспринимается не специалисту.

В целом роман — качественная литература, тут даже фантастики мало. Жаль, что издан редко: 2 издания и последний -самиздат в ШФ. У нас такие вещи стараются не издавать, наверно, власть сильно замазана в подобных вещах — издевательством над оступившимися людьми. Сострадания нет вообще.

Оценка : 8
«Спуск»
–  [ 6 ]  +

красная роза, 10 мая 2015 г. в 18:04

Очень интересный рассказ.

Концентрат безысходности, безумия, иррациональности. Ну и конечно же, до жути мрачная атмосфера.

Сюжет прост: главный герой замечтался, спускаясь по эскалатору. Вот спускается он, спускается. Пора бы уже куда-то спуститься, черт возьми. Но вокруг что-то явно не так, и выйти некуда. Вырваться невозможно.И он снова спускается, спускается, спускается, спускается, спускается, спускается, спускается...

ААААА! Хоть на миг представьте себе бесконечный спуск, монотонность и неизвестность. Лестница в никуда. Движущаяся лестница, что несет тебя куда-то. Остается лишь надеяться, что у этого спуска есть конец. Что, где-то внизу есть дно...

Представили? Чувствуете, как шестеренки в мозгу уже начали поскрипывать, как раскручиваются винтики с колесиками? Ну еще бы!

У романа есть прекрасная черта. Это тонкая грань между реальным и ирреальным. Безумие или правда? Все до боли напоминает сумасшествие, ну если откидывать фантастику. А еще, пожалуй, сон. Ибо такое возможно только в кошмарах. Как прекрасно, что в таких случаях можно проснуться.

Оценка : 8
«Геноцид»
–  [ 6 ]  +

oleg19602, 05 сентября 2014 г. в 23:11

      Люди считают, что они — венец творения, а для кого — то они являются лишь чем — то вроде разумной плесени, которая мешает нормальному производственному процессу. Автор в жесткой форме показывает, насколько эфемерны все достижения нашей цивилизации и как, в-общем, немного надо, чтобы все разрушить. Особенно впечатляет, когда остатки человечества, как какие — то червяки в яблоке,паразитируют в выращиваемых пришельцами клубнях растений.

Оценка : 10
«Геноцид»
–  [ 6 ]  +

kuznecovsky, 22 января 2014 г. в 10:59

  Земля оказывается в плену некоего растения, инопланетного исполинского сорняка с совершенно безумными защитными свойствами, способного адаптироваться к абсолютно любым условиям и полностью вытесняющего всю окружающего его флору и фауну. Растения — самый сильный вид, и по законам природы они убивают все остальные, буквально выживая их и выкачивая все соки из планета, как из губки.

За какие-то пять лет человечество превращается в шайку оборванцев и скатывается куда-то далеко за времена феодализма. Мы это видим на примере небольшой деревеньки с населением в 300 человек. Бред? Разумеется бред. Как, что и почему так произошло, объясняется чуть больше чем в двух строчках.

  Однако, сдается мне, что автора это интересовало в последнюю очередь — кому-то что-то разжевывать, оправдывать и так далее. Вот есть такой-то год, человечеству пришел ...дец, а теперь мы берем и смотрим что же будет происходить в этих инфернальных условиях.

  Надо отметить, что тлен, отвращение, бессмысленность и безысходность — это четыре химических элемента, из которых состоит повесть. Многие сцены автор намеренно усилил гротескными условиями и обстановкой. Героев подобрал таких чтобы точно крыша у читателя поехала. Он даже позволил им в паре моментов всласть посмеяться, одарил всех в конце надеждой, а потом с жесткостью и черствостью хирурга отрезал конечность. Вот так-то.

  Если вы дотошны и любите разбираться в мелочах на предмет их теоретической вероятности — то вам от ворот поворот. Если же готовы закрыть глаза на такую ерунду, то добро пожаловать в преисподнюю.

Оценка : 8
«Концлагерь»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 01 сентября 2009 г. в 16:03

Не могу сказать, что в восторге от этого произведения: чтение не «втянуло в себя», вернее — сначала увлекло, но затем как-то перестало плотно восприниматься, и весь этот поток сознания стал частично протекать мимо. Возможно, было не то психологическое состояние для восприятия... но перечитывать желания не возникло совершенно точно.

Весьма неожиданная концовка сгладила негативное отношение к сюжету. В целом — небезынтересно, но не увлекательно.

Оценка : 7
«Рабы»
–  [ 6 ]  +

Sawwin, 28 марта 2008 г. в 21:37

С этим рассказом всё понятно. На многочисленных курсах литературного мастерства, адресованных фантастам, есть специальное занятие, когда будущих гениев словесности заставляют писать беспредметный реалистический рассказ с фантастическим настроением. Это один из таких рассказов; не возьмусь судить -- написанный учеником или в качестве образца для учеников. Трое молодых людей... намёк на странные сексуальные отношения этой троицы... поход в магазин... бесцельная кража в игрушечном отделе и многозначительное выпускание украденных воздушных шариков в окно. Герои -- рабы чего?.. -- скучных обстоятельств?... собственной пустоты?.. твоческой несостоятельности автора? Рассказ вполне беспредметный, настроение создано.

«Геноцид»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 21 июня 2020 г. в 09:56

Роман — номинант премии Небьюла 1965 года.

Роман, который не восхищает, а остаётся в памяти навсегда, как картина погибшего человечества, столкнувшегося с неравным по силе захватчиком.

Можно рассматривать замысел автора с разных точек зрения — и как способность выжить человечеству, на что всё-таки оно способно как вид?, но имеющийся в нашей цивилизации дебилизм многих индивидов погубил эту надежду. Вот этот дебилизм автор превосходно и ужасно описывает.

И как пример того, как нельзя поступать с флорой и фауной планеты самому человеку. В сюжете чужаки считают нас млекопитающимися , всего-навсего, и уничтожают как вредителей. А мы что делаем с флорой и фауной? Пестициды, гербициды, неограниченное браконьерство по уничтожению видов.

Ужасный, мрачный, пессимистический сюжет. Даже лучик надежды, вспыхнувший в финале, тут же автор загасил.

Оценка : 10
«Спуск»
–  [ 5 ]  +

exordio1990, 21 января 2020 г. в 00:58

Очень добротный рассказ. Не покидало ощущение будто раннего Кинга читал. Хотя рассказ написан намного раньше. В плане того как Диш «бросает» своих героев в пучину безысходности он чем-то мне напоминает Кафку (Процесс, Замок, Превращение, да почти все) Рассказ читал в метро. И что самое интересное дочитывал проезжая по экскалатору станции метро Арсенальная (самая глубокая в Европе). Так что атмосферу я прочувствовал сполна. Буду продолжать знакомиться с Дишем и дальше. Увы он не переиздается. 10 из 10.

Оценка : 10
«Спуск»
–  [ 5 ]  +

Spacemanjones, 05 января 2018 г. в 12:47

Прекрасный рассказ, такого хоррора я ещё не читал. Рассказ по-настоящему страшный.

Читал в трамвае — подобно герою рассказа проглатывал страницу за страницей — и у меня у самого возникло ощущение,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будто трамвай едет непонятно куда и я давно пропустил свою остановку.

P.S. Как по мне, в разы сильнее похожего рассказа «Туннель» Дюрренматта.

Оценка : 10
«Геноцид»
–  [ 5 ]  +

Shining, 08 декабря 2016 г. в 12:18

Пожалуй, лучшая книга, посвященная теме «Убить всех человеков».

Во-первых, неприятель загадочен, неумолим и могуч.

Во-вторых, некоторые герои тоже ведут себя крайне неприглядно, что только усиливает эффект мерзости и беспомощности.

У меня эта книга никаких негативных эмоций не вызвала — наоборот, было очень интересно читать, выпутается ли человечество из такой ситуации.

Оценка : 9
«Спуск»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 10 декабря 2015 г. в 14:10

Шедевр новеллистики. Самому наивному читателю очевидна многослойность рассказа, огромное количество возможных трактовок происходящего. Диш втягивает читателя в пространство новеллы, и противостоять этому невозможно. То, что некоторые поставили «Спуску» меньше максимального балла, говорит не о том, что они недооценили рассказ, а о том, что они испугались его влияния и попытались защититься нарочитым пренебрежением.

«Спуск» безупречен в своём воздействии, это одна из абсолютных новелл тотального воздействия. Именно из за присутствия в литературе подобных шедевров возникла «черная гипотеза» о рефрейминге, о текстах, которые напрямую воздействуют на подсознание читателя.

Оценка : 10
«Спуск»
–  [ 5 ]  +

Илориан, 08 сентября 2014 г. в 01:22

Ну что ж, видимо, традиционное представление об аде с котлами, чертями, сковородками уже большинство не удовлетворяет, да и дантовская версия ныне не в моде. Некоторые рисуют его в виде вечного поезда, пустой комнаты, господа Дяченко мечтают попасть на спортивный ринг после смерти («Баскетбол»), ну и так далее. И вот вам новая идея: бездонный экскалатор. Так что, уважаемые грешники, выбирайте, как будете искупать содеяное после смерти...

Вообще, эксклюзивная и жуткая иллюстрация беспомощности и одиночества!

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4 



⇑ Наверх