Александр Етоев отзывы

Все отзывы на произведения Александра Етоева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 70

  Страницы: [1] 2 

«Я буду всегда с тобой»
–  [ 9 ]  +

Buhrun, 09 апреля 2019 г. в 20:27

Книга написана бесподобным ажурным, четким, сильным, бесстрашным стилем.

Резкая, как обрыв, равнодушная к читательскому желанию читать дальше, концовка.

Отличный, отличающийся, различающий нюансы главный герой.

Знаковые, вырубленные, очищенные от случайной пестроты, доведенные до зеркального правдоподобия, герои.

Внезапность и органичность темы.

Парадокс закрытия.

Стон.

Затопленное дерево.

Три вырванных зуба.

Оценка : 8
«Человек из паутины»
–  [ 6 ]  +

Avex, 04 июля 2012 г. в 14:37

(«Ябеда-Корябеда и её агенты» для повзрослевших детишек)

Ещё в давние советские времена питерская фантастика отличалась жизненностью, узнаваемостью характеров и ситуаций. Бывало, прочитаешь в московской повести о том, что в гастрономе выкинули в продажу гречку, и нутром чувствуешь, что такого не бывает; прочитаешь в питерской о нескончаемой подъездной лестнице — узнаёшь саму жизнь!

Так и сегодня — прочитаешь питерскую беллетристику с самым нелепым, невероятным сюжетом — и ...веришь. Что нам пелевинский Чапай или его соратник Пустота со шматами посиневшего сала, когда за питерской выдумкой узнаётся сегодняшний день — с шаманами, камланием, китайской мафией, закрытыми сверхсекретными больницами, барабашками, пьяной гопотой, древними богинями и с разными мифологическими персонажами, вплоть до положительных героев? Очень жизненная и узнаваемая повесть — такое может происходить где угодно, даже в соседнем подъезде.

«Человек из паутины» с лёгкостью уделывает маститых чемпионов рынка, словно хмельной ёжик медведя — написано настолько естественно и доступно, что книгу можно читать не только докторам наук, отягощенным парой красных корочек, зрением минус ХХХ и охренительной аллергией на всякие неприятности, но даже блондинкам (если, конечно, последние не подвержены приступам падучей арахнофобии). Поначалу, конечно, подозреваешь, что если книга носит название «Человек из паутины», то речь в ней пойдёт про интернет — ведь нынче даже самый экстремальный книгоед знает, что интернет — это такая глобальная паутина, в которой чего только не найдёшь, в том числе и какую-нибудь занимательную историю. Но, прочитав первые страницы, видишь, что никакого киберпанка здесь нет, и закончиться это может только схваткой двух суровых терминаторов, или, по крайней мере, тотальным мордобитием — и тут же стараешься выкинуть все подозрения из головы. Глубокой философской идеи здесь вы, конечно, не найдёте, а вот зарисовки из современной городской жизни, в тч издательской и библиофильской, приключения, иронию, стёб — это пожалуйста!

Из минусов книжного издания — неудачно подобранный шрифт: буквы «н» и «п» при слепой печати практически неотличимы друг от друга. Можно воспользоваться взамен журнальной публикацией.

PS/ И да, всемирная паутина не имеет к этой вещи никакого отношения! Хотя, по сути, все мы здесь — люди из паутины.

Под конец, накинул ещё один балл — вернуться хотя бы ненадолго в молодость — дорогого стоит.

Оценка : 7
«Человек из паутины»
–  [ 6 ]  +

suhan_ilich, 04 июня 2008 г. в 19:03

«Человек из паутины» — первое крупное произведение Алексанра Етоева было выпущено издательством «Иностранка» в 2004 году.

Если бы меня попросили назвать самого необычного из российских фантастов, то я бы без сомнения назвал Александра Етоева. Не удается мне подобрать какое то сравнение, чтобы описать его повести и рассказы, их просто надо читать и чувствовать, как обычный фантастический сюжет превращается во что то безумно-сюрреалистическое, не имеющее к жанровой фантастике никакого отношения. После сборника ««Эксперт по вдохам и выдохам» вертелось у меня предположение, что Етоев целенаправленно перебирает фантастические жанры, разрушая штампы. Вроде так хорошо ложилось: «Эксперт по вздохам и выдохам» — история охотника на каких то необычных существ, «Обратное сторона Земли» — маленький городок, который на самом деле является ареной битвы могущественных сил, одной из которых становится прибывший в него ученый, «Пещное действо» — борьба с темным властелином в фэнтезийным миром и т.д.. Что же, после «Человека из паутины» я уже понимаю, что система не работает.

Эта книга Етоева одновременно похожа и не похожа на те его произведения, которые я читал до этого. Похожа неповторимой атмосферой гротеска и сюррерализма. Непохожа тем, что произведение в отличии от других произведений автора «Человек из паутины» довольно четко ложится в рамки магического реализма, а в нем нет каких то штампов, которые можно было бы подать в ироничной форме.

Местом действия романа является Петербург, в котором живет главный герой — редактор одного из питерских издательств Иван Вепсоревич, в нем угадываются автобиографические черты автора (Александр Етоев — вепс, и, насколько я понял, работал редактором). В один прекрасный день Иван Вепсоревич покрывается паутиной, под которой скрываются какие то таинственные письмена. С этого момента он желанная цель для старушки Карелии Карловны, которая на самом деле является Арахной из греческих мифов, сумевшей стать обратно человеком, и сибирского шамана Шамбардая Лапшицкого, пославшего в Северную столицу свою ученицу Медсестру Лелю Алдынхереловну Кокоол. Однако сюжет — всего лишь нитка на которую нанизаны разноцветные стеклянные бусины событий, происходящих в сюрреалистическом Петербурге. Етоев настолько тесно переплетает фантастическое с реальным, что разобраться что есть что, представляется совершенно невозможным. Существует ли на самом деле ИНЕБОЛ (Институт неизвестных болезней) на территории первого медицинского института (хотя тут я могу точно сказать что нет ;-) ), действительно ли окропляют боевых слонов человеческой желчью, могут ли мухи съесть две казачьих сотни, возможно ли, чтобы на на храме висела надпись такого содержания: «Граждане прихожане! Просьба свечи, купленные в других храмах, у нас не ставить — они не угодны Богу» и так далее...

Александр Етоев, как мне показалось, довольно легко переигрывает Дмитрия Липскерова на его магреалестическом поле, его роман, пожалуй, даже поизящнее и тоньше, чем произведения московского писателя. Но книга несет на себе точно такое же клеймо неполноценности, за сюжетом и фантастическим миром ничего не скрывается, все здание выстроено без фундамента, и работу невозможно довести до конца. Липскеров в конце обычно скручивает сюжет в кольцо, снимая с себя всякую ответственность, Етоев попробовал написать концовку, лучше бы он этого не делал, вышло не очень.

В целом, 7/10

Оценка : 7
«Русские дети»
–  [ 5 ]  +

Siroga, 24 апреля 2014 г. в 17:08

Меня совершенно выбило из колеи предисловие от составителей. Как там они писали?

«эти чудесные дары вручаются по справедливости, потому что детство – волшебная пора, усыпанная пыльцой рая, и дети непременно должны быть счастливы, пусть сами они далеко не всегда осведомлены о своём счастье. Ведь вся остальная жизнь – лишь расплата за это недолгое блаженство.»

Красиво, правда? Я думал и в книге будет красиво. Меня не насторожила даже фраза «Перед вами не детская книга. Перед вами книга о детях. Просим учесть это обстоятельство», а 18+ на обложке я предпочел не заметить. Ну и зря.

О детях, их неповторимом мире, который так недолго длится, о причудах и забавах тут раз-два и обчелся. В основном это первая треть книги. Прекрасен рассказ у Фрая, неплох его двойник от Старобинец, не обнаруженный мной в электронной версии рассказ Юзефовича напомнил собственное советское детство, очень порадовала меня Кучерская, Гиголашвили и Василий Аксенов (не тот, что «Остров Крым», другой). Это не все писатели с хорошими рассказами, но не перечислять же каждого поименно, указывая заслуги и недостатки.

Кстати, в литературном плане все рассказы хороши, беспомощных корябаний «молодых и талантливых» тут нет, но шьорт побери! — зачем мне после такого красивого предисловия читать беллетризованную авто(?)биографию отца М. Семеновой? Да и вообще откровенных авто-био-графий многовато. А к чему в очередной раз узнавать о том, что Сталин — мудак (а я в него так верил) от Е. Попова? Метафизика В. Богомякова, разухабистый постсюрреализм (тм) Елизарова или религиозные беснования от М. Бакулина включены в сборник по чисто формальному признаку — там есть дети. Рассуждения на тему «ЭТА страна» или вариант — «какая страна, такие и дети» — тоже не поместились в сложившуюся у меня в голове концепцию сборника. Это всё предисловие виновато. Внушило, понимаешь, надежды, что книга пробудит добрые чувства.

Если ты, будущий читатель, хочешь светлого, доброго и чистого, прочитай рассказ Майи Кучерской «Вертоград многоцветный» и закрой книгу. Если же будешь читать всё, то имей в виду — это просто сборник очень разноплановых с хорошим языком рассказов с героями-детьми. Не американскими, не европейскими, не азиатскими — русскими детьми. Чернуха в наличии.

Оценка : 7
«Книга о Прашкевиче, или От изысканного жирафа до белого мамонта»
–  [ 5 ]  +

Lartis, 11 мая 2012 г. в 00:26

Письмо, присланное мне Прашкевичем накануне «Интерпресскона-2012». Мы с Сашей Етоевым читали его по очереди вслух на презентации «Книги о Прашкевиче».

Геннадий Прашкевич про «Книгу о Прашкевиче» и её авторов:

«Всегда с интересом читаешь о себе нечто, написанное друзьями.

Те, кто тебя не любят, всегда пишут просто. Можно заранее подробно пересказать каждую строку в их опусах, в которых все одинаково тускло и в которых – всё якобы о тебе. К сожалению, как правило, там всё о другом – нелюбимом, придуманном человеке. Никогда тот, кто тебя не любит, не сможет написать ни строки правды, потому что очернение требует какой-то особенной правды. Правды, только правды, ничего, кроме правды.

Совсем другое дело – рассказы друзей.

Они всегда начинаются с тебя, обязательно с тебя, с героя книги, чтобы постепенно перевести разговор на себя, то есть на рассказчиков, потому что никакой герой не представим сам по себе, без друзей. И тогда книга, написанная, казалось бы, о субъекте, тебе слишком уж хорошо знакомом, становится вдруг безумно интересной. Потому что если книга удачная, она – действует как превосходный коньяк: друзья оживают и раскрываются и начинается общая беседа. Я обожаю такие беседы. Мне всегда интересно, как строит свои вопросы Володя Ларионов, когда, скажем, берет очередное интервью у Прашкевича. Для него Прашкевич – писатель не последний, это сближает. Его вопросы всегда переходят на что-то слишком уж личностное, и тогда Прашкевич начинает весело крутить хвостом. Ну, в самом деле, подумайте, как рассказать о совместных любовных (литературных) приключениях в Киеве, о товарищеских (литературных) ужинах в Новосибирске, о весёлых (литературных) посиделках в Крыму? Да, конечно, только открыто! И Ларионов это умеет. Он заставит тебя заговорить. Он своё откусает!

А Саша Етоев?

О Саше Етоеве я бы сам написал книгу.

Во-первых, потому что он классный писатель и его «Бегство в Египет» и «Буквоедство» являются образцами... Образцами чего?.. Честное слово, не знаю... Просто великолепными образцами... Как скажем малая «рамка» тридцать шестого года...

Пиши я книгу о Саше Етоеве, я рассказал бы о его страсти к книге, и о том, как однажды он пытался отцепить вагон-ресторан от поезда, который слишком быстро нёс нас из Риги в Питер, и о том, как он смотрит на книги в чужой библиотеке – как на прекрасную жену неожиданного приятеля...

Вот тут я и подхожу к главному.

«Книга о Прашкевиче» – это веселая застольная (литературная) беседа друзей, в которой все открыты, и все счастливо стараются перекричать друг друга.

А между друзьями так и должно быть.

Все другие варианты неприемлемы.»

Оценка : 10
«Бегство в Египет»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 28 декабря 2008 г. в 12:04

Странная фантасмагория, достоинств которой оценить так не смог. Что-то от Шефнера, что-то от Геворкяна, но все это так неумело, бестолково и, главное, БЕСЦЕЛЬНО...

Оценка : 2
«Книгоедство. Выбранные места из книжной истории всех времён, планет и народов»
–  [ 5 ]  +

Фэтти, 05 июня 2008 г. в 11:03

Книга — замечательная. Она обладает эклектичностью в самом лучшем смысле этого слова — то есть каждый найдет что-то свое, а потом, зацепившись взглядом за соседнюю статью, прочтет и ее также. Не в последнюю очередь благодаря етоевскому стилю — мягкому, какому-то домашнему. Впрочем, эссе обычно в подобном стиле и пишутся.

Лично я не стал для начала искать знакомые книги-имена, а принялся читать с самой первой статьи. И даже статьи о нечитанных мною — так же увлекательны, как и о знакомых авторах.

И уже хочется издания второго — дополненного.

Оценка : 10
«Восьмая тайна вселенной»
–  [ 4 ]  +

astoun, 01 марта 2023 г. в 11:12

Единственное достоинство рассказа заключается в том. что он коротенький. Но все равно жаль бездарно потраченного времени.

Как правило, подобные космические байки пишут ради убойной концовки. А тут четверть текста пытаются создать интригу, остальные три четверти разъясняют лоху-читателю, что ни убойной, ни какой другой концовки не будет, ибо автор поленился ее придумать, а бросать начатое не хотелось, вот и пришлось вымучить из себя все остальное.

Оценка : 2
«Экспонат»
–  [ 4 ]  +

astoun, 01 марта 2023 г. в 11:00

Бесконечно тупые земляне столкнулись с носителем столь же бесконечной великой сермяжной правды. Конечно же, тупость проиграла, она не могла не проиграть, ибо воистину.

Не понравилось от слова «совсем»

Оценка : 3
«Экспонат»
–  [ 4 ]  +

god54, 28 июня 2011 г. в 09:23

Юмористическая фантастика, без особого соблюдения логики и обоснованности (жаль тупых землян), но наверное в таком жанре не это главное. Тогда, что главное в рассказе. Юмор большого смеха не вызывает, грубый сюжет, создается впечатление, что чего-то не хватает. Возможно финальной шутки, аккорда, фразы...

Оценка : 6
«Полосатая зебра в клеточку»
–  [ 4 ]  +

ismagil, 17 сентября 2010 г. в 15:35

Лет десять назад я случайно узнал, что есть такой писатель Александр Етоев, хороший и по-хорошему же чудноватый. Я не заметил его в сборнике «Парикмахерские ребята» (там всех забивал заглавный Владимир Покровский), зато здорово повелся на повесть «Бегство в Египет» — сюрное переложение «Пяти похищенных монахов» Юрия Коваля. Принялся искать остальное, выписал в «Озоне» позорно сделанный (мгновенно расклеивающийся) двухтомник с автографом автора и слегка успокоился: остальное оказалось незначительным. Затем Етоева, который уже сделал карьеру книжного редактора, оценили приличные издательства, стали раскручивать сперва как малотиражного издевателя над соцпопартом, а потом и как дорогого детского автора. Так родился цикл про Улю Ляпину.

По существу издатель решил возродить жанр юмористической повести из «Мурзилки» не то из «Костра» — про приключения профессора Коромыслова и его внука Ермолая на необитаемом острове (был такой веселый советский ответ унылому польскому Томеку). Идея выглядела хорошо: общеприятен и полезен веселый рассказ о смышленой питерской девочке, которая расправляется с разнообразными хамами и вредителями на манер Пеппи Длинныйчулок, но без лишнего насилия. Издатель даже художника Беломлинского (с родственницей) ангажировал, фирменно «костерского». Но в последний момент издателя переклинило, и он засадил в демократический староленинградский проект 500-процентную рентабельность. Вероятно, цена 200-страничных книжек карманного формата была определена по формуле «1 страница — 1 рубль», тиражи осели на полках, а потом перекочевали на лотки распродаж.

«Полосатую зебру», за которую «Озон» до сих пор просит 186 рублей, я купил в «Ашане» за 40. И выяснил, что рисунки Беломлинских — лучшее, что есть в книжке. Которая в целом производит странное впечатление — будто ее писал не недооцененный автор странных историй, а пресытившийся классик, диктующий после обеда секретарю: «Про что мы еще не писали? Про курорт. Сочи, Крым, Анталия? Ну, давай про Крым. Пиши. Супердевочка Уля лежала на пляже. Там про море что-нибудь потом, про чаек добавим. Ладно, пока давай героев перечислим. Мальчик-хулиган – нет, пусть два мальчика, мальчик-супермен, бандит, нет, лучше два бандита, безумный профессор – о, пусть будет безумный профессор-олигарх, это свежо, такого еще не было. Так, пару эпизодических грубиянов надо, чтобы Уля им замечание сделала… О, в Крыму же татары живут – пусть будет еще мальчик-татарин. Ну и козу давай для комплекта. Сюжет попроще какой-нибудь, под комикс: профессор хочет зебру, ему подсовывают козу, из-за нее все дерутся и ставят друг другу шишки. Потом профессора разоблачают, а Уля идет на концерт ленинградского рока. Заодно и шансон этот крымский подденем. Нормуль, теперь отдыхаем, завтра я все додиктую».

«Зебра» страшно напоминает 10-ю часть какой-нибудь «Тети дяди Федора», которую предполагаемый Успенский выдавливал бы из себя из уважения к издательству, трудовой дисциплине и в связи со скорым возвращением кредита. Все эти факторы, конечно, применимы и к Етоеву — но от него такого халявного подхода я не ждал. Если, конечно, текст не писался на спор, предметом которого была невозможность написать нормальную детскую книжку за два дня.

Себя не жалко, детей бы пожалели.

Оценка : 4
«Планета лысого брюнета»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 19 января 2009 г. в 08:24

В этой книге нет ни волшебства, ни колдовства. Уля Ляпина в родстве не с Гарри Поттером и его клонами, а скорей с Пеппи Длинныйчулок. Если бы эти супердевочки встретились и устроили соревнования по поеданию колбасы на скорость, я бы не знал, на кого ставить. А уж борьба с лысым брюнетом и его клевретами... такое импортным супердевочкам и не снилось. Ведь за границей нет благородных гипсовых пионеров на проволочной ноге. Короче, прочитаете книгу, и поймёте сами, что к чему. А если вдруг не поймёте, то дайте эту книгу вашим детям, они вам объяснят.

Оценка : 8
«Жизнь вечная»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 18 июня 2023 г. в 00:39

Седой старик уже достаточно стар, чтобы бояться предстоящей ему смерти. Чтобы избежать ее, он заключает с посланцем ада один странный договор... Не так нужно было писать подобный рассказ! В моральном плане его тема достаточно серьезна и актуальна. Не нужно было превращать ее в некий аналог компьютерной игры типа Doom или Heretic. Да и сам герой слишком уж странен и ненатурален для своих преклонных лет. Иногда даже кажется, что мы наблюдаем не реальность, а сон старика, полный кошмаров и нереализованных желаний. В такой интерпретации любая мораль сама по себе становится ущербной. И не только потому, что главную роль в истории играет посланец Дьявола. Похоже, демону симпатизирует и сам автор. Но делает это крайне топорно и коряво.

-------------

РЕЗЮМЕ: сказ про очередной договор с нечистой силой, который был заключен одним боящимся смерти стариком. Попытка воспроизвести стиль известного цикла МИФических романов от Роберта Асприна автору явно не удалась.

Оценка : 5
«Плывёт, плывёт кораблик...»
–  [ 3 ]  +

astoun, 27 февраля 2023 г. в 08:43

Понял, что это сюр. Больше ничего не понял.

Смысла не уловил. Сюжета не уловил. Концовки не уловил. Заявленного юмора тоже не уловил.

Оценка : 3
«Плывёт, плывёт кораблик...»
–  [ 3 ]  +

Мирта, 27 июня 2016 г. в 17:37

Отдельные зарисовки невнятной сумбурщины. Претензии на юмор там вроде как угадываются, но то ли я уже выросла из такого юмора, то ли наоборот, ещё не настолько деградировала>< Не смешно, уныло, скучно.

Оценка : 2
«Акуака»
–  [ 3 ]  +

Lartis, 04 ноября 2014 г. в 02:39

Детей надо любить, а в семье должны царить хотя бы взаимное понимание и терпение. К сожалению, эти слова очень просто написать, но как сделать, чтобы они воплотились в жизнь каждой конкретной общественной ячейки? Почему-то не у всех получается с терпением и пониманием, а уж про любовь и говорить нечего... Маленький герой рассказа Етоева страдает от того, что в его жизни совсем нет радости. Что ж, он смело отправится в странное путешествие, которое поможет его семье избавиться от тёмных химер, отпугивающих счастье.

Оценка : 8
«Восьмая тайна вселенной»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 08 июля 2013 г. в 20:00

Интрига без ответа — это просто чушь. Загадка без отгадки — что может быть хуже. Я понимаю, что автор, видимо, весь юмористический смысл вложил в последнюю фразу рассказа (про размер бутылки), но читателя-то то автор заинтриговал совсем не этим... Я уж молчу про второстепенные маразмы, такие как отказ абордажной команды доложить капитану об увиденном и реакция на это капитана...

Оценка : 3
«Книгоедство. Выбранные места из книжной истории всех времён, планет и народов»
–  [ 3 ]  +

Frigorifico, 31 мая 2012 г. в 00:12

Ой, не зря АБС-премию дали, не зря

Всем книжным маньякам строго рекомендуется. Желательна широкая читательская эрудиция. Без нее многое может быть либо непонятным, либо неинтересным.* Здесь тебе рядом и «Калевала» и М.Кузьмин, Ремизов и Райкин, Фрейд и Сухово-Кобылин, Бальмонт и Бедный.

Одна из лучших книг, прочитанных за последние годы. Давно не получал такого удовольствия. Автору — браво!

___________________________________________________

* кстати, такому читателю она тоже комфортна, так как состоит из коротких (от полутора десятка строк до трех-четырех страниц) главок-статей, абсолютно не связанных друг с другом. Неинтересно — читай следующую

Оценка : 10
«В сказке можно оказаться...»
–  [ 3 ]  +

god54, 27 июня 2011 г. в 15:34

Рассказ-эмоция, именно эмоция, а не чувство. Сюжет практически отсутствует, равно, как смысл, или нравоучение. Вырван кусочек из чего-то и описана эмоция защитника, покровителя... И на этом все, словно автор тренировался описать событие, пользоваться словами... Не нравятся мне эксперименты.

Оценка : 5
«Экспонат»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 12 июня 2008 г. в 19:40

Отлично написано, с замечательно выпуклыми героями. Вот только юмористическим он мне совсем не показался! Да, представители Земли, мягко говоря, чести ей не делают... А идея геоморфизма хороша.

Оценка : 8
«Бегство в Египет»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 13 марта 2008 г. в 15:12

Это не сюр. Это память о детстве, прошедшем в Питерских дворах и на Питерских набережных. Тут всё правда от первого до последнего слова.

Оценка : 10
«Жизнь вечная»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 25 октября 2023 г. в 21:14

Вполне допускаю, что не понял всей глубины авторского замысла.

НО: для меня текст представляет собой некий конгломерат абсолютно нелогичных эпизодов, сшитых наспех грубыми стежками. Одна большая конспирология и шифрография. ИМХО, конечно же, сплошное ИИХО и ничего кроме ИМХО, но… две трети мизансцен, фраз и деяний действующих лиц — по меньшей мере — бессмысленны, насквозь театрализованы и являют собой некое позёрство, цель которого — опять же — остаётся недоступной восприятию.

В этой связи выскажу обоснованное сомнение в том, что в отношении текста, предназначенного для нефиксированной и «нефильтрованной» читательской аудитории, можно хоть как-то оправдать столь высокую концентрацию сутевой и тематической специализации

Оценка : 3
«Территория книгоедства»
–  [ 2 ]  +

Фэтти, 13 октября 2017 г. в 14:31

Отзыв на «Книгоедство» (первую часть книгоедской трилогии) я здесь уже писал. На «Экстремальное книгоедство» (часть вторую) писать отзыв не стал, поскольку он бы практически повторился (разве что увеличилось восторгов по случаю гораздо большего объема).

А вот о третьей — напишу.

Как пишет Етоев в предисловии, книга «включает выборку из двух предыдущих книг (материал исправлен и доработан) плюс статьи, написанные за последнее время».

Книгу я прочитал (по большей части все-таки перечитал) с тем же удовольствием, как и первые две. Однако потом в меня, каюсь, вселился червь сомнения — а есть ли тут новые статьи? Я обложился тремя книгами, нашел «Володарский мост» и «Горький и футуристы» и на этом угомонился.

Еще одно немаловажное достоинство книги — переплет, а не обложка.

Так что резюмируя — к чтению настоятельно рекомендую. Единственное «но», за которое поставил 9, а не 10 — лучше бы это была не выборка, а объединенное издание первых двух частей плюс новые статьи. Конечно, получился бы приличный фолиант — но это бы того стоило.

Так и хочется перефразировать Шевчука:

Ах, Александр Васильевич, милый,

Ну что же вы книги не объединили?

Но это — единственное замечание. В остальном книга — великолепна.

Оценка : 9
«Душегубство и живодёрство в детской литературе»
–  [ 2 ]  +

stax, 19 июня 2017 г. в 16:55

Прекрасный ностальгический путеводитель по массовой литературе 50-х годов, которая на самом деле отнюдь не была массовой, поскольку фантастика и детектив являлись тогда жутким дефицитом. Не соглашаясь с автором в оценке некоторых произведений, все же отдаю должное его остроумию и ехидству. Благодаря его исследованию, узнал о некоторых любопытных произведениях, которые прошли ранее мимо меня, — и с удовольствием их прочитал. В частности, «Тайну голубого стакана» и «Конец большого Юлиуса».

Оценка : 9
«Женя»
–  [ 2 ]  +

Ben Chevis, 20 ноября 2012 г. в 19:05

Образ злодея — мента мог быть и гораздо тусклее — от этого рассказ только бы выииграл, ведь суть его хороша и светла, и герой и храбр и честен и слегка не от мира сего!

Оценка : 6
«Книга о Прашкевиче, или От изысканного жирафа до белого мамонта»
–  [ 2 ]  +

urgazov, 19 июля 2012 г. в 20:26

Вообще-то, это книга размышлений А. Етоева обо всём, которые перемежаются рассказами Г.М. Прашкевича о своей жизни под наводящие вопросы В. Ларионова. И всё это предваряется хорошим предисловием Ларионова на тему «Как я полюбил Прашкевича» (кажется, оно так и называется).

Итак, перед нами книга Александра Етоева, в которой он размышляет о жизни, о литературе, о писателях и писательском процессе, о месте писателя в обществе и месте литературы в жизни писателя… О нашем обществе – что было, что стало и куда мы идем. Вопросы вечные, размышления умные, выстраданные, от чистого сердца, без заискивания перед читателем – что думаю, то и пишу. Если есть возможность высказаться и быть услышанным, то почему бы не сказать о наболевшем? А наболело много.. ой как много… и делится он с нами этой болью, которую испытывает любой нормальный культурный интеллигентный человек, видя что творится сейчас с нашим обществом. Я приведу здесь два стихотворения из книги. Просто не могу удержаться. Считаю, что чем больше людей их прочтет, тем светлее станет наша жизнь. Первое – самого автора (Етоева) про Борю Миловидова. Те, кто Борю знал, кому повезло с ним общаться поймут. Тут комментарии не нужны.

Я выхожу под фонарь. Светло.

Б.Миловидов сидит в тени.

Тихо играет в руке стекло.

Тянется, мне говорит: «Хлебни».

Б.Миловидов летал на Марс.

Тихое место. Безводье, сушь.

Б.Миловидов писал рассказ,

я его выучил наизусть.

Я никогда не бывал нигде.

Крым пару раз, колпаки медуз,

Вологда, Тотьма, топляк в реке –

я это выучил наизусть.

Ночь допивает остатки дня.

Марс далеко, да и нет его.

Б.Миловидов, фонарь и я –

больше на свете нет ничего.

И второе стихотворение Геши Григорьева. Его я, к сожалению, не знал, но такие стихи говорят сами за себя:

Мы построим скоро сказочный дом

С расписными потолками внутри.

И, возможно доживем до…

Только вряд ли будем жить при…

И, конечно же, не вдруг и не к нам

В закрома посыплет манна с небес.

Только мне ведь наплевать на…

Я прекрасно обойдусь без…

Погашу свои сухие глаза

И пойму, как безнадежно я жив.

И как пошло умирать за…

Если даже состоишь в…

И пока в руке не дрогнет перо,

И пока не дрогнет сердце во мне,

Буду петь я и писать про…

Чтоб остаться навсегда вне…

Поднимаешься и падаешь вниз,

Как последний на земле снегопад.

Но опять поют восставшие из…

И горит моя звезда – над!

Вот так вот… Что тут еще добавить?.. Ах да, конечно о Прашкевиче. Ведь книга то о нём. Прекрасный путеводитель по творчеству для тех кто недостаточно знаком с произведениями Геннадия Мартовича и, может быть упустил какие-то грани творчества этого замечательного писателя.

Спасибо авторам, спасибо издателям за редкую жемчужину в нынешнем грязевом потоке литератуты.

Юрий Газизов Июль 2012 Киев

Оценка : 10
«Крезы золотоокие, питейные мастера...»
–  [ 2 ]  +

Sawwin, 28 января 2011 г. в 08:27

Александр Етоев хороший прозаик, человек, тонко чувствующий слово, и это заметно даже в его стихах. Но вот ведь незадача: настоящий поэт пишет даже о тривиальных вещах так, что они поворачиваются новой, небывалой гранью. А тут, не избавиться от ощущения, что перед нами вариации на заданную и давным-давно избитую тему.

Оценка : 4
«Экспонат»
–  [ 2 ]  +

vad, 17 июня 2008 г. в 16:42

Напомнило приключения Билла-героя галактики — так же все сатирично и просковато.

Оценка : 3
«Женя»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 12 июня 2008 г. в 19:25

       Очень живые герои и отличный стиль — главные качества этого рассказа. Читается с удовольствием, так легко и ярко написано! А содержание — весьма занятный сюр...

Оценка : 8
«Бегство в Египет»
–  [ 2 ]  +

Ank, 31 июля 2007 г. в 14:49

А я одолел только со второго раза. Повесть, конечно, оригинальная, но читалась тяжеловато.

Оценка : 5
«В сказке можно оказаться...»
–  [ 1 ]  +

finch57, 13 ноября 2023 г. в 18:25

Интересный мир. Нетривиальный. Жалко что так быстро кончился рассказ. А так хочется узнать, что такое трещина, какие города строят и кто (или что) такой невидимка. С Дантесом они конечно переборщили. А башня танка? Вспомните , какие сейчас памятники ставят на У…? Нечему удивляться.

                                                                                                                                                                Оценка 7.

«Беседа пятая»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 19 мая 2023 г. в 23:00

А это своеобразное дополнение к статье Ларионова о Прашкевиче. В нем второй автор, Етоев, комментирует «оброненные» предыдущим писателем мысли и высказывания по поводу творчества известного российского фантаста. Получается трехуровневая система анализа: Прашкевич — Ларионов — Етоев. Именно это и является необычным и оригинальным с литературной точки зрения. А сам анализ произведений писателя вполне обычен и чего-то кардинально-нового не содержит. По стилю статья напоминает шутливое выступление коллег по перу на дне рождения своего товарища. Можно посмеяться, а можно и призадуматься.

Оценка : 7
«Книга о Прашкевиче, или От изысканного жирафа до белого мамонта»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 19 мая 2023 г. в 22:51

Может, это произведение не совсем документальное, но основано оно на вполне документальных фактах биографии известного российского фантаста Прашкевича, а также на его литературных произведениях. Именно размышления о последних и придают ему характер своеобразного эссе «по мотивам» написанных произведений. Разговор идет не о чем-то конкретном, а о всём и сразу. Так что хорошо следите за тем, как автор статьи «рассыпается мыслью по древу» — иначе ничего не поймете и не запомните.

Оценка : 7
«Новое книгоедство»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 11 февраля 2023 г. в 17:45

Отрывок из книги известного писателя, лауреата разных литературный премий. Основную часть повествования занимает вопрос творчества в самых разных формах. Например, зарисовки с Интерпресскона, написанные в абсурдно-ироничной манере. Или трогательно-печальная заметка о киевском писателе Штерне, написанная сразу после смерти последнего. Автор не ограничивается скупыми репортерскими фактами, а всячески пытается «оживить» текст, вставляя в него анекдоты, шутки и просто нелепые выражения, способные вызвать у читателя улыбку. Не шедевр, конечно, но почему-то вдохновляет. Не пойму только одно: неужели все фантасты на своих сходках только и делают, что напиваются «вдрызг»? Или это просто такая форма самокритики? Или просто вариант разрешенного законом допинга? Кстати, у бардов в ходу точно такой же недостаток. Неужели, все творческие люди в России — поголовно горькие пьяницы и циники?

Оценка : 7
«В сказке можно оказаться...»
–  [ 1 ]  +

laapooder, 17 сентября 2022 г. в 12:14

30 лет спустя понимаешь мерзкую такую антисоветщину.

Где Неизвестный солдат приравнен к убийце Пушкина....

А сюжетик, в целом, срисован с Операции Мертвый мир АБС.

«Бегство в Египет»
–  [ 1 ]  +

WAD, 03 июля 2022 г. в 01:00

Отлично. Это сон вызванный полетом Юрия Коваля на Египетским мостом. Ну я даже грешным делом подумал, что это Пелевин устроил очередную мистификацию. Отличный сюр, отличная стилизация под «пионерский» детектив. И в тоже время очень нежные и точные зарисовки из детства. Одним словом сюрреализм высшего качества.

Оценка : 8
«Как дружба с недружбою воевали»
–  [ 1 ]  +

glupec, 14 июля 2018 г. в 09:23

Неплохо-то оно неплохо (во всяк. сл., лучше, чем бОльшая часть всего того убожества, к-е зовется «творчеством У. Ч. Е. Н. И. К. О. В.»). Етоев -- талантливый писатель, что и говорить. Вопрос только: зачем?! Приращения смысла (говоря по-назаренковски) я не заметил; исходная ситуация вывернута наизнанку (там -- один друг спешил на помощь второму, тут -- они неожиданно меняются местами). Только и всего.

Да, есть своего рода «изюминка» (чего не было у Братьев): сказочные персонажи -- золотой петушок, Колобок, Мальвина и пр. Но -- говоря начистоту -- всех их смело можно выкинуть из сюжета или заменить на кого-н. другого. Хоть на марсиан в ведрошлемах.

Короче, оригинальным произведением сие никак не назовешь. Фантазия на тему -- она и есть фантазия на тему. Лучше еще раз перечитать первоисточник...

+ 1 балл за хороший язык (и за то, что это все-таки не «Черная месса Арканара», тут хоть внятный сюжет имеется).

Оценка : 8
«В сказке можно оказаться...»
–  [ 1 ]  +

MrKasimov, 11 июня 2018 г. в 17:52

Рассказ несомненно играет на чувствах, вызывает эмоции страха и ощущение тягучей безнадеги. Означает ли это отсутствие сюжета? Ни в коем случае! Завязке произведения никогда не ставилось требование в однозначном и абсолютном истолковании. Нет, но вот интригующее начало и постепенное нарастание тревоги заинтересует читателей. При желании можно заметить и незамысловатую мораль рассказа. В целом, советую.

Оценка : 8
«Русские дети»
–  [ 1 ]  +

Yazewa, 16 июня 2016 г. в 17:35

Непонятен для меня остался принцип подбора рассказов для этого сборника. И необычно многие из них показались мне вовсе не законченными произведениями: без финалов, без законченных сюжетов. Словно надёргано отрывков, заготовок и зарисовок.

Детство как волшебная пора (анонс, слов не выкинешь!) — это уж совершенно однозначно не про эту книгу.

А в целом — несколько очень хороших работ (Галина, Москвина, Матвеева, Идиатуллин, Гиголашвили, Фрай, Етоев, Левенталь), за это спасибо.

Оценка : 6
«Экспонат»
–  [ 1 ]  +

saga23, 25 сентября 2014 г. в 10:39

Уже название «Наши в космосе» настраивает на иронический лад. Но, по-моему, автор пошёл дальше банального зубоскальства над русскими космонавтами, над русским характером.

В целом высмеивается идея поисков братьев по разуму. И правда? Вот зачем прилетели (очень далеко, весьма затратно) на неизведанную планету в чужой, надо полагать, галактике? Я бы понял, если галактика загибалась, и всех разумных тварей по паре собирали на планете Земля, как некогда сделал Ной с подшефными существами. Но «коллекционеры», почти коллекторы, отлавливали образцы для питомника, зверинца, цирка, кунсткамеры. Но в этом ли цель космической программы освоения ближнего и дальнего космоса? Нет, конечно! Вот автор саркастически и ухмыляется над подобными прожектами и экспансиями.

Правильно уже отметили, что идея геоморфизма хороша. По-моему, автор иносказательно показал, что мы, русские, земляне, может быть (и есть) очень разными. Одни, часто полные недотёпы, витают где-то в небесах, совершают безумные поступки и безобразия, а другие мудры, реальные труженики, которые понимают, как важно держаться корней, в охотку и с умом возделывать свой надел, сад-огород.

Оценка : 6
«Книгоедство. Выбранные места из книжной истории всех времён, планет и народов»
–  [ 1 ]  +

rav50, 15 июля 2011 г. в 15:06

Книга заинтриговала предисловием, автор предупреждал, просил учесть,но... все же я ожидал чего-нибудь эдакого (большего!). Впечатление от книги — противоречивое, не в комплимент автору сказано. Заявленное «разнообразие» напрягает и на качестве сего произведения сказывается отрицательно. Стиль книги не выдержан: при всем разнообразии тем (хотя не так уж их и много, магистральные темы: поэзия и поэты, писатели и поэты 19 века и Серебрянного века русской литературы, Пушкин как бы отдельно, ранний «совок», любимые авторы писателя, в том числе его друзья по цеху), не выдержан именно в том смысле, что есть рассказы интересные, но есть много рассказов скучных, много рассказов «ни о чем» — такое ощущение, будто автор, дабы не пропадать добру, решил опубликовать то, что написал для тренировки, между делом, по следам свежих впечатлений и в периоды творческих кризисов. Еще один большой минус книги в том, что хорошо написанное и интересное в ней страдает малой формой, какой-то фрагментарностью и половинчатостью... Отрадно увлечение автора малоизвестными широкой публике фактами, особенно из истории раннего «совка», наверно, не одного собеседника затерроризировал.:-)

Оценка : 8
«Изгнание из рая»
–  [ 1 ]  +

god54, 27 июня 2011 г. в 18:07

В целом рассказ вполне в стиле Стругацких — длинно, красиво, запутано... Трудно откопать сюжет рассказа. Наверное, в этом и состоит весь эффект, чтобы заставить читателя перечитывать отдельные части раз за разом, пытаясь уловить его смысл. Написано красиво, слова словно ткут невидимую нить и это составляет главную эмоцию произведения, которую и следует искать.

Оценка : 5
«Женя»
–  [ 1 ]  +

god54, 27 июня 2011 г. в 16:17

Забавный рассказ начала 90-х, когда уже можно было во всю, к месту и не к месту разносить в пух и прах советскую действительность — это половина рассказа, а вторая часть — светлая, возвышенная, обнадеживающая, но обрывается рукой действительности. Похоже, автор попытался передать свое настроение через слова.

Оценка : 5
«Человек из паутины»
–  [ 1 ]  +

Нил Аду, 16 июля 2010 г. в 18:00

оправданно и по-своему даже эпично-героично отпугивать нецензурной бранью нечистую силу. По-человечески понятно, когда матерятся от тоски зеленоглазой. Довольно неприятно, но привычно слышать мат, употребляемый для связи слов в предложении. Но когда две симпатичные читателю героини кроют ебухами просто от нечего делать — это уже никуда не годится...

Помимо всего прочего, эта деталька наводит на грустные размышление о дальнейшей судьбе Ванечки Вепсаревича. Он ведь по ходу пьесы внутренне ничуть не изменился. За исключением того, что влюбился в Машеньку. Или даже не в неё, а в некий идеальный образ, не вполне соответствующий действительности. И на какое-то время это светлое чувство помогло ему справиться с болезнью. Но потом, когда Иван заметит определённую разницу между своим идеалом и реальным его воплощением, болезнь вернётся опять. А Медсестре Лёле накладно будет каждый раз из Сибири в Питер мотаться и Ванечку из паутины извлекать. Да и без любви с болезнью, наверное, сложнее справиться. И опять станет Вепсаревич, страдая душой за русскую литературу, подчищать ляпы за переводчиком Стопорковым и пописывать дурацкие стишки для стенгазеты «Голос третьего отделения». Так что зря Николай Васильевич Гоголь вострой сабелькой махал — демон Япух Озык, предводитель писателей Гондоновых, всё равно восторжествует.

Полный отзыв можно прочитать здесь: http://fantlab.ru/blogarticle5582

«Человек человеку Лазарь»
–  [ 1 ]  +

cybval, 22 января 2009 г. в 13:55

Етоев все-таки мастер выписывать невероятное поведение и невероятную психологию так. что читатель начинает воспринимать их вполне нормально. Автор и душевед к тому же

Оценка : 8
«Бегство в Египет»
–  [ 1 ]  +

Yazewa, 17 июня 2008 г. в 18:23

     Чудесная повесть! Давно не испытывала такого удовольствия... (Честно говоря, у меня ассоциативно вспоминались то Хармс, то Булгаков) Огромное количество маленьких шедевров — фраз, эпитетов, словосочетаний... Очень талантливая работа!

Оценка : 9
«Душегубство и живодёрство в детской литературе»
–  [ 1 ]  +

baroni, 26 июля 2007 г. в 03:16

Весьма качественное и интересное исследование, построенное на произведениях советской литературы 1930-1950-х гг.   Культ насилия и смерти как основа воспитания «пионеров-героев». В книге также воспроизведены любопытные иллюстрации из изданий тех лет. В-общем, как говорится, «мал золотник, да... приятен».

Оценка : 8
«Бегство в Египет»
–  [ 1 ]  +

alexey1978, 19 июля 2007 г. в 11:45

:-)Весьма оригинальная повесть — вроде бы и детская, но какая-то не такая. И еще язык написания — когда-то давно в детстве я тоже умел строить такие фразы, по детски разумные и оригинальные. Только за одно это уже стоило прочитать.

Оценка : 7
«Беседа пятая»
–  [ 0 ]  +

mputnik, 17 сентября 2023 г. в 09:51

Умные мысли о творчестве Г.М. Прашкевича, «белого мамонта рссийской фантастики».

Куча всяческих шикарных ментальных перлов и сочных цитат. Тисну тут несколько, уважаемый потенциальный читатель. Не для тебя даже — для себя, чтобы на досуге покатать по извилинам.

*** О соотнесении технических навыков и Дара Божьего: «…Ты можешь с ювелирной точностью разбираться в точечной или плетеной композиции, в ритмах, в размерах, а можешь обо всем этом не иметь никакого представления, – дело не в этом. Просто существует вне нас некое волшебство, манящее в небо, но всегда низвергающее в грязную выгребную яму. Что бы ни происходило, как бы ни складывалась жизнь, как бы ни мучила тебя некая вольная или невольная вина, все равно однажды бьет час, и без всяких на то причин ты вновь и вновь устремляешься в небеса… забывая о выгребной яме»…»

*** О сущности человека разумного: «…Переделать человечество невозможно. Отдельных представителей – да, но всех, в массе, разноязыких, с разного цвета кожей, с грузом привычек, болезней, страхов, комплексов, темпераментов и так далее, – не выйдет, как ни пытайся. Надежда на науку и технику, на волшебные лучи «Икс», которые усмирят в человеке зверя и направят его внутреннюю энергию исключительно на творческие дела, – смехотворна. Это все равно что надеяться на добрых пришельцев, усовершенствующих человеческий мозг…»

*** «…О месте художника в созидании: «…Природа создает Ниагарский водопад, всполохи северного сияния, в багрец и в золото одетые леса, снег, искрящийся под ногами. Но даже сады Семирамиды при всем деятельном участии природы невозможны без вмешательства человека. Природе не хватает человеческих рук, глаз, головы, фантазии. Ей не хватает творческого огня. Ветер, вода, стихия могут выточить из камня фигуру какого-нибудь человекоподобного великана, но должен придти художник, чтобы убрать все лишнее и антропоморфное изваяние превратить в изображение ангела…».

Точно, ёмко и эффективно. Аки снайперский выстрел, с километровой дистанции, и — прямо между глаз

Оценка : 7
«Экспонат»
–  [ 0 ]  +

mputnik, 03 сентября 2023 г. в 20:31

Существует множество вариантов мировоззренческих споров. Так сказать — ментальных противостояний. От абстрактных философИческих трактатов — и до откровенного театрализованного стёба, в рамках которого позиция контрагента подвергается осмеянию, всяческому уничижению и низведению до состояния «…ну, всем же же понятно, что сие — нонсенс…».

Оставим в стороне риторический вопрос «…а при чем тут, собственно говоря, Фантастика…», ибо ответа на него — увы, нет. Любимый Жанр в дебрях оного стёба действительно — как в известной поговорке — «не пришей кобыле хвост»: вторичен, абстрактен и непонятно как и зачем за уши притянут. Но — ещё раз, уважаемый потенциальный читатель: оставим сей вопрос в стороне.

По сути предложенного нам стёба муссируется старый аки мир вопрос о недалёкости среднестатистического вояки и о явной ограниченности интеллектуальной составляющей у руководства оных вояк. Таки — а кто спорил-то, сограждане? Дело-то — вовсе даже не в этом. А в том, что армия, состоящая сплошь из высококультурных, интеллигентных и интеллектуально продвинутых вояк — это непосильное ярмо для любой экономики. Это — просто абсолютно недостижимый результат для любой из возможных государственных систем. И цель оной вооруженной силы — вовсе не гармонизации в Вселенной и не в братстве всех разумных. Всё как раз-таки намного скромнее. Убийство себе подобных. Быстро, эффективно, и — по возможности — при ограниченном уровне потребных ресурсов. Вот как вопрос ставится-то.

А, вот, ежели не нравится как раз, именно это, то — пардон, конечно, придется напомнить известнейшую сентенцию, приписываемую молвой Наполеону: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Вот в чем дело-то, уважаемый потенциальный. А то, что юмор солдатский есть известный образчик грубости и беспардонности, и господа офицерА изяществом поведения никогда и нигде не отличались — так это секрет Полишинеля, однако. То бишь — давно не оригинально. Совсем

Оценка : 1

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх