Паоло Бачигалупи отзывы

Все отзывы на произведения Паоло Бачигалупи (Paolo Bacigalupi)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 336

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7 

«Заводная»
–  [ 28 ]  +

Goshak, 26 июня 2010 г. в 04:55

мощнейший эко-политический триллер! очень круто. даже не поворачивается язык назвать это фантастикой, настолько убедительным выглядит в книге мир будущего. с грустью приходится признать, что скорее всего именно такая судьба нас и ждет. вовсе не романтические полеты в другие вселенные на сверхсветовых дирижаблях, а сильнейший дефицит ресурсов и борьба за существование. великолепно показан Тайланд, многообразие культур (тайцы, японцы, европейцы, китайцы) и политических движений. и на фоне всего этого печальная история искусственной девочки Эмико, случайно оказавшейся в эпицентре конфликта.

даже несмотря на то, что обычно я такие жанры не жалую, ставлю твердую десятку.

П.С. человек, написавший приведенную выше аннотацию совершенно очевидно книгу не читал.

Оценка : 10
«Помпа номер шесть»
–  [ 23 ]  +

CHRONOMASTER, 31 января 2010 г. в 21:12

Великолепный рассказ, который я прочёл не отрываясь. И рассказ навеял на меня уж очень не оптимистичные мысли.

Ситуацию описанную в рассказе можно с проецировать на нашу действительность в нашей стране

Да, конечно, мир описанный Паоло Бачигалупи маловероятен, но а всё-таки, я вот смотрю на студентов в своем университете и вижу, что они тупеют. Зачем учиться, ведь можно найти в гугле и скачать, можно купить микронаушник и обмануть глупого препода. Зачем тратить время на образование, его же можно с пользой потратить на пиво и клубы.

Да, молодое поколение умеет пользоваться компьютером, интернетом и смартфонами, но думать они не умеют или просто не хотят. Зачем, ведь у нас страна торгашей и бизнесменов. Зачем учиться что-то разрабатывать, конструировать, проектировать, изобретать ведь давно всё из Китая везется, а то что было сделано в советском союзе на наш век хватит. Да что такого, что гидроэлектростанции в 200 метров дают сбой, а турбину для этой «нашей» гидроэлектростанции закупают у канадцев. И ничего страшного, что автомобили у нас больше не производятся. Самолеты тоже все иностранные закупаются. Зачем что-то делать, ведь за нас сделают другие, а мы перепродадим, наладим бизнес и «заработаем».

Думать, а оно необходимо или ненужный атавизм?

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 21 ]  +

drenay, 16 сентября 2013 г. в 04:24

Однозначно, лучшее фантастическое произведение, прочитанное мной за последние годы. Прочитал предыдущие отзывы и нахожусь немного в ступоре! Оценки колеблются от 5 до 10! Я понимаю, что всем не угодишь и отношение к произведению может быть разное. Но называть «Заводную«глупым, нудным и НЕ ДИНАМИЧНЫМ произведением...? Может мы разную «Заводную» читали. Так и хочется привести фразу из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», озвученную Николаем Караченцевым: «я не ослышался, вы сказали трусливые мулы и дерьмовый синематограф? Ну мулов, я вам прощаю, но ТОЛЬКО мулов...» Рецензентов, которые пишут фразы не соответствующие действительности я бы просил лучше вообще не писать, чем писать бред!

Учитывая, что я отдаю предпочтение и больше люблю жанр фэнтези каким же для меня приятным сюрпризом явилось прочтение научно-фантастического романа «Заводная», который я после прочтения занес в 10-ку своих любимых произведений, независимо от жанра. В этом произведении отлично совместились составляющие, которые дали мне право назвать этот роман шедевром. А именно: умный и интересный сюжет, легкий стиль повествования (не особо люблю заумные произведения типа «Ложной слепоты«Уоттса или «Пламя над бездной«Винджа с тяжелым слогом авторов и сложной терминологией. Хотя и уважаю эти произведения) и бешеной динамикой. Ну а атмосфера-это вообще отдельная тема! В этот мир погружаешься с головой, он затягивает окончательно и бесповоротно. Бачигалупи мастерски начинает рисовать мрачные пасторали Таиланда будущего. Автор сразу дает понять, что этот мир даже не столько арена сюжетных событий, сколько таинственная и опасная сущность!

24 век нашей эры. Место действия Таиланд. В то время как уже давно не существует Америки, на грани уничтожения Китай и Япония, Индия и Вьетнам, когда европейские страны рушатся как фишки домино, голодают и вымаливают у монополистов-калорийщиков новые научные разработки, Таиланд процветает. Но как такое может быть? Ведь все генетические коды на продукты находятся у мировых компаний-монополистов «Агроген», «ПурКалории» и «Тотал нутриен холдингз». Как же этой маленькой стране удается оставаться на плаву? Для выяснения этих обстоятельств, а также для получения банка семян в эту страну отправляется представитель «Агрогена» Андерсон Лейк. Время его появления совпадает с противоборством между внутренними лидерами Таиланда, генералом белых кителей Прачей и премьером Аккаратом. Эти двое ведут незримую «войну» между собой, когда плетутся интриги,льется кровь и нет пощады в этом противостоянии. Кого из этих двоих выберет Андерсон для достижения своих целей и кому достанется покровительство «Агрогена» нам и предстоит узнать. Еще интереснее станет это противостояние когда в борьбу вмешается случайная «третья сила». А именно загадочная девушка Эмико, продукт генной инженерии, так называемая пружинщица. Эмико работает в местном борделе проституткой и стриптизершей. Выкинутая в свое время из Японии как мусор, она влачит жалкое существование, постоянно унижаемая и оскорбляемая игрушка. Знали бы люди, что это за ИГРУШКА и какую огромную силу они освободят своими унижениями они бы поостереглись.

Хочется сказать спасибо автору и за других прекрасных и колоритных персонажей. Китаец-желтобилетник Хок Сен, капитан белых кителей Джайди, загадочный Си Бу Сен, трусливый Карлайл, бесстрашная и грустная Канья- каждый из них внесет в эту историю свою лепту!

Рекомендация: Шедевр!

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 19 ]  +

Asylum, 12 октября 2012 г. в 18:47

Дебютный роман Паоло Бачигалупи – это, несомненно, большое событие не только в фантастической, но и вообще в современной литературе. Уже по нескольким переведенным ранее рассказам было понятно, что легкого чтива не будет, и Бачигалупи не подвел, все годы ожидания окупились сторицей: перед нами оригинальный, мрачный, жесткий и предельно атмосферный роман.

Книга невероятно живописна, с первых же страниц погружаешься в тесный, удушливый, грязный мир Тайланда будущего, бродишь вместе с Лейком по улочкам, изучаешь документы в поисках создателя нго, пытаешься вернуть утраченное влияние с неугомонным Хок Сеном, чья судьба как зеркальное отражение похожа на судьбу Трана из «Человека с желтой карточкой». Грезишь о земле свободных «новых людей» с Эмико, изредка отпиваешь пару глотков прохладной воды из покрывшегося конденсатом стакана, и снова в путь. Плюешь смерти в лицо вместе с Джайди, а с Каньей пытаешься найти себя посреди того хаоса, что творится вокруг. Страница за страницей всё судьбы пятерых героев переплетаются во всё более причудливый узор, и с трудом верится, что это дебют, поскольку большинство уже состоявшихся авторов за всю свою карьеру не смогли создать ничего настолько же прекрасного, продуманного и интересного. Незаметно добираешься до последней страницы, а прочитав ее, хочешь читать дальше, но продолжения нет.

Со временем анализируешь, и приходит удивление: как же так, почти пятьсот страниц, и ни одной лишней, ни одного лишнего слова – всё на своих местах? В наше время это многого стоит. У этого феномена вполне простое объяснение – от первой и до последней страницы перед нами настоящий живой мир полный оригинальных идей, наполненный не пустыми болванчиками с именем и фамилией, как часто случается, и даже не персонажами, но людьми, настолько реальными насколько это может быть на бумаге и в воображении. Каждый из них личность со своим уникальным характером и внутренним миром. Ни один из них ни злодей, ни добряк, все они обычные люди, кроме Эмико, однако, и у нее есть свои цели, набор преимуществ и слабостей. Как в жизни, в романе типичным квестом не пахнет, переворачивая одну страницу совершенно не ожидаешь того, что случится на следующей – что дает истинное наслаждение.

В заключение могу сказать, что мне остается лишь томиться в ожидании новых романов и надеяться, что Бачигалупи не только не растеряет своего мастерства, и каким-то невероятным образом его приумножит, но и что Паоло всё ещё будет, что нам сказать.

Оценка : 10
«Специалист по калориям»
–  [ 18 ]  +

ceh, 18 августа 2007 г. в 03:14

Самый непростой, самый трудный рассказ Бачигалупи, что я читал. Рассказ написан (об идее ничего не говорю — она необычна и хороша) как раз в таком стиле, который, как писал в своем знаменитом эссе Суэнвик, сам себя защищает. «Слабые» читатели сдадутся на полпути и рассказ не дочитают. Но а те, кто будут читать дальше — уже не смогут оторваться, все больше и больше погружаясь в этот дивный сплав — странного, необычного будущего и трагических человеческих характеров. Под конец становится аж физически больно, что рассказ все-таки заканчивается. С большим удовольствием почитал бы роман на данном материале. Надеюсь, Бачигалупи когда-нибудь его напишет...

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 17 ]  +

Elessar, 06 августа 2013 г. в 19:16

Книг о грядущем кризисе цивилизации написано предостаточно. Диапазон таких историй варьируется от высокотехнологичного киберпанка с корпорациями, наркотиками и транслюдьми до выжженных пустынь постапокалипсиса, по которым бродят немногие выжившие и многочисленные мутанты. Вариаций на эти темы было предостаточно, и различались они, конечно, разительно — на то и есть в мире гении, способные написать ошеломляюще лучше основной массы авторов. Но вот концептуально ничего нового не было уже давненько. Все новые модные штуки вроде киберпанка и новых странных уже и дошли до России, и распробованы и оценены отечественными читателями. Удивляться уже нечему. Так я думал раньше. А потом прочитал «Заводную».

Книга Бачигалупи — настоящий глоток свежего воздуха. Тут вам и манипуляции с геномом, и совершенно по-стимпанковски устроенные технологии, и нешуточная борьба за жизнь на обломках нашей с вами цивилизации, и всесильные корпорации. Ингридиенты более чем знакомы. Но вот то, что получается на выходе, продукт уникальный и доселе невиданный. Бачигалупи берёт всё самое интересное и увязывает воедино, так, что сами по себе мало сочетающиеся друг с другом реалии мира органично сочетаются и обогащают текст. Та картина мира, которую рисует автор, необычна, удивительна, насыщена яркими деталями. Наполовину опрокинутый в пучину анархии мир, сочетающий одновременно нехватку продуктов питания и технологии реконструирования генома, притягателен своей внешней противоречивостью. И лишь вникнув в предысторию описываемых событий, поняв, как катаклизм изменил ценности и идеалы человечества, как перекроил привычное нам информационное общество, экономику и политику, начинаешь понимать масштабы романа. Здесь же, к сожалению, кроется единственный, но весьма существенный недостаток: мир «Заводной» логичен и упорядочен, но вот возникнуть такая система могла бы едва ли. Всё же исчерпание мировых запасов нефти — процесс не моментальный. Не будет такого, чтобы всё было хорошо, а потом однажды утром мы проснулись — а нефти-то и нет. Мне думается, цивилизация, способная искусственно создать новые полноценные формы жизни, вплоть до нового вида разумных существ, в состоянии как-то решить подобную проблему, не скатываясь в глобальному коллапсу.

Сюжетно роман очень интересен, четыре сюжетные линии дополняют друг друга и в событийном, и в идейном плане. Подвизавшийся на ниве промышленного шпионажа биолог, разорившийся китаец-миллионер, офицер полиции и девушка-постчеловек, все они дают читателю картину мира едва ли не более исчерпывающую, чем многочисленные описания Таиланда будущего и других стран. В героях воплощаются основные мотивы романа: самоубийственная жажда власти, воля судьбы и кармы, дефиниция человечности. Особенно сильна «зелёная» линия, посвящённая гармонии с природой и границам, которые лучше не переступать, какими бы технологиями мы ни владели. Рассказанная нам история не закончена — мы так и не узнаем судьбу ряда персонажей, не увидим, сможет ли человечество найти выход из сложившейся ситуации. Не уверен, будут ли написаны продолжения, но книгу стоит читать даже и так. В этом романе есть и фантазия, и идея, и смысл. Пожалуй, один из лучших НФ-романов, что я прочитал за последнее время.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 17 ]  +

Gelena, 31 июля 2009 г. в 11:28

Великолепный, прекрасно-тревожный рассказ о мире, который вполне возможен в ближайшем будущем, когда переделка человека ради наживы и популярности перестанет ограничиваться лишь только внешностью, а затронет физиологическую сторону. Страшно осознавать, что такой аморально-феодальный строй близок, гораздо ближе, чем мы думаем.

Единственный рассказ, из всех мной прочитанных, где сцена каннибализма не выпирает из текста, а является лишь наброском, штрихом. И именно этот набросок в своей почти незаметности и дает эффект шока, как для читателя, так и для героини.

Очень понравилась концовка — момент недоговоренности, без которого она скорее всего была бы банальной и пафосной, а так..

В общем, грустный, щемящий, невероятно красивый гротеск. Похоть, превращенная в искусство, пошлость на грани экстаза. Извращенное наслаждение — музыка плоти в прямом смысле этого слова.Хрупкая струна красоты, способная обернуться отравленной иглой.

И над всем этим музыка...Которая вечна.

Оценка : 10
«Народ песка и шлаков»
–  [ 15 ]  +

ceh, 18 августа 2007 г. в 03:11

Для меня лично странно оценивать произведения с позиции — верю или не верю в данный вариант будущего. Это же ведь рассказ, художественное произведение, литература, в конце концов, а не предсказание. Тем более, если рассказ совсем не об этом. И тем более, если рассказ очень хорошо, блестяще написан. Впрочем, для Бачигалупи это норма, а для многих других — недостижимая художественная высота. Я думаю, что некоторые сцены из рассказа можно смело заносить в учебники. Например, сцену купания в нефтяном море. Сюрреалистическая, нереальная картина по своей жути.

Оценка : 10
«Пашо»
–  [ 14 ]  +

ceh, 18 августа 2007 г. в 03:15

Прекрасный рассказ. Рассказ трудный, требующий терпения и работы мозгов, требующий фантазии. Рассказ, написанный тяжелым (в хорошем смысле), плотным языком. Рассказ о столкновении культур и традиций. И как и подобает настоящей литературе, эта сложная, щекотливая тема решена через призму личностей, конкретных живых людей, где у каждого своя правда и свои принципы.

По-моему у Ле Гуин появился теперь действительно достойный преемник.

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 12 ]  +

Crossbow, 16 января 2017 г. в 18:58

«Заводная» — та книга, про которую хочется сказать: «чертовски хороша», «дьявольски хороша»...

Вообще, мне кажется, что на эту книгу сложно писать рецензию. По крайней мере, я решился на это только после вторичного прочтения. И то спустя какое-то время. Наверное, потому, что у романа «Заводная» мало литературных недостатков. Книга и вправду очень хорошо написана. Традиционно отдам хвалу переводчику – В. Егоров. Сразу отмечу, что и вторичное прочтение не разочаровало меня. Хотя с точки зрения научной фантастики, как идея, как концепция, тема гмо-продуктов и банка семян, на первый взгляд кажется какой-то будничной и мелковатой, недостойной внимания на фоне каких-нибудь глобальных проблем, звездных войн с пришельцами и пр. Компьютеры, работающие от ножных «динамо», «пружинная» энергетика с долей метана, а также оборудование, приводимое в действие тягловой силой животных и человека… Перед глазами встает знакомая с детства картинка: ослик ходит по кругу, вращается колесо, приводя в действие… ну, скажем, примитивную систему водоснабжения:))

Никогда бы не подумал, что, например, описание вырубного пресса и сеток с водорослями может быть преподнесено столь увлекательно, я бы даже сказал — завораживающе. Действительно — малейший акцент, деталь практически любой сцены вызывает живой интерес читателя: рикша, который крутит педали, останавливается в потоке транспорта, вытягивает шею, попутно переругивается с остальными рикшами:-) Объем описаний и картин выстроен ровно настолько, чтобы поддержать интерес читателя, но не более того.

У автора есть характерная особенность: многократно подчеркивать те или иные детали. Например, можно было пару-тройку раз упомянуть о невыносимой жаре, но он акцентирует на ней внимание десятки раз, поддерживая тем самым атмосферу, в которую погружено действие. И читателю уже самому начинает казаться, что он изнывает от жары и духоты.

Книга жестокая и откровенная. Некоторые описания столь же бесстыдны и вызывающи, как и сами пороки, которые они обнажает. Но, вместе с тем, чарующая красочность превращает пороки в подлинное искусство. Роман написан на той тонкой грани между добром и злом, между отвратительным и прекрасным, где возникает накал, порождающий настоящее искусство, словно соприкасаются вода и пламя, и противоположные стихии начинают корчиться в агонии.

В романе переплетены линии множества персонажей, которые примерно в равных пропорциях являются главными. Иногда повествование настолько далеко уходит от собственно пружинщицы, в «честь» которой и названа книга, что про нее вообще забываешь и начинаешь словно недоумевать: а что, собственно, за такое странное название – «Заводная»? Названием роману могло бы послужить в принципе имя любого персонажа, например, Хок Сена. Однако у пружинщицы единственной из всех была светлая мечта, лишенная какой либо корысти по отношению к окружающим – найти себе подобных, вырваться из омерзительной действительности и спокойно жить себе, чтобы никто тебя не беспокоил и не унижал.

В книге вы найдете и предательство, и лицемерие, и алчность, и несбывшиеся надежды, и отчаяние, и страх на грани ужаса, и равнодушие или жестокость к иному существу, и любовь, и священный долг перед близкими и отечеством...

И все это на величественном фоне гигантской дамбы, сдерживающей напор могучего океана, и которая хранит город. По мере развития сюжета, автор время от времени упоминает дамбу, подпитывая в воображении образ этой как бы существующей отдельно, но очень важной декорации, словно подчеркивая зыбкость и эфемерность всех человеческих желаний, надежд, страхов, всей этой суеты вокруг растений и их модификаций. Читая, с напряжением ожидаешь: ну вот, сейчас как снесет эту дамбу! и как ринутся мощные воды на и без того несчастный город и его затюканных нелегкой жизнью обитателей! Пришлось «ждать» этой катастрофы до самого финала. Она таки разразилась. Неспроста автор часто упоминал дамбу, держа читателя в напряжении!

Очень символично, что из всех главных персонажей после потопа остались в городе (по крайней мере автор упоминает только их) пружинщица Эмико и ученый Гибсон – именно те, кто в душе жил несколько отстраненно от общества, как бы вещи в себе, не желая быть участниками интриг, политики и алчных, лицемерных взаимоотношений. Эмико страшилась этого всего, а Гибсон – откровенно насмехался и презирал. И вот они, среди вод затопленного города, расселись в полуразрушенной башне у импровизированного костра и беседуют. Собственно, в результате они как раз и очутились в СВОЕМ мире – гораздо более свободном, умиротворенном и далеком от всех человеческих страстей…

«Камма» (или карма) — всеми силами продраться через эту жизнь, сокрушая препятствия, и заслужить лучшее, чем это, воплощение!

Оценка : 10
«Помпа номер шесть»
–  [ 12 ]  +

alexsei111, 03 марта 2009 г. в 12:32

Великолепно .Рассказ напоминает «Мягкую посадку» Громова.Та же тема всеобщей деградаций людей и всеобшего упадка.Прекрасный язык и перевод Зои Вотяковой великолепно передает атмосферу городского декаданса.Я нахожусь в состоянии простраций ибо не ожидал от незнакомого мне автора рассказа такой литературной силы .Читать всем.Это как раз тот случай когда слов нет,а есть только ощущение восторга и настоящей фантастики.Сейчас буду искать в сети остальные 3 рассказа Бачигалупи.Бог в помощь.

Оценка : 10
«Затонувшие города»
–  [ 11 ]  +

ужик, 24 февраля 2016 г. в 12:28

Книга мне понравилась, но она оставляет горькое послевкусие.

Формально этот роман и «Разрушитель кораблей» объединяют в один цикл, но это очень условно. Общий у них разве что мир, но действие происходит в разных локациях. И еще — второстепенный герой получеловек по имени Тул, но его образ настолько отличается , что я все же считаю их разными личностями, Tool — «орудие» — наверняка довольно распространенное имя для «плюсовиков», созданных в качестве верных слуг и телохранителей.

Вроде бы это фантастика, но погуглив две фразы «Читтагонг в Бангладеше» ( вспоминаем «Разрушителя кораблей») и «Господня армия сопротивления в Уганде», «Армия Бога в Мьянме» ( «Затопленные города»), я ничего фантастического в книге не увидела. Еще можно насладится картами земного шара в условиях полного таяния ледяных шапок, созданными в рамках проекта National Geografic If All The Ice Melted. Действительно, восточное побережье США уйдет под воду, а Китай ( выступающий в романе миротворцем) наоборот, пострадает мало.

Я затрудняюсь сказать для какого возраста эта книга. Не давала бы ее читать подросткам, здесь есть пара весьма жестоких сцен, у меня вызвавших отвращение. С другой стороны, взрослые читатели вряд ли обратят внимание на книгу о переживаниях девочки-подростка, и уж тем более усомнятся в таком оптимистичном окончании истории, если вся она повествует о вещах, которые реально существуют в нашем мире, просто мы предпочитаем об этом не задумываться.

История же очень жестока и прозаична. Есть Затонувшие Города — территория современного Вашингтона и окрестностей, где ведется бесконечная гражданская война. На ее границах более благополучные территории выставили загранотряды, чтобы не допустить беженцев и распространения «заразы». Разные группировки разбирают город по камешку, чтобы заплатить за оружие и продолжать убивать. В отряды рекрутируют детей от 10 лет, потому что здесь мало кто доживает до совершеннолетия. Малии, девочке лет 15, солдаты одной группировки отрубили правую кисть за то, что ее отец был китайским миротворцем, пытавшимся дать этой земле мир. Ее единственный друг и семья — это Маус, такая же жертва гражданской войны. Вместе они живут из милости в маленьком городке, пользуясь покровительством местного врача Муфаза.

Когда в их город приходят солдаты, Мауса рекрутируют, а Малия отправляется за ним в Вашингтон, прекрасно сознавая что ее там ждет — смерть, если не новые пытки и издевательства.

Весьма любопытный момент, когда автор описывает конфликт двух персонажей – врача-пацифиста Муфаза, который дает Малии и Маусу кров, обучает героиню ремеслу врача, возвращается один, без оружия в разоренный и захваченный боевиками город, и саму Малию, которая, побывав в Тонущих Городах и изведав на себе человеческую «доброту», легко забывает обо всем, чему учил ее Муфаз и быстро хватается за нож. Муфаз совершает самоубийственный поступок, потому что ему дороги его идеалы, в то время как Малия не имеет такой роскоши, ее единственное стремление — выжить.

Несмотря на оптимистичный конец, я ничего обнадеживающего в книге не увидела. Если за хороших у нас – врач, который не может оперировать из-за старых, разваливающихся очков и девочка, которая врачует, имея на две руки всего 4 пальца, а за плохих – безграмотные дети и подростки, убивающие, пытающие, разоряющие, продающие людей в рабство, рекрутирующие детей из таких вот уничтоженных на их же глазах поселений… Думаю, будущего у таких как Муфаз и Малия нет – задавят количеством.

А вообще весь текст можно вместить в одну фразу, сказанную Муфазом. Что-то о том, что вместо совершенных машин для убийств «плюсовиков» ученые могли бы тратить ресурсы на создание технологий и лекарств, способных вернуть девочке отрубленную руку.

Очень жесткая книга, которую мне было тяжело читать. Неприкрытая жестокость человеческой натуры во всей «красе». Не без недостатков, но — с полным погружением.

Серьезная, эмоциональная и яркая история, увы, для непонятно какой аудитории.

Но я рада, что я ее прочла.

10 баллов.

Оценка : 10
«Народ песка и шлаков»
–  [ 10 ]  +

Gourmand, 29 июля 2016 г. в 17:15

Прекрасный рассказ. Вместо поддержания экологии планеты люди изменили себя, фактически «вышли из природы», оставив умирать всех: животных, насекомых, растения. Остались лишь песок и шлаки.

А что у таких людей внутри? Тоже песок и шлаки.

Отличный рассказ. Собаку жалко, но её судьба не кажется мне плохой. Она там же, где Йеарли, последний смертный поэт этого грёбаного мира. Она будет ему хорошим другом.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 9 ]  +

zmey-uj, 22 декабря 2008 г. в 19:09

Самое главное в рассказе — протест против тирании. Он выражен очень ярко — в основном, конечно, в образе Стивена. Но даже то, что девочка не верит, что где-то люди могут жить иначе, или то, что другие слуги вполне довольны своей судьбой — все это только подчеркивает несправедливость ситуации. Неудивительно, что у самых забитых возникает желание сделать что-нибудь отчаянное, невзирая на последствия.

А вот все остальное ни содрогания, ни восторга у меня не вызвало. Уже с первых абзацев, где говорится о том, что у девочки есть ХОЗЯЙКА, можно предполагать самое худшее.(Хотя в школе в ярких красках расписывалась жестокость русских помещиков или американских рабовладельцев, мне это кажется вполне реальным.) И предположения оказываются верными. С самого начала видно, что чем дальше, тем будет хуже... Не в первый раз фантастика напоминает о том, что всегда будут люди, которые используют других для извращений или наживы.

Что касается сцены игры сестер — ничего, кроме жалости, она не вызвала. С самого начала представлялось, какие это маленькие, хрупкие, несчастные создания, поэтому в воображении возник образ голого безногого ребенка, играющего на дудочке. Ни чувственности, ни изысканности в сцене увидеть не удалось. Наверное, гости, «обдолбавшиеся» какой-то химией, были способны получить удовольствие.

Неожиданными оказываются моменты, когда вдруг начальник охраны или даже сама госпожа Белари проявляют какую-то человечность. Но они-то и добавляют убедительности. Как говорил Станиславский, «Если играешь злого, ищи, где он добрый».

За дух непокорности и протеста — высший балл этому жутковатому произведению.

Оценка : 10
«Человек с жёлтой карточкой»
–  [ 8 ]  +

vfvfhm, 08 ноября 2012 г. в 10:29

Шедевр!

Прочитал подряд этот рассказ и Специалиста. Специалист тоже хороший рассказ. Но это типичное НФ постгибсоновской эпохи. То есть, что сделал бы из мира будущего Хайнлайн живи и твори он в наше время. Желтокарточный же человек встраивается в другой ряд. Первая ассоциация — а значит самая верная — которая пришла на ум — Чехов. Такие его рассказы, как Гусев, Мужики, В овраге. История о гибели патриархального, в смысле предыдущего, уклада жизни, и попытка людей выжить в новых, более жестоких для них, условиях. Понятно, что как у Чехова не получилось — ведь он гений, гений именно ХУДОЖЕСТВЕННОЙ прозы. Но и само приближение. само направление движения творчества Бачигалупи вызывает огромный респект. Конечно, это лучший его рассказ, шедевры как пирожки не пекутся, но все же мы должны быть автору и за этот единичный случай благодарны.

Это один из редких образцов НФ-прозы, не приправленной динамичной фабулой и острым сюжетом. Бачигалупи показывает — ТАК тоже можно, и можно сделать отлично! Такие тексты не на Хьюго, а на премию О.Генри выдвигать надо.

Маст рид для всех любителей просто отличной прозы.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 8 ]  +

Claviceps P., 03 июля 2007 г. в 21:13

Изумительная вещь. При первом прочтении просто очаровала и вскружила голову. Сам сюжет хотя и простой, но — яркий, и подан очень хорошо. Поначалу кажется, что аура грусти именно та, что нужна. Но в итоге понимаешь, что все здесь довольно жестоко, извращенно и очень печально вышло. Вообще атмосфера в рассказе царит очень странная, психоделическая, хотя это уже больше потом понимаешь. Написано просто здорово, весьма интересный антураж и детали.

Есть, может быть, какие-то отголоски произведений Брюса Стерлинга (в частности из цикла о шейперах и механистах), и в духе Муркока какие-то перверсивно-декадентские настроения для меня очевидны. Но, в принципе, это абсолютно самостоятельный, не вторичный, а очень даже оригинальный рассказ. Сильный!

Хотелось бы верить, что у Бачигалупи получится написать и достойный роман на его основе. Когда-нибудь... =)

Оценка : 10
«Народ песка и шлаков»
–  [ 7 ]  +

god54, 19 июня 2011 г. в 12:18

Удивительный автор. Все произведения практически на одном — высоком художественном уровне. И, как правило, оригинальная и очень интересная фантастическая идея. Так и на этот раз. Мир будущего, новый человек... Не знаю, но где-то внутри именно в такой мир я верю. Именно таким он и будет. Вся эта борьба с экологией, или за экологию?.. Запутался. Но не это главное, человек должен меняться и будет меняться... Написано красиво, увлекательно, а как показана психология. Мастер, он и есть мастер литературы.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 7 ]  +

Atra, 19 апреля 2009 г. в 15:44

Очень красивый и очень грустный рассказ. Мне почему-то с самого начала казалось, что это хрупкое сокровище, непокорная драгоценность обязательно разобьется. Хрустнут, как оборванные струны, косточки и девочка-флейта бесполезной сломанной игрушкой останется неподвижно лежать под рев возбужденной публики. Но вместо того чтобы рассыпаться осколками, девочка превратилась в негнущийся стержень. Вот такое у меня впечатление от рассказа. История мне показалась настолько пронзительной, как если бы автор взял кусочек мелодии, разложил ее по нотам и проник в суть каждой из них. О чем этот рассказ? О свободе и индивидуальности, о цене непокорности, о воспитании личности? Горькая, как мясо под сладкими ягодами, аллюзия на современность? Я не знаю. Жизнь и бесчеловечность, красота и боль, удовольствие и смерть ходят рядом, разделенные лишь тонким лезвием мысли.

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 6 ]  +

few_words, 21 апреля 2020 г. в 19:46

Потрясающий роман, который невозможно сравнить ни с каким другим произведением художественной литературы. Его пугающий мир вместе с героями — это биомеханический паззл, элементы которого утопают в грязи Юго-Восточной Азии, по которой много раз прошли катком биокорпорации, оставив после себя жизнь в таком искалеченном виде, что она не отличима от смерти. Искренне завидую тем, кто только собирается впервые его читать!

Оценка : 10
«Маленькие жертвы»
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 04 февраля 2019 г. в 00:40

А это как посмотреть, безнадега или нет. Один из классиков, кто не помню, чуть ли не Брэдбери, сказал, что фантастика не предсказывает будущее, она его предотвращает. Тогда подобные страшные истории имеют право на существование. Разумных людей периодически нужно взбадривать, чтобы лучше работали на упреждение всяких напастей.

И еще. Вся история рассказана с точки зрения крайне религиозного человека, который идет на свои огромные жертвы ради общего блага. Ее личная биография школа мужества в годину суровых испытаний, а потому придает веру в силу и способность бороться. Но есть тут и социальная критика. Ведь решение проблемы найдено, а неповоротливая бюрократия не поспевает с разрешением на новые методы борьбы.

В общем, рассказ отличный и нужный. Он страшный, но не запугивает, а призывает к духовному развитию.

И прекрасно написан.

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 6 ]  +

izubr_, 19 марта 2018 г. в 11:44

Классная книга! Даже не ожидал! Очень прикольный мир, новые взаимоотношения стран, продвижение науки и технологий в другую область, могучие корпорации, которые могут тягаться с государством, и главное герои, они вытягивают книгу на высший балл. Хоть сама заводная, пружинщица Эмико, беззащитная, желающая повиноваться а потом сорвавшаяся с катушек и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разящая налево и направо за счет скорости и точности реакций
. Хоть представитель богатейшей корпорации Андерсон, чья судьба очень знакова. Хоть китаец-желтобилетник, со своими стремлениями и эмоциями. Хоть Гиббонс Ги Бу Сен, почти бог генетики, умирающий но веселящийся. Очень крутая книга. 10 баллов

Оценка : 10
«Затонувшие города»
–  [ 6 ]  +

myak555, 09 сентября 2015 г. в 13:45

Отличная книга.

Кто-то может сказать: про будущее Америки. На обломках Капитолия дети-солдаты. Так, да не совсем.

Это будущее планеты Земля. Хотя -- почему будущее? В 2015 году, именно так живёт на планете 1.000.000.000 (один миллиард) человек. Почти каждый седьмой.

Оценка : 10
«Помпа номер шесть»
–  [ 6 ]  +

manjula, 06 октября 2014 г. в 13:53

Рассказ читается на одном дыхании. Деградацию жителей земли, а в рассказе людей, с которыми сталкиваешься каждый день, еще не пробовал под таким будничным соусом. Как замечательно вписываются в общий моральный упадок дегенератка начальница, «недалекие» коллеги на работе, да и жена «не подкочала»....

Оценка : 10
«Игрок»
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 12 июня 2014 г. в 14:51

Еще одно маленькое чудо от Мистера Пи Би)) Читая рассказ, я понял, что основная тема раннего Бачигалупи — это борьба между людской глупостью, жадностью и высокомерным равнодушием и разумом, любовью и милосердием. Понятно, что Бг — это любовь, но победит ли любовь в итоге, думаю, этого сам Бг не знает совершенно точно. Поэтому борьба будет продолжаться с неослабеваемым накалом. И Бачигалупи как истинный американец смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом, не уставая подпускать шпильки в адрес общества, в котором живет.

Сам он правда тоже иногда делает уступки индустрии, пиша романы для подростков и о зомби. Никто не совершенен))

Оценка : 10
«Хлоп-отряд»
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 05 декабря 2013 г. в 23:49

Отличный рассказ о карателе из будущего. Проблема надуманна в той степени, в которой нам недоступна вечная жизнь. А при развитии биологии всякое может случиться. Это антиутопии в традиции 1984, 451 по Фаренгейту, Бегущий по лезвию бритвы. Опять ставится вопрос — до какой степени может дойти расчеловечевания человека? Где вообще эта грань, и что нас делает людьми?

Бачигалупи вообще хороший писатель. Весь рассказ я находился в очень подвешенном состоянии, нервном напряжении. Текст оказывает сильное эмоциональное воздействие. И как-то не задумываешься о противоречиях описываемого будущего. В конце концов, непротиворечивую реальность даже Самому не удалось создать. Как утверждал Гегель — противоречивое, значит живое.

Оценка : 10
«Человек с жёлтой карточкой»
–  [ 6 ]  +

olvegg, 07 ноября 2008 г. в 22:55

Бачигалупи продолжает разрабатывать тот же вариант будущего, что и в «Специалисте по калориям», но новый его рассказ понравился мне куда больше: предельно реалистичная история. Ко всему прочему Бачигалупи затрагивает довольно «неполиткорректную» и актуальную тему этнической вражды в Юго-Восточной Азии.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 5 ]  +

Prokhor, 15 марта 2018 г. в 13:36

Великолепный рассказ. Рекомендовано к обязательному прочтению всем дельцам и звездам от шоу-бизнеса. Шутка, конечно. Но мир, где эти люди правят, где все поставлено в угоду развлечению, по настоящему пугает. Опять же отлично прописан бунт/выбор маленького человека.

Лучше всего получился финал, неоднозначный, предлагающий задуматься... а могло бы быть так, а могла так.

Очень всем рекомендую — прочтите.

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 19 ноября 2012 г. в 19:37

Еще один шедевр в любимом с детства жанре!

Такие книги и заставляют влюбляться в фантастику на всю жизнь!

С точки зрения философской — это горький урок всем любителям местечковой экзотики и экопопулизма, гринписовского бреда. Причем П.Б. не действует грубо, не читает морали. Он просто последнее слово оставляет за тем. кто, по его мнению, держит в руках ключи от Царства Грядущего. И это профессор-генхакер, который говорит: не хотите эволюционировать — подохните так же как эти жалкие мракобесы в белых кителях, которые сохранили лицо, но забрали с собой на тот свет свой народ.

Это урок и всем нам. Будете слушаться лицемеров-держиморд с охранными грамотами и патентами на национальное или любое другое пещерное превосходство — потеряете все.что пытались сохранить. Вечно только изменение.

А о том, что это превосходнейшая тончайшая проза и бездна смысла, даже говорить скучно.

Оценка : 10
«Затонувшие города»
–  [ 4 ]  +

igor_pantyuhov, 21 июля 2018 г. в 21:11

Потрясающе. В книге прекрасно все. Начиная от обложки и заканчивая последней строчкой. В этой части, сюжет повернул туда куда надо было повернуть еще и в первой книге. Конечно, книга сохранила все достоинства первого тома, но и вместе с тем принесла много хорошего и сама в сюжет. И сосредоточился на судьбе нескольких главных персонажей, и одного, который преждевременно нас покинул в первом томе. Читая этот роман мы увидим новый старый мир, познакомимся с новыми героями и узнаем о том, что не обязательно принадлежать к расе людей, чтобы быть человеком 10/10

Оценка : 10
«Хлоп-отряд»
–  [ 4 ]  +

Prokhor, 11 апреля 2018 г. в 14:37

Самый сильный рассказ автора из прочитанных мною на сегодняшний день.

Какова цена бессмертия? Что лучше столетний бонсай, музыка, которую только разучивают десятилетиями, или детский смех?

Очень понравилось

Оценка : 10
«Хлоп-отряд»
–  [ 4 ]  +

master alex, 13 мая 2016 г. в 19:03

РАССКАЗ ПОНРАВИЛСЯ. Да, а почему бы и не быть такому будущему? Всё может быть.

Надумано? Вряд ли. Просто кто-то в прошлом не доглядел, как это обычно случается, и не стерилизовал женское население. Такое сплошь и рядом происходит. Допустили оплошность, вот вам и убийство детей. Я думаю, что именно это и имел в виду автор.

И да, наверное, Глуховский взял именно отсюда сюжет для романа Будущее.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 4 ]  +

batguguy, 03 апреля 2011 г. в 11:02

Оригинальный мир, который интересно познавать. Персонажи — как на подбор. Психологизм — пожалуйста! Интрига — имеется. Что еще нужно? Да ничего не нужно... Вещь самодостаточна и чудесна!

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 4 ]  +

Надежда, 17 мая 2008 г. в 18:01

Необычный рассказ. Странный рассказ. Интересный рассказ.

Заинтересовала сама идея. Долго не могла понять, что же значит дополнение «флейта». А как же описывается момент «игры» близняшек! В этот момент я просто затаила дыхание.

Приятно удивила резко прорезавшаяся жалость (или что-то похожее) у начальникак охраны Берсона. В какой-то степени он позволил сделать Лидии то, что она задумала.

Ну, и, конечно, момент со Стивеном меня просто шокировал. На какой-то момент показалось, что это совершенно «не по теме», что это слишком, но именно ЭТО стало «толчком» для Лидии, пробудив ее к действиям, взбушевав ее чувства.

Финал рассказа, на мой взгляд, очень удачен, очень жаль, что он не расскрыт до конца, поэтому рассказ после прочтения оставляет читателя в некотором напряжении.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 4 ]  +

ceh, 07 августа 2007 г. в 03:20

Рассказ очень хорош. Грустный, тонкий, чувственный. И очень... хрупкий. Как любая настоящая красота, которую надо беречь.

Оценка : 10
«Помпа номер шесть»
–  [ 3 ]  +

JenDo, 18 августа 2020 г. в 17:20

  На мой взгляд сильнейший сборник. Очень понравилось. Позже прочитал Заводную и цикл Разрушители кораблей. И хочу сказать что этот сборник оказался круче и сильнее полновесных романов Паоло. И если Заводная еще туда сюда, как говорится, на восьмерку вытащила, то Разрушителям кораблей я поставил шесть. Видимо потому, что слегка разочарован был после таких сильных рассказов. А это сборник очень рекомендую к прочтению. Может даже только его и стоит читать у Бачигалупи, хотя это лишь моё мнение. В принципе, миры, созданные им — достаточно хороши и интересны. Как я уже выше сказал — Заводная нормально зашла. Может как нибудь и Разрушителей перечитаю и изменю оценку, но пока так.

Оценка : 10
«Человек с жёлтой карточкой»
–  [ 3 ]  +

Dan-Master, 10 сентября 2018 г. в 08:33

После отзыва коллеги «Координаты чудес « очень сложно что то добавить или написать оригинальное, но попробую. Рассказ стал приквелом восхитительно романа «Заводная», открывая читателю страшный мир выдуманного будущего. Будущего где бушуют болезни созданные человеком ,где нет привычной еды — она уничтожена генномодифицированными вредителями. Будущего где ксенофобия победила. Само понятие, когда тысячи беженцев другой рассы становятся — инвазивным видом, требующим особого контроля, чудовищно.   Они больше не люди, не Homo sapiens, а инвазивный вид, годный лишь как материал для компостных ям. В этом мире социальные ограничения быстро сползают с людей, как струпья старой обожженной кожи. Нет жалости, сострадания, всей это людской «мишуры». Есть только стремление выжить... выжить любой ценой.

Оценка : 10
«Орудие войны»
–  [ 3 ]  +

igor_pantyuhov, 21 июля 2018 г. в 21:15

  Совсем не согласен с первым отзывом. Какая резкая смена декораций? Не было такого, ну в смысле было, но отнюдь не резко это все воспринимается на фоне войны. А настроение так и вовсе не поменялось.

  Ну да ладно. На мой взгляд, основная задача этой книги была в том, чтобы связать воедино события 2-й книги с первой. Чего я боялся, так автор и не сделает, либо сделает куце. Но автор прыгнул выше головы, и задача была выполнена. И за это ему респект. 10/10

Оценка : 10
«Народ песка и шлаков»
–  [ 3 ]  +

shest, 25 декабря 2010 г. в 17:27

Очень интересный рассказ. Он заставляет задуматься над тем, какова грань между человеком и тем, что в ближайшее уже будущее человек может с собой сделать, что бы случайно в ажиотаже не перейти эту грань.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 3 ]  +

gafiator, 13 мая 2008 г. в 20:01

Представьте себе время, когда в экстазе в одно целое сольются дремучий феодализм и беспринципный шоу-бизнес. Представьте себе звезду эстрады, карающую и милующую своих подданных в худших традициях каннибальских племен. Но автор показывает нам, что собственное достоинство и внутреннюю свободу можно сохранить даже в таких невыносимых условиях, лишь очень отдаленно напоминающих человеческое общество.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 3 ]  +

Pupsjara, 27 июня 2007 г. в 12:50

Самый лучший рассказ из Антологии «Лучшее за год: Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк». Очень жаль, что этого автора у нас не переводят, этот рассказ скорее исключение из правил. :-(

Очень понравились персонажи из этого рассказа, девочки-флейты — это что-то новое, такого я еще в фантастике не встречал, а также концовка, хоть и хэппи-энд, но какой!:cool!:

Оценка : 10
«American Gold Mine»
–  [ 2 ]  +

smartmd, 27 января 2022 г. в 09:38

Гениальный рассказ. Во-первых удивительно, как точно автор предсказал все то, что сейчас происходит. Во-вторых он как-то смог это уместить в небольшой текст. Гений.

Оценка : 10
«Разрушитель кораблей» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

igor_pantyuhov, 21 июля 2018 г. в 21:23

   В лучших традициях Хайнлайна. Автор в очередной раз, подтвердил одну простую истину. Все гениальное просто..(с) Не нужно выдумывать какой-то вычурный стиль, не нужно изобретать какие-то новые чувства, не нужно всего этого. Достаточно написать все доступным языком, простым без заморочек, придумать такой же сюжет и добавить реализма.

   Цикл проходит под вездесущим знаком «янг эдалпт» Но это не он. Скорее цикл близок к реализму, ну чуточку уступаю разве что Ричарду Моргану и его Черному Человеку.

   И конечно же я от всей души хочу поблагодарить издателей, за то что познакомили меня с этими классными вещами.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 2 ]  +

god54, 02 декабря 2009 г. в 18:38

Рассказ однозначно удивительный и завораживающе притягательный. Что-то в нём есть такое аморальное, что притягивает и заставляет попытаться понять и найти связи с сегодняшним днём, сегодняшним поведением человека. Что-то он там внутри цепляет, что-то запретное, что заставляет тебя безостановочно и много писать про сам рассказ. Никогда не встречал столько много очень длинных и подробных отзывов на рассказ.

Оценка : 10
«Девочка-флейта»
–  [ 2 ]  +

princess_light, 06 апреля 2009 г. в 15:29

Рассказ восхитительный! Необычно, ново, чуточку страшно и грустно и все это заставляет тебя задуматься может быть даже о смысле жизни. Нисколько не пожалела о том, что этот рассказ мне пришлось сначала поискать

Оценка : 10
«Разрушитель кораблей»
–  [ 0 ]  +

longfello, 07 апреля 2016 г. в 09:03

Очень понравилось

Динамичный роман с интересными персонажами

Затрагивает серьезные темы ведь будущее описанное в нем вполне возможно

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ -2 ]  +

longfello, 11 апреля 2016 г. в 21:49

Отличная книга

Безусловно заслуживает все свои награды

Оценка : 10
«Заводная»
–  [ 60 ]  +

vadya77, 04 ноября 2012 г. в 20:45

Роман П. Бачигалупи «Пружинщица» (я все же буду настаивать именно на этом варианте перевода) стал одним из наиболее ярких НФ романов на Западе в 2010 году и был одной из самых ожидаемых новинок года для русскоязычной аудитории два года спустя. И любой, кто прочитал именно в таком контексте «Пружинщицу», согласится с тем, что к первому впечатлению об этом произведении подходят – со всеми необходимыми оговорками и заменами – слова, которые обычно употребляют по отношению к революциям, которые, дескать, всегда обманывают ожидания своих творцов.

Сказанное, прежде всего, относится ко всем тем разнообразным ожиданиям, которые обычно сопровождают выход любого заметного НФ произведения и суть которых можно свести к одному лишь вопросу, а именно: каким образом средствами настоящего изобразить мир будущего? Ожидания эти, как правило, сродни сказочному сидению у моря, и роман П. Бачигалупи в этом отношении весьма традиционен.

Прием, выбранный автором для изображения будущего, несколько напоминает тот, что так распространен в жанре фэнтези и который применительно к НФ условно может быть назван «вперед к прошлому». Мир, лишенный Экспансии, это мир, где расстояния по-прежнему представляются расставаниями. Это мир анахронизмов, где танки и лимузины на двигателе внутреннего сгорания и компьютеры, питающиеся при помощи мускульной силы ног, соседствуют с мастодонтами и Новыми людьми, генетически сконструированными для удовлетворения запросов новой экономики, а также трогательно-трагическими попытками восстановить прошлое разнообразие земной флоры.

Думаю, что как раз подобное соединение несоединимого, этот странный и притягательный китч парадоксальным образом создает узнаваемый образ будущего, если и не правдоподобный, то, по меньшей мере, интригующий. Я бы назвал это будущее пульсирующим, поскольку интерес большинства читателей к нему и степень сопереживания описываемым событиям не является некой константой, характерной для очень немногих визионерских НФ произведений. Нет, здесь речь, скорее, идет именно о пульсации интереса, мастерски возбуждаемой автором как посредством выбора географии, так и через ряд рассыпанных деталей, отличающих то настоящее от нашего настоящего. Или то будущее от нами представляемого будущего.

Одной из наиболее возбуждающих идей романа является сама идея пружин. П. Бачигалупи она раскрыта так, что напоминает улыбку чеширского кота: только тебе кажется, что ты ее ухватил и осознал, как интуиция медленно растворяется в остатках твоего непонимания. Последнее, скажу прямо, доминирует, но на этом смутном фоне у меня все же остается один яркий образ: встреча Хок Сена с Навозным царем. Их разговор – не суть, главное – контраст: «А слуга по-прежнему крутит педали, заправляет джоули, втискивает в маленькую коробочку все больше и больше энергии. Навозный царь старается не показывать удивление, но смотрит, широко раскрыв глаза: любая другая пружина того же размера давно бы перестала заводиться. Велостанок протяжно скрипит».

Я весь этот эпизод читал, заново понимая слова одного из основателей киберпанка о том, что будущее – оно вот, среди нас, просто оно еще не в полной мере сконцентрировано. Такая вот горькая ирония двух модных ныне концепций: человеческого капитала и необходимости максимально тщательно использовать все имеющиеся ресурсы. Безвестный работник Навозного царя выворачивает наизнанку изначальную подоплеку действительной сути человеческого капитала, низводя его до квантифицируемых индикаторов. Просто потрясающе!

Вообще-то, герои, точнее, противоречие между их стремлениями и желаниями и их действиями – это сильнейшая сторона текста П. Бачигалупи. Действительно поразительная авторская способность расчерчивать красками, тонами и глубиной первоначальную картонность персонажей, делая их в итоге и лучше, и благороднее, и привлекательнее. Именно это создает в целом позитивную направленность романа – и это при том, что внешние события как раз ухудшаются.

В этой связи на ум сразу же Канья и Джайди. Поразительная пара, ходульность которых исчезала по мере разворачивания событий с тем, чтобы в конце романа они стали (духовно) едиными, подлинным Мастером и ни в чем не уступающим ему Учеником. Джайди, за первобытной, не рассуждающей и никаких компромиссов не допускающей яростью которого стояла полярная способность использовать любой инструмент, сколь бы неприятным тот ни был. И если общение с Ги Бу Сеном еще можно было оправдать какой-то высшей рациональностью, то его вера в Канью, в гегелевском понимании этого слова, через «снятие» искушения или подозрения в ней, просто бьет наповал.

А сама Канья, оказавшаяся между молотом и наковальней двух миров, детства и взрослости, двух видов благодарностей, двух разновидностей долга?! Я до сих пор не могу забыть тот момент, когда Джайди передает ей, по сути, собственноручно и подозрение (фотографии, уличающие ее в двойной игре), и прощение (так как это передается руками его сына) – а дальше молчание.

Читателю предоставляется возможность самому привнести, по выражению Ц. Тодорова, смысл на пикник авторского текста. Самому выбрать вариант принятия Каньей ценностей Джайди в момент убийства всех «калорийщиков» и сохранения монополии на банк семян. Просто невероятный поворот, воскрешающий в уме потрясающий рассказ П. Андерсона о после другой планеты, плюнувшем в момент заключения мирного договора в победителей землян.

Но наиболее запоминающимся, как по мне, был персонаж Хок Сена, который вопреки своей натуре стремился быть кем-то одновременно и большим, и меньшим, нежели он есть на самом деле. Кто Хок Сен в действительности – сказать трудно: слишком уж много было у него искусственных пластов. Сомневаюсь, что Хок Сен сам знает. Но мне его последнее действие, спасение Маи, мне почему-то напомнило окончание «Пикника на обочине», где Рэд Шухарт, также пройдя сквозь массу потерь, тоже поступил вопреки всем первоначальным намерениям.

Наконец, следует отметить недостатки романа, не очень многочисленные, но, к сожалению, весьма распространенные. Я имею в виду, прежде всего, использование нескольких штампов об ученом, каждый из которых имеет мало общего с реальностью.

Один из штампов – это гениальный ученый, в одиночку раскрывающий все тайны Природы и движимый при этом исключительно внутренними мотивами, наиболее полным воплощением которых выступает приоритет Игры или Игрового начала. Гиббонс, он же Ги Бу Сен, является ярчайшим представителем этого штампа в романе «Пружинщица».

Я не знаю, сознательно это делал автор или просто так получилось, но очень нереалистичной выглядит ситуация, когда все развитие генной инженерии Бангкока определяется только одним человеком. Постоянно упоминаются тайские генхакеры (хороший термин, кстати говоря), но все чаяния (на спасение) связываются только с гением Гиббонса. А где, позвольте спросить, те гиганты, на плечах которых он стоит?

Другими словами, где та масса ученых, которые своим каждодневным и во многом рутинным трудом, подобно «пчелам в сотах», как выразился Ортега-и-Гассет, создают возможность для реализации гениями своего потенциала? Как они вообще могут появится в мире, где выражение «работать на компьютере», по сути, представляет собой синоним выражения «работать на швейной машинке», ибо и там и там нужно крутить педали?! Как они вообще могут появится в мире, где доступ к банку семян имеет только один человек, которого все ненавидят и все же вручают ему ключи от (будущего) рая?

Насчет «вручения ключей». Гиббонс появляется в Бангкоке не благодаря усилиям тайцев, а просто потому, что он игрок: «Внезапно капитан понимает, кто такой доктор на самом деле: человек могучего ума, достигший вершин в своей науке, ревнивый к чужой славе любитель состязаний, которому наскучили прежние соперники и который приехал в королевство за интересными задачками». Канья-Бачигалупи понимают трагичность ситуации, когда «доктор живет ради игры в эволюционные шахматы на поле размером с весь мир. Это великан, который отбивает атаки других гигантов, прихлопывает их, как мух, и хохочет, ублажая собственное «я». Но все великаны рано или поздно падут, и что тогда делать королевству? Канью пробивает холодный пот».

Ребята, простите меня, но подобные воззрения – это чистой воды романтизм, согласно которому настоящий ученый – это «вдохновленный научный гений», вдохновленный, прежде всего, Божественной книгой. Именно в этом контексте, вобравшем в себя стоицизм и еще целую кучу традиций, включая христианство, наука рассматривалась в качестве разновидности религиозной деятельности.

Именно поэтому ученые изображались как чрезвычайно добродетельные спустя долгое время после того, как ссылка на естественную теологию утратила вес и значимость. А. Смит мог оставить идиллическое описание жизни математиков, противопоставив его зависти, склокам и порокам поэтов. Но верить в двадцать первом столетии в то, что, как сегодня доказано, не имело особой связи с реальностью – по меньшей мере наивно!

Акцент на игре – это вообще общее место подавляющего большинства предрассудков, связанных с культом гения. Истоки этого взгляда можно проследить вплоть до пифагорейцев и Эвклида, а в прошлом столетии, как ни странно, катализатором соответствующих дискуссий стал роман Синклера Льюиса «Эрроусмит». Именно он подарил США нового морального героя, убедительность которого усиливалась тем, что реальный человек, А. Эйнштейн фактически стал воплощением этого образа. А провокационное сравнение Р. Фейнмана науки с любовной игрой просто легло на подготовленную почву.

То, что абсолютное большинство даже выдающихся ученых, говоря словами Р. Мертона, морально эквивалентны ординарному человеку, во внимание просто не принимается. Может быть, потому, что тогда вместо одного фокуса придется изображать сети ученых с системой взаимоотношений, которая не вполне понятна и для самих акторов?

Еще один штамп, мастерски скрытый П. Бачигалупи, это герой-злодей. Да, не всем и не сразу понятно, что Гиббонс играет роль гения-злодея, начиная с описания его внешнего вида, изъеденного язвами, и склонностью к сибаритству. И заканчивая самими обстоятельствами его появления в королевстве, когда пришлось отказаться – просто из любви к головоломкам – от предыдущей жизни, включая семью, найти и соответствующим образом подготовить тело, которое могло бы обмануть подозрительных представителей корпораций.

Достаточно много негативных коннотаций как для ученого, если только не помнить, что образ безумного гения появился в масс-культуре как реакция на изобретение атомной бомбы и сомнения в лояльности ученых после того, как те «сплавили» секреты СССР…

В общем, роман П. Бачигалупи не лишен недостатков, штампов и не слишком правдоподобных допущений, но все это искупается его атмосферностью. С точки зрения импрессионистской, не слишком поддающейся рационализации, описание нового мира почему-то напоминает мне лучшие страницы «Лавины» и «Алмазного века». Особенно в части, касающейся балансирования общества на хрупких и зыбких границах окончательного распада или, что часто одно и то же, радикальной трансформации.

Вывод: притягательный текст никого не отпустит. Виртуозное владение пером, обширные знания, нетривиальный взгляд, раскованность в обращении с Героями и рискованная манера изложения, держащая в напряжении и до самого конца не дающая возможности предугадать поворот – тому порукой.

Оценка : 9
«Заводная»
–  [ 22 ]  +

elninjo_3, 16 января 2014 г. в 13:16

Ох и ох! Какие разные оценки. А мне очень понравилось! Необычный, сюрреалистический мир не знающий другого топлива, кроме угля и метана. Выведенные с помощью генной инженерии мегадонты, вращающие валы, вместо солнечных батарей и ветряков. Бред?Не может быть? А почему не может? В большинстве антиутопий после глобальных катаклизмов мы скатываемся в средневековье, а здесь до конца не скатились и почему бы обществу не пойти именно по такому сценарию?Для производства пластмассы также нужны нефть, газ или на худой конец уголь. А этого нет. Так почему бы людям в восточной Азии не работать на компьютерах с ножным приводом? Даже если это и «хардкор-экзотика», то я не против. Это вышло очень необычно.

Но что меня поразило даже больше, чем описываемый мир топливного кризиса и пищевых корпораций, так это сам сюжет. Когда в первых частях Хок Сен поведал нам свой план, я с тоской подумал, что на протяжении сотни страниц буду читать о том, как хитрый китаец пытается выкрасть у хитрого европейца какие-то бумаги. Но Паоло Бачигалупи меня сразил поворотами сюжета. Главным героем книги он сделал не Джайди, ни Хок Сена, не Пружинщицу и др. Главный герой здесь — непреодолимые обстоятельства, которые без разбора рушат человеческие жизни, хитроумные планы и целые государства. Никто не может ничего изменить, но все получают по заслугам. Некоторым читателям это не по душе, но для меня это как глоток свежего воздуха. Никаких героев, просто жизнь в самом главном своем рефлексе — желании выжить. Это сильно и за это автору можно простить метановые фонари и пружинные пистолеты.

И даже дать Хьюго.

Оценка : 9
«Заводная»
–  [ 21 ]  +

Deliann, 25 декабря 2012 г. в 17:42

«Заводная» — очень непростая книга. Прежде всего, в ней нет никакой «заманухи», она стоит особняком, нет, даже горой, которую необходимо покорять. Чтение давалось мне тяжеловато, первую сотню страниц я вообще недоумевал, за что же эта книга получила столько премий, признания и хвалебных отзывов. И из желания узнать разгадку романа, выяснить, что же в нем такого особенного, я продолжал читать. У книги нет вменяемой аннотации, только одна строчка из нее (аннотации) заслуживает внимания: «В чем причина столь неуемных восторгов? Это поймет каждый, кто прочитает роман...» Что ж, я прочитал, свою порцию удовольствия от книги получил и теперь пишу этот отзыв.

Сюжет романа довольно непрост, впрочем, как и стиль повествования. Книга — это пружина (читавшие «Заводную» меня поймут), которая даст энергию (в нашем случае удовольствие от прочтения), только если потратить усилия и сжать ее максимально возможно. Если вы смогли прочитать первые 160 страниц, поздравляю, вы уж точно дочитаете книгу до конца, потому что пружина начала выпрямляться. Но перейдем непосредственно к сюжету: повествование ведется от лица 4 персонажей, и на сей раз я поступлю вопреки своим привычкам, и не буду описывать каждого из них. Только перечислю: Андерсон Лейк, Хок Сен, Джайди/Канья и пружинщица Эмико. Я не останавливаюсь на персоналиях, чтоб не лишать удовольствия будущих читателей прочувствовать все самостоятельно, чтоб ни у кого не было никаких предубеждений, и удовольствие от открытий, которые будут сделаны в романе, не омрачалось ничем. Скажу только, что персонажи не плохие и не хорошие, они не действуют заодно, зачастую их цели даже противоположны друг другу и, безусловно, они — это лучшая сторона романа и если бы автор выписал своих героев «деревянно» и топорно — книга для меня бы закончилась на 4-й главе.

Что касается атмосферы, то в этом плане ближайший аналог — роман Дэна Симмонса «Песнь Кали», тот же мощный эффект присутствия и та же общая угнетающая обстановка, грязь, жара и т.д. Однако «Заводная» очень выгодно отличается уровнем динамики, и к атмосфере привыкаешь быстрее. Мир, придуманный Бачигалупи, интересен, необычен, но мало описан. Некоторые вопросы так и остаются без ответа (например, хотелось бы поближе взглянуть на Дитя-королеву, что это за время Свертывания и т.д.?), однако в этом все же есть свое, особое очарование.

И отдельного упоминания, конечно же, заслуживает финал романа. Он не ставит точку, это скорее многоточие, абсолютно как в жизни: все заканчивается только смертью, а пока герои живы — их история продолжается. И пускай не все персонажи дожили до финала, но если Бачигалупи когда-нибудь решит вернуться к этой своей истории, я с удовольствием прочитаю продолжение.

Оценка : 9
«Специалист по калориям»
–  [ 19 ]  +

Beksultan, 23 июля 2009 г. в 09:38

Рассказ мне очень понравился тем, что, высказанные в нем, мысли и идеи мне показались знакомыми. До его прочтения, я смотрел на канале «Дискавери» научно-популярную передачу про передовые технологии в сельском хозяйстве. В частности, показывали представителей движения, которое я про себя окрестил «Open Source в земледелии». Оказывается, на западе многие корпорации занимаются созданием генетически модифицированных сельскохозяйственных культур. Главное их отличие от обычных культурных растений: устойчивость к заморозкам, заболеваниям и вредителям, скороспелость, хороший товарный вид и прочее. К своему удивлению узнал, что помимо модификаций генов, приводящих к вышеприведенным преимуществам, корпорации встраивают в ген своих культур специальный код, который приводит к тому что, выращенные из семян растения стерильны. То есть для того, чтобы вырастить очередной урожай, невозможно сажать семена предыдущего. Земледельцы, привыкшие ко всем плюсам генетически модифицированных культур, просто вынуждены будут каждый сезон заново покупать семена у хитрых корпораций, принося им постоянный и высокий доход. Естественно в странах третьего мира, которым очень привлекательны генетически модифицированные культуры, очень недовольны этим. Недовольные создали свое движение, деятельность которого заключается в пропаганде кустарных методов селекции (помните, в школьных учебниках чтения была история о мальчике, создавшем свой сорт пшеницы), исследовании методов защиты урожая от вредителей с использованием самодельных пестицидов на натуральной основе и прочая, прочая. Также как многие пользователи компьютеров очень недовольны тем, что лицензионное ПО стоит больших денег, но еще более недовольны способами защиты от нелицензионного копирования. Абсолютно полная аналогия с лицензионным программным обеспечением и, возникшим в пику ему, движением свободного ПО. Но если в нашей реальности защиту лицензионного ПО умеют обходить и взламывать, то с семенами генетически модифицированных культур пока этого делать не могут. А героям рассказа Бачигалупи это удается. Интересная идея и закрученный сюжет сочетаются с впечатляющими картинами нелегкой жизни людей после топливного кризиса. Совершенно необычна задумка автора о производстве и использовании энергии в будущем. Также хочу отметить превосходную идею, про то, как герои рассказа решили распространять свои семена с взломанной защитой.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7 



⇑ Наверх