fantlab ru

Все отзывы на произведения Екатерины Мекачимы

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

Swensen, 13 февраля 10:53

Пока дочитывал последние главы, много размышлял над тем, как начать эту рецензию. На что первым обратить внимание? За какую ниточку ухватиться, чтобы как следует описать свои мысли и чувства от прочтения?

Начну, пожалуй, так: зачем мы вообще читаем книги? Кто-то наверняка чтобы развлечься, отдохнуть, получить удовольствие, яркий эмоциональный заряд. Кто-то ищет глубокие смыслы, кто-то — стилистические изыски. Но всех объединяет одно: мы жаждем, чтобы книга рассказала нам о чем-то, чего мы не знаем. Я вот недавно посмотрел фильм «Мятежная луна» от Зака Снайдера. И скажу честно — это ужасно плохое кино. И дело как раз именно в том, что там нет ни одной свежей идеи, персонажи — ходячие клише, а сюжет избит уже лет пятьдесят как. Иными словами, этот фильм не показывает ничего, чего бы мы не знали или не видели в других фильмах.

Тут может показаться, что сейчас я скажу про роман что-то плохое, мол, он тоже насквозь шаблонен, ничего нового в нем нет, и прочее, прочее, но это не так. Очень важный момент — я не нашел в нем ничего нового лично для себя. Но это совершенно не означает, что какой-то другой читатель точно так же не откроет для себя иных горизонтов (и множество других отзывов явственно свидетельствуют о том, что восторженных читателей хватает). Я постараюсь разобрать плюсы и минусы романа максимально объективно, настолько, насколько вообще можно быть объективным, говоря о художественном произведении.

Итак, «Исход» состоит из 17 глав + короткий эпилог. Каждая глава — новая история, охватывающая времена от допотопных до далекого будущего. Задумка ясная — нарисовать грандиозное историческое полотно через субъективный взгляд и жизнь множества различных персонажей, показать, что человечество из раза в раз повторяет одни и те же ошибки, ходит по кругу и, по большому счету, ничему не учится. Да, в конце дается надежда на перемены, но это только надежда, а уж случатся ли они — нам знать не дано. Я не буду спорить с автором в идеологическом поле, потому что смысловая составляющая — это тема для целой дискуссии, и тогда простая рецензия превратится в диссертацию. Скажу лишь, что на мой взгляд Екатерина Мекачима слегка упрощает причины и следствия общечеловеческих проблем, а если конкретнее — смотрит вообще в другую сторону. Ее роман находит не столько материалистический корень, сколько идеалистический. И если читатель тоже больше склонен к идеализму, ему, скорее всего, зайдет. Мне же интересен материалистический базис, тем более, раз произведение представлено как научная фантастика.

Но основная, на мой взгляд, проблема «Исхода» — это как раз его структура. Роберт Макки в своей книге «История на миллион долларов» писал, что любая, даже самая великая и глубокая идея никому не нужна, если сама по себе история попросту скучная. А что делает историю интересной? Конкретные драматургические инструменты, известные со времен Аристотеля. Основой любой истории являются герои. Главный герой двигает сюжет, имеет свою арку, цель, мотивацию и так далее. Но здесь в каждой главе нам представлен новый герой, и таких аж семнадцать штук! Чуть позже мы узнаем, что речь идет всего о нескольких бесконечно реинкарнирующих душах, но это не меняет сути проблемы. Роман часто сравнивают с «Облачным атласом», но у того задача стояла куда более простая — рассказать всего шесть историй, то есть почти в три раза меньше, чем в «Исходе». И в «Атласе» они шли в хронологическом порядке — сперва в одну сторону, потом в другую. Здесь же нас швыряют по шкале времени взад-вперед без всякой явной логики. По сути, переставить главы в хронологическом порядке — и ничего особенно не поменяется. Зачем тогда так сильно путать своего читателя? Теперь вернемся к героям. Мы читаем сборник рассказов, объединенных смыслом и общим глобальным сюжетом. Но мы понимаем, что в следующей главе нас ждет совсем другой герой, и поэтому не стремимся прикипать душой к нынешнему. Лично меня ни один персонаж в этой книге не зацепил. Каждая история рассказывается довольно заунывным тягучим повествовательным языком, без какой-то особой динамики. Автор стремится не столько показать внешние обстоятельства, сколько погрузиться внутрь героя. И это бы сработало, если бы не наткнулось на еще одну проблему, а именно — стилистическую бедность текста. Нет, написан он нормально, вполне читабельно, но совершенно одинаково. Другими словами ситуация следующая: мы имеем дело с 17-ю различными героями, живущими в разных странах и эпохах, но при этом по какой-то причине они все думают одинаково. Конечно, мусульманин будет взывать к Аллаху, праведный христианин — к Богу, влюбленный будет думать больше об объекте своих чувств, но они будут делать это в единой стилистической парадигме. Но какого черта ползущий в пустыне и изнывающий от голода и жажды араб думает так же, как уставший от жизни русский граф из девятнадцатого века?

Очень многое в романе рассказывается, а не показывается. Особенно лично меня утомляли постоянные влюбленные излияния героев-мужчин, совершенно одинаковые опять же. Автор рассказывает, как они любят девушку, какие у нее чудесные волосы и все такое, но у меня, как читателя, схожих чувств не возникает. Оно и не мудрено: тут в сжатом объеме надо успеть хотя бы основного героя раскрыть, куда там до второстепенных персонажей. И ладно бы истории описывали какое-то конкретное важное событие из жизни героя, переломный момент его истории, но зачастую охватываются периоды в несколько лет, которые пробегаются в пару строк. Да, каждая история так или иначе является частью так называемой мозаики, хотя некоторые из них, как мне кажется, можно было бы спокойно выкинуть без особой потери для идеи.

Все это делает чтение романа не то чтобы увлекательным занятием. И это основная причина, по которой я читал его так долго.

Но я ведь его дочитал, верно? Зачем, если он так плох? Ну, во-первых, я всё-таки честно его купил, и не хотелось выкидывать деньги впустую. Во-вторых, я обещал. А в-третьих, роман все-таки подкидывает временами кое-что интересное. Да, теперь время поговорить о плюсах.

Для начала, некоторые главы читаются довольно бодро и вполне интригуют. Например, мне понравились истории графа и Койота. Интересная последняя глава, как объединяющая все повествование воедино и подводящая итог. Также здесь есть интересное фантдопущение о фрактальной вселенной, на котором и строится идея реинкарнации — вот это реально круто. Хорошая, но на мой взгляд слегка недожатая, идея о последовательном влиянии казалось бы незначительных действий людей на будущее. Задумка отличная, но на мой взгляд реализовать ее можно было куда мощнее, развернуть во всю ширь.

Несмотря на то, как много текста посвящено минусам и как мало плюсам, могу ли я назвать книгу однозначно плохой? Пожалуй, нет. Это не плохая книга. Она просто хуже, чем могла бы быть. И все эти причитания по поводу героев и стилистической бедности скорее вызваны какой-то обидой за то, что идея романа оказалась как будто слишком больше автора. Это не плохая книга, и очень многие найдут в ней что-то свое, особенное. Кого-то восхитит широкий авторский кругозор (он действительно широкий), кого-то глубокое погружение в сознание каждого героя, кого-то — масштабность и красота задумки. Просто меня все это не впечатлило. Отчасти потому, что кусочки этого я видел в других произведениях. Отчасти потому, что сам думал о подобном. Поэтому для меня все это показалось не новым и отчасти слишком претенциозным.

«Исход» — не плохой роман. Просто не мой.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

Smolyanika, 15 декабря 2022 г. 05:20

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.

К Ефесянам 5:15-16

Я не пыталась прочитать этот роман быстро, не стремилась проскакать глазами строчки и убежать в следующую главу. Про-чувст-во-вать от начала до конца, протащить через душу, ощутить сердцем, дозированно, постепенно, последовательно, — у меня получилось. Я услышала книгу и поняла её, от первой до финальной строки и приняла.

У нас нет вечности в запасе. У нас есть здесь и сегодня. Зачем нам это сегодня? Почувствовать скоротечность времени, непрерывную связь поколений, увидеть свет в глазах мамы, понять, что изящество её рук, линии лёгких морщинок на лице, её принятие, терпение и неспешность бесценны. Оглянуться на своих детей, словно на хрустальных человечков, живущих в империи алмазного короля, весёлых, сумасбродных, считающих, что они могут изменить мир, оглянуться и принять это, потому что это жизнь. Узреть, услышать, коснуться, восхититься, впитать, напитаться миром, уберечь.., укачать мир в своих ладонях под колыбельную любви. Не забыть окончательно, что «смысл жизни — жить. Смысл бытия — быть. В этом и есть самая великая, самая простая, самая непостижимая тайна.»

Странный получается отзыв, — подумаете вы и в чем-то будете правы. Я не смогу, да и не буду рассказывать о содержании романа, главных героях, их историях, переплетениях судеб и времен. Да это и не нужно, потому что любой, кто прочитает эту книгу, ощутит её по-своему. Она не будет одинаковой для каждого читателя, она будет разной и всякому откроет то, что предназначено только ему. Кто — то прочитает её как научный роман, кто-то как фантастический, кто-то узрит в нем крупицы истин, кто-то связь времен, — что бы ни узрел читатель, Исход того стоит. Книга — зеркало, она отразит только то, что есть внутри каждого из нас.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Екатерина Мекачима «За девятое небо»

Smolyanika, 25 ноября 2022 г. 18:13

Девятое небо — крайнее небо, окружающее Явь, небо, за которым Та Сторона и Нижний Мир, где охраняемая оборотнем, запертая в сундук, что оплетён корнями Дуба Мора чёрная птица стережёт тайну великую, оплетенную скорлупой Слова навий. Колодец Мёртвого Града ведёт туда, но хватит ли сил духа человеческого пройти сей путь...

Все больше путается пряжа Макошь, все более странные и страшные события происходят в мире двух лун, все ярче сияет слово и холоднее дуют ветра — легенда о Сваргорее звучит песнью жизни и смерти. Запутались люди в замыслах Богов, заплутали среди света и тьмы в поисках самих себя и мира. Битвы воинов и битвы волхвов, в которые вступят силы всех миров — вот, что ждёт Сваргорею, а в центре всего этого хаоса Бессмертный — слуга Мора Драгослав, несущий всепоглощающий морок Тьмы.

В великом противостоянии сойдутся и Боги, в сражении между Тьмой и Светом содрогнутся миры. В каждую душу проникнет Тьма, но ведь Тьма есть просто отсутствие Света, который может разжечь в своей душе любой, тогда сама Тьма обернётся Светом, а морок Неяви отступит.

Пройдя через испытания данные Богами, жители Сваргореи обретут мир, благодаря свету, мудрости и любви. Счастье, покой и радость воцарят на благословенных северных землях.

С мира в душе каждого начинается мир на земле. Светом хранимые, свет хранящие всегда побеждают тьму — это закон мироздания, на нем зиждется жизнь. Дочитав трилогию, я покидаю Сваргорею с мыслью о том, что эта удивительная земля, эта прекрасная трилогия, эта великолепная легенда навсегда останется в моей памяти золотистой искоркой света.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Екатерина Мекачима «За Тридевять Земель»

Smolyanika, 22 ноября 2022 г. 05:51

Не зря рефреном звучат как в первой, так и во второй книге трилогии слова о том, что за Небесными Скалами, далеко на Севере, где воды океана сковало ледяное дыхание Неяви, стоял Мёртвый Город. В том городе был Колодец, который вёл в Царствие Мора. Ледяной пронзающий до костей ветер дул из чёрной зияющей дыры Колодца.©Коварство тьмы не отсупило, оно лишь затаилось... На время.

Не часто встречаются книги, в которых купаешься, словно в благословенной купели радости, настолько созвучно их содержание внутреннему миру, восприятию, состоянию.

Лес я люблю безмерно, его силу, энергию, песнь я слышу душой и сонастариваюсь с лесом быстро и практически всегда до состояния абсолютной гармонии. Именно поэтому с замиранием души читала я сцены из жизни лесного города. Мне казалась, я сама иду по лесному городу, вижу его обитателей, говорю с ними, любуюсь деревьями, птицами, мхами, слушаю музыку ветра. Я бы читала, и читала, и читала историю жизни леса, но в книге речь идёт не только про лес, но и про Солнцеград и другие города, острова, деревни, море... И не все гладко в царстве Веслава, ох, не все...

Река легенды о Сваргорее, сквозь течение которой протянута нить повествования о лесе, вновь изменит течение. Борьба тьмы и света, добра и зла, Яви и Неяви продолжится, выходя на новый виток. Не отпускают коварного Полоза и его наместников грёзы о власти, нешуточные испытания ждут всех жителей Сваргореи.

Боги восстающие против Богов, люди восстающие против людей — великие битвы предстоят! Перед всяким выбор встанет, сражаться на стороне света или на стороне тьмы, запутаются в пряже Макошь судьбы людей и Богов, явит себя Бессмертный в тёмном облике, что леденит душу.

Сваргорея.... Что же будет с тобой и твоими жителями мне пока неведомо. Волнительная и бурная вторая книга трилогии Легенды северного ветра прочитана, завершилась она логично, но оставила открытой врата в книгу третью. Значит, впереди у меня роман За девятое небо и надежда на то, что свет все таки победит.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Екатерина Мекачима «За Северным Ветром»

Smolyanika, 22 ноября 2022 г. 05:42

Рассчитывая почитать романтичную приключенческую сказку для взрослых, я сильно промахнулась, потому что За северным ветром совсем не лучащаяся волшебством сказка странствий. Сложная, глубокая, изобилующая подробностями и описаниями легенда требует внимательного подхода, вдумчивого чтения, но и мир, который она раскрывает читателю удивительный, многогранный и величественный.

Даже представить себе сложно, какое количество информации пришлось перелопатить и изучить автору для того, чтобы создать столь детальные и подробные описания таких вещей, которых в наше время уже не существует : деревянные парусные корабли, древние города, боги славянского пантеона, имена, традиции и одежда, волхвовство и рунические символы... Все эти моменты, описанные автором с помощью многочисленных эпитетов и метафор создают сложное, но прекрасное и многоцветное полотно легенды о Сваргорее.

Было бы слишком скупо и бесцветно назвать эту книгу сказкой про Кощея, она много больше и шире. И это не адаптированная под взрослых детская сказка, не пересказ легенды, это рождение нового эпоса, опирающегося на старинные сказания; эпоса, в котором борьба добра со злом показана невероятно красиво, качественно и многогранно; эпоса, в котором присутствуют десятки, если не сотни героев, чьи характеры прекрасно прописаны.

В моем представлении и восприятии, За северным ветром идеально вписывается в рамки жанра славянское фэнтези. В красочное полотно мифического повествования вплетены нити любовные, приключенческие, исторические... Восхищена! Пожалуй, эта книга — лучший представитель славянско — фантастического жанра, который встречался на моем читательском пути.

Что же ждёт меня впереди? Ведь За северным ветром — только первая часть трилогии Легенды северного ветра.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

dimogor, 13 ноября 2022 г. 14:32

Прочитал. Не захватило. Идея хорошая, но реализация слабая. Есть интересные истории, но большинство очень нудные, никакого интереса их читать нет. Может конечно автор ориентировался исключительно на женскую аудиторию, но «Облачному атласу» это произведение проигрывает. Оцениваю его только на 7.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Екатерина Мекачима «За девятое небо»

Rozawek, 7 ноября 2022 г. 17:50

НЕОБХОДИМО БЫТЬ СИЛЬНЫМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ПРЕДНАЧЕРТАННОЕ!

Царь Веслав отправляется в дорогу, чтобы спасти свою жену из плена. Один человек будет особенно рад его отсутствию и ему окажется под силу захватить власть!

Но самое страшное только впереди, набирает обороты война между князьями и только Богам известно, как она завершиться.

Я могу сказать, что этот роман, как и весь цикл в целом оказали на меня большое влияние. Читая я пыталась понять героев и мотивы их поступков.

Всем нам в детстве читают сказки, слушая их мы понимали, как отличить добро от зла. Часто повзрослев люди начинают забывать простую истину этих историй.

Хочу выразить благодарность автору! Я могу с уверенностью сказать, что буду перечитывать её книгу не один раз, ведь мне не часто встречается настолько интересный мир.

Спасибо большое за подаренные эмоции

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Екатерина Мекачима «За Тридевять Земель»

Rozawek, 5 ноября 2022 г. 19:43

МИР СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЗА НЕГО БОРОТЬСЯ!

В северных землях царит покой, но тьма жаждет завладеть душами людей. Царь Веслав и его жена Василиса правят своими землями, они любимы своим народом. Василисе снятся сны об угрозе для её страны и людей, но как уберечься от несчастий которые придут откуда их не ждут.

Мне безумно интересно было читать о новых землях и героях которые, как и мы готовы жертвовать собой ради покоя своих близких.

Отдельно хочу сказать, что мне очень понравился слог автора.

Лично для меня это играет большую роль в выборе книги. Признаюсь честно, что раньше я не часто читала сказки, но эта книга снова смогла меня убедить, что стоит вновь обратить на них своё внимание!

Оценка: нет
– [  0  ] +

Екатерина Мекачима «За Северным Ветром»

Rozawek, 4 ноября 2022 г. 11:30

ЖАЖДА ВЛАСТИ ГУБИТ ДУШУ!

Все в детстве читали сказку о Кощее, но не многие знают каким он был человеком и почему обменял свою душу на бессмертие!

Представьте, что вы очутились в мире наполненным магией. Он во многом похож на наш,ведь герои, как и мы хотят жить не ведая горя, но дорога к счастью не бывает простой.

Царевич Веслав страшиться тяжести престола, а другой мечтает его получить и готов ради этого пожертвовать всем, что у него есть, Князь Драгослав отправляется в путешествие из которого может не вернуться, он встретит Агнию-Волхву которая будет передавать ему свои знания.

Прочитав роман вы поймёте почему нам стоит вновь начать читать сказки, мы перестали понимать, как важно совершать добро и не переставать верить в чудеса. Теперь я хочу больше узнать о славянских сказаниях.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

Gipsydana, 27 сентября 2022 г. 23:57

Очень необычная книга. Отличного уровня научная фантастика, задающая глобальные человеческие вопросы.

Настолько масштабно и глубоко, что крайне сложно уместиться в пост. С «Исходом» не работает подход «нравится или нет». Более верно — «зацепило/ не зацепило». Так вот — зацепило, и ещё как.

О чём же «Исход»? 22 век. Третья мировая случилась внезапно и вопреки, оставив после себя мир в руинах. Из-за радиации и инопланетной угрозы люди ушли в подземные ковчеги. Не все — только избранные. Но это не решение проблемы, то так как Земле грозит всемирный потоп, который тоже — не окончательный аккорд жизни.

«Исход» — не для лёгкого чтения. Это та книга, где над каждым абзацем нужно и хочется размышлять, переваривать, наблюдать за кипящим самумом эмоций героев и собственных ощущений. Это катарсис — самое ценное послевкусие от книги.

17 героев-рассказчиков. Множество временных потоков до и после Армагеддона и единая попытка разобраться в том, что случилось. Выжить. Понять. Герои связаны между собой, порой намного крепче, чем сами думают. И объединяют их помимо прочего повторяющие образы и символы: ракушка-наутилус, ромашки, берёзы и «Весна» Антонио Вивальди.

В «Исходе» всё не случайно. Важна любая мелочь как часть целого. Роман — научная фантастика уровня С. Лема, Р. Хайнлайна и Р. Бредбери. Плюс те же смыслы, что в культовой «Матрице» и романе Д. Митчелла «Облачный атлас». «Исход» — это бездна скрытых отсылок и прямых цитат из Библии, Корана и буддийских текстов. Это мощный заряд квантовой физики, ужасы фашистских концлагерей и жизнеутверждающая музыка Вивальди. Наконец, это сила живописи и поэзии. И все — в одной книге.

Несмотря на эмоциональную сложность восприятия, от романа не оторваться (в том числе, благодаря поэтичному языку, визитной карточке Екатерине Мекачима). Читала долго. Важно было прочувствовать каждый нерв книги. Потому что она о нас, людях; о бесконечном, как узор на раковине наутилуса, выборе; о сознании, нашей внутренней вселенной, способной изменить внешнее бытие.

Роман не просто пронзителен — книга заставляет задуматься. Глубоко. До состояния Исхода, который есть начало и конец одновременно.

P.S.: спасибо большое автору за знакомство с романом ещё на стадии рукописи. Очень жду, когда возьму в руки бумажную книгу!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

Tomina_Elena, 26 сентября 2022 г. 17:40

Потрясающая фантастика. Книга, которая просто не может не вызвать эмоций.

Давно не читала таких уникальных и настолько объемных историй с огромным смыслом. Это — очень круто! В книге столько мелких деталей, столько важных мыслей, что только закончив чтение, хочется уже перечитать.

Интересно, что каждая глава книги — не только о разных героях, но еще и о разных временах. Здесь есть и Древние века и мир будущего (как процветающий, так и после апокалипсиса). Все герои — разные, но тем не менее, у них много общего. Что именно — начинаешь понимать не сразу, а ближе к концу книги. А еще все герои — очень яркие, с не простыми судьбами и непонятным будущим. Всем им сопереживаешь с первых строк глав.

От книги остается ощущение тоски и грусти. Не безысходной и беспросветной тоски, а такой светлой, тихой грусти.

«Мир жесток. Но только потому, что его таким сделали мы.»

Жаль, что наш мир такой, но, с другой стороны — он такой, какой есть, и другого у нас нет. Поэтому нужно верить в него, в людей, иногда — в чудо, и принимать. Ведь у кого-то нет и такого (или не будет). Мир меняется и то, что мы не замечали раньше, сейчас, может быть, уже вообще не существует. А то, что было для нас чудом когда-то — сегодня уже стало обыденностью.

Наверное, предыдущий абзац не все поймут — это надо книгу прочитать. Но, вот захотелось мне так написать. А вообще, книга, конечно, не для всех — не все поймут, не всем будет интересно. Но любители научной фантастики и постапокалипсиса точно оценят.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

Robinmadness, 25 сентября 2022 г. 18:34

Роман “Исход” — Он в первую очередь не о Боге, как пишут многие восторженные читатели. Он о людях их судьбах и их решениях ведущих к масштабному событию. Войне, невидимой нитью переплетенных жизней обычных людей. Их судьбы словно бабочки из романа Брэдбери негласно влияют на события мирового масштаба.

Эти жизни и истории подаются от первого лица и рассказывают о себе на фоне проходящих эпох и времен. Все они, как персонажи абсолютно различны и глубоки. Так же, как и их цели и желания. И каждый из них должен сделать свой выбор ведущий к неумолимым последствиям будущего.

Роман заставляет задуматься над множеством тем: а в действительности ли это судьба или у них мог быть другой выбор? Являются ли твои каждодневные решения настолько же значимыми для мировых событий будущего или настоящего?

Оценка: нет
– [  6  ] +

Екатерина Мекачима «Исход»

Адреналинкс, 24 сентября 2022 г. 14:54

Я считаю эту книгу нашим ответом «Облачному атласу» Дэвида Митчелла, который очень люблю и уважаю.

Не по содержанию – у Екатерины Мекачимы своя история. Но по духу и размаху.

Перед нами – мир пост-апокалипсиса. По крайней мере, так кажется в начале. Но чем дальше читаешь, тем яснее становится, что мир «Исхода» намного сложнее и масштабнее.

В нём сплетаются прошлое и настоящее, будущее и очень далёкое будущее. И – причудливо переплетаются судьбы разных людей, живших за века(!) друг от друга… Впрочем, таких ли разных? Хоть это и не сразу становится понятно, но в «Исходе» тянется цепочка реинкарнаций – и, в отличие от «ОА», автор подводит к ней научное обоснование.

От воплощения к воплощению, из столетия в столетие души ищут решение одних и те же, почему-то неподвластных им задач.

Например, научиться любить. Но – не только.

Но на фоне метаний душ решается и более глобальная задача – судьба всего человечества. Почему оное во все века совершает одни и те же ошибки, упорно бьёт себя по лбу одни и теми же граблями? Что нужно, чтобы люди наконец зажили спокойно, в любви и всеобщем мире? Способны ли найти ответ некие высшие сущности, строящие то подземные бункеры, то плавучие ковчеги, и «перезапускающие» раз за разом жизнь на Земле? Или путь к полному обновлению под силу отыскать лишь самим людям?

Это – книга, заставляющая думать сразу во многих направлениях.

Местами она трогательная и душевная, местами о-о-очень даже жестокая!

Эта книга – не для лёгкого отдыхательного чтения. В ней переплетается куча сюжетных линий, поднимается масса важных вопросов.

Но я несомненно рекомендую её к прочтению всем, кого хоть раз волновали озвученные выше вопросы!

Оценка: 9
– [  16  ] +

Екатерина Мекачима «За Северным Ветром»

Eni, 29 ноября 2020 г. 17:41

К сожалению, книга меня разочаровала. Казалось бы, что могло пойти не так? Я люблю славянское фентези, люблю сказки, люблю ретеллинги, но этого, увы, оказалось недостаточно... Накатала вот под настроение какой-то огроменный отзыв, потому что слишком уж расстроилась.

Итак, сначала о хорошем. Из хорошего тут, например, чёткий, ритмичный и сказочный Пролог, вмиг завораживающий читателя и втягивающий в мир книги. Некоторые другие эпизоды тоже написаны живо, образно, эмоционально, да и просто великолепно. Нельзя обойти вниманием и красивые авторские иллюстрации. Но, увы, большую часть времени мне было скучно. А кое-что ещё и очень сильно раздражало.

Я догадалась, что здесь вовсе не древняя сказочно-былинная Русь, а некая альтернативная авторская версия по её мотивам (там на небе две луны, то есть как бы сразу ясно, что мы не дома), но я не могу поверить в существование мира, где деревянные терема и сарафаны-кокошники, где до сих пор не изобрели пороха, из оружия используют только холодняк, а пишут на бересте, и тут внезапно появляются корабли (громадные, трёхпалубные!), которые, судя по картинкам и описанию, явно приплыли века так из 18-го. Возможно, я чего-то не поняла. Корабли ведь призванные. Вдруг Полоз до того крут, что умеет добывать корабли прямо из будущего, или даже из параллельной Вселенной, или же поднять со дна затонувшие давным-давно, ещё в упомянутом в книге Золотом Веке, когда боги жили среди людей и, видимо, технологии имелись поинтереснее нынешних (хотя про технологии Золотого века вообще-то не очевидно). Да и время в другом мире, естественно, идёт иначе, как и развитие ремёсел. Может, кораблестроение там очень резво продвигается, а зодчество, оружейная промышленность и мода на одежду застряли в раннем Средневековье. Мало ли... Но у меня от такого глаз дёргается, и возникает непреодолимое желание поплеваться ядом... Да, мои проблемы — только мои, согласна.

Стиль повествования тоже скачет: то былинно-напевный со всякими там «гой еси» и прочим, то вдруг становится вполне обычным, современным, и в него влезают слова типа «армада», «флагман», «архитектурный ансамбль».... И в целом текст плохо вычитан не только на предмет выдерживания довольно сложной стилистики, но и на самые обычные вещи. Особенно надоели в процессе чтения однообразные, часто повторяющиеся, давно затасканные эпитеты: «голубые, как небо, глаза», «острые, как клинки», «кружево слов» и подобные им. Я не заявляю сейчас, что клише вообще никогда никому нельзя использовать, я говорю только, что не надо использовать одно и то же клише многоразмногоразмногораз.

Ещё очень бесят повторы. Сколько раз нужно буквально через предложение назвать Мать-Землю матерью и землёю или упомянуть (так же — через строку), что Солнцеград построили сами боги, или сказать, что герой боится сойти с ума, чтобы читатель наконец-то осознал и запомнил? Будто автор считает читателя туповатым и невнимательным.

Нельзя категорично заявить, что персонажи — «галимый картон» (тоже буду использовать клише, да), но все они — даже главные герои — довольно поверхностные и размытые, как будто смотришь на них без очков при зрении «-5»: общие, не очень чёткие контуры видно, а угадать, кто именно перед тобой, нереально. И я не про внешность, конечно же, говорю, а про характеры и мотивацию. Если это какая-то фишка, то я не въехала, простите.

Подытоживая, скажу, что автор всё равно молодец, и я искренне желаю ей удачи в будущем.

Оценка: 5
⇑ Наверх