Рецензия на журнал ...


  Рецензия на журнал «Фантастика и Детективы» № 1/2014 г.

© Василий Владимирский


В 2012 году в нашем фэндоме приключилась беда: закрылось два старейших российских литературных журнала фантастики, «Если» и «Полдень. XXI век». По разным причинам, но почти одновременно. Писатели и любители жанра отреагировали бурно, на грани истерики: «Лелик, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!». Голоса скептиков, твердивших, что свято место пусто не бывает, потонули в общем могучем хоре. Впрочем, за пределы соцсетей и тематических форумов эта буря не выплеснулась, отыскать выход из кризиса и спасти журналы «по горячим следам» не удалось. По легенде, в начале 1990-х Александр Шалганов, создатель и главный редактор журнала «Если», продал машину, чтобы удержать на плаву свое издание. Двадцать лет спустя желающих повторить его подвиг не нашлось даже среди состоятельных москвичей: весь пар ушел в свисток.

Между тем, скептики оказались правы. Два журнала фантастики закрылось в 2012 году — три открылось в 2013-м. И издают их, прошу заметить, люди, не причастные ни к «Полдню», ни к «Если». Ну, допустим, журнал «Космопорт» успел выпустить пока только два номера, включая пилотный, а толстый глянцевый ежеквартальник «ФантCity» ориентируется скорее на аудиторию «Мира фантастики», так что литературу он почти не печатает. Зато ежемесячник «Фантастика и детективы» выходит уже больше года и успел за это время заметно эволюционировать. Первые номера «ФиД» полностью состояли из перепечаток классики — Пушкина, Эдгара По, Алексея Толстого, Генри Каттнера... Но уже во второй половине 2013 года среди авторов появились Далия Трускиновская, Святослав Логинов, Леонид Каганов, Майк Гелприн, Ника Батхен. Роскошью тут, конечно, и не пахнет — тираж три тысячи, 80 страниц на скрепке, — однако журнал выходит с завидной регулярностью, ищет новых авторов, художников, привлекает читателей. Прогресс, опять-таки, на лицо — что еще для счастья надо?..

Должен признать, некоторые решения редакции до сих пор вызывают у меня чувство тягостного недоумения. Первый выпуск «Фантастики и детективов» за 2014 год открывает самый беспомощный, хронически слабый рассказ номера: затянутый, корявый, изобилующий невнятными оборотами и безжизненными диалогами. Чудо-богатырю Дмитрию Самохину с его «Ишибаши» по силам в одиночку отбить всякое желание читать журнал дальше. Впрочем, тот, кто доберется до второго рассказа, будет вознагражден за пятнадцатиминутный дискомфорт. У кого с чувством языка все в порядке, так это у Юлии Зонис. Это подтверждает ее новелла «Маша и михалыч» — иронический симбиоз модного в прошлом сезоне зомби-треша и русских народных сказок, которые по саспенсу дадут сто очков форы иным современным «ужастикам».

Следующий рассказ, «Вместо кожи — червивая шкура» Бориса Богданова, история Ромео и Джульетты, встретившихся на инопланетном Фронтире — вещь опять-таки во многом ученическая, непропеченная. Местами скомканная и неряшливая, местами попросту косноязычная, да к тому же грешащая лобовой дидактикой. Редакция оказала бы автору услугу, вернув текст на доработку: из этой истории, мне кажется, можно было выжать много большее. Слегка подточить не мешало бы и «Сову-Говорунью» Евгения Шикова, хотя в целом рассказ далеко не безнадежен. Автор нетривиально обыгрывает затертый постапокалиптический сюжет, умело работает с рефренами, с самого начала задает хороший темп повествования... Но ближе к финалу сбивается, теряет спасительный ритм, впадает в многословие.

Закрывает январскую подборку новелла Антона Фарба «Из всех решений...» — после рассказа Зонис, пожалуй, самая толковая вещь номера. Экономные, точные мазки, умело нагнетаемое напряжение, драматургическая выстроенность диалогов — сделано на пять с минусом. Как всякий хороший рассказ, «Из всех решений...» — вещь многослойная. Автор дает сразу несколько зацепок для будущих интерпретаторов: тут вам и реплика в адрес ювенальной юстиции, и мягкая мировоззренческая полемика со Стругацкими (см. название), и нестандартный футурологический посыл... Объяснил бы еще кто-нибудь Антону, что фразы «пофиг на стиль» и «влазить в кредит» не имеют никакого отношения к русскому литературному языку — цены бы этой вещи не было.

Так что же мы имеем в сухом остатке? В 2013 году журнал «Фантастика и детективы» решил главную задачу: выжил. Более того, сохранил периодичность и из забавного полиграфического курьеза превратился в журнал, с которым не брезгуют сотрудничать мэтры. Пора переходить к следующему этапу. Приоритетные задачи очевидны. Надеюсь, в 2014 году у редакции «ФиД» появится возможность чаще сотрудничать с профессиональными писателями и тщательнее работать с текстами: отсутствие литературной редактуры, как показывает опыт первого выпуска за текущий год, может испортить даже самый удачный рассказ. Ну а главное — придирчивее отбирать материал: то, что за плечами у автора десяток изданных романов, еще не гарантирует, что и «малая форма» ему по зубам.


⇑ Наверх