Чтобы плюс поменялся на ...


  Чтобы «плюс» поменялся на «минус»

© Сергей Гаврилов


Бытует мнение, что литературные утопии и антиутопии моделировать просто. Для начала нужно оглядеться по сторонам, и… всё то, что тебе в сегодняшнем мире нравится, заставить гармонично жить и развиваться, а что не нравится – обречь на уничтожение. Данного алгоритма, якобы, придерживались философы и литераторы со времен Платона.

Такую упрощенную схему можно принять, а можно и опровергнуть, как это сделал Андрей Лестер в своем романе «Москва 2066. Сектор». На 348-ми страницах текста он попробовал совместить несовместимое: показал развернутую картинку одновременного существования утопии и антиутопии (приемлемого и неприемлемого будущего) в едином географическом пространстве.

Попытка удалась — благодаря динамичному сюжету, который переносит читателя из мира природной сообразности в абсурдную реальность — «Сектор».

От событий, описываемых в романе, нас отделяет полвека. За это время на Земле успела произойти психогенная катастрофа, которая изменила сознание, психику и нравственные ценности большинства людей. Большинства, но… не всех. Одни («тихие») — стали жить в гармонии с природой, отказавшись от оружия, чиновничьей бюрократии, чрезмерного потребления и т.д. Вторые («дерганные») – сохранили свои мозги и разрушительное мировоззрение человека ХХI века.

Андрей Лестер поместил «вторых» в «Сектор», который им выделили «тихие». Катастрофа затронула весь мир, но концентрация «нравственных уродов» произошла только в одном месте – Москве.

Собственно говоря, на этом фантастическое обрамление сюжета и заканчивается. Дальше – жесткая реальность. Кого автор поселил в «Секторе»? Здесь, наверное, нужно загибать пальцы: визажистов, гламурных телеведущих, поп-звёзд, борцов за сексуальную толерантность… В общем, всех тех, кому дороги ценности современного либерального общества неуемного потребления.

В секторе есть своя бюрократия, полиция, президент и даже свой «Бог» – мобильный телефон, на который, время от времени, приходят sms-ки.

Мир «тихих» и мир «дерганных» — два параллельных бытия, которые Андрей Лестер намеренно не обозначает в скрупулезных деталях. В отличие от утопистов/антиутопистов, он не дает в романе характеристики социальных структур противоположных обществ, экономических систем, идеологий и прочих культурных институтов.

Автор выбрал удачную сюжетную фабулу, которая позволяет читателю проделать работу и ответить на вечный вопрос: «Как можно быть счастливым в этой жизни?».

Думается, что «Москва 2066. Сектор» станет знаковым произведением. Почему? – Да потому, что еще никогда в истории, утопия, в общественном сознании, не превращалась в антиутопию за столь короткое время.

Тридцать лет назад Василий Аксенов написал свою утопию «Остров Крым», где ценности либерального общества потребления объявлялись незыблемыми и приоритетными.

В 2013-м Андрей Лестер лениво смеется над гипертрофированными буржуазными свободами и строит свой идеальный мир сообразно природе и здравому смыслу. Всего тридцать лет понадобилось, чтобы «+» поменялся на «-».

Здесь нужно крепко задуматься.

 

источник: Вечерний Николаев


⇑ Наверх