Интервью с Алексеем Пеховым


  Интервью с Алексеем Пеховым

© Don Rumata


Алексей, расскажите, что в детстве или юности стало для Вас знаковым событием, таким, которое в последствии повлияло на всю Вашу жизнь?

Хотел сказать, что главное событие для меня, в том, что я родился, а потом передумал. Не знаю. Не было у меня знаковых событий, трубного гласа и света в конце тоннеля. Каждый день мы делаем нечто, что потом всенепременно влияет на нашу дальнейшую жизнь. Поэтому прежде чем что-то сотворить, следует думать о последствиях того или иного поступка.

Школа, университет, все это обязательные атрибуты жизни человека. Но не думаете ли Вы, что можно взрослеть и без них?

Конечно же, взрослеть можно и без них. Папуасы Новой Гвинеи — тому подтверждение. Живут в единении с природой, охотятся, спят, да кушают своих врагов на обед. Чем не жизнь? Среднее и высшее образование дает, на мой взгляд, массу плюсов. Даже не в количестве и качестве полученных знаний, а в культуре интересов и способности четко мыслить и адекватно реагировать на те или иные сложности жизни.

Сейчас Вы учитесь в ординатуре. Что послужило для Вас толчком к продолжению учебы?

Попытка получить более интересную профессию, чем та, с которой изначально институт выпускает студентов-стоматологов в жизнь.

Как Ваши родители отнеслись к тому факту, что помимо медицины Вы нашли свою реализацию и в литературе?

Отрицательно. Достаточно долгое время они считали это ерундой, глупостью и баловством. Потом смирились.

Скажите, Ваши друзья — это медики или литераторы и те, кто связан с миром творчества? Есть ли различия в том, как они Вас воспринимают? Медики считают Вас врачом или писателем? И как относятся писатели и издатели к тому, что Вы не бросаете медицину?

Друзья это нечто очень редкое. Так что мне повезло, в моей жизни они есть — и среди врачей и среди людей относящихся к цеху Пера. Меня, по счастью воспринимают, как меня, и не делят на врача-писателя и писателя-врача.

Издатели тоже относятся с пониманием.

Как на Вас — писателя реагируют коллеги-врачи? Читают? Дают ли Вам советы, высказывают свои пожелания?

Читают, о чем я с удивлением узнал всего лишь пару месяцев назад. Кто-то из моих коллег, оказывается, притащил на работу «Мантикору», и в итоге книгу прочитало все отделение. Советов не дают, пожелания высказывают. Просят написать диссертацию.

Как по-Вашему, есть разница между Алексеем Пеховым начинающим ортодонтом и Алексеем Пеховым, получившим признание как «Лучший дебютант года»? Что изменилось, да и изменилось ли, в Вас в тот момент, когда Вам объявили о присуждении премии?

Знаете, после пяти лет практики не могу назвать себя начинающим. Нет, не думаю, что разница есть. Разве что на одной работе я в белом халате, а в другой без него.

А что-то должно было измениться после получения награды? По-моему, нет. Не буду скрывать, чертовски приятно иметь в своей «копилке» какую-нибудь железную штуковину. Но делать это целью своей жизни, раздуваться от гордости или же страдать в результате непризнания коллегами… по-моему, немного странно. К тому же я считаю, что премии — это довольно субъективное мнение не большинства. И относиться к ним архисерьезно не стоит.

Не посещала ли Вас мысль в будущем заниматься одной лишь литературной деятельностью?

Посещала. Ибо усидеть на двух стульях всегда сложно.

Алексей, Вы застали две такие разные эпохи; власть советов и власть не советов. По Вашему мнению, какой строй более качественен, более приемлем для врача, писателя, для обывателя?

Хорошо только там, где нас нет. Я уже не раз в этом убеждался.

Вы верующий человек? Если да — то, что для Вас вера? Что она дает лично Вам? Если нет — то, может быть, подскажете, почему сейчас в богемных кругах не считается зазорным ругать религию и сторонников веры?

Что до богемных кругов, весь вопрос в том, какие круги считать «богемными»? Кого именно в них включать? Лично я не сталкивался с тем, чтобы кто-то из моих знакомых ругал «религию» или «сторонников веры». Размышления, конечно, по каким-то своим жизненным наблюдениям или духовному опыту, есть у многих. Вопросы есть. Сомнения…

Я — крещеный. Верю или нет? До сих пор не знаю. Наверное, да. Где-то там, в глубине души. Весь вопрос — насколько? Когда читаешь много разной, зачастую абсолютно полярной литературы, начинаешь видеть много несоответствий, но много и похожего. И тогда пытаешься посмотреть на вопрос с разных точек зрения — научной, исторической, религиозной…

Я очень спокойно отношусь к различным религиозным конфессиям, пока те придерживаются принципа «не навреди».

А еще — я верю в себя, близких людей, и в удачу.

Каково Ваше политическое кредо? Вы ходите на выборы? Считает ли Вы, что нынешние проблемы в Российской Федерации временное явление, или это навсегда?

Политического кредо у меня нет. Я практически не обращаю внимания на политику и ни в коей мере в ней не участвую. На последние выборы не ходил по причине отъезда.

Все проблемы всегда являются «временным явлением», только «смерть постоянна». Так что, пока мы живы, «навсегда» быть просто не может.

В последнее время, все острее поднимается проблема державности, патриотизма, монархизма. Как Вы думаете, это актуально для России или просто пустая болтовня?

Патриотизм для России сегодня, конечно, актуален. Патриотизм это хорошо, когда его в меру. Что лично я понимаю под этим словом? Определенный уровень знания собственной истории и способность правильно оценить ее, чтобы суметь стать более жизнестойкими, более уважающими родную страну и соотечественников — своих близких, которые нуждаются в нашей любви и защите.

А державность и монархизм… Я нахожусь слишком далеко от этих понятий, чтобы высказать свое мнение. Опять же, о какой монархии мы говорим? О парламентской? Конституционной? Об абсолютной? Или какой-то доселе неведомой? Мне доводилось слышать разговоры о возрождении монархии в России, но я ни разу не услышал из уст ее сторонников четкого определения того строя, вернуться к которому они призывают. Так же они не объясняют и реальных путей реализации этой идеи. А двигаясь в темноте, очень легко сорваться в пропасть.

Вы любите смотреть футбол. Болеете ли за какую-то конкретную команду? Если не секрет, каких высот Вы достигли в айкидо?

Меня нельзя назвать футбольным фанатом. Хорошо это или плохо, но я никогда не сидел на трибуне в шарфе и не вопил кричалки, подбадривая любимую команду. Да что там говорить! У меня просто нет этой самой «любимой команды». Футбол для меня это, в первую очередь, красота игры, а уж потом соперничество. Я стараюсь смотреть Чемпионаты Европы и Мира. На все остальные матчи очень часто просто не хватает времени.

Что до айкидо, то занимаюсь им около шести лет. К сожалению, периодично и наплывами, порой неделями пропуская тренировки из-за сложного графика. Если говорить о высотах, то я преодолел собственную и самую важную высоту — перестал бояться падать и, что еще ценнее, стал более спокойным. Если же говорить о «поясах», то ни разу за все эти годы так и не сподобился прийти на экзамен. Так что до сих пор ношу белый пояс и нисколько не чувствую себя ущербным рядом с товарищами по татами, которые начинали вместе со мной и уже давно учат других. Все зависит от постановки цели. У меня изначально не было желания получить какой-либо «кю» или «дан». Опять же — хорошо это или плохо — другой вопрос.

Мы живем в мире техники и новых технологий. Алексей, какое из человеческих изобретений Вы бы выдели особо? Что, по Вашему мнению, стало революцией в развитии техники?

Человечество на подобный вопрос ответило давно. Самым гениальным изобретением является колесо.

Самым последним глобальным достижением, вероятно стал все-таки компьютер — технический аналог человеческого мозга. И наш потенциально-реальный в будущем конкурент в цепочке эволюционного развития. В прошлом веке улитка науки внезапно превратилась в быстроногую лань. Случился неожиданный «всплеск», плоды которого сейчас мы с вами пожинаем. Но порой хочется задуматься, какая сила решила нас «ускорить» и к чему приведет подобное ускорение спустя еще век? Покинем мы пределы Солнечной или опять на долгие тысячелетия превратимся в улиток?

Ваша жена тоже писатель. Нет ли между вами какого-то профессионального соперничества?

Нет. Как можно соперничать с другом, соратником и любимым человеком? Скорее наоборот — помощь Елены для меня бесценна. Мы не только обсуждаем с ней ту или иную аллюзию в тексте, она мой первый читатель и советчик во множестве вопросов. Все рукописи вначале проверяются на ней. К тому же, признаюсь честно, если бы не моя жена, «Мантикора» никогда бы не стала такой, какой она получилась. Она вложила в роман частичку себя, перестроила все повествование, так что восприятие этого текста стало лучше процентов на шестьдесят.

Нет. «Соперничество» мы с первых минут сменили на «взаимопомощь».

Вы успешный писатель, хороший врач, женаты на самой красивой девушке фэндома. А чего вам не хватает «для полного счастья»?

Свободного времени, пожалуй. Массы свободного времени.

Вы частенько посещаете различные «Коны». Что они для вас? Встречи с фэнами, общение с коллегами или просто с интересными людьми?

Боюсь, ко мне нельзя применить слово «частенько». Конов бесконечно много, но мне удается вылезти лишь на «Звездный мост», «Роскон» и изредка «Басткон», «Портал». Для меня коны — это повод повидать старых друзей (коллег-писателей, читателей, журналистов, издателей), услышать из первых уст внутрицеховые новости, познакомиться с новыми людьми.

Как вы относитесь к ролевому движению? Не хотелось бы вам поехать на какую-нибудь полевую игру, помахать мечом в кольчуге?

К ролевому движению я отношусь с симпатией, но спокойно, в ролевых играх не участвовал пока ни разу. На «поле» по миру Сиалы читатели зовут меня уже года два. Съездить хочется, но не как участнику, а как зрителю.

Как вы любите отдыхать: лежа на диване плевать в потолок или (например) лезть в горы под рюкзаком, весом в 40кг?

Отдых — для меня понятие сложно-субъективное. В различные временные периоды мне хочется совершенно разных вещей: плевать-в-потолок-на-диване, писать-книгу, махать-боевым-шестом, играть-в-какую-нибудь-«Диаблу», ловить-в-кадр-бабочку или путешествовать. Так же можно сходить в кино или театр, почитать книгу, музыку послушать. Но самое романтично-увлекательное это, конечно, путешествия. Кроме того, у нас с женой есть общая страсть — фотография.

Что изменилось в вашей жизни, после того, как вы стали писателем? Что стало неприятным изменением? А что, наоборот, порадовало?

Что порадовало?.. Я женился (смеется). Не писал бы фантастику, никогда бы не встретил Лену, хотя жили мы в одном городе и даже на одной улице.

А, если серьезно, то появилась уверенность в себе, пожалуй. И независимость от многих жизненных факторов. Радует множество знакомств с хорошими и интересными людьми. Радует возможность творить миры, чувствовать себя «демиургом». Радует, что книги не оставляют читателей равнодушными, что многие живут ими точно также, как и я.

Из неприятных изменений — появились завистники и недоброжелатели. Я узнал, что многие не ценят чужой труд.

Какова история Вашего присоединения к группе «Стиратели-2000»? Что Вы можете сказать о перспективах таких объединений для молодых авторов, на основании истории «Стирателей»?

На одном из «Росконов» писатель-фантаст и мой хороший друг Роман Афанасьев предложил вступить в «Стиратели». Меня привлекло то, что клуб не проповедует идей вроде «Воюем с другим клубом», «Мы самые крутые», «Будем ходить строем», «Ура КПСС (демократии/монархии/анархии)», «Свободу Анжеле Дэвис» и прочее. Так что я с радостью вступил и до сих пор не пожалел. «Стиратели» для меня это, в первую очередь, информационная поддержка, общение с творческими людьми, постепенно ставшими уже друзьями, и новые знакомства.

О перспективах подобных объединений ничего сказать не могу. Здесь у каждого своя дорога и свои причины идти по ней.

В рунете до сих пор, к великому сожалению Ваших поклонников, нет Вашего личного сайта. Алексей, когда же мы сможем в браузере набрать www.pehov.com?

Подобный сайт появится в тот момент, когда найдется добрый человек, способный нормально его сделать (именно сайт, а не страничку на каком-нибудь narod.ru) и вести. Лично я в создании страниц ничего не смыслю. Поступило серьезное предложение в начале декабря, но работа идет медленно. Не знаю, выйдет ли что-то из этого. Так что пока приходится пользоваться ЖЖ http://www.livejournal.com/users/olesher/ и «Стирателями» http://erasers.pp.ru/ для объявления той или иной информации и общения с читателями.

Чем для вас является Живой Журнал? Полигоном для обкатки идей? Или отдушиной? Может быть, чем-то еще?

ЖЖ для меня — это способ очень быстро узнавать довольно многогранный ряд новостей от знакомых (в том числе и коллег), способ развлечь читателей, образовательный (да, да, есть и такое) еженедельник-энциклопедия, и множество новых знакомств.

По миру и России с большим успехом прошел прокат фильма «Властелин Колец», экранизирован «Ночной дозор», идут подготовки к экранизации «Алмазный Меч, Деревянный меч». По-Вашему, это интерес к фантастике или кризис у прочих жанров?

Позвольте ответить немного цинично — это, в первую очередь, желание кинокомпаний заработать много денег. Именно поэтому они снимают фильмы в новом жанре, ставшем популярным довольно резко. Если бы не это, никто бы еще лет десять не смотрел в сторону фантастики. Конечно, у людей есть интерес к данному жанру, иначе никто никогда бы не взялся за столь рискованные (до успеха вышеназванных фильмов) финансовые вложения.

Кого из нынешних российских фантастов Вы бы выделили особо? Чем, по Вашему мнению, объяснить возросший интерес к русской фантастике?

Ух. Имя им — Легион. В первую очередь я хочу, конечно же, назвать Ника Перумова, на книгах которого прошло мое детство и юность. Именно тогда я узнал, что такое российское фэнтези. Он был первым в истории нашей современной фантастики и так в анналах им и останется.

Конечно же, не могу не сказать о Дмитрии Громове и Олеге Ладыженском (Генри Лайон ОЛДИ). Тексты которых, на мой взгляд, являются совершенством не только с литературной, но, зачастую, и с образовательной точки зрения. К тому же именно они взяли на себя труд нянчиться с начинающими молодыми писателями, учить их уму разуму, за что многие говорят им искреннее спасибо.

Еще люблю Веру Камшу — за ее миры и честность героев, во многом мы с ней близки по духу. Анастасию Парфенову за незаурядный талант и способность «играть» на арене вселенных. Наталью Турчанинову и Елену Бычкову (как бы предвзято это ни звучало) за то, что их книги берут меня за горло, и я живу, смеюсь и плачу вместе с их героями.

Что до интереса к русской фантастике… Я не буду пытаться объяснить его. Просто радуюсь, что он есть, ибо, прочитав и наших, и зарубежных авторов, могу сказать, что наши ничуть не хуже, а порой даже лучше.

Есть ли писатель, которого вы можете считать своим учителем? Которому вы стараетесь подражать?

Нет. К сожалению, или к счастью, такого писателя не существует. До всего стараюсь доходить самостоятельно — «через тернии к звездам». Если же говорить о подражании, то отвечу вопросом на вопрос. Зачем? К чему читателю второй Шекли, Мартин или Перумов? Лучше быть самим собой.

Странные тенденции замечаются в отечественной фэнтези. Вы, C.Лукьяненко, А.Мартьянов — врачи, Н.Перумов, Э.Раткевич и О.Громыко — биологи, К.Бояндин заканчивал естественнонаучный факультет. Получается, что хорошее фэнтези и естественные науки взаимосвязаны?

И да. И нет. Здесь все зависит, скорее, не от образования, а от человека. Но, быть может, определенный пласт образования, полученного нами, позволяет нам синтезировать определенные особенности мира и заставляет обращаться к определенному жанру? Если так, то в этом нет ничего удивительного.

Существует мнение, что фантастика «жанр второго сорта»? Что бы вы ответили людям, которые говорят это?

А ничего я не хочу отвечать этим людям. Ну, если им удобно так считать, зачем же разрушать столь радужные иллюзии?

И общественное, и индивидуальное сознание, помимо жизненного опыта и телевидения, формируют книги, которые люди до сих пор читают. Я бы не рискнул называть «вторым сортом» то, на чем воспитываются миллионы (а фантастика — это сегодня один из самых читаемых жанров мировой литературы).

Кроме того, я бы не рискнул называть «вторым сортом» Гете, Булгакова, Байрона, Лермонтова с Пушкиным, Бальзака, Гомера, Андерсена, Гофмана… Могу перечислять до бесконечности. Кто-то возразит, мол, это не фантастика. Но правда в том, что основа фантастики — мифологическое мышление. Эта же основа — у легенд, былин, сказок, народных преданий. У всего того, на чем мы воспитываемся с детства. Просто раньше не придумали такое слово «фантастика».

Другой вопрос, что бывает литература качественная (интересная, глубокая и написанная правильным русским языком) и некачественная (неинтересная, примитивная и «грязная» с точки зрения языка) в любых жанрах. И это единственное разделение на «первый» и «второй» сорт, которое возможно.

Для вас книги — это возможность изменить что-то к лучшему в окружающем мире?

Буквы сами по себе ничего не делают. Делают люди. Но я пишу не для того, чтобы навязать читателям свою точку зрения. Максимум, что я себе позволяю в книге — показать проблему. Или ее отсутствие. Предпочитаю оставлять читателю право самому делать выводы и учиться.

Скажите, а как вы вообще начали писать книги? Было ли это спонтанное решение (мол, вот сейчас сяду и напишу), четкая задумка заранее или же вас кто-то (что-то) вдохновил/о?

Я достаточно долгое время считал, что написать книгу для обычного человека вообще нереально. Сколько же надо слов! А потом подумал, отчего не попробовать? Так появилась первая глава из «Крадущегося», которая довольно долгое время лежала в сети. А потом мне пришло письмо от главного редактора издательства «Альфа-книга» с информацией, что они готовы рассмотреть роман на подобную тему. И я решил рискнуть «на роман». В один из вечеров сел и, раз!

Учитывая «Хроники Сиалы», «Мантикору», «Кровных братьев», Ваше произведение «Последний завет» выбивается из общей картины своей тематикой. Собираетесь ли Вы и дальше работать в направлении научной фантастики? А, может, фантастика не единственный для Вас путь самовыражения в литературе?

«Хроники Сиалы» — это чистое приключенческое фэнтези, «Под знаком мантикоры» — фэнтези с элементами авантюрно-приключенческого исторического романа, «Киндрэт. Кровные братья» — городское фэнтези. «Последний завет» научной фантастикой я не считаю. Скорее, это был большой эксперимент, во-первых, научиться писать в соавторстве, во-вторых, попробовать себя в жанре классического фантастического боевика. Не уверен, что вернусь к подобному в ближайшее время. Слишком много идей в моем любимом фэнтезийном жанре.

Есть ли некая стержневая философия ваших написанных и будущих книг? Некий краеугольный камень? Что он из себя представляет?

Я честно могу сказать — никогда не ставил себе этот вопрос в подобной форме. Но ответить также честно попробую. Конечно же, такая философия в моих книгах есть (и затрагивает она область «мир—человек—мир», как и многие другие философии). Но стоит ли ее формулировать четко..? Всем известно, что легендарный краеугольный камень до сих пор никто и не нашел, и именно поэтому искать его столь интересно. Так что, ищите — и обрящете.

Хроники Сиалы. Не секрет, да вы и сами об этом упомянули в конце третьей книги, что цикл написан по игре Thief. Прочитав Вашу книгу, появляется желание сесть за игру, но тут ожидает разочарование — все не то, блекло, нет «драйва», нет любимых героев. Что Вами двигало при написании «Хроник»? Желание оживить мир компьютерной игры? Или же неудержимое желание писать, но, не имея конкретной идеи, — игра была взята за основу?

Небольшая поправочка. «Имя главного героя взято из игры Thief». Имя. Не мир. Не другие герои, магия и расы. Просто так совпало, что персонажу отлично подходило имечко Гаррет, а с учетом того, что он был вором... В тот момент другого выбора у меня просто не было.

Как именно менялось ваше отношение к роману «Под знаком Мантикоры» (говорят, это должно было быть продолжение «Хроник Сиалы»)? Почему? Какую роль в этом сыграла В.Камша?

Когда я закончил «Вьюгу», то понял, что площадка Сиалы абсолютно не подходит для реализации следующей задумки. К тому же мир, в котором я провел три предыдущие книги, требовал отдыха.

Хотелось чего-то нового, кардинально противоположного созданному. Хотелось попытать удачу в новом направлении, хотелось более сложных персонажей, более ярких отношений, более запутанного сюжета. Я подумал, прикинул, понял, что не осилю подобную задачу, и отложил идею в долгий ящик. А потом, в одном из разговоров с Верой обмолвился о «Мантикоре». Меня тут же взяли за шкирку, посоветовали не валять дурака и «заняться этим чудом». Она озвучила мне несколько перспектив романа. Я подумал и решился. К тому же Вера читала некоторые части черновиков и помогла с переводами на старую церковную латынь.

Так появилась книга, которой могло бы и не быть.

В «Хрониках Сиалы» меня, человека, выросшего на Толкиене, довольно сильно удивила одна вещь. Орки и эльфы у вас внешне почти одинаковы. Как так получилось? Было ли это просто желание выделиться, оригинальная идея или же некая своя лепта в «мифологию фэнтези»?

Это получилось из чувства противоречия. Во многих книгах я сталкивался с тем, что эльфы добры и прекрасны, а орки злы и некрасивы. Надоело. Так что я позволил себе «измерить» эти две расы одной планкой и открыл для себя, что они не так уж и отличаются. Просто каждый при изначально одинаковых внешних и внутренних данных пошел своим путем, преследуя собственные интересы. И, порой, мои орки гораздо «ярче» своих эльфийских родичей.

И все-таки... Вы несколько раз высказывали нежелание продолжать приключения Гаррета. С чем оно связано? Могут ли Ваши фэны надеяться, что увидят, пусть через несколько лет, продолжение приключений Гаррета-Тени?

После всех приключений Гаррет устал. И я счел своим прямым долгом отпустить его на все четыре стороны. Максимум, на что мы с ним договорились, так это на эпизодические истории и, быть может, рассказ о том, что было до событий в «Крадущемся».

Фэны могут надеяться. Но не на продолжение. Не так давно написан один большой рассказ про Гаррета (рабочие названия «Змейка/Признак змеи»). Действие в нем происходит приблизительно за год до событий в основных книгах Сиалы (думаю, к сентябрю он появится в одном из фантастических журналов). Ну, и существует эпизодическое минутное участие мастера-вора в моем новом, пока еще недописанном романе (не Сиала).

Какие герои у вас «списаны с натуры», а какие выдуманы? Особенно интересуют Гаррет, Фернан, Рийна, ну и, конечно, Кли-кли.

На мой взгляд, героев нельзя полностью «списать» с натуры, по той простой причине, что «натура» крайне редко подходит под сюжет книги, взаимоотношения персонажей и не соответствует ситуациям в том или ином повествовании. Можно взять какие-то черты знакомых, но не более того. Исключение было лишь в «Киндрэт». Там, наряду с вымышленными персонажами мы описываем и реальных людей — музыкантов, художников, фотографов и писателей. В том числе наших современников.

Миры, описанные в ваших книгах, достаточно жестокие и мрачные. Герои порой циничны и толстошкуры. Неужели вы видите все именно так? Нет желания написать добрую, светлую сказку?

Как говорил Оскар Уайльд, «циник — это человек, который знает цену всему и ничему не знает ценности». (Смеется). «Знать цену» — как раз то, чему нас сейчас учат со всех сторон с завидным упорством.

Наверное, мне просто не слишком интересно писать исключительно добрые и светлые сказки. Это нужно уметь. Увы, я не умею. К тому же считаю, что в каждой сказке должна быть доля правды. А правда сейчас отнюдь не всегда радужна, добра и светла. Я «разбиваю» свой фэнтезийный мир жестокостью, ничуть не больше, чем это происходит в жизни, в нашем мире. Хотя (также, как люди здесь и сейчас) мог бы не делать этого. Отлично, что моя «сказка» способна показать этот дисбаланс ярко. Может быть, мне хочется, чтобы читатели об этом задумались?..

В романе «Под знаком Мантикоры» вы оставляете своего героя в момент полного опустошения. Весь его мир рухнул. Не кажется ли вам, что это было предательством?

Полное опустошение? Рухнул мир? Предательство? Мы говорим об одной и той же книге?

Весь мир для Фернана — это его жена, и в конце книги она рядом с ним. Он не чувствует опустошения, только усталость и понимание того, что это лишь начало. Что до раскрытой тайны, то мне кажется, де Суоза не так уж плохо ее перенес. По большой части, к этому Институту Власти он относился достаточно прохладно и никогда не был его истинным приверженцем.

В Ваших произведениях довольно реально описаны поединки, множество фехтовальных приемов. Ваш интерес к фехтованию возник вместе с идеей книги или же это своего рода хобби? И все эти описания это личный опыт, или опыт привлеченных специалистов, а может это полет фантазии автора?

Специалисты мне помогали всего один раз: во время создания поединка на двуручных клинках. Хотелось построить его исторически верно, и архивы старонемецких учебников фехтования оказались очень кстати. Все остальное всего лишь полет фантазии (виртуальный расчет хода поединков), помноженный на очень небольшое (на мой взгляд) знание техники фехтования.

«Последний завет» хорошая постядерная фантастика. Очень близко к FallOut, но, тем не менее, упоминаний о нем нет. Что стало движущей силой к этому проекту? Сугубо личная идея, навеянная играми, фильмами, книгами? Или же желание поместить Гаррета в совершенно иной мир, только назвав его другим именем?

Однажды Андрей Егоров в форуме сайта «Стирателей» задал вопрос: «Есть желающие написать книгу?» Я как раз закончил «Вьюгу теней» и мне было интересно попробовать себя в соавторстве. Заранее считал, что дальше десяти страничек не уйдем, поэтому дал согласие. В обсуждении по телефону решили написать постъядер. Писали буквально по абзацу, перекидывая друг другу. Это была игра, развлечение. Потом мы увидели, что написано уже едва ли не четверть самой настоящей книги и игра приобрела реальные очертания романа. Так что мы занялись им уже серьезно, отложив в сторону свои сольные проекты.

Почему именно постъядер? Не знаю. Так кости упали. Что до Гаррета — нет. Герман не Гаррет. Он совсем другой человек. Не самый лучший, но и не самый плохой. К тому же, этого персонажа придумал Андрей Егоров. «Своей» я скорее могу назвать Герду. Пришлось выстоять целую битву с соавтором, чтобы ввести эту героиню.

У меня о книге «Мантикора» сложилось почему-то четкое впечатление, что в ней витает дух джентльменов удачи, да и в вашем ЖЖ «флибустьерская тема» далеко не последняя, что это — влияние любимого мультфильма, а может это влияние друга постсоветских подростков Р.Сабатини?

Да, я люблю Сабатини. Еще больше я обожаю замечательный мультик. Пираты это всегда авантюристы, а авантюризм в «Мантикоре» находится не на последнем месте.

В ваших романах порой натыкаешься на то, что в компьютерных играх называется Easter Eggs — некие ссылки на других писателей, шутки «от разработчиков». В «Хрониках Сиалы» фигурировала ведьма по имени Гатти, а в «Мантикоре» одним из героев был художник Амок. В то же время в романе Веры Камши «Красное на красном» была байка про вора по имени Гаррет. Это такая литературная игра? И кто эту игру начал первый?

То, что вы упомянули, всего лишь верхушка айсберга. Почти вся десятка Диких из «Сиалы» — реальные или «переработанные» инет-ники друзей-приятелей. Есть упоминание городов из игры «Fallout», есть несколько намеков на книги друзей. Это игра для знающих, так сказать, ее заметят только те, кто в «теме», но и остальные, в общем-то, ничего «не потеряют». Очень многие мои знакомые писатели любят в нее играть.

Что до ведьмы Гатти, по прозвищу Темная звезда, то первым начал я. Вера ответила «Красным» и, насколько я знаю, в следующей ее книге один из персонажей носит имя Олешер.

Вы много писали в соавторстве. А.Егоров, А.Парфенова, Е.Бычкова и Н.Турчанинова — в разное время ваши соавторы. С кем вам было проще всего писать? С кем — интереснее? И почему именно соавторство?

Ваша новая книга написана в соавторстве. Вам больше нравится в соавторстве писать? Или же в одиночку? Какие препятствия возникали в процессе работы? Каким образом строился творческий процесс?

Интересно было работать со всеми. Но с каждым — по-своему. С Андреем Егоровым, пожалуй, проще и быстрее всего. Парфенова делает очень необычную проработку магии, пытаясь преподнести ее как науку. С Натальей Турчаниновой и Еленой Бычковой работать ужасно интересно, но «как по минному полю» — соавторы требовали от меня предельной точности и политкорректности.

Почему соавторство? Потому что одна голова хорошо, а много — лучше. (Улыбается.) И это — правда. Мне больше всего нравится писать интересно. Так, чтобы это было увлекательно для меня самого, и для читателей.

Какие препятствия? По ходу действия, следуя за настроениями наших героев, Наталья Турчанинова в голос рыдала, Елена Бычкова громко ругалась, а я впадал то в меланхолическую депрессию, то в буйный запой. Это шутка. На самом деле, препятствий не было никаких. Творческий процесс нам удалось рассчитать «до миллиметра». Выстроив сюжет, мы «распределили роли», и каждый из нас очень четко делал свою часть работы. У меня в романе были «персональные» герои. Елена с Натальей работали в обычном своем режиме — персонажей не делили. Фактически текст мы компоновали из разных отрывков и жестко «шлифовали» поверху. К творческому согласию приходили легко. И друг другом остались очень довольны.

Ваша последняя книга (с Е.Бычковой и Н.Турчаниновой) «Киндрэт. Кровные братья» про вампиров. Это, дань моде или вы решили, что предыдущие авторы упустили какую-то грань в этой теме?

Цикл о «киндрэт» был задуман и начат еще в 1999 году. Но достаточно много времени занял сбор, анализ и художественная обработка информации по истории и психологии вампиризма, а также создание оригинального мира, в котором мы сплетали воедино Москву, Петербург и Прагу. К моменту, когда мы подошли к варианту книги, готовому к изданию, оказалось, что тема вампиризма очень «на слуху». Это одно из случайных совпадений, которыми, на самом деле, жизнь буквально переполнена. Мы писали о вампирах не по заказу издательства; не потому, что хотели тоже «отметиться» в популярной теме; не чтобы «попасть в струю»; а исключительно потому, давно работали над примерно следующими проблемами: подростки в современном городе, вампиры — опасности и соблазны… глобальная потеря человечности... Вот как-то так.

Что касается «предыдущих авторов» — нам кажется мало реальным брать на себя ответственность заявить, что некий писатель Х. окончательно и бесповоротно «упустил грань». Литературное творчество настолько субъективно, что, пожалуй, в каждом достойном произведении обязательно будет что-то упущено и обязательно будет какая-нибудь стоящая авторская «находка». Ну, в самом деле. Невозможно ведь угодить в с е м. Причем, заведомо известно, что эти «все» стоят по разные стороны баррикад.

Расскажите о Ваших новых творческих планах. Есть информация, что это будет милорд Кугель!

Нет, совместный проект с Анастасией Парфеновой под рабочим названием «Под флагом Милорда Кугеля» на данный момент приостановлен. Книга написана на десять авторских листов, состоит из пяти новелл, объединенных общим сюжетом. Но роману требуется большая доработка, как в сюжете, так и в «языке». Следует переписывать целые куски, добавлять новые вставки и чистить-чистить-чистить. К сожалению ни у меня, ни у соавтора пока нет времени, чтобы всерьез заняться этим проектом. Буду надеяться, что мы сможем к нему вернуться, как только подвернется такая возможность.

Совсем недавно написал рассказ про Гаррета для одного из российских фантастических журналов, сейчас заканчиваю небольшую повесть, которая, надеюсь, выйдет в очередном сборнике «Фэнтези-200..».

Если говорить о книгах, то идет работа вместе с Еленой и Натальей над вторым романом цикла «Киндрэт», носящеим кодовое название «К.И.К.С.». Кроме того, вышел на предфинишную прямую с сольной книгой (названия пока нет). Я вновь решил поиграть на поле классического приключенческого фэнтези, но на этот раз в отличие от «Сиалы» обстановка будет гораздо мрачнее и жестче. Стандартные расы и магия отсутствуют, зато полно темной магии и всех ее составляющих. Думаю, осенью книга уже появится в продаже.

Каков он, ваш читатель? Он друг, цензор или ценитель? Вы хотите донести до него какие-то идеи? Или вы просто пишете для развлечения читающей публики?

Читатель, он разный. Конечно же, я хочу его развлечь, но и мысли донести тоже не помешает. Приоткрыть, показать, заставить задуматься.

Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Удачи! И спасибо, за терпение.

 

источник: Existo


⇑ Наверх