Фантастический выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Фантастический выпуск литературного журнала "Октябрь"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастический выпуск литературного журнала «Октябрь»

Статья написана 6 июля 2016 г. 17:58

Между тем в Журнальном зале без шуму и пыли появилась электронная версия шестого номера журнала «Октябрь», полностью посвященного фантастике. Если не ошибаюсь, это первый подобный случай в истории наших «толстяков».

Поучаствовал и впс — с небольшим эссе «Российская фантастика и алхимия обновления», в котором я несколько сумбурно проговариваю, на мой взгляд, довольно важные и принципиальные нюансы. Как-то вот так:




«Первые статьи о деградации и скорой смерти научной фантастики стали появляться в прессе задолго до того, как термин science fiction вошел в широкий обиход. С тех пор на этом пятачке не потоптался только ленивый. Гораздо реже речь заходит о механизмах самообновления, встроенных в «жанровую» литературу, – тех самых, благодаря которым она преодолела многочисленные кризисы и благополучно дотянула до наших дней.  Между тем разобраться, как именно работает эта замысловатая система рычагов и противовесов, пожалуй, самая важная задача, стоящая перед исследователями российской фантастики.

Выживание вида

«Книг много, а читать нечего» – этот лейтмотив звучит в разговорах любителей фантастики десятилетиями. Фигура речи, конечно: по подсчетам номинационной комиссии премии «Роскон» (Москва) только в 2015 году в свет вышло более шестисот новых фантастических романов русскоязычных авторов, не считая переизданий и допечаток, повестей и рассказов, электронных книг и переводов. Не сомневаюсь, что свои читатели есть у каждого из этих произведений: за четверть века наши писатели и издатели научились неплохо предугадывать запросы аудитории. Производство «жанровых» романов давно поставлено на поток и, несмотря на ощутимое падение тиражей, очевидно, окупается – в противном случае ни один вменяемый бизнесмен не стал бы затягивать этот «долгий и мучительный процесс».

Здесь-то и кроются корни проблемы. По объективным экономическим причинам «хэнд мэйд» не способен на равных конкурировать с конвейерным производством – идет ли речь о вязаных шарфах, разливном пиве или массовой культуре. Слишком медленно, слишком дорого, слишком неказистым выглядит продукт ручного производства в мире тщательно продуманного промышленного дизайна. Да, количество типовых блоков, из которых собраны романы «о попаданцах», «о магических школах», «о баронах и драконах», «о звездных десантниках и космических пауках», жестко ограничено, нарративные стратегии, риторические приемы, фабульные и сюжетные конструкции в «фантастическом мейнстриме» сводятся к нескольким общеизвестным формулам и паре десятков шаблонов. Зато «формульная» литература редко подводит читателя: за свои честно заработанные деньги он получает ровно то, что ему обещали. Все честно, баш на баш: словомельницы, описанные в хрестоматийном романе Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы» (1958), работают штатно, без поломок и сбоев.

Так почему же разговоры про «нечего читать» не смолкают? Эволюционная биология – бездонный источник метафор и аналогий, объясняющих многое в нашей жизни. К примеру, биологи давно доказали, что популяция с низким внутривидовым разнообразием обречена. Если все поголовно мушки-дрозофилы чувствуют себя комфортно только при комнатной температуре – это эволюционный тупик. То же самое с литературой. Поменяются тренды, конъюнктура – и маргинальная проза, живущая на краю основного потока, не слишком интересующая сегодня издателей и читателей, даст всходы и проложит путь в будущее.

Вот с этой-то почти невидимой, уходящей в ультрафиолет частью литературного спектра в отечественной фантастике дела и впрямь обстоят неважно. Среди шестисот с лишним романов нонконформистские тексты, взламывающие канон, можно пересчитать по пальцам одной руки. Книг много, а читать нечего...»

Читать полностью ------------------------------------------------------ ------------------>>>




Кроме того, рекомендую обратить внимание на обстоятельную статью Сергея Шикарева (на ФЛ shickarev) о «цветной волне» «Высокие волны, тихие заводи» — во многом мы с ним сходимся. Ну, было бы странно, если бы не.

Что касается прозы, советую прочитать роман Владимира Аренева «Порох из драконьих костей». Первая бумажная публикация на русском языке, между прочим. Про остальное — когда изучу номер «на бумаге». То есть не раньше, чем доберусь до московской редакции, увы.

Полный состав номера:

цитата

ПРОЗА

Фантастика. Pro et contra новой волны

Эдуард ВЕРКИН Звездолет с перебитым крылом

Повесть

Анна ИГНАТОВА Медведь

Рассказ

Владимир АРЕНЕВ Порох из драконьих костей

Роман

Ая Эн Как мы спасали Ивори

Опыт коллективного письма с детьми

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА

Сергей ШИКАРЕВ Высокие волны, тихие заводи

Василий ВЛАДИМИРСКИЙ Российская фантастика и алхимия обновления

Екатерина ИВАНОВА Мракобесы в Вавилоне

Дарья ЗАРУБИНА Две метели

Фантасты пишут для подростков

Дмитрий ВОЛОДИХИН Лед и пламень

«Проектные» сборники в современной русской фантастике

Москва: территория культуры

Множественность миров в пространстве одного Электротеатра

Интерактивный космос

Рубрику ведет Дарья БОБЫЛЁВА





1575
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:11

цитата vvladimirsky

советую прочитать роман Владимира Аренева «Порох из драконьих костей». Первая бумажная публикация на русском языке, между прочим


Спасибо! Добавлю в скобках: сокращённая почти в два раза. Вся надежда, что когда допишу вторую часть, выпустим это дело книгою.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:21
:beer:
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 19:00
Кстати, вспоминаю тебя в статье. Правда, совсем бегло.
Вся надежда, что однажды... ;)
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 19:20
А и спасибо! Взглянуть на себя со стороны всегда интересно: не воспринимал это как «возрождение традиций советской детской прозы» (цитирую по памяти). Ну, опять же, допишутся-опубликуются «Дни Киновари» целиком -- если до них доберёшься, посмотрим, что скажешь. ;)
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 20:18
Я исключительно в хорошем смысле слова. ;)
С акцентом на «морально-этическую главу угла».

Начал читать «Порох», и легко представляю роман опубликованным в «Костре» или в «Пионере».
Если нужен ещё маркер, то и «Убыр» тоже там представить мне легко.

«Дни киновари», говоришь...
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 20:33

цитата shickarev

«Дни киновари», говоришь...


Даже «Киновари», с большой. ;)

Если что -- целиком он лежит на сайте «Дебюта», лучше всё же без купюр, имхо. Хотя и там количество «жоп» и проч. сократили до нуля.
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 21:09
Представить в «Костре» жопу действительно сложно )
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:23
«Для «Костра», а не для кастратов!» (с)
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:38
Чеканно! :cool!:
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:40
Арктаныч, если не ошибаюсь.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 10:55
А потом удивляются некоторые, за что Пузия маршЫнником величают
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:27
Ну, если из советской детско-подростковой прозы взять «Мой дедушка памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит» Аксенова, «Голубятню...» Крапивина, «Главный Полдень» Мирера и проч. — вполне вписывается в этот славный ряд.
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:37
(И тут он понял, что из всего этого перечня читал только Мирера... 8-])
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:40
А читал-не читал никто спрашивать не будет. 8-)
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:42
И это хорошо, этап зачётов по литературе, надеюсь, у меня закончился в институте. Теперь -- только для собственного удовольствия. ;-) И до этих когда-нибудь тоже доберусь.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 07:03

цитата Vladimir Puziy

этап зачётов по литературе

*мечтательно вздыхает*
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 11:18
Я их и насдавался, и напринимал -- досыта. Всё, пора в управдомы! :-)))
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 07:55
Ну, до «Голубятни на желтой полняе» и повестей Аксёнова и для собственного удовольствия стоит. Ничуть не хуже финалистов «Книгару». Мягко выражаясь. 8-)
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 11:18
Догадываюсь! :beer:
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 19:04
Стыд и страм!
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 19:17
Шейм он ми! Оправдает ли меня чтение нового сборника Колодзейчака и лежащее на очереди «Неутраченное время» (первое издание). Не думаю! (С) 8-]
 


Ссылка на сообщение8 июля 2016 г. 17:58
Правильно не думаете. Думать — вредно.
 


Ссылка на сообщение8 июля 2016 г. 18:06
С другой стороны, должны ж быть у человека вредныя привычки...
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 12:34

цитата vvladimirsky

Ну, если из советской детско-подростковой прозы взять «Мой дедушка памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит» Аксенова, «Голубятню...» Крапивина, «Главный Полдень» Мирера и проч.

А почему только «Главный полдень», не «Дом скитальцев» целиком????
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 12:36
Потому что вторая часть не совсем для подростков.


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:17
о, наконец-то.:beer:

ждал с нетерпением
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 22:29
:beer:

Но кое в чём ты многих опередил ;)
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 17:48
Чёт ты про возрожденцеи снова какую-то фигню написал.
Впрочем, помянул — и ладно.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 17:56

цитата gleb_chichikov

Чёт ты про возрожденцеи снова какую-то фигню написал.


Видишь, как я постоянен. Не самая дурная черта, на самом деле.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 18:03
Да я тебя и не перевоспитываю.
Вам обоим в статьях не удалось от нас уйти: хотя бы потому, что по законам жанра надо с кем-то сравнивать (нужен «мальчик для битья»), а уж как сравнить — это дело техники.
В целом, я доволен, могло выйти хуже и у тебя, и у Васисуалия.
Вот если бы ты разобрал идеологические и мировоззренческие различия между авторами ЦВ (перед которыми, кстати, были стиратели, давшие не только Пехова и Казакова) и нами, тогда бы много интереснее могло выйти.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 18:13

цитата gleb_chichikov

Вам обоим в статьях не удалось от нас уйти


Такой задачи я даже не ставил не перед собой.
Ваше место останется за вами. Тут уже нет предмета спора.

Какие-то различия между вами и «ЦВ» я попытался подсветить — получилось так, как получилось.
А «стирателей» я помню, да.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 18:23
Однако самонадеянно было утверждать, что имело место некое соревнование (его не было, многих «цветников» я и сам издавал), и что «битва была выиграна, не начавшись (достаточно сравнить количество оценок на фантлабе, например, Шаинян и моих — проектные романы отставим в сторону).
«Долгий путь на Бимини — 81 оценка, среднее 7.07; Cignus Dei — 109 оценок, средняя 7.06.
Хотя, это критерий относительный.


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:48
А купи мне, если подвернётся, бумажный выпуск. Буду признателен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:56
Это будет не скоро... :-(
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 20:44
Почему? Я иногда видел «Октябрь» в киосках метро. Ну не совсем киосках, в магазинчиках, как в Автово. Редко там бываю, правда.
Собственно, мне скоро и не надо. Как получится.
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 23:21
А где в Автово те магазинчики? Я-то рядом бываю как раз регулярно...
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 17:34
Прямо в самом метро. Уже после автоматов. Справа. Если входишь.
И — слева, если выходишь.
Я часто там вижу лит. журналы — от «Авроры» до нового «Если».
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 01:22
Если скоро не надо, могу передать тебе экземпляр.
Я отложил один для Володихина, на которого ссылаюсь в статье неоднократно.
Но оказалось, что ему полагается авторский.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 17:32
Конечно же, я только — «за«!
Отправить тебе мой почтовый адрес?
Сейчас кину в личку.

На всякий случай — на а/я мне высылать не надо. Я от него отказался.

Или передай как-нибудь, ежели получится.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 17:57
Ок


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:50
Опередил меня с анонсом. Фактически выдернул из-под клавиатуры. :)

У наших статей в номере тоже много пересечений. Но особенно мне интересны расхождения.
Ну да обсудим при случае.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:56
:beer:
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 18:58
Поддерживаю! ;)


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 19:12
Почитаю-ка я Шикарева в общественном транспорте :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 19:33
Я последнее время больше в туалете читаю. Способствует.
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 20:45
А где ещё читать-то?
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 21:41
Освоение Шикарева, ага. Который между тем очень странные вещи пишет. Навскидку: «В финале Силаев закручивает текст в подобие ленты Мебиуса и привносит в «Армию Гутэнтака» фигуру рассказчика. Именно эта фигура занимает центральное место в произведениях писателя, используя текст как механизм фиксации принадлежащих ей мыслей и переживаний». Я так понимаю, это, по мысли Сережи, только у Силаева есть рассказчик, который, э-э-э, фиксирует свои мысли и чувства в тексте? По-моему, это всегда так, когда есть лирический герой. В общем, свежая мысль.
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 22:46
Мнэээ... В процитированном фрагменте где указано, что Силаев уникален? По-моему, это просто описание текста.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:39
Причем любого текста с лирическим героем.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:42
Ну да. Но это не подается как уникальный мессадж текста. Вот просто такое свойство у сочинения Силаева. Я по крайней мере так понял.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 15:59
Не знаю, Вася. Такое свойство еще у миллионов текстов. На фига банальности писать? :-)))

Прочел. Ожидал большего после Сережиной саморекламы насчет особенностей цветной волны, но кое-что интересное есть, и поспорить тоже можно, потом, может, пополемизирую :-)))
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 16:51

цитата angels_chinese

Ожидал большего после.. саморекламы


Угу, после агрессивной пиар-кампании практически.
У тебя с подъезда ещё не сняли объявления?
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 17:14
...и двери.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 18:14
Я в ЖЖ твои комменты видел 8-)
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 18:33
Ага, написать коммент в треде о «цветной волне» о том, что у меня скоро выйдет большая статья, в которой я пишу о характерных для этой «волны» чертах, это охрененная, конечно, самореклама.

Интересно, она возымела действие?
Я имею в виду, на кого-нибудь, кроме тебя? )
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 19:02
Сережа, это была ирония :-)))

Но на меня, да, возымела. Я у нас редкоземелен и интересуюсь такими вещами зачем-то.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 19:36
Ах, ирония.

Надеюсь, ты не ей на жизнь зарабатываешь...
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 19:47
На людях без самоиронии много не заработаешь :-D
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 22:40
Я только завтра смогу нормально почитать, хорошо — если хоть после обеда.
А хочется сейчас и сразу((


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 19:28
Вася, я что-то не понял — это какой же номер?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 20:09
№6


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 21:44
Кое в чём ошибаешься, Василий Андреич! Посмотри «Знамя» — №11 за 2006 год. Не говоря уж об «Иностранке» (№1 за 1967-й).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:26
Ещё «Ангару» №4 за 1968 год вспомнить можно. Хотя в те годы «Ангара» (ныне «Сибирь») и не очень толстой была, 68 стр. всего. Но был прен-цен-дент.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:35
В «Знамени» том фантастика была весьма относительная. Да еще стихотворная подборка в довесок. Про «Иностранку» точно не вспомню, но, ИМХО, что-то там было помимо фантастики, какая-то дежурная рубрика, не имеющая отношения к.

В любом случае, экспериментируют «толстяки» так нечасто.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:46
Была ещё «Роман-газета».
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 19:02
Три седьмых «Паруса» забыли ;)


Ссылка на сообщение6 июля 2016 г. 22:22
Такое почитаю обязательно. Обстоятельно, однако!


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:33
А кто-нибудь может мне подсказать, можно ли приобрести журнал бумажный через интернет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:36
Валерия Пустовая, наверное, может подсказать. В ФБ она есть. Но вряд ли.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:44
Вот всегда так!
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:47
С распространением у «толстяков» ахтунг, да. Только питерские выкрутились, спасибо Смольному и «Первой полосе». Купить «Звезду», «Неву» и «Аврору» в Питере не проблема.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 08:51
О времена!
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 10:07
Вроде бы через редакцию можно отдельные номера приобрести.
http://magazines.russ.ru/octo...


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 14:00
А где «Октябрь» купить в Питере? Спрашивал в «Первой полосе», сказали, что к ним не поступает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2016 г. 15:58
Сам бы купил... :-(
Страницы: 12

⇑ Наверх