Почему Господь хранит


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Почему Господь хранит молчание, в то время как Его последователи страдают... (Молчание. 2016)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Почему Господь хранит молчание, в то время как Его последователи страдают... (Молчание. 2016)

Статья написана 18 ноября 2019 г. 20:48

Молчание. 2016. Мексика, Тайвань, Великобритания, США, Япония, Италия

Режиссёр: Мартин Скорсезе


В 1988 году Мартин Скорсезе снял один из самых скандально известных фильмов, затрагивающих тему Христа. Спустя почти десятилетие на экраны вышел его же «Кундун», повествующий уже о буддизме.

Так что «Молчание» 2016 года — своего рода завершение трилогии, где христианство и буддизм встречаются в одном фильме. Причём встречаются не как друзья, а как соперники, вынужденные враждовать.

«Молчание» — чрезвычайно неоднозначный фильм на не менее неоднозначную тему. Это уже вторая экранизация одноимённой книги Сюсаку Эндо, повествующая о двух европейских миссионерах в Японии. Эта книгу уже экранизировалась в 1971 году японским режиссёром Масахиро Синода. И сам Скорсезе уже неоднократно предпринимал попытки снять свой фильм по ней, но получилось у него это отнюдь не с первого раза — в первую очередь потому что студии не особенно были заинтересованы давать деньги на очередной спорный проект...

В XVII веке, два священника, получив известие, что их духовный наставник, падре Феррейра, после некоторого времени жизни в Японии отрёкся от христианства и живёт как японец, решают отправиться на его поиски. Поначалу им не дают одобрения, но молодость решительна и упорна, и герои всё же пускаются в это опасное путешествие.

На тот момент христианство лишь недавно обосновалось в Японии, но достаточно быстро собрало весьма обширную паству, в особенности в среде бедных крестьян. Вскоре же власти пришли к выводу, что новая вера может быть опасна, и решили пресечь её на корню — новообращённых христиан и их пастырей заставляли отречься от своей веры, а в случае отказа — пытали и умерщвляли.

Именно в такую Японию и едут два молодых священника: отец Родригес в исполнении Эндрю Гарфилда и отец Гарупе в исполнении Адама Драйвера.

Такова как сюжетная завязка, так и суть всей проблематики фильма и книги. Скорсезе, хотя сам и является католиком, и даже в юности собирался стать священником, сохраняет нейтральную позицию и не даёт однозначных оценок происходящему. Он лишь показывает события и переживания героев. А вопросы встают сами собой...

Имеют ли право представители одной веры пропагандировать, а в некоторых случаях и навязывать свою веру представителям другой веры?

Может ли обычный человек принять такие же муки, как принял Иисус Христос? И нужно ли их ему принимать?

Что важнее — принять муки и смерть за веру и расстаться с жизнью? Или сохранить жизнь и жить дальше в вере и раскаянии?

Возможно ли вообще донести до представителей другой культуры свою веру без искажений?

Существует ли какая-то одна истинная вера? Или в каждой культуре она своя?

Как было сказано выше, однозначных ответов на все эти вопросы режиссёр не даёт. Он скорее поднимает эти вопросы и рассматривает их с разных сторон. И приводит несколько метафор, которые, словно притчи дают гораздо более широкое и глубокое понимание.

А герои фильма задаются вопросом, почему же Господь хранит молчание, в то время как Его последователи страдают...





1420
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 01:52

цитата georgkorg

Что важнее — принять муки и смерть за веру и расстаться с жизнью? Или сохранить жизнь и жить дальше в вере и раскаянии?

цитата georgkorg

Существует ли какая-то одна истинная вера? Или в каждой культуре она своя?

Как было сказано выше, однозначных ответов на все эти вопросы режиссёр не даёт.
У меня получится слегка из серии «Не читал, но осуждаю», а точнее — «Фильм попался не целиком, но рассуждаю». Ну последние 15-20 минут удалось посмотреть, включая шедевральный ответ на вопрос, почему ж он молчал.
Но посыл из этих последних минут вытекает вполне однозначный: истинной веры нет, они взаимозаменяемые, так что страдания и смерти все не то чтобы напрасные, но проистекают не из высших мотивов, а из того, что власти и граждане соревнуются в упёртости. Власти: а вот мы вас будем принуждать! А давайте-ка верьте, во что мы скажем! — А граждане: а вот не будем! А будем верить во что нам хочется!
В финале можно было подставить любую

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

фигурку в руке упёртого покойника,

и на его месте оказался бы (и оказывались, наверняка, не единожды в истории) верующий другой религии, пострадавший да пусть от того же насильного крещения. Или от исламизации. Или от гонений на любые другие верования.
После «Прометея», где одна из героинь тащит крестик на планету Инженеров, такие сцены носят юмористический оттенок.

Не знаю, может быть, просмотр фильма от начала до конца дал бы совсем другие смыслы и настроения, но вот не зацеило, чтобы после этого смотреть от начала.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 08:54
Да, можно сказать, и да и нет. В целом у меня схожее представление, но я посмотрел фильм целиком. И так же целиком смотрел старую экранизацию. И оба смотрел внимательно, так как там есть разные отдельные ньюансы.
И в дополнение к тому что вы сказали, при просмотре от начала до конца, возникает и такое двустороннее восприятие. Даже начинаешь сочувствовать героям. С одной стороны понимаешь, что с обеих сторон либо религиозный фанатизм, либо политика. С другой стороны понимаешь, что герои жили именно в том историческом контексте. И отец Родригес ведь искренне верил в то что делал, потому что его так учили. То есть не всё так однозначно. Герой и ошибается, но и по своему прав. В этом и вся трагедия...
С одной стороны формальность, с другой стороны — реальный слом мировоззрения. А через слом мировоззрения пройти могут не все...
И вот видите — фильм как зеркало — отражает состояние нашего сознания. Посмотрите, как по разному его воспринимают верующие и неверующие люди... Хотя бы взять заглавную метафору фильма.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 11:49

цитата georgkorg

Посмотрите, как по разному его воспринимают верующие и неверующие люди...
Да можно, кстати, верить в наличие единого бога, но в этом фильме обнаружить идею, что бог есть, а одной истинной веры нету. И все религии неправы, определяя себя единственно верными. И что страдал он именно поэтому — что люди убивают друг друга понапрасну, пытаясь доказать друг другу изначально ошибочные вещи.
Как дети одних и тех же родителей, которые друг друга бьют и поливают грязью, каждый при этом заявляя, что только он любит родителей и свою любовь проявляет единственно должным образом.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 16:05
Да, абсолютно верно! Я как раз тоже хотел привести этот пример «детей одних родителей«!


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 10:29
Спасибо!
А книгу читали? Я сам четверть века назад еще собирался, но пока так и не срослось:-) А ведь перед просмотром такого фильма надо бы и в первоисточник глянуть8-)
А Скорсезе — мощный автор и мыслитель, показывает, что верующий католик не значит — святоша. Не боится смотреть в бездну.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 13:44

цитата vfvfhm

А ведь перед просмотром такого фильма надо бы и в первоисточник глянуть


На самом деле тут тот редкий случай, когда необязательно. Фильм Скорцезе вполне самостоятельный и решает вопросы, поставленные в книге, иначе, под своим углом, но не менее глубоко и интересно. Так что книгу можно читать и после фильма 8-)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 14:19
Спасибо!:beer: Буду тогда смотреть...
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 08:48
Да, согласен!
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 08:48
Еще очень хорош фильм 1971 года. Но я про него не стал отдельно писать, так как там почти то же самое. По сравнению со Скорсезе он не хуже, и не лучше. Можно сказать, равнозначная экранизация. Но есть конечно ньюансы.


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 00:21
Мне вполне хватило книги Сюсаку Эндо, по которой снят фильм. Для меня ответ очевиден: Господь молчит, потому что его нет, а его имя — инструмент политики и связанного с ней насилия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 08:27
Наверное, в этом и ценность этой книги/фильма. Они как зеркало — отражают состояние вашего сознания.
Для меня ответ тоже очевиден. Но он совершенно другой.:-D


Ссылка на сообщение26 ноября 2019 г. 07:49
Помню отличный ответ на вопрос «Вы веруете в Бога?». Ответ «В Вашего? В их? Или в Моего?». Ибо каждый создает Бога по образу и подобию СВОЕМУ!
Каким хочу — таким и вижу. Если бог создал белых, а негры нечто непотребное — негр будет рабом и зверем. А я истинно верующим.
Если я милосерден, то и мой бог будет милосердным.
И оба этих бога с маленькой буквы. Ибо это наша личная выдумка.
Понятно, что может и есть Создатель с большой буквы. Только он запустил механизм. А человек — процесс эволюции первичных условий. А так — боги только личные — общего нет.
Вот и ответ. Считаешь, что нужно умереть во имя такого бога? Умри. Не считаешь — живи и приноси пользу... Гм... Хотя для нациста избавление Земли от евреев — гигантская польза.
И для Скорсезе — бог только его личный — из сценария. Хоть бы и талантливого. Впрочем, Скорсезе от этого менее талантливым не становится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2019 г. 15:49
А почему Бог не может предстать перед каждым из нас именно в том виде, в каком мы Его себе представляем?
Он ведь всемогущ. И Он любит всех своих детей, без исключения. Так что это не проблема для Него... Проблема у людей, которые разделяют и совершают насилие из-за этого.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2019 г. 07:20
Отвечу известной цитатой: «Если вы говорите с Богом — это Вера. Если бог с вами — это шизофрения». О чем говорить с муравьями существу, который создал даже не лес, даже не планету, даже не Галактику. Мы только часть эволюции — нас можно наблюдать. Понятно, почему выдуманные боги вмешиваются в нашу жизнь — по нашему же желанию.
Так что не надо валить на Создателя — «Так хочет Бог» и резать мусульман (да и христиан тоже) в Крестовых походах. И на Сатану валить — «Сатана попутал».
Проблему создают именно люди. Они себе выдумывают кого-то, который «любит». А Солнце нас любит? А Галактика?
Создатель, повторю, недоказуемое и непостижимое. И мы не его прямые «дети». Мы — результат гигантской эволюции. Ибо настоящий Создатель не создает что-то мертвое и статичное. И нет ничего готового.
А не вмешивается — потому что весьма могуч. Если уж Большой Взрыв организовал — что там будет с муравейником...
Но вы опять же правы — в первой фразе. Именно как представляем — так и предстает! Я о том и написал. И каждого бог по вере его. С маленькой, личной буквы. И опять же — Христос протестанта-расиста куклуксклановца — истинный. И он его ЛЮБИТ! И расист искренне верует!!! И негр, которого он распял и умертвил — тоже искренен в вере. И умирает мучеником. И Симон Монфор сжигает альбигойцев во имя Христа, а они веруют уж «почище» Монфора.
Так что для Создателя гибель Солнца или проблемы муравейника — точно не проблемы. Они у нас. Ну — что делать. Есть мозг, мышление и возможности выбора.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2019 г. 08:02
Понимаю вашу позицию. Не совсем разделяю её, лишь в некоторых моментах, но спорить не буду, так как это очень личное, чтобы выносить на всеобщее обозрение в виде дискуссии.
В целом же считаю, что в том что касается Бога и богов, каждый человек вправе для себя определяться сам в соответствии со своим развитием и вкусами. Но в тех пределах, пока это не становится причиной насилия по отношению к другим людям. В этом уже, считаю, нет ни бога, ни тем более Бога. Хотя люди при этом конечно могут быть искренни в своих идеях. Но ведь и маньяк может быть искренним в своём желании убивать...

«Если вы говорите с Богом — это Вера. Если бог с вами — это шизофрения» — прекрасная фраза!


Ссылка на сообщение3 декабря 2019 г. 20:05
Кстати, в Японии существует могила Иисуса Христа. Христиане-японцы, на территории которых она находилась молились на древнеиудейском и соблюдали очень старые ритуалы. В книге была версия, что Иисус выжил (это правильная версия), а потом ушел подальше и добрался до Японии, где и умер. Хотя это явно один из участников древнеиудейской секты, которая потом выросла в христианство. Просто непонятное имя некоего Учителя наложилось на личность самого проповедника. А когда он умер — его и похоронили под именем Христа.
Увы, книгу читал, когда был сторожем в книжном магазине — давно было. Автора не запомнил. Но о христианстве в Японии там писали очень интересно. Мягкая обложка и довольно тонкая. Были фото, но на камне сохранилась только часть надписи. Но на древнеарамейском. Действительно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2019 г. 20:09
Это интересно!
В Индии кстати тоже есть могила Иисуса Христа. И тоже считается, что после распятия он вернулся туда. Так же как и был там в молодости до распятия, когда проходил обучение в Гималаях у своих учителей.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2019 г. 20:45
Это помню — поскольку до 30 лет (а возраст в те годы очень почтенный) он вполне мог добраться до Индии.
Дискуссия же была давно, что в Евангелии очень четко описывается кома от теплового удара (а на крестах и по неделе стояли-висели), четко указано, что живой, а потом помещение в правильный температурный режим (пещера, где не холодно и не жарко) и даже реанимационные предприятия! Неоднократное обтирание НАТУРАЛЬНЫМИ маслами по сути мощнее, чем нынешние первоначальные процедуры. Ибо система хорошо, но воздействие на кожу натуральных впитывающихся масел — очень сильное средство. Ну и три дня работали.
Хотя скорее перевезли в Грецию — ибо все последующие документы исключительно на древнегреческом.
Любопытно, но как руководитель незаконной группы Иисус дал железные указания «Трижды отречешься». Не ПРЕДСКАЗАНИЕ, а ПРИКАЗАНИЕ. Знакомство со мной отрицать, уйти в подполье... Приказание было выполнено на отлично! Молодцы ребята. А сговорится с Понтием Пилатом (который ненавидел местных церковников) — пара пустяков...
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2019 г. 22:25
Да, значение абхьянги, то есть масляного массажа нельзя недооценивать...
К тому же Иисус ведь мог применять и йогические практики, чтобы задержать дыхание и сильно замедлить все жизненные процессы в организме, так, что со стороны это могло выглядеть как смерть. Не зря же он обучался в Индии.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 18:27
Нам надо в «Загадки истории» перебираться. Но если учесть СКОЛЬКО этот человек ходил по суровому иудейскому климату — ну потерял сознание за сутки висения. Но точно не умер.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 18:45
Да, вполне возможно. Либо потерял сознание. Либо погрузился специально в похожее на бессознательное состояние. Есть же йоги, которые могут много дней находиться в таком состоянии.


⇑ Наверх