fantlab ru

Йен Макдональд «Восставшая Луна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
158
Моя оценка:
-

подробнее

Восставшая Луна

Luna: Moon Rising

Роман, год; цикл «Луна»

Аннотация:

Пять Драконов – пять семейных кланов, контролирующих главные промышленные компании Луны – ведут между собой настоящую войну. Соперники не гнушаются ничем, чтобы проложить себе путь на самый верх пищевой цепочки – ни браками по расчету, ни корпоративным шпионажем, ни похищениями людей, ни массовыми убийствами.

Теперь эта битва подошла к концу, и тот, кто, казалось, потерял все, кто поднялся из руин корпоративного разгрома, захватил контроль над Луной благодаря изощренным манипуляциям и невероятной силе воли. Но война никогда не заканчивается, и теперь против победителя выступает его родная сестра. Вот только мир вокруг не стоит на месте, Луна и Земля никогда не будут прежними, неумолимые силы истории придадут бесконечной борьбе за власть совершенно иной масштаб, а человечество уже готово двигаться дальше – за пределы Солнечной системы.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Луна»


Награды и премии:


лауреат
Еврокон / EuroCon (ESFS Awards), 2020 (Futuricon) // Награда за достижения. Лучшее художественное произведение. (Великобритания, номинация от Ирландии)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2020 // Лучший роман

номинант
Локус / Locus Award, 2020 // Роман НФ

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Научная фантастика года


Издания: ВСЕ (2)

Восставшая Луна
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Luna: Moon Rising
2019 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Две книги ушло у Макдональда на тщательную зарядку всех, планирующих выстрелить, ружей. Он подготовил для нас десятки главных и не очень персонажей, выучил много португальских слов, прослушал часы винтажной босановы, отсмотрел десятки видео в сети о приготовлении коктейлей и тортов, пролистал все журналы моды за 4 десятилетие 20 века, вызубрил десятки имен производителей брендовых шмоток ультра класса. От «Восставшей Луны» ожидался накал и эпичность событий не меньше, чем у Мартина. Что в итоге?

Первые романы показывают мир корпоративной Луны с вечно противоборствующими семьями, они не хорошие, и не плохие, просто прагматичные. Они расширяют свои империи, заключают династические браки, и не особо мыслят наперед. Практически все главные персонажи — баловни судьбы. Рожденные с золотой ложкой, их главные проблемы это удачно устроить брак и побегать голышом в пыли Луны, желательно не задохнувшись. 2 романа котел противоречий на Луне варился и закипал, пока не вылился в очередной феодальный передел с кровопролитием, который закончился вторжением с Земли. Вот тут что-то пошло не так. Вместо хитрых интриг и постепенного разыгрывания карт всех персонажей мы видим абсолютно глупые, длящиеся буквально несколько страниц, решения проблем. Решения, от которых остается слишком много вопросов. Нужно убить главу корпорации? Легко, вот эти парни палят роялем из гравитационной пушки и он умирает. Нужно слить неудобного плохиша? Вот он проигрывает бой другим плохишам в локальной битве, гневно сотрясает воздух и бредет к своей ванной, где дословно «купается в грязи», «натирает серой грязью свои обвисшие груди», нашептывая «великолепно, великолепно». Тут же ему гонят пленного пацана, которого он пытается пользовать способом, не предусмотренным инструкцией. Влияние Линчевской Дюны на эту сцену просто сложно переоценить. Сиридар-барон Харконнен потерял бы аппетит от детализации описания приема грязевых ванн. Нужно спасти пацана Корта? Пф, вот он получает чудо-яд, абсолютно тупым способом, которым убьет злого извращенца. В это же время добрые жители захваченного города сами себя освобождают, противник, узнав о гибели своего лидера, мгновенно самораспускается, все директора разбегаются, солдаты складывают мечи. На все это у автора уходят считанные страницы текста. Земляне-оккупанты вообще никак себя не проявляют до самых последних страниц, настолько люди тупеют при силе гравитации 1g. Концовка максимально приторная, как в самой доброй сказке. Злые плохиши или убиты, или наказаны и поставлены в угол. Добрые добряки пируют, на Луне начинается эпоха вечной фиесты, при том, что проблема с Землей вообще не решена. «Посредственно» — самый мягкий термин, приходящий на ум.

На что Йен рассчитывал, когда это запутывал, ведь в итоге для некоторых своих героев далеко не второго ряда, он не придумал даже смысл существования на страницах книги: Мано ди Феро — пустой, стерильный персонаж от которого ничего не зависит. Она бегает, развлекается, совокупляется и делает умное лицо. Ни единого значимого решения. Марина Кальцаге, сбежавшая в конце 2 книжки, стала апофеозом ненужности. Ей посвящены регулярные вставки с попытками прижиться на Земле, а когда это не получается она пытается вернуться на Луну. Вставки эти выглядят как сорняки на газоне, они оторваны от основной, и без того рваной, канвы, Марина не держит связь с лунниками, её судьбой никто не интересуется. Вообще трудно сказать, чьи действия были хоть сколько-нибудь логичными.

Хотел написать что-нибудь иронично-насмешливое по поводу половогендерной повестки в романе, но с ужасом осознал, что на фоне всего остального даже на такую дичь меньше обращаешь внимания.

«Бестолковая Луна» — идеальное название для всего происходящего.

*Занавес. Тоскливо играет «AGUA DE BEBER» Аструд Жильберту*

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что захотел увидеть автор в новых поселениях на спутнике Земли? Какую картину захотел нарисовать и представить читателям? Финал трилогии дает ответы.

.

В первую голову — показать, как человек еще может двинуть вперед нашу цивилизацию. Личность, индивидуальность, характер — становятся определяющими качествами для исторического масштаба событий. При том, что у многих индивидуальные ИИ, высчитывающие проценты прибылей и варианты угроз, за человеком остается воление. Упорство. Месть. Ярость. И пока лидеры могут воплощать эти свойства человеческой натуры — они ведут за собой людей. Иногда как организаторы, иногда — как живые примеры;

.

Интригам будущего нужны технологические ограничения. И дело не только в особенностях реголита, уровне радиации или трансформации человеческих костей. Как бы не были энергичны лунники — человеческое разнообразие может смениться лишь машинной биржей, которая приведет к уничтожению всех людей на Луне. Есть человеческие субъекта и есть растущая безличностная техносфера, которую относительно легко прогнозировать, и которая опасна не меньше пожара или наводнения. Приходиться быть инициативнее машин, чтобы управлять ими. И демонстрация этой постоянной угрозы — несомненный успех третьей книги;

.

С одной стороны показано физиологическое — из-за особенностей скелетов — рождение нового народа. С другой — носители новой культуры, которые еще недавно были «варварами» на Земле — очень быстро превращаются в отдельную общность. Вчерашние жители фавел, кое-как обучившиеся работать с оборудованием, и сдавшие десяток экзаменов — волею судьбы становятся миллиардерами и основателями новых кланов. В таком культурном переходе — максимум чувственных переживаний, когда от приевшегося обжорства или надоевшего разврата приходиться переходить к более возвышенным удовольствиям и более серьезным целям. Но от низких удовольствий так непросто отказаться :) Фактически, поселения лунников — это города итальянского Возрождения. Гордись, Фьоренца, долей величавой! / Ты над землей и морем бьешь крылом, / И самый Ад твоей наполнен славой! — новые социальные структуры держаться буквально на нескольких семьях, которые только начали обрастать непробиваемым коконом из приживалок, помощников и придворных. Потому роль личности — просто зашкаливает. Любой недостаток или порок могут стать критической уязвимостью, мультиплицироваться в подражании тысяч других людей. А позитивные качества — основой для созидание новой империи. Как интеллект, так и физиология — архиважны для сюжета вообще и раскрытия персонажей в частности. Обилие эротических описаний, и реконструкция дуэльных поединков — красной нитью проходят сквозь всю трилогию.

.

Но что добавляется в третьей книге? Идет завершение войны. Нашествие землян было во второй. Личности, которые подобно ниобиевым магнитам собирали вокруг себя узоры из железных опилок — заканчиваются. Или умирают, или меняются, или настолько теряют собственную репутацию, что уже не могут быть живыми кумирами. Те, кто хотел проявить себя в качестве злодея — раскрылись, и должны погибнуть. Кто оказался недостаточно храбр или удачлив — отсеялись. Их не стоит принимать во внимания. В пространстве человеческих отношений формируется новый рельеф, который теперь больше зависит от законов и потребностей общества, чем от капризов и случайных встреч двадцатилетней давности. Чисто личностные конфликты, как завод часовой пружины — постепенно исчерпывают себя, но еще далеко не кончились. Раз за разом автор показывает концовку очередных противостояний — кого-то отравят ядовитыми иглами в грязевой ванне, а кто-то не станет выпускать родственнице кишки на арене. При том, что дружба и любовь — продолжают жить. Не все линии развязаны, и при желании легко можно выйти на четвертый и пятый том — но это будет история про совсем другой мир...

.

А будет это мир другим, потому что завершается золотой век становления кланов — идет становление государства. Лунного государства.

Солдаты-бизнесмены, которые с ножом в руках были готовы выходить на судебные поединки, сменяются юристами. То есть вопрос власти отделяется от вопросов управления — и Луной теперь руководит промежуточная фигура адвокатессы.

А с чего начинается становление государства в плане законов? Старик Энгельс не даст соврать — с введения социальных гарантий. Если Солон запретил продавать афинян в рабство — то на Луне становятся бесплатным «четыре базиса». Воздух, вода, углерод и данные — для всех, даром. Это означает снижения уровня напряжения сил, когда каждый лунник точно знал, что если он не заработает сколько-то денег — задохнётся. И если в обществе есть единый для всех контракт, который никогда не подписывался и никак не скреплялся даже личными обещаниями — и он имеет власть над каждым — то это называется «закон». Анархические договоренности — ты мне я тебе и плевать на все остальное — уходят в прошлое. То есть общество фронтира, которое в чистом виде существовало несколько десятилетий — готово исчезнуть. Легендарная эпоха завершается.

.

Этот диалектический (Карл!) процесс — когда из вражды кланов рождается государство — показан идеально, и трилогия может считаться образцом научно-политической фантастики, иллюстрацией «хитрости исторического разума».

Но читателю придется делать изрядную скидку — автор откровенно подыгрывает лунникам. Это, конечно, не уровень Хайнлайна, когда в «Луне, суровой хозяйке» игра шла в одни ворота, а скорее амальгама из нескольких «бонусов».

В отношении с землянами — полный аналог сериала «Правосудие». Есть некая провинция, временами туда приезжают ребята из центров мира, которые раз за разом пытаются купить всех провинциалов за три копейки, но в силу местной специфики — у них ничего не получается. Местные продолжают враждовать между собой, воровать и охранять, и по отдельности это не самые замечательные люди. Только вот дух глубинки неизменно берет своё.

В отношении с наукой — удача. Есть университеты на темной стороне Луны, которые готовы фактически собирать заново личность человека. Это уже почти воскрешение. Есть воплощенные в фабриках прорывные технологии. И фактическое опережение земных разработок. Земля упорно показывается как территория, утратившая задор и тягу к новизне — будто США 19-го века, говорят Старому свету 21-го — «а в тылу путь Европа дальше гниет без нас». Луна может быть фронтиром, где части научных разработок будет комфортнее, чем в тисках земных законов. Но сложность и разнообразие конфликтов на Земле — громадные. Количество кадров — миллиарды. Инфраструктура — уже создана. Значит снова и снова земляне будут вытаскивать белого кролика из цилиндра. И не только биологическое оружие, которого так опасаются лунники. Автор слишком уж нарочито проводить аналогию с загнивающей Римской империей...

Наконец, в отношении трансформации человека — Макдональд продолжает линию первой книги на сумму новых черт, которые формируют новый этнос или даже расу. Технологические фокусы, которые позволяют работать с шизофренией или бороться с параличом — работают на единство лунников. Но нет эпидемии расчеловечивания, описанной во «Всесожжении» Збешховского — когда бы у каждого лунника крыша ехала на свой градус и они бы отчаянно конкурировали, имплантируя себе ярость, талант к интриге или же сообразительность...

.

Итого: рождение нового народа и государства — из чувственной ярости и запутанной интриги.

.

П.С. Название лично я — перевел бы как «Восходящая Луна». Здесь она восставшая не «против тирана», а «из праха», причем тотальной катастрофы не случилось. Идет рождение, восход, подъем.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершение трилогии о свободолюбивых лунтиках, на мой взгляд, получилось размытым и неубедительным. Здесь нет педалирования гомосексуальных отношений, как в первой книге (тема отработана), нет драйва — потрошилова как во второй (и это прошло), здесь присутствует мылодрама, причем уровень розовых соплей такой же навязчивый, как гомопропаганды в первой части трилогии.

Конечно, без острых эпизодов не обошлось, но и погони, и захваты заложников, и даже удары возмездия негодяям сделаны с таким отсутствием логики действий, что реально возникает ощущение какой то сентиментальной сказки.

Политико — экономические мероприятия аналогичны по своей сказочности, земляне выставлены не просто лошарами последними, но и терпилами безропотными, при этом какой то обоснованности такого поведения со стороны лунариев — пассионариев нет. Есть планов громадье, от межпланетных лифтов до добычи сырья на астероидах, только вопрос.- для кого и за чей счёт весь этот банкет, если Земля почему-то готова лишь на организацию виртуальной биржевой торговли как основной деятельности для Луны.

В целом произведение рыхлое, много ненужных диалогов и соплей, отсутствие логики даже в элементарных стандартах придуманного мира. К примеру, у каждого лунтика встроен чиб — фамильяр, фиксирующий каждый вдох/глоток/килобайт, при этом такой источник данных не применяется для восстановления памяти человека — ее восстанавливают на основе следов в социальных сетях и воспоминаний других людей.

И как система — попросту детский произвол автора в отношении законов и обычаев Луны — всегда применяемых в пользу «правильных» персонажей, хотя ранее указывалось, что все на этой серебряной планете регулируется исключительно договорами между сторонами, а в остальном — все режут всех.

Как вывод: роман значительно ниже по качеству, чем предыдущие книги серии.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и завершилась трилогия Йена Макдональда «Луна».

Хотя кто знает. Быть может, как и с сагой про «Алое восстание» Брауна, из цикла вырастут новые книжные побеги.

Пока же — три романа. Первый, «Новая Луна», нашел читателей (не считая старых поклонников и фэнов автора) благодаря поп-волне от бумажной и цифровой «Игры престолов». Мне же кутежи, дуэли, сексуальные эксперименты и космический «черный» бизнес лунной аристократии приглянулись как красивый оммаж и качественно выстроенный поклон Фрэнку Герберту с его «Дюной». Новое Средневековье между звезд в антураже ретро-футуристического капитализма — это круто и стильно. Но лишь в масштабах одной книги-эксперимента. А Йен решил не останавливаться и продолжать. Вторая книга подарила парочку сцен со старушки Земли, которая практически не изменилась по сравнению с почти лемовскими пейзажами Луны. И дальнейшее развитие персонажей, пестрой химии для всех гендеров и цветных идентичностей (без сарказма, иронии и порицания, если что). Но вот третья книга...

А что в ней такого примечательного? Ничего кардинального нового, без нежданных поворотов и классных сцен. Несколько героев успели переобуться по сравнению с прошлой книгой, притом некоторые пару раз подряд за действия финального романа. Например, экс-жена Лукаса из клана китайских лунных господ. И вообще темная линия тонких махинаций Суть оказывается в стороне. Лукасинью Корта, который многих русскоязычных (и не только?) читателей раздражал первые две книги — но не меня, кстати (док-ва в предыдущих рецензиях) здесь оказался выброшенным на обочину сюжета. Честно, теперь вообще непонятно, а требовалась ли его линия, столь детальная и навязчивая, в предыдущих частях саги? Я думал, Макдональд не просто так держит этого героя на виду у читателя. Держит как скрытого туза, который еще себя покажет. Но нет! Зато мы получаем еще охапку персонажей — честно, их даже больше, чем в толстовской «войно-мировой» саге, и запомнить их здесь гораздо труднее. И, уж извините, глоссарии многочисленные не помогают в этом деле. Потом, несмотря на то, что Йен Макдональд очень точно описывает сцены секса и эротических заигрываний, именно в «Восставшей Луне» некоторые из них были лишними. Например, зачем было намечать нечто подобное между земной кузиной Корта и дальней родственницей Воронцовых? Лучше бы продолжили развивать химию и отношения между Мариной и Корта-адвокатессой. Как видите, обильное количество имен оставляет свои следы в виде имен забытых. Но, в конце концов, было и кое-что неплохое в книжке. Худо-бедное, но приличное завершение литературного проекта Макдональда. Как всегда, великолепные пейзажи Луны, в которых стало на один эпизод из «Дюны» больше и что только прибавило хороших впечатлений (кто знает, тот поймет). Один неплохой поворот в повествовании в виде старого «друга» из серии опять же «дюновских» героев (аналогично). Далее — интересные измышления представителей семей Лунных Драконов о том, как развивать и использовать дальше спутницу Земли. Тут и радикальные терраморфинги с последующим преобразованием всей Солнечной системы, и космическая экспансия, и био-генная инженерия, и киберморфинг с квази-коммунистическими утопиями... Кстати, Макдональд плохо в коммунизм, так сказать, даже технического розлива. Хоть десять раз там будет супер технологическое постдефицитное общество, но общественное бытие в форме рыночного компьютера космических масштабов с правыми анархо-либертарианцами не есть коммунистическое бытие. Никакого преодоления отчуждения во всех его формах и вариантах не произойдет. Тут педагогические технологии с психологическими преобразованиями требуются... в Загорском эксперименте коммунизма больше, чем в такой воображаемой квантовыми компьютерами потенции. И раз уж немного ушел в политику я, то вспомню, как на протяжении всех трех книг сам автор уходил в нее. В этом плане, описаний, достаточно скупых, земной политической ситуации в связи с Луной, Макдональд не просто научный фантаст, а скорее магический реалист, а точнее — простенький фэнтезист. Действия земных государств выглядят крайне неестественно хотя бы потому, что на спутнике, от которого зависит не только энергетическая, но в потенциале и военно-стратегическая безопасность Земли, ведут себя, по крайне мере на 90% страниц трехкнижия крайне нелепо и безучастно.

Ну, и последние недовольства — повторы. Притом речь не только и не столько про сюжетные заимствования из сторонних произведений, самоповторы. В конце концов, лунная эпопея Йена Макдональда — это ревизия «Дюны» Герберта в соусе новомодных тенденций нашего позднего империалистического капитализма с виртуальными примочками. Я говорю про два очень часто мелькающих и режущих глаз повторений. Первый тип их — пафосные фразы для пацанских, киношных и бизнес-цитатников. Корта такие-то, Луна такая-то, мы ого-ого, а они, а жизнь есть сие, а смерть — тю. Персонажи почти не разговаривают как люди, нормально, без дебильных высокопарных шаблонов. В первой книге это прощалось в связи со спецификой и низкой частотой, во второй такого вообще почти не было. А здесь хоть отбавляй. И вторая группа из назойливых моментов — это через страницу размышление о гендерной свободе Луны, особистых брачных отношениях здесь и песни про либертарианский капитализм. Вот одного-двух упоминаний мне, как среднему читателю, хватило, чтобы уловить мысль автора — здесь любовь свободная, а брак — для дела! И вообще сначала дело, а любовь в стороне. Это тяжело, но таков путь! И у нас тут вот такое вот устройство экономики... Ну зачем так часто-то было напоминать обо всем этом?

Тем не менее, при всех замечаниях выше, книжку все-таки надо прочитать и дочитать. Хотя бы потому, что циклы надо завершать, проходить до конца. И пусть «Луна» Макдональда не выдерживала везде высокий уровень, это все равно любопытная трилогия, которой можно убить недельку из свободных вечерков.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что могу сказать в конечном счете? Вторая книга так и остается лучшей в цикле, а за ней следует первая, а самая слабая — как раз третья.

А все почему? Да потому что в третьей книге конкретно так провисает середина, чего нет в первых двух. Тут сначала идут ударные первые 150-200 страниц, потом идет нудятина про политику еще 200 страниц, затем снова начинается экшен и угар в финальных 200 страницах. Для сравнения — во второй книге экшен и угар происходят ВСЮ КНИГУ.

Еще очень сказывается недостаток героев из первых частей — фактически 2/3 персонажей автор успешно замочил и остались лишь сплошные калеки и инвалиды. Это тоже сказывается на общем интересе при чтении.

Теперь, еще косяк — сюжетная линия Марины. Я до самых последних страниц ждал, что нам автор про нее еще расскажет что-нибудь. И чего? И нихрена! Вот так вот! Думали это была шутка последняя глава с ней? Нет, это такой вот финал девицы. Вообще охренеть можно. Три книги был такой замут, а в конце слабый пук.

Все остальные персонажи нормально прошли финал, но, повторюсь, почти все из них разбитые корыта и развалины. Не ждите энергии и молодежного духа первых книг.

Вот такие дела. Вся трилогия, без сомнения, просто бомбическая и обязательная для чтения. Лучше, конечно, читать залпом, потому что после перерыва от местных имен, терминов и названий может снова заболеть голова.

Всем рекомендую!

Ой, и чуть не забыл — так уж вышло, что почти все главные герои этих книг либо геи, либо лесбиянки. Да, да — в конце можете заглянуть в список действующих лиц, тыкнуть наугад в любое имя и этот герой с вероятностью 95% будет геем или трибадисткой. Так что приготовьтесь к атаке на собственную ориентацию!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх