fantlab ru

Айзек Азимов «Академия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.66
Оценок:
3376
Моя оценка:
-

подробнее

Академия

Foundation

Другие названия: Основание; Фонд

Цикл; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 170
Аннотация:

Цикл «Академия» повествует о расцвете и упадке огромной галактической империи, которой правили детерминистские законы «психоистории».

Великий План Гэри Селдона предвещал упадок империи через пятьсот лет. Это — неизбежность. Это — инертный процесс, в котором участвуют все население Галактики, действия отдельных людей в котором не сравнить даже с комариным укусом для слона.

Гэри Селдон основал Академию, которая по Плану должна была быть центром возрождения Империи. Период упадка при этом снижался с предсказанных тридцати тысячелетий до одного.

Долгое время План Селдона был нерушим. Людям с рождения прививалась мысль, что история будущего уже написана рукой великого гения психоистории.

Так как же могло получиться так, что один человек смог разрушить План, за ничтожный срок подчинив себе всю Галактику? Этого не мог предвидеть даже Селдон...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Основная трилогия была составлена Азимовым из повестей, что были написаны им в 1942-49 годах.

• В 1966 году основная трилогия цикла получила премию «Хьюго» как «Лучший фантастический сериал всех времен».

• Карты Галактики по секторам и по хронологии можно посмотреть здесь в блоге.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.15 (2110)
-
50 отз.
8.20 (1783)
-
27 отз.
8.75 (1064)
-
11 отз.
  • Академия / Foundation  [= Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация; The 1,000 Year Plan] (1951)  
8.55 (5261)
-
122 отз.
  • Академия и Империя / Foundation and Empire  [= Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя; Организация и Империя; The Man Who Upset the Universe] (1952)  
8.55 (4013)
-
53 отз.
8.59 (3751)
-
46 отз.
  • Край Академии / Foundation's Edge  [= Кризис Основания; Край Основания; Сообщество на краю; Академия на краю гибели; Предел Фонда] (1982)  
8.32 (1929)
-
25 отз.
8.14 (1841)
-
32 отз.
  • Академия. Вторая трилогия // Авторы: Грегори Бенфорд, Грег Бир, Дэвид Брин
6.24 (140)
-
6 отз.
6.75 (148)
-
1 отз.
6.78 (157)
-
7 отз.
  • Академия. Неофициальные продолжения
7.15 (47)
-
1 отз.
6.06 (33)
-
1 отз.
7.33 (34)
-
2 отз.
  • Foundations' Resolve (2010), написано в 2010 // Автор: Стивен Коллингс  
9.00 (1)
-
7.40 (51)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Роман. 10-е место (США; основная трилогия?)

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Второе Установление. Книга третья
1991 г.
Основание
1991 г.
Основатели
1991 г.
Основатели и империя
1991 г.
Том 1. Организация
1991 г.
Том 2. Организация и Империя
1991 г.
Установление и империя. Книга вторая
1991 г.
Установление. Книга первая
1991 г.
Академия. Том 8
1992 г.
Край основания. Основание и Земля
1992 г.
Основание
1992 г.
Основание. Основание и Империя. Второе Основание
1992 г.
Основатели
1992 г.
Прелюдия к Основанию
1992 г.
Фонд. Фонд и империя. Второй фонд
1992 г.
Предел Фонда
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 10
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Том 5
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Том 6
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Том 7
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Том 8
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Том 9
1994 г.
Прелюдия
1997 г.
Путь
1997 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1997 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1997 г.
Хроники Академии: Земля
1997 г.
Хроники Академии: Край
1997 г.
Академия и Империя
1999 г.
На пути к Академии
1999 г.
Прелюдия к Академии
1999 г.
Академия и Земля
2000 г.
Академия на краю гибели
2000 г.
Академия. Вторая трилогия
2002 г.
Курсанты Академии
2002 г.
Академия. Первая трилогия
2002 г.
Прелюдия к Академии. На пути к Академии
2002 г.
Академия на краю гибели. Академия и Земля
2003 г.
Основание
2003 г.
Академия. Вторая трилогия
2004 г.
Академия. Первая трилогия
2004 г.
Основание и Империя
2004 г.
Академия и Империя
2005 г.
Вторая Академия
2005 г.
Прелюдия к Академии
2005 г.
Психоисторический кризис
2005 г.
Далекое будущее
2006 г.
Академия
2006 г.
Академия и Земля
2006 г.
Академия на краю гибели
2006 г.
На пути к Академии
2006 г.
Академия
2008 г.
Академия на краю гибели
2008 г.
Путь к Академии
2008 г.
Академия
2013 г.
Академия
2014 г.
Академия и Земля
2014 г.
Академия
2018 г.
Академия и Империя
2018 г.
Вторая Академия
2018 г.
Академия
2019 г.
Академия и Империя
2019 г.
Вторая Академия
2020 г.
Академия на краю гибели
2022 г.
Академия и Земля
2022 г.
Прелюдия к Академии
2022 г.
На пути к Академии
2022 г.
Академия
2022 г.
Академия. Начало
2023 г.

Периодика:

Аврора № 8, август 1993
1993 г.
«Знание-сила» 1/93
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Академия
2002 г.
Академия и Империя
2002 г.
Вторая Академия
2002 г.
Академия. Вторая трилогия
2006 г.
Курсанты Академии
2010 г.
Курсанты Академии
2018 г.
Психоисторический кризис
2018 г.
Академия. Вторая трилогия
2018 г.

Аудиокниги:

Основание (Трилогия)
1992 г.
Академия
2004 г.
Академия
2009 г.
Академия и Империя
2010 г.
Вторая Академия
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation
1951 г.
(английский)
Foundation and Empire
1952 г.
(английский)
Foundation
1953 г.
(английский)
Second Foundation
1953 г.
(английский)
The 1,000 Year Plan
1962 г.
(английский)
Foundation
1972 г.
(английский)
Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
The Foundation Trilogy
1983 г.
(английский)
Foundation’s Edge
1984 г.
(английский)
Fundacja
1985 г.
(польский)
Foundation and Earth
1986 г.
(английский)
Foundation and Earth
1987 г.
(английский)
Foundation's Edge
1988 г.
(английский)
Prelude to Foundation
1988 г.
(английский)
Foundation's Friends
1990 г.
(английский)
Forward the Foundation
1993 г.
(английский)
Fondazione
1993 г.
(итальянский)
Foundation
1994 г.
(английский)
Fondazione e Impero
1994 г.
(итальянский)
Prietenii Fundației
1995 г.
(румынский)
Seconda Fondazione
1995 г.
(итальянский)
Far Futures
1995 г.
(английский)
Foundation's Friends
1997 г.
(английский)
Foundation's Fear
1997 г.
(английский)
Foundation's Fear
1997 г.
(английский)
Far Futures
1997 г.
(английский)
Foundation and Chaos
1998 г.
(английский)
Foundation
2003 г.
(английский)
Foundation and Empire
2003 г.
(английский)
Forward the Foundation
2004 г.
(английский)
Liftport: Opening Space to Everyone
2006 г.
(английский)
Die Rettung des Imperiums
2014 г.
(немецкий)
Foundation
2016 г.
(английский)
Foundation and Earth
2016 г.
(английский)
Foundation and Empire
2016 г.
(английский)
Second Foundation
2016 г.
(английский)
Foundation's Edge
2016 г.
(английский)
Prelude to Foundation
2016 г.
(английский)
Друга Фундація
2017 г.
(украинский)
Фундація
2017 г.
(украинский)
Фундація та Імперія
2017 г.
(украинский)
Fondazione. Il ciclo completo
2020 г.
(итальянский)
Межа Фундації
2020 г.
(украинский)
Фундація та Земля
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед просмотром недавно вышедшего сериала от Apple я решил ознакомиться с литературным первоисточником и, объективности ради, прочитал сразу всю первую трилогию. Наверное, сейчас в меня полетят гнилые помидоры, но всё же. Находясь в здравом уме и твердой памяти, и прекрасно осознавая лежащую на мне ответственность, хочу заявить...

Это безнадежно устаревшее, невероятно глупое, по-детски наивное и полное внутренних противоречий произведение. Несмотря на то, что «Академия» считается классикой научной фантастики, научности в ней — ни на грош. Придуманная автором психоистория выглядит скорее антинаучной, даже по меркам полувековой давности, а сам автор не потрудился дать нам никаких подробностей относительно созданной им «науки». Сюжет и стиль изложения достойны книг для детей среднего школьного возраста. Может быть 70 лет назад такое и могло произвести на кого-то неизгладимое впечатление, но теперь...

Кстати, почитав предыдущие отзывы, чьи авторы наставили «Академии» десяток, я пришел к выводу, что читатели просто домысливают глубину, которой в книге на самом деле нет. Оригинал простой, как три копейки и прямолинейный, как фонарный столб. Некоторые из рецензентов ставят по-настоящему интересные вопросы, вот только проблема в том, что в оригинале эти вопросы не ставятся и уж тем более не раскрываются.

Вывод: чтение данного опуса — бесполезная потеря времени. Плюс только в том, что объем небольшой и если уж вы решите с ним ознакомиться, времени вы потеряете немного.

Оценка: 4
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал произведение много лет назад, но уже тогда был заворожен масштабностью идеи, оригинальностью физических, экономических, социологических, психологических научных и псевдонаучных допущений, на которых построена неповторимая и величественная, четкая и в тоже время достаточно абстрактная (без скрупулезной детализации) ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, которая раскрывается именно с «первой трилогии» цикла «Foundation» и находит свое дополнение почти в каждом произведении автора (включенном в цикл «Галактическая история»).

Очень понравилось при таком широком, масштабном обзоре исторических процессов достаточно лаконичное, но очень грамотное описание ключевых моментов сюжета. Повествование каждой книги цикла разбито по частям, каждая из которых напоминает кадр диафильма, наглядно раскрывающий смысл происходящего и способствующий зрителю (читателю) самостоятельно вырисовывать в воображении события, оставшиеся за кадром, но на которые имеются намеки автора. Это позволяет читателю не утонуть в глубинах терминов, обстоятельств, интриг, имен, описаний, характеров и переживаний, но, держась на волне, обозревать нарисованную автором картину (сродни «Девятому валу» Айвазовского, где спасшимся от бури предстоит еще выжить), живо представляя себе скупо, но точно описанные характеры главных героев и второстепенных участников показываемых сцен, а также обстановку и самое важное – «исторические» обстоятельства в которых эти сцены разворачиваются. Герои-участники не главное в произведениях, но главные в «кадре», т.к. именно их глазами читатель видит проблему и ее решение, а некоторые из них, как: Хари Сэлдон, Сальвор Хардин, Хобер Меллоу, Мул, Бейта Дарелл – остаются яркими воспоминаниями на протяжении прочтения всего цикла и цитируются даже после него.

Основной постулат № 1 развития сюжета – это наука психоистория, которая на математической и психологической основе может предопределить социально-экономические и политические тенденции развития общества и истории цивилизации. Ближе к середине цикла автор дополняет психоисторию постулатом № 2 – концепциями психо-ментальной связи и единства человечества, что в идеале является целью исторического совершенствования, по достижению которой Постулат №1 утрачивает свою актуальность. При этом меняется и приоритет идей произведения – от футуристических идей исторических закономерностей и роли Личности в истории («Foundation», «Foundation and Empire», «Second Foundation») до инновационно-политических идей управления и организации общества (вплоть до мотивации поступков отдельного человека) по принципу органической (клеточной) общности человечества (начиная с Мула и далее в «Second Foundation», «Foundation's Edge», «Foundation and Earth»). Приоритет постулата № 2 обосновывается автором способностью справиться с внешней угрозой встречи с «чужим» разумом нечеловеческой цивилизации только в случае единства и управления психо-ментальным единым разумом (по типу Геи).

Приквелы цикла («Prelude to Foundation», «Forward the Foundation») желательно читать после прочтения основных книг цикла и, как обычно бывает в таких случаях, они наиболее слабые произведения цикла, но, совместно с менее поздними «Foundation's Edge», «Foundation and Earth», устанавливают связи с другими произведениями автора, не входящими в цикл «Foundation».

Из незначительных (вполне субъективно для поклонника автора :) недостатков основными являются некоторая предсказуемость отдельных сюжетных событий (например, интрига с личностью Мула и местонахождением Second Foundation) и «зацикленность» на атомных технологиях, как вершине технологической мысли, переносе современных автору предметов в будущее (таких как бейсбольная бита, к примеру, – вызывает сомнение, что через десятки тысяч лет игра бейсбол будет актуальна и сохранит первоначальный спортивный инвентарь :). К тому же последние произведения цикла заметно слабее в связи с более приключенческой линией сюжета и отсутствием напряжения обстановки, в обстоятельствах которой действуют герои. Но это не портит впечатления от прочтения произведения, особенно учитывая (в отношении технологии) время его написания.

ИМХО Произведения понравятся всем любителям той самой старой, доброй, «твердой» Научной Фантастики, навсегда занимая свое абсолютно заслуженное место в Золотом Фонде классиков НФ.

P.S. Использовал англоязычные названия произведений сознательно, т.к. споров о наиболее «правильном», «достоверном» и «приятном» русском переводе более чем достаточно и у каждого свой самый-самый перевод (подозреваю, что он же и самый первый прочитанный). ИМХО для меня лучшим является перевод «первой трилогии» – «Основание», «Основание и Империя», «Второе Основание» в издании: 1992 — АЙЗЕК АЗИМОВ. Всемирная фантастическая сага — Минск: Ред. газ. «Частный детектив», ИПА «Паблисити», 480 стр. (жаль, что лишь первая трилогия так переводилась и в таком переводе произведения не переиздавались :().

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

С данным циклом А. Азимова я сталкивался не единожды, прежде чем решил его наконец прочитать. Причем сталкивался с различными вариантами переводов. Сначала увидел «Академию» в библиотеке, затем моя девушка это издание «Академии» купила, и мы обнаружили в домашней библиотеке ее родителей «Установление», после чего на буккроссинге я видел «Фонд», но брать его не стал, зато пару месяцев спустя, на том же буккроссинге оказалось «Основание», которое я все же прихватил. Решил, что раз ноосфера так настойчиво мне рекомендует прочесть эту книгу, то особо сопротивляться не стоит. И вот основная трилогия прочитана буквально за два дня и что же я могу сказать о ней в целом?

1. Большую часть текста представляют диалоги. Вообще почти вся история подается через разговоры персонажей, а их взаимодействия с окружающим миром показаны в меньшей степени. Именно такой и должна быть научная фантастика середины XX века в моем представлении: суховатый язык, блестящее описание идей и концепций в ущерб раскрытию персонажей, постоянное подталкивание читателя осмысливать прочитанное, иначе нить повествования просто затеряется. Бездумно проглотить книгу не удастся.

2. Основная идея психоистории и фигура Хэри Сэлдона. Поначалу концепция планирования будущего на тысячу лет вперед вызывала скепсис, но без отторжения. К началу второго тома я уже с интересом наблюдал за развитием событий, пытаясь предугадать, что же дальше должно быть по плану Сэлдону и как этого достигнут. Конец третьего тома дал много ответов и громадную почву для размышления.

3. Персонажи. Да, они раскрыты не так хорошо, как хотелось бы, но тут есть один нюанс. Перед нами за три тома показывают 300 лет истории, конечно в данных обстоятельствах почти невозможно, да и не нужно, останавливаться на героях подробно. Однако некоторые образы все же цепляют. Сам Хэри Сэлдон, мертвая рука которого и спустя сотни лет направляла человечество. Яркие и харизматичные личности Основания, которые всеми силами содействовали осуществлению плана Сэлдона. Генерал Бель Риоз, который попытался выйти за пределы предсказанного для него поведения, но проиграл. Мул, которому удалось в этом плане намного больше. А еще очень интересны позиции некоторых ученых, их вопросы по поводу дальнейших действий: что будет правильным и предсказанным Сэлдоном? По какому пути нам надо идти? А что если Сэлдон знал о нашей нерешительности и включил ее в план как одно из условий? Что нам делать?

Пожалуй, на этом я остановлюсь, а то уже начал повторять сказанное другими отзывистами. Так что, если хотите почитать умную научную фантастику и еще не читали «Основание», то у вас есть отличный вариант для чтения на несколько вечеров. Только читайте вдумчиво и получите много удовольствия от книги.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легко ли знать, что произойдет? Не понимать, не догадываться или подозревать — именно знать. Твердо быть уверенным в том, что завтра вечером отправленный неумелым ударом футбольный мяч выбьет окно твоей спальни, а разбуженный шумом кот выпрыгнет в окно и будет сбит проезжающим автомобилем. Ты можешь посадить кота на привязь, забить окна ставнями, отобрать у соседских мальчишек мячи, а заодно и кеды с кроссовсками. Наконец, вы с котом можете просто сбежать из города на выходные. Существует набор известных факторов, устранив которые, ты обеспечишь спокойствие себе и долгую жизнь коту.

Но представь теперь, что факторов куда больше: ты использовал всю бумагу, исписал все салфетки и стены в доме, убористым шрифтом исчеркал поперек страницы каждой найденной книги. Но все равно процент учтенной тобой информации не приблизился и к десятой доле. Что делать в этом случае? Собрать команду единомышленников, разместить ее где-нибудь на кухне и совместными усилиями разработать математическую модель для подсчета всех возможных вариантов.

Центральная фигура великого романа Айзека Азимова «Академия» выполнила схожую задачу, но в галактическом масштабе. Гениальный математик Гэри Селдон объединил историческую науку с социологией и психологией и, вписав их в сложную систему неравенств и уравнений, создал идеальную прогностическую дисциплину — психоисторию. Психоисторическая методология открыла Селдону страшную правду: человеческая цивилизация уже стоит на пороге коллапса, сползания в темное средневековье и даже варварство. Остановить кризис невозможно. Галактическая цивилизация человека неизбежно рухнет, и не спасут ее ни продвинутые космические корабли, ни развитая атомная энергетика. Все оттого, что этими достижениями прогресса скоро никто не сможет воспользоваться, так как культурная деградация поразила уже все слои общества, а прочные связи между частями Империи распадаются.

План Селдона состоит в том, чтобы на отдаленной планете создать орден хранителей научного знания. Следуя разработанной им математической модели, они сумеют сберечь огонь цивилизации и подготовить почву для возрождения Империи человека. С этого момента развернется самая масштабная в истории битва между порядком и хаосом, в которой агрессии и невежеству будет противостоять человеческий интеллект.

Академия — величайшая космоопера, избавленная от всех традиционных жанровых клише. За редким исключением события в этом романе развиваются посредством бесед в закрытых кабинетах и интеллектуальных дуэлей умнейших или хитрейших представителей человечества. Битвы космических флотилий и сражения наземных армий вынесены за скобки неотвратимого хода исторического процесса. Не отрицая роль личности в событиях, Азимов, как блестяще эрудированный человек, ясно понимал, что настоящую, земную историю движут массы. Но массы эти слепы — их неудержимой воле требуется вектор, сила, способная обуздать и направить ее. Единственной силой, способной подчинить волю масс Азимов считал знание, вернее, способность воспроизводить и использовать знания для того, чтобы подчинять социальную энтропию.

Меня как историка более всего увлекло описание того, как последовательно «Академия» берет под контроль архаизирующиеся соседние миры. Сосредоточенные умы «Академии» действуют где-то откровенным блефом или тонкой манипуляцией, а где-то — изящной, развернутой на десятилетия стратегией. Иногда они направляют движение торговли, иногда — заигрывают с религиозным идеализмом «подопечных», оперируя принципами, идеально подпадающими под третий закон Кларка: развитая технология неотличима от магии. Трактуя сей постулат по-совему, герои романа однажды даже создают весьма циничное религиозное учение, нацеленное на слепое поклонение «Академии». Сразу вспоминаются лекции по византинистике: нам рассказывали, с каким невероятным упорством слабеющая Империя столетиями билась с наступающим варварством. Методы той борьбы в исторической перспективе тоже не кажутся чем-то нечестным. Имели место и подкуп, и стравливание недавних союзников, и тактическое применение технически совершенных устройств.

Кроме того, мне страшно понравилось, как Азимов лишает пусть даже и сильную личность абсолютного статуса в контексте движения исторической материи. Даже плану самого Великого Селдона не единожды бросят вызов, будут пробовать скорректировать его цели и обратить вспять достижения. В этом, как мне кажется, и проступает незыблемая сила большого знания, на котором строится и, словно живой организм, развивается грандиозный план. Селдон знал: и самому великому из людей не суждено в одиночку развернуть исторический процесс, нарушить его ход. Помните, как герой повести Стругацких «Попытка к бегству» Саул Репнин отчаянно расстреливал из лучемета колонну беспилотных машин, размеренно движущихся от портала к порталу? Саулу не повезло: в его время еще не существовало психоистории.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фундаментальный и мощный, связующий все произведения автора и исследующий проблемы исторического детерменизма (всем +1), и еще многая, многая, многая... Зачем Галактическая Энциклопедия, когда есть Foundation? Трудно добавить что-либо новое по сути, но, думаю, многие согласятся, что такие базовые труды не только не возникают на ровном месте, но и обладают способностью взаимодействовать с окружающим миром...

Откуда взялся этот, пронзающий прошлое-будущее галактических империй интеллектуальный стержень Плана? 5 июня 1947г., на выпускной церемонии в Гарварде, госсекретарем США Джоржем Кэтлеттом Маршаллом впервые был озвучен его План, нет, не восстановления — реконструкции, переустройства старушки Европы... На входе — руины, на выходе — 1.11.1993г — Европейский Союз. Возможно, именно здесь черпал свое вдохновение наш с вами (хотя бы в альтернативной истории)соотечественник, и в начале цикла (1951-1953г.), и в последних произведениях. Как говорится, видели многие, но только Азимову удалось переосмыслить исторические реалии, добавить пару гениальных находок (в т.ч. легендарную синтетическую науку психоисторию), и спроецировать весь этот джаз в далекое будущее. К находкам отношу идею начала работ задолго до краха Трантора, к удачной проекции — доработки и подчистку огрехов Плана по ходу реализации (хотя кто тут у кого подглядел — может еще Госдеп и всякие там «Рэнд Корп.» и иже с ними?). Для любителей Знаков и Символов: заслуженная награда, Hugo Award 1946 (за F&Empire, 1952, sic!), нашла героя в 1996 году!

По влиянию Foundation на наше настоящее — с улыбкой вспоминаю короткий разговор второй половины 80-х (за дословность не поручусь, имени собеседника — для протокола — не помню). «Экономическую гонку проигрываем. Полная изоляция не реальна из-за развития новых информационных технологий. Верхи не справляются с ситуацией и в принципе уже не могут мыслить по-другому. Единственная структура, не тронутая коррупцией — Монастырь(Это явный глюк — Любимова я тогда читать не мог, у них была Контора, у нас — Комитет), и, видимо, кто-то там решил избавиться от руководящей и направляющей.» — «Чушь, страна рухнет, потом долгий бардак, вырулить куда надо просто не получится». — «Думаю, этого не боятся. Степень контроля над страной в целом и отдельными индивидуумами у соответствующих структур настолько велика, что, в высокой степенью вероятности, конечный результат можно гарантировать». Детали реализации многим теперь известны. И что мы имеем на выходе?.. Такая вот «Теория заговора»...

Так что даже записным реалистам, интересующимся тайным ходом исторической фишки, есть прямые резоны читать это монументальное — и живое — творение, которое можно характеризовать только одним не очень переводящимся на русский словом — Foundation.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабо написано. Невыразительные персонажи. Неубедительные поступки оных. Обилие научно-технических фишек при полном отсутствии психологизма и глубины. Право же, не стоит тратить время на чтение этого устаревшего опуса. Есть другие авторы, гораздо сильнее и интереснее.

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые с азимовским циклом «Основание» я познакомился в далёком 96-м году, когда прочитал романы «Край Основания» и «Основание и Земля» — и остался под впечатлением от прочитанного на долгие-долгие годы. Позже были прочитаны также «Прелюдия к Основанию», «На пути к Основанию», «Основание», «Основание и Империя» и «Второе Основание» и, безусловно, все эти романы оставили во мне приятный и глубокий след. Этот цикл навсегда останется для меня эталоном твёрдой космической фантастики.

Что до содержания цикла, то скажу самое главное — его писал не диллетант, а настоящий профессионал, имеющий непосредственное отношение к науке, профессор биохимии и человек с IQ под 200. Поэтому содержание цикла соответствующее. Азимов пробует заглянуть на много-много веков вперёд, тогда, когда космос уже во многом освоен человеком, гипперпространственные скачки уже ни для кого не новость, планеты насчитывают по 40 миллиардов обитателей, а города расположены как на земле, так и под ней. Но не смотря на все эти чудеса проблемы у человечества всё же остаются и проблемы эти в основном психологические, так как за много тысячелетий природа человека, а главное — его психология нисколечки не поменялась. И в результате научного прорыва, технического прогресса человечество само стало создавать себе проблемы, причём настолько серьёзные, что под вопрос поставилось само существование галлактической империи, как единого общества. Виной тому — борьба за власть, которая не прекращается с минуты появления человека, как существа разумного и социального. Прорыв в науке и технике привёл к тому, что человечество стало осваивать иные миры, колонизировать чужие планеты, а про свою родину-праматерь начисто забыло, как бы оторвалось от корня и вследствие чего постепенно начало погибать. Уже за саму эту идею Азимову как писателю стоит отдать должное и признать его незаурядный талант. А уж оформлено, как произведение, оно, на мой взгляд, вообще идеально. «Кто забывает своё прошлое — тот теряет своё будущее», вот так в одном предложении можно изложить содержание всего цикла об Академии (Основании). И очень немногие во всей галлактике понимают всю серьёзность проблемы. Молодой учёный — Хари Селдон предпринимает попытку создания новой науки — психоистории, которая по его мнению способна задержать грядущую катастрофу и несколько ослабить её влияние. Для этого он создаёт фонд, что-то наподобие гигантской библиотеки, в которой будут собраны все научные достижения человечества и прежде всего исторические и психологические. На основе селдоновской психоистории математически можно просчитать возиожные пути развития человечества в новых условиях и при новых порядках. В первые несколько сот лет психоистория срабатывает на все 100%, но потом появляется непредвиденное обстоятельство в лице Мула, сильнейшего телепата и гипнотизёра, способного подчинять себе целые миры. Это обстоятельство создаёт человечеству дополнительные проблемы, играя опять-таки на жадности, карьеризме, невежестве и эгоизме, столь присущих homo sapiens. О насколько это реалистично! Снова стоит отдать должное гению Азимова. А дальше что? А дальше — падение самого Мула, точно такое же непредвиденное, как и его появление. Ведь он, хоть и наделён властью и необычными способностями, всё же ни на минуту не перестаёт быть человеком, со своими слабостями, которые работают против него. Здорово! И весьма захватывающе. Мул уходит со сцены, а спектакль под названием «жизнь» продолжается уже без него. Дальше же подвергается сомнению и сам селдоновский план. Так как и его создал тоже человек, пускай даже очень умный. И в альтернативу плану ставится гуманистское понимание галлактики, как единого целостного организма. В цикле это понятие называется Галаксией и, как по мне, идея очень даже стоящая и имющая «право на жизнь.» Но не буду вдаваться в подробности, скажу только, что это написано в романах «Край Основания» и «Основание и Земля», кого эта тема заинтересует, тот сам сможет прочитать. Скажу только, что произведения Азимова вполне могут оказаться пророческими и человечество может столкнуться с подобными проблемами так и не совершив описанного в цикле освоения космоса.

В заключение добавлю, что «Основание» («Академю», «Фонд») стоит читать самым преданным любителям фантастического жанра, любителям твёрдой научной фантастики, так как этот цикл — произведение не из лёгких и такую литературу нужно понимать. Не смотря на то, что написано вроде бы не так уж и сложно, каждый роман читается с огромным интересом, приходится задумываться чуть ли не над каждой фразой и вчитываться между каждой строчки. Но впечатление от прочитанного сродни впечатлению от прослушанной отличной песни, превосходно исполненной.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существует какое-то умопомрочительное количество переводов первых трёх книг из серии.

У меня на руках оказалось три перевода второй книги:

* «Фонд и Империя» — перевод Снигиревой и Макаренко, другие книги из серии переводят другие переводчики — http://fantlab.ru/edition3743

* «Основание и Империя» — перевод Барсова — http://fantlab.ru/edition669

* «Академия и Империя» — Сосновской — http://fantlab.ru/edition104713

А также оригинал книги на английском. Я сравнил перевод одной главы в начале книги.

Больше всего мне понравился первый перевод (“Фонд”). Я прочитал также в данном переводе первую и третью книгу в серии, не смотря на то, что переводчики указаны разные, общий уровень перевода остаётся хороший.

Вполне вменяем второй перевод («Основание»). Небольшие отиличия в стиле текста и некоторых названиях, но смысл и “чувство” книги оставлены близко к оригиналу. Оба эти перевода могу рекомендовать.

Совсем не понравился самый популярный перевод «Академия» от Н. Сосновской. Переводчик добавляет от себя дополнительные «украшения» к книге, которая превращает её в подобие дамского романа. Оригинал Азимова такого не содержит и описан достаточно сухим языком, для НФ – это, пожалуй, хорошо. К сожалению, судя по ozon этот перевод сейчас активнее всего переиздаётся. Не рекомендую.

Существует и ещё несколько других переводов, но они мне пока не попадались.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эта фантастика 20-того века! Человечество освоило всю Вселенную, а до сих пор выпускаются газеты, платят монетами и снимают трубки телефонов. В наше время это ужасно смешно уже. Фантасты не видят на самом деле дальше собственного носа. Все эти их фантазии удивительно неправдоподобны и наивны. Жалею, что купил книгу, клюнув на красивую обложку со звездолётами. Не ведитесь на рекламу!

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как глобальная гипотеза, писательский взгляд за горизонт — изумительно. А вот что касается чисто литературных качеств — увы. Сплошные тезисы, все очень конспективно, сухо. Персонажи совершенно латексные, сопутсвующих размышлениям и действию описаний почти нет... Была бы возможность поставить две оценки, поставил бы 9 за размах и мощь прогностики и не более 5 за литературную часть, а так — только 6.:frown:

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, прочитал... Одном словом — классно. Однако, начинается скучно, и чтобы понять, что это действительно стоящая книга, нужно прочитать примерно половину (до Мула).

Завершается обилием развязок, оставляя тем самым массу приятных впечатлений. Кстати, к концу книги окончательно перестаешь верить тому, что видишь (читаешь) — так много истин оказывались ложью.

Вторая Академия оказалась тем, без чего План Селдона не смог быть исполнен. Она — хирургический инструмент, или вернее даже, косметический — вечно была вынуждена подправлять микроотклонения от Плана, работая с отдельными людьми. Она окончательно умудрилась запудрить мозги всем, включая читателей.

Больше всего мне понравился Мул. Мне кажется, это наиболее удачный персонаж Академии (Основания, Фонда), так сказать, изюминка книги. Жалко его было...

В общем, читать всем рекомендую. Это очень удачная книга о детерминизме в истории.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не Академия, не Фонд, не Основание. Это — Глыба.

Писатель-мыслитель-ученый создал эпическое полотно, грандиозных масштабов. Работа Мастера.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется упрекнуть эту эпичную сагу в недостаточной эпичности. Не хватило мне чуток, пожадничал автор: тысячелетняя история всей Галактики, охватывающая миллионы планет и миллиарды людей втиснута им в три компактные книжки. Иные современные «писатели-фантасты» (не будем показывать пальцем) умудряются о пути из пункта «А» в пункт «Б» десяток томов исписать.

И даже то, что автор потом дополнил основной трехтомник, положения не спасает: «Основание» кажется не монументальной историей галактического масштаба, а чем-то вроде сжатого конспекта по истории у предвзятого ученика — поверхностно, кратко и очень субъективно.

Первая книга разбита на четыре слабо связанные друг с другом повести, вторая и третья книги — в сумме еще на четыре. Вот вам и готовый восьмитомник: берите любую из этих маленьких повестей, наращивайте сюжет со всех сторон и вытягивайте в полновесный роман страниц на пятьсот . С другой стороны, может, оно и к лучшему? Писатель, сумевший лаконично рассказать историю и вовремя остановиться заслуживает большего уважения, чем те, кто растёкся мыслью по древу на много томов, превратив первоначальную задумку в конвейер по производству денег.

В целом в книге применён очень интересный авторский ход, который удался Айзеку Азимову — это Гэри Селдон, его в книге практически и нет, зато множество каких то других героев, которые как бы живут и умирают, но всё же присутствие Гэри Селдона проведено красной нитью через всё повествование, он как бы в тени и в тоже самое время основная фигура.

В книге всё логично, при прочтении начинаешь как бы проникаться авторской теорией, начинаешь её понимать, ход вещей идёт по порядку по плану, разработанному и просчитанному когда-то Гэри Селдоном (читай — Айзеком Азимовым), и когда всё начинает идти не так, как было математически просчитано, появляется исключение, подтверждающее правило, и это ещё больше должно укрепить читателя в чувстве поддержки теории, выдвинутой в книге писателем.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Познакомившись с изначальной трилогией, был ею очарован — столько всего разного, и всё вместе! Точнее, познакомившись уже со вступительной главой, был очарован самой идеей: «обратное программирование будущего». Считаю, что во многом это не фантастика, ведь на примитивном уровне это делается с незапамятных времён. В общем, после первой трилогии, несмотря на её логическую завершённость, всё равно захотелось видеть продолжение, потому что судьба проекта действительно захватывает.

Технологическая составляющая — блеск, всё взвешенно и чётко описано. Единственный момент — это засилие всевозможных ядерных реакторов, нереальное в истинном будущем. А в остальном — это сугубо Научная фантастика как она есть, образец, который кому-то удалось повторить, но пока вроде бы не удалось превзойти. И тот факт, что это начато в сороковых годах, поражает — ведь серия совсем не выглядит архаичной.

Да, это лучший сериал))) Это единственный сериал, который я поддерживаю, потому что никакой другой не радует разнообразием.

Вселенные Warhammer и Star Wars во многом по образцу вселенной Основания скопированы, осознанно или нет, в них разве что добавлен налёт фэнтэзи. Вообще понятие «Галактическая Империя» родилось именно в этом сюжете, а ведь сейчас это, наверное, самая популярная тема фантастики.

Шаг в сторону: почему «Академия»? «Основание» — это наилучшее по духу название, и это более буквальный перевод слова «Foundation».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фундаментальный труд, самая лучшая книга жанра фантастика которую я читал!

Книга уводит читателя в размышление о бытие и природе вещей. Кто мы на этой земле? Что такое история и эволюция? В книге Айзек Азимов в лице Хэри Сэлдона пытается развить теорию о возможности математического просчёта хода исторического развития, будующего и прошлого. Хотя это и достаточно спорная теория но всё же она имеет право на существование!

Очень интересный авторский ход, кстати, удался Айзеку Азимову с этим героем (Хэри Сэлдон), его в книге проктически и нет, зато множество какихто других героев, которые какбы живут и умирают, но всёже присутствие Хэри Сэлдона пронизано красной нитью через всё повествование, он какбы в тени и в тоже самое время основная фигура!

И в книге вроде как всё логично, при прочтении начинаешь какбы проникаться этой теорией, начинаешь её понимать, ход вещей идёт по порядку по плану разработанному и просчитанному когдато Хэри Сэлдоном (читай Айзеком Азимовым), и когда всё начинает идти в кривь, не так как было математически просчитано, появляется исключение подтверждающее правило, и это ещё больше должно укрепить читателя в чувстве поддержки теории выдвинутов в книге Айзеком Азимовым.

P.S.

Кто читал эту книгу и ничего не понял — прочтите её ещё раз внимателно, не относясь к неё как к какомуто развлечению, попытайтесь понять то что автор хотел до вас донести.....

P.P.S.

Эта книга осоциируется у меня с гениальным произведением Булгакова «Собачье сердце», в достаточно лёгкой форме пишется о серьёзных вещах.........

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх