fantlab ru

Энди Вейер «Артемида»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
746
Моя оценка:
-

подробнее

Артемида

Artemis

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Артемида — единственный город на Луне.

Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.

Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...

С присущим ему мастерством и вниманием к мельчайшим деталям Энди Вейер, автор великолепного «Марсианина» открывает новую главу бесконечной саги об освоении Солнечной системы!

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (33 957 голосов)

лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2018 // Научно-фантастический роман

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2019 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Лучший роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман

Экранизации:

«Артемида» / «Artemis» 2021, США, реж: Фил Лорд, Кристофер Миллер



Похожие произведения:

 

 


Артемида
2018 г.

Аудиокниги:

Артемида
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Artemis
2017 г.
(английский)
Artemis
2017 г.
(английский)
Артеміда
2017 г.
(украинский)
Artemis
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продираясь сквозь «сладкие сны Гитлера о блондине-парне», сквозь «нассала в щи» и прочие дебилизмы, хотелось найти те крупицы шедевра, которые имелись в «Марсианине». Не нашёл. По мне, «Артемида» гораздо слабее и безвкуснее. Сюжет довольно динамичный, но в остальном повесть — абсолютное разочарование.

Вот к примеру нарушение логики — миллиардер планирует дорогостоящую акцию, в которой ставка сама его жизнь. Он предлагает главной героине повести придумать, как вывести из строя лунные машины и осуществить это. Миллиардер — очень могущественный. Он смог даже тайно по частям доставить на Луну несколько таких машин, а придумать план, как вывести машины из строя не придумал. Миллиардер мог нанять любых профессионалов как на Луне, так и на Земле для решения этой задачи. Но он поручает эту задачу человеку, который в машинах полный ноль.

Такие вот ошибки, да ещё дурной вкус в изложении (например, «многоразовый презерватив») говорят, что «Артемида» — дёшевое бульварное чтиво на полраза.

Почему не на раз, а всего лишь на «полраза»? Потому что вдобавок ко всему, перевод повести — примитив.

Оценка: 4
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если «Марсианин» это замах на Артура нашего Кларка, то «Артемида» это явный Хайнлайн. Непрерывная ода капитализму и главная героиня с интеллектом подростка.

Что из себя представляет лунный город в произведениях советских фантастов или у того же Кларка? Форпост цивилизации и науки, где работают лучшие умы человечества, учёные, инженеры. У Вейера — зловонная клоака, средоточие всех язв дикого капитализма, и, в первую очередь, запредельного неравенства. Что-то вроде Дикого Запада. Ну, или наших 90-х. И автора это явно вдохновляет. Ну, как же, ведь это время больших возможностей и минимального вмешательства государства в дела предприимчивых граждан. Как говорится, предпринимай и богатей. И главная героиня предпринимает. Понимая, что трудами честными ей на комнатку с душевой кабинкой не заработать, она начинает промышлять контрабандой, т.е. криминалом. Из переписки с её земным партнёром по нелегальному бизнесу мы узнаём, что на Земле тоже всё в порядке — семья её корреспондента едва сводит концы с концами и вряд ли сможет дать образование его братьям-сёстрам. А вот ещё один симпатичный для автора персонаж — миллиардер, человек-успех, живущий в шикарных апартаментах, которому наша героиня доставляет контрабандное курево. Очень скоро мы узнаём, как приобретаются миллиардные капиталы — путём диверсии против конкурента и перехвата выгодного контракта. Совершить диверсию нанимается наша героиня, для неё это невероятная удача, возможность быстро заработать большие деньги, а про смертельный риск она задумывается мало по причине подросткового развития. Её же наниматель вполне всё понимает, но... на какие преступления не пойдёшь за триста процентов прибыли. Любопытно, как показан папа главной героини — честный трудяга, принципиально не вступающий в конфликт с законом. Автор описывает его с несколько снисходительной интонацией, дескать, он сам виноват в своей бедности, хочешь жить умей вертеться и рисковать. Но, с другой стороны — соль земли, и что бы мы, капиталисты, делали без армии таких вот простаков, из кого бы мы выкачивали прибавочную стоимость.

Ну, а под конец нам целую лекцию прочтут про то, какой бывает капитализм: сначала хороший, свободный, полный возможностей для хватких индивидов, но потом он обрастает законами, налогами, социальными обязательствами и начинает загнивать, рушится. И цикл начинается по новый. И никаких империалистических стадий, никаких транснациональных корпораций и монополий, никаких периферийных и колониальных форм.

Интересно, автор правда не понимает, что пытаясь воспеть весь блеск свободы предпринимательства в условиях дикого капитализма, он, фактически, разоблачил всю его нищету?

Оценка: 8
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга сама по себе неплоха. Просто в очередной раз автор пробежался по всем моим любимым мозолям и большую часть книги я тихо закипала от праведного возмущения.

Сюжет романа довольно прост: девушка Джаз с изрядной толикой авантюрной жилки, острым умом и техническими познаниями собирается провернуть «преступление века» и заработать кучу денег. Ну, другими словами, поучаствовать в рейдерском захвате предприятия, критически важного для жизнеобеспечения города, в роли диверсанта. По крайней мере для Артемиды, единственного города на Луне с населением аж 2000 человек, задумка Джаз покажется действительно дерзкой авантюрой. Саботировать поставки кислорода в единственное поселение человечества на планете? Пилить сук на котором сам сидишь? Не, не слышали! Дальше, как водится, «что-то пошло не так» и «завертелось».

В этой ситуации меня раздражала именно Джаз. Вообще роману свойственны какая-то наивность в сочетании с довольно откровенными моментами. Только заикнешься «подростковый роман», как Джаз начинает живописать бордели Артемиды, прелести секса в условиях 1\6 земной гравитации, тот самый «презерватив Свободы», сердится на друга, который увел ее парня… Ну и что что гей, все равно обидно!!! Так вот, меня смутила сама идея этого «преступления века».

Самым большим кошмаром для Джаз была идея возвращения на родину – в Саудовскую Аравию на планете Земля. Кроме чисто физиологических причин (адаптация к гораздо большей силе тяготения) были и психологические – с 6 лет Джаз жила на Луне и на родину как-то совсем не рвалась, хотя лет с 12 ходила под угрозой того самого — депортации. И вот в городке с населением 2 тыс человек, где все друг друга знают, часть жителей участвует на добровольных началах в пожарной бригаде и т.д. и т.п. Так вот, в Артемиде, где за всю историю города не угнали ни одного электрокара… Джаз решается на авантюру, за которую ее с легкостью депортируют за пределы Луны. Джаз соглашается поставить город под угрозу потерять источник кислорода. Ради денег, конечно, и денег неплохих… Которые она потратит на аренду роскошного жилья в… самой Артемиде.

Но, Господи, неужели правило «не сри где жрешь» настолько сложно для понимания?

Финал, на мой взгляд, оптимистичен вплоть до отметки «вырвиглаз». Девушка, на секундочку, согласилась сделать жизнь в нежно любимой ею Артемиде невыносимой за 1 млн жетонов. И тут вдруг стала напирать на безобидный характер контрабанды! Кто-то верит, что за 2, в крайнем случае 3 млн жетонов Джаз не согласится завезти в Аретмиду наркотики, оружие и что-нибудь еще? Или, стоит Артемиде пойти врост, не появятся преступные синдикаты Земли, которые легко выкинут с рынка услуг Джазмин Башару?

Может, я и зануда, но, на мой взгляд, сюжет в романе развивается как-то странно-наивно.

Пы.Сы. “On a scale from one to ‘invade Russia in winter,’ how stupid is this plan?”. Так что про Россию зимой — это авторское. )

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.

С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой, узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?

В свое время «Марсианин» мне понравился героем и уважительным отношением к науке. Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине, критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный, все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?

Такие читатели должны быть полностью удовлетворены «Артемидой»: главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.

Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные, последствия? Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.

Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует, исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.

Только вот «подростку» этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее «настоящее». Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.

Второе неприятное «настоящее». Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?

Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?

Безусловно, такой «современный» во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?

Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разняться герои и то, чем они живут. И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством, поклонникам всяческих Игр. Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному заигрыванию с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Строительство цивилизации — процесс довольно уродливый. Но его альтернативой является полное отсутствие цивилизации.»

До настоящего момента имя американского писателя Энди Вейера было для меня пустым звуком. Прославившую автора книгу под названием «Марсианин» я не читала, а просматривая одноименную экранизацию, даже не думала, что у нее есть литературный вдохновитель. Поэтому «Артемида» — мое знакомство с творчеством писателя. О чем она? Давайте представим себе недалекое будущее, в котором спутник Земли не является необитаемым. В единственном городе Луны, называемом Артемида, живет две тысячи человек, среди которых — главная героиня этой истории Джазмин Башара. Сказать, что жизнь двадцати шести летней женщины непростая, ничего не сказать. У нее невероятно сложные отношения с отцом-сварщиком; ее любовные взаимоотношения оставляют желать лучшего, а репутация трещит по швам; она живет одна в крошечной, вызывающей клаустрофобию комнате-капсуле, не имеющей даже намека на какие-либо индивидуальные удобства; она едва сводит концы с концами, работая курьером и разнося по всему городу различные грузы, иногда даже контрабандного характера. При этом Джаз даже слушать не хочет о том, чтобы жить в каком-либо другом месте, тем более на Земле. И она полна решимости так или иначе добиться здесь успеха без чьей-либо помощи. Однако терпит бесконечные удары на этом поприще. Книга открывает перед нами свои объятия в тот момент, когда доблестная героиня с треском проваливает экзамен на членство в Гильдии Работников безвоздушного пространства. Поэтому, когда Тронд Ландвик, один из самых богатых людей на Луне и постоянный покупатель контрабандных предметов роскоши, делает ей необычное партнерское предложение, авантюристке Джаз оказывается весьма сложно перед ним устоять.

» — Извини, но это дело не для меня. Поищи кого-нибудь другого.

- Даю миллион жетонов.

- Договорились.»

Повествование велось от лица Джаз, поэтому мы буквально слышали, видели и чувствовали все то, что слышала, видела и чувствовала главная героиня. Зачастую считается, что многие представительницы прекрасного пола от природы болтливы. Джазмин Башара как раз из числа таковых. А теперь представьте, каково это оказаться у нее в голове, в мыслях... То еще испытание. Джаз — мятежная арабка, абсолютно не религиозная, хотя мусульманка по происхождению. При этом она весьма остра на язычок, зачастую не выбирает выражений в разговоре с оппонентами, любит плоско шутить и обладает искрометным и воистину саркастическим чувством юмора. Возможно, кому-то из читателей подобные черты личности двадцати шести летней женщины покажутся отталкивающими. Мне же было невероятно весело и интересно за ней наблюдать. Вейер раскрывал ее образ постепенно, страница за страницей. Большинство глав были интересно украшены интерлюдиями личной переписки героини с неким Кельвином. Что тоже добавляло в сюжет толику загадочности.

«Дорогой Кельвин, Да как ты смеешь называть меня лентяйкой! Я придумаю какой-нибудь едкий ответ, но потом. Сейчас просто лень.»

Не могу не упомянуть о других действующих лицах. Вейер набрал отличный состав героев второго плана, который представлял собой некий винегрет из многочисленных народов Земли. Например, Правительство Артемиды во главе с женщиной-администратором было основано в Африке и контролировалось Кенийской Космической Компанией. Жизнь мультикультурного общества Луны целиком и полностью зависело от народонаселения с его менталитетом, вероисповеданиями и сексуальным предпочтениями. Хотя «на Луне нам все равно, кто с кем спит, если это с общего согласия и люди взрослые». Конечно, не обошлось в книге без мрачной россиянки, самоотверженного еврея и ответственного араба. Надо также заметить, что сама главная героиня была уроженкой Саудовской Аравии. Однако среди всех прочих меня очень порадовал образ неуклюжего гения всевозможной техники с самым что ни на есть говорящим именем, являющегося по происхождению представителем Незалежной. В общем, спасибо автору за Мартина Свободу.

«Я где-то читала, что, когда собираешься в гости к украинцу, надо обязательно что-нибудь с собой принести.»

Надо отдать должное писателю — его роман получился невероятно кинематографичным, в том числе и благодаря повествованию от первого лица, которое прекрасно создавало иллюзию безусловного и непосредственного присутствия читателей в разворачивающемся действе. Вместе с тем меня поразила сумасшедшая динамика происходящего. К сожалению — а может, и к счастью! — здесь все происходило не так, как было запланировано героями изначально. Оказалось сложно реагировать на проносящиеся перед глазами события. Не успели мы вместе с героиней толком расстроиться из-за провального экзамена для получения разрешения на работу гида, как уже обдумывали необычный саботаж, после чего оказывались ключевыми персонажами детективной истории с убийствами и странными загадками, плавно перетекающей в миссию по спасению всея Артемиды. Несмотря на некоторые неправдоподобные и даже наивные сюжетные повороты, чтение книги оказалось «залипательным» — от первой до последней страницы.

«Я встала и залпом допила свой «Боумор». Наверняка в этот момент вся Шотландия охнула, шокированная таким святотатством.»

Невероятно понравилось устройство лунного города, которое получилось у автора тщательно спланированным и очень логичным. Артемида состояла из пяти сфер, соединенных между собой тоннелями. Вейер продумал также экономическую, социальную и политическую организацию общества Артемиды. При этом он постарался реализовать нестандартные решения, в том числе и технологические: добыча полезных ископаемых в условиях лунной атмосферы; уникальная система жизнеобеспечения города с неисчерпаемым источником кислорода в виде алюминиевой промышленности; система рекуперации серых стоков, позволяющая экономить воду. И многое другое. Есть здесь даже многоразовый презерватив, который меня очень повеселил (дякую, Мартiну). Одна деталь, которая мне особенно запомнилась, связана со своеобразной валютой на Луне, называемой «жетонами». Она представляет собой кредитную систему, основанную на выраженном в граммах весе доставленного с Земли груза.

«Слушай, по шкале глупости от единицы до «вторгнуться в Россию зимой», насколько у меня дурацкий план?»

Надо заметить, что в «Артемиде» нет ни одного лишнего эпизода. Все события даются в динамике, не тормозят повествование и являются логичными составляющими сюжета. Небольшое по объему произведение абсолютно было лишено всяческих скучных моментов и утомительных пояснений. Роман — яркий представитель твердой научной фантастики, но при этом он начисто лишен зубодробительных научных составляющих, которыми так любят украшать свои работы писатели-фантасты (здравствуй, Уоттс!) И все же благодаря книге я унесла с собой несколько килограммов знаний относительно сварочных работ. На Луне я теперь точно не пропаду, потому что среди всего прочего имею точное представление, как зажигается горелка сварочного аппарата в вакууме. Не могу сказать, что данное творение обладает особой литературностью, однако мне понравилось, что писатель радовал читателей оптимизмом и юмором, особенно «математическим».

«Подобная работа должна была бы занять минут сорок пять, но у отца ушло три с половиной часа. Мой отец любит меня на триста шестьдесят шесть процентов больше, чем что-либо еще в своей жизни.»

В целом роман мне понравился. Это было легкое чтение, после которого осталось приятное послевкусие. Я начала задаваться вопросом: может ли когда-нибудь вся та жизнь, тщательно описанная здесь, стать реальностью? Эти мысли подпитывались информацией из всезнающего интернета касательно «Артемиды» — американской космической программы исследования Луны, возглавляемой агентством НАСА. Она будет состоять из серии миссий, первая их которых должна стартовать уже в этом году. В то время, как некоторые власть имущие занимаются страшными преступлениями вокруг своих империалистических амбиций, где-то есть люди с большой буквы, намеренные восстановить присутствие человека на необитаемом спутнике Земли. Неужели это возможно? Хочется верить, что вскользь упомянутая автором на страницах данного произведения фраза однажды станет пророческой. А именно: «Himmelen er ikke grensen». Это означает, что «Даже небо не предел». Всем мира и добра!

«Друг мой, нам сейчас трудно, но мы найдем свой путь. Он есть, и мы его найдем.»

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию:

«О Аллах всемогущий и все ангелы, спасибо вам за поверхностное натяжение и капиллярные явления.»

«Так оно всегда бывает, когда засыпаешь в слезах. Просыпаешься, а проблемы никуда не делись.»

«Ростбиф? Настоящий деликатес, учитывая, что до ближайшей коровы 400 000 километров.»

«Да, фигура у меня отличная, но мне все же хотелось бы, чтобы принять вид дешевой идиотки было не настолько легко.»

«Любой, кто зарабатывает для тебя деньги, — твой друг...»

«Когда коп постоянно висит у вас на хвосте, жизнь превращается в сплошную боль в заднице.»

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный научно-фантастический роман «Марсианин» принес Энди Вейеру широкую известность, а удачная экранизация упрочила мировой успех. Поэтому новость, что права на съемки фильма по новой книге Вейера были куплены еще до ее публикации, оказалась вполне предсказуемой. Какая же киностудия откажется от потенциального блокбастера?!

Никакого Марса, никакой напряженной робинзонады в миллионах километрах от цивилизации. Впрочем, действие разворачивается лишь немногим ближе к Земле — на поверхности Луны, под куполами Артемиды, первого и единственного на этот момент инопланетного города, а также в его окрестностях. Главная героиня, Джазмин Башара, работает самым обычным курьером и мечтает получить лицензию Гильдии Работников безвоздушного пространства, чтобы невозбранно выходить наружу и прилично зарабатывать проведением экскурсий. Впрочем, есть у нее и другой источник доходов, правда, крайне плохо сочетающийся с законом. Джаз заправляет каналом доставки и распространения контрабандных товаров по Артемиде. Но когда местный богач Тронд внезапно предлагает невероятно щедрую сделку — на целый миллион артемидийских жетонов — импульсивная Джаз не в силах устоять перед соблазном.

Если вы критиковали «Марсианин» Вейера за отсутствие упоминаний о Роскосмосе и негативные эпитеты в адрес советской космонавтики, то здесь можете расслабиться, потому что абсолютным фаворитом становится... Кенийская Космическая Компания. В условиях, когда все западные страны ввели строжайшие экологические требования к ракетостроению, именно экваториальная страна без собственных институтов смогла привлечь максимальными налоговыми льготами и выгодным географическим расположением десятки крупных корпораций, которые профинансировали мегапроект по созданию мощной индустрии и полноценного лунного поселения. Но со временем бурное развитие Артемиды сходит на нет, ведь содержание куполов обходится дорого. Поэтому когда появляется шанс наполнить бюджет Артемиды, Главный Администратор Фиделис Нгуги пойдет на любые ухищрения и подлости. А Джаз окажется в эпицентре риска среди корпоративных интриг, гангстерских разборок и рискованных диверсий.

Стоит понимать, что «Артемида» — это не максимально точный и выверенный футурологический прогноз с полным пакетом научных обоснований. Вейер откровенно развлекается, предлагая читателям один из маловероятных вариантов развития событий и утрируя современные западные тенденции. Однако кажущееся легкомыслие не помешало ему заложить вполне адекватную экономическую модель, пусть и схематичную. И разумеется, Вейер до предела насытил повествование инженерно-техническими деталями и ребусами, на которых основаны ключевые повороты сюжета. Книга-мечта для фанатов гаечных ключей, сварочных аппаратов и химиков-практиков.

Веселый настрой Вейера нашел свое отражение и в характере героев, и в стиле романа, который наполнен добродушной иронией, раскованным стебом и юмором. Автор так или иначе прошелся по всем — мусульманам и евреям, геям и «ботаникам». Но получилось у него это действительно задорно и беззлобно: «Тащи шесть пинт – три для гея, три для гоя», — показательный тому пример. Отчасти благодаря этому роман стал молодежным, а не подростковым. А отчасти потому, что Джаз двадцать шесть, и она уже успела разочароваться в первой влюбленности, потерять второго парня, пережить острый период подросткового бунта и взять на себя ответственность за последствия. Однако рано или поздно ей придется все же найти общий язык с родным отцом, найти свое место в социуме, научившись играть по ненавистным чужим правилам — бюрократичным, макиавеллистичным и лицемерным, чтобы защитить себя и друзей.

Итог: молодежно-приключенческая фантастика с элементами инженерных задач.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный пример НФ-триллера: проработанный фон, динамичный сюжет, детали мира, которые подаются по мере необходимости. Плюс -- живые характеры и ирония. Книга не претендует на философские глубины, но в своём поджанре -- хороша.

Читал в украинском переводе, который вышел одновременно с мировой премьерой, 14 ноября. Из-за этого опасался, что спешили и перевели небрежно, но нет, перевод качественный, без корявостей и невнятицы, а шутки звучат смешно.

Насколько знаю, уже куплены права для экранизации, и, по-моему, нужно будет очень постараться, чтобы сделать её неудачной: материал просто напрашивается для перенесения на большой экран.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недалёкое будущее, лунный город Артемида. Молодая женщина Джазмин Башара работает там курьером, подрабатывает контрабандисткой и мечтает переехать из капсулы в квартиру. На счастье Джазмин основным капиталом её является репутация человека, всегда держащего слово. Поэтому, когда местному магнату потребовалось уничтожить бизнес конкурентов, он не задумываясь обратился к ней. Всего-то и делов — вывести из строя горные комбайны, на работе которых держится не только городская экономика, но и, в прямом смысле слова, жизнь обитателей Артемиды.

По форме получился подростковый роман, в который почему-то засунули героиню аж 26 лет, которая из джаза, бокса и секса уверенно выбирает последний, правда преимущественно на словах. Читается куда как повеселее «Проекта «Аве Мария»».

Махровая голливудщина, по сути готовый сценарий для боевика, как сейчас полагается с сильными женщинами, этническими меньшинствами, геями, присутствует красочный взрыв и спасение мира в последний момент. Отсутствуют проработка психологии персонажей, местами логика, но в глубине кинозала это всё не имеет значения.

Позже попробую почитать «Марсианина», но пока впечатления от творчества мистера Уира не изменил — вместе со своими другом Клайном они абсолютно дутые величины, счастливым случаем однажды выехавшие в звёзды фантастики на экранизациях.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая Луна нам не нужна.

Артемида -это вообще не настоящая книга, это расширенный киносценарий для нового голливудского блокбастера, где супергероиня-мэрисью с задержкой умственного развития лет на 15 спасает мир (в данном случае лунный, но все равно мир). Мир такой мультикультурный и политекорректный -здесь тебе и женщины-негритянки у руля, и гомосеки в положительных ролях 2 плана. И много взрывов, бестолковой движухи, тупых и плоских шуток.

Все так, как и должно быть в современнои кино. Стильно, модно, молодежно!

И ладно, если бы писал некий Джон Смит. От автора Марсианина ( 1 из лучших книг в современной фантастике на мой взгляд) я такой халтуры не ожидала. Техническая грамотность, внимательность к реализации идеи и деталям, сделавшие успех Марсианину -здесь вроде бы и есть, но не проработаны в той же мере, да и смотрятся неуместно,как вклееная посреди экшна инструкция по эксплуатации сварочногоаппарата. И если каждый шаг Марка Уотни на Марсе — продуман и просчитан, потому и ведет к успеху и выживанию, действия «принцессы Жасмин» на Луне зачастую бестолковы и самоубийственны, но засранке везет «по законам жанра». Жаль,что написав 1 хорошую книгу, на 2 Вейер почти скатился на уровень трэшовых сценариев.

Прочитала во время ночного дежурства, когда делать было все равно нечего. Только поэтому не так жалко затраченного на эту фигню времени.

Оценка -2 из 10.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не то чтобы я ждал от автора «Марсианина» чего-то выдающегося, но книжка на уценке стоила копейки, и я решил рискнуть, взять так сказать в дорожку почитать. Ну а вдруг…

И не «вдруг». Книга не зашла совершенно, засим не буду растекаться язвой по виртуальной бумаге и поведаю о своих впечатлениях вкратце.

Автор снова будто бы сразу же пишет готовый киносценарий, где обилие действа и пошлых шуточек должны заслонить собой нелогичность и поверхностность всего происходящего. Да и сама героиня крайне неприятна – мало того, что она – типичный представитель так сказать маргинальных слоев населения, так еще волей автора непроходимо глупа (что компенсируется, разумеется, невероятной удачливостью). Ее «афера века», которая вообще-то в условиях ограниченных ресурсов способна погубить всех вокруг, в том числе и саму героиню, скорее напоминает жесткий терроризм, более присущий каким радикалам или отчаявшимся повстанцам. Подобное было уже в макдональдской «Луне», но тут глупость происходящего выходит на какой-то новый уровень. Было бы еще хоть как-то понятно, если бы наша «хабалка» имела план навроде «чемодан-космопорт-Земля», но все с точностью до наоборот…

Дочитывать не стал. Простой и нелогичный сюжет, несимпатичная героиня, примитивный и пошлый юмор… Ни уму, ни сердцу. Видимо, демиург решил, что имя начнет работать на него уже со второй книги (и увы, по крайне мере в коммерческом плане не прогадал…), и на сей раз решил вообще особо не напрягаться. Да даже не особо любимый мною «Марсианин» был куда лучше. Не возьмусь советовать даже тем, кто был в восторге от дебюта автора.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чего не отнять у книги — читается она легко и быстро, примерно за полдня. Чего у книги в дефиците, так это искреннего юмора, который так украсил «Марсианина». Автор пытался шутить, но вышло примерно как с едой на Артемиде, — пресно и искусственно. Получился довольно типичный подростковый роман-превозмогание про юную и наглую девушку, типаж которой торчит из примерно 75% современного фантастического чтива. Ну и заодно гимн капиталистической экономике для самых маленьких. «Марсианин» себе такого не позволял, за что его и полюбили, и пусть он тоже был развлекательной штукенцией, но у него было какое-то самоуважение и характер. Да, скажем честно, голливудщина и раньше вырывалась из Энди Вейера, а тут её стало ещё больше, при этом сюжет ещё меньше концентрируется на научных деталях, а всё больше на беготне, махачах и взрывах. Да, тут будут взрывы, много взрывов! Приемы и ситуации повторяются — опять поверхностоходы, шлюзы, разгерметизация, изолента, выжить без ничего в вакууме... В общем, типичный набор из аниме про Луну (да, я такие смотрел). Что можно сказать о персонажах? Что нет повести печальнее на свете, чем повесть о взрослении нашей героини, которая просто-таки загажена модными культурными маркерами и бородатыми клише. Или что мужская часть окружения героини превращена в паладинов круглого стола, и то и дело абсолютно бескорыстно бросаются ей на помощь, походя успевая любить друг друга пламенной мужской любовью? Ну такое. Ещё набросайте парочку умных сильных и независимых женщин, которые «всем тут рулят», неубиваемого наемного убийцу прямиком из Джеймса Бонда, и получите собственного говоря исчерпывающую характеристику всех основных персонажей. А, стоп. Был ещё друг по переписке из Кении, которой слал нашей героине контрабанду (на чем они и стригли монеты). Ладно бы как-то это всё живенько, но нет, наспех и левой рукой. И облико морале. Ещё печальней, что всё это и нечто похожее мы уже читали, и читали совсем недавно. В «Новой Луне» Йена Макдональда (тут вообще плагиатом попахивает), в «2312» Стенли Робинсона, да много где. И эти произведения были посодержательней, взрослее и куда серьезней в отношении деталей. Из отечественного можно вспомнить тоже абсолютно развлекательную «Лунную сонату для бластера», которая удивляла и подбрасывала дровишек куда веселее. Ну не знаю, была надежда почитать чего-то посвежее, а так больше цитирование пройденного. В принципе, назвать книгу совсем уж плохой тоже нельзя, — она ненадолго развлекает.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая, я все думал, ну когда же начнется что-то интересное? Обилие технических описаний несуществующих технологий и скучная история бытовой жизни очередной непризнанной героини-бунтарки против всего вокруг — вот о чем эта книга. Если в Марсианине все эти инженерные «плюшки» выглядели по крайней мере реалистично и как-то поучительно, тот тут — это будто читать инструкцию к трактору с картинками. И скучно и не нужно.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне неплохо. Чуть уступает «Марсианину» и «Аве Марии» в стиле, но в целом интересно. Немного подростковое, но от того даже более энергичное повествование. Главная героиня напомнила И.В. из «Лавины» Н.Стивенсона, а в целом атмосфера почему-то ассоциировалась с фэнтези, а не с н/ф. (Гильдии профессионалов, богатый друг-заказчик у девчонки «из низов», закрытый город и т.п.).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу — я разочарована. Если в дебютном романе я упрекала автора за то, что он прописал героя без эмоций, то тут проблем стало в 2 раза больше.

Я даже не знаю, для какой аудитории эта книга. Главной героине примерно 26 лет, но ведет она себя словно подросток. При этом занимается доставкой контрабанды. Её главный наемщик, человек богатый, но для очень важной цели привлекает именно нашу барышню, которая в данном вопросе особо не смыслит и может сорвать всю операцию. Ну, т.е. первое, с чем тут проблемы это с логикой или с тем, что автор не смог по-другому завязать сюжет.

Поведение героев тоже оставляет желать лучшего, пафос, нарочитость, задиристость — все, что сейчас модно прописывать у персонажей в жанре Young Adult. «Все такие дерзкие, как пуля резкие..» (с).

А как доходит до простых логических решений — все тупят как первоклассники.

Причем на одной странице мы можем читать про нежные чувства главной героини, а на другой про многоразовый презерватив и количество её половых партнеров...

По стилистике романа, это явная авантюрно-приключенческая история. И если из нее убрать все научные вставки, которые в этот раз были нужны только для раздувания текста, то от фантастики там не останется и следа. Ну, разве что действие происходит на Луне.

И все это собрано в какое-то лоскутное одеяло. Не льется на нас общим потоком, а брызжет как из сломанного душа. Очень рвано.

В принципе, если закрыть глаза на все эти моменты и взять книгу для разгрузочного чтения без претензий, то можно скоротать пару вечеров, ожидание в очереди или длинный путь в транспорте. При серьезном же рассмотрении, это уже разочарование.

Теперь я уже задумалась, буду ли читать новую книгу.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот сейчас заступлюсь за Вейера и всех украинцев с окончаниями фамилий не «-ук, -юк, -о».

Если уж может гордиться Украина своим философом, поэтом, баснописцем, педагогом и собирателем фольклора Григорием Саввичем СКОВОРОДОЙ,

родившимся под Полтавой,то может и Энди Вейер спокойно относить своего персонажа с фамилией Свобода к украинскому народу.

Далеко ходить не надо — открываешь википед, а он тебе: Гоголь, Баш (Башмак), Вишня, Гончар, Сиволап, Братунь, Соколян, Кай, Квитка, Тудор, Барка (Очерет) и далее по списку.

А еще Артемида — мультикультурный и многонациональный город.

Даже имя «Джасмин» не арабское, оно исковеркано в лучшем случае от Ясмин (жасмин) + обыгрыванием слова «джаз».

Касательно имени «Мартин». Эммммм.... Серьезно? Нет? Вот я захожу в вк, в поиск друзей и забиваю перекрестный поиск «МартЫн (да, други мои Мартин и МартЫн — имена-синонимы) + «Украина» — и оказывается, что это и весьма распространенное имя и... фамилия. Среди украинских католиков (а впрочем различные версии Мартина есть и в правлославном имяслове) — часто используемое. И напоследок, немного «открытия Америки»: англоговорящий люд не умеет в звук «Ы», ему его специально учить надо, потому и МартИн, а не МартЫн.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх