fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Дом солнц»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
607
Моя оценка:
-

подробнее

Дом солнц

House of Suns

Роман, год; цикл «Дом солнц»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Уже миллионы лет минули с тех пор, как человечество выбралось в космос, заселив все звёзды и планеты во Млечном Пути, став постчеловечеством.

Галактика заселена нашими далёкими потомками, сосуществующими с цивилизацией роботов — Машинным Народом. Но давний противник людей в лице скорости света так и не побеждён. Из-за этого количество межзвёздных государств весьма ограничено.

Лишь так называемые Линии постоянно путешествуют по диску галактики, изучая и помогая разным постчеловеческим цивилизациям, встречаясь один раз в Галактический год на общем сборе.

Речь в романе пойдет о Линии под названием Дом Цветов, которая столкнулась с событиями, которые изменят жизнь постчеловечества на многие века вперед...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Дом солнц»


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2009 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Дом солнц
2014 г.
Дом солнц
2022 г.

Издания на иностранных языках:

House of Suns (Gollancz S.F.)
2008 г.
(английский)
House of Suns
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человечество покинуло пещеру и освоило планету. Затем покинуло планету и освоило звёздную систему. А потом покинуло родную систему и рвануло мотаться по Галактике, преодолевая огромные расстояния во сне или в пузырях времени, распыляя семена жизни, чтобы потом обмениваться универсальной валютой – информацией с цивилизациями, которые появились из этих спор. Молодые цивилизации появлялись и гибли, а человечество в форме шаттерлингов продолжало мотаться туда-сюда. Настоящей конкуренции нет, а если и возникнет… Мы знаем, что делать, не так ли? Потому что у человечества, мотающегося по Галактике, остались всё те же обезьяньи мозги. Хоть тысяча, хоть миллион лет, лишённые возможности меняться эволюционно, люди стали рабами своих технологий и вынуждены наступать на одни и те же грабли. Убей чужаков, измени историю, чтобы обелить себя и излечиться от душевных ран. В итоге всё будет повторяться снова и снова и осознание Лихнисом зла, которое несёт в себе человечество ничего не изменит. Потому что никогда осознание своих недостатков не имело власти над “обезьяной внутри”. Можно контролировать себя, но стать кем-то другим — нельзя. Так что нет в книге никакого “взросления” человечества, как пишут в рецензиях, только констатация факта – наши инстинкты, наша паранойя, убогие мозги никогда не позволят конкуренту разгуливать во Вселенной. “Дом Солнц” был всегда и всегда будет.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редчайший образец не попирающей Энштейна фантастики. Стефана-Больцмана игнорировать все равно пришлось. Но, зато, обход Энштейна сморгнул с неба звезды. Замечательный прием разъяснить фОнтазерам-попирателям пардоксы времени.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было увлекательное путешествие, более простое по подаче, чем книги цикла «Пространство откровения». Это не значит, что история лучше. Наоборот, мне показалось, что очень многое осталось не проработанным. Возможно, если бы автор продолжил цикл, как сделал с Пространством, мы бы узнали больше про Линии и шаттерлингов.

Однозначно могу порекомендовать книгу к прочтению. А для тех, кто уже прочел, подкину вопросов на размышление — я не смогла найти ответы на них, да кажется, автор и не пытался так углубляться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Самое очевидное: зачем были персонажи — мальчик, с которым играла Абигейл (все ждала какого-то пика с его участием, но его просто слили)? Доктор Мениннкс (точно ли робот ни при чем)? Угарит-Панта (только чтобы рассказать про разрушение звездамбы, которую роботы перепутали)? Освобожденные пленники черного торговца кораблями (напомнили мне термин «слякоть» из «Города Бездны», т.к. тоже остались в криокамерах)?

- Почему именно клоны Абигейл? Помимо очевидного «потому что она захотела». Не показано явно, что она сама достойна и супер умна. В «Городе Бездны», например, нам явно показывали неординарность героя в детстве и далее. Да и Людмила Марцеллин впечатлила больше, т.к. она все изначально придумала и организовала — Абигейл просто повторила и использовала технологию клонирования, разработанную в ее доме. И кстати почему Людмила не сделала клонов на основе других членов ее дома?

- Почему 1 тыс клонов? И почему 50 шаттерлингов — это уже предел и линии конец?

- Могут ли клоны клонировать себя? Если нет, то почему, если Абигейл знала технологию, а они — ее клоны? Или почему клоны не размножались естественным путем (пусть не вынашиванием, а через инкубаторы, например)?

- Клоны выглядели по-разному физически и были разными по характеру. Например, характер мог развиваться в зависимости от обстоятельств, имея лишь исходную память Абигейл. Но вот внешность? и даже не хочу начинать думать про отношения между клонами одной линии — это похоже на инцест и оставляет какой-то неприятный осадок.

- Почему они жили по одиночке? Никто не завел семью (да хоть бы на корабле) или не набрал команду? Не организовал какой-то бизнес или просто не занялся каким-то другим делом по душе? Они подбирали временных спутников и имели контакты на разных планетах, но как-то это недостаточно что ли.. Сходил ли кто-то из них с ума?

- Что такое циклы? только лишь время между мбором всей линии для синхронизации воспоминаний и распредедением заданий? Или это какие-тт перерождения физического тела? Изнашивается ли тело, несмотря на стазис, в котором шаттерлинги находились при любой возможности?

- Почему шаттерлинги должны «нести добро», как упоминали Горечавки? Или у каждой линии свои цели и все они «хорошие»? Как это контролировалось, если каждый мог и тысячелетие пропадать не знамо где и потом подтереть свою память (нить, которую показывает на Тысяче ночей)?

- Много вопросов про организацию жизни линии. Откуда добывалась энергия для путешествий, прочие ресурсы для жизни и влияния? Если каждый в одиночку путешествует, то сам себе все и добывает? А если неудача, то побираться?

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю много писать.

Очень понравилось. Интересное, многогранное, затягивающее произведение.

Автору — респект!!!

Читать надо!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Mickey: призрачные воины из «Палатиала» как раз — единственное сильное, что есть в романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они метафорически становятся Первыми Роботами, стыд за истребление которых бьёт по героям. Но бьёт притом мимо цели,
поскольку остаётся неясным, был ли Дом Цветов как-то в этом «ужасном преступлении» замешан.

Конец откровенно слит. Да и ничего в целом толкового выйти не могло просто потому, что затея раздувать переживания некой Абигейл, пускай и пятистократно телесно размноженной, до драмы космического масштаба — заведомый провал. С Pushing Ice (того же автора) даже нельзя сравнить всерьёз.

P.S. Даже лучшие из писателей склонны к повторам и самопародированию в случае продолжительной карьеры. В кольце с обрывками спиц вокруг планеты Neume мы немедленно узнаём такую же структуру из финала «Pushing Ice», а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перстень, переодетый (в последние секунды жизни женщины по имени Cyphel) с правой руки на левую
довольно-таки явно намекает на историю с локоном из того же «Льда». Но если в «Льде» обе детали были не только символичны, но и мастерски вписаны в сюжет, то здесь обе выглядят… бессмысленно как-то, и опереточно. Ну а космические двери с ключами? Вокруг червоточины ещё уместно, но как средство защиты от опасной звезды — бредятина, как уже отмечали. Писателю настолько нравится, как он пишет, что прямо оторваться от себя не может.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сумбурные впечатления.

Формально роман — космоопера с уклоном в жесткую НФ, по факту — «Сумерки» на максималках в космосе. Ну, помните, многие ругали Майер за то, что древний вампир размышляет и ведет себя как малолетний подросток? Помножьте на тысячу и пару веков замените на несколько миллионов лет и получите прекрасное впечатление о главных героях. Все они — копии Абигейл Горечавки, в далеком и основательно забытом прошлом наследницы клоноводческой империи. Наигравшись к тридцати годам в детские игрушки, она наконец вступает во взрослую жизнь и решает поучаствовать в смелом и рискованном предприятии — отправить копии самой себя во все уголки Галактики, пусть отныне играют по-взрослому. Все идет своим чередом — Линия путешествует, набирается знаний и впечатлений, помогает оседлым цивилизациям, а раз в галактический год собирается для обмена воспоминаниями, — пока на очередном слете шесть миллионов лет спустя кто-то не устраивает тотальный геноцид. Оставшимся в живых надо теперь найти и наказать виновников. Завязка неплохая, исполнение — уфф...

Перво-наперво, я так и не понял, к какому жанру отнести книгу.

Космоопера? Да, похоже. Потенциально гигантский размах повествования в пространстве-времени, яркие описания, вызывающие желание воскликнуть «почему я так не умею?!», пострелушки на фоне пролетающих мимо звезд. Ухх, какую бы книгу можно написать с такой-то фантазией! Но я не зря написал «потенциально». На деле вся история скукоживается до масштабов пары-тройки планет в пространстве (не считая концовки) и небольшого промежутка времени в будущем (за вычетом сквозной истории-флешбека). Такое себе.

Детектив? По идее, да. Герои пытаются вычислить убийцу (на этот раз не дворецкий, гарантирую), распутывают клубок заговора, ведут допросы — в общем, атрибуты на месте. Но в хорошем детективе все ранее развешанные ружья успешно стреляют в голову читателю, ошеломленно восклицающему «да как я сам-то не догадался?». В «Доме солнц» же часть ружей остается висеть невостребованной, другая — стреляет в конце, неожиданно появляясь на стене и нарушая неоднократно упомянутый по ходу повествования принцип каузальности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Например, нельзя догадаться про каких-то там Первых роботов, если до этого про них ни единого намека не было

Триллер? Напряженные моменты есть, безусловно. Вот только Рейнолдс не умеет с ними работать. Каждый раз, как случается напряженная ситуация, происходит одно и то же: герои начинают долго, нудно и — что самое обидное — глупо обсуждать, как же выйти из создавшейся ситуации. Надо сказать, это вообще их конек. Прошло шесть(!) миллионов (!!) лет, но ни манера, ни стиль общения не изменились. Как и характеры героев — они статичны от начала и до конца, все та же девочка внутри, взрослые дяди и тети снаружи.

Сам сюжет тоже вызывает массу вопросов, но я их спрячу под спойлер от греха подальше:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Зачем вообще был доктор Меннинкс? Какая у него была сюжетная функция? Своей смертью создать на пустом месте сомнения в правдивости Геспера? Так миссия все равно провалилась — третировать робота никто не стал, а про доктора больше никто и не вспомнил.

- К чему была интрига с биологической рукой Геспера? Тоже подорвать к нему доверие? Больше она ведь никак на сюжет не влияла.

- Зачем вообще упоминались шаттерлинги других линий на Невме? Они ж ничего там не делали. Более того — столбом стояли, когда некоторые предлагали в качестве мести уничтожить другие линии.

- Какова была роль Угарит-Панта, посла? Вся сюжетная арка с ним свелась к паре диалогов, в итоге он тоже не сыграл никакой роли в сюжете. И даже не подорвался — хоть какое-то разнообразие было бы.

- Откуда Каскад и Каденция узнали о том, что ключ на «Серебряных крыльях зари», если даже сама Портулак про это успешно забыла?

- Если они такие сверхумные, сверхбыстрые и сверхумелые роботы, к чему была вся эта клоунада с подначиванием шаттерлингов? Могли бы без лишней возни угнать корабль. Более того, могли бы со спокойной душой устроить Священный геноцид и выкосить всех оставшихся в живых клонов. Уж тогда тайна Дома солнц точно не всплыла бы наружу.

- Да и что это вообще за история с этим Домом солнц? Кто его создал, когда, чем подкупил/подчинил шаттерлингов других линий настолько, что они даже под страхом смерти не выдали о нем никакой информации? Ну, не считая Калгана — тот оказался редкостным трусом. Или, скорее, марионеткой автора, который завязал узел загадки и, устав, не придумал ничего лучше, чем просто разрубить его.

- Наконец, какую функцию выполняла история из прошлого Абигейл? Рассказать историю взросления? Простите, вышло откровенно плохо: вчера она была девочкой и играла в принцессу Палатиала, а сегодня она уже ведет дела Дома и придумывает хитроумный план. Рассказать историю асоциального детства? История вышла не очень оригинальной и уж точно незапоминающейся. Настолько, что даже сама Абигейл не смогла вспомнить имя друга, с которым играла (а, да, он на дальнейший сюжет тоже влиять не будет). Может быть, через призму восприятия принцессы показать, как девочка училась принимать сложные решения и выбирать между плохим и худшим вариантами? Сложная задача, для сотни-то страниц текста. Самое интересное — что история с Палатиалом оборвалась на полуслове. Но нам ли привыкать.

Концовка открывшимися для человечества перспективами напомнила «Тигр! Тигр!» Бестера. Так и казалось, что сейчас появится Гулли Фойл, подойдет к героям и скажет «Эй! Чего расселись? Двигайтесь дальше, вы». Но нет, Фойл был Тигром, а здесь одни какие-то растения.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга показалась откровенно слабой после прочитанного незадолго перед этим цикла «Пространство откровения». Нет, не плохо, просто слабовато как-то для Рейнольдса. Несмотря на прошедшие миллионы лет, психология персонажей ничуть не отличается от наших современников. Подростково-юношеская мотивация смущает и обескураживает. Ожидал немного другого.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман прочитала пару месяцев назад, но сейчас с трудом могу вспомнить подробности сюжета, да и финал по сути тоже, я не могу сказать, что роман неинтересен, но, несмотря на всю очевидную нетривиальность (позволю себе процитировать отзыв Scafandr'а ниже) «... главными героями являются клоны одного человека, которые имеют разный пол и выглядят по-разному... Постлюди, сверхразум, слонобоги, разумный туман, человеко-машины», роман, тем не менее, не оправдывает тех ожиданий, что возлагаешь на него, если ранее уже был знаком с творчеством Рейнольдса. Что касается самих героев, то мне они были в большей мере не приятны, чем я активно им сопереживала. Любовная линия сухая, с каким-то странным «налетом извращения», не знаю почему, но именно такое чувство она во мне вызывала. Диалоги, разговоры героев глуповаты как для людей прожившие миллионы лет. А чрезмерное использование жаргонизмов, как то: «в лепешку расшибемся, чтобы чувак мог нами гордиться, верно, братан?», меня просто корежило, хотя, возможно, во всем повинен не совсем корректный перевод. А вот концовка в стиле Рейнольдса: масштабно и небанально, вот за это можно и бал прибавить.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что хоть и «Дом солнц» выпускался первым в Азбучной серии, прочитал я этот роман практически после всех остальных выпущенных романов на русском, поэтому я уже прекрасно знал, чего можно ожидать от Рейнольдса. А ждал я очередного классного романа от любимого писателя.

«Дом солнц» описывает далекое-предалекое будущее, в котором человечество распространилось по всей галактике. Более того, главными героями являются клоны одного человека, которые имеют разный пол и выглядят по-разному (клоны одного человека именуются Домом). Периодически клоны встречаются в условном месте и что-нибудь решают, делятся мыслями. Завязка сюжета начинается с того момента, когда на очередной встрече практически 90% клонов было истреблено неизвестными убийцами. Кто? Зачем? С этим и предстоит разобраться оставшимся клонам.

Многие пишут о том, что это детектив в космическом сеттинге. На мой взгляд это не совсем детектив, т.к. особо некому заниматься расследованиями в привычном понимании этого слова. Есть несколько шпионов, которых допрашивали и с которых и выбили тот самый таинственный Дом солнц, о котором никто ничего не знает. Я бы сказал, что это скорее роман о выживании, потому что оставшиеся клоны пытаются понять, что делать дальше и как вообще не остаться навсегда в истории. Найти убийцу? Или рвануть куда-нибудь и спрятаться?

Нам предстоит встретиться со многими интересными личностями будущего. Постлюди, сверхразум, слонобоги, разумный туман, человеко-машины.

Читая роман, я сам все гадал, кто стоит за всем этим. У меня было множество теорий, которых становилось еще больше по мере прочтения. Рейнольдс щедро сыплет новые заговоры, добавляет новых подозрительных личностей, в общем творит все, что только может запутать еще больше. Самое интересное, что несмотря на все мои догадки, Рейнольдс обманул, наверное, всех читателей, когда предложил свою версию случившегося. И это замечательно. Не скажу, что развязкой я остался доволен на 100%, но читать было интересно.

Очередной прекрасный роман замечательного писателя.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. Увлекательное и интересное чтиво. Временной масштаб, масштаб идей поражает.

Много осталось нерешенных вопросов, есть у меня и вопросы по космологической хронологии, есть мелкие замечания к языку текста.

И не смотря на все эти недочеты, роман прекрасен и достоин чтения. Это второй мною прочитанное произведение Рейнольдса, за что я очень благодарен издательству «Азбука». Обязательно продолжу знакомство с автором.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая смесь фантастики и детектива в одном флаконе. Книга здорово затягивает в свой мир.

Автор использует занятный прием: герои знают немного, а читатель и того меньше. Рейнольдс разбросал по тексту множество загадок, на которые долгое время и не собирался отвечать. Конечно, это дает автору право доставать из рукава все, что угодно, что он, собственно, и делает). Никогда еще по ходу чтения я не строила столько гипотез о дальнейшем развитии сюжета. Книга местами буксует, вернее построена таким образом, что никогда не знаешь: то ли впереди длительное описание разговора, то ли быстрая смена событий и погоня. Хотя учитывая, что героям книги, откровенно говоря, плевать на время, получается весьма органично) И конец вполне в стиле автора. Мне он понравился, хотя многих читателей, которым все расскажи да покажи, может оставить с носом.

Очень жаль, что автор не развил роман в серию. Но даже эта книга — хороший пример неторопливой космооперы с интересными мирами и неоднозначными персонажами.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о человеческом: с его добром и злом. У большинства авторов получилась бы нравоучительная сказка, но Рейнольдс все концы обрывает и финал, несмотря на всю завершенность, всё же выглядит более чем открытым — там где-то среди звезд Туманности Андромеды. В данном случае это плюс и вовсе не потому, что «продолжение напрашивается», а потому что финал реалистичен. Главные герои, эти существа — шаттерлинги, они согласно «утиной типизации» — просто люди, но они слишком долгоживущи и все действо с его страстями и жестокостями словно нарисовано, чтобы вернуть ангелам — человеческое. Для меня — одна из лучших книг Рейнольдса.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман.

Лично мне показалась очень слабой первая часть книги — в отличии от ранее прочитанных романов цикла ПО, где автор заинтересовывал меня с первых же глав. Здесь повествование растянуто и загружено, вязко и неинтересно, особенно прологи перед главами.. Главных героев немного, но никому не сопереживаешь и даже предполагаемую гибель одного из них — воспринимаешь как мелкую неурядицу. В эти моменты хотелось побыстрее дочитать и взяться за что-то другое..

Однако, во второй половине действия пошли живее, но как-то фальшиво — не удалось автору добиться напряжения и предвкушения читателем развязки, которая бы ответила на все вопросы. Финал же все-таки Рейнольдсу удался — он получился эмоциональным и готовым к продолжению, если автор этого захочет.

Итог: роман-однодневка, который вчистую проигрывает более известным произведениям автора!

Как жаль что с такими необычными фантастическими идеями автору банально не хватает писательского таланта, чтобы их сполна реализовать..

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне так это прям «Тайна третьей планеты» Которая мультик ))

Если не вдумываться в детали, типа как все устроено, интересно . Если начинать думать то по доброму наивно и смешно . Оценка 7

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма и весьма впечатлило. Достойный автор достойных произведений. Большая благодарность издательству «Азбука» за то, что открыли для истинных фэнов хорошей фантастики столь оригинального писателя. со своим стилем и многообразием идей. И за то,что издательское исполнение книг на самом высоком уровне.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх