fantlab ru

Эдгар Аллан По «Очки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
440
Моя оценка:
-

подробнее

Очки

The Spectacles

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 70
Аннотация:

Молодой человек, по имени Наполеон Бонапарт Симпсон, тщательно скрывает от окружающих свою сильную близорукость и питает отвращение к очкам. Лишь по счастливой случайности и предприимчивости своих друзей, которым прекрасно обо всем известно и которые решили его проучить, юноша не становится мужем своей прабабки.

© Lucy

Похожие произведения:

 

 


Очки
1926 г.
Избранное
1958 г.
Золотой жук. Странные шаги
1967 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Рассказы
1985 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Падение дома Ашеров
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Золотой жук
2002 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Разговор с мумией. Рассказы
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Падение дома Ашеров
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
О любви
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Маска Красной Смерти
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Падение дома Ашеров
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Чорний кіт
2001 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, что любовь слепа. Под этим обычно подразумевают, что влюбленный человек бывает страшно необъективен, когда дело касается его пассии: он боготворит ее, не замечая очевидных для других недостатков, он готов сидеть под ее балконом, распевая серенады и не обращая внимания на давно идущий дождь, он совершает множество разных глупостей, лишь бы заслужить внимание предмета своего обожания. Физиологи утверждают, что во всем виноваты гормоны — естественные наркотики, призванные помочь человеку выполнить его биологическое назначение — продолжить собственный род. Практически все любовные литературные произведения проникнуты этим «мягким» сумасшествием — как тут не вспомнить истории о Ромео и Джульетте, Тристане и Изольде, Евгении Онегине и Татьяне Лариной, «Капитанской дочке» и «Дон-Кихоте из Ла-Манчи«! Их герои совершали во имя любви маленькие и большие безумства, благодаря чему и заслужили внимание миллионов читателей.

Герой новеллы Эдгара По слеп в прямом смысле этого слова: он плохо видит всё то, что находится дальше его собственного носа, но принципиально не носит очков. И этот недостаток становится причиной всех дальнейших событий. Несмотря на шутливый тон, рассказ вполне серьезен и предостерегает всех мужчин от подобной «близорукости» в отношениях. В принципе, не мужчин даже, а недозрелых юнцов, не получивших еще достаточного количества жизненного опыта. После 35 лет такая «болезнь» проходит сама собой, и многие задают себе вопрос: а что такого они нашли в своей женщине? И, самое ужасное, не могут на него ответить. Отсюда проистекают все семейные ссоры и трагедии. Выход простой: делать зрячий выбор, не доверяя своим чувствам. То есть, не жениться слишком рано (примерно от 25 до 35 лет) и больше обращать внимания не на внешние, а на внутренние качества своей «половины». Красота (увы!) слишком часто является той самой «обманкой», что смущает разум и ломает людям жизнь.

Так и просится на язык характерный пример из «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Красивая танцовщица Эсмеральда давно уже сводит с ума всех мужчин Парижа, начиная от поэта Пьера Гренгуара и кончая священником Клодом Фролло. Каждого из них любовь заставляет делать не только невинные глупости, но и самые настоящие преступления (священник из ревности нападает на волюбленного Эсмеральды). В итоге никому из главных действующих лиц такая любовь не приносит счастья: Эсмеральду приговаривают к смерти за мнимое покушение на капитана королевских стрелков, ее тайный воздыхатель сдает девушку охранке и тем самым получает клеймо предателя, а затворница Гудула, в келье которой заперли Эсмеральду, лишь в последние мгновения своей жизни узнает в ней свою пропавшую дочь. И только когда приговор суда приводят в исполнение, читатель, наконец, узнает, что только один человек бескорыстно любил ветреную танцовщицу и пытался ее защищать. Это был постоянно мелькавший на заднем плане Квазимодо — уродливый звонарь Собора Парижской Богоматери. Его ужасное лицо скрывало внутри по-настоящему прекрасную душу, которую никто так и не удосужился в нем увидеть. Пробравшись ночью в склеп к телу своей возлюбленной, звонарь умирает от горя и остается там на века. Когда спустя много лет его обнаружили и попытались отделить от повешенной, это не удалось: скелеты Эсмеральды и Квазимодо просто рассыпались в прах. Вывод: настоящая любовь незаметна и не бросается в глаза, но выдерживает все испытания и не тускнеет со временем. Поэтому так сложно бывает распознать ее среди повседневной суеты...

-------------

ИТОГ: юмористическая новелла о слепой любви, которая заставляет полюбить и козла... то есть, козу. Лишнее предупреждение всем молодым: будьте зрячи и разумны в своих увлечениях!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, сколько я ни читаю По, постепенно понимаю, что его юмористические рассказы мне нравятся больше мистики и детективов. Нет, последние тоже прекрасны и являются вершиной стиля, но насмешить человека бывает порой сложнее,чем напугать. И более того, наверняка не каждый сможет уловить какие-то тонкости и нюансы, особенно в наш век, когда нас из всех утюгов пичкают сортирной пошлятиной, грубостью и неоправданным сарказмом. Юмор классиков сейчас воспринимается как оазис остроумия, вкуса и изящества.

Сюжет рассказа основывается на истории богатого молодого человека с известной фамилией, хорошего собой, но в упор отказывающегося носить очки, якобы те портят внешний вид. И это невинное тщеславие играет с парнем злую шутку, он попадает в нелепые и курьезные ситуации, которые не больше, не меньше, могут перевернуть всю его жизнь!

Практически каждый человек с близорукостью может рассказать нелепую историю о том, как его подводило зрение. И у меня такие есть. Так что читайте и смейтесь от души, и смейтесь над собой! Как говорится, имидж ничто.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж воистину, любовь если не слепа, то близорука.

Собственно, было понятно, что плохо видящий и не признающий лорнеты и прочие приспособления для глаз главный герой влюбился в размытый образ, а не в настоящую красавицу, и что очки сыграют свою роковую роль в его «прозрении». Дело не в этом.

Дело в мастерстве По, который снова показал себя как разносторонний автор. Его юмористические рассказы уже приходилось читать. Но если в тех рассказах ироничный стиль присутствовал изначально, с первых строк, то в «Очках» стиль был максимально серьёзным. И лишь в конце обнаруживается подвох, что на контрасте усиливает эффект от сдержанного тона предыдущих страниц. Иными словами, По снова сумел удивить. Не сколько сюжетом, сколько подачей.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ замечательный.

(Я, правда, привык новеллами называть короткую форму сочинений применительно к Эдгару Аллану По,

но кто-то возразит — мол, сие уже не новеллы, а устареллы... ну не суть.)

Читали мы рассказы больше 20 лет назад, с друзьями, вслух, собравшись студентами за столом, зимой, греясь теплом русской печки и портвейном 777.

И до сих пор помню все те истории...

А эта — именно эта — она те такая, она не страшная. Страшно правдивая и смешная.

Так как с 6 лет у меня близорукость и оптический прибор (очки) носить я стеснялся, всё подтверждаю.

И обманывался тоже, и обманываться был рад... насчет внешности некоторых девушек.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любовь зла — полюбишь и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
родную прапрабабку

И все-таки По писал не только ужасы)))

Перед нами — классическая английская комедия (хоть автор и американец): начинается все более-менее реалистично, а в конце доходит до откровенного абсурда, но отнюдь не бессмысленного. Отличный сарказм на модный тогда романтизм. Автор доводит свойство романтической влюбленности создавать идеал и замещать им реальность до крайней степени. Умиляет так же рвение героя сразу же жениться, что несомненно является важным дополнением к общей картине.

Разве не глупость эта пресловутая «любовь с первого взгляда», столь воспеваемая современными автору поэтами — когда ты лишь на миг увидел человека, не знаешь даже приблизительно, что он из себя представляет, а уже нарисовал себе целый каскад воздушных замков? Не эта ли слепая влюбленность — причина такого большого количества разводов даже и в наше время (особенно это касается скоропостижных браков)?

И еще есть там тонкий намек на главную причину такого пылкого рвения вступить в брак — банальное желание физической близости, которую по-другому получить не всегда возможно и всегда бесчестно (а наш герой ведь отличается особым благородством, как и полагается герою романтического рассказа). И эта куча жутких социальных условностей, которую, как показывает этот рассказ, при желании можно было очень даже ловко обойти (главное — чтобы соседи об этом не знали ;)).

В общем, здесь высмеивается целая система идеалов о взаимоотношении полов, царящая в то время. Особо впечатлительным личностям автор дает простой рецепт — носите очки, господа.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не перестаю удивляться многогранности таланта этого уникального автора. По стоял у истоков детектива, хоррора, научной фантастики; его стиль мрачен и готичен, но вместе с тем ему отлично давались и юмористические рассказы наподобие «Ангела необъяснимого», «Как писать рассказ для Блэквуда» и, собственно, «Очков». И хотя после прочтения его «страшных историй» может сформироваться впечатление, что автор — мрачный и депрессивный меланхолик, юмор у него не хуже, чем у Диккенса.

В «Очках» По высмеивает некоторые черты аристократического общества XIX века, в частности свойственное ему тщеславие. Главный герой старается соответствовать всем стандартам: меняет свою диковинную фамилию на более невыделяющуюся, чтобы получить наследство. Он внимательно следит за модой: не носит очки, чтобы не портить внешность, хотя страдает близорукостью. Ясное дело, в конце концов герой становится жертвой своей же щепетильности. Из-за близорукости он долгое время не понимает, что «влюбился» в восьмидесятилетнюю старушку, расположения которой так упорно добивался. Редко в жизни поспешные решения и импульсивные действия доводят до добра.

Здесь автор также посмеялся над «модной» в этом обществе любовью с первого взгляда. Герой влюбляется в девушку, которую даже не смог толком разглядеть. Однако его убеждение в твёрдости своих чувств непоколебимо, ведь любовь с первого взгляда — такое сильное чувство... Да, большие амбиции и высокие запросы — опасная смесь. Персонажа, кстати, зовут Наполеон Бонапарт Симпсон, что тоже ненавязчиво намекает...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не будьте слепцами перед своей мимолётной прихотью, возомнившей себя, вашими же стараниями, истинной целью всей жизни — вот, как по мне, о чём достоверно и развёрнуто говорит данный рассказ!

Некое недоверие к происходящему присутствовало с самого начала, но концовка, объясняющая всю хитросплетённую схему общего заговора, специальных недомолвок и курьёзных недопониманий — непередаваемо порадовала своей конструктивностью. Начала сильно напомнило «Страдания юного Вертера» Гёте. А вот последние страницы... по-моему, в некоторой степени, содержание тех строк может посоревноваться с аферами из именитого «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Но здесь это выполнено в авторской, исконно неповторимой манере Эдгара По: многообразие языковых поворотов, оборотов и вовсе беллетристики — для ценителя высшая услада.

В общем, прочтите данное произведение: надо уметь смирять свой пыл, и не будьте слепы желанием, умом да сердцем, правда... Хотя. Чего это я? Аллан Эдгар По разъяснит вам всё гораздо лучше.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ для меня явился открытием. Я привык считать Эдгара По автором мрачных, таинственных и невероятных историй о мистическом или автором аналитических расследований странных преступлений. Но анекдотов, написанных его рукой, я не ожидал увидеть. Когда начал читать, я предполагал, что будет загадочная история поучительного характера. А получил фарс с очень простой моралью: не стоит стесняться своих увечий.

Пояснения героя о фамилиях своих предков мне были не понятны, но я был уверен, что в конце произведения эти пояснения понадобятся. Сцена в театре мне очень понравилась: потрясающе описаны игра взглядов, осторожное созерцание приглянувшейся женщины и тайные знаки внимания. Последующее после этого знакомство героя с объектом своей симпатии и их беседы показывают, насколько отличаются ухаживания в наше время от времени чести и достоинства. Словом, хорошенькая история о любви получилась. Но в чём же подвох?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В плохом зрении. Из-за него главный герой чуть не стал мужем своей прапрабабушки!
Вот такая неожиданная развязка.

Теперь Эдгар По для меня раскрылся ещё с одной стороны. И мне это нравится.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вопреки мнению, установившемуся об Эдгаре Аллане По как об авторе преимущественно мрачных, бесконечно трагических произведений, юмористических и сатирических рассказов у него лишь немногим меньше. «Очки» — забавный «амурный» анекдот с моралью, история довольно симпатичная, но предсказуемая и слишком гротескная, чтобы быть достоверной, что впрочем не мешает и многим современным создателям книг и фильмов успешно обыгрывать подобные ситуации.

P.S. Несмотря на французские имена героев, действие в рассказе происходит всё-таки в Америке и лаборанты, указавшие в классификаторе «Европу» ошиблись.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Был у меня друг, который долго отказывался надевать очки — до тех пор, пока чуть не встретился лбом с дорожным указателем...

Смешное и поучительно произведение для юных снобов, которые гордо отказываются от очков, предпочитая всё видеть в тумане, лишь бы не носить две линзы на носу. Вот и главного героя это несколько подвело — сослепу едва не женился на собственной прабабке. Настолько актуального лично для меня рассказа не читал давно...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один случай познакомиться с По-юмористом. Рассказ написан легко и довольно изящно, правда, сюжет слишком надуманный. Вот хотя бы исходная ситуация: герой случайно видит в театре неизвестную красавицу и так страстно влюбляется, что тут же и под венец готов идти (не интрижку мимолетную завести, а именно жениться). По-моему, даже для 19 века слишком неправдоподобно. А когда герой-рассказчик говорит, что очень близорук, но очки носить стесняется, к чему он придет в финале, в принципе уже понятно. Впрочем, если не быть слишком требовательным и воспринимать «Очки» просто как анекдот, фарс и водевиль, почитать рассказ вполне можно. Влюбился же в оперетте «Летучая мышь» герой в собственную жену, встретив ее на балу в легкой полумаске. Вроде бы полный бред, но таковы законы жанра.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошый рассказ в духе Эдгара По. Лично у меня он не вызвал смеха или даже улыбки, я испытал скорее чувство жалости к главному герою. По моему не смотря на абсурдность сюжета и лёгкость повествования, автор хотел сказать читателю: «В жизни всё бывает» и «Поспешишь людей насмешишь».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, но я этот сюжет почему-то приписывала... Чапеку. Даже догадываюсь, почему... впрочем, неважно. А история замечательная! :lol:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда. «С вами была программа «Розыгрыш». Неожиданно — это еще мягко сказано. Хорошо хоть он дуба не дал прямо на месте.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасно закрученый сюжет, легкое исполнение, безупречная конструкция — просто классика жанра! Хоть и не имеет никакого отношения к фантастике. Но от этого ничего не теряет! Очень понравилось. Опять неожиданный По.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх