fantlab ru

Эдгар Аллан По «Лигейя»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
1058
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 138
Аннотация:

Счастье и радость дарит герою леди Лигейя — друг, помощник и возлюбленная супруга. Однако злой рок уносит её трепетную жизнь и горе приходит в дом.

Второй брак оказался недолгим и молодая жена Ровена, внезапно сраженная неизвестным недугом, медленно и тихо угасает. Но окончания страданий нашему герою это не приносит...


В произведение входит:


8.46 (164)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— сборник «Гротески и арабески», 1839 г.

— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.

— антологию «Das Unheimliche Buch», 1914 г.

— антологию «Famous Modern Ghost Stories», 1921 г.

— журнал «Weird Tales, November 1926», 1926 г.

— антологию «Strange and Fantastic Stories: Fifty Tales of Terror, Horror, and Fantasy», 1946 г.

— антологию «The Hell of Mirrors», 1965 г.

— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.

— антологию «Uncanny Tales 1», 1974 г.

— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.

— антологию «Back from the Dead», 1991 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «The Mammoth Book of Vampires», 1992 г.

— антологию «Ловец человеков», 1993 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «Thrillers», 1994 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

— антологию «Безумие и его бог», 2007 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— антологию «Great American Ghost Stories», 2008 г.

— журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение, 3/2008», 2008 г.

— антологию «Вампирские архивы», 2009 г.

— антологию «Золотая коллекция классического детектива», 2013 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.

— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.

— антологию «Жених-призрак. Собрание мистических историй», 2015 г.

— антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 1», 2017 г.

— антологию «Ghost Stories: Classic Tales of Horror and Suspense», 2019 г.

— антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.

— антологию «Наставники Лавкрафта», 2023 г.

— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.


Экранизации:

«Гробница Лигейи» / «The Tomb of Ligeia» 1964, Великобритания, реж: Роджер Корман

«Лигейя Эдгара Аллана По» / «Ligeia» 2009, США, реж: Майкл Стэнингер



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание рассказов
1970 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Рассказы
1985 г.
Золотой жук. Рассказы
1986 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Лигейя
1988 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Ловец человеков
1993 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Эдгар По. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
В смерти - жизнь
2001 г.
Золотой жук
2001 г.
Черный кот
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Мистификация
2003 г.
Мистификация
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Золотой жук
2004 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Мистификация
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Безумие и его бог
2007 г.
Золотой жук
2007 г.
Разговор с мумией. Рассказы
2007 г.
Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Рукописи, найденные в бутылке
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Таинственные рассказы
2010 г.
Мистификация
2010 г.
О любви
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Четверо Благочестивых. Золотой жук
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Золотой жук
2011 г.
Вампирские архивы. Книга 1. Дети ночи
2011 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Мистификация
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Дом с привидениями
2013 г.
Золотая коллекция классического детектива
2013 г.
Золотой жук
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Страшные рассказы
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Золотой жук. Сборник
2014 г.
Дом с привидениями
2014 г.
17 рассказов
2014 г.
Маска Красной Смерти
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Жених-призрак. Собрание мистических историй
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Большое собрание мистических историй в одном томе
2015 г.
Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
2015 г.
Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Золотой жук
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Золотой жук
2017 г.
Колодец и маятник
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Черный кот
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Мистические рассказы
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Таинственные истории
2021 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Страшные рассказы
2021 г.
Большое собрание мистических историй в одном томе
2022 г.
Мистика. Большое собрание историй о сверхъестественном
2022 г.
Торжество тьмы. Страшные истории
2023 г.
Убийство на улице Морг. Мистические рассказы
2023 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Наставники Лавкрафта
2023 г.
Торжество тьмы. Страшные истории
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.
Падение дома Ашеров
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1926
1926 г.
(английский)
Путеводная звезда. Школьное чтение, 3/2008
2008 г.

Аудиокниги:

Маска красной смерти
2003 г.
The Pit and the Pendulum / Колодец и маятник
2006 г.
Классические Тёмные аллеи. Выпуск 1
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Das Unheimliche Buch
1914 г.
(немецкий)
Famous Modern Ghost Stories
1921 г.
(английский)
Strange and Fantastic Stories: Fifty Tales of Terror, Horror, and Fantasy
1946 г.
(английский)
Grotesque and Arabesque
1960 г.
(английский)
The Hell of Mirrors
1965 г.
(английский)
Uncanny Tales 1
1974 г.
(английский)
The Hell of Mirrors
1974 г.
(английский)
Everyman's Book of Classic Horror Stories
1976 г.
(английский)
The Best Ghost Stories
1977 г.
(английский)
Back from the Dead
1991 г.
(английский)
Thrillers
1994 г.
(английский)
The Giant Book of Vampires
1994 г.
(английский)
Book of Vampires
1997 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
Great American Ghost Stories
2008 г.
(английский)
In the Shadow of the Master
2009 г.
(английский)
The Vampire Archives: The Most Complete Volume of Vampire Tales Ever Published
2009 г.
(английский)
Tales of the Macabre
2012 г.
(английский)
Ghost Stories: Classic Tales of Horror and Suspense
2019 г.
(английский)
His Hideous Heart
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очевидно, что По хотел здесь нарисовать красивый и яркий образ, а не рассказать интересную историю. ГГ настолько подробно рассказывает про свою любимую, природу, натюрморты и вообще всё, что попадается ему на глаза, что по итогам прочтения у меня наступает явная передозировка поэтических описаний. Но если серьёёзно, то это достаточно красивый печальный рассказ, в котором есть и тоска по утерянной любви, и жутковатая мистика, и ВНЕЗАПНЫЙ сюжетный поворот в финале. Могу с уверенностью утверждать, что первое моё знакоство с По прошло более чем успешно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образец мистической готики в руках Эдгара По превращается в жуткую историю о жизни и смерти. Очень подробно автор описывает свою возлюбленную Лигейю и ее уход из жизни, а затем — и неожиданную реинкарнацию в чужом теле. Зачем все эти ужасы? Чтобы заставить человека ценить то богатство, которым он владеет на время — собственную жизнь. А также близких людей, которые украшают эту самую жизнь. Нужно жить настоящим, говорит он, но не забывать и о возможном будущем. Лучше одарить любимого человека своим вниманием еще при жизни, чем плакаться потом об упущенных мгновениях на его могиле. Автор ставит перед читателем важные философские вопросы: зачем мы живем? есть ли у человека душа? возможно ли ее воскрешение? что есть грех и каковы его последствия для души? Большинство людей даже не задумываются над такой проблемой, пока их жизнь протекает хорошо и безоблачно. Чтобы она таковой и оставалась, лучше заранее задуматься над ответами (т.е. прочитать эту новеллу и примерить ее на себя). Тем самым, можно получить опыт, абсолютно ничем не рискуя и не доводя ситуацию до критического порога. Именно в этом состоит смысл фразы, когда-то брошенной Горьким: «Учитесь у классиков!» От себя добавлю: «... и тогда ваша жизнь будет более полной и счастливой.»

-----------

ИТОГ: философское размышление о жизни, любви и смерти в стиле ранней готики. Читая эти шокирующие строки, начинаешь больше ценить живых и понимать мертвых.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Эдгара По есть рассказы-истории, а есть рассказы-картины. Лигейя явно относится ко второй категории. Сам сюжет здесь очень схематичный, линейный, состоящий лишь из пары-тройки ключевых моментов. Но на этот каркас нанизаны роскошные слои описаний и размышлений. Автор подробно разбирает темы вечной любви, болезненной привязанности, несовершенной красоты. Ещё один штрих к картине — это упоминание белых зубов, вид которых, похоже, завораживал Эдгара По, так как акцент на этой детали встречается во многих его работах.

Местами читать сложно, так как писатель одновременно углубляется в детали, использует многочисленные отсылки и умудряется иронизировать над своим же стилем. В итоге произведение запоминается не как текст, а как образ. Вряд ли к нему захочется возвращаться, но впечатление оно производит.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой первый прочитанный у По рассказ, хотя его стихи читал раннее. Конечно, наибольшее впечатление я получил от слога автора. Безусловно, свою лепту внёс и перевод, но написано поэтично-возвышенно.

Ода любимой женщине с поэтически античным именем Лигейя получилась впечатляющей! А затем ещё и подробнейшее описание готического замка, в котором главный герой затворился после смерти своей любимой, заставляло мысленно перенестись в место скорби по ушедшей любви... Я вовсю предвкушал финал, заставляющий меня сполна оценить авторскую фантазию... Но был несколько разочарован.

Примерно с середины повествования автор рассказывает, что главный герой опиумный наркоман. А наркоманы, как известно народ довольно непредсказуемый в своих видениях, мыслях и поступках. Вот и в «Лигейе» мистическая составляющая была испорчена осознанием того, что жутоватые события, происходящие в замке, могли быть всего лишь плодом наркотического дурмана, окутавшего главного героя.

Но всё же дивный поэтический слог автора, стилистические изыски и обвалакивающая атмосферность этой готической новеллы поглощают недостаток интриги и я считаю своё знакомство с Мастером вполне удавшимся.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эко автора носило, ну что же, я теперь тоже позволю себе немного поразмышлять, так сказать, попробовав оседлать его волну, но слезу с мистики в грубый, так сказать, материализм, разберем беспристрастно :).

Если не читать сам рассказ, а только отзывы к нему (большинство), можно прийти к выводу, что а) рассказ романтический ибо о любви и б) смерть любви не помеха, и любимая должна воскреснуть. И в первой части автор действительно повествует о своих возвышенных чувствах к Лигейи, причем мне эти описания показались подобными, как в нескольких рассказах, где По описывает свои эстетические чаяния относительно архитектурных и садово-парковых изысков Эдемского рукотворного сада на Земле. Все поэтично-описательно и немного монотонно-скучновато.

Но если вдуматься — по поводу обоих пунктов возникают сомнения. Так ли герой любил свою Лигейю, если только овдовев, сразу же взял себе новую молодушку, причем не по любви, а тупо купив за деньги и испортив/укоротив жизнь и ей, Ровене? Если развивать опиумную тему, то может и первая его жена ушла из жизни не от хорошей жизни. Мы ведь слышали эту историю лишь из уст, как ее видит главгерой, а как мы знаем со стороны реальность может выглядеть свежим взглядом совершенно иначе ;|. А может лишь когда нашего героя потянуло на более молодую жену и он извел со свету первую, женившись на второй, и так сказать сравнив, наш герой лишь тогда понял, как оказывается сильно он любил первую?

Теперь по поводу второго пункта, а именно возрождения одной в теле другой. Здесь все тоже далеко не так однозначно, как кто-то себе прочитал/накрутил. Ведь нужно помнить, что мы читаем опиумные видения плотно севшего на травку индивидуума, а опиумный наркоманский бред может породить еще и не такие эффекты. Например подлив жене в бокал яду, потом уже на следствии можно строить из себя ягнёнка и говорить, дескать я видел как капли яда падали в бокал, но то был не я, а откуда и что капало я и представить боюсь :).

А если серьёзно, то читал я у автора и более интересные рассказы:).

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Романтическая готика (по другим данным – тонкая пародия на готическую прозу). Безымянный рассказчик делится воспоминаниями о своей первой любви – невероятной женщине по имени Лигейя, которая стала его женой, но трагически умерла во цвете лет. Что же было потом… Потом герой нашел в себе силы жить дальше, и даже снова полюбить, и снова вступить в брак, но в его жизни начало происходить нечто очень и очень странное.

Красиво и красочно описаны душевные переживания главного героя, состояние влюбленности в начале рассказа, и темнейшие глубины отчаяния во второй половине. Финал неоднозначен – мистика или наркотические грёзы? Ответа нет. В рассказ включено также известное стихотворение «Червь-победитель», публиковавшееся и отдельно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая мертвая девушка – в некоторой мере центральный образ произведений Эдгара По. В стихотворении «Ленор» молодая красотка только после смерти нашла утешение, а в «Аннабель Ли» любовь к очаровательной героине была такой сильной, что ей позавидовали ангелы, в следствии чего она оказалась на небе. Касаются загробной жизни спутниц также целый ряд новелл. Например: «Морелла» — душа женщины владеющей тайнами мистицизма перевоплощается в дочери; «Береника» — прелестная двоюродная сестра рассказчика, буквально на глазах начинает увядать, словно сорванный цветок. А самое сильное произведение развивающее эту тему — «Лигейа», про пленительную красоту превосходящую всех муз, — одно из самых лучших в арсенале автора!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумный бред опиумного наркомана, одержимого любовью к первой жене. Причём он уже ничего о ней не помнит, кроме того, как она выглядела и что много всего знала. Ну и одно имя. От чего она умерла, тоже не помнит.

Но если он так её любил безумно, зачем женился вторично — на той, которую ненавидел и уморил?

Витиеватость, монотонность и вычурность описаний утомляет. Действительно создаётся ошущение, что это текст, написанный больным на голову человеком.

Поэтому здесь именно не мистика, а, скорее, диагноз, убедительно показанный автором. В общем, не курите, люди, опиум...

Оценка: 4
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, слишком односторонне мы воспринимаем творческое наследие По: отчего-то считается, что он в первую очередь создатель мрачных мистических рассказов и только на мистический антураж читатель и обращает внимания, не замечая, что основные идеи находятся на втором плане. Сам По, кстати, считал себя материалистом. Рассказ «Лигейя» (хотя он страшноват и мистичен) мне видится гимном абсолютно человеческим силам — силе воли, разума и любви. Об этом говорит и эпиграф из Гленвилла: «Ни ангелам, ни смерти не предает себя всецело человек, кроме как через бессилие слабой воли своей».

Пред смертью страха не имея,

Презрев трусливый «Nevermore»,

Возносит в полночи Лигейя

Себя на жертвенный костёр.

Она горит, не зная боли —

И не страшна любая боль

Для силы разума и воли,

Которую творит любовь.

Пусть локоны моей царицы

Чернее вороновых крыл,

Но герб её — иная птица;

То Феникс — вечной жизни пыл.

© Вертер де Гёте

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет рассказа типичен для По: любовная трагедия главного героя в мистической обёртке. Да и концовка довольно предсказуема. Тем не менее, читать интересно, ибо слог автора безупречен. Описание Лигейи и любви к ней героя вообще выше всяких похвал.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, похоже опиумом не только ГГ. баловался, но и Лигейя тоже. перед смертью читала стихи о бренности всего сущего. Это ниже среднего!Пафос зашкаливает! Ну, не умирают так живые люди просто! Да и с большой неземной любовью тоже вопросы. Как-то уж очень быстро он утешился. Может, любовь на словах только? Или даже опиумного бреда?

Кого по-настоящему жалко в этой истории, так это Ровену. Ей действительно не позавидуешь!

Не знаю, почему считают, что это один из лучши х рассказов автора. Не рекомендую!

Оценка: 5.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

не знаю зачем писать одинаковые рассказы: Лигейя, Береника, Морелла... это я еще даже полсборника не прочел. Что у По, что у Лавкрафта. Чуть ли не идентичные рассказы с « а еще можно вот так» в конце. Ну на то у них, очевидно, свои причины и мотивы.

Интересно другое — то, что эти рассказы про умерших жен По писал сразу после женитьбы на своей кузине. Она умерла только через 12 лет, но уже тогда По совершенно точно описал безумное состояние своего героя/ самого себя в будущем. Неужели он уже в то время боялся ее смерти?

В этом рассказе понравились лишь пару моментов: первый, где капельки яда падают в бокал с вином, и второй, когда герой пытается оживить свою супругу.

Но в целом здесь нет такого напряжения, как в его других рассказах, нет того чувства ужаса,что удалось передать читателям в Беренике, да все это и не планировалось, впрочем.

Мне из этой группы рассказов-клонов больше понравилась Береника, остальным оценку снижу. Хотя, кому какое дело до моих оценок...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто ищет чего-то пугающего, захватывающего сердце в тиски, тот разочаруется в Лигейе. Не в этом изюминка По, он ставит во главе внутренние тревоги, отклонение от норм отдельного человека или группы.

В этом рассказе описана любовь такой большой силы, что она стала фанатичной, а значит и выходящей за привычные рамки. Вот только любил ли главный герой Лигейю или счастье обладать Лигейей? И зачем он женился вторично? Хотел найти такую же, как первая жена, хотел вновь видеть любимою? Не любя он жил в мечтах о Лигейе и она, почувствовав это «пришла».

Жалко вторую жену героя, Ровену. Ей, невиновной в нелюбви мужа, даже не дали вечного покоя. Стал ли герой счастлив вновь видя любимую? Его реплика в конце не дает однозначного ответа. Она наполнена страхом перед неизвестным. Возможно это уже не его идеал, не его Лигейя? Резюмируя можно сказать, что рассказ получился качественным и запоминающимся, наверное у По не может быть иначе. Из-за простоты сюжета, который здесь не главное, и витиеватых сравнений может показать грузным. Последнее, для меня, только плюс, только так и интересно читать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кому, кому ведомы тайны воли и сила ея? Человек не предает ся до конца ангелам ниже самой смерти, едино по немощи воли своея.» (с)

Это история любви. Любви всепоглощающей и страстной. Каждая строчка рассказа пропитана этим чувством, испытываемым главным героем к своей умершей возлюбленной и жене. А какие признания и поэтические сравнения!

«Эти глаза! Эти огромные, эти сияющие, эти божественные очи! Они для меня стали двойными звездами Леды, а я для них — увлеченнейшим из астрономов.»

Хоть в книге можно прочитать такие прекрасные слова, в реальности боюсь мужчины не настолько красноречивы в выражении своих чувств.

Но рассказ По не только о любви. Он об утрате, отчаянии и жестокости. Очень жаль Ровену — вторую жену героя, которая должна была жить в тени великолепной Лигейи. Вот по-женски очень ее жаль! Собственной жизнью расплатилась за корысть родственников, отдавших ее богатому, и не по боюсь этого слова безумному, вдовцу.

Конец как всегда у По непредсказуем, мистичен и туманен. Как тут не вспомнить слова из «Дракулы»:

«Любовь сильнее смерти, она может спасти от сил тьмы…»

Только насчет спасения от тьмы с такой эгоистичной любовью, не признающей на своем пути препятствий, я не совсем уверена.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эдгар По очень талантливый автор, много сделавший как для жанровой (хоррор, детектив, фантастика про «затерянные миры») так «большой» литературы.

при этом По мог быть разным, и потусторонне жутким как Лавкрафт, и сюжетно увлекательным, как Конан Дойл, и философичным, и ироничным.

сказочная сатира, напоминающая чуть ли не Гоголя (Черт на колокольне), крепко закрученные детективы (Мари Роже, Улица Морг), фантасмагории (Маска красной Смерти), психологические (Черный кот, Сердце-обличитель) и мистические триллеры.

По было подвластно все и во всех жанрах.

он словно одновременно и создавал жанровые клише, и пародировал их.

но именно «женские» рассказы (Лигейя, Морелла, в какой-то степени Береника) автора, обычно подаваемые как сливки его творчества и включаемые во всевозможные антологии и хрестоматии, лично мне представляются едва ли не самыми слабыми из его разнообразного творчества.

ненатурально выспренний, искусственно экзальтированный, утрировано романтичный стиль изложения, архаичный даже для 19века (скорее всего этот язык был создан По в подражание раннему германскому романтизму) и очень банальные сюжеты оставляют читателя с недоуменным «что хотел сказать автор» и «ну и чем он так крут, этот ваш По?».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх