fantlab ru

Филип Фармер «Мир реки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
199
Моя оценка:
-

подробнее

Мир реки

Riverworld

Повесть, год; цикл «Мир Реки»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Всякое случается в мире Реки. Вот и свёл случай Тома Микса с необычным человеком на её просторах. Что это за человек, так похожий на самого Тома, но живший на Земле в начале новой эры, к тому же еврейской крови и носящий имя Иешуа? Почему он так замкнут, словно скрывает какую-то тайну? И что за сила ощущается в нём? Кто же ты, сын человеческий?

Примечание:

В 1979 году переработанная повесть вышла под названием «Мир Реки», как примыкающая к основному циклу, но не продолжая его.


Входит в:

— цикл «Мир Реки»

— сборник «Down in the Black Gang», 1971 г.

— сборник «Riverworld & Other Stories», 1979 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.


Похожие произведения:

 

 


Миры Филипа Фармера. Том 10
1996 г.
Магический лабиринт
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Мир реки
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Down in the Black Gang
1971 г.
(английский)
Riverworld & Other Stories
1979 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очевидно, что эта небольшая повесть — шедевр. А Фармер, такой разный, от порно к приключениям, от Тарзана к Иешуа, — великий писатель, достойный стоять

в пантеоне величайших писателей-фантастов 20 века. Для чего писалась эта повесть, показать отчаяние Иисуса, видящего, что даже Второй Шанс ( да какой угодно),

не изменил человеческую природу, и все было напрасно. И это философский вывод Фармера; интересно, на основании какого опыта он пришел к нему?

Мне кажется, мы очень недооцениваем значение научной фантастики 20 главным образом века, силу таланта и величие ее авторов. Очень жаль, что западную

фантастику последних лет охватило убогое стремление к «толерантности»; с нетерпением жду того момента, когда все это «творчество» черных лесбиянок и белых

феминисток ( цвет не важен,можно и местами поменять, конечно,значение имеет только суть ) смоет в унитаз, где среди потока экскрементов им самое место. Вива Фармер!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предтеча цикла «Мир Реки», повесть , написанная за 5 лет до начала цикла. Уже тогда у Фармера сложилось представление о цели его цикла. Но в отдельности повесть заслуживает внимание как интерпретация мессии Иисуса Христа, оказавшегося воскрешенным в чужом для него мире Реки, но мире таком же жестоком как и его век. И философский вывод автора, столетия , тысячелетия идут , а человек не может в себе искоренить зверя.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВОССТАНЬТЕ

...И глядят серафимы печальные,

Золотые прищурив глаза,

Как открыты им двери хрустальные

В трансцендентные небеса;

Как крича, напирая и гикая,

До волос в планетарной пыли,

Исчезает в них скорбью великая

Умудренная сволочь земли.

Домбровский «Амнистия»

«Мир Реки» воплощает самый масштабный социальный эксперимент, какой можно себе вообразить. Федоровская философия «Общего дела», доведенная до абсолютного логического завершения. Помните, в чем суть учения русского философа Н.Ф.Федорова? Победа над смертью и воскрешение предков. То есть, буквальное физическое воссоздание всех, когда-либо живших на Земле. Зачем? Ну, по замыслу Николая Федоровича, у объединенного человечества нашлось бы много полезных и приятных занятий. Например? Совместными усилиями преобразовывать Землю, а затем устремиться в космос, дабы распространить свет отечества нашего до Калифорнии и Сандвичевых островов — упс, это не оттуда, хотя созвучно.

В основу цикла романов «Мира Реки» Филипа Хосе Фармера положена та самая идея всеобщего воскрешения. В некотором смысле, американский фантаст идет дальше, возвращая даже и те угасшие эволюционные ветви, которые непосредственными предками человека не были, вроде неандертальцев или гигантопитеков. Не на Земле, а в некой далекой Галактике, на планете, терраформированной таким образом, что вся она представляет собой дельту гигантской Реки с одинаково мягким климатом, по берегам которой находят себя ожившими группы людей объединенных географической, временной, национальной общностью.

На самом деле, все несколько сложнее: самый многочисленный кластер из одного времени-места разбавлен группой из другого времени-места, меньшего числа, и совсем незначительными вкраплениями одиночек (большей частью наши современников). Важные особенности: воскрешенные не болеют, возвращены в золотой поре молодости, у них исправлены физические недостатки и уродства и, та-дамм! — каждый имеет при себе изобильник. Рог изобилия, дающий раз в сутки еду, одежду, одеяла и некоторые излишества, вроде алкоголя или легких наркотиков. Писалось в начале семидесятых: дети-цветы, любовь лучше войны и всякое такое. Окончательно умереть в Мире Реки невозможно: погибнув, воскресаешь на другом ее участке.

Казалось бы, живи и радуйся, но, вы же понимаете, люди не таковы. Конфликты и взаимное недовольство они притащат за собой даже в рай, а мир Реки, надо полагать, скорее чистилище. Потому имеем, что имеем: множество агрессивных местных царьков, убежденных в собственном праве карать и миловать, и подчиняющих себе инертное большинство. Впрочем, некоторое положительное влияние люди из более просвещенных формаций оказывают-таки на своих менее цивилизованных соседей. Гигиенические привычки, например. Но в сравнении с мерзостями, творимыми местными бонзами, это выглядит фиалкой, расцветшей посреди смрадной помойки.

В той книге, которую читала я — не нашла ее описания в статье Вики, посвященной пенталогии — главный герой, голливудская звезда Том Микс странствует в сопровождении спутников, один из которых Иешуа. Да-да, тот самый. Причем, они с артистом так похожи, что часто люди принимают одного за другого. Неунывающий бродяга авантюрист Микс фонтанирует идеями, одаривая встречных перлами житейской мудрости, вроде идеи запустить в отхожие ямы земляных червей для переработки дерьма в плодородную почву и всякого наподобие. Иисус мыслит о вечном, пытается жить воплощая идеалы непртивления , всепрощения, братской любви, и в целом предстает несколько более одухотворенным вариантом профессора Паганеля.

Ни к чему хорошему это, ожидаемо, не приводит. Местный правитель антисемит Крамер, ненавидящий евреев за то, что — правильно — распяли нашего Христа, захватывает спутников в плен с целью выпустить их на арену как участников гладиаторских боев. Принципы не позволяют Иешуа убивать, но и самоубийством, как предлагает генератор идей Микс, он покончить не согласен. Убить себя не меньший грех. в общем, ребята, коллизия.

И я понимаю, что «Мир Реки» великая штука. Но сама к чтению не вернусь. Ни под гипнозом, ни под наркозом. Ярчайшая идея, скучное, бестолковое и банальное.

воплощение.

...Мне снилось, что Христос воскрес, и жив, как я и ты,

Идёт, несёт незримый вес, а на руках бинты.

Идёт по вымершим дворам пустынных городов

И слово жаждет молвить нам, но не находит слов...

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«МОЛОТ ХРИСТА», ИЛИ ИИСУС КОНТРА КРАМЕР

История разуверившегося Иисуса. Возможно ли такое? У Фармера возможно всё, а в Мире Реки и подавно. Иисус без Бога, без веры, без смысла. Наедине со своим одиночеством и пустотой, которая и есть бог неверия.

Но кто в таком случае Иисус, если Мир Реки без всяких постулатов доказал несостоятельность любого сверхъестественного? Кем тогда он был на Земле? Простым человеком? Лжепророком? Или сумасшедшим, уверовавшим в божественный свет настолько, что сам стал святым? Пытаться дать ответ — бессмысленное занятие, поскольку найти его не представляется возможным ни автору, ни читателю. В повести Иисус Христос предстаёт как аллегорический символ потерянной религии, символ умершей веры, как пустышка от некогда Великого Мессии, оболочка, лишённая своего содержания. Потому что увидеть, во что превратилось твоё учение в руках отцов церкви, тысячами сжигающих невинные жертвы на кострах инквизиции, к тому же зажжённых от твоего имени, во сто крат хуже, чем потерять веру в бога. Поэтому ничего не остаётся, как повторно умереть за людские грехи — лучший для Христа исход, как возможность оправдать себя, как возможность самовыражения и обретение своего «я». Но выход ли это?

По всей вероятности действующий в повести Крамер из Германии — не кто иной, как знаменитый иезуит 15 века, более известный как Генрих Инститорис, соавтор Якова Шпренгера и второй отец «Молота ведьм». Ревностный католик и воинствующий блюститель религиозной чистоты предстаёт перед нами как грязный сын христианского догматизма, анафема с крестом, как главный злодей и символ исступлённого фанатизма. Именно ему Фармер отвёл роль носителя тупого религиозного рвения, который в приступе догматической нетерпимости в борьбе за несуществующую веру губит последние её остатки в лице настоящего Христа.

Финал повести трагичен. Крамер со злостью сжигает Иисуса на костре. И последние слова вечного мученика как упрёк всей человеческой безнадёжности: «Но они же ведают, что творят...»

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отдельной частью является данная повесть, не вошедшая ,но примыкающая к основному циклу Мира Реки. Своеобразное путешествие во времени по берегам реки известного американского киноактера середины 20-го века Тома Микса в 17ый век. Похоже автор очень симпатизировал этому герою, коли решился еще раз выделить его в отдельном произведении. Напомню, что в основном цикле эта персона также фигурирует,но не так броско и ярко, как Фармер его расписывает здесь — типичный уверенный в себе мужчина средних лет, со знанием военного дела, хорошего тактика и.... обязательно,что ни мало важно,в ковбойской шляпе. Этот атрибут короче на нем везде...

Также мэтр Фармер успевает затронуть свои в этом коротком произведении излюбленные темы : вопросы любви и религии, так как герой наш в смятении параллельно пытается разрешить свои личностные и сексуальные проблемы, и наконец, понять историческую подоплеку происхождения Христа, ибо как таковая единица на страницах присутствует под несколько завуалированном именем, но истинная, полная драматизмом, догадка приходит только в самом конце, когда звучит изречение: — Отец, но они же ведают, что творят!....

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это единственная книга Фармера которую я прочитал, и мне её хватило за глаза. Вероятно у меня какая то личная непереносимость Фармера, меня даже от аннотаций его книг воротит. Он — это пожалуй самое худшее, что мне приходилось читать. И мир реки это самый абсурдный и бессмысленный мир который только можно выдумать.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практическая иллюстрация к утверждению, неоднократно озвученному в разных источниках, что если бы Христос воскрес в Средние века (или даже сейчас), то немедленно был бы уничтожен официальной церковью.В повести достоверно переданы страдания и обида человека, который уже видел горние выси, но был низвергнут обратно во тьму.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх