Филип Фармер «Магический лабиринт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Путешествие к особой цели | Бессмертие
- Возраст читателя: Любой
После многочисленных приключений Ричард Бартон, вместе со своей группой, попадает в Башню. Там они находят этика отступника и узнают его имя. Отступник рассказывает истинные причины побудившие его на вмешательство в основной Проект своих соплеменников. Однако это вмешательство повлекло за собой непредвиденные отступником последствия, в результате которых люди, умершие в мире Реки после того как прекратились воскрешения могли больше никогда не возродиться. Чтобы этого не произошло нужно заменить дефектный модуль главного протеинового компьютера. Но он не может этого сделать поскольку у него нет кода доступа для того, чтобы отключить систему самообороны компьютера, которую включил Оператор — руководитель основного Проекта, как только узнал, что среди этиков есть предатель. Группа Бартона решает помочь отступнику во чтобы-то не стало заменить модуль и вернуть к жизни умерших людей.
Входит в:
— цикл «Мир Реки»
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Н. Виленская (2), И. Лахминова (2), М. Нахмансон (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 24 мая 2021 г.
Из цикла «Мир Реки». Наконец-то!! Автор наряду с бессмысленными сражениями решился на раскрытия перед читателем конечной цели замысла этиков, создавших Мир Реки. Оказывается они ещё создали Мир Садов, но он нам недоступен в описаниях.
Вот эта цель этиков — наделение живых существ душами- атманами- и даёт роману наивысшую оценку за полёт мысли автора. Такой взгляд или гипотеза о душах оригинален, восхищает своей новизной, даже научен, и главное !! , оптимистичен для читателя. Если бы так...
sergu, 4 мая 2018 г.
Обещанного три года ждут. Фармеру же понадобилось четыре книги, чтобы рассчитаться со старыми долгами и пролить, наконец, свет на тёмный замысел этиков. Если считать на время – то каких-то 60 лет в Мире Реки и 9 лет по времени выхода книг. Мелочь – по сравнению с тем, если перед тобой Вечность длинною в Реку, с бесплатной жрачкой, свободой отношений и прочими прелестями «речной» жизни. Но жизни ли? И для чего такая жизнь?
Этот вопрос терзал героев на протяжении трёх книг, никакие препятствия не смогли отвратить их от цели или хотя бы заставить угомониться. И вот «союз неугомонных» выходит на финишную прямую. Сюжет обостряется, накал растёт, предохранители не выдерживают – и смерть косит миллиарды и миллиарды, точнее 18 миллиардов (половину жителей). И Башня дразняще близка. Тяжёл и долог к ней путь. Но в конце концов жаданная цель достигнута, и жирная точка красуется в конце пути. Да вот жирная ли?
Всё время ждал, что Фармер выкинет коленца, поразит необычностью решения, вывернет наизнанку и поставит кверху дрыгом. Но нет, в итоге – повторение пройденного: старая песня, перепетая из его же повести «Внутри и снаружи», разве что в более расширенном исполнении. Так стоила ли овчинка выделки и зачем было надрывать кишки?
Ну что ж, пускай в очередной раз, но Фармер пытается достучаться до человечества, заставляет посмотреть на себя со стороны. Кто мы? Что из себя представляем? И достойны ли вечной жизни, на которую так уповаем? И что такое вечная жизнь? Да и вообще – жизнь? Плыть за течением, идти на дно или всё-таки идти против течения? Подниматься вверх по Реке жизни к Башне – сокровенному символу человеческих стремлений и исканий, преодолевая все препятствия и неудачи, вопреки всем предопределениям и неизбежным разочарованиям? Сложный ответ. Потому так и сложен путь к Башне и не все способны достичь её.
Дать шанс всем, а не только избранным – заветная мечта Логи, ренегата и предателя, чужого среди своих и несвоего среди чужих, убийцы лучших ради спасения худших.
Но Маэстро делает промах.
Расскажи Логу жителям Реки всю правду об истинных целях Воскрешение, об отпущенном им сроке в 120 лет – разве это не было бы более этично, без лишних жертв и ненужной крови. Хотите Вечность – вот вам шанс и 120 лет в запасе. Дерзайте!
Как-то не укладывается в голове: почему этики столько усилий потратили на обустройство целой планеты под Речной Мир, на Воскрешение всего человечества, можно сказать, космических усилий – ради короткого мига в 120 лет и закрытия проекта?
Как Логу мог выдавать себя за Торна, если вырос в Садах, и оттуда сразу же прилетел в Мир Реки? Откуда он мог знать земные реалии 20-го века, а тем более водить дирижабли, чтобы правдоподобно изображать из себя Торна?
Все эти авторские объяснения и смысловые построения шиты белыми нитками. Значительно большего я ожидал от Фармера. Вообще сложилось впечатление, что он не перечитывает свой текст. Допускает массу ляпов, нелепостей, наводит кучу цифр и сам же потом этим цифрам противоречит.
Эта книга не исключение. Например, за столь длительное путешествие по Реке все движущиеся детали механизмов обоих пароходов давно бы поизносились, в особенности гребные колёса и их привод. Даже элементарные подшипники требуют замены. А пароходы-то гигантские. Стало быть, и детали к ним нешуточные! Для замены нужна высокоразвитая, а главное, специализированная индустрия, целые промышленные комплексы, а не кустарные судовые мастерские. Но на пути пароходов нет таких «фабрик-заводов». Да и откуда им взяться?
Поражает сплав двух несовместимых тактик морского боя – современной и средневековой. Авиация, торпеды, ракеты, радары! И сабельный абордаж! Пистолеты и латы! Во даёт автор! Дух захвачен абордажем зрелища. «Звёздные войны» нервно курят в сторонке.
По поводу цифр очень показательный пример: глава 44, цитирую:
«Согласно показаниям радара «Парсеваля», диаметр моря составляет тридцать миль. А диаметр башни – миль десять. Так что от пещеры до нее – всего двадцать миль».
Оригинал: «The sea, as reported by the Parseval radarman, was thirty miles in diameter. The tower was about ten miles in diameter. So there were only about twenty miles to go from the cave».
Напомню: башня – в центре моря, пещера – на краю. Расстояние между ними – это разница радиусов моря и башни: 30/2–10/2=10. Почему у Фармера 20? Математика волшебства или элементарное её незнание? Добавлю, что в 57 главе третьей книги автор наводит другие цифры: там диаметр моря уже 60 миль, Башни – 10 миль. Но как ни крути, от пещеры к Башне всё равно не будет 20 миль. Такой винегрет из цифр для Фармера скорее правило, а не исключение. Похоже, он сам не задумывается над тем, что пишет.
Как всегда добавил масла в огонь перевод (Н.Виленской). В финальном сражении пароходы идут навстречу друг другу, расстояние между ними сокращается до 260 футов (80 метров)! Начинается продолжительное по времени ракетно-орудийно-торпедно-бомбовое дирижабле-сражение. И всё это вмещается в каких-то несколько секунд, за которые пароходы покрыли бы разделяющие их 80 метров? При их-то скорости в 45-30 узлов (23-15 м/с)? Просто поразительно! Посмотрел в оригинал – нет, не всех собак вешать на автора, у него дистанция не 260 футов, а 26 сотен футов.
В итоге – полное пренебрежение к тексту, что авторское, что переводческое, что редакторское.
Но самое большое противоречие – это Сэм Клеменс. Сколько неимоверных усилий потрачено, сколько препятствий пришлось преодолеть, чтобы исполнить желание Сэма добраться до короля Иоанна. А главное – сколько крови пролито на алтарь мести. И где эта месть? Получив, наконец такую возможность, Сэм ни с того ни с сего начинает жалеть короля. В нём вдруг проснулось человеколюбие! Это как? Сотни человеческих жизней, заплативших за возможность возмездия, уже не в счёт? Их не жалко? Большой вопрос к Фармеру: действительно Сэм Клеменс был таким чудовищем или автор умышленно изображает его таким?
Podebrad, 26 июля 2016 г.
А начиналось всё неплохо. Интересен был мир. Много обещали герои, особенно известные хотя бы по именам. Потоком шли разумные и безумные гипотезы. Четвёртая книга разочаровала окончательно.
Первое. Если игра началась, надо соблюдать правила. Изначально Мир Реки — мир без минералов и без животных, мир разрозненных, нередко враждующих общин, мир, где нет места регулярному труду и серьёзной интеллектуальной жизни. Собственно, он таким и остаётся. Однако во второй книге здесь строят пароходы, в третьей — дирижабли. В четвёртой книге корабли принца Джона и Сэма Клеменса несут на себе не только артиллерию и авиацию, но и лазеры, и всевозможную электронику. Откуда взялись необходимые материалы, инструменты, приборы? Корабли эти развивают скорость в 50 узлов. Кто-нибудь может вообразить громадный колёсный пароход, бороздящий воды реки (реки!) со скоростью 26 метров в секунду? Автор явно спутал его с автомобилем.
Второе. Идея была интересная — дать старикам их собственные молодые тела, причём вечно молодые, и оставить груз прожитых лет. Как они поведут себя? А никак. Идея не получила развития. К тому же, как тут было замечено, автор не любит своих героев. Симпатичны ему, кажется, только Геринг и титантроп. В результате интерес к персонажам потихоньку угасает.
Третье. Каких только соображений по поводу происходящего не высказывалось в первой книге. Тут и загробный мир, и эксперименты неведомых историков или лингвистов, и Второй Шанс, и много, много всего. Оправдалась самая примитивная из всех возможных гипотез. Её обосновывают, долго, нудно и подробно,но от этого она не становится ни интересной, ни убедительной.
И последнее. Надо уметь остановиться. На первой странице четвёртого романа автор торжественно клянётся, что это последняя книга о Мире Реки. Ближе к концу становится ясно — нет, не последняя. Ещё помучаются.
Phil J. Fray1986, 25 декабря 2015 г.
Треть романа занимает описание предыстории и маниакальной погони С. Клеменса за не менее маниакальным удирателем И. Безземельным на их супердредноутах, перемежающейся художественными пересказами биографий действующих исторических лиц и их прямой речью (причём у Бёртона и Клеменса по 1 разу — в изменённом состоянии сознания); + вялотекущая интрижка с паранойей: «кто из встречных-поперечных тайный этик-ренегат или прочий дегенерат?». Потом больше четверти — это описание неизбежной битвы-армагеддеца, из которой не примитивно тривиальны лишь неск. страницах в конце. Право же, обо всём предыдущем было интереснее прочесть пересказ Нахмансона в «Хронологии сериала Мир Реки» (http://www.fantlab.ru/edition3769 ), предвкушая. Ну и напоследок, наконец-то, читабельный остаток — экспедиция к цели всего цикла, где срываются покровы и оголяются тайны и секреты (ибо роман д.б. стать последним по замыслу автора), в т.ч. повтор его же «Мира наизнанку» (1964), но с необязательными мистицизмом и теологией (весьма похожими на космизм Н. Ф. Фёдорова). Кстати, концепция «ватанов» (wathan, названные и кратко описанные в предыдущей книге — хотя вполне тривиально для мистицизма) весьма смахивает на некоторые основные атрибуты «тэтанов» сайентологов. Причём гугление что-то не дало упоминания такой параллели. Может, я первый?
romanpetr, 11 сентября 2011 г.
После несколько затянутой третьей части из Мира Реки четвертая шла , как говорится, на одном дыхании, хотя в начале автор все же не избегал некоторых объяснений перед кульминационной битвой двух титанов-кораблей. Исход колоссальной битвы ,перед её началом, оставлял желать и думать о победе Сэма Клеменса с его «Внаем не сдается» над Иоанновским «Рексом», но конец к сожалению оказался более печальным, чем это можно было бы предположить. Гибнут люди, гибнут суда, гибнет техника... И ради чего? Ради принципа! И даже всеобщее желание раскрыть главную тайну этого мира уходит на второй план перед человеческим тщеславием и алчностью....
Очень огорчила несколько глупая смерть бравого Сирано де Бержерака, выходившего сухим из многих передряг, но тут нашедшего свою погибель, как в рядовой средневековой драматической пьесе. И несколько оставлены в стороне судьбы некоторых главных героев во время сражения — о гибели которых можно только предполагать и догадываться....
Автор местами вообще непредсказуем — за что я ,простите, ценю и люблю его творчество! Линии произведения сначала идут параллельно, потом сходятся в одну точку, потом снова расходятся и снова идут попутными путями до следующей интригующей встречи.
В концовке романа автор снова,как и в предыдущих частях,дарит нам надежду на продолжение приключений неугасаемого Ричарда Бертона и Ко — достигнута конечная цель на реке — Башня этиков, раскрыта страшная тайна происхождения мира и человечества, прорывающая трещину по всем бумажным Земным религиям — при желании , можно в повседневности воссоздать ещё одну протехническую религию Мира Реки и попробовать сломать наши с Вами религиозные устои и каноны; а также в руках группы людей остается секрет воскрешения, так что все можно поправить, но остались ещё верные этикам агенты, желающие все прибрать к своим рукам... и они уже в башне, так что нам снова предстоят бессонные ночи вместе с оставшимися героями...
M-Bear, 26 февраля 2011 г.
Что в третьей, что в четвертой частях чуточку надоедает постоянная «сверка показаний». И если касательно походов к Башне они дополняют друг друга, раскрывая белые пятна вроде того, откуда взялись чаша, о которую споткнулся Джо Миллер, и женский скелет в пещере с лодками, то в рассказах о визитах «Икса» практически полное повторение.
Упомянутые философские и религиозные рассуждения, честно говоря, тоже не особо впечатляют, особенно то, как невовремя порой появляются. Как-то не верится мне, что, только проникнув в Башню, зная, что где-то рядом бродит этик, можно было спокойно вести пространные душеспасительные беседы. Мысль с ватанами, как щелчок по носу религиям, понравилась. Но и тут непонятно: со слов Логи они тянулись ко всему живому: траве, зверям. Так почему их тоже не воскресили? Птичку жалко... (с)
И, если уж говорить о жалости, то как-то без души подходит Фармер к своим героям. По крайней мере, такая мысль возникает, когда очередной из них погибает, не вызывая в душе совершенно никакого отклика. Взять для примера «Империю Ужаса» Кука — там подобное воспринималось чуть ли не как трагедия...
Да, можно сказать, что здесь все дело в возможности воскрешения...
Что сильно спасает роман, так это интрига. Причем, автор в конце каждой части дает задел для очередной, заставляя искать продолжения... Но с постоянно уменьшающимся азартом.
gafiator, 5 ноября 2008 г.
Роман как бы распадается на две части.Если в первой преобладают житейские истории старых и вновь появившихся героев, а также отвлеченные философские и религиозные рассуждения о Магическом Лабиринте Души, то вторая часть представляет собой непрерывный экшн, включающий роскошные батальные сцены (если бы Фармер специализировался на боевиках, то был бы в этом жанре далеко не последним).Вообщем, каждый читатель найдет здесь то, что ему больше по душе.
Dune, 28 марта 2008 г.
Наиболее захватывающая книга серии, где суждено встретиться и сразиться двум водным левиафанам.
Кульминация событий двух предыдущих книг (1-я была как бы вступлением). Красивое завершение путешествия к истоку реки и попытка возвращения бессмертия.
Один из немногих сериалов, прочитанных мной с удовольствием.