fantlab ru

Джон Полидори «Вампир»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.77
Оценок:
282
Моя оценка:
-

подробнее

Вампир

The Vampyre

Другие названия: Vampyre. A tale; Der Vampir; The Vampyre: A Tale

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

На лондонских вечеринках появляется необычный джентльмен, привлекающий к себе пристальное внимание женской половины. Молодой человек благородного происхождения по имени Обри решает познакомиться с таинственным незнакомцем поближе...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Произведение впервые опубликовано в апреле 1819 года в английском журнале «The New Monthly Magazine» под авторством лорда Байрона. Уже через год во Франции вышел роман-продолжение «Lord Ruthwen ou Les vampires», написанный Кипьеном Бераром, но приписывавшийся известному писателю Шарлю Нодье. Нодье же создал пьесу «Le Vampire». Кроме того в 20-х годах 19 века в Европе появилось ещё несколько сценических постановок на тему «Вампира», а Генрих Маршнер написал оперу «Der Vampyr». Наконец мимо истории о вампире не прошёл и знаменитый Александр Дюма, также сочинивший пьесу «Le Vampire» (1851 год). Вампир лорд Ратвен становился героем и некоторых произведений современных авторов, в том числе — К. Ньюмана и Т. Холланда. Первый русский перевод «Вампира» Полидори выполнен в 1828 году П. Киреевским. А. С. Пушкин упоминает Вампира в «Евгении Онегине».

В честь главного героя рассказа в 1989 году была учреждена премия Lord Ruthven Award — «за лучшее произведение о вампирах».

В 2007 году снят испанский короткометражный фильм по мотивам рассказа — «The Vampyre by John W. Polidori».

  • Перевод Екатерины Кудриной (Украина, г. Днепропетровск): ж. «Порог» (Украина, г. Кировоград), № 5, 1997, с. 25-38.

  • См. также цикл Лорд Ратвен. Свободные продолжения «Вампира» Джона Полидори


  • Входит в:

    — антологию «The Grimoire And Other Supernatural Stories», 1936 г.

    — антологию «I vampiri tra noi», 1960 г.

    — антологию «Cuentos de terror», 1963 г.

    — антологию «A Feast of Blood», 1967 г.

    — антологию «Они появляются в полночь», 1968 г.

    — антологию «Комната с призраком: английская демоническая повесть», 1972 г.

    — антологию «Английская романтическая повесть (на английском языке)», 1980 г.

    — антологию «Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt», 1983 г.

    — антологию «Vampires: Two Centuries of Great Vampire Stories», 1987 г.

    — антологию «Memento Mori», 1992 г.

    — журнал «Бездна», 1992 г.

    — антологию «Английская готическая проза. Том 1», 1999 г.

    — антологию «Поездка в ад», 2001 г.

    — антологию «Вампир. Английская готика. XIX век», 2002 г.

    — антологию «Английская таинственная проза XIX-XX вв. / English Gothic Prose XIX-XX», 2004 г.

    — антологию «Три старинные английские повести о вампирах», 2005 г.

    — антологию «Children of the Night: Classic Vampire Stories», 2007 г.

    — антологию «Гость Дракулы и другие истории о вампирах», 2007 г.

    — антологию «Смерть Дон Жуана, или «Незримого начала тень...», 2007 г.

    «Тёмные аллеи», 2007 г.

    — антологию «Большая книга вампиров», 2009 г.

    — антологию «Трактат по вампирологии доктора Абрахама Ван Хельсинга», 2009 г.

    — антологию «Dracula's Guest and Other Victorian Vampire Stories», 2010 г.

    — антологию «Английская повесть о вампирах», 2010 г.

    — антологию «Франкенштайн», 2010 г.

    — антологию «Привидения и жертвы», 2011 г.

    — антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.

    — антологию «Печальная история вампира», 2016 г.

    — антологию «Харчевня двух ведьм. Лучшие мистические истории», 2016 г.

    — антологию «Мистические истории. Любовь мертвой красавицы», 2017 г.

    — антологию «Supernatural Short Stories», 2018 г.

    — антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 4», 2018 г.

    — антологию «Франкенштейн. Подлинная история знаменитого пари», 2019 г.

    — журнал «Чудеса и приключения № 6, 2019», 2019 г.

    — антологию «Вампир», 2020 г.

    — антологию «Вампир. Зарубежная классика хоррора», 2020 г.

    — антологию «Від мороку до безодні», 2020 г.

    — антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.

    — антологию «Мистические истории: Дом с привидениями», 2022 г.

    — антологию «Ибо кровь есть жизнь», 2023 г.


    Экранизации:

    «The Vampyre by John W. Polidori» 2007, Испания, реж: Alejandro Ballesteros, Antonio Curado



    Похожие произведения:

     

     

    
    Комната с призраком
    1992 г.
    Memento Mori. Рассказы не для нервных
    1992 г.
    Комната с призраком
    1993 г.
    Они появляются в полночь
    1993 г.
    Английская готическая проза. Том 1
    1999 г.
    Поездка в ад
    2001 г.
    Вампир. Английская готика. XIX век
    2002 г.
    English Gothic Prose XIX-XX / Английская таинственная проза XIX-XX вв
    2004 г.
    Три старинные английские повести о вампирах
    2005 г.
    Гость Дракулы и другие истории о вампирах
    2007 г.
    Смерть Дон Жуана, или «Незримого начала тень...»
    2007 г.
    Большая книга вампиров
    2009 г.
    Английская повесть о вампирах
    2010 г.
    Привидения и жертвы
    2011 г.
    Вампир
    2011 г.
    Трактат по вампирологии доктора Абрахама Ван Хельсинга
    2012 г.
    Дракула. Повести о вампирах
    2014 г.
    Большое собрание мистических историй в одном томе
    2015 г.
    Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
    2015 г.
    Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй
    2015 г.
    Печальная история вампира
    2016 г.
    Харчевня двух ведьм. Лучшие мистические истории
    2016 г.
    Дракула. Лучшие истории о вампирах
    2017 г.
    Бал вампиров
    2017 г.
    Мистические истории. Любовь мертвой красавицы
    2018 г.
    Франкенштейн. Подлинная история знаменитого пари
    2019 г.
    Вампир. Зарубежная классика хоррора
    2020 г.
    Большое собрание мистических историй в одном томе
    2022 г.
    Мистика. Большое собрание историй о сверхъестественном
    2022 г.
    Страж мертвеца
    2022 г.
    Любовь после смерти
    2023 г.
    Мистические истории. Дом с привидениями
    2023 г.
    Ибо кровь есть жизнь
    2023 г.
    Вампиры: лучшие истории о кровопийцах
    2024 г.

    Периодика:

    Арс. Бездна
    1992 г.
    Чудеса и приключения № 6 2019
    2019 г.

    Аудиокниги:

    Классические Тёмные аллеи. Выпуск 4
    2018 г.

    Издания на иностранных языках:

    The Grimoire And Other Supernatural Stories
    1936 г.
    (английский)
    I vampiri tra noi
    1960 г.
    (итальянский)
    Cuentos de terror
    1963 г.
    (испанский)
    A Feast of Blood
    1967 г.
    (английский)
    The Midnight People: Being Eighteen Terrifying and Bizarre Tales of Vampires
    1968 г.
    (английский)
    The Midnight People
    1968 г.
    (английский)
    Rej upírů
    1970 г.
    (чешский)
    Vampires at Midnight
    1970 г.
    (английский)
    Great British Tales of Terror: Gothic Stories of Horror & Romance, 1765-1840
    1972 г.
    (английский)
    Great British Tales of Terror: Gothic Stories of Horror and Romance 1765-1840
    1972 г.
    (английский)
    Great British Tales Of Terror: Gothic Stories Of Horror And Romance 1765 - 1840
    1973 г.
    (английский)
    The Midnight People
    1974 г.
    (английский)
    The Midnight People
    1975 г.
    (английский)
    A Feast of Blood
    1975 г.
    (английский)
    Английская романтическая повесть (на английском языке)
    1980 г.
    (английский)
    Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
    1983 г.
    (немецкий)
    Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
    1983 г.
    (немецкий)
    Great British Tales of Terror: Gothic Stories of Horror and Romance
    1983 г.
    (английский)
    Vampires: Two Centuries of Great Vampire Stories
    1987 г.
    (английский)
    The Penguin Book of Vampire Stories
    1989 г.
    (английский)
    Rej upírů
    1995 г.
    (чешский)
    Children of the Night: Classic Vampire Stories
    2007 г.
    (английский)
    Франкенштайн
    2010 г.
    (украинский)
    Dracula's Guest and Other Victorian Vampire Stories
    2010 г.
    (английский)
    Vampir
    2015 г.
    (сербский)
    Supernatural Short Stories
    2018 г.
    (английский)
    Supernatural Short Stories
    2018 г.
    (английский)
    Від мороку до безодні
    2020 г.
    (украинский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  2  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Рассказ о том, как один молодой человек испытал на себе синдром Кассандры.

    Почему-то именно эта тема зацепила меня в этой повести больше всего. На мой взгляд именно страшная дилемма молодого Обри является стержнем сюжета. А вампир — это лишь «рюшечки», которые делают сюжет более интригующим. Если загадочного лорда Ратвена, который в этой истории оказался самым настоящим вампиром, заменить на его ровесника без мистических свойств, но с той же загадочной притягательностью во внешности и поведении и характером социопата, склонного разрушать невинные жизни, то рассказ доктора Полидори мало что потеряет. Останется самое главное: нечаянный свидетель преступлений сего мизантропа и садиста (не в физическом плане, а в психологическом) не может никого убедить в том, что этот человек — чудовище. Самое ужасное для него в том, что ему не верит самый близкий и единственный родной человек — сестра. Представьте, какого прожить в таком беспомощном состоянии целый год — тут любой умом двинется.

    Оценка: 9
    – [  2  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Довольно небольшой рассказ с простеньким сюжетом. Мне очень понравился слог автора, то, как он пишет – так изящно. Конечно, нас это уже совсем не напугает, но полагаю, для начала XIX века это был тот ещё ужастик. Лорд Рутвен – интересный персонаж, правда, мне не хватило его раскрытия, каких-то уникальных и увлекательных деталей в его образе. Всё-таки, вампиры более поздних авторов более яркие. Хотя, естественно, именно лорд Рутвен послужил прообразом того самого аристократичного графа-вампира.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Главные герои, пусть тоже и не очень впечатляющие, но довольно неплохие. Хотелось надеяться, что они выживут, но увы, нет. Мне было жаль этих брата и сестру, но что поделать, в таких готических произведениях всегда кто-то погибает...

    По-моему, все незаслуженно недооценивают этот рассказ, вышедший ещё задолго до пресловутого «Дракулы». Лично я предпочитаю классический образ вампира, а не то супер-существо, в которое он превратился в нашем веке из-за того, что каждый автор пытается выделиться и привнести что-то своё, оригинальное. Это не всегда плохо, просто мне кажется, что само слово «вампир» утрачивает своё изначальное значение. Не сказала бы, что этот рассказ – какой-то великий шедевр, но с ним следует ознакомиться тем, кто хочет углубиться в тему вампиров в литературе.

    Оценка: 8
    – [  3  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Не не могу сказать, что на современного читателя эта история произведёт сильное впечатление. Читать было легко и не скучно, но образ вампира проделал слишком большой путь в литературе за последние два столетия. Аналогичное можно сказать и о жанре ужасов в целом.Однако для любителей вампирической темы «Вампир» несомненно будет интересен как отправная точка появления кровососов в литературе. Да и перед прочтением «Дракулы» Стокера прочесть рассказ Полидори не повредит. очень многое будет восприниматься иначе.

    Оценка: 8
    – [  21  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Влияние рассказа на последующее развитие вампирской темы огромно. Полидори создал не только первого литературного кровососа, он заложил основы классического образа вампира — загадочного аристократа, соблазнителя, обладателя многих имён, чудовища, живущего среди нас и искусно маскирующегося под «порядочного человека». Да, конечно, самым ярким, интересным и знаменитым вампиром стал граф Дракула , но основные черты воплощения «притягательного зла» были созданы Джоном Полидори. До середины 19 века лорд Ратвен (Рутвен) был одним из наиболее популярных литературных персонажей (кстати, упоминался он даже в « Графе Монте-Кристо» Александра Дюма), впрочем, в произведениях некоторых писателей он появляется до сих пор.

    Неизвестно как бы ещё сложилась судьба рассказа, не будь он опубликован первоначально под именем Байрона, одного из самых популярных писателей того времени. Возможно, читающая публика не проявила бы интереса к творению никому не известного Полидори. В таком случае вся мировая мистическая литература была бы сейчас совсем другой.

    Полидори иногда упрекают чуть ли не в плагиате, но хотя он и воспользовался замыслом Байрона, всё же очень серьёзно переделал его, развил в ином направлении и сотворил из довольно-таки бесформенного фрагмента оригинальное произведение. А история создания рассказа в один из вечеров на Женевском озере в ходе литературного соревнования (другим результатом которого стал «Франкенштейн» Мэри Шелли) знаменита, пожалуй, больше рассказа, обыгрывается во многих книгах и фильмах и Полидори сам постепенно становится таким же литературным персонажем, как его лорд Ратвен, частично списанный с лорда Байрона (да и вся история о Вампире — зашифрованная история разрушенной дружбы между Байроном и Полидори).

    Рассказ представляет интерес и для современного читателя, хотя, конечно, может показаться немного наивным и старомодным, так как история относится к тому странному романтическому времени, когда данное однажды слово держали даже под угрозой смерти и угрозы для близких, и когда слово «честь» казалось одной из основ мироустройства. Читать рассказ лучше всё же в современном переводе Лихачёвой, чем в классическом переводе Киреевского.

    Оценка: 8
    – [  13  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Похоже, как часто случается, вещь оказалась популярной в свое время не потому, что хороша сама по себе, а потому, что сумела нажать на какие-то нужные «кнопки» в умах читателей. Сама по себе фигура Вампира великолепно вписывается в мэйнстрим литературы конца XVIII — начала XIX века, наряду со зловещими монахами, коварными аристократами и прочими персонажами Ратклифф и Ко (вспоминается юная героиня Джейн Остин, которая с нетерпением ожидала новый роман и не нашла для него лучшего комплимента, чем: «Что-то необыкновенно страшное. Можно ждать убийства и тому подобного»). Отличие Ратвена от какого-нибудь Монтони в «Удольфских тайнах» минимально, используются все те же штампы готической прозы: «Многие из тех, кто был в состоянии ощутить тот благоговейный страх перед ним, не могли взять в толк, что же такое особенное в нем пробуждало в сердцах странное чувство. Некоторые приписывали это мертвящему взгляду серых глаз...» и т.п. Собственно, если бы не тема вампиризма, то о Полидори и говорить бы не стоило.

    Увы, замысел реализован довольно скверно: стиль ходульный, в поступках персонажей нет ни правдоподобия, ни логики. Ратвен убивает на глазах благородного Обри его возлюбленную, и после этого упомянутый Обри не только не вооружается осиновым колом, но еще дает вампиру какое-то слово чести?! :eek:

    Рассказ ценен только как музейный экспонат.

    Оценка: 6
    – [  4  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Оценивать произведения прошлых веков всегда сложнее, потому что при оценке мы руководствуемся логикой нашего времени. Называя рассказ «скучным», мы вспоминаем о современных книгах, которые читаются гораздо легче и быстрее. И все же для меня «Вампир» — это классика с обаятельным упырем, который оказывается настоящим подлецом. Никакого гламура, никакой истории о любви, хотя стиль у парня все же есть. Для поклонников данного жанра, да и вообще любителей готической классики это повествование — обязательный «маст» для прочтения.

    Оценка: 10
    – [  7  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Увы, рассказ безнадежно устарел и для современного читателя представляет интерес лишь в том случае, если есть интерес узнать о предшественниках «Дракулы» Стокера. Более интересно для меня было читать предисторию написания рассказа. Лорд Рутвен и еще юный дворянин Обри — главные герои рассказа. Один из них-вампир, который прежде всего «заботится» о невинных девушках(женщин), выпивая их кровь и сажая в их душах семена разврата и похоти, если конечно они остаются в живых. Другой, видя, что происходит, не может никак помешать ему, дав клятву о том, что никому ничего не расскажет. Все это приводит к довольно мрачному финалу, где главному герою не поздоровится. Только для любителей жанра.

    Оценка: 6
    – [  4  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Первый литературный труд о вампирах заслуживает уважения. Да, форма конечно устарела, но тема жива и поныне. Так что 9 баллов

    Оценка: 9
    – [  3  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Один из лучших рассказов о вампирах. Ни какой пошлости и излишней крови (т.е. можно читать и взрослым и детям). Так как это первое художественное произведение о вампирах, то еще не знают как с ними бороться (осиновый кол, чеснок и прочее появяться позже). Поэтому лорд Ратвен бессмертен (в отличие от своего коллеги графа Дракулы). Считаю что не справедливо мало известно это произведение. Рассказ должен быть в библиотеке каждого кто любит истории о вампирах.

    Оценка: 8


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх