fantlab ru

Евгений Прошкин «В режиме бога»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Оценок:
166
Моя оценка:
-

подробнее

В режиме бога

Другие названия: Драйвер Заката

Роман, год

Аннотация:

Виктор Сигалов пишет морфоскрипты — интерактивные сны, заменившие людям игры, кино и книги. Как все авторы, он считает себя гением и втайне мечтает создать виртуальную реальность, равную реальному миру. Неожиданно Виктор получает новый заказ: корпорация, о которой он прежде не слышал, просит его протестировать сложный морфоскрипт. Изучив чужой сценарий, Сигалов обнаруживает, что неизвестный автор сумел воплотить его мечту – интерактивный сон показывает настоящую жизнь, опережающую реальный мир на несколько дней и предсказывает, что Земле грозит какая-то глобальная катастрофа. Чтобы предотвратить беду Виктору нужно разыскать настоящего автора. Но как это сделать, если в реальном мире он не существует?

Примечание:

Опубликовано в сети в 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 318

Активный словарный запас: средний (2759 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2016 // . Финалист (роман)

номинант
Интерпресскон, 2017 // Крупная форма (роман)

номинант
Филигрань, 2017 // Большая Филигрань

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

В режиме бога
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«На стене висело ружьё, а в углу под нереально разросшимся фикусом стоял поцарапанный белый рояль.»

Это самые гениальные первые строки, которые только встречал в литературном произведении!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сотворение мира – вот дело, достойное писателя. Или морфоскриптера — такого, как Виктор Сигалов, создающего сценарии виртуальной реальности для «реверсивных нейроконтроллер-эмуляторов».

Новые времена требуют новых зрелищ. Однако как отражаются на нашей реальности миры сотворенные? И не стоит ли проверить эту и другие реальности на прочность?

Теме подлинности (точнее — первичности) реальности посвящено много произведений. В «Драйвере Заката» Евгений Прошкин предлагает взглянуть на искусственную реальность с точки зрения её создателя, «демиурга по найму».

Роман написан замечательным, прозрачным слогом, и в нём отлично сбалансированы интеллектуальные пассажи и постмодернистские штрихи, мягкий юмор и меткие диалоги, а ещё динамичный, лихой сюжет, захватывающий читателя с первой страницы и не отпускающий (настоящий page-turner!) до самого финала. Который, с уважением к жанровым канонам, становится настоящим катарсисом по-голливудски, с полагающимися авиакатастрофой, перестрелками и (не)состоявшимся концом света.

Впрочем стоит взглянуть на изнанку фантастического триллера, чтобы увидеть честно рассказанную историю молодого морфоскриптера (художника, писателя, etc) в поисках своей судьбы.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как в свое время телевизор убил театр, а интернет — бумажные книги, так спустя десятилетия морфоскрипты похоронили всю индустрию развлечений, завоевав бесспорное и подавляющее первенство среди способов увлекательно провести время. Потребителю обеспечат хоть криминальный скрипт, хоть ураганный боевик, хоть познавательные путешествия, хоть сентиментальную романтику, хоть жесткую порнографию. Причем с полным эффектом соприсутствия и участия, включая интерактивный сюжет и взаимодействие с антуражем.

Одним из специалистов по созданию скриптов является Виктор Сигалов, заработавший себе имя среди профессионалов, но не крупную сумму на счете. Поэтому откликаясь на разные предложения, он периодически попадает в передряги. Но однажды ему выпадает редкостный шанс прикоснуться к чему-то большему, чем заурядный коммерческий проект.

Роман «В режиме бога» Евгения Прошкина можно отнести сразу к нескольким жанрам. От киберпанка взята расширенная виртуальная реальность, продвинутая кибернетика и прямой вызов системе. Из элементов социальной фантастики мы видим различные страты общества, неуклонно сползающего в эдем блаженного потребления, и холодную логику корпораций, которые уже давно поделили рынок и даже протесты заказываются ими же, чтобы полностью контролировать ситуацию. На поле производственного романа «В режиме бога» выходит благодаря подробно и красочно описанной профессиональной деятельности Виктора. Здесь и популярные схемы морфоскриптов, и типовые сюжетные приемы, крючки привлечения внимания, и корпоративные традиции.

Кроме того, книга представляет собой добротный блокбастер, кинематографически зрелищный и остросюжетно динамичный. Прошкин с особым тщанием швыряет героя из переделки в переделку, маскирует морфоскрипты под реальность и наоборот, чтобы добиться максимального эффекта. Стремительный бег сквозь четко выстроенные эпизоды очень быстро погружает читателя в круговорот событий.

Однако ключевой мотив, который своеобразным саундтреком пронизывает произведение, это тема творчества и вдохновения, толкающих человека на созидание историй, картин или скрипта. Аналогичные вопросы поднимались в романе «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Прошкин идет чуть дальше и наделяет Виктора особой мечтой — сотворить точный дубль реального мира, Гиперскрипт, пусть даже самому герою это кажется несбыточной фантазией. Ведь если обычные морфоскрипты — это временный обман, в лучшем случае — профессионально выстроенная иллюзия, собранная из отдельных осколков, то Гиперскрипт должен быть идеальным отражением, учитывающим бесконечно большое число деталей и факторов. Это мощнейший и опаснейший инструмент, открывающий широчайшие возможности.

Итог: социальный роман о творческом человеке в мире, где почти стерта грань между реальностью и виртуальностью.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже два раза пытался отзыв написать — да всё как-то уж слишком категорично получается. Либо автора обижаю формулировками, либо углы сглаживаю. Это будет третья попытка.

Как киберпанк-боевичок на раз — да, очень даже неплохо. Но, простите, какие «новые горизонты»? Набор шаблонов и сырой текст. Плоские персонажи, ненужные сюжетные линии, глуповато-наивные сотрудники спецслужб, почти всё в романе не такое и не так, как было бы в реальной жизни, а так, как нужно по сюжету, автору.

Если не вдумываться и не вглядываться, будь это просто очередная книжка, новинка, одна из сотен — почитал бы и похвалил. И забыл по прочтении. Но после такой рекламы от критиков, номинации на «новые горизонты», рекомендации от кое-кого с фантлаба... Давайте уж поближе взглянем на текст. Ну, чтобы я не выглядел голословным...

Итак, перво-наперво, по некоторым алогичностям (неправдоподобию, совершенно нелепым нестыковкам) роман вызвал ощущение сырого. Вот прямо из начала книги пример, чтобы без спойлеров:

Ну что это такое — с первых страниц о Викторе говорится, конечно не как о богатом, но вполне нормально зарабатывающем морфоскрипторе, трудовой лошадкой своей профессии, и не из последних (а неоднократно и Звездой называют) — к нему за консультациями обращаются. На такси ездит не экономя — выбирает вдвое более дорогой маршрут из своего удовольствия. Но... при этом приезжает домой и оказывается, что он вообще без денег сидит постоянно вплоть до того, что квартиру оплачивать не могут и того и гляди за неуплату от сети отключат. А затем снова звучит, что Виктор — «лучший в бета-тестинге»... Где логика? Или это такой социум будущего — лучшие, Звёзды своей профессии не могут себе квартирку оплатить? А где обоснования, описание такого социума?

А как вам похищение человека, работающего головой, через удар в голову до гарантированной потери сознания? Устроить сотрясение мозга человеку, которого похищаешь чтобы он работал на тебя своими мозгами... Впрочем, про линию с Лавриком даже и говорить неохота. Совершенно не нужная линия в романе. Сырая и наполненная ляпами до предела.

И вот много, много таких нелепостей в романе. И они часто настолько нелепы, что вызывают ощущение не глупости автора, а именно что сырости текста, черновика. Непроработанности. Будто человек просто пробу пера в сеть выложил.

Что ещё... А, вот, туда же, к сырости текста. Очень часто нет переходов между эпизодами. Опять же из начала пример — Первая и вторая главы романа. Любая из них могла бы быть началом романа. Никакого перехода между ними нет, никаких вводных слов между первой и второй (типа «а на следующий день Виктор поехал к Аверину»). Разрыв в линейности повествования, вкупе с нестыковками, усугубляет ощущение сырости произведения.

Далее. Сам социум... А нет его. Есть несколько локаций, где происходят действия. Как несколько сцен в театре. Ну а остального мира будто и не существует вовсе. Антураж не просто бедный — он никакой. Речь идёт о морфоскриптах, которыми пользуются практически ВСЕ. и всего одна контора, которая их пишет. Где конкуренты? Где иностранные конкуренты? Там же, где вообще весь мир. За кулисами этого театра нескольких сцен.

Теперь — Люди. Массовки не просто мало, её вообще нет. Лишь изредка всплывающие статисты, вроде таксиста. А имеющиеся персонажи... Ну картонные же до предела! Про ГГ, кроме того, что он любит вишнёвый сок, ну и кроме его профессии, что вы можете сказать? Бледное суетящееся пятно. Даже Мальвина поярче будет.

Межличностные отношения — ну ни о чём. Как ГГ общается с Шаговым, однокашником, вспомните. Ну или перечитайте. Представьте себя в схожей ситуации. Диалоги и реакции на взаимные реплики надуманные и натянутые, напрочь неправдоподобные.

Теперь о хорошем. Хорошее — это динамика и наличие загадки, то есть детективная часть. Сюжет затягивает, читается легко.

Жаль, финал слишком простой. Разгадка, причина происходящего, оказывается столь банальна, столь лежащей на поверхности (и даже разок озвученная словами одного из персонажей ещё по ходу романа), что её нельзя предсказать разве что потому, что такого подвоха от автора ну никак не ожидаешь. Вот как будто меня обманули, честное слово.

В плюс — ностальгия. Повеяло старыми добрыми «Лабиринтом» Лукьяненко и «Горячим стартом» Васильева. Вот только... на сколько «Лабиринт отражений» выше «горячего старта», вот ещё раза три по столько «горячий старт» выше этого «в режиме бога».

Так что... ну какие «новые горизонты», Господа и Дамы — критики, Вы чего? Лукьяненко с Васильевым перечитайте. И ещё с пяток книг схожей сюжетности. Всё уже там было, так или иначе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отзывах на книги считается дурным тоном писать, на что похоже — получается, будто описываемая книга неоригинальна (что в данном случае совсем не так). Но так уж устроен человеческий мозг, что даже самому оригинальному переживанию пытается подобрать аналог в уже пережитом опыте. Ну, а так как книга очень кинематографична, то и ассоциации у меня возникли из мира кино: «Странные дни», «Окончательный монтаж», «Экзистенция» и «Тринадцатый этаж». И, может быть, «Превосходство» (которое я не смотрел, но сюжет знаю по пересказу).

И, любопытное дело, обычно при чтении книг, в основе которых лежит детективная интрига, я с трудом удерживаюсь от того, чтобы не заглянуть в конец, и не узнать, из-за чего же сыр-бор. А тут хотелось оттянуть развязку, чтобы роман продолжался как можно дольше.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Что может испытывать человек, подключённый к фантоматическому генератору? Всё, что угодно».

С. Лем «Сумма технологии» (1967 г.)

Роман «В режиме бога» можно рассматривать, как литературное приложение (иллюстрацию) к разделу «Фантоматика» монографии С. Лема «Сумма технологии». С ГГ происходит практически всё, о чём пишет Лем (вплоть до примера с ящиком письменного стола, чему в романе соответствует рамка с запиской), и мне кажется, что он оценил бы этот литературный опыт положительно, хотя и не стал бы уделять ему столько внимания, сколько отдано в его «Фантастике и футурологии» творчеству Ф. Дика (ниже я объясню, причём тут Дик). Только вот пришитый к основной теме романа белыми нитками сюжет с предсказанной скриптом «ядерной зимой» великий философ и футуролог едва ли одобрил бы. Особенно странным кажется призыв покупать всё за день до катастрофы, как будто имеет какое-либо значение в такой ситуации, что делать — продавать всё или наоборот.

Интересна идея морфоскрипта, выход из которого возможен только через смерть фантома пользователя. Это одно из слабых мест подобных виртуальных сценариев, т. к. смерть должна быть гарантированной. В романе рассматриваются три варианта такого выхода в реальность — выстрел из пистолета в упор (удобнее всего в висок), падение под колесо автобуса (с довольно натуралистичным описанием образовавшегося на асфальте «пейзажа») и удушение шнурком.* Аналогичный выход через отравление, скорее всего, невозможен, т. к. для этого пришлось бы заложить в скрипт коды симптомов смерти, различные при разных ядах, для чего надо было бы закодировать всю биохимическую картину гибели организма, а это вряд ли под силу даже коллективу морфоскриптеров.

Несколько слов о ГГ романа Викторе Сигалове. По ходу повествования читатель всё более убеждается в его профессионализме, как бета-тестера морфоскриптов. У него явно большой опыт, завидное хладнокровие (здесь Автору изменяет чувство меры; очень уж буднично, без эмоций Виктор убивает себя, находясь в фантоматическом мире, который выглядит не менее реальным, чем исходный) и хорошее чувство юмора, несмотря на очень молодой возраст. В заключительном эпизоде вытворяемые им трюки достигают уровня такого непревзойдённого мастера, как Стивен Сигал, и, стало быть, Виктор полностью оправдывает совсем не случайно данную ему Автором фамилию. Молодость ГГ сказывается, пожалуй, только в неумении обращаться с женщинами. Будь он более зрелым человеком, не стал бы незаслуженно (да и заслуженно тоже) оскорблять такую замечательную девочку.** Мне вообще импонируют все положительные герои романа — и Шагов, и Аверин, и Майская, и Мальвина, но образ Сигалова получился наиболее удачным. Если бы ещё они с Шаговым чуть поменьше пили...

Полностью отрицательный персонаж здесь один — Лаврик. Но он оказывается столь же глупым, сколь жестоким. Похищать, браковать и убивать бета-тестеров, нужных ему для бизнеса, можно ведь до посинения, если не подойти к проблеме с умом и, например, начать искать нужного человека среди студентов или выпускников медицинских ВУЗов.

Конечно, этот роман не для взрослой аудитории, т. к. ничего нового для тех, кто в курсе, здесь нет, а те, кто не в курсе, так они потому и не в курсе, что их не интересует затрагиваемый Автором круг проблем. Поэтому наиболее подходящий контингент читателей — тинейджеры.

Теперь, что касается Кирилла, брата Виктора. Ситуация с этой «головой профессора Доуэля» почти на сто процентов срисована с романа Ф. Дика «Убик». И это скорее плохо, чем хорошо. В связи с этим нельзя не обратить внимание на название серии «Сверхновая фантастика». И упомянутые работы Лема, и романы Дика — это всё старые звёзды и они никогда не будут забыты. Боюсь, что произведения, подобные рассматриваемому здесь, ожидает судьба сверхновых звёзд, которые после небольшого периода, когда они сверкают очень ярко, превращаются в какую-нибудь Крабовидную туманность и постепенно исчезают, растворяясь во Вселенной.

По всему по этому мне больше всего понравился в романе социокультурологический (можно сказать, гендерный) анализ сказки «Приключения Буратино». При чтении этого маленького отрывка меня не оставляло ощущение дежа вю, надеюсь, ложное, не такое, какое вызывает роман в целом, а вызванное элементарным удивлением от того, что такое до сих пор никому не приходило в голову.

*) Ощущения человека, которого душат, описаны тщательно с претензией на правдивость. Похожую сцену в фантастике вспомнил только одну — это подробное описание ощущений человека, которому только что отрубили голову в рассказе А. Лазарчука «Священный месяц Ринь».

**) Мальвина хотела бы называться Джульеттой. Здесь содержится намёк на то, что она и Виктор принадлежат к разным борющимся между собой общественным группам.

PS. Одна придумка Автора остаётся и, очевидно, навсегда останется для меня неразрешимой загадкой — зачем ему понадобилось переносить столицу РФ в Петербург? Или — за что?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с вердикта по книге: в общем и целом – понравилась, советую к прочтению. Если сравнивать с Лабиринтом отражений (который я считаю самым лучшим циклом в формате киберпанка), то данное произведение написано в схожей манере по строению и описанию мира, но совершенно отлично по сложности сюжета и затронутым вопросам.

Действия персонажей понятны и предсказуемы. Сюжетная линия линейная, но при этом все же сохраняется некая интрига. Это делает книгу захватывающей и легкой в чтении. Очень понравилось неопределенность состояния реальность-виртуальность, напоминает фильм «Начало». Писали про плохой переход между главами, хотя я бы назвал это не «багом», а «фишкой», когда ты сам решаешь – в реальности ли это происходит.

Также хотелось бы отметить «визуализацию» мира и виртуальности. Очень легко представляется, как это выглядело бы, в отличие от Горячего старта, например.

Пройдемся по минусам:

1. Не совсем понятно несколько истеричное поведение Коновалова в самом конце. Я думал, он будет более сдержан и хладнокровен.

2. Аннотация в начале книги полностью убивает часть интриги.

3. Как инженер-энергетик сразу бросилась в глаза мощность электростанции для Data-центра – 2 МВт. Справка для автора: это очень мало. Во-первых, даже в настоящий момент эту мощность можно взять от существующих источников и поставить резервным обычную дизельную электростанцию. А во-вторых, сам Data-центр требует много больше энергии, не говоря уже о городке для обслуживающего персонала.

Итог: хотите хорошо провести время за книгой с виртуальностью, погонями и капелькой любовной линии – это то, что надо. Ну а за вековой мудростью и решениями глобальных проблем прошу к другим авторам.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасно. Прошкин привлёк моё внимание ещё своим ранним романом «Твоя половина мира», в 2003. Тогда я обратил внимание, что автор, проявляя прекрасную фантазию, несколько затрудняется в логическом построении сюжета и сценизме. Однако, сегодняшний Прошкин выше на две головы.

Замечательный, захватывающий сюжет, в жанре своеобразного «реалистического киберпанка». Причём, не смотря на относительную сложность интриги, прорех в логике автора мне найти не удалось.

Сценизм высок и колоритен. Читается на одном дыхании. Персонажи живы, объёмны и динамичны.

Сама идея параллельного моделирования реальность, вероятно, не слишком нова. Однако Прошкин, не слишком углубляясь в технологические дебри, смог лёгкими штрихами набросать важнейшие футуристические аспекты такого явления.

Роман прочёлся на одном дыхании, доставил большое удовольствие.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоинства этой хорошей книги очевидны. Отдельно отмечу только очень хорошо выбранные имена, фамилии и прозвища всех персонажей без исключения. Сюжет и действие только на первый взгляд кажется диптауноподобным. Цельный, достоверный мир, каким видят его персонажи. Вишневый сок и близнецы, вроде детали, но весьма важные. Профессиональная среда, к примеру. И технологии как данность.

Что-то наверное есть, что можно считать лишним, например воинские звания у безымянных персонажей в зале с креслами, но может это от их безымянности?

Даже профессионалу в этой области технологий будет трудновато придраться. Да вряд ли кто-то захочет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прослушал аудиокнигу...впечатления производили только резкие повороты событий, которые реально интриговали и все больше развивались. Вроде все есть в этой книги, но чего то не хватает. Как будто, автор взял самые лучшие шаблоны и наложил на них интересную идею и интригу, но как по мне нет души и нет желания погружаться в созданный этим автором мир.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх