fantlab ru

Айзек Азимов «Роботы зари»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
1608
Моя оценка:
-

подробнее

Роботы зари

The Robots of Dawn

Другие названия: Роботы утренней зари; Роботы рассвета

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На Авроре, центральном мире космонитов, произошло «роботоубийство». Кто-то намеренно уничтожил мозг человекоподобного робота. Как считает доктор Фастольф, чтобы такое сделать, на всей планете хватит знаний только у него самого. Но он этого не делал. Фастольф — лидер политического движения помощи землянам. Правительству Земли очень не выгодно лишаться его поддержки, и оно посылает проверенного человека — Бейли должен любой ценой распутать это деликатное дело...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Роман Айзека Азимова «Роботы Утренней Зари» является третьей книгой его серии о позитронных роботах.

• «Посвящается Марвину Мински и Джозефу Ф. Энгельбергеру, которые кратко изложили, собственно, теорию и практику робототехники».

Марвин Ли Мински — американский учёный и исследователь в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте.

Джозеф Энгельбергер — американский инженер, изобретатель, предприниматель и публицист, занимавшийся созданием промышленных роботов.

(bellka8)


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1985 // Роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)

Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 4
1994 г.
Роботы зари
2001 г.
Роботы зари
2002 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Роботы зари
2007 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Robots of Dawn
1983 г.
(английский)
The Robots of Dawn
1984 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь Элайдж Бейли распутывает туго запутанный клубок обстоятельств, и вновь вытряхивает из шкафов толпы запылившихся скелетов, и вновь великолепные напарники — на коне, а преступников... отпускают с миром. Но мы-то знаем, что на то есть особые обстоятельства, ведь пожертвовав малое, Элайдж Бейли выигрывает много большее — право Земли на прекрасное далёко.

Роман изрядно затянут — первую половину читать довольно скучно. Впрочем, именно тут автор раскидал множество мелких, незначительных с виду обстоятельств, которые впоследствии сыграют важную роль. Роман изрядно шокирует обилием «взрослого контента» — честно говоря, от Азимова я таких подробностей не ожидал. Мир Авроры, как и мир Солярии из предыдущего романа — ну, не сказать чтобы прям уж так складен и гармоничен, не всегда веришь, что подобное общество жизнеспособно и реалистично.

Но на всё это стоит закрыть глаза ради финального разговора Элайджа Бейли и Р. Жискара Ривентлова — вот это поворот!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безобидный тактичный скромняга допотопный робот вдруг оказывается серым кардиналом, решающим за людей, что для них благо, а что пойдёт во вред.

То ли ещё будет! Если меня правильно информировали, в следующем романе парочка роботов вообще изобретают Нулевой закон роботехники со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что, перед финалом есть смысл запастись попкорном.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все самое жуткое вскрывается в самом конце... Честно, это первая вещь Азимова, которая совсем не зашла. Не потому, что слишком уж много внимания уделяется сексуальной стороне жизни роботов и людей, а просто потому, что роман очень сильно проигрывает двум предыдущим историям Бэйли и Оливо.

Да, естественно, клубок будет распутан, а детектив-землянин окажется на коне, но и роялям в кустах место найдется, и роман это совсем не красит, а на Азимова совсем не похоже.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Личность робота Жискара получилось достаточно жутковатой. Робот — манипулятор, решающий что хорошо а что плохо для человечества. Второй закон он по сути уже нейтрализовал, убирая у людей желание отдавать неудобные приказы, и усиленно продвигается к отмене первого, ради придуманного им самим общего блага. Ну а уж убийство другого робота полностью показывает его настоящую суть — он убивает по сути брата, ради проблемы, которую можно было решить просто подтолкнув доктора Фастальфа посетить дом Глэдии в правильный момент.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У роковой женщины с планеты Солярия Глэдии Дельмар опять возникли проблемы. На этот раз окончательно вышел из строя человекоподобный робот Джендер Пэнелл. Всё бы ничего, но подобных роботов в Галактике было всего двое. Джендер и наш старый знакомый Дэниел Оливо. А так как у космонитов, живущих в окружении роботов, вопрос с преступностью давно закрыт, то для расследования преступления в очередной раз с Земли пришлось вызвать Элайджа Бейли.

По хронологии цикла со времени предыдущего романа прошло всего два года, однако между их написанием лежат почти тридцать лет. И это хорошо ощущается. В тексте упоминаются компьютеры, поднимается животрепещущая проблема секса с роботами, повествование становится многословнее и скучнее, чего уж там. Но зато в финале взрывается настолько мощный «вотэтоповорот», что при первом чтении буквально сносит крышу. А ещё Три Закона начинают восприниматься как сложная сбалансированная структура, а не как некие аксиомы, о смысле и наполнении которых и не стоит задумываться.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый Доктор прекрасен. Его романы всегда выдержаны, суховаты, умны и логичны. Азимов любит, конечно, расставлять рояли в кустах, но всегда хотя бы намёком укажет, что кусты вон там на пригорочке не просто так. Поэтому финальные твисты в его лучших романах всегда самоироничны — разгадка с самого начала лежит на виду, но без припрятанного «в кустах» некоего факта почти невозможно догадаться, что именно это и есть разгадка. «Читатель любит детективы» — улыбается Азимов и охотно подставляется.

Но за исключением этих игр в детективное расследование поздние романы Азимова про Галактическую цивилизацию человечества весьма и весьма умны и неординарны. Рассуждения о перспективах и формах колонизации планет Галактики и о формах человеческих культур логичны и увлекательны. Многим читателям, судя по рецензиям, в «Роботах Зари» не хватало «экчн» со стрельбой и драками. Ну да, это, в сущности, беллетризированный трактат о перспективах развития человечества, а не криминальная история в духи Ларри Нивена. Но мне в романе понравилось именно это — рассуждения. Забавно, как читательницы романа проявили ханжество по отношению к очень скромно поданым темам, связанным с сексом. Это тоже в рецензиях очень сильный момент, характеризующий не столько роман, сколько нынешние умонастроения отечественных читательниц: истерическая сексофобия.

Отношения Бейли с Глэдией мне тоже понравились. Это естественное развитие их отношений, хорошо мотивированное и поданное без сентиментальной пошлости, со сдержанным драматизмом.

Единственный относительный недостаток романа в том, что он очень плотно вписан в контекст других книг Истории Будущего и без предварительного прочтения остальных романов и повестей слишком многое непонятно. Но этот недостаток я охотно прощаю, поскольку другие книги цикла читал, и даже не один раз.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересные ощущения возникают при чтении этого романа — как будто это герметичный детектив, хотя никаких явных поводов для этого и в помине нет. Даже наоборот. В самом начале главный герой проводит время на открытом пространстве, пытаясь привыкнуть к отсутствию защитных стен Города. Затем ему приходится снова совершить космический перелет и даже пережить (хоть и виртуально) отсутствие защитной оболочки корабля. Да и на планете Аврора прямо таки культ «неблизкого соседства» и больших территорий под открытым небом. И тем не менее...

Может быть, дело в том, что с самого старта этого необычного расследования почти как мантра повторяется утверждение, что круг подозреваемых очень-очень ограничен и нет никакой возможности его расширить. А возможно, такому эффекту способствуют два вида агорафобии, которой подвержены как главный герой, так и другие действующие лица. Землянин Элайджа Бейли страдает более классической ее формой, которая заключается в паническом страхе перед любыми открытыми пространствами. А вот агорафобия обитателей Авторы не столь очевидна и, как верно замечено в самом финале романа, от нее труднее избавиться. Речь идет о боязни покинуть защитные рамки нравов, обычаев и предрассудков сложившегося на планете общества.

Кроме тем отношений между человеком и созданным им ИИ, а также выхода из, как сейчас модно говорить, «зоны комфорта» и взглядов различных обществ и отдельных людей на секс, в этой книге есть несколько довольно забавных тематических рефренов: детектив Элайджа Бейли осваивает незнакомый и нередко довольно чуждый ему мир через еду и... посещение уборных. :)

А если серьезно, то расследование ведется очень скрупулезно, от расспросов и рассуждений главного героя иногда веет чуть ли не занудством, но оттого еще больше проникаешься уважением к автору, который сплёл такую замысловатую паутину загадок и разгадок. Вот только финал меня несколько озадачил — неужели Бейли-человека нисколечко не смутило то, что он узнал? На мой взгляд, тезисы его последнего собеседника на Авроре более чем тревожные.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, нужно было глубже смотреть в корень, а я рассредоточилась на частности и восприняла книгу через них. Я постораюсь деликатно объяснить почему поставила такую низкую оценку, ведь предыдущие истории были великолепны, а ,,Обнажённое солнце'' одна из лучших книг в жанре, прочитанная мною за прошлый год. Начало книги было многообещающим и в целом оно себя оправдало, если откинуть всё то, что мне помешало оценить книгу так же высоко.

Так же, как и ранее, детектив С7 Элайдж Бейли, получит новый опыт, отправляясь теперь уже на Аврору. Опыт позволит ему реально понять, что он сможет оставить Землю и встретиться с любым новым миром. Но до этого ещё нужно распутать сложное дело, провальный результат которого означает конец его карьеры на Земле и он окажется идеальным козлом отпущения для земного правительства.

Запутанное дело оказывается на просто убийством человекоподобного робота, а сложнейшей комбинацией, которая может решить не только политические вопросы на Авроре, но и вопросы исследования Галактики. Детектив Бейли встретится со своими старыми знакомыми, узнает новых людей, и не только, ему придётся одновременно вести расследование и постигать внутреннюю жизнь и обычаи Авроры, выяснять полезность и задачи роботостроения, столкнуться с коварными планами и при этом разбираться со своими страхами во Вне и душевными чувствами. Но Элайдж, в итоге, окажется на высоте. Финал классный: Бейли в нём оказывается настоящим гуманистом – вроде бы закончил дело, все удовлетворены, но точка то не стоит. И он её ставит перед собой и тем, кто реально виновен: при этом щадя Глэдию, жалея Фастольфа, не информируя никого другого, чтобы не портить сложившуюся ситуацию.

Дэниел Оливо в этой истории не играет существенной роли. На передний план вышел другой робот – Жискар. Он реально интересен, но обладая такой уникальной способностью он так же невероятно опасен и для человека и для робота. Как знать, что ему приглянется и как он решит это использовать. И ещё не известно, кто теперь реально управляет течением жизни и движением в глубину Галактики.

Но имея столь закрученный сюжет книга абсолютно не имеет динамики. Между ,,Обнажённым солнцем'' и ,,Роботами зари'' расстояние в 27 лет и порою мне казалось, что и между прежним Бейли и нынишним прошло столько же, а не всего–то пару лет. Сомнения, сомнения одолевают детектива на каждом шагу и по любому поводу. Сомнения и рассуждения. А рассуждений и разговоров здесь много: подробных, основательных, об одном и том же по нескольку страниц, да ещё с повторами. А любовная линия с Глэдией меня выбесила (простите). На нескольких страницах она рассказала о своих унижениях на Солярии, о неудовлетворённости на Авроре, при этом ещё всё несколько раз повторила с подробностями и Бейли, как телёнок, всё это внимает и обсуждает с Фастольфом. И после таких откровений, при взаимном желании,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда всё наконец–то случилось ,,Он ожидал встретить раскаяние, отвращение, стыд, подчеркнутое безразличие, слезы – все, кроме откровенно эротического поведения, какое она приняла'', ,, Я сделала это и буду радоваться этому всю жизнь. Ты освободил меня одним прикосновением два года назад, а в следующую ночь меня еще раз. Два года назад я узнала, что могу чувствовать желание, а сегодня ночью я узнала, что снова могу почувствовать его после Джандера...'' И это через неделю то после его гибели?
Что за бред? Что они несут? Откуда это пришло Автору в голову? Хотелось взять метлу и вымести этот кошмар из головы Бейли, из книги и из моей памяти.

Вот это топтание и повторения в разговорах, эта неудовлетворённая Глэдия мне не позволили восхититься романом, как другим читателям и уж тем более так же, как я восхищалась предыдущими. Спасибо Автору хотя бы за Жискара и за эффектный финал, который всё таки показал прежнего Элайджа Бейли.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытно получилось в этом переводе с зелёной обложкой (в котором «робийство»). Переводить дважды по полглавы о том, как дочь пыталась уломать на секс отца, так пожалуйста. А вот пару фраз о том, что на Авроре некоторым противоположный пол не по вкусу, так нет уж, увольте.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна книга к которой у меня очень неоднозначное отношение. Вроде и прочла быстро, легко и даже местами было интересно. Однако, совсем не ожидала, что автор вдруг ударится в сексуально-клозетную тему. Ну на самом деле так много внимания именно этому, что в какой-то момент стало противно. И как результат, фантастическая часть ушла не только на второй план за детективный сюжет, но даже на третий, за какую-то пошлость. Причем, думая уже над прочитанной книгой я так и не поняла, зачем надо было пристегивать к основной линии, к человекоподобным роботам сексуальную составляющую и еще меньше понимаю зачем так много внимания уделять «личным».

Что касается детективной линии, то она и держала меня, заставляла читать книгу. Я до самого конца не могла поверить в то, что меня ждет повторение предыдущей книги, «Обнаженное солнце». До последнего момента ждала интриги. Зря ждала. Вообщем и целом, я разочарована, однако не настолько, что бы больше не возвращаться к другим книгам автора. Остается надеяться, что следующая книга окажется все же лучше.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ой, что я только что прочитал?

За плечами вся «Академия», «Конец Вечности» и, конечно же, два предыдущих романа цикла, но «Роботы Зари» кажутся этаким пятым колесом в библиографии Азимова. Качество и особенно содержание произведения вызвали некоторое недоумение.

Привыкши к вполне невинному стилю автора, я был по-настоящему шокирован, когда одна старая знакомая по прошлой книге с особым чувством начала рассказывать про свои сексуальные девиации и практиковавшееся недокументированное использование роботов. Заметьте, со всеми подробностями. Куда-то автора занесло не туда... в один момент и вовсе стало казаться, что способ робийства главной жертвы романа очевиден – излишняя эксплуатация :)) .

Если закрыть глаза на эту невменяемую тему про особую любовь к роботам, то, по сути, перед нами практически калька с «Обнаженного солнца». Только очень затянутая, почти в два раза больше прошлых книг цикла. И особой динамики ждать не приходится.

Пусть место действия и сменилось (с Солярии на Аврору), но никакой изюминки обнаружено не было. Не считать же, в самом деле, за нее некоторую легкость нравов (да-да, опять оно) тамошнего общества? А так, Бейли, как и в прошлый раз, последовательно обходит ряд местных жителей, задает свои вопросы, страдает агорафобией, а в промежутке между этими событиями волнительно рассуждает про ужасные порядки, царящие в инопланетных туалетах. Присутствует поверхностная любовная линия, характеризующая героя как сомнительного семьянина. Даже финал расследования особых восторгов не вызывает, поскольку от Элайджа Бейли особых чудес дедукции и не требовалось – под занавес на сцену выходит самый натуральный «бог из машины», решающий разом все проблемы.

Право, не знаю, ради чего стоит читать данный роман. Может, ради первых робких упоминаний будущей науки «психоистории», что плавно приводит нас к «Академии»?

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставляет неоднозначное впечатление. Как детектив она хороша. Интрига увлекает, автор развивает сюжет концентрично вокруг убийства — один круг проблем, другой круг проблем, в каждом свои тайны и эти тайны детектив Элайдж Бейли успешно распутывает, перед читателем вырисовываются скрытые моменты жизни аврорианского общества, но к раскрытию убийства это не приближает ни на шаг. В результате интерес к событиям поддерживается на высоком уровне до самой последней страницы.

До конца сохраняемая тайна убийства вытягивает на себе весь роман. Будь детективная составляющая чуть слабее, дай автор читателю возможность заранее догадаться или хотя бы обоснованно предположить, кто и как совершил это преступление, роман утратил бы всю свою притягательность. Потому что кроме тайны вплоть до финального диалога с Жискаром в нем мало что есть.

Диалоги неровные, по большей части кошмарные, а они составляют основную часть текста. При этом в первом значительном диалоге между Бейли и роботами на космическом корабле сделана заявка на демонстрацию дедуктивного метода Бейли в ходе его общения с персонажами. Искусно формулируя вопросы, он выясняет возможности роботов, их место в социальной структуре аврорианского общества, свое место в этой структуре и другие важные для начала расследования сведения. Этот диалог очень хорош, но при этом именно он определяет невнятное впечатление от романа в целом. Задана высокая планка, от следующих диалога ожидаешь такого же уровня, а он не достигается. Последующие беседы детектива с участниками драмы выглядят странно, некоторые даже дико.

Эпизод с попыткой метнуть в детектива экзотическую солонку нелеп в своей нарочитой театральности, откровения Глэдии чрезмерно затянуты и детализированы, особенно ее пространные рассуждения после ночи с Бейли, как будто читатели настолько тупы, что не в состоянии сами интерпретировать ее психологическое состояние.

Однако, есть и весьма интересные моменты. Например, ответы роботов на вопросы Бейли после разговора с доктором Василией, или беседа с Гремионисом, после которой оценка Глэдией гендерных отношений на Авроре как «балета» кажется очень точной, или отдельные фрагменты разговора с доктором Амадиро, которые дают понять его желание завладеть Дэниелом, готовность к силовым действиям, если потребуется. В мутном потоке множества фраз эти фрагменты сверкают, как драгоценные жемчужины. Находишь их и начинаешь думать, что, наверное, так и надо — замаскировать главное в словесном мусоре, чтобы отвлечь противника, утомить, заставить расслабиться. Правда, в роли противника оказывается и читатель тоже.

Разбор полетов Председателем Законодательного собрания Авроры очень хорош. Возможно, доктор Амадиро показан чуть более эмоциональным, чем должен быть человек его профессии и квалификации. Слишком легко он попался в расставленные Бейли ловушки. Это кажется неестественным. Но финал все ставит на свои места. И заставляет нервно поежиться. Детективная история отступает на второй план — на первом оказывается противостояние живого и искусственного интеллекта.

Научно-технический прогресс остановить нельзя. Даже в полусонных мирах космонитов появляются сподвижники науки уровня доктора Фастольфа. Искусственный интеллект уже вошел в жизнь человеческих сообществ и расширяет сектор своего присутствия. На первый взгляд, он, вроде бы, не враждебен. Он логичен, мудр, подвластен Первому Закону, но при этом способен принимать самостоятельные решения и подчинять себе волю человека. К чему приведет появление в мирах такого игрока? Никто не скажет заранее. Детективная история завершена, убийца найден, но финал романа открытый, искин с принципиально новыми возможностями впервые заявил о себе человеку...

Финал, четко прорисованные картинки социально-политической структуры еще одного мира космонитов и места Земли в сообществе обитаемых планет примиряют с недостатками романа. Азимов силен в описании связок «человек — робот», отношения по типу «человек — человек» ему удаются не всегда.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения этого романа я остался в несколько противоречивых чувствах. С одной стороны роман понравился глубиной затрагиваемых тем, неожиданной развязкой, а с другой стороны — несколько разочаровал её неестественностью и недосказанностью.

Мне показалось странным, что самый крупный специалист по робототехнике на Авроре, не смог разобраться в действительном соотношении интеллектов его собственных роботов. Показалась не до конца раскрытой тема привязанности Василии и Жискара. Вполне возможно, что именно Василия является центральной фигурой в этом деле. Она имела дело с робототехником Амадейро, она общалась с Гремионисом, имела огромное влияние на Жискара. А самое главное — у неё имелись как политические, так и личные мотивы для противодействия Фастольфу. И случилось так, что именно её роль в произошедшем не была раскрыта до конца. Кстати, судя по тому, как легко аврорцы относятся к сексу между людьми и роботами, возможно Василию с Жискаром связывало нечто большее, чем детская привязанность...

В романе упомянуты темы индивидуализма и коллективизма на примере научных сообществ Земли и Авроры, тема социальной сегрегации на примере отношения людей и роботов на Авроре. Отношение аврорцев к землянам почему-то напоминает мне то отношение, которое, как мне кажется, испытывают граждане из стран «просвещённой демократии» к гражданам стран «третьего мира». Взять Великобританию или США и Китай или Индию. То же пренебрежение к «недочеловекам», варварам и дикарям, та же удовлетворённость сложившимся статус-кво и желание вставить палки в колёса любому, кто желает его нарушить. Рождаясь с осознанием своей избранности, эти люди изначально теряют стимулы к развитию и на деле легко могут оказаться примитивнее тех, выше которых себя превозносят. Аврорцы вообще мне напоминают высокомерных англичан и американцев. То же низведение любви до секса и удовлетворённости, та же забота о процветании собственного образа жизни, то же желание делать своё процветание чужими руками — не важно, идёт ли речь о колонизации других планет силами роботов или о наведении демократии точечными ударами крылатых ракет и беспилотников...

Тема сексуальных взаимоотношений между человеком и роботом позволяет в некоторой мере осознать отличия между любовью и сексом в их утилитарном смысле: в сексе преобладает эгоизм, в любви — забота о партнёре. С другой стороны, может ли робот, заботящийся о партнёрше, считаться способным любить? Вопрос остаётся открытым. Вообще, это довольно скользкая тема, рассуждения о которой могут легко вызвать раздражение читателя. Единственно правильный подход к тому, чтобы донести свои мысли до читателя, заключается в том, чтобы обрисовать ситуацию, размышления над которой сами приведут читателя к мыслям, которые хотел передать автор. В этом романе Азимов именно так, с одной стороны, без ложной скромности, с другой стороны — достаточно тактично подталкивает читателя к определённым размышлениям на тему любви и секса.

Персонаж Дэниэла Оливо, как мне показалось, был полностью исчерпан уже в первом романе, «Стальные пещеры». В романе «Обнажённое солнце» он скорее выполняет роль статиста, нежели одного из главных персонажей. В «Обнажённом солнце» автор даже на время избавляет Илайджа от компании Дэниэла, как будто тот является обузой. Я ожидал, что и в этом романе роль Дэниэла будет не самой главной, и потому уже приготовился к тому, что Дэниэл опять будет выполнять роль статиста. По большому счёту, так оно и вышло. Однако в этом романе появились более объёмные второстепенные персонажи, так что повествование было довольно плотным и не имело очевидных сюжетных провисаний. Но главный сюрприз меня ждал в конце романа — по-настоящему разумный робот, обладающий собственной мотивацией, что и отличает его ото всех описанных в цикле роботов и делает практически равным человеку.

Этот роман определённо стоит прочитать, однако, на мой взгляд, его нельзя полноценно воспринять без прочтения предыдущих двух романов цикла. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

- О, сеньор Леонсио!

- О, Изаура!

- О, сеньор Леонсио!

- Я – робот, Изаура!

- Я знаю, Леонсио

- Я скоро умру, Изаура!

- О, Леонсио!

*Голоса за кадром:

– Надо вызвать детектива для расследования смерти сеньора Леонсио.

– Позовите Элайджа Бейли, он уже один раз расследовал смерть мужа сеньоры Изауры.

P.S. Данное произведение косвенно является прелюдией к «Академии» Азимова, вернее, прелюдией к её последним частям. Наверно предполагалось, что тот читатель, который ранее ознакомился с Академией, после прочтения сего романа, скажет: «Ах, вот оно в чём дело! Ага, теперь понятно откуда ноги растут», но получилось, так как получилось...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман. Это и своеобразный приквел к циклу Академия (теперь понятно, откуда возник термин «психоистория», как сформировалась Галактическая Империя и почему в мире осталось так мало человекоподобных роботов) и великолепный детектив в стиле Агаты Кристи и Шерлока Холмса. В нем еще больше прослеживается аналогия прототипов главных героев Азимова: Шерлока Холмас (детектив Элйадж) и доктор Ватсона (робот Дэниел). К этой паре добавляется еще один робот

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с телепатическими способностями о которых в начале романа читателям ничего не известно
, что вносит дополнительную интригу и добавляет ряд неожиданных поворотов в сюжете. Т.к. роман написан значительно позднее первых книг цикла Академия остается только восхищаться мастерству Азимова, который настолько логично вписал его в цикл своих произведений, что создается впечатление совершенно другой последовательности написания. Впрочем Миры Азимова всегда славились своей твердой научно-фантастичностью, логикой и отсутствием явных ляпов.

Вердикт — это одно из лучших произведений данного цикла, наряду со Стальными Пещерами.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе больше психологии чем детектива. Причем психологические узлы завязаны не только вокруг проблемы «ученый и его изобретение», но и вокруг очень деликатной темы, связанное с сексом. Азимов очень осторожно исследует различные сексуальные отклонения (по земным меркам, конечно), касающиеся взглядов на секс не в индивидуальном аспекте, а в социальном. Секс и общество, какие могут быть варианты, во что это может вылиться для самого общества — вопросы не из самых легких... Азимов деликатно зондирует возможные социальные ходы эволюции секса и это делает книгу весьма занимательной... К сожалению, было мало напарника Бэйли по прошлым книгам — робота Дэниэла Оливо...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх