Аркадий и Борис Стругацкие «Дорожный знак»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ, который впоследствии стал прологом к повести «Трудно быть богом»: Пашка, Анка и Антон гуляют по сосновому лесу в поисках заброшенного шоссе. Шоссе, оказавшемся анизотропным.
Рассказ написан в 1962 году, затем в изменённом виде вошёл в качестве пролога в повесть «Трудно быть богом». В первоначальном виде впервые опубликован в электронной версии Полного собрания сочинений (2016 г.).
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Трудно быть богом», 1964 г.
— сборник «Далёкая Радуга», 1964 г.
— повесть «Трудно быть богом», 1964 г.
— сборник «Трудно быть богом. — Понедельник начинается в субботу», 1966 г.
— сборник «Трудно быть богом», 1980 г.
— сборник «За миллиард лет до конца света», 1984 г.
— журнал «Roman-Zeitung 464», 1988 г.
— журнал «Urania #1109», 1989 г.
— сборник «Избранное», 1989 г.
- /языки:
- русский (8), польский (1)
- /тип:
- книги (8), цифровое (1)
- /перевод:
- В. Яблоньский (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neo smile, 14 мая 2019 г.
Ничего особенного в этом рассказе нет, — кроме великолепно выточенного стиля, отлично узнаваемого юмора и неизменно светлого авторского обаяния. А так — ничего особенного... И уж тем более, — сразу после перечитки ТББ, — очень сложно абстрагироваться и понять: представляет ли собой «Дорожный знак» самостоятельную ценность или всё же является по умолчанию красивой прелюдией (прологом), написанной годом раньше к основной повести «Трудно Быть Богом».
Нет смысла сравнивать два этих текстовых фрагмента «побуквенно», — но, я отчасти поняла, зачем Стругацкие немного почистили аккуратной редактурой этот рассказ (свой изначальный замысел) и как бы после опубликования повести про него «забыли». Найти «Дорожный знак» можно лишь в поздних изданиях, — в том числе в сборнике «К вопросу о циклотации» / АСТ, 2018г.
В «Дорожном знаке» есть один весомый спойлер, который сразу вскрывает «вены» всей повести. В задиристой подростковой игре, когда авторы сразу бросили от Антона вот это:
Да ещё в финале рассказа с ироничной злостью от себя поднажали вот здесь:
– Во-первых, никакой порядочный водитель не поедет под «кирпич». Во-вторых, смотри: вот выбоина, вот – тормозной след… Так откуда он ехал?
– Что мне твои порядочные! Я сам непорядочный, и я пойду под знак.
Ну, соб-но, здесь, — именно в этой условной метафоре «непорядочности», — раскрываются, на мой взгляд, многие тонкие места основного замысла повести. Её глубокой философской начинки / двусмысленной притчи.
А что касается самостоятельной ценности рассказа, — имеет ли он какой-либо идейный вес в контексте авторского замысла вне основной повести?.. -Вероятно имеет, — пожалуй, даже отчасти и на сегодняшний день всё по-прежнему актуально. Не особо верю, что всё кардинально поменялось в этих вопросах / основных вехах адекватного взросления и личного роста, — иначе наша жизнь стала бы очень убогой, скучной и постылой.
PS Крепко сбитая и очень глубокая человеческая дружба, — которую берут «на абордаж» первые влюблённости; постоянное подростковое желание, — настоянное на жгучей зависти и ревности, — прыгнуть выше, свистнуть круче, блеснуть ярче...
PPS Такой себе очень симпатичный, набросанный на скорую руку широкими штрихами, чёрно-белый скетч, — на мой взгляд, весьма самодостаточный, цельный и очень красивый.
artem-sailer, 14 марта 2021 г.
Тот самый рассказ, который чуть позже стал прологом к повести «Трудно быть богом». Здесь Пашка, Анка и Антон, пройдя на лодке по озеру, высадились на обрывистом берегу и пошли гулять по сосновому лесу в поисках заброшенного шоссе. А шоссе оказалось анизотропным — очень интересная и удачная аллегория выбора и неисповедимости жизненного пути.
Можно по-разному трактовать эту историю. Обычно рассматривают поступок Антона в том плане, что он пошёл под запрещающий знак «кирпича». Мол, Антон, по всей видимости, всегда был бунтарём и запросто нарушал правила. Мне же близок взгляд под несколько другим углом: некоторые правила таковы, что не предусматривают возврата к исходному состоянию. Нарушив правило единожды, исправить уже ничего не получится. В этом и проявляется одно из главных свойств жизни — принцип анизотропного шоссе.
mputnik, 17 января 2021 г.
Симптоматичный текст. Отдельным рассказом, не имеющим никаких глобальных продолжений и не претендующим ни на что бОльшее сверх суммы слов, его составляющих — продержался всего год. После этого — аки по волшебству, почти что «единым мановением» — превратился в Пролог одной из самых ярких и самых спорных повестей АБС.
Там, в Прологе — его Идея, его основная Суть — более чем уместна, и одновременно — более чем понятна. Фактически — это некий своеобразный сгусток Сути всей повести: проблематика Выбора, вечный вопрос взаимоотношений и взаимозависимостей Личности и Социума, чья роль первичнЕЕ в их вечном противостоянии, чьи противоречия и недостатки весомее и целесообразнее с точки зрения их соответствующего учёта.
Здесь же, в первоисточнике, так сказать — гораздо виднее проблематика более узкая, ориентированная, в основном на Личность, в безусловном признании именно Её прерогативы. Мой первый армейский непосредственный начальник часто любил повторять: «…чем более интеллигентен человек, тем менее он соизмеряет график своих личных праздников с официальным календарем…».
Обрати внимание, уважаемый потенциальный читатель — как изменился «рейтинг сверхценностей и сверхзадач». Вроде бы фраза (живописующая Суть текста) почти что та же, что и подразумевалась с самого начало, НО — заметь, уважаемый потенциальный: оттенок-то — уже совершенно иной. Я и сам обратил на это внимание только сегодня, когда — после стольких перечитываний повести — решил «освежить в памяти» и сам первоисточник. Проблема не в том, ехать под «кирпич» или не ехать. Вопрос — как определить ту долю «личностной замены» идентификации Преступления на Пассионарность, за которой уже нет и не может быть никакой оной возвышенной Пассионарности, а — остаётся одно большое, пошлое, банальное, тривиальное Преступление.
Прелесть же текста именно в том, уважаемый потенциальный, что это не только и не столько просто Фантастика, а — именно, прежде всего — причина подобных «сдвигов сознания». Это — прелесть Интеллектуальной Фантастики. Непередаваемый и неописуемый Кайф
Incnis Mrsi, 4 июня 2020 г.
К рецензии neo smile следует ещё добавить, что «кирпич» является метафорой попадания в чужую цивилизацию, которая для Земли — пройденные этапы. И скелет фашиста предвосхищает