fantlab ru

Айзек Азимов «Обнажённое солнце»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
2138
Моя оценка:
-

подробнее

Обнажённое солнце

The Naked Sun

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 199
Аннотация:

Детектива Илайджа Бейли, мастерство которого в предыдущем расследовании было замечено и у космонитов, приглашают посетить один из Внешних Миров — Солярию, с просьбой помочь в расследовании убийства. Солярия — странный мир, в котором общение людей лично, а не через голографический телеконтакт, является табу. С таких подходом и убийство, которое потребовало личного присутствия, кажется невозможным, но тем не менее оно произошло...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Публикация в периодике:

* 1969 — журнал «Простор» (Алма-Ата), № 1, стр. 115-121; № 2, стр. 109-122; № 3, стр. 115-127; № 4, стр. 101-127. Перевод Т. Левич.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2007 // Переводная книга НФ (США)

Экранизации:

«Последняя альтернатива» 1978, СССР, реж: Владимир Латышев



Похожие произведения:

 

 


А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Обнаженное солнце
1990 г.
Зеркальное отражение
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Том 1
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 3
1994 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце
1994 г.
Стальные пещеры
2000 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Обнаженное солнце
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Обнаженное солнце
2007 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Naked Sun
1957 г.
(английский)
The Rest of the Robots
1964 г.
(английский)
The Naked Sun
1978 г.
(английский)
Il sole nudo
1978 г.
(итальянский)
The Naked Sun
1983 г.
(английский)
Die nackte Sonne
2016 г.
(немецкий)
O sol desvelado
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это будет ретро-отзыв, перемешанный с воспоминаниями и личными эмоциями.

Лет семь назад моя внучатая племянница, глядя на то, как я с восторгом нюхаю извлеченный из корзины гриб, брезгливо заметила:

- Он же грязный!

- Что ты? Как он может быть грязный? Он же из леса.

- Вот, — ответила она, издали показывая пальцем. — Грязь.

- Это не грязь, это земля.

- Но земля — это и есть грязь.

И в этот момент я вспомнила прочитанную на заре туманной юности книгу Айзека Азимова. Конечно, вспомнила тот самый эпизод с цветком, который кажется главному герою грязым, потому что на его корнях земля. Как это грустно, что взгляды современных землян все ближе к этой антиутопии. Они на самом деле считают землю грязью. И все больше кучкуются, собираются в человейник. Наверное, многим описанная Азимовым жизнь землян уже вовсе не кажется воплощением ада, каким всегда казалась мне.

А почему я сейчас вспомнила эту книгу? Ну да, конечно, пандемия эта с самоизоляцией. Как уехала в марте в деревню к коню, так отсюда и не вылезаю. И, честно говоря, не особо хочется. Дело даже не в страхе перед болезнью, а в нежелании выходить к людям. Мне и раньше после летнего отпуска в деревне было сложно возвращаться в город, но я три месяца подряд никогда в деревне не торчала. А на днях вот поймала себя на том, что надо пойти в магазин (т.е. в центр деревни, наш-то дом крайний), и мне страшно. Надо сделать над собой огромное усилие, чтобы пойти туда, где много посторонних людей. Не потому, что они заразные, а потому, что я уже привыкла к спокойной и комфортной жизни без них. И вспомнила про Солярию. Где очень мало людей на планете, и каждый живет далеко-далеко от всех остальных, в окружении природы, но при этом в безопасности и комфорте, обслуживаемый роботами. Когда еще в юности это прочла, то поняла, что «хочу-хочу». Вот идеал моей жизни, так хочется жить. И вот в 2020 к этому идеалу приблизилась. Только вот с роботами не очень, да и с безопасностью. Надо быть осторожнее в своих желаниях.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второе дело великолепного дуэта — детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо. И вновь они, как говорится, распутали запутанную историю и поймали всех плохих парней. Здесь, правда, не обошлось без роковой красотки, но сути дела это не меняет.

И кстати говоря, как и в прошлый раз, они вновь отпускают непосредственного исполнителя на все четыре стороны, однако на то есть веские причины. Во-первых, так нередко поступали и их великие предшественники — Ш. Холмс и доктор Д. Ватсон. А во-вторых, мы-то знаем, что детективная составляющая для Азимова — это лишь форма, сосуд для более важного — социально-фантастического содержимого. А вот здесь, безусловно, есть над чем задуматься, ведь мир Солярии — это один из вариантов развития земного общества, модель общества добровольно самоизолированных, блестяще спрогнозированная Азимовым в далёких 50-х.

На этом о книге, пожалуй, всё: тут четыре страницы отзывов, многие из которых весьма объёмны, так что гнаться за оригинальностью — пустая затея. Отмечу лишь, что в процессе чтения я периодически отвлекался на то, чтобы отрывками просмотреть экранизацию 1978-го года — вот хоть убей, но есть что-то невыразимо очаровательное в советских телеспектаклях, в которых недостаток бюджета и, соответственно, спецэффектов с лихвой покрывался глубоким психологизмом и великолепной игрой актёров.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошёл год с момента убийства космонита Сартона на Земле. Успешно раскрывший то дело детектив Элайдж Бейли не только поднялся по служебной лестнице, но и заработал немалый авторитет как у своего начальства так и у космонитов. И вот, когда на планете Солярия был жестоким образом убит некто Дельмар, Элайдж Бейли, борясь со своим страхом не то что космоса, а открытого пространства, отправился на Солярию.

Если в первой книге описывалось земное общество будущего как триумф человейников и коллективизма, то на Солярии умудрились построить витрину индивидуализма, где личное общение сведено к минимуму и даже секс воспринимается исключительно как необходимая, но при этом весьма неприятная, обязанность. Ну и существует он, само собой, исключительно в супружеском варианте.

Самое поразительное, что наша цивилизация на данный момент движется по третьему пути, непостижимым образом ухитрившись взять худшие черты первых двух. Народ всё больше концентрируется в городах, но при этом живое общение всё больше подменяется мессенджерами, соцсетями или даже компьютерными играми. И это ещё безо всяких роботов...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая история из досье земного детектива Элии (Илайджа) Бэйли. На этот раз ему впервые предстоит покинуть родную планету и отправиться в настоящее космическое путешествие до планеты Солярия, чтобы раскрыть там необычное (и крайне редкое для мира космитов) преступление.

С точки зрения стиля никаких претензий к произведению у меня нет — все качества детективного романа в наличии, а стиль изложения напоминает произведения Сименона или Агаты Кристи. Чтобы читатель не забывал, что это всё-таки ФАНТАСТИКА, автор окунает читателя в весьма необычное общество солярийцев. Количество жителей на планете ограничено (около 10 000), бОльшую часть населения составляют обслуживающие роботы, а люди живут в изолированных друг от друга фермах и предпочитают общаться между собой только дистанционно. С точки зрения банальной логики, принципы построения этого общества весьма спорные и даже глупые, но современная ситуация с пандемией гриппа показывает, что она может быть реализована в определенных экстремальных ситуациях (особенно, в условиях чужой планеты). Но автору данная модель нужна не для подражания, а, напротив, для порицания. Реализуя вымышленную ситуацию с убийством, он показывает нам все слабости и опасности данной схемы, намекая на ее нежизнеспособность. Собственно, само преступление тут неважно (оно могло произойти где угодно) — важна реакция общества на него и неизбежные последствия. Реакцию соляриан автор дает немного преувеличенной (я лично не поверю в то, что жители планеты так ненавидели «очные» визиты) и несколько однообразной (все винят человека и оправдывают роботов). Роботы, конечно, не всемогущи, но они всё же отличаются друг от друга: в сравнении с Даниэлем Оливо местные электронные слуги кажутся обычными «тупыми железяками». Недаром его incognito так и не было раскрыто никем из аборигенов. Что весьма странно, ибо Солярия как раз и специализируется на производстве роботов. Это приносит планете необходимый доход и, вместе с тем, ввергает ее общество в сильную зависимость от своей же продукции, что в будущем станет причиной неизбежной деградации почти на всех уровнях.

Что касается самого детективного сюжета, то он раскрывается непосредственно в диалогах персонажей. Они очень длинные и обстоятельные (иногда даже на отвлеченные темы). Само действие развивается неспешно и в полной мере раскрывается только в последней главе. Автор не слишком утруждает себя описанием размышлений главного героя, как это делает, к примеру, Сименон устами своего комиссара Мегрэ. Думаю, причина здесь в том, что Азимов пишет социальную фантастику в форме детектива, а не детектив в форме социального памфлета. Наверно поэтому вторая часть кажется мне менее напряженной и интересной, чем первая. Тем не менее, автор стремится сохранять интригу до самого последнего момента. Он намеренно подбрасывает читателю ложные варианты, в результате чего круг подозреваемых действительно становится кругом — кандидатами в убийцы становятся поочередно несколько человек. А завершается всё в итоге тем, с чего и начиналось, что должно немного разочаровать въедливого любителя детективов.

Немного покоробило меня решение писателя внести раздор между своими главными персонажами: Бэйли, практически, отстранил Даниэля от следственной деятельности и даже поместил его под «домашний» арест. Я понимаю, что таким образом он хотел показать нам не столько силу своих законов роботехники, сколько их слабость. Но использовать одну из «звезд» первой части в качестве «мальчика для битья» кажется мне не слишком достойным: читатели по инерции ждут от сюжета дальнейшего развития. а его и не предвидится.

Из прочего хочу отметить один факт, который меня позабавил. Речь идет об отказе соляриан от секса и выращивании детей на ... особых фермах, in vitro, так сказать. Нам это действительно кажется смешным, а вот истинному американцу покажется ужасным и даже преступным — такова разница в менталитете.

-------------

РЕЗЮМЕ: второе дело детектива Бэйли, развивающееся не на Земле, а на далекой Солярии — родине всех роботов. Собственно, это не детектив, а своеобразная социальная фантастика.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый, конечно, волен иметь собственное мнение, но моё такое — Азимова пора отправлять в книжную серию Polaris. Это та самая, где собирают книги разных неизвестных или забытых фантастов XIX-XX века. Раритеты, которые интересны как раз своей раритетностью. Прошло уже много лет, фантастика далеко ушла вперёд. Азимов написал «Обнаженное солнце» в 1956, и всё будущее представил как 50-е со звездолётами, роботами и видеосвязью. Конечно, это справедливо и для современной фантастики, но у неё ещё срок годности не вышел — через 50 лет и поговорим.

Изобретя свои 3 закона, Азимов всю свою оставшуюся творческую жизнь (за редкими исключениями) только и делал, что забавлялся, придумывая ситуации, ведущие к проверке законов на прочность. Такая игра ума, которая интересна была, прежде всего, самому Азимову. Я как читатель, всегда понимаю кто в его рассказах убийца. У Чехова на стене в первом акте всегда висит ружьё, а у Азимова в уголочке стоит свихнувшийся робот.

В итоге, имеем герметичный детектив в антуражном для своего времени сеттинге с безумным гением и роковой красоткой. Лекала из 50-х торчат отовсюду. Даже для планеты с населением 20 тыс. человек у нас в наличии менее 10 разношёрстных персонажей, именно перед которыми бравый детектив держит ответ (почему именно перед ними?). Ну, и как я уже говорил, всё расследование превращается опять в очередную казуистику вокруг Первого Закона. Скучный детектив и пресная фантастика, декорации к которой переделали из декораций про викторианскую Англию.

К слову о самих роботах. У Азимова это всегда рабы или слуги. Чрезвычайно вышколенные, порой полезные, иной раз даже уважаемые, но всё равно слуги. Даже искусно изготовленному роботу, неотличимому от человека, всегда можно сказать «Заткнись и не мешай» или «уйди отсюда». Роботы-горничные и роботы-капельмейстеры. Надеюсь, они хотя бы воронёной стали?

P.S. Предвижу упрёки в том, что не увидел общей мысли, которую автор вложил в произведение. Если очень упростить, я понял её так: «изоляция это плохо, а самоизоляция — ещё хуже». Всё с этой мыслью в порядке. И автор прекрасно (и, что важно для меня, неочевидно) иронизирует над этим обществом в 20 тысяч изолянтов, которые варятся в своём соку и изобретают велосипед в самом печальном смысле этого слова (эпизод с «блистательным» социологом, который строит смешные гипотезы и, не ведая того, изобретает с нуля науку, которая существует уже сотни лет). И над зарывшимися в землю землянами, которые совершенно также изолировали себя, только пространственно, которые паникуют при виде солнца, теней и ненавидят траву за ее «противность». Но вот больно уж однобоко и с фокусом не в ту сторону это вышло.

P.P.S. Кстати, Первый Закон не работает, да. Мой робот-пылесос периодически норовит ущипнуть меня за пятку. И сожрать разбросанные по полу носки (а когда я не могу найти парный носок — я страдаю).

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том приключений детектива Элайджа Бейли и совсем немного Дэниела Оливо, где детектив впервые покидает скорлупу родной планеты. Персонаж развивается, причем, развивается стремительно, что не может не радовать. «Обнаженное солнце» — классика фантастики в самом лучшем своем виде. То, что необходимо прочитать каждому любителю жанра.

Детективная составляющая здесь присутствует исключительно для удобства подачи материала. Роман исключительно социальный с идеально рассчитанной толикой философии.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна отличная книга от Азимова. Некоторые технические анахронизмы конечно выглядят дико, особенно потряс пик прогресса в виде газеты на катушке в самолёте. Да и на Солярии, автор не предвидел такой вещи как зачатие в пробирке — а ведь в этом случае ни секс ни сам институт брака солярианам не понадобились бы в принципе. Но если игнорировать все это, солярианская идея и в наши дни очень актуальная, жить так хотелось бы очень многим. И даже при реальных восьми миллиардах населения, очень многие уже изолированны от живого общения.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения детектива категории С–6 Бейли продолжаются, но теперь они приобрели другое, более сложное направление. Появилась возможность не просто вести расследование убийства, а выйти за пределы стальных городов, за пределы Земли туда, где не бывал ещё ни один современный землянин, в один из Внешних Миров. Конечно, это сопровождается страхом и паникой, но это возможность. И не зря выбрали Бейли – у этого человека есть не просто талант видеть, анализировать и ставить точку в деле, у него есть скрытая тяга к риску, к изменению, к восприятию нового, к постижению непонятного через противоречия, через сомнения, это во всех смыслах неравнодушный человек, который смело смотрит фактам в лицо.

От того, что предстало перед Элайджем на Солярии любому землянину в пору свихнуться, начиная от наличия свежего воздуха, солнца и зеленой травы и заканчивая укладом жизни, где каждый индивидуум полностью изолирован друг от друга, где его жизнь расписана, предписана и контролируема, где какой–нибудь космонит лучше покончит с собой, чем лично встретится с человеком. И Элайджу так же дико брать в руки цветок, ведь тот вырос из грязи, как космониту находиться рядом с другим человеком и дышать с ним одним воздухом.

Перед читателем предстают для сравнения две крайних противоположности жизни. С одной стороны Солярия, представитель пятидесяти Внешних Миров – малонаселённая, роботизированная, могущественная, здоровая, с высокой продолжительностью жизни. С другой стороны – Земля перенаселённая, технически отсталая, с низкой продолжительностью жизни, полностью под влиянием Внешних Миров. Автор позволяет проводить параллели, сравнивать, удивляться и возмущаться и не только Бейли. И он справится с этой задачей, потому что во всей сложности и технической совершенности жизни Солярии сможет найти её слабое место.

Но нельзя забывать и о расследовании, хотя оно и показано, как инструмент, чтобы в полной степени отразить солярианское общество. Автор создал интригующую ситуацию: ведь на Солярии нет причин для насилия, у всех всё есть, что хочется, – значит, нет зависти, нет родственных связей – значит, нет и семейных распрей, делить нечего, у всех отменное генетическое здоровье, практически всё делают роботы, они же не могут нанести ущерб хозяину – и тем не менее убийство совершено. Бейли и здесь, так же, как и на Земле, действует вопреки всем устоявшимся правилам, интересно наблюдать за его решениями, шагами, принятыми мерами, особенно в итоге, к каким выводам это расследование приведёт.

Но к концу книги, не знаю как другим читателям, мне было грустно за Элайджа, да и вместе с ним. И вполне понятно почему: эта поездка полностью перевернула ему сознание. Тяжесть и грусть от возвращения домой, туда, где он всё любил и ненавидел, с чем боялся расставаться, по чему, казалось, тосковал на Солярии. А теперь всё стало чужим – он больше не чувствовал себя здесь дома: ведь невозможно забыть солнце – ,,маяк, манящий человека в пространство''.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге цикла об Илайдже Бейли Азимов продолжает исследовать вопрос эволюции человечеста в далеком будущем. Бейли попадет на планету, которая пошла в своем развитии по кардинально другому, по сравнению с Землей, пути — Солярию. Здесь численость населения держится под строгим контролем, а каждый солярианин живет в отдельном поместье и вживую видится с другими людьми всего несколько раз на протяжении сознательной жизни. И снова этот «слой» книги, посвященный описанию жизни человека будущего, является сильнейшей и интереснейшей частью произведения: читать о столкновении земного жителя с совершенно отличной от его собственной культурой, наблюдать за его попылками понять образ мыслей, понять логику, возможности и ограничения этих людей, безумно увлекательно.

С точки зрения сюжета и персонажей Азимов сделал значинельный скачок по сравнению со «Стальными пещерами». Бейли уже не тот человек из первой книги, который разбрасывается своими догадками и недоказанными обвинениями направо и налево. В «Обнаженном солнце» он старается докопаться до правды всеми возможными способами и делает решающий ход только тогда, когда уверен в победе. Жаль, что при этом Дениэл Оливо практически не зайдествован в повествовании и служит скорее подборкой для сюжета, чем реальным действующим лицом.

Вторая книга цикла существенно лучше первой в плане логики сюжета и характера главного героя и все так же интересна описанием быта людей будущего. Приключение продолжается!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень достойное продолжение «Стальных пещер». Хотя в этом цикле на детективную сторону почему-то обращаешь меньше всего внимание. А в этом романе автор сделал читателю дополнительный сюрприз — показал модель утопического асоциального общества. Где всего очень много, а личное общение сведено до минимума. Общество с вывернутыми наизнанку ценностями: брак — не семья, дети — гадость, чуть ли не табуированное слово, а человека обслуживает рой специализированных слуг-роботов. Не смотря на очень странный мир — люди в нём выписаны очень достоверно, с живыми характерами. Отношения детективов-напарников менее острые чем в первом романе, больше взаимопонимания. И хотя детективная сторона опять (как и в прошлом романе) не выпячивается — книга напряженная с интригующим развитием.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение приключений детектива с Земли и робота с Авроры. Только на этот раз нам показывают совершенно другой мир. Противоположный тому, что был в «Стальных пещерах». Однако, как таковой мир и вообще фантастическая составляющая этого романа уходит на второй план. Это скорее декорации на фоне которых развивается действие. А вот действие — детектив. Если рассмотреть сам детективный сюжет, то он развивается так путано и в нем столько нестыковок, что не веришь. Ну или я не смогла поверить в эту детективную линию. Что называется все шито белыми нитками и уж очень явно подводится к решению. Даже скучно.Все просто кричит, что орудием убийства

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
должен быть робот
, что убийца
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
роботехник, который единственный на планете мог управлять роботами настолько, что б ы это убийство состоялось, ведь только он мог заставить робота дать свою конечность женщине, когда та в ярости. Сама-то женщина не могла это сделать, так как просто не знала что эта конечность отделяется и вообще ничего не понимала в роботах. Кстати, опять же только робототехник мог поставить приказ так, что бы блокировать первый закон
. Пожалуй для меня некий интерес представляла только личность исполнителя. Но тут никакой интриги не получилось, и кстати, хорошо, иначе сюжет совсем уж съехал бы в мелодраму.

Вторая линия сюжета, не перекликающаяся, ну почти, с основной — психология. Она хоть и не вызывает столько действий и не развивает сюжет, но все же очень украшает его. Борьба человека с собственными страхами и привычками. Это интересно.

Интересна социальная составляющая. Пожалуй это главное украшение книги, и главная её фантастическая часть — этакая планета мизантропов. Эх, сколько раз я вздыхала, что нет такой планеты, а так было бы здорово пожить месяц, а то и несколько в одиночестве и спокойствии! Прям завидовала этим солярианцам. Однако автор, видимо для таких читателей, отдельно выделил главный недостаток такой жизни — деградацию. Видимо, что бы мы могли утешится, что и там не все так уж хорошо, что покой, жизнь в несколько сотен лет (кстати ещё один момент как на планете могло смениться несколько поколений, при этом освоение её началось около трехсот лет назад. Нестыковка, может правда ошибка в книге, но по моим подсчетам выходило, что на планете доживали свои дни первые поселенцы и второе поколение было в полном развитии, и только-только появилось третье, в лице той же мадам Дальмар), профессия по собственному выбору, эгоистичное существование для самих себя, без каких-либо обязательств перед обществом, родней и как результат деградация общества в целом и его достижений в частности. Эх, идеалисты... Слабое это утешение. Хотя, лучше такое, чем никакого.

Что касается мира планеты, то он отсутствует. Точнее он подразумевается, но никакого описания нет. Так что каждый может пофантазировать и представить свой вариант райских кущ. Однако, тут Азимов верен себе и сосредотачивается не на внешнем описании, а на психологии и социологии.

И тем не менее, несмотря на все недостатки, книга интересная и мне понравилась, не самая лучшая, однако читать было все же интересно. Я точно не могу сказать, что зря потратила на нее время и более того, в середине книга меня просто захватила.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомилась с этим произведением после «стальных пещер», чувство после прочтения двоякое. Описание мира Солярии весьма интересно и захватывающе, нравится то как автор раскрывает взаимоотношения людей, обитающих на этой планете. Но опять же детективная составляющая этого романа порождает множество вопросов и ставит под сомнение опыт главного героя в умении вести расследование. Посудите сами,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный подозреваемый кончает с собой, причем это очень похоже на доведение до самоубийства, потому что Дэниэл Оливо прекрасно знал как местные жители тяжело переносят личные контакты и все равно отправил к нему человекоподобного робота, дабы вытрясти признание...но зачем, если лаборатория подозреваемого и так была полна улик, этого б вполне хватило на предъявление ему обвинения и виновный б понес соответствующее наказание. Затем главный герой добродушно отпускает человека, который якобы непосредственно совершил это убийство, серьезно? По итогу за смерть солярианина никто не понес ответственности. Смущает и само убийство, если честно в нем тоже много белых пятен, непонятно как оно было совершенно,супруга не помнит как раскроила череп мужу, и сам детектив особой ясности в это дело не внес. Он предположил, что она приказала роботу отдать ей свою съемную руку и этой металлической рукой она нанесла удар. Но погодите, как она узнала что у робота конечности заменяемые, неизвестно, потому что эти разработки велись тайно. И во вторых, если робот отдал ей его руку, почему он не остановил эту женщину,в то время когда она пыталась нанести удар, почему он просто наблюдал? ведь это противоречит основным законам роботехники...
В общем детективная часть этого романа меня смутила, однако если не брать это во внимание, то следить за главным героем, смотреть как он осваивается на чужой планете и как принимает образ мышления инопланетян, очень и очень интересно. Наблюдать за изменениями, которые происходят в самом детективе и к каким выводам по итогу своего путешествия он сам приходит тоже весьма любопытно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно эта книга попала ко мне в руки и не отпускала весь день. Будущее. Люди давно вышли в космос, колонизировали иные миры, развивались. Но вот на далекой Солярии произошло убийство, и в силу особенностей мироустройства и социального уклада той планеты, для расследования им пришлось вызвать человека с Земли. Так завязывается сюжет.

Но совсем не детективная линия так увлекла меня — есть детективы и получше, чего уж скрывать. Гораздо больше меня заинтересовало описание социальных устоев будущего, жители планет, их различия и непонимание друг друга. Условно говоря, книга построена на контрасте двух рас — землян и соляриан. Все они наши потомки, только развитие их сложилось по-разному в силу внешних обстоятельств. И подумать только, но земляне будущего оказались так же далеки от привычных нам людей, как и жители Солярии. Люди давно ушли жить вглубь земли и на поверхность выбирались не часто. Планета перенаселена и считается самой отсталой в сравнении с Внешними Мирами. Элайдж Бейли, главный герой — землянин, и как всех их его пугает открытое пространство, ветер и солнце. Полеты на самолете приводят его в ужас, ведь подумать только, всего несколько сантиметров железа отделяет его от бескрайнего простора воздуха.

Но по долгу службы его отправляют на Солярию, где его фобии и нормы поведения приходят в конфликт с местными. Соляриане свободно живут на поверхности планеты. Их всего двадцать тысяч, а роботов на их планете около двухсот миллионов. И самое главное, соляриане не выносят контактов с другими людьми. Они живут поодиночке на огромных территориях, общаясь друг с другом только по видеосвязи. Только ради размножения они терпят друг друга недолгое время. Дети, ласка, любовь для них все равно что постыдные вещи. Но кто-то же убил (впервые за очень долгое время!) другого жителя этой планеты с близкого расстояния.

И есть еще третья «раса», так сказать, в этой истории. Это роботы. Искусственный интеллект, цель которого упростить и облегчить жизнь людей. Они во многом определили линию развития Солярии. В основе всей роботехники лежат три Главных Закона.

Первый Закон: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».

Второй Закон: «Робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому Закону».

Третий Закон: «Робот должен заботиться о своей безопасности постольку, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам».

Соляриане настолько привыкли жить в обществе роботов, настолько в их сознании отложились три этих закона, что они перестали критически воспринимать их.

В качестве итога из книги можно выделить мысль: как бы плохо не жилось на Земле — в тесноте, со множеством проблем и малым количеством роботехники, у них оставалось одно крайне важное преимущество перед вольготно живущими солярианами: общество. Земляне жили в социуме, в постоянном и тесном контакте, тогда как жители Солярии практичеки полностью от него отказались.

«Без игры человеческих взаимоотношений жизнь лишается своего главного смысла; духовные ценности обесцениваются, и жить, в общем, становится незачем. Видеосвязь не может заменить живого общения»

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обнаженное солнце — второй роман цикла о детективе Илайдже Бейли и роботе Дэниеле Оливо. Читать его в отрыве от первого романа в принципе можно: он не является прямым продолжением «Стальных пещер», сюжеты и первого, и второго романов завершенные. Однако лучше все же придерживаться хронологии цикла, потому что в каждой книге показан отрезок жизни героев. И личности их Азимов показывает в развитии. Этот аспект столь же интересен, как детективная составляющая. А его в полной мере можно увидеть только при последовательном чтении книг цикла.

Вторая книга цикла показывает нам Внешние Миры — планету Солярию, образ жизни на которой диаметрально противоположен образу жизни землян, но при этом соляриане удивительно похожи на землян своими комплексами. Земля и Солярия — миры-перевертыши. Землянам нужно общество друг друга, они прячутся от природы в своих подземных городах и соблюдают вынужденную умеренность во всех сферах жизни ввиду нехватки ресурсов. Соляриане, напротив, живут широко, избегая личных контактов. Слова «нежность», «любовь», «дети» на Солярии считаются неприличными. Эмбрионы достигают состояния жизнеспособного младенца в инкубаторах, дети растут на фермах под присмотром роботов. Деятельность по воспитанию детей (если присмотр за такой детской фермой можно назвать воспитанием) считается грязной и унизительной. Связи между людьми разрушены, индивидуализм доведен до абсурда. Но уровень жизни в обществе соляриан очень высок, он обеспечивается миллионами роботов практически без участия людей. Людям ничего не нужно делать, в результате общество деградирует.

Когда на Солярии совершается убийство (событие совершенно чрезвычайное для этой суперобеспеченной просторной планеты), его некому расследовать и на планету вызывают детектива с Земли. Конечно, мотивация вызова землянина сложна и охватывает не одну планету, но, как бы то ни было, землянин, привыкший к стальным пещерам, оказывается во Внешних Мирах, а мы получаем возможность сравнения. Нехватка ресурсов и их избыток, чрезмерная скученность и полный отказ от личных контактов, относительно короткая жизнь при неидеальном здоровье и строгий генетический отбор при несоизмеримо больших сроках жизни, личный труд и полная роботизация, ненависть к роботам и абсолютное доверие к ним — Азимов ненавязчиво сравнивает эти казалось бы несоизмеримые принципы организации жизни, и получает удивительный, неожиданный результат.

Детективный сюжет является приемом, с помощью которого автор показывает нам некоторые аспекты общества будущего. Но при этом в «Обнаженном солнце» детектив реально хорош, необычен. Казалось бы, преступник налицо и дело лишь в доказательствах. Потом картина резко меняется. И еще раз меняется. Раскрытие преступления тоже представлено перевертышем. Финал не является неожиданным. Как любитель детективного жанра, я понимала, кто преступник. Тем большее моральное одобрение вызвала развязка. Она была несправедлива с точки зрения закона. Но разумна с точки зрения развития человечества. Казалось бы, детектив Бейли действовал под влиянием личной увлеченности, но при этом объективно правильно, насколько об этом можно судить по представленной в двух романах цикла информации о жизни и проблемах Земли и Внешних Миров.

Землянин Илайдж Бейли оказывается неравнодушным думающим человеком с широким взглядом на мир, ему не безразлична судьба людей, судьба землян. Он видит проблемы и ищет выход, точно так же, как спейсер доктор Фастольф. Эти два человека очень похожи по своей психологии и целям. Может, поэтому робот Дэниел Оливо всегда оказывается между ними, как звено-связка Земли и Авроры, одной из планет Внешних Миров. Развитие мира пошло таким образом, что земляне и спейсеры оказались неспособными продуктивно общаться друг с другом. Между тем, проблемы у людей общие и для их решения требуется общение и налаживание взаимодействия, то есть эффективный посредник. Таким посредником выступает человекоподобный робот. На момент окончания второго романа цикла посредничество его кажется в принципе удачным. Но не будем забывать, что история продолжается, а позитронный мозг робота логичен, но не разумен. Да и Первый закон не абсолютен, как выяснилось.

Книга замечательная. И как детектив, и как фантастика. Азимов создал гармоничный сплав двух жанров, в котором каждая составляющая равноценна. Такое преступление могло совершиться только в созданной им фантастической вселенной. Без преступления мы не смогли бы увидеть эту вселенную во всей полноте. Ничего лишнего, каждый элемент на своем месте.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Cоздавая свои первы романы о Бейли и Оливо Азимов явно решил сыграть на контрастах. В «Стальных пещерах» перед нами коллективистское, ну, если хотите, социалистическое общество, представляющее из себя единый организм, резко ограниченный стенами городов. Мир, который фигурирует сюжет «Обнажённого солнца» — Солярие — обиталище Крайнего Индивидуализма. Не просто идивидуализма — полной свободы от всего. Не только от голода, лишений, тяжёлого труда — но и от любви, настоящей дружбы, человечности, наконец. На каждого жителя планеты приходится тысячи роботов — каждый выполняет какие-то функции, по максимуму облегчающие жизнь своему хозяину — тем временем солярианин может посвятить время более спокойным, отвлечённым занятиям — искусству, науке. Единственные практичные профессии на Солярии — роботехник, врач и воспитатель детей, причём две последние считаются очень грязными и популярными. Сами понимаете — никакой высшей власти, даже признака государства.

Наши идеологи анархизма были бы в восторге. Однако, если присмотреться, буколистический идеал Солярии оказывается таким же тупиковым, как постепенное закисание людей в стенах стальных пещер. Люди настолько привыкли к уединённому образу жизни, что любой физический контакт с другими жителями палнеты внушает отвращение. Они не могут даже стоять друг рядом с другом. Слова «дети», «любовь» стали дикой непристойностью. Причём это общество развивается дальше в этом направлении — всё больше детей вообще отказывается от личных контактов, предпочитая общатся по видеосвязи. Любому ясно, что это приведёт к дальнейшему вырождению человека как вида на Солярии...

На этом фоне разворачивается вполне ожидаемый сюжет — Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо расследуют преступление — убийство. Не стоит вдаваться в подробности, поскольку детектив здесь выполняет роль скорее инструмента, чтобы в как можно более точных деталях изобразить солярианское общество, и показать его отличие от земного. Можно лишь сказать, что сюжет увлекателен, и роман проглатывается буквально за несколько часов.

Мораль? Она достаточно проста. Элайдж Бейли сломил в себе боязнь открытого пространства, Глэдия Дельмар — боязнь физического контакта с людьми. Они вырвались из тенет, сплетённых собственным разумом. Отсюда довольно оптимистичный вывод — осталььные люди тоже способны вырваться из оков судьбы, устремившись в межвёздные дали, дабы дать человечеству жизнь.

«Стены — только костыли! Темнота и людские толпы — только костыли! Он, должно быть, чувствовал это подсознательно и ненавидел их, даже когда думал, что любит и нуждается в них.»

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх