fantlab ru

Джеймс Блиш «Сердце звёздного мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.41
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Сердце звёздного мира

Mission to the Heart Stars

Роман, год; цикл «Heart Stars»

Аннотация:

Команда профессора Лэнджера обнаруживает на Фобосе следящую станцию Гегемонии – межзвездного союза в центре Галактики. Неожиданно они получают разрешение нанести визит на родную планету Гегемонии. Теперь им предстоит совершить путешествие в самое Сердце звездного мира…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Heart Stars»



Издания: ВСЕ (1)


Самиздат и фэнзины:

Города в полёте
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, которая на первый взгляд выглядит приключенческой, кажется написанной в стиле примитивизма. И читается действительно легко. Но, за кажущейся легкомысленностью кроется идеология, от которой при внимательном рассмотрении становится не по себе. Джеймс Блиш описывает утопический мир ближайшего будущего, в котором «…общество, развитие которого основывается на высокосложных технологиях, обязано предоставить бразды правления интеллектуальному электорату». По Блишу, построение такого автократического светлого будущего невозможно без ещё двух составляющих, ибо «…целесообразность требует жертв; нам пришлось сделать выбор, ограничив избирательное право, и прибегнуть к регулированию рождаемости..».

Уж не знаю, что было в голове у Автора при написании сего опуса, но в романе явно наличествуют следы идей Платона, Макиавелли, и тому подобных философов дремучей древности. Удивительно, что современные авторы до сих пор обдумывают и используют эти замшелые идеи в своих работах. Ещё более удивительно, но создается впечатление, что Автор был знаком с работами этих мыслителей лишь понаслышке, или по статьям в энциклопедии, и упорно называет изображенную им утопию демократией. Точнее, даже так: Демократией! И её-то, родимую, и несут в галактические просторы герои романа «Сердце звездного мира». Ибо власть в Галактике захватила проклятая Гегемония (тоже именно так, с большой буквы).

Итак, обнаружив в Солнечной системе следящие устройства проклятой Гегемонии, земная автократия решает отправить в эту Гегемонию экспедицию, с целью… заключить договор (?!). Последующий за этим квест и является сюжетом данного романа.

Произведение просто изобилует нелепостями, нестыковками и «роялями». В экспедицию отправляют аж троих участников: некоего всемогущего профессора Лэнджера и двух его помощников, этакий «Звездный Путь» на минималках. Конечно, зачем в такую экспедицию отправлять много народа, а для Автора и этих-то много будет – персонажи остаются практически нераскрытыми, о них известны только имена и то, что у них были желваки, которыми они периодически «играли» для демонстрации своего эмоционального напряжения. Ну и, конечно, профессор – просто Самый-Умный-на-Свете, а может быть и во всей Галактике. Например, когда экспедиция останавливается у очередной планеты (водной), то профессору достаточно одного взгляда с орбиты, дабы понять, что «…в облике головоногих обитателей планеты не бросались в глаза грубые черты; десять ног прекрасно сочетались с развитым мышлением, словоохотливостью, напыщенностью и преувеличенным самоуважением. Похоже, у этих декаподов полностью отсутствовало чувство юмора и способность воспринимать красоту…» Далее выясняется, что этому гению не нужны никакие исследования, датчики и спутники, чтобы мгновенно познать истину и тут же рассказать своим помощником о путях эволюции жизни на этой планете. А спустя некоторое время – приговорить её обитателей к смерти, намереваясь поселить на этой водной планете земных дельфинов, которые просто сожрут аборигенов: «За десять лет там не останется и следа от строителей рифов! — Гениально! — восхитился профессор…». Вероятно, для светлых Героев Дивного Нового будущего по Блишу отсутствие чувства юмора является достаточным основанием для геноцида.

Впрочем, тут же геноцид отменят, ибо ни Автор, ни герои его романа, не отличаются постоянством в своих суждениях. Так, Джеймс Блиш устами Профессора восхищается антиутопией середины 19 века некоего Самюэля Батлера «Едгин, или По ту сторону гор» , в которой было предсказано «…наступление времени, когда машины займут в жизни людей неоправданно важное место…». А через несколько страниц профессор, хвастаясь достижениями землян, пафосно изрекает, что «…три четверти производства автоматизированы, широко применяются сложные интеллектуальные системы, сделавшие рутинными многие творческие задачи…». Вообще, профессор что-то бубнит почти на каждой странице, как правило, это или азбучные истины, или полные бредни. В конце концов, герои втроем рождают чудовищную идею: «…сделать попытку создания собственного межзвездного союза и воплотить в жизнь идеал личной свободы…. Не забудем сберечь то, чем дорожит каждый народ: язык, традиции, мифы... Мы сохраним душу каждой планеты в нашем будущем альянсе. Не знаю, как его назвать, как точнее пояснить его суть... Что-то вроде федерального феодализма…» Ага, конечно, эти влажные олигархические мечты о собственном феоде среди звезд: для полного эффекта на сцене пару раз мелькает персонаж Сильвии Мак-Крари – это восемнадцатилетняя дочь владельца «заводов-газет-пароходов» и по совместительству… ведущая журналистка Земли!

…Итак, светлоликие астронавты, несущие Демократию, наконец достигают Гегемонии, и там встречают отвратительных имперцев, захвативших власть над Галактикой, чьи злокозненные рожи сразу же вызывают недоверие: «…Лицо выглядело непропорционально удлиненным, на нем выделялись глубоко посаженные зеленые немигающие глаза. По земным меркам нос его казался длинным, безгубый рот смотрелся черным разрезом — словно неизменная страшная маска презрительного высокомерия приросла навечно к челу...». Ну просто вылитые персонажи картин Васи Ложкина! Ожидаемо, что такие на лицо ужасные гегемонцы одновременно и дьявольски умные и непроходимо тупые, поэтому Профессор со своими аспирантами будут вынуждены надрать им задницы. Просто вынуждены.

Но Вы, уважаемые фантлабовцы, вовсе не вынуждены это читать.

И возникает вопрос – а кто вообще может читать такое? У меня есть предположение, что это детская, а точнее, подростковая фантастика. По-видимому, Автор не был знаком с советом, что для детей нужно писать, как для взрослых, только ещё лучше. Отсюда и дурацкие профессорские лекции, от которых зарыдал бы Жюль Верн. Отсюда и примитивные приключения, от которых плевался бы Хайнлайн. Ну, и как предположение – Автор использовал какие-то свои старые черновики, возможно ещё сороковых годов – отсюда незрелые юношеские идеи. Потому что на момент написания романа, в 1965 году, такой примитивизм в фантастике с трудом укладывается в голове. Удивительно, что это состряпал Автор, из-под пера которого вышли такие знаковые вещи, как «Дело совести» и «Черная пасха». С другой стороны, у того же Хайнлайна тоже были совершенно дикие вещи… Так что могу только посоветовать НЕ читать. Тем более – детям. В моем личном рейтинге самых Худших фантастических произведений всех времен – место в первой десятке гарантировано.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — продолжение истории о контакте человечества с некими Повелителями Звёзд и Космической Гегемонией. Что примечательно, первую часть не переводили на русский, а читать в оригинале не стоит усилий.

Спустя полвека после написания этот роман выглядит как минимум наивно. И дело даже не в вездесущих перфокартах и бумажных газетах в далёком будущем. Дело в самой атмосфере. Автор предлагает нам ряд «футурологических» диковинок, ни разу не утруждая себя пояснить их суть или историю появления. Перед нами говорящие на английском дельфины, которые 100 лет назад по летосчислению повествования «открыли свою разумность» человечеству. То есть до этого они плавали себе тихонько, жрали рыбку и прыгали в дельфинариях, а тут Опа! и заговорили. Наивно. Вот ещё: Верховный Гегемон (восьмифутовый архизлодей с жуткой рожей и голосом ниже человеческого на пару октав) сообщает людям, что отныне всё человечество, включая их, становится рабами Гегемонии и разражается злорадным смехом... чтобы в следующей главе поселить пленников в «роскошных апартаментах», предоставить полную свободу и довольствие и ни к чему не принуждать. А можно меня кто-то в такое рабство возьмёт, а то моя свободная жизнь выглядит непрезентабельно рядом с таким рабством! То бишь — опять наивно. И это только часть негатива.

Что ещё неприятно: типичные для фантастики тех времён «лекции», произносимые устами одного из героев — в данном случае капитана корабля и по совместительству профессора. Мы все знаем как они выглядят: «Дорогие коллеги, мы пролетаем рядом с системой двойной звезды. Эти звёзды примечательны тем, что...». Я не против научно-популярной функции фантастики, но не таким же топорным способом её реализовать!

И последнее: множество нестыковок. Больше всего запомнилось то, что планировалась экспедиция продолжительностью в 2 года, а потом оказалось что корабль более трёх лет летел только в одну сторону... А обратно, кстати, за пару месяцев. Чудеса!

В целом, этот роман — не лучший образчик фантастики 60-х, впрочем не лишённый своего очарования и легко читающийся. 5 из 10.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх