fantlab ru

Дмитрий Манасыпов «Метро 2033: К далекому синему морю»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
35
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: К далекому синему морю

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду! Идя дорогой стали, он встал на тропу смерти, но, не пройдя и шага, нашел надежду. Новую надежду и новый путь. Опасный, сложный путь, ведущий к тем, дороже кого просто нет. Туда, где он так давно не был. К далекому синему морю. Но, для того, чтобы пройти этот путь до конца, ему придется сперва разобраться с прошлым. Ведь оно, подобно затаившейся змее, может в самый неожиданный момент нанести смертельный удар…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 304

Активный словарный запас: высокий (3078 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2016 // 1 место

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2017 // Ржавый Артём. Лучший злодей. Молот


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

К далекому синему морю
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я мог бы разобрать книгу с точки зрения 3-х актной структуры Сида Филда. Как в хорошем фильме, там должны быть завязка, интрига, развитие, перелом, негативная оценка, действие врага, падение героя на самое дно, отчаяние, преодоление героем себя и обстоятельств, и финальная победа справедливости.

И там все это есть.

Я бы мог разобрать книгу по знаменитой книге Проппа «Морфология волшебной сказки». И здесь бы все было в тему и к месту.

Потому что «К далекому...» это именно настоящая волшебная сказка, только с заколдованными «калашами», дирижаблями и минометами.

Я бы мог, наконец, пойти по пути «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла, вычленившего из мифа костяк и взявшего от него героическую производную и божественный интеграл. И по полочкам разложить сходство (и разницу) между КДСМ и «Звездными войнами»...

Потому что, черт возьми, и тут все оправдано.

Вместо этого я просто скажу: книга сложная, тяжелая, но оно того стоит.

Автор словно говорит: дорогой читатель, обещаю, ты получишь свой катарсис... если не сдохнешь по пути.

В общем, легкой жизни не ждите.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два дня назад стал счастливым обладателем книги «КДСМ». Именно счастливым, потому как то, что нашел в этой книге, превзошло все из недавно и относительно давно прочитанного не только в категории «жизнь после Беды», но и вообще из художественной литературы.

Привыкнув к тому, что вы упоминаете книгу с сокращенным названием, хочу отметить, что эти четыре буквы несут не меньше мощи, чем появившиеся где-то в районе двухтысячных те самые, знакомые всем буквы с точками. А сама аббревиатура для моего уха приятно созвучна с гибридом КПВ, КС и АКМ, созданным талантливым оружейником на просторах описываемых Вами миров. Внезапно появляющиеся обстоятельства и противники, как крупный калибр прибивают главного героя к земле, кажется еще один шаг, два натужных вздоха — и мы увидим не тот финал, на который надеемся, но нет, по лезвию клинка, талантливо проложенного судьбой между вехами, Морхольд выбирается из очередной передряги. А уж незначительные препятствия, в виде погоды, голода и отсутствия снаряжения отсчитываются автором для главного героя, как горячие свинцовые гостинцы по три патрона 7,62. Так что с самого названия книга настраивает читателя на непростой путь, лязгая ружейной сталью и предчувствием, именно предчувствием моря...моря трудностей, крови, пота и боли, которое надо преодолеть на пути к мечте. Пройдя этот путь вместе с главным героем, вы не пожалеете, все те, кто еще не успел прочитать книгу или кто вообще не знаком с данной серией. В конце пути каждый найдет свое: кто-то начнет ценить каждый момент жизни, кто-то пересмотрит свои ценности, для кого-то книга послужит напоминанием, а для кого-то напутствием. Равнодушным не останется никто. Вера в чудо и надежда на лучшее даже в сожженном Войной мире возможны только в одном случае — если у тебя есть самая заветная цель, настоящая, цель всей жизни. И судьба не упустит ни единого шанса взыскать с человека реальную цену, которую приходится платить за достижение цели.

В книге присутствует определенный процент жесткости и порой, жестокости. Но ни глянцевой, выставляемой на показ, а строго дозированной и показанной только там, где без этого нельзя. Автор, как опытный врач, превращает яд в лекарство, а боль идет на пользу. Читатель, минуту назад опасно мнивший себя крутым перцем, как боец, вернувшийся с пары разведвыходов, перед новичком после учебки, моментально получает суровую реальность, как хороший тычок под ребра от старшего опытного товарища: «Бди! Задумайся, куда и зачем ты бежишь по жизни? Кто ты? И как бы ты поступил в этой ситуации?». Думать, думать и еще раз думать.

Любителям придираться к способам и снаряжению для выживания не дано ни одной зацепки. Автор скрупулезно строит свой мир, не упуская ни одной мелочи. Ведь, как известно, они имеют самое большое значение для любого профессионала. От себя, как хирург, подпишусь под всеми медицинскими случаями в книге; как инструктор по выживанию, могу похвалить и мачете фирмы Tramantina (единственная линейка ножей серии, выпускаемая из нормальной стали на родине марки) и прочее снаряжение Морхольда (все добротно и актуально на фоне описанной Беды). И как человек, перенесший контузию, стоя аплодирую автору за мастерское описание данного пакостного состояния.

В нынешнее время остается очень мало хороших вещей, а личное мастерство сдает позиции перед модой. И поэтому хорошая книга приобретает немалую ценность. А хорошая художественная книга — как костер в морозную бурю — и тепло, и хорошо, а в голове еще мысли бегают, что уже и не надеялся, а тут вот оно как. Надежно, мощно, качественно и от души.

Спасибо большое! Пишите еще.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великий слоупок таки разразился и дописал отзыв.

Спойлерю нещадно!

Дом у дороги — это такое место, где можно остановится, подумать, передохнуть. Время здесь если не застывает, то становится вязким и тягучим. Ты закрываешь глаза, собираешься с мыслями, делаешь глубокий вдох. А потом рывок; грохот снарядов, холодная земля, пропитанная кровью. Движение это жизнь, жизнь — это движение по длинной дороге.

К далёкому синему морю...

Вот я и иду за Морхольдом, который в свою очередь плетётся за кошаком. Кряхтит, скрипит зубами от боли в спине, но идёт. А мне остаётся пожать плечами и следовать за ним. Нет, он не знает, что рядом незримый наблюдатель, но все равно размышляет так, словно его могут услышать.

И я его слышу.

Улыбаюсь упоминаниям про «Интернов», удивляюсь размышлениям о Дагоне — ведь сама только что о нем вспомнила. Порой Морхольда хочется немного осадить: ну сколько можно выражаться. Вот только есть ли смысл? Дяденька уже большой вырос, да и не обратит внимания он на меня. Поэтому просто иду дальше. Иду, наблюдаю и продолжаю молчаливо участвовать в этой странной беседе. Беседе, где говорит только он, надеясь или опасаясь, что его все-таки слышат.

После города в лесу по-странному тихо. И неспокойно. Может это и правда так, а может простая осторожность не даёт расслабится. Да и нельзя: сейчас, когда опасность может поджидать за каждым кустом. Хотя разве до Беды было не так?..

Белым шумом на старой пленке звучит тишина, в доме тепло и уютно. Вот только почему так спокоен и приветлив хозяин? Напомнил мне старушку Ягу, которая накормит, напоит, в баньке попарит. И лишь потом заговорит. Как в сказке.

И кот здесь расслаблен, не чувствует угрозы, а значит и ты, Морхольд, можешь отдохнуть. Чуть позже он даст тебе «путевой клубок». Лист из записной книжки с твоей новой целью. Я чувствую эту тонкую ауру сказки, которую старательно прячут от посторонних глаз. Вот-вот Морхольд отправится в путь, а я обернусь и совсем не стану удивляться, если дом Лесника поднимется и на курьих ногах побредёт вдоль реки...

Вообще я не сразу заметила, что название каждой главы — своеобразная отсылка. Да и по содержанию есть что-то такое неуловимое, неосязательное, связанное по ощущениям с тем или иным упоминаниям. Только изменённое, искривлённое словно в старом зеркале. Вывернутое наизнанку, чтобы показать нужную деталь, отбросив все лишнее.

Сам Морхольд — матёрый мужик, жесткий, с долей цинизма и любовью саркастично «юморнуть», когда вокруг совсем все плохо. Но с суровым прошлым. Таким суровым, что вспоминать не хочется, но все равно вспоминается. Обрывки, фрагменты, детали, важные здесь и сейчас. Никакой напыщенной философии — никто не философствует во время помывки, или когда очередная тварина хочет сожрать.

Гротескные образы окружают на протяжении всего пути. Усиленные, впадающие в крайности. Словно злая усмешка Комедианта из «Хранителей» — отражение мира. Безумного, дикого в своей абсурдности, грязного...

На этом заостряется внимание, это пережёвывается и режется скальпелем, чтобы выпотрошить внутренности. От этого становится даже противно, потому как после всех манипуляций разрезанный и пережеванный образ выбрасывают, выплевывают. Злобный дантист: обнажил нерв, подёргал его пинцетом без наркоза, а потом крикнул: «Следующий».

Встречные герои действительно словно сошли со страниц народных сказок. Очень понравилась знахарка Жива (да, я узнала, кто это). Такой приятный и тёплый образ получился.

И всюду отсылки к нашему, настоящему. Интернет, места, вещи, фильмы, книги, даже реальные люди (одних я узнала, насчёт других есть предположения). Словно автор пытается спрятать этот легкий сказочный флёр, замаскировать его. Но чем дальше идёшь, тем сильнее образы пропитаны этим русским духом, дремучим лесом, мудрыми ведуньями, мужичками-лесовичками. Ну и конечно же злом, опасностью, которым предстоит сопротивляться.

Момент с циркачами и нападение на них вызвал ассоциации со «Страшными сказками», где принцесса сбежала от людоеда, и ничем хорошим это не закончилось. Так и тут. Волнительно и страшно за добродушных и человечных путешественников, за их занятный фургон и лосей в упряжке. Но давно пора смирится — хорошее быстро заканчивается, хочется этого или нет. А на душе все равно осадок поганый.

Эх, Морхольд, Морхольд, беду несёшь ты всем, кто встречается на твоём пути. Чуть тронешь ниточку, и остальные, сплетенные с ней, долго вибрируют, но в итоге все равно обрываются. Может, в будущем это изменится?

А вообще, главному герою подозрительно часто везёт. Жива подлечила его за «Спасибо», госпожа Ди и приласкала, и о перелёте за него договорилась. Кликман эвакуировал, Юра-Хакер в чувство привёл (знакомые все лица...) и так далее.

Преследование Молотом героя навевает мне мысли о человеке, который бежит от проблем. Он не решает их, постоянно уходит. И чем это заканчивается? Тем, что происходит между строк: страдают люди. Те, кто осознанно или неосознанно соприкоснулся с Морхольдом, почувствуют на себе жесткую ярость великана, одержимого протагонистом. А Морхольд пойдёт дальше по своему пути, не желая решить эту проблему, продолжая терзать тех, кого встретит, и подвергать опасности хороших людей.

Это даже как-то эгоистично, но он имеет на это право и никому ничего не обязан. Совесть давно уже не мучает. Хотя нет, мучает, но Морхальд все равно сжимает зубы, идёт дальше. Сходить с пути нельзя, останавливаться нельзя. Надо идти.

Отсылки — они везде. Любую страницу открой, и будет тебе любой образ или смутно знаком или четко ясен. Это вызывает странное ощущение — словно нынешнюю реальность вывернули, немного изменили, кое-где убрали, кое-где добавили. Необычный способ показать, что мир всегда останется таким, какой он есть; люди останутся такими, какие они есть. Меняются декорации, меняются времена, но всегда будут вещи постоянные в своей природе. Разговоры, фольклор, люди; воспоминания о прошлом здесь предстали как пласт древней культуры. Упоминания о Ктулху, Дагоне, Звездных войнах восстают, словно реликты, покрытые пылью. От того странное ощущение: читаешь про настоящее, которое уже давно стало прошлым...

Атмосфера как всегда на высоте. Слова рисуют и тишину леса, и шипение Жути, и завывания вьюги, и шум на рыночной площади. Все это происходит словно рядом с тобой — так чётко и легко все представляется.

От самого текста осталось двойственной впечатление. Одни моменты — прямо вкуснота; в других — словно в грязи изваляли с ног до головы. Особенно понравились флешбеки, такие яркие и четкие картинки.

Многие моменты автор смакует и хорошенько разжевывает прежде, чем проглотить. Особенно в динамичных сценах. А порой и вовсе начинает казаться, что Морхольд вот-вот пробьёт четвёртую стену — так часто он оглядывается, озирается, словно чувствует, что за ним наблюдают и мысли его открыты незримому спутнику.

И все таки дорога — это его жизнь. На пути встречаются люди, которые оставили свой след в судьбе. Нет, не самого Морхольда. Автора. Вот не знаю как у других, а у меня возникло стойкое ощущение, что в КДСМ автор раскрыл в первую очередь себя читателю. Не всего, конечно, но показал и рассказал то, что хотел показать.

После смерти Молота мне стало даже как-то грустно. Уж понравился он мне, на самом деле. Даже не смотря на свою кровожадность. Даже больше, чем главный герой. Из-за этого предпоследнюю главу читала с большим трудом. Зато в последней динамика вернулась и интерес тоже. Автору получилось меня обмануть. И я поверила, зато потом приятно удивилась.

В общем КДСМ мне вполне понравились. Были тяжелые и неприятные моменты, были сцены, где я смеялась в голос (что было порой неудобно ибо читала на работе, но не суть). Концовка оставила приятное впечатление и сгладила все то, что оставляло тяжелый осадок. Однозначно теперь надо прочитать Дорогу стали и надежды (наверстать упущенное) и ждать третьей части.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

КДСМ – путь Морхольда (главного героя) в далёкую Анапу из Отрадного Самарской области по суше, воде, воздуху? Я как бы и до этого охреневала размахам путешествий героев Вселенной. А конкретно у автора «Летящего вдаль» Виктора Лебедева я удивлялась 1 200 км. Тут я просто хмыкнула, ибо явно ж больше))) может все 2000км? Ну да и аллах с ним, с километражем. Раз решили – пойдем. И да осилит дорогу идущий! К слову, а чё это так далеко собрались? В.Бакулин в предисловии к книге сказал сидеть на попе ровно и наводить порядок вокруг, а дела дальние – дальним оставить. Ну уж нет, Морхольд давно хотел, собирался лет эдак 20, а тут прям перст судьбы координаты указал, да волшебного пенделя в нужном направлении выписал, мол, получите – распишитесь. И пошел Морх за самым ценным. Ну как пошел? Поковылял. И был у него такой весьма понятный для меня, думаю и для многих, момент: а надо ли? Выбравшись из передряг, нахлебавшись боли, грязи, страха, сидя в тепле у печки, сомнения начинают одолевать и «безумно страшно вдруг стало отправляться в намеченный поход, крайне жутко выходить наружу, возвращаться в безумие свихнувшегося мира Беды» (С).

Уверена: многие останутся сидеть у печки…

И чем дальше я погружалась в чтение, тем яснее становилось, что лично для меня эта книга — не столько о путешествии и приключениях, сколько о людях. (Об атмосфере пути, приключениях, фауне и т.п. сказано более чем в отличных отзывах прекрасных читателей на портале Метро2033). В сём отзыве буду говорить о примечательном лично для меня.

«Вера должна быть. Она же вперед нас движет, заставляя вдаль смотреть…. И в людей верить надо всегда. А не только в стволы» (С) Так говорил священник Евдоким.

Что движет Морхольдом? Вера? Надежда? Страх? Старость? Смерть? Порой складывалось впечатление, что и сам Морх не знает. «Тебе говорили, что ты на всю голову..ну, это?» (с) – ну как тут не согласиться)))

Знаете, как бывает. Вот живём мы много лет друг с другом, друзьями, знакомыми зовёмся, а может даже семьёй. И так нас поглотила суета, что сил не остаётся ни на что; даже полюбопытствовать как жизнь да дела. И вот наступает такая ночь, аль вечер, — откровений, когда мы узнаем друг о друге, если не всё, то многое. Мы открываем друг друга… После такой ночи жизнь нас разводит по разным углам, либо крепче связывает.

Я люблю такие редкие ночи… Люблю слушать… Для меня главы «Дом у дороги» не были лишними. С удовольствием читала о том, кем были люди До, о чём мечтали, как представляли своё будущее и что получилось в итоге. Именно Дом подвел черту их представлениям. Для кого-то Дом стал точкой, а для кого-то надеждой и обретением. Дом стал исповедальней «без судьи и наказаний». Иногда очень нужно вытащить свое прошлое на поверхность, дабы обрести ясность, что делать дальше и стоит ли что-то делать?! Дом, как День в твоей жизни, после которого никто не останется прежним…

К слову, автор щедро делится прошлым героев. Почти каждый встречный обмолвится, кем он был ДО. И не всё так уж предсказуемо как казалось бы… Не все родились ублюдками или героями…

Дмитрий Юрьевич удивительно прекрасно умеет создавать атмосферу, которой легко пропитаться. Зачетный отрывок, когда Морх моется в уже своем подземном уютном бункере из последних сил, залипает…Всплывает в памяти армейская самодельная полевая баня. Невольно, фоном, плывут и мои детские воспоминания: баня по-черному, ощущение приятной усталости и чистоты, огромные бабушкины подушки, ласковые мамины руки, и потрескивающие угольки в печки, на которые ну очень надо посмотреть, хоть одним глазком, прежде чем провалиться в объятия Морфея. )))

Да и несмотря на то, что Морх это суровый «отрадный» парень, личное счастье которого воняет смазкой, сталью и порохом; ему хочется ласки, тепла, уюта, заботы. Кому не захочется, если жутко устал, а всё вышеперечисленное вдруг падает с неба, да без подвоха. Удивительно? Ещё бы! Сам Морхольд грит: «чего-то до хрена помощи из ниоткуда в последнее время, даже растерялся» (С). Как не принять помощь, как не быть благодарным своим спасителям, но почему-то слова благодарности застревают в глотке, а потом и не до них… Знакомая ситуация? Да…

Вообще в процессе чтения отношение к Морху у меня меняется, не могу сказать, что он мне однозначно симпатичен или однозначно отвратителен. Вначале я пытаюсь влезть в его шкуру, понять его. Потом я его ненавижу. Понимаю, что винить его в общем-то не за что. Однако, мысль, что именно из-за него погибли такие уникальные, самобытные, добрые, полюбившиеся мне антропоморфные мутанты, в которых человечности гораздо больше, чем в любом из людей. И такая злость берет..Так несправедливо...Пришло время хоронить и плакать… Автор так накалил ситуацию, что прям захотелось заорать в багрово-белую, глушащую любой звук, снежную бурю: «Да какого хрена тебе надо, ублюдок долбанный?!» — простите за вольность. Эти вопли адресованы были, конечно, мрачному маньяку Молоту.

Как тени плясали за своими создателями в одном из снов Морха, рисуя их судьбы в сумеречном мире, так и Молот тенью смерти следовал за Морхольдом, яростью сметая хлипкие преграды везения гонимого. К слову, с Молотом тоже не всё тупо и просто, и будет весьма неожиданно. Но надо отдать дань автору, персонаж удался, непонимание, ненависть, и даже пожелание смерти в адрес мутанта присутствовали. (Одна печаль, что на обложке он выглядит щупленьким, а ведь должна быть косая сажень в плечах… ну да ладно).

Сложно найти тему, которую бы не затронул создатель данной книги. Особо вкусным мне показалось отношение к женщинам. Какой бы уродливой и скверной женщина не была, автор найдет в ней красоту. Найдет оправдание ее персоне. Да вот хотя бы взять: «Ты платишь врачам? Да. Так почему не заплатить за свое здоровье шлюхам?» Или вот еще на счет них самых, т.е. шлюх: «Женщины? Конечно. Просто они очень простые женщины. И очень сложные.»(с).

Морх, он конечно такой вольный сталкер, не привязанный к юбке, хотя и пытался как и все, искал, любви не нашел, порвал в клочья пару-тройку раз страстью сердце, успокоился и решил так: « В рухнувшем мире все же осталось еще много хорошего и чудесного. Как правило, самые главные чудеса всегда оказывались крайне просты и незамысловаты» (с) Воздастся ли ему за такую наивность покажет конец книги. А пока очень даже наслаждаюсь сценами томного характера, они действительно хороши.

Да и про мужиков мне понравилось: « Мужики же не плачут и уж тем более не говорят чего-то нужного и вовремя. Зато потом, глуша водку, вспоминают и плачут. Беззвучно, так, что внутри всё сжимается и рвется наружу. А поздно» (с).

Люблю юмор в постапе, фразочки-прибаутки, подколы, богатый русский язык — снимает напряжение. Как ни странно, но показалась смешной сцена, когда разъяренный лось после жесткой схватки с росомахой оглядывает окрестность в поисках Морхольда, попавшего совершенно случайно под замес. А тот, наплевав на драгоценный рюкзак, сидит уже на ближайшей березе. Сам, наверное, не понял, как туда залез. Но впрочем, у страха глаза велики, а жить захочешь – не так раскорячишься. А автор еще и добавляет: Женщина на Морхольда, сидящего на березе, внимания не обратила. Совершенно. «Видать, мужики с рогатинами здесь по деревьям постоянно сидят» (с) )))

Недалеко уходя, для меня было приятно наблюдать, бои между порождениями постядера. Битвы мутов. А то всё казалось, что живут они в дружбе и любви друг с другом и лишь человек их враг, ан-нет, дорогие мои, они жестко месят друг друга, и это больше похоже на естественный отбор.

Интересно, что в книге автор передает привет полюбившимися персонажами из других его книг, и что безусловно кому-то приятно передает привет реальным людям. Сложно прочувствовать на сколько удался этот привет, но вот что получилось у меня с таким персонажем как продавец книг В.Бакулиным. Далее лишь мое субъективное видение. Предисловие к книге от В.Бакулина, как мне показалось, сквозит некой грустью о реальном мире и о Вселенной, печалью по поводу очевидных вещей, невозможности что-либо изменить, но вместе с тем и накопившимися эмоциями по сему поводу через край, которые надо было высказать. Лично Вячеслава не знаю, и заранее прошу прощения, если ошиблась, но вот о чем подумалось. Вячеслав и продавец книг из аэропорта имеют много общего, а именно занимаясь любимым делом, книгами, они бесконечно и искренне подбадривают, помогают залетным бродягам в обретении уверенности намеченного пути, а также в особые, редкие моменты мечтают о далеком путешествии, да что-то крепко держит. И это просто приятно, если кто-то доползет до вершины олимпа…

Книга безусловно интересная и глубокая, каждый найдет что-то созвучное с собой, своей жизнью. Дмитрию Юрьевичу СПАСИБО, творческих успехов, жизненных благ!!!

А завершить хочу свой отзыв словами персонажа Юрия: «в мире должно быть немного добра просто так. Из человечности» (С).

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение «Дороги стали и надежды» вышло, на мой взгляд, очень удачным, и, благодаря оригинальной истории, легко читается даже в отрыве от первой части. Повествование, в котором всё вращается вокруг главного героя – Морхольда, путешествующего «к далёкому синему морю», подкупает своей кинематографичностью. Эта книга не похожа на предыдущую. В ней заметно меньше экшена, весёлого уконтропупливания супостатов и «крови по колено». Но от этого герою легче не станет. Ему предстоит продираться к цели сквозь грязь и проливной дождь, через снег, лёд, холод и пронизывающий ветер, где врагом может стать каждый, и потому доверять можно лишь себе. Но Морхольд не будет падать духом, где попало, преодолевая одно препятствие за другим, выбираясь из, казалось бы, безвыходных ситуаций, а помогать ему будут те, кто среди вакханалии сгинувшего мира сумели остаться людьми. Помогать ценой собственной жизни и безопасности.

Излюбленные моменты, героев можно вспоминать и описывать бесконечно. Но делать этого не стану, дабы не портить впечатление читателям – пусть каждый откроет этот удивительный мир сам.

Стоит, пожалуй, также сказать несколько слов об обложке, а точнее о том, кто на ней изображён… великий и страшноужасный Молот.

Отдельного упоминания заслуживают флешбеки. Они совершенно разные и идут как бы отдельно от основного сюжета, но в то же время, неразрывно с ним связаны, вкупе с картинами обычной городской жизни до Беды и документально-художественными воспоминаниями Морхольда о службе. Это придаёт книге своеобразный и неповторимый шарм, оригинальность.

Подводя итоги, хочу сказать, что это книга не просто об одном человеке, но о выборе, который обязан сделать каждый на пути к поставленной цели. О том, хватит ли мужества герою, добраться до финишной черты, минуя столько лишений, смертей и насилия, неотступно преследующих его на каждом шагу. Категорически рекомендую к прочтению всем любителям постапокалипсиса.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам автор называет эту книгу сказкой. Если это сказка – то сказка страшная. Страшная своей реалистичностью. Дмитрий Манасыпов, не отступая от собственных принципов, размашистыми штрихами рисует картину жизни после прихода большого полярного зверя. Умудряясь при этом остаться в достаточно жестких рамках серии. Градус натуралистичности ниже, чем в «Дороге стали и надежды». Хорошо это или плохо? Хорошо – для тех, кому «Дорога» показалась излишне жесткой. Плохо ли для тех, кто «Дорогу» оценил? Нет, не плохо. Ибо даже снизив до приемлемых величин градус жести, выведя ее за кадр, автор сумел создать правдоподобную и пробирающую до костей атмосферу постапокалипсиса. Мира, в котором выжить очень и очень сложно. Даже для подготовленного человека.

Герои:

Главный герой, несомненно, порадует читателей серии. Ибо это – Морхольд. Тот самый, из-за как-бы-смерти которого было сломано немало копий в сетевых обсуждениях «Дороги стали и надежды». Харизматичный анархист с пулеметом, неунывающий весельчак, человек с железным стержнем. Обладатель специальной премии Вячеслава Бакулина, как лучший положительный герой 2014 года.

Верный своим обычаям, Дмитрий Манасыпов наполняет книгу персонажами, которых легко узнает поклонник фэндома «ВМ2033» или «STALKER» — многие из них имеют реальные прототипы. Не обошлось и без отсылок к музыкальным произведениям, кинолентам и книгам – и книгам Дмитрия Манасыпова тоже. Читатель, знакомый с «Районом-55» определенно найдет в книге приятный сюрприз. А незнакомый – ничего не потеряет. Ибо «пасхалки» вплетены в канву повествования настолько искусно, что кажутся ее неотъемлемой частью.

Заслуживают отдельного упоминания спутники Морхольда и главный антагонист книги. В книге мелькнет полюбившийся читателям «Дороги стали и надежды» кот Саблезуб, а на смену чувству разочарования от эпизодичности его роли придет умиление новым товарищем Морхольда. У Дмитрия Манасыпова есть особый дар – внушать симпатию к представителям животного мира. Даже таким, как новый спутник главного героя, к которому, казалось бы, симпатии возникнуть не может. Видимо, отсутствие домашнего питомца у автора в реальной жизни заставляет его переносить свою любовь к братьям нашим меньшим на страницы своих произведений. На это недвусмысленно намекает Пасюк, это подтверждает Саблезуб и гарантирует Жуть.

Про антигероя не хочется много говорить, дабы не наспойлерить. Можно только дать ему характеристику: он безудержен, как локомотив, везущий мумию вождя, несокрушим, аки Т-1000, и непредсказуем, как концовка «Острова проклятых»

Сюжет:

Книгу для себя могу поделить на три части. А вот отдать какой-то из них предпочтение – нет. И отчаянное, на пределе сил, путешествие Морхольда через безлюдные земли в первой части, и оплот цивилизации, удивительно напоминающий Fallout: New Vegas своей атмосферой безудержного пира во время чумы – во второй, и наполненная драйвом, экшеном и изобилующая транспортными средствами, порой – даже экзотичными, третья часть – сложно выделить из сюжета наиболее понравившийся отрывок. Все они хороши по-своему. И у каждого собственная атмосфера.

Тапки:

Не обошлось и без минусов. Однако, минусы, скорее, субъективны, и среднестатистический читатель серии их вряд ли заметит. На мой взгляд, основной минус, который, впрочем, не может испортить отменное послевкусие, которое остается от книги — это логика, которая немного проседает в некоторых эпизодах. Однако, если вдуматься – то обосновать придирки к книге, написанной по вселенной, в которой спустя двадцать лет бензин не разложился на составляющие, а в самом сердце Выборга можно найти вполне себе работоспособную «Буханку», не получится.

Резюме:

«К далекому синему морю» — захватывающее приключение, которое не даст скучать ни минуты, до того самого момента, пока не будет перевернута последняя страница. Рекомендуется к прочтению, как любителям книг из серии «ВМ2033», так и поклонникам качественной постапокалиптики.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вот наивно думал, что больше хвалебных од творениям Дмитрия Юрьевича выдать не смогу. В том плане – что написал бы, скорее всего, под копирку то же самое, что и ранее. Ан нет. Дмитрий не перестает удивлять и радовать. А самое главное продолжает расти как серьезный писатель, производящий не ширпотреб, которым завалены книжные магазины, а нечто вроде и из мейнстрима, но в то же время более глубокое, масштабное и самодостаточное.

Такое дотошно-скрупулезное внимание к деталям декораций места событий, погодных условий и самого действия, описанных яркими образами и сочными аллегориями, достойно пера классиков мировой литературы. В этом компоненте из известных мне отечественных авторов равных Дмитрию, по моему скромному мнению, нет. И мне не стыдно было бы поставить «К далекому синему морю» на одну полку с Толстым, Купером и Симмонсом.

Добавим к этому реалистичный, даже не по меркам фантастики, а вполне себе реальности, процесс боевого взаимодействия, соблюдающего законы физики и не вызывающего едкую усмешку от невозможности происходящего. В меру жесткого и жестокого, в меру кровавого – но не до тошноты и омерзения, а тонко подчеркивающего суровые реалии постапокалиптического мира, в котором нет наивности и детской романтики. А если и есть — то не долго и ожидаемо заканчивающееся правдоподобно и плачевно. Пусть у весьма харизматичных персонажей некий «романтический» ореол и присутствует – но это лишь показывает, что не все человеческое им чуждо. И шансы на кое никакое будущее есть, пусть может не совсем светлое, но и не совсем хаотичное.

Еще бы хотел отметить, что в «К далекому синему морю», по сравнению с предыдущими книгами, больше «житейско-филосовских» размышлений. Больше отсылов в виде флешбеков из воспоминаний героев о их прошлой жизни до Беды. И в их рассуждениях и сожалениях о произошедшем кроется много полезной пищи для ума как подрастающим поколениям, так и взрослым. Конечно, правда и мнения у каждого свои, но мне рассуждения Дмитрия о текущем положении дел в современном обществе очень импонируют. В любом случае рассуждения автора дают возможность подумать и попробовать что-то изменить как минимум в себе.

Чем еще трогают произведения Дмитрия – так это тем, что в описании явных антагонистов не все так однозначно, как бы сказала известная дочь офицера. То есть вот вроде бы и враг, и нет ему сочувствия и прощения – но подача идет так, что ты понимаешь, почему он такой из себя есть. Все логично и продумано, а не есть данность – это зло и его надо мочить. И в этом, я считаю, большая заслуга автора, что он подробно описывает историю и характер не только положительных героев, но и вроде как отрицательных. Даже казалось бы самые исчадия из исчадий все равно вызывают как минимум чувство жалости и сожаления. Ибо пошло бы в их прошлой жизни однажды не так, а иначе, то кто знает, кто бы был героем, а кто злодеем.

В общем, кто еще не читал – читайте скорее, а я буду ждать третью книгу про зацепивших за душу героев Дмитрия.

В коллекцию однозначно – да!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«К далекому синему морю» рассказывает о дальнейшей судьбе одно из главных героев книги «Дорога стали и надежды» — о Морхольде.

Упоминание русской народной сказки вначале этой истории задало тон всему повествованию. Герою надо, как в сказке, пройти долгий путь, победить врагов, преодолеть себя и достичь намеченной цели. Если учитывать, что сказка русская, то выбор для сравнения главного героя невелик — это разумеется Иван-Дурак. Дурак не по уму — ума, знаний, навыков у Морхольда достаточно. Дурак по образу действия. У него есть возможность остаться в привычном мире, а он отправляется в дальний путь к самому синему морю. Да еще и условие, чтобы достичь цель будет запредельное и на первый взгляд невыполнимое для мира, где правит порох и сталь.

Вторая книга отличается от первой, хотя кровищи и тут много, правда, натурализма поменьше. Весь путь героя к его цели будет полит кровью не только врагов, но и друзей и случайных помощников. И помощники, как полагается в сказке, будут разные: кто-то будет бескорыстно помогать, а кто-то попытается заманить героя в ловушку.

А еще в этой книге герою предстоит взглянуть на свое прошлое под другим углом, когда его «правда» столкнется с «правдой» Молота и Ляли. Страшно, когда сталкиваются две «правды» и уже не разобрать какая из них правда, а какая кривда, кто герой, а кто злодей. Правда то у каждого своя и понятие правды очень относительно. Хорошо, если всю жизнь человек может остаться по свою сторону правды и не сомневается в ее правильности. Возможно, сила в правде, как сказал поп в этой книге. Только вот что делать, если судьба заставит глянуть на правду с другой стороны? Что делать с той другой правдой? Наверное, как Морхольд, надо сделать выводы и жить дальше. Бесполезно сожалеть о прошлом, если его не изменить. Да, и неизвестно было бы лучше, если бы все сложилось по-другому.

Не скажу, что Морхольд изменился. Люди в зрелом возрасте не меняются даже по выше упомянутым причинам. Тут скорей можно говорить о том что под действием сложившихся обстоятельств на первое место в душе Морхольда вышли те качества, которые он подавлял и прятал в себе. Например, он вспомнил, что старших надо уважать, чего в первой книге за ним не наблюдалось.

Конец книги по-сказочному светлый и добрый. Здесь уже не просто надежда, здесь вера в то что людей ожидает лучшая жизнь и они смогут преодолеть все последствия Беды (так в этой книге уже называется ядерная война). Они выжили и теперь у них впереди возрождение всего лучшего, что было у человечества до катастрофы. Очень символично в этом смысле выглядит эпизод с трансформацией Жути и беззаботно играющим десятилетним мальчишкой.

Правда, не все так радужно и безоблачно, ведь ответ на последний вопрос герой так и не получил.

Драйв книги предполагает конечно же тяжелый рок, но мне эта книга зашла под старую попсу:

Любовь и смерть, добро и зло...

Что свято, что грешно,

Познать нам суждено.

Любовь и смерть, добро и зло,

А выбрать нам дано — одно...

И если слово «любовь» в этой песне рассматривать в широком смысле как любовь к жизни и саму жизнь, то слова песни хорошо передают путь, который прошел Морхольдь и его выбор. Очень кстати и множественное число, потому что не только Морхольд выбирает или-или, но и другие персонажи книги тоже делают свой выбор.

P.S. В конце у меня возник один вопрос по поводу будущего некоторых лиц этого мира, но автор в послесловии намекнул на третью книгу и, возможно, ответ будет в ней.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор верен себе.

Даже встав на рельсы сериальности, даже не имея возможности для раздвижения рамок в колее цикла.

Запоминающийся, нестандартный подход к подаче материала, герои, диалоги, повороты сюжета, описательность и экшен — всё это Манасыпов.

Умеющий увлечь читателя, заставить работать его фантазию, учащий переживать за героев, давать правильные оценки, делать надлежащие выводы и обладающий способностью, довольно редкой не то что в сериалах и циклах, а вообще в фантастике — способностью зажечь читателя ожданием новых книг.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Главное, чтобы люди были хорошие»

Рецензия на «Метро 2033: К далёкому синему морю» Дмитрия Манасыпова

Что хорошо во «Вселенной Метро 2033», так это возможность почитать о самых разных уголках мира. Почитать — и узнать, какие в разных местах живут люди. И кем они могут стать, случись какая-нибудь катастрофа. Например, ядерная. И лучше всего это, конечно, познаётся в сравнении. И в путешествии из-под Самары в Анапу мы вместе с Морхольдом явственно видим, как меняются люди… и насколько они одинаковы.

С позиции прочитавшего обе книги будущей трилогии Дмитрия Манасыпова, кажется, будто описанное в «Дороге стали и надежды», несмотря на жестоких и порой подлых персонажей, на подвиги и необычные явления, несмотря на все различия, тот роман теперь ощущается по-домашнему единым. Почему? Да потому, что герои там чувствуют себя как дома. Они знают местность, знают, как устроен их маленький мир, и готовы идти своей дорогой стали, а иногда и надежды, чтобы исполнить задуманное.

А что «К далёкому синему морю»? Чтобы прочувствовать весь по-хорошему грубый уют первой книги, надо вместе с героем отправиться практически на край света, к этому самому далёкому и, быть может, синему морю. От локаций предыдущей части остался только посёлок Отрадный, а если смотреть более глобально, только Самарская область. И вот она теперь представляется домом главного героя. И ему, волею автора, приходится покинуть насиженное (или, правильнее сказать, нахоженное?) место. Курумоч со своим осколком цивилизации ещё кажется чем-то привычным, хотя читатель сталкивается с ним в первый раз на просторах «Вселенной». А вот Саратовская область, Волгоградская и прочие регионы России выдают открытие за открытием.

По идее, я сейчас имел в виду открытия географические, но у этой коробочки есть и второе дно. Не место красит человека, а человек красит место, как говорится. И вот встреченные на нелёгком пути Морхольда люди — это поистине интересная и важная часть произведения. Их поведение, мысли, отношение к герою — всё вместе рисует цельную картину необычного и благородного путешествия. Некоторым сопереживаешь, некоторым симпатизируешь, а некоторых начинаешь ненавидеть лютой ненавистью.

Нельзя забывать и о тех, кто сопровождал главного героя. Можно выделить двух персонажей. Молота и Жуть. Один — урод-переросток, жаждущий убить Морхольда, но так ли прост вероятный злодей романа? Другой, вернее, другая — забавная и опасная, судя по описанию, животинка. Отличная замена ушедшему куда-то в лес ещё в начале романа Саблезубу. Возможно, без них было бы даже не так приятно читать новые приключения Морхольда.

Все мы знаем, что образ главного героя КДСМ на обложке «Дороги стали и надежды» воплотил сам автор. И, читая продолжение, чувствуешь духовную связь между персонажем и его создателем. Проявляется она, как мне кажется, в характерных Дмитрию Манасыпову оборотах речи, вопросительно-утвердительных конструкциях и добром, хотя и весьма своеобразном отношении к герою.

Однако не весь роман посвящён Морхольду. Подавляющая его часть, но всё-таки не весь целиком. Помимо пятнадцати основных глав есть ещё пятнадцать вставок «Дом у дороги». Скажу честно: мне в них не хватило чего-то. Вроде, интересно, местами даже любопытно. Не хватило не чего-то, а кого-то — вот как мне кажется. И как раз — Морхольда. Недостатком обозвать получившееся мнение об этих вставках не могу, зато смею заметить другое: то, что сами приключения главного героя вышли столь захватывающими, делает честь автору, а те разделы, где протагонист отсутствовал, грамотно оттеняют, выделяют его образ. И это замечательно.

Последнее, о чём скажу, — это цель героя. Именно героя. Он идёт к семье. Не зная, живы ли родственники, нет ли. Он идёт к ним, и это поистине благородно и правильно. Да, спустя целых двадцать лет разлуки, но «поздно» всё-таки лучше, чем «никогда». И думается мне, он поступил именно так, как надо. Нам, читателям, в большинстве своём стоит радоваться, что близкие рядом. И главное, чтобы так и оставалось. Даже в самый тёмный час. Такая цель, вместе с прочими достоинствами романа, делает «К далёкому синему морю» по-настоящему сильным, прекрасным произведением, и я рад, что мне довелось его прочитать.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгая дорога в дюнах...

_

Прежде, чем поделиться своим скромным мнением, надобно сделать оговорку: «Дорога стали и надежды» и «К далекому синему морю» – две принципиально разные книги. Сравнивать их в корне некорректно. Вдобавок, вторая книга о похождениях Морхольда не сильно завязана на предыдущей истории, а потому может читаться как отдельное произведение. Если пропустите «Дорогу», то потеряете лишь одну сюжетную ниточку, не играющую должной роли для понимания героя и основного сюжета. Но к этому мы еще вернемся.

_

Итак, к завязке. Морхольд выжил. Выжил на злом всем тем козлам, что желали его смерти в предыдущей части. И, после того, как прошел по острию, решился на отчаянный, отчасти глупый, но романтичный поступок – преодолеть километры пути, чтобы… Нет, не спасти мир от новой глобальной катастрофы. А встретиться со своей семьей. На первый взгляд, завязка романа весьма типичная, не предвещающая увлекательного сюжета. Но, не спешите разочаровываться. Чьё имя красуется на обложке? Правильно, Дмитрия Юрьевича Манасыпова. А этот человек, как мы не раз уже убедились, умеет сплести увлекательный и небанальный сюжет в рамках шаблона о путешествии из точки «А» в точку «Б». И «К далекому синему морю» – далеко не исключение. Этим Дмитрий напоминает Сурена Цормудяна, а если быть более точным, то его роман «Второго шанса не будет».

Путь

_

История, рассказанная автором в романе, по своему наполнению напоминает первого «Безумного Макса» (если целевая аудитория «Вселенной» понимает, о чем идет речь). Если кто-нибудь смотрел первый фильм, то он должен помнить, что в нем большее количество времени было уделено личной драме Макса Рокатански. Здесь ситуация такая же. В сюжете нет каких-то сложных перипетий, наигранных конфликтов и всего такого прочего. Зато есть персонаж. Его путь. И этот путь отнюдь не к синему морю. Это путь по закоулкам души.

Циничный наемник из первой книги сбрасывает с себя маску жестокого убийцы, представая в совершенно ином свете. И это грамотный ход. Познав груз совершенных им ошибок, мы начинаем верить в него, разделять с ним его страхи, невзгоды, лишения, радости и прочие неотъемлемые части нашей жизни.

Все свои, родные

_

Одной из фишек романа являются вкрапленные в сюжет известные всем поклонникам цикла личности. На страницах книги вы встретитесь с Шимуном Врочеком, Юрием Уленговым, Вячеславом Бакулиным и другими.

Пасхалки

_

Роман пестрит всякого рода отсылками ко всему, чему только можно. В отзыве на «Дорогу стали», я писал, что если начать перечислять их все, то это займет объем книги. Так и здесь. За исключением того, что здесь их раза в три больше. На страницах романа мы можем лицезреть пасхалки к комедийному сериалу «Кухня», ситкому «Интерны», драматическому сериалу «Во все тяжкие», эпосу «Игра Престолов», брутальному боевику «Дорога ярости» и многому-многому другому. Вместе с тем, не обошлось без отсылок к культовым литературным произведениям, музыкальным группам и другим работам автора. Например, вы сможете выпить чашечку чая с героем «Района». Интересный ход, который согреет душу поклонников творчества.

Стоит заметить, что даже если вы отстали от жизни, и не понимаете, о чем идет речь, интерес от чтения не пропадет. Пасхалки вкраплены незаметно, а посему не мешают чтению.

«Здравствуй, Район».

Молот

_

Знакомьтесь, великий и ужасный Хумунгус, главный гад, что стоит на пути у нашего героя. Ой, стоп. Это же из другого произведения.

Дубль два.

Знакомьтесь, Великий и Ужасный, что твой черт из табакерки, Молот. Главный гад, что стоит на пути у нашего героя. Тот самый, что изображен на стремноватой обложке романа. Не в обиду художнику, оформителю и, собственно, автору. Слышал, правда, что обложка некоторым людям пришлась по душе. Так зачем воду мутить?

А теперь к делу. Молот – не совсем антигерой. Вернее, по сюжету он – оппонент Морхольда, однако если рассмотреть его образ глубже, можно прийти к выводу, что Молот не такой уж и «гад». И называть его «плохим» – неправильно. Его образ глубже картонного злодея. И по мере продвижения основной истории, мы замечаем насколько грамотно автор раскрывает его. Не сразу, но постепенно. И мы начинаем сопереживать ему ничуть не меньше, чем главному герою. Мы начинаем понимать его. Видно, что Дмитрий Юрьевич долго корпел над созданием Молота. И от нескольких правильно подобранных слов в диалогах с ним, становится по-настоящему больно.

Дом у дороги

_

Межглавие романа – шедевральное. На голову выше тех отступлений, что были в «Дороге». Пускай я и сказал, что сравнивать эти два романа некорректно. К сожалению, подробно рассматривать каждый эпизод «Дома», я не могу. Иначе просто разрушу одну из немаловажных интриг романа. Если не трогать сюжет, то можно сказать, что эта часть – самая сильная часть в романе. Без неё путь «К далекому синему морю» просто не получился бы. Такое чувство, что автор буквально выстрадал каждую строчку, пронизывающую межглавие, вложил в неё всего себя, свой жизненный опыт. Так не рассказать, это нужно читать.

Самостоятельное произведение

_

В самом начале отзыва, я заверил, что книгу можно читать в отрыве от первой части. Разуверять не стану, так и есть. Единственное, что будет непонятно случайному читателю, не знакомому с «Дорогой», так это то, кто такая Даша? Откуда взялся кот Саблезуб? И кто такой Пуля? Все.

есколько слов о концовке

_

Если вы не успели ознакомиться с книгой, то, пожалуйста, пропустите этот пункт. Просто пролистните вниз.

Я терпеть не могу Хэппи-Энды. Никогда их не любил. Но здесь счастливый конец, как бы странно это не звучало, к месту. Потому что, читая «КДСМ», ты не знаешь на сто процентов, будет ли он, ты его просто ждешь. Ждешь, потому что Морхольд заслужил его. Не знаю, принял бы я другое окончание. Вероятнее всего, нет.

Чудо, но даже пафос, присущий последним главам, не портит удовольствие (например, диалог, предвосхищающий последний поступок Молота). Финал закономерный, выверенный, не скомканный, оправданный историей. Старине Морхольду пора уходить на покой. Он заслужил право на счастье.

Язык автора

_

Язык автора отличный. Ему, как и в «Дороге», присущи все благоприятные черты. Богатый словарный запас, метафоры, аллегории, насыщенность. Читать книгу было сплошным удовольствием.

Вывод: Вторая часть о приключениях наемника Морхольда – удалась. Очень редко случается такое, что у меня практически нет никаких нареканий к книгам подобного жанра. Если рассматривать конкретно «Вселенную Метро 2033», то в рамках цикла я не придрался лишь к одной книжке, к «Муосу». Потому что «Муос», как и «К далекому синему морю» — это книги, написанные от души и для души. А большего и не нужно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх