fantlab ru

Эдвард Морган Форстер «Машина останавливается»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Машина останавливается

The Machine Stops

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Когда-то люди строили машины, чтоб сделать свою жизнь как можно более комфортной. Теперь они не могут и представить себе существование без всемогущей Машины, обеспечивающей их пищей, водой, воздухом, книгами, связью и вообще всем, что только можно себе представить. Мало кто задумывается над тем, что Машина полностью подчинила себе людей, а того, кто задумается, ждет неминуемая кара — лишение крова и изгнание на безжизненную поверхность Земли. Но однажды Машина ломается...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1966 году повесть была экранизирована.


Входит в:

— антологию «The Science Fiction Galaxy», 1950 г.

— антологию «17 X Infinity», 1963 г.

— антологию «Cities of Wonder», 1966 г.

— антологию «Гости страны Фантазии», 1968 г.

— антологию «The Light Fantastic: Science Fiction Classics from the Mainstream», 1971 г.

— антологию «Wondermakers», 1972 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2B», 1973 г.

— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.

— антологию «Дом англичанина», 1989 г.

— антологию «О дивный новый мир», 1990 г.

— антологию «Рай земной», 1990 г.

— антологию «The Television Late Night Horror Omnibus», 1993 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.

— антологию «The End of the World: Classic Tales of Apocalyptic Science Fiction», 2010 г.

— антологию «Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса», 2016 г.

— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.

— антологию «Voices from the Radium Age», 2022 г.


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2012 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2011 // Зал славы

Экранизации:

«The Machine Stops» 2009, США, реж: Nathan & Adam Freise



Похожие произведения:

 

 


Гости страны Фантазии
1968 г.
Дом англичанина
1989 г.
О дивный новый мир
1990 г.
Рай земной
1990 г.
Избранное
2000 г.
Машина останавливается
2013 г.

Аудиокниги:

Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.
Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Science Fiction Galaxy
1950 г.
(английский)
17 X Infinity
1963 г.
(английский)
17 X Infinity
1964 г.
(английский)
Cities of Wonder
1966 г.
(английский)
Cities of Wonder
1967 г.
(английский)
17 X Infinity
1969 г.
(английский)
Cities of Wonder
1970 г.
(английский)
Fantazijos šalies svečiai
1971 г.
(литовский)
The Light Fantastic
1971 г.
(английский)
Cities of Wonder
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame Volume 2B
1974 г.
(английский)
Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology
1988 г.
(английский)
The Television Late Night Horror Omnibus
1993 г.
(английский)
The Armchair Horror Collection
1994 г.
(английский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Television Late Night Horror Omnibus
2003 г.
(английский)
The Science Fiction Century, Volume One
2006 г.
(английский)
The End of the World: Classic Tales of Apocalyptic Science Fiction
2010 г.
(английский)
We, Robots
2020 г.
(английский)
Voices from the Radium Age
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я просто в шоке. Как можно было все это предвидеть??? И дело даже не в изобретениях, а в их влиянии на социум. То будущее, которое для нас уже настоящее.

Очень важной кажется мысль о важности тела, физических контактов с другими людьми, необходимости ходить, бегать, делать что-то руками, а не тупо нажимать на кнопки, становясь придатком машины, без которой ты уже ничто.

Очень круто.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на некоторую наивность и избыточный страх перед машинами и прогрессом, интереснейшая и яркая антиутопия-предостережение. Даже не верится, что было написано более века назад. Автоматизированные комнаты и видеоконференции, например, здорово предугаданы.

И, действительно, многие идеи и образы отсюда совпадают с мотивами, возникавшими впоследствии в творчестве Азимова. Это и подземные города «Стальных пещер», и социофобия (к живым контактам) в «Обнажённом солнце». Но больше всего вспомнилось аналогий с «Основанием» и приквелами к нему:

упование общества на какую-либо вcемогущую силу («– И нам не следует ничего предпринимать, кроме как уверовать и почтительно ждать, пока из Хранилища явится dеis ех mасhinа?»);

упадок науки, связанный с пагубностью излишней специализации и заменой оригинальных исследований компиляциями из старых источников;

обречённая высокотехнологическая крепость, вросшая глубоко под поверхность планеты, с участившимися авариями в системе коммуникаций, постепенно приходящей в негодность, и с некомпетентностью служб.

Вероятно, и многие другие авторы черпали вдохновение из этого архиклассического рассказа. Так что для поклонников НФ очень желательно к прочтению.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Избыточный страх?

По-моему, там просто констатация фактов.

Все так удивляются, как дядечка мог предвидеть все эти события.

Тут либо и правда талант, либо...

Почекала тут бэкграунд автора. Кембридж, общество «Кембриджских апостолов», Блумсбери. Состоятельная семья.

Не хочу наговаривать, не могу утверждать, но если подумать о так называемой «конспирологии». Человек мог быть близок к масонам, и походу, они шли к подобным идеям еще век назад, если не раньше.

Если предположить, что идеи оттуда, то все становится максимально понятно. Идеи очень коррелируют с сегодняшним днем, кто-то нашел рассказ скучным, это удивительно хд опять же, это точка зрения и неплохо бы проверять биографии писателей на всякие такие совпадения)

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ. Определение всего одно — великолепный. А, если учесть дату написания то можно только преклониться перед даром предвидения. Читал вначале и не мог отбросить мысль: ну вылитый А.Азимов, теперь понятно откуда мысли-то взялись. А сколько еще последующих творений, зачерпнувших из этого источника, пронеслись в голове. Великое не исчезает бесследно, оно растворяется в будущем, и в том числе будущих творениях. Но, при этом так важно помнить первых!!! В коллекцию однозначно.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему такие низкие оценки?

1909 г. — вот это сила интеллекта!

Можно смело ставить в один ряд с такими выдающимся футурологом как С. Лем.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дяденька провидел социальные сети и блоговую культуру (в т.ч. видеоблоги), культуру «лайков» и «классов».

Как он это сделал? Это не риторический вопрос, ответ на который позволит провидеть — что будет дальше.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная иллюстрация того, как невежды всему, чего не понимают, присваивают сверхъестественные, божественные, дьявольские свойства. И того, чем такой фанатизм заканчивается.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выделю важный для себя пророческий слоган из повести: Машина всемогуща и будет существовать вечно, да здравствует Машина! С этим нельзя не согласиться, если исходить из нынешних реалий. Это все показано в Матрице. Машина не одна построена уже, а множество. У Эдварда Моргана Фостера еще очень хорошо было выражено чувство преследования Машины, сейчас это тоже можно проверить, когда человек будет на грани лишения крова и пойдет в отдаленные места, где нет электрических устройств, он все равно будет слышать гул неестественных звуков и думать, что это отголосок цивилизации.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Машина кормит и одевает нас, она дает нам кров; мы говорим друг с другом посредством Машины, мы видим друг друга при помощи Машины, ей мы обязаны всей нашей жизнью! Машина стимулирует мысли и искореняет предрассудки! Машина всемогуща и будет существовать вечно, да здравствует Машина!

В современной жизни всё большую и большую роль играют различные автоматы, механизмы и приспособления, призванные облегчить труд и скрасить досуг. Наша цивилизация просто немыслима без них — весь научно-технический прогресс зависит от их использования. А ведь ещё каких-то пару сотен лет назад картина была совершенно другой — если на производстве и применялись кое-какие механизмы, то об использовании их в быту и речи не было. Но эпоха Просвещения принесла свои плоды и с годами буквально в каждый дом проникли представители этого разнообразного племени. Если многие деревенские жители ещё обходятся минимумом бытовых приборов, то городские уже давно не мыслят свою жизнь без всех этих холодильников, телевизоров, компьютеров, кондиционеров, пылесосов, микроволновых печей, тостеров, миксеров, кухонных комбайнов и прочих блендеров. Причём давно уже появилась следующая тенденция — производители всей этой машинерии стремятся к тому, чтобы эти аппараты действовали как можно более автономно. Теперь уже никого не удивишь робопылесосами, холодильниками с выходом в интернет, умными стиральными машинами и довольно высокоинтеллектуальными домами, самостоятельно поддерживающими микроклимат, по программе зажигающими свет и выполняющими ещё уйму разных вещей, придуманных для того, чтобы человеку жилось легче и комфортнее. Создание «умных домов» — это увлекательный процесс, в наше время всё ещё требующий творческого подхода и недюжинного инженерного чутья, но со временем, когда будут найдены оптимальные стандартные решения, из них, как из кирпичиков, научатся собирать варианты под требования конкретного клиента. Пока ещё эта отрасль весьма молода, но предпосылки, позволившие ей появиться на свет появились ещё в начале прошлого века, когда на волне технического прогресса были сделаны первые попытки облегчения домашнего труда за счет применения различных приборов и механизмов. И тогда же на свет появились произведения, предупреждавшие об опасностях, подстерегающих человечество на этом пути. Одним из первых, если не первым, стала антиутопия Эдварда Моргана Форстера «Машина останавливается».

Сотни тысяч лет люди и их предки предпочитали жить на поверхности. Там была пища, там было солнце, там были все условия для комфортного существования. Правда спать они предпочитали всё таки под крышей — первобытные племена пользовались пещерами, но потом из соображений удобства и практичности (пещеры есть далеко не везде, да и с собой её, в случае переезда, не унесешь) начали селиться в разного рода искусственных сооружениях — домах, хижинах, юртах, чумах, вигвамах. Лишь изредка, будто бы вспомнив обычаи предков, они рыли для жилья землянки. Но со временем люди, как и миллионы лет назад, переселились на ПМЖ под землю. Вот только причины, заставившие их распрощаться с небом и солнцем разительно отличались от первобытного желания укрыться от непогоды и диких зверей. К тому времени человечество достигло небывалых технических высот и стало преобразовывать окружающую среду в своих интересах. Одним из таких преобразований стала попытка увеличения времени оборота нашей планеты вокруг оси, попросту говоря удлинение суток. Вращение Земли удалось несколько замедлить, но цена этого достижения оказалась слишком велика — планету сотрясли глобальные катаклизмы, окончательно разрушившие и без того сильно попорченную биосферу. Начался массовый исход человечества в подземные города с искусственным микроклиматом и искусственной атмосферой. Для упрощения контроля и удешевления строительства города создавались по совершенно идентичным проектам, так что человек, переехав из города в город не нашел бы никаких различий. Всеобщий контроль за функционированием городов был возложен на апофеоз инженерной мысли — Машину. Люди всецело отдались на её попечение и спустя несколько поколений даже помыслить не могли о самостоятельной жизни, очень быстро перейдя на практически растительное существование и перестав выходить из своих жилищ, обеспечивавших абсолютно все людские нужды. Но изредка среди людей появлялись те, кого тяготила неусыпная опека Машины, те, кому хотелось увидеть солнце и звезды, почувствовать кожей вольный ветер.

При чтении этого произведения мне, в первую очередь, бросилась в глаза некая нарочитая театральность всего происходящего на страницах повести. Я думаю, что основной причиной этому послужило желание автора создать у читателей ощущение взгляда на чуждую, бесконечно далекую от привычной для его общества, культуру. Культуру, замешанную на других обычаях и опирающуюся на совершенно иной набор жизненных ценностей. Для 1909-го года (именно тогда повесть была издана) это желание весьма оригинально и нетривиально. То же самое можно сказать и о неком привкусе паранойи, свойственном книге, ведь, живя в ту далекую от нас эпоху, нужно было обладать определенным складом ума для того, чтобы почувствовать в наметившейся тогда тенденции к урбанизации прямую угрозу для всей человеческой цивилизации. К тому же, к громко звучащим в тексте декаденским мотивам, автор добавляет и вполне традиционный как для общества того времени, так и для наших современников, страх перед машинами. Та самая пресловутая идея «бунта машин» несколько трансформируется и подается читателям в виде идеи полного подчинения человека Машине и зависимости его от неё. Человек полностью утрачивает статус хозяина и становится лишь необязательным дополнением к всесильному механизму, изначально созданному для того, чтобы заботиться о людях, но давно уже ставшим полностью автономной системой, продолжающей по инерции выполнение своих функций опеки. Более того, эта система становится для человека настоящим божеством, и подавляющее большинство людей даже мысли не допускают, что «конечно, Машина — великая вещь, но это ещё не всё». К тому же повесть можно рассматривать как своеобразную аллегорию, основной мыслью которой является то, что постепенное отдаление людей от земли, от деревенской (простой, правильной, пасторальной) жизни, выбор ими города неминуемо приведет к гибели всего человечества. Ведь в тексте люди вынуждены были уйти в глубь Земли, потому как на поверхности произошла экологическая катастрофа: там почти нет ни растений, ни животных, а человеку даже дышать невозможно без специальных устройств. Природа отвернулась от детей своих, когда те отвернулись от природы, она заточила их в своих недрах, но люди, по глупости своей так и не поняли что они потеряли. В итоге их безграничная вера в Машину и полная неприспособленность к самостоятельным действиям приводят к закономерному итогу — остановка Машины подписывает смертный приговор всему населению подземных городов. Впрочем, автор всё же оставляет для человечества, как вида, маленькую лазейку: в сцене, описывающей путешествие на поверхность, Куно (один из жителей подземного города) вроде как видит в тумане фигуру девушки, что говорит о том, что часть людей всё же сумела приспособиться к внешним условиям и выжить на поверхности. Но это видение вполне могло оказаться и галлюцинацией, поэтому судить о том, есть ли надежда на выживание, довольно трудно.

Итог: интересный образчик антиутопии, несколько архаичный, но содержащий в себе весьма нетривиальные и смелые для своего времени мысли. Рекомендовать его можно только любителям жанра, остальных он, скорее всего, лишь разочарует.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж не думал, что что-то способно меня удивить.

Несмотря на кажущуюся театральность в поведении персонажей вплоть до драматической концовки, повесть изумительно хороша.

Я думаю, что это и не театральность, а лишь дефект нашего восприятия, сфоормированный нашей Машиной.

Существа, помещенные в жилые соты и лишенные всего человеческого, эти белые, рыхловатые человекообразные личинки, заботливо вскармливаемые механическими «пчелами», непременно должны вести себя именно так — искусственно и театрально, импульсивно реагируя на изменение уклада, раздражаясь Изменением. Должны быть там и такие, как Куно — нешаблонные личности, врожденное любопытство и неудовлетворенность которых, превосходит массово понимаемое здравомыслие и приличие, а стало быть, превосходит и страх перед «лишением крова». Это люди со сниженной мерой инертности, они обычно раздражают окружающих, потому что их поведение шаблонным людям трудно прогнозировать, оно «немеханично».

Есть в повести места страшные, а может, и пророческие:

- о мере прогресса:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вашти была знакома с обычаями предшествовавшей цивилизации, когда функции системы понимались превратно и ею пользовались, чтобы доставлять человека объекту, а не наоборот — объект к человеку».

- о том, к чему приводит рафинированный функционализм, подчинение общественного сознания идее сугубо рационального, где полезное отождествляется с рациональным, а все что нефункционально, «для души», отбрасывается за ненадобностью:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Путешествия мало кого привлекали — ведь благодаря прогрессу науки мир повсюду был совершенно одинаков. Развитие средств сообщения, на которое в предшествующую эпоху возлагалось столько надежд, в конце концов привело к обратным результатам. Зачем было ехать в Пекин, если он ничем не отличался от Шрусбери? Чего ради возвращаться в Шрусбери, если он ничем не отличался от Пекина?»

«Пассажиры сидели по своим каютам, испытывая почти физическое отвращение при мысли о возможной встрече друг с другом и мечтали поскорее снова очутиться под землей. Их было человек восемь или десять — главным образом молодые мужчины, которых развозили из воспитательных учреждений в различные концы земли, чтобы заселить опустевшие комнаты тех, кто недавно умер. Молодой человек, уронивший Книгу, возвращался домой — его посылали на Суматру в целях продолжения человеческого рода».

«Берегитесь оригинальных идей!...Постарайтесь лучше понять, что я думаю о том, что думал Энихармон о том, что думал Урсин о том, что думал Гуч о том, что думал Хо Юнг о том, что думал Ши Босин о том, что думал Лафкадио Хёрн о том, что думал Карлейль о том, что говорил Мирабо о Французской революции».

О времени написания повести тут уже упоминали, потому не буду повторять, а лишь присоединюсь к снимателям шляп.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам по себе рассказ я прочел с удовольствием, но только взглянув на дату его написания, был удивлен по-настоящему. В этом году исполняется ровно сто лет со дня написания этой поразительно убедительной антиутопии. Не углубляясь сколько-нибудь далеко, можно вспомнить хотя бы прошлогодний мультфильм «ВАЛЛ-И»: показанные в нем принципы функционирования общества на космическом корабле практически один в один совпадают с рассказом Форстера, отличаясь лишь в мелких технических деталях. Это ли не свидетельство актуальности темы и предвосхищения автором многих событий будущего?

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть в своё время показалась на редкость скучной. Плюс -- название, которое представляет собой стопроцентный спойлер. Не спасла даже ссылка на время написания повести, я всего лишь понял, что в начале века люди тоже умели писать плохо. Кто виноват, что повесть не удалась, -- автор или переводчик -- не знаю, и честно говоря, мне это не очень интересно. Зацепило и не позволило забыть повесть -- другое. Как в 1909 году в голову писателя могла прийти подобная идея? Никакой серьёзной автоматизации ещё не было, так откуда всё взялось? Как раз в это время появились многоквартирные дома с паровым отоплением и электрическим освещением, так что каждый житель оказывался в своей ячеечке сот, куда не надо было таскать дрова и керосин. Появились мусоропроводы. Уже была доставка на дом готовых обедов. Обед приносил посыльный, и автор должен был совершить изрядное усилие, чтобы заменить затянутого в униформу молодого человека на механическое приспособление. Вот этот труд воистину достоин удивления и уважения. Увы, научно-фантастическая составляющая устарела, и текст поблек. Точно также и памфлет против всеобщей унификации и стандартизации... сто лет назад, быть может, оно и звучало, а сейчас, извините, скучно, словно листаешь старый гербарий.

Повесть рекомендуется тем, кто любит историю англо-американской фантастики.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх