fantlab ru

Генри Лайон Олди «Сильные»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
239
Моя оценка:
-

подробнее

Сильные

Роман, год

Аннотация:

Ой-боой, сколько всего навалилось на мои бедные плечи! Найти и спасти старшего брата — Нюргуна, о котором почему-то ни папа, ни мама, ни Мюльдюн говорить не хотят. Пройти перековку в Кузне, спуститься в Бездну смерти, побывать на Восьмых небесах, присутствовать при родах тёти Сабии... А потом ещё няньчиться с ними со всеми: Зайцем и Жаворонком, Мотыльком, да и с самим Нюргуном тоже. Тут даже боевое расширение не спасёт.

Ничего. Обычное дело. Ты же боотур, Юрюн — так что терпи.

Примечание:

Из интервью LiveLib:

цитата

Вопрос: Над какой книгой вы сейчас работаете?

Олди: Пишем роман «Сильные». Про богатырей. Этот роман, выражаясь фигурально, стоит на двух ногах. Первая – якутский эпос «Нюргун Боотур Стремительный». Мальчишка-богатырь (нет, не Нюргун), простак и честняга, на собственной шкуре выясняет, что мир – простите, Трехмирье! — устроен сложнее, а главное, куда менее справедливо, чем ему казалось вначале. Шкура ребенка становится дубленой, а судьба – заковыристой. Тут главная сложность для нас – написать детскую недетскую книгу. Детскую – потому что вначале повествование идет от лица мальчика, выросшего в первобытных, хотя и относительно комфортных условиях. Недетскую – потому что речь идет о вещах взрослых, недоступных его пониманию. Опять же, в историю периодически вторгается другой комментатор – мальчик вырос, стал большим, история закончилась. Вот он и комментирует свою биографию, превращая события в воспоминания.

Вторая опора – теория академика Николая Козырева. Она гласит, что время – величина, имеющая направление и энергию. Время переносит энергию со скоростью большей, чем скорость света, оно может вмешиваться в события, изменяя степень их энергетичности. По Козыреву, небесные тела – «машины», перерабатывающие время в энергию. Хотели новых высоконаучных гаджетов? Как в песне поется, «их есть у меня»!

Уже написали первую часть «Где брат твой, Юрюн?» Отредактировали, теперь честно можем праздновать Новый год. Ну, разве что в паузах продолжим работу с планами романа. После праздников собираемся начать работу над второй частью: «Сторож брату своему». Добавим, что частей намечается больше двух.



В произведение входит:


7.85 (209)
-
16 отз.
  • Часть первая. Где брат твой, Юрюн?
  • Часть вторая. Сторож брату своему
7.79 (141)
-
7 отз.
  • Часть третья. Брат без брата
  • Часть четвертая. В ожидании Нюргуна
  • Часть пятая. Семейная сага

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Филигрань, 2017 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Фэнтези года

номинант
Интерпресскон, 2017 // Крупная форма (роман)

номинант
РосКон, 2017 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Сильные. Книга 1. Пленник железной горы
2016 г.
Сильные. Книга 2. Чёрное сердце
2016 г.
Сильные
2021 г.

Аудиокниги:

Пленник железной горы
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, это снова «Герой должен быть один», только теперь вместо греческих мифов в основе лежит миф якутский. Во-вторых, основная мысль, которая возникла после прочтения: вопрос даже не в том, зачем я это прочитал, вызывает вопрос зачем это было написано?

Есть, так называемая, развлекательная литература. Она не ставит перед собой каких то серьезных задач, развлекла читателя да и ладно. Очевидно, что сие произведение в качестве развлечения не годится совсем. Есть литература серьезная, которая пытается поставить перед читателем какие то серьезные вопросы этики и морали (в случае фантастики — развития этики им морали в обществе будущего), к такой литературе, например, относятся произведения братьев Стругацких. Это снова не оно.

Единственный смысл, который я вижу в этом произведении: познакомить читателя с якутскими мифами и продемонстрировать эрудицию Громова и Ладыженского. То же самое можно сказать про большинство их произведений, меняется мифологическая основа, но это все время одна и та же книга.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да... Очень далек я от Якутского эпоса.

Где-то до половины первой части романа читалось тяжеловато. Имена собственные, названия предметов, слова на якутском (наверное) языке, междометия, возгласы — все резало слух. Пожалуй, по тяжести восприятия, могу сравнить с «Сердцем Пармы» Иванова, только этот роман написан гораздо более легким слогом.

Два плана произведения. Один — собственно очень якутско-эпосный — весьма оригинальное фэнтези со своеобразным фэнтезийным миром (героями-боотурами, бестиарием, мироустройством). Второй — иногда проявляющийся на фоне первого, как отпечаток на бумажной фотографии, опущенной в ванночку с проявителем — уже мир современности (ученые, лаборатории, эксперименты, обычные люди). Проявляющийся, но появляющийся воочию только к концу романа и раскрывающий многие непонятные моменты повествования.

Очень неплохо. Но нужно запастись терпением, поскольку не каждый захочет осилить этот поначалу достаточно сложный, своеобразный и весьма выразительный текст, к которому нужно просто приноровиться. У меня получилось и об этом я нисколько не пожалел. :-)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: Олди, этим всё сказано. Не так много у меня непрочитанных вещей харьковского дуэта. А пишут они всегда хорошо.

В итоге: как и в случае с «Многоруким богом Далайна» Логинова меня смущал сеттинг. Псевдомонгольский в «Далайне» и мифы якутов в «Сильных».

Но если я осилил «Многорукого бога», то уж с любимыми Олди я точно справлюсь, несмотря на два тома.

Поначалу вспоминается проза Лукьяненко и Крапивина про подростков. Но больше всего аналогий с пресловутым «Многоруким богом» — все эти ю, ё и двойные о в омонимах, необычный, хоть и чуть менее клаустрофобичный, чем в «Далайне», мир.

К середине первого тома мне, к своему ужасу, стало казаться, что Олди многословят — к очень странному миру якутских легенд понемногу привык, и начал подозревать, что там к чему, а сюжет не то, чтобы топчется на месте, но движется очень маленькими шажками. К концу тома втянулся, поймал ритм и вторую книгу начал читать без перерыва на другой роман.

Юрюн — очень искренний молодой боотур, но больно уж простой.

Мир хоть и понятный, но очень замысловатый.

Читаешь-читаешь, а роман всё не кончается. Уж и спасли всех, и убились-погибли все, кто должен был погибнуть, чтобы главный герой не мучился моральной дилеммой, а роман всё длится и длится.

Резюмируя: представьте себе горную гряду со множеством вершин. Все горы высокие, стройные. Вот трёхглавая гора Меру «Чёрного баламута», вот Олимп «Ахейского цикла», вот несколько очень различных, но одинаково высоких вершин — японская «Нэпорапон», китайская «Мессия очищает диск», ветхозаветная «Крепость души моей». Надо признать, что «Сильные» — одна из самых низких гор в гряде мифологического фэнтези Олди. Такая якутская высокая, но всё же не гора, а сопка, поперёк себя шире.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это больше возвращение к истокам, чем движение вперёд. Возврат к неофициальному мифическому циклу Олди с точки зрения тематики и сюжета, и к «Бездне голодных глаз» по части философии и смыслового наполнения. Таких непростых, в хорошем смысле слова, для восприятия историй у Олди не было с 90-ых. В одном из эссе Олди как-то написали, что в в книге должно быть написано от силы процентов 20 от того, что знает автор. Так вот. Данная книга предоставляет нам не более 5%. Здесь просто-таки чудовищное количество белых пятен, которые предстоит заполнить и додумать самостоятельно, пользуясь лишь скромными авторскими намёками. Было любопытно! Давно не наталкивался на историю, требующую от читателя не меньшего понимания и воображения, чем от писателя.

В то же время, Олди разрабатывают здесь несколько новых для себя тематик и направлений. Центр этой истории — семейные отношения, взаимодействие бесконечно запутавшихся членов одной семьи, которые сами уже не знают, как быть дальше. С другой — это очень неоднозначная история-взросление, смысл которой будет понятен лишь ближе к финалу. С третьей стороны, это... Даже не знаю как описать. Сначала искренне и очень долго думал, что это какой-то мистический постапокалипсис, но фантазия Олди оказалась намного более непредсказуемой, чем такая банальность. В общем, за один тот взрыв мозга и переворот всех представлений о книге в самом финале, «Сильным» можно простить почти всё. Смысл сюжета переворачивается буквально с ног на голову.

Якутскую мифологию Олди раскрыли довольно увлекательно, вполне достаточно для появления желания ознакомиться как минимум с «Нюргюном Боотуром Стремительным».

В общем и целом, ещё одна прекраснейшая книга авторов. Спасибо им за море эмоций и удовольствие от прочтения. И ещё большая благодарность за благодатнейшую почву для размышления.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вкусно. Сочно. Необычно. Эклектично, рыхло, ну да и алатан с ним! В смысле, что полный улатан. Как обычно у Олди — самое главное недосказано. Те «приключения тела», которых ждешь по скудным недомолвкам первого тома (как Юрюн будет спасать жену и ребенка? Что за «квест» ожидает его с братом в Нижнем Мире?) — под конец оказываются лишь одним из возможных вариантов судьбы. «Время горит в звёздах», как говорил академик Козырев; то, чего не было (но могло произойти) — выгорает, оставляя после себя вполне ощутимый чад и привкус НЕСБЫВШЕГОСЯ. (Кстати: повелитель демонов Уот Усутакыы в итоге оказался не таким уж и плохим. Опять же, невзирая на намеки 1-й книги. Здесь вообще нет плохих персонажей). Если так вспомнить «Черного Баламута» — там тоже были недомолвки, к-рые каждый читатель вправе за себя домыслить сам.

И это хорошо.

Ну, а второе, на что я скажу «хорошо» — современная тематика, насквозь пронизывающая всю эту древнюю Якутию. Уже писал, собс-но, в отзыве — Олдям удалось невозможное: сузить грандиозное Трехмирье до размеров... крохотной больничной палаты. Из которой, как ни крути, нет выхода. Разве что позволить черной дыре себя засосать...

Конец, правда, не трагический — скорее горько-сладкий. Ол и Ди вообще мастера так писать: чтобы и тоска зеленая, и в то же время — лучик надежды светит.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с творчеством этих писателей.

Сложная, но, интересная книга. Скорее, просто героическое фэнтези, хотя, с элементами технофэнтези, фантастики и народных легенд и сказок из якутского фольклора. Вот такой необычный жанр.

Читать, в первую очередь, любителям мифологии. Здесь — коренных народов Сибири. В книге очень много персонажей якутского эпоса. Вселенная, состоящий из Верхнего, Среднего и Нижнего мира. Разные демоны, существа, боги и полубоги из мифический сказаний и песен. Поэтому, кому не очень интересен подобный жанр, наверное, будет довольно трудно и скучно продираться через специфические для европейца названия, фразы и слова. Впрочем, привыкаешь к этому быстро, но...

Книга сложная, но главная сюжетная линия — сказка про похождения мальчишки, сына одного из многих богов. Парень ищет потерянного брата, спасает невесту, в общем, обычная жизнь былинного богатыря (боотура), полная приключений. Якутские народные сказки в вольном изложении. Книг такого рода — масса. Даже, если взять, к примеру, только славянское фэнтези. Поэтому, наверное, авторы решили внести разнообразие. К центральному сюжету прилепили (может, это и грубо сказано) теорию Козырева из физике про сущность времени, «чёрные дыры», раздвоение сознания, перемещения во времени и тому подобную фантастику.

Что вышло — вот такая необычная книга. Смотрится ли это органично, целостно и гармонично? Мне кажется — нет. Читать достаточно сложно. К финалу, сюжетные линии, вроде бы, сходятся в общую картину, но, опять же, на мой взгляд, несколько притянуто.

Много лишнего. Многие ответвления сюжета — ни к чему. А некоторые важные, как мне кажется, наоборот, не до конца проработаны.

Но, не сделай писатели такого симбиоза фэнтези и фантастики, наверное, вообще ничего бы не получилось. Ну кому интересно мифологическое устройство мира народов Сибири? Единицам, специалистам. А якутские сказки уже изданы другими авторами. Поэтому — вот такая сложная постройка.

Впрочем, на мой взгляд, книга интересная. Правда, повторюсь, мне кажется, много лишнего. Два больших тома. Ближе к финалу начинает надоедать, ну уж очень многословно.

А теперь о достоинствах, потому что, несмотря на все вышесказанное, роман мне понравился.

Главное — герои. Боги, полубоги, демоны — все живые, каждый со своим характером. Центральный персонаж, Юргун — просто шикарно получился, на мой взгляд. Все две книги живешь его жизнью, его мыслями, эмоциями. Полное растворение в образе. Злодеи — вообще, выше всяких похвал. Тут вам и юмор, и, яркие и выпуклые психологические портреты.

Язык книги. Да, поначалу, из-за якутских слов читать сложно, много сносок. Но, привыкаешь, и, сказочный мир вокруг оживает.

Перечитывать, наверное, вряд ли, когда буду, но, несмотря на все перечисленные мной недостатки, оценю все равно, высоко — «8».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Здесь многое – не то, чем кажется»

Это не только Юрюну сказано. Это сказано всем нам.

Мифология имеет свои незыблемые каноны. Вот он, герой – от рождения не такой, как все окружающие, но такой же, как все остальные герои. Вот он осознаёт себя и своё предназначение. Вот он осуществляет его, одолевая множество препятствий…

Мальчик Юрюн растет, как любой нормальный ребенок. Мир вокруг него понятен и прекрасен. Отец – мудрый, мать – любящая и заботливая, старший брат – образец для подражания, сестра – умница и гордость семьи. Пусть сам Юрюн простак, но ведь он вырастет! Впереди инициация: поездка в Кузню, желанная и предвкушаемая.

Всё меняют несколько слов, оброненных сгоряча: «Где брат твой, айыы?»

И жизнь потекла по другому руслу.

Она могла быть нормальной боотурской жизнью. Расширился – и в бой! А в этой своей ипостаси боотур знает только одно: «Плохой — убью». Кырык! Пробивай трёхгранной пикой, бей наотмашь боевой колотушкой. «Как поленья, друг друга щепать» — сила есть, ума не надо. Сарын-тойон зря не скажет. Живи инстинктами, выпусти внутреннего Зверя на свободу – этого он тоже не скажет. Промолчит, опустив костяные забрала век. Только потом обиняками изложит теорию академика Козырева и упомянет об улусниках, решивших взнуздать Время. Да вот только Время обиделось, взбрыкнуло, перекроило своих укротителей и весь их мир.

Сарын-тойон упомянет и о сказке про двух братьев, но имён не назовёт. Читатель вспомнит их сам. А вплетённые в текст цитаты подскажут.

Юрюн может расширяться как боотур. Он не отказывается от своей боотурской сущности. Но выбирает расширяться как человек: взрослеть, изменяться, принимать решения и нести ответственность за них. Да к тому же его понятия о добре и зле, о долге и совести куда ближе к понятиям человека, чем айыы.

Нет ноши тяжелее, чем свобода выбора. Эта ноша для боотура, но нести её приходится человеку.

Юрюн стремительно взрослеет. И, как положено, видит близких с другой точки зрения. Все взрослые в семье связаны общей тайной и бедой, которую не исправить и не забыть, как ни пытайся. Мать замкнулась в семейном мирке, за пределами которого её ничто не интересует. Отец холоден и отстранен, не может жить без хмельного кумыса. Брат и сестра заняты своими делами. И где-то далеко в Трёх мирах затерян ещё один брат – Нюргун, которого надо найти во что бы то ни стало. Вот только найденный, обретённый Нюргун совсем не похож на других айыы. Жертва своих близких, заточенный ими в Колыбели. Человек-звезда, человек-Вселенная. Держащий Трёхмирье на себе, как Атлант. А тому, кто держит на себе мир, под силу его и разрушить.

Время расслаивается, завихряется, несёт на себе героев, как норовистая лошадь – по всей Осьмикрайней.

Это книга о выборе и ответственности. О взрослении и пересмотре привычных ценностей. О границах познания и о тяжёлых, далеко не всегда оправданных жертвах во имя науки. О любви — конечно же, о любви! О такой любви, которая может спасти, вытащить из бездны. И о такой, которая может обезличить и раздавить.

А ещё это отличная проза. Написанная богатым языком (одни пейзажи чего стоят!). Изобилующая цитатами (скрытыми и не очень) и аллюзиями, которые обогащают текст, делают его многомерным, как Восьмикрайняя – Трёхмирье. И не нужен шаманский бубен, чтобы странствовать по этому миру. Достаточно иметь хорошую базовую начитанность, чтобы увидеть, куда тянутся путеводные нити.

Взять хотя бы Нюргуна : Самого Лучшего, принесенного в жертву и освобожденного от этой миссии в тридцать три года. Сильного всесокрушающей безоружностью и любовью.

А ведь это только одна из нитей в многоцветном ковре текста!

Перед нами роман воспитания. Семейная сага. Захватывающий приключенческий роман. Историко-мифологическое фэнтези. Философский роман. И всё это под одной обложкой. Каждый читатель найдёт своё.

Итог: сильная книга о сильных людях. И о времени, из которого состоим мы все.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгонько присматривался к этому роману, да и ждал, пока можно будет всю дилогию за раз прикупить и зачитать. Ожидал какой-нибудь зубодробительной мифологии «Чёрного баламута», а всё вышло по-домашнему, по-семейному.

За «эпичность» отвечает устойчивый сюжет олонхо, но, на мой взгляд, с небольшими допущениями. Так как здесь нет противоборствующей стороны как таковой. Тот же Уот скорее протагонист в словарном понимании этого слова: он и собутыльник, и соратник, а то, что где-то совершает злодейские поступки, так иначе было нельзя, «не мы такие, жизнь такая». Главными врагами ГГ выступают обстоятельства, время и сам ГГ с остальными «нейтральными» персонажами. Хотя на роль злодея прекрасно подходит Тонг Дуурай, но то, что он совершил (совершает? совершит?) остаётся за кадром, об этом упоминается вскользь, как будто в лодке-сюжете не осталось для него ни спасательного жилета, ни свободного места.

Манера повествования от лица юного героя чем-то напоминает Ахейский цикл, но там герои выросли, а здесь растут только мир вокруг и время. ГГ же остаётся прежним, да, выше ростом и шире в плечах, но всё ещё ребенком. Или это только так кажется, потому что время частенько играет злые шутки.

В сухом итоге имеем ещё один замечательный роман, где можно найти отсылки-переплетения с уже написанными и полюбившимися произведениями сэра Олди. И традиционный плюс олдеевских романов: придирчивый читатель начнёт ещё и нестыковки искать (ну как же Дева Айыысыт могла появиться на людях в белом?) или новые интересности для расширения кругозора («Причинная механика» Козырева).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сильные. Книга 1. Пленник железной горы» почетно вошел в тройку худших книг, прочитанных мною в 2016 году. Якутский эпос в гротескной манере переложенный на этакий философски — фантазийный стиль. Я люблю фэнтези, я люблю фантастику, а вот это... В общем из 412 страниц, с трудом осилила 229. Жалко потраченных денег и времени.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/813964.html

На Росконе 2014, отвечая на мой вопрос, Олди сказали, что роман «Сильные» не сложился. Прошли пара лет и книга вышла, и впервые за очень долгое время я читал роман Олди запоем. Надеюсь, прошел тот период, когда я не резонировал с их книгами. Потому что я соскучился.

В этот раз авторы знакомят нас со взрослением Юрюна, сына Владыки-Закона. Мальчик растет в играх со сверстниками, понемногу понимая, что он другой. Постепенно в нем просыпается сила, делающая его защитником своей семьи и своего селения. Скоро старший брат отведет его в Кузню, выбирать доспехи и оружие под стать богатырю. Вот только доспехи будут не защищать его от врагов, а держать его самого. Потому что обретя силу, богатырь теряет голову, с радостью ребенка отворачивая головы пришлым демонам.

Все идет наперекосяк из-за слов, брошенных в запале мальчишеской борьбы. Юрюн узнает, что у него есть второй старший брат, о котором он никогда не слышал. Никто не хочет о нем говорить. Ни папа, ни мама, ни брат с сестрой. И это обидно. А потом после большой пьянки собутыльник рассказывает ему про то, что брат находится в плену. Так связываются судьбы двух богатырей, младший берет ответственность за старшего. Потому что богатырям нужно помогать друг другу. Иначе сгорят, потеряют себя, станут воплощенной силой.

В основе романа лежат якутский эпос Олонхо и Теория времени академика Козырева. Ни с тем и ни с другим я не знаком. Да как мне кажется это неважно. Потому что в этот раз человеческие отношения полностью затмевают все яркие основы своеобразного сеттинга с мировой осью, протянутой с Небес до Ада. Конечно, для полного осознания финала нужно осознать, как работают зеркала Козырева, но пока я наслаждался семейной сагой. Материнская любовь и отцовский закон, сыновье сопротивление и девичья дерзость.

Из-за семейного характера романа он получился камерным. Ограниченное число героев перемещается между нескольких декораций, между которыми лишь намечены эфемерные расстояния. Этот спектакль сродни текстам Муркока, где планетарные масштабы сворачиваются до размеров театральной сцены. Лишь в момент состязаний в конце второй книги выбегает массовка богатырей, которых сюжет затем выдавливает из повествования, вновь оставляя в фокусе лишь нескольких персонажей. Для их конфликтов общество не нужно. Потому что основной конфликт бурлит внутри — та самая сила, которая может изменить мир.

Читая этот роман харьковских соавторов, я пытался нащупать связь с нынешней политической обстановкой. Что ж, посыл «не терять головы» и взаимоподдержка братьев — это неплохо. Вот только образ прикованного к мировой оси брата с черным сердцем будит субъективные мрачные ассоциации. С другой стороны амбициозный мальчуган, падающий в мировой механизм, также оставляет горькое послевкусие.

Итого: Олди еще раз перетасовали свою колоду основных сюжетов и рассказали о новых странствиях духа. За чтением можно поразмышлять о семье, о воле, об ответственности и о терпении.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильным можно завидовать. Сильных нельзя задевать.

Спасибо огромное авторам за возможность насладиться новым романом! В книге тесно переплетены якутский эпос, научная фантастика, юмор, драма, философия... О чем говорить, если сами Олди когда-то назвали жанр, в котором они пишу философским боевиком! Оценка однозначно 10/10. После прочтения появилось желание перечитать «Мессия очищает диск» и «Черный Баламут» тех же Олди. Кто любит подобные книги — рекомендую!

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уменье мысли просто изложить чертовски не простая штука

У авторов с задачей вышла мука, пред «баламутом» книг си — дерьмо

Не тратьте время ценное свое

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх