fantlab ru

Игорь Минаков «Чёртова дюжина»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.42
Оценок:
51
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Я — Максим Каммерер. Я имел шансы вмешаться в события, достигшие своего кровавого апофеоза в прошлом столетии, когда всем нам казалось, что это — развязка. Имел шансы вмешаться на их новом витке, но не вмешался. Если не оправданием, то хотя бы объяснением поразительной моей слепоты могут служить три обстоятельства...

Входит в:

— цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких»  >  Антологии  >  Мир Стругацких. Полдень и Полночь

— антологию «Мир Стругацких. Полдень и Полночь», 2015 г.

— антологию «Операция «Вирус», 2018 г.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Мир Стругацких. Полдень и Полночь
2016 г.
Операция «Вирус»
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то Веров и Минаков умеют писать. В смысле — превосходно владеют словом и языком. В этом я убедился, прочитав замечательную повесть «Cygnus Dei».

Но писатель должен еще уметь и сочинять. Т.е., придумывать интересные сюжеты, быть рассказчиком. А вот с этим у авторов (а в данном случае у Минакова) случаются проблемы...

Данная повесть — настоящий, я бы сказал, ультратипичнейший фанфик. Написанный прекрасным языком, вполне в стиле АБС и, там где рассказ идет от имени Каммерера — именно в стиле Каммерера. Совершенно превосходные описания разных планет, природы, фауны и флоры. Пол Андерсон бы обзавидовался. История в меру занимательная. Однако, как и в подавляющем большинстве фанфиков, читатель к концу не узнает ничего нового. То есть абсолютно. Да, «подкидыши» — это не просто обычные люди, пусть даже и кроманьонцы. Так об этом все догадывались, невзирая на все «Комментарии к пройденному». Недаром к ним прилагались «детонаторы». Да, голованы — не особенно, как оказалось, приятные собачки — так и об этом намекалось. «Подкидыши», оказывается, не заготовки для люденов. А для кого? Для Странников? К сожалению (но, как уже было отмечено, — ожидаемому), мы ничего в итоге не узнаем. Вот порубали людены световыми мечами «темную силу» — и все кончилось. Почему, зачем, из-за чего, кто были все эти «люди» — надо додумываться самим. Что, собственно, было понятно еще из ЖвМ и ВГВ.

Одно, впрочем, данная повесть формулирует четко: Экселенц в итоге был прав. Но и эта точка зрения не нова, ее разделяют очень многие читатели, несмотря на комментарии БНС. Да и вообще, произведения начинают жить самостоятельной жизнью...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести слишком много главных героев. Тринадцать историй тринадцати подкидышей — это слишком много. уже на восьмом-девятом я потерял нить сюжета. История с Абалкиным и Корнеем — правильные, но вот воскрешать и выдумывать остальных, а также выдумывать миры остальных — это задача на серию романов, для которых хватит терпения написать/прочитать, а так коротенечко, не уделив времени ни голованам, ни тахоргам..... Получилась скороговорка какая то. Миры вроде и прописаны, но не впечатляют. Правильным было бы оставить только 5-6 подкидышей, окончательно умертвить остальных (или не успеть оживить), с трудом оживить Абалкина. И тогда за пятью-шестью ГГ следить было бы одно удовольствие. А получились какие то скачки с препятствиями. Потенциал повести огромный, но вот больше 6-7 баллов не могу поставить.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Само название повести уже намекает на то, что она является вольным продолжением романа АБС «Жук в муравейнике». Там всё закончилось на неудавшейся попытке захвата «детонатора» — инопланетного артефакта овальной формы со странным иероглифом на поверхности. КОМКОН среагировал жестко: один из «подкидышей» был убит Сикорски. Стругацкие не дали ответа на вопрос, зачем убитый так стремился завладеть артефактом, давая возможность читателю домыслить за автора. Лично мне казалось, что сам текст романа намекал на ошибку землян, ибо в поведении «подкидышей» не было замечено ничего агрессивного и угрожающего: они жили жизнью обычных людей и никогда не пытались изменить ее. Если б не генетический анализ, никто бы и не подумал, что все тринадцать человек — и не люди вовсе. А если и люди, то с измененными генами. История бы не закончилась трагически, если б обычные люди не спровоцировали одного из «подкидышей» — Льва Абалкина — на попытку воссоединения со своим «детонатором». Чем бы такой контакт закончился для землян и лично для Абалкина, КОМКОН не знал и предпочел не рисковать.

Минаков попытался рассмотреть альтернативный вариант: «подкидыши» — это «троянские кони» Странников, несущие угрозу всему человечеству. Мне такая точка зрения кажется надуманной и необоснованной еще и потому, что такая продвинутая цивилизация, как Странники, могла бы найти и более действенный способ уничтожения Земли, чем засылку тринадцати свои диверсантов. Ведь чтобы такой замысел сработал, нужно было слишком много совпадений: контейнер с зародышами должен был быть найден только людьми, а не другими расами (тагоры, как помним, своих «подкидышей» сразу же уничтожили), полную силу каждый из измененных людей получал только в контакте со своим брелоком-«детонатором», а для начала каких-то телодвижений в этом направлении он должен был хотя бы вспомнить свое прошлое (такое исключение было сделано только Корнею Яшмаа, а он ни с кем из своих собратьев не общался). В конце концов: что смогли бы сделать 13 «засланцев» против всей мощи земной цивилизации? Уничтожить ее они точно не могли. Более разумной представляется гипотеза, изложенная Еленой Клещенко в своей новелле «Еще восемь веков» в том же сборнике: через «подкидышей» Странники (или кто другой) стремились внедрить в генотип людей определенные навыки и способности — к многомерной алгебре, например. Это вполне логичное предположение не противоречит и содержимому оригинального романа АБС. Какие навыки хотели передать людям предтечи — спорный вопрос, но он имеет место быть. А Минаков предпочел менее логичный и потому более противоречивый вариант.

Тем не менее, на основе своего предположения у автора получилось составить увлекательный сюжет в стиле оригинала. В нем есть только одна слабость: непонятно, откуда Абалкин взял информацию о своем инопланетном происхождении. Стругацкие также не дали ответа на этот вопрос и получалось, что Лев просто угадал, анализируя отношение кое-кого из окружающих к нему лично. Минаков вообще не приводит никакого объяснения, опираясь, насколько я понимаю на оригинал АБС. Только его Абалкин (под именем Александра Дымка) не собирался красть свой «детонатор», а принялся разыскивать своих собратьев и сообщать им суровую правду. Как ни странно, все они приняли его точку зрения и согласились сотрудничать. Но ведь заложенная в их гены программа еще не начала работать! Как же остальные пошли на поводу у совершенно незнакомого человека, если у них не было никаких претензий к человеческому обществу (КОМКОН об этом позаботился заранее)? Доказательство родства имела на руках только антрополог Светлана Постникова, остальные же должны были поверить на слово. Как-то это не очень убедительно...

Но мои претензии ограничиваются только сюжетной интерпретацией — к самому изложению я претензий не имею. Автору удалось сохранить оригинальный стиль и даже процитировать отдельные строки романа так, что повесть стала выглядеть альтернативным вариантом «Жука в муравейнике». Да и финал вышел достаточно логичным, хотя и немного натянутым: почему людены так тянули со своей реакцией, если изначально знали о замысле «подкидышей»? Может, зря Каммерер считает себя основным виновником произошедшей трагедии?

Но в любом случае продолжение Минакова поставило жирную точку в истории с «пятой колонной» Странников. В этой параллельной Вселенной у них больше не будет никакого шанса. Линия оборвалась и больше не воскреснет. Хотя... Абалкин в самом начале намекал, что их братию нельзя убить, так как они бессмертны. Если смотреть с этой стороны, то... Предпочту не продолжать, чтобы не смущать читателя надеждой на бесконечную историю...

-----

ИТОГ: отличная альтернативная версия сюжета о «подкидышах» Странников. Может, не совсем убедительная, но по своему логичная и верная стилю оригинала. Уж точно не испортит вид вашей книжной полки (про другие произведения сборника я такого сказать не могу).

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарования бывают ожидаемые и неожиданные, и чем они неожиданнее, тем досаднее. Зная авторов по другим текстам (меня, например, весьма зацепила в свое время повесть Cygnus Dei), я ожидал впечатлений более сильных. Увы! То ли тексты Стругацких настолько самодостаточны, что попытки досказать недосказанное оборачиваются провалом, то ли перо в руках дрогнуло, и лира издала неверный звук... Насколько Абалкин ярок в первоисточнике, настолько бледен, мелочен и невыразителен в повести «Чертова дюжина». Интрига обернулась пшиком... А что в повести действительно хорошо, так это пейзажные зарисовки. Действительно, красиво...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятная повесть. Написанная хорошим русским языком, наполненная ссылками на первоисточники. Присутствует в ней лёгкий, чуть терпкий запах обречённости, умирания, отсутствия эволюционной перспективы человечества. Конечно, финал с первого взгляда производит совершенно дикое и роялистое впечатление...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но ведь обещали? Обещали и явили всю свою силу. И сила эта оказалась серьёзнее, чем сила Программы и самих Странников.
Что с одной стороны странно, а с другой жизнеутверждающе. Что нам какие-то Странники, если у нас людены есть!

Одно только смущает.

Чему так огорчался, почему так корил себя за опоздание Максим Каммерер, если всё разрешилось к всеобщему удовольствию? Или это тень гуманизма — даже и по отношению к нечеловеческим автоматам?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх