fantlab ru

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
5368
Моя оценка:
-

подробнее

Двадцать тысяч лье под водой

Vingt Mille Lieues sous les mers

Другие названия: 20000 lieues sous les mers; 20000 лье под водой; 80000 километров под водой; Восемьдесят тысяч вёрст под водой; 80000 вёрст под водой; 80000 километров под волнами океана; Сто тысяч вёрст

Роман, год; цикл «Капитан Немо»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 346
Аннотация:

Во второй половине 19 века в морях и океанах на глаза мореплавателям стал попадаться необычный объект — светящийся веретенообразный предмет, превосходящий скоростью и размерами кита. Газеты, а за ними и ученые всего мира заинтересовались «морским чудовищем».

Но судьба оказалась милостива только к профессору Аронаксу, который со слугой Конселем и гарпунером Недом Лендом волею случая (или автора, что по сути одно и то же), попадают на борт необыкновенной и единственной в мире подводной лодки.

Капитан и экипаж лодки оказались совсем не чудовищами и герои пережили немало опасных и удивительных приключений, совершив кругосветное путешествие в 20 тысяч лье под водой.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1898 году Жюль Верн упоминал в интервью журналисту А. Брюссону, что на мысль о романе его навела Жорж Санд. В письме, написанном осенью 1865 года, она советовала ему написать книгу о путешествии в глубинах океана в подводном корабле.

Несомненно, на написание романа повлияло и близкое знакомство Жюля Верна с изобретателем «полупогружного корабля» Жаном-Франсуа Конселем. Его имя автор дал одному из героев романа. А название «Наутилус» носила подводная лодка, которую американский изобретатель Роберт Фултон предлагал в начале XIX века Наполеону в качестве секретного оружия против Англии. Вопреки распространенному заблуждению, Жюль Верн не «изобретал» идею подводной лодки в этом романе – подводные аппараты разной степени совершенства разрабатывались с XVIII века (и перед началом работы над романом Жюль Верн тщательно изучил всю доступную информацию), хотя ощутимых успехов достигнуто еще не было. Однако автор был истинным провидцем во многом другом, в том числе в устройствах и принципах, которыми современная ему научная мысль интересовалась мало – водолазный шлюз для выхода из корабля, дистиллятор и электрогрелки, судовая вентиляция, электрический камбуз и электроподогрев воды, защита входных люков электричеством, газосветные лампы, погружение при помощи горизонтальных рулей и многое другое. Автор оказался прав в предсказании широкого применения электричества на подводном корабле: а ведь во время написания романа электрических ламп и совершенных электродвигателей еще не было. Инженер Лебеф, построивший через 30 лет после выхода романа первую подводную лодку с двойным корпусом, назвал Жюля Верна соавтором своего изобретения: писатель в романе высказал и обосновал подобную идею; а французский академик Жорж Клод извлек из романа мысль о возможности получения электроэнергии от проводников, погруженных в морскую воду на разные глубины. Если сравнивать описанный в романе «Наутилус» с современными подводными лодками то окажется, что водоизмещение его гораздо меньше. В то же время он быстрее (до 50 узлов под водой), прочнее и способен погружаться на большие глубины (до 16 километров – современным лодкам это недоступно), а во время экстренного всплытия подводный корабль продемонстрировал вертикальную скорость около 240 км/час (однако люди и механизмы корабля не пострадали, что в реальности было бы невозможно). Экипаж лодки свободно покидает ее под водой на больших глубинах в скафандрах: в действительности же они бы погибли от большого давления воды и неработающих из-за давления дыхательных аппаратов. «Наутилус» обладает невероятным уровнем автоматизации систем управления – кораблем фактически может управлять один человек (в романе «Таинственный остров» Немо вел свой корабль в одиночку), на современных подлодках это невозможно.

Упомянутая в романе глубина в 4 лье – около 16 километров – не является выдумкой автора. Просто в XIX веке для измерения глубин использовались только простые веревочные лоты, дававшие из-за скручивания большие погрешности при измерениях больших глубин – так на картах и появлялись подобные цифры.

Энергоустановка «Наутилуса» до сих пор остаётся фантастикой — даже сейчас ещё не существует ни батарей, ни аккумуляторов приемлемых размеров, массы и достаточной емкости, чтобы позволить «Наутилусу» выполнить описанные в книге длительные рейсы без дозаправки и перезарядки. Описанные автором натриевые батареи на такое в принципе не способны. Также полностью отсутствует какая-либо система регенерации воздуха, что значительно снижает характеристики корабля.

Автор включил в роман немало упоминаний о соотечественниках: во время путешествия капитан Немо пользуется тоннелем под Суэцким перешейком (Суэцкий канал был открыт для судоходства через полгода после выхода романа в свет, строительством руководил француз Фердинанд Лессепс), посещает моря в которых пропала экспедиция Лаперуза, подводный корабль оказывается заблокирован в антарктических водах – как и «Астролябия» Дюмон д’Юрвиля.

Роман создавался с 1866 по 1868 год, некоторые правки вносились автором вплоть до начала печати. Большая часть романа была написана на борту яхты писателя «Сен-Мишель», курсировавшей вдоль берегов Ла-Манша. Вначале автор планировал назвать роман «Путешествие под волнами океана». Детали работы, изменения первоначального плана, различные подробности автор обсуждал в переписке с издателем Этцелем. Дискуссию между ними вызвали взгляды и поведение главного героя романа. Жюль Верн хотел сделать его знатным поляком – писатель сочувствовал польским повстанцам, участникам освободительного движения против власти Российской империи. Этцель возражал – цензура не потерпит, если Немо будет топить русские корабли; ведь Александр II сохраняет нейтралитет в отношении войн Наполеона III. Кроме того, среди читателей журнала Этцеля было много русских. Издатель предложил сделать капитана борцом за отмену рабства, североамериканцем. Однако Верн возражал — Гражданская война в США уже закончилась отменой рабства, и деятельность капитана потеряла бы первостепенный смысл. Этцель согласился, и предложил сделать Немо абстрактным символом борьбы с тиранией, «какой бы она ни была». Дискуссии на эту тему между автором и издателем продолжались долго и приводили к многочисленным правкам в тексте романа. Личность капитана Немо в романе так и не была раскрыта: Верн писал Этцелю, что и сам еще не знает, кем окажется Немо. Поэтому и профессор Аронакс в романе не высказывает никаких предположений на этот счет. О первоначальном «польском» замысле автора напоминает лишь портрет Тадеуша Костюшко – польского национального героя, лидера освободительного антироссийского движения — в каюте капитана.

Есть несколько версий происхождения самого имени «Немо». Одна из них связана с «Одиссеей» Гомера. Встреченный Одиссеем циклоп Полифем спросил героя о его имени, на что Одиссей ответил «Utis» — что значит «никто» по-гречески. В латинском переводе поэмы это имя звучало как «Немо». Как и капитан Немо, Одиссей много лет скитался по морям и пережил смерть своей команды. По другой версии, имя капитана Жюль Верн привез из путешествия по Шотландии. Один из тамошних девизов гласил: «Nemo me impune lacessit» — «Никто не нападет на меня безнаказанно»; возможно Верн интерпретировал его как «Немо нападает безнаказанным».

Выход будущего романа был проанонсирован Этцелем в своем журнале еще за полтора года до фактического начала печати первых глав.

Первая публикация романа – в журнале Этцеля «Magasin d’Éducation et de Récréation» с 20 марта 1869 по 20 июня 1870 года, под названием «Двадцать тысяч лье под водой. Подводное кругосветное путешествие» («Vingt Mille Lieues sous les mers. Tour du monde sous-marin»). Роман был единодушно признан читателями и критикой, успех превзошел все ожидания.

Отдельным книжным изданием роман был издан (с тем же названием) в двух книгах, с промежутком в несколько месяцев: первая книга – 28 октября 1869 года, и вторая – 13 июня 1870.

Иллюстрированное издание (111 иллюстраций Альфонса де Невилля (Alphonse de Neuville) и Риу (Édouard Riou), гравированных Хилдибраном — Hildibrand) под таким же названием увидело свет 16 ноября 1871 года, и это был четвертый «сдвоенный» том «Необыкновенных путешествий». Художник Риу придал профессору Аронаксу портретное сходство с автором романа, а капитана Немо по желанию Верна изобразил похожим на Жана Шарраса, полковника-республиканца, изгнанного из Франции.

На русском языке роман был напечатан в 1870 году сразу в двух журналах, в последующие два-три года в Петербурге и Москве он был издан в четырех различных переводах. Наибольшее количество изданий выдержал перевод Марко Вовчка, озаглавленный «Восемьдесят тысяч верст под водой. Путешествие под волнами океана».

В 1873 году появился первый английский перевод романа. Он был сделан с большими сокращениями и неточностями, кроме того переводчик попытался уменьшить антианглийский настрой книги – изменен образ капитана Немо, корабли, которые он потопил, приписали к иным государствам, «потеряли» портреты некоторых героев освободительных движений в каюте капитана. Несмотря на серьезные купюры, этот перевод оставался основным английским переводом почти 100 лет.

Через несколько лет после издания романа были изобретены торпеды. Писатель хотел было вооружить ими корабль капитана Немо, но позже передумал делать это. Наука не стояла на месте, и какие-либо изменения пришлось бы вносить в каждое новое издание.

В 1958 году подводная лодка впервые прошла подо льдами полюса – только не Южного, как в романе, а Северного. Ее название было «Наутилус».

© Евгений Борисов


Входит в:

— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.

— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.

— антологию «The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells», 1977 г.


Экранизации:

«Двадцать тысяч лье под водой» / «20,000 Leagues Under the Sea» 1916, США, реж: Стюарт Пейтон

«20000 лье под водой» / «20000 Leagues Under the Sea» 1954, США, реж: Ричард Флайшер

«Капитан Немо и подводный город» / «Captain Nemo and the Underwater City» 1969, Великобритания, реж: Джеймс Хилл

«20000 лье под водой» / «20,000 Leagues Under the Sea» 1973, США, реж: Джулз Басс, Артур Ранкин мл.

«Капитан Немо» 1975, СССР, реж: Василий Левин

«20000 лье под водой с Вилли Фогом» / «Willy Fog: 20.000 Leagues Under the Sea» 1995, Испания, реж: Клаудио Бьерн Бойд



Похожие произведения:

 

 


Восемдесятъ тысячь верстъ подъ водой. Путешествiе подъ волнами океана
1870 г.
Двадцать тысячъ льё подъ водой
1870 г.
Восемьдесятъ тысячь верстъ подъ водой. Путешествiе подъ волнами океана
1872 г.
Сто тысяч верстъ. Кругосвѣтное путешествiе подъ водою, льдомъ и Среди исчезнувшей Атлантиды
1872 г.
80,000 верст под водой
1897 г.
Восемьдесят тысяч верст под водой
1907 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1908 г.
Двадцать тысячъ лье подъ водою
1915 г.
Полное собранiе сочиненiй. Томъ I.
1917 г.
20000 лье под водой
1927 г.
80000 километров под волнами океана
1927 г.
Том II. Книги 5-8
1930 г.
80000 километров под водой
1933 г.
80000 километров под водой. Том 1
1934 г.
80000 километров под водой. Том 2
1934 г.
80.000 километров под водой
1936 г.
80.000 километров под водой
1937 г.
80.000 километров под водой
1946 г.
80000 километров под водой
1949 г.
80000 километров под водой
1951 г.
80000 километров под водой
1951 г.
80000 километров под водой
1955 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1955 г.
80000 километров под водой
1956 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 4.
1956 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1975 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1977 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1977 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1978 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1979 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1981 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1981 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1982 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1984 г.
Жюль Верн. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1985 г.
80 000 километров под водой
1986 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1986 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Робур-Завоеватель
1987 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1988 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1990 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1990 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1991 г.
Двадцать тысяч лье под водой: Кругосветное путешествие в морских глубинах
1991 г.
20 тысяч лье под водой
1992 г.
20 тысяч лье под водой. Вокруг света в 80 дней
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1992 г.
Жюль Верн. Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1992 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1993 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Кругосветное путешествие в морских глубинах
1993 г.
Дети капитана Гранта. 20000 лье под водой
1993 г.
Жюль Верн. Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1993 г.
Двадцать тысяч лье под водой
1994 г.
Собрание сочинений в двадцати томах.  Том 8
1997 г.
20000 лье под водой
2000 г.
Капитан Немо
2001 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2002 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2002 г.
20000 лье под водой
2003 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров
2003 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров
2003 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2004 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Пятнадцатилетний капитан
2004 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2005 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2006 г.
20 тысяч лье под водой
2007 г.
20 тысяч лье под водой
2007 г.
Капитан Немо
2007 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2007 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров
2007 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2008 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2008 г.
Жюль Верн. Собрание сочинений. Том 6. Двадцать тысяч лье под водой.
2008 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2009 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2009 г.
Жюль Верн. Дети капитана Гранта. Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров
2009 г.
20 тысяч лье под водой
2010 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2010 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2010 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4
2010 г.
Самые таинственные и невероятные истории
2010 г.
Дети капитана Гранта. 20 тысяч лье под водой. Таинственный остров
2010 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2010 г.
20 000 лье под водой
2011 г.
20 тысяч лье под водой. Вокруг света за 80 дней
2011 г.
Двадцать тысяч лье под водой. В 2 томах.
2011 г.
Опасные приключения
2011 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров
2011 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2011 г.
Вокруг света в восемьдесят дней. Двадцать тысяч лье под водой (эксклюзивное подарочное издание)
2012 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Пять недель на воздушном шаре
2012 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2012 г.
Вокруг света в восемьдесят дней. Двадцать тысяч лье под водой
2012 г.
20 тысяч лье под водой. Кругосветное путешествие в морских глубинах
2012 г.
20 000 лье под водой
2012 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2013 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2013 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2014 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2014 г.
20 000 лье под водой
2014 г.
Вокруг света в восемьдесят дней
2014 г.
Вокруг света в восемьдесят дней. Двадцать тысяч лье под водой
2014 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2014 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2015 г.
Трилогия о капитане Немо и «Наутилусе» в одном томе
2015 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2015 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2015 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2016 г.
Вокруг света в восемьдесят дней
2017 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2017 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2017 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2017 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2017 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2017 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2018 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2018 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2018 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2018 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2018 г.
Двадцать тысяч лье под водой. С Земли на Луну. Вокруг Луны
2019 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Дети капитана Гранта. Таинственный остров
2019 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2020 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2021 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2021 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2021 г.
20 000 лье под водой
2023 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2023 г.

Аудиокниги:

20000 лье под водой
2006 г.
20000 лье под водой
2006 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2006 г.
Двадцать тысяч лье под водой (радиоспектакль)
2006 г.
Библиотека приключений
2007 г.
20 тысяч лье под водой
2008 г.
Капитан Немо
2008 г.
20000 лье под водой
2010 г.
Капитан Немо. 20000 лье под водой
2010 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Приключенческие романы
2012 г.
Библиотека приключений
2014 г.
Двадцать тысяч лье под водой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

20 000 льє під водою
1956 г.
(украинский)
A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
20 000 mylių po vandeniu
1975 г.
(литовский)
Science Fiction and Fantasy
1977 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells
1977 г.
(английский)
Twenty Thousand Leagues Under the Sea
1994 г.
(английский)
20,000 leagues under the sea
1996 г.
(английский)
20 000 льє під водою
2004 г.
(украинский)
20 000 льє під водою
2006 г.
(украинский)
20 000 льє під водою
2006 г.
(украинский)
Twenty Thousand Leagues Under the Sea
2007 г.
(английский)
20 000 льє під водою
2008 г.
(украинский)
20000 lieues sous les mers / 20 тысяч лье под водой
2008 г.
(французский)
20 000 льє під водою
2009 г.
(украинский)
20 000 льє під водою
2011 г.
(украинский)
Twenty Thousand Leagues Under the Sea
2012 г.
(английский)
Twenty Thousand Leagues Under the Sea
2017 г.
(английский)
Jules Verne: The Essential Collection
2018 г.
(английский)
20,000 Leagues Under the Sea
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги, которые надо читать вовремя. Не успел — ушло безвозвратно, текст то осилишь, а вот волшебство не состоится.

Эта книга из таких. Что она для взрослого человека? Сборище забавных архаизмов, изящные, как стадо слонов, вставки тогдашнего научпопа (А спорим Профессор, что вы не назовёте сотню видов рыбок за иллюминатором? А спорим, Консель, назову!... И называет... ). Текст, где автор может увлечься идеей и на целую главу напрочь забыть о героях и действии. И сделать так много раз.

Плохо, ужасно? Да нет, вовсе нет — просто это книга для детей и для тех, кто сохранил в сердце детскую свежесть восприятия.

И для них, книга волшебным образом преображается — гигантские спруты и затонувшие сокровища, смертельно опасные приключения и волнующие загадки, неизведанные глубины морей и потаённые острова, таинственный капитан Немо и троица наших благородных друзей...

Внутренний зануда молчит (он ещё и не родился), а внутренний романтик напитывается магией дальних странствий, рассекает тысячи лье на удивительном подводном корабле и сердце сжимается от восторга и счастья!

Удивительная книга. Книга которая должна прийти вовремя и тогда — это Чудо, незабываемое воспоминание детства, один из кирпичиков внутреннего волшебного замка.

Не знаю, как её оценит взрослый впервые разделивший штурвал Наутилуса с капитаном Немо, но мой внутренний ребёнок, вспоминая бесконечное детское счастье, подаренное мне Жюлем Верном, неумолимо выводит десятку!

Счастливого плавания, капитан! Я покинул твою подлодку — спасибо за гостеприимство, за пережитые приключения! И смотри, миллионы моих юных собратьев, вступают на борт твоего корабля, их ждут 20 000 лье удивительных странствий по морям мечты! Всё это будет у них впервые — и, как я им завидую!

Счастливого плавания, друзья!

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Mobilis in mobile» – «подвижный в подвижном»

Как правило, фантастические книги или устаревают или нет. В случае с «Двадцатью тысячами лье под водой» всё не так. Кое-что сбылось очень быстро, кое-что остаётся фантастикой и по сей день, чего-то нет и не могло быть в принципе. Подробно описывать не стану, поскольку всё это разобрано задолго до меня в примечании на этой странице. Замечу однако, что эта книга возглавляет список тех фантастических романов, в которых авторы щедро предлагают множество интересных идей на сравнительно небольшой объём текста. Наши современники куда более скупы в этом плане, обычно ограничиваясь в лучшем случае одной идеей на одно произведение.

Мне книга никогда не казалась нудной или скучной. Помилосердствуйте ребята, она же битком набита приключениями: собственно охота за Наутилусом, попадание лодки в ледяной плен на одном из полюсов, подводная охота, стычка с дикарями, сражение с гигантскими спрутами и ещё много чего...

Любому увлекательному произведению нужна такая вещь как тайна. И она есть! Кто ты, капитан Немо? Ответ на этот вопрос мучил меня в детстве... какое-то время. И как же он загадочен и не похож на других любимых героев детства — Д’Артаньяна, капитана Блада, Квентина Дорварда, Зверобоя... Наверное у многих это было первое жизненное столкновение, во многих случаях наверняка не осознанное полностью, с тем, что принято характеризовать как «мир не делится исключительно на чёрное и белое».

И стиль изложения тоже всегда казался мне живым и увлекательным. Ей-богу, в детстве я с удовольствием читал даже латинские названия представителей морской фауны, не говоря уже обо всё остальном. А какие картины разворачивает Жюль Верн перед нами — останки затонувших судов, извержение подводного вулкана, чудеса подводной природы, тайны моря, такие например как никому не известный тоннель или Атлантида. Скажу честно, что лишь одному человеку да и то по прошествии многих лет и с применением современных технических средств и достижений удалось передать мне более яркие, запоминающиеся картины подводного мира. Это конечно был ещё один француз, великий соотечественник Жюль Верна — Жак-Ив Кусто. Я бы многое дал, чтобы хотя бы день провести на «Наутилусе», осмотреть судно, побывать в рубке, послушать лекцию профессора Аронакса в салоне, у открытого иллюминатора, послушать ворчание гарпунщика Неда Ленда и пожать руку капитану Немо, если бы он удостоил меня такой чести, конечно.

А ещё я изучал по нему географию и частично историю географических открытий. Книги Жюль Верна вообще прекрасно подходят для этой цели, ребёнок увлекающийся его романами впоследствии никогда не будет мямлить у доски, растерянно хлопая глазами в поисках Индийского океана или Ла-Манша.

Бесконечной любовью к морю наполнена эта книга: «Взгляните-ка на океан, разве это не живое существо? Порою гневное, порою нежное! Ночью он спал как и мы, и вот просыпается в добром расположении духа после покойного сна!» Или вот ещё: «Море — это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни.» А вот ещё две цитаты из романа и если в первом утверждении писатель, к огромному сожалению, ошибся: «Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут ещё чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!», то во втором случае, я уверен, он бесконечно прав: «Творческая сила природы всё же превышает разрушительные инстинкты человека.»

Любые восторженные эпитеты применительно к этой книге кажутся мне затёртыми, слабыми и банальными. Нестареющий, нетленный шедевр мыслей, духа и надежд великого Мастера и Романтика, имя которому — Жюль Верн!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениально! Подводный мир вызывает восторг, но не меньший восторг вызывают изобретения (с учетом времени написания романа) и персонажи романа. Эх, если бы автор был бы нашим современником! Перефразируя строки известного поэта: «Я французский выучил бы только за то, что им писал Жуль Верн!» Как не хватает такого автора-современника, который смог бы провести за руку вокруг Земли, непринужденно рассказывая о современных технологиях, к примеру, о спутниковой связи или «зеленных» технологиях, не забывая к тому же, добавлять как изюминку, интересные фантастические концепции и изобретения.

Да, есть современный Артур Кларк, но ведь его творчество больше о Солнечной системе, а ведь мы до сих пор в таком потоке информации мало, что знаем о антропогенных изменениях в нашей Планете и смогли бы наново открыть для себя Землю.

И о персонажах, огромное личное уважение вызывают у меня профессор Аронакс и капитан Немо. Первые персонажи, о которых я прочел, кто уже в то время задумывался о техногенном/негативном влиянии человека на биосферу (опустим кровавую бойню кашалотов и осьминогов). И прошу не судить мои слова строго, но персонаж Нед Ленд — это тупое создание, у которого кроме наличия жующих рефлексов, есть лишь одна извилина, требующая крови и жертв несчастных морских обитателей. К сожалению, современных подобных существ/садистов, страстно желающих нажать на спусковой крючок в отношении живого существа (человека/животного) вокруг нас пруд пруди. На этом о плохом больше ни слова.

Браво, браво автору!!!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великий писатель. Великая книга.

Да, в наше время это кажется простоватой историей, где процент фантастики незначителен. Но сто лет назад «20000 лье под водой» казалась просто невероятной сказкой, несбыточными мечтами самых смелых изобретателей.

Книгу впервые прочитал вместе с дедушкой, когда мне было 8 лет. позже неоднократно перечитывал её, так она стала для меня отправной точкой в безмерном, безграничном и удивительном мире художественной литературы. Книга меня просто потрясла, персонажи запомнились на всю жизнь, а невероятные события, красочные описания подводного мира увлекли и не отпускали до самой последней страницы. Блестяще, просто блестяще написанная книга!!!

простовато написано, легко читается, но вместе с тем содержит такое колличество интересных моментов, открытий... Сразу видно высокую образованность автора, его всестороннюю эрудицию.

Больше всего запомнился конец книги, он оставил глубокий отпечаток в моей душе. Не буду спойлерить, скажу лишь только, что после прочтения тянет перечитать книгу или увидеть продолжение. благо, последнее есть. « Таинственный остров». Но это уже совсем другая история...

Ещё стоит сказать, что существуют бесчисленные экранизации этой истории — как старые, так и новые; как цветные, так и черно-белые; как русские, так и зарубежные. На мой взгляд, все они просто великолепны!!

Прочитать книгу определённо стоит. Масса положительных эмоций она вам подарит. А заодно это-уникальная возможность посетить экскурсию подводного мира. А путеводителем будет Капитан Немо

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Библия приключений. Ожившая мечта. Уже за одну эту книгу Жюля Верна можно заносить в пантеон лучших писателей-фантастов своего времени. Прорывная, намного опередившая свое время вещь, пронизанная романтикой дальних странствий, революционными идеями и проблематикой взаимодействия человека и человека, человека и природы.

Поразительно, насколько предугадал Жюль Верн, этот французский просветитель и юрист, направление развития техники в будущем. Заметим, весь XX век виделся современниками и Верном как прекрасное будущее, наполненное всевозможными чудесами и люди строили предположения о развитии цивилизации одно другого красочнее. Утверждали: Человек – покоритель природы, и не только земли и воздуха, но и морского пространства. Верн чувствовал, что судостроение рано или поздно разовьется до подводных машин, которые смогут опускать на большую глубину, несмотря на давление воды.

И в полете фантазии, когда никакими субмаринами еще близко не пахло, Верн рисует образ мощного, стремительного надежного подводного корабля, оборудованного по последнему слову техники, шедевр инженерной мысли в единственном числе, уникальную машину, самую совершенную субмарину – «Наутилус». Верну всегда удавались технические описания разных приспособлений и изобретений, и образ «Наутилуса» получился у писателя лучше всего, что он писал раньше, как бы аккумулировав все находки и идеи в одном предмете.

Но кто станет за штурвал столь выдающегося корабля? Тоже непростой человек. Это должен быть яркий, но драматичный персонаж со сложной судьбой. И Верн знакомит нас со своим капитаном Немо, загадочным ученым, дворянином без имени и биографии, отвернувшимся от человечества, разочарованным в цивилизации одиночке, который предпочел обществу морские глубины и обитающих там тварей.

Немо, человек, имевший все, но отказавшийся от этого ради уединения и научного поиска — тот идеал, который смутно представляли себе многие поколения мечтателей. Нет прошлого — значит нечего терять. Немо, временами жестокий и импульсивный, но добрый и честный, человек чести и принципов, он всегда держит свое слово и набирает свою команду по таким же требованиям. Необычно все, что касается этого персонажа. «Наутилус» — это без сомнения внутренний мир Немо, его бессознательное, отражение его личности, где есть место самым удивительным вещам, начиная с коллекции кораллов и заканчивая обширной библиотекой. Но трагедия Немо остается с ним всю его жизнь, утрата в прошлом и одиночество в настоящем.

И вот, создав столь яркий тандем человека и машины, Верну потребовалось сочинить историю масштабного путешествия. Точно так же, как Одиссей немыслим без его длинного плавания, Немо невозможно вообразить себе на суше; его «Наутилус» постоянно в движении, плывет наперегонки с акулами и китами, бросая чудовищам вызов. И благодаря случайности, попаданию на борт пассажира-попутчика (он же рассказчик), мы можем узнать о захватывающем кругосветном плавании Немо вокруг Земли, где нам откроется потрясающий подводный мир – настоящий космос, с его тайнами, чудесами, опасностями. Долгое, наполненное различными событиями плавание.

Еще необходимо отметить, что в романе впервые в научной фантастике применяется прием внедрения артефактов и технического описания мира. Миром здесь выступает «Наутилус», но его строение и облик прописаны автором предельно детально, что придает повествованию максимальную убедительность. То есть по сути «Наутилус» — это первый выдуманный артефакт, ненастоящий корабль, вставший в один ряд с реальными субмаринами. То есть «Наутилус» — предшественник множества выдуманных механизмов и кораблей, которые появятся в литературной и кинофантастике — Звезда Смерти, корабль «Навуходоносор» из фильма «Матрица», грузовик «Ностромо» из фильма «Чужой», и так далее. Иными словами, Верн первым прописал ЛОР, то есть своеобразный справочник о мире произведения.

Верн вложил в книгу максимум своего таланта; это очень насыщенное действиями и описаниями произведение, настоящая вселенная, спрятанная под обложкой. После прочтения остается странноватое ощущение, словно увидел дивный долгий красочный сон. Прекрасный, потому его уже не вернуть…

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всего раннего Жюля Верна я оцениваю на 10 баллов; соответственно, я выставил указанную оценку и «Путешествию к центру Земли» и «Путешествию и приключениям капитана Гаттераса» и «Вокруг Луны». Но если по трем указанным романам со мной можно не соглашаться — то вот проставить меньше 10 за самый известный роман Жюля Верна — как только рука может повернуться; не знаю.

«Наутилус» — это отличная, высокотехническая фантастика. Она таковой продолжает оставаться до настоящего времени. Часть из того, что делал «Наутилус», не в состоянии сделать ни одна современная подводная лодка. И, вот какое дело, «Наутилус» прежде всего исследовательский корабль, в отличие от монструозных военных АПЛ нашего времени. Капитан Немо применяет его в военных целях — но это только один эпизод за 7 месяцев плавания Аронакса и Ко. Советские 941 «Акулы» неизмеримо громадней «Наутилуса»; скорость подводного хода приближается к заявленной скорости «Наутилуса» (хотя, видимо, все-таки не достигает её). Благодаря наличию атомного реактора, практически любая АПЛ может обойти вокруг земного шара, не всплывая на поверхность. Так что драматический момент с «затиранием» Наутилуса льдами в южных полярных морях произойти не может. Фантастика в описании «Наутилуса» остается в глубине погружения. Даже советские титановые АПЛ имеют рабочую/предельную глубину погружения 1000/1200 метров. И это считается очень много, так как в основном они ограничиваются 400-500 м. «Наутилус» же погружался на 16 км. (хотя инженерные расчеты показывают, что указанная Жюлем Верном броня, невзирая на все двутавры и заклепки, более 5,5 км. погружения не выдержит). Подводные же скафандры, в которых люди «гуляли» по подводным лесам на острове Креспо и Атлантиде, на глубинах до 300 м. продолжают оставаться совершенной фантастикой; необходимо применение специальных гелиево- или водородно- кислородных дыхательных смесей, чтобы избежать кесонной болезни. У Жюля Верна в этом моменте, к сожалению, явный косяк — гуляющие невозбранно переходят из среды с давлением 30 атмосфер в среду с давлением 1 атмосфера; специальный дыхательных смесей не используют, и превосходно себя чувствуют. Также совершенной фантастикой остаются электрические ружья. И невероятные аккумуляторы (а точнее, гигантские батарейки) «Наутилуса». Нам есть еще к чему стремиться; по этим моментам «Наутилус» продолжает оставаться далеко впереди. Невероятные салоны «Наутилуса» также остаются фантастикой — хотя надо сказать, что исключительно гуманные советские инженеры разместили на 941 «Акуле» даже тренажерный зал и бассейн. Так что в то время, когда амерские злодеи сидели на головах друг у друга, советские подводники нежились в бассейнах. Вот что дает 50000 тонн подводного водоизмещения.

Наутилус является героем романа Жюля Верна. Но не единственным, и не главным. Главным, безусловно, является капитан Немо. В нем уживается пламенный борец за свободу и низменный мститель. Среди всех героев раннего Жюля Верна, образ капитана Немо самый сложный. И, хотя мы имеем весьма незначительный конфликт персонажей (да и есть ли он вообще? Не отпускает ли капитан Немо Аронакса, Неда Ленда и Конселя добровольно); имеется серьезный внутренний конфликт у капитана Немо.

Троица гостей «Наутилуса» описана превосходно. Нед Ленд харизматичен; Консель консервативен; Аронакс разрывается между желанием бежать и желанием узреть чудеса подводного мира. Герои, надо сказать, запоминающиеся.

Из минусов могу указать только на то, что Жюль Верн, на мой взгляд, переборщил со вставками научных лекций. Нет, они есть всегда, но вот в «20000 лье под водой» они уж очень заметны, даже, до некоторой степени, чужеродны. Однако это искупает само кругосветное путешествие в морских глубинах — от экватора до Южного Полюса, на котором капитан Немо воздвигает свой флаг; мы вместе с героями Жюля Верна бороздим Саргассово море; собираем жемчуг на жемчужный отмелях; открываем Атлантиду; находим сокровища затонувших кораблей. И даже проводим «Несколько дней на суше» — эпизод, который смотрится весьма симпатично — тут уже угадываются некоторые намеки на будущий «Таинственный остров».

И капитан Немо — могучий физически и духовно; загадочный, противоречивый; чьи поступки порой вызывают ужас у Аронакса, а порой — восторг. Этот образ, безусловно, является мировой классикой. И его загадочная судьба, которая в последующем Жюлем Верном раскрывается (к сожалению, намного более приземленно, чем хотелось бы), в этом романе манит и обещает. Думаю, сейчас, когда капитан Немо воспринимается сразу в сумме «20000 лье под водой» и «Таинственного острова» он производит менее сильное впечатление на читателя, чем раньше, когда данный роман был написан, а продолжения еще не было (прошло около 5 лет прежде чем Жюль Верн закончил историю капитана Немо и историю «Наутилуса»).

Подводное путешествие вместе с капитаном Немо, которое подарил нам Жюль Верн, это удивительное приключение, которое должен испытать каждый любящий чтение человек.

Оценка — 10.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве пытался осилить роман, но как-то не заладилось. В более зрелом возрасте решил заполнить сей пробел и нисколько не пожалел. Книга зацепила, поглотила и уволокла в морские глубины. Весь период чтения я чувствовал себя четвертым невольным пассажиром «Наутилуса«!

Роман не отпускал до самого конца, даже не смотря на то, что такое обилие научных данных, которые представлены в книге, я не очень люблю. Эти факты наоборот делают повествование более объемным, наполненным.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«По внешнему виду эту лодку можно легко спутать с НЛО или с современной версией «Наутилуса» Капитана Немо из произведений Жюля Верна. Но на самом деле, это одновременно и подводный дом и океанская лаборатория, которая приступит к изучению морских глубин уже в следующем году». Это строки из статьи за этот месяц о строительстве нового подводного аппарата. Подумайте: прошло почти 150 лет, а ученые, инженеры и журналисты, говоря о новых подводных аппаратах и исследованиях океана, по-прежнему, даже не задумываясь, соотносят их с романом Жюля Верна!

А значит и сегодня будущие исследователи Океана, о котором, к слову, нам по-прежнему известно меньше, чем о Луне, читают сегодня эту книгу, чтобы пережить эпохальное приключение, прикоснуться к древним тайнам, и загадкам науки, сражаться с морскими чудовищами, поражаться необыкновенной мощи «Наутилуса». И попутно заболеть страстью к исследованиям, научится думать, сопоставлять и наблюдать. Ведь для того, чтобы что-то открыть, надо сначала заболеть идеей, поставить цель, определить свой путь. А что может быть более захватывающим, чем подводные глубины, не мертвые — наполненные жизнью, которая даже и не догадывается о проблемах сухопутных, таящие древние тайны планеты, последние «белые пятна» Земли.

Конечно, сегодня многие факты, описания и события могут казаться устаревшими. Но важен сам дух книги, который смог передать страстно влюбленный в науку и приключения Жюль Верн. И, наверное, еще очень долго будут исследовать подводные глубины самые разные реальные «Наутилусы», созданные бывшими мальчишками и девчонками, которые читали и перечитывали эту книгу, и мечтали отправиться в путешествие с капитаном Немо, преодолев 20 тысяч лье под водой.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот смотрю я сейчас на полку и вижу книгу Жюля Верна «2000 лье под водой». Книжка старенькая, потрепанная, где-то подклеен корешок. Нет, вы не подумайте, что я книжный маньяк и измываюсь над книгами. :gigi: Нет! Что вы! Просто этот роман, где только со мной не побывал! Я брал его и в лагерь, и в дороге читал, и на даче, и в ванной чистя зубы, и когда чай пил. В этот роман я погрузился с головой!

Подводный мир всегда удостаивался внимания человека. Ведь он притягивает, завораживает. Конечно, сейчас мы знаем о нем гораздо больше, чем люди во времена господина Верна, но, тем не менее, читать эту книгу очень интересно! Автор смог великолепно его описать!

Замечательное описание героев. У каждого из них свои достоинства и свои недостатки. Как и положено любому человеку.

Благодаря этой книге многие люди с большим удовольствием проводили и проводят свое время, ведь эта книга была актуальна как в прошлом, так и сейчас!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так, получилось, что в юношестве я по несколько раз прочел «Дети капитана Гранта» и «Таинственный остров», а вот «Немо» оставался все время в стороне. Уж не знаю почему — просто руки ли не доходили, или еще что. И даже сейчас, когда уже за 30, начал перечитывать Верна как раз с двух этих книг в трилогии, а «20 тысяч лье» оставил на потом.

И в который раз я убеждаюсь, что романы Жюля Верна не только вне времени, но и вне возрастов. Здесь все тот же героический пафос, что и, например, у Буссенара или Жаколио, но пафос этот не кажется чем-то искусственным. Герои Верна органически благородны, их дружба — это и есть дружба, а не художественная выдумка; наконец, его злодеи действительно кажутся злодеями!

Пожалуй, «20 тысяч лье под водой» — наименее динамичная книга трилогии, фактически это книга натуралиста-исследователя, полная наблюдений и путешествий ради путешествий, ради впечатлений и ощущений. Здесь практически нет напряженных моментов, это размеренное, полное любви к морю чтиво для идеального времяпрепровождения в кресле под лампой.

Поначалу кажется, что концовка немного смазана — автор так и не отвечает на вопрос, кто есть капитан Ничто и собственно для каких целей фантазией своей он поместил ученого, его помощника и гарпунера на подводный корабль, но ответа на этот вопрос и не следует искать. Это книга, которую просто читаешь и наслаждаешься, как бы ни развивался ее сюжет, куда бы ни заплывали герои — в Африку ли, в Азию, Антарктику или Патагонию. Чистое удовольствие!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из первых и основополагающих романов-приключений о подводных таинствах жизни. На момент написания — супер футуристическое видение образов, фантазий и концептов. Не устаревает сюжет и спустя сотни лет. Это настоящая классика. Дошло до того,что европеоидный писатель 19 века сделал капитана Немо лицом восточной натуры. Невиданное для того времени веяние. А сам подводный аппарат «Наутилус» отлично описан, и это все, во времена первых «прототипов-бочек».

Читал в детстве обычное издание без картинок, воображение само создавало образы. Сейчас же купил ребенку супер-издание с иллюстрациями У.О,Коннора, отлично рисующего и передавшего атмосферу приключений. В дополнение к книге можно приобрести ребенку мини-энциклопедию «Океанология. Подлинный отчет о путешествии на Наутилусе», этакий образовач о океане, где побывали герои.

В 20-ом веке писатели не раз повторяли с успехом подводные приключения, но ознакомится с первым из начинателей, по-моему стоит.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимая книга детства и отрочества. Зачитал её до дыр в буквальном свмысле этого слова. Сам же потом и подклеивал. Прекрасное издание было с замечательными иллюстрациями. Может и это ещё свой след наложило. Но самое главное, что эта книга (кстати в том издании роман назывался «80000 километров под водой») сыграла чуть ли не основополагающую роль в моём становлении, как любителя печатного слова. Значит правильная это книга и читать её нужно и полезно. Больше 10 поставить не могу, а меньше не имею права, и не хочу к тому же.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ругаете вы, или хвалите эту книгу, но вы все ее читали, наверное большинство когда то в детстве, в школьные годы и это уже характеризует эту книгу и этого автора. Жюль Верн это действительно знания, это теории казавшиеся когда- то за гранью возможного, но оказавшиеся в наш век частью обыденного. А еще Жюль Верн это приключения, это ощущение того что не все еще раскрыто, не все изучено и мир под названием земля таит в себе много загадок. И конечно Жюль Верн это герои, да они все черно белые, но в школьные годы это совершенно не портило впечатления, наверное от того что в этом возрасте многое действительно воспринимается именно в этих столь радикальных оттенках.

Именно эту книгу я читала всего раз в детстве, но впечатления от нее ношу в себе до сих пор. Меня манили загадочный подводный мир и его тогдашний властелин капитан Немо, восхищала его личность, казавшаяся мне тогда чем- то трагичной и в тоже время гениальной.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное приключение в подводный мир, в мир неведанных чудес, красоты и жизни. Автор даёт возможность читателю как обитателю суши изучить безкрайние миры океанов, насладиться манящей синевой морей, пронизывающей холодом и страхом не проходимых льдом, мощью и торжеством глубиных морских обитателей.

Жанр данного романа по мне не приключение а именно путешествие. Как удивительная статья для журнала «Вокруг света». А сами путешественники во главе с бесстрашным капитаном Немо стали неотъемлемой частью этого Мирового океана.

А особой талант Жюля заключается в умении завлечения в свои миры, в подержания сюжета в тонусе и в отставлении истории романа в читателей на долгое время и после прочтения.

Фантастика в которую веришь, и хочется верить. Браво Жюль Верн 10 из 10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Верна часто обвиняют в наивности, в том, что он чётко делит мир на чёрное и белое. Но постойте, а как же капитан Немо? Супергерой и Суперзлодей, Палач и Жертва в одном лице. Жестокая месть Немо заслуживает однозначного осуждения и со стороны профессора и его спутников, и, думаю, со стороны большинства читателей тоже. И в то же время образ обладает какой-то притигательной силой. Ему хочется сопереживать. Даже у Аронакса капитан вызывает безотчётную симпатию. Во многом своим бессмертием книга обязана как раз своему главному герою.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх