Владимир Войнович «Москва 2042»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Писатель-эмигрант получает возможность на машине времени перенестись в будущее. Цель его путешествия Москва 2042 года. Попав в Москву, писатель поразился тому, что в этом городе удалось построить коммунизм...
История о том, как далеко может завести писателя его фантазия. Виталий Карцев не только умудрился точно представить Столицу всех столиц через 75 лет, но и ухитрился туда попасть. Больше того, после всех пертурбаций ему удалось вернуться в благополучный Мюнхен образца 1986 года !
Одна из самых ярких сатир на советский строй, в котором разница между первичным и вторичным продуктом почти исчезла...
Входит в:
— газету «Новое русское слово № 27131, 24 июня 1986 года», 1986 г.
— журнал «Знание-сила 1989'9», 1989 г.
— антологию «Вечер в 2217 году», 1990 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 324
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2684 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Премия Горького / Premio Gorky, 2014 // Писатели (публикация на итальянском языке) |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма |
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kotov, 17 августа 2015 г.
В первый раз пытался читать, когда роман только вышел, фактически ещё в детстве. Тогда показалось памфлетом, чересчур уж преувеличенным, да, и верилось по наивности в лучшее: в то что тёмные времена позади. А теперь, когда Россия по генерации абсурда уже превзошла даже совок и происходит новое сращивание государства, спецслужб и церкви, понимаешь, каким пророком оказался автор.
Роджер_Янг, 21 июня 2017 г.
Все таки Войнович провидец. Сотрудники КГБ, неумело крестящиеся в храмах, попы-патриоты, кольца враждебности, гениалиссимус. Такое впечатление, что книгу восприняли как инструкцию к действию.
Tygdym, 28 апреля 2012 г.
До Москвы образца 2042 года нам осталось всего лишь 30 лет, но уже наметились, как и писал Владимир Войнович, «СОСТАВНЫЕ НАШЕГО ПЯТИЕДИНСТВА: НАРОДНОСТЬ, ПАРТИЙНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ И ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ!» (c)
В конце 80-х годов по радио «Свобода» я слушал «Москву 2042» в исполнении автора — порой в жуткой какофонии глушилок, сопровождавших тогда все передачи «импортных» радиостанций. Восторгался языком и сюжетом, пересказывал услышанное на следующий день своим коллегам по работе — всё было замечательно. Только одного не мог понять, зачем нужно было совать КГБ в 2042 год. Прошло время, и оно мне объяснило, зачем — судя уже по сегодняшним реалиям в нашей жизни, много и далеко предвидел Владимир Николаевич, а я этого, увы, долго не понимал.
- Будь готов!
- Воистину готов!
Гениальная книга: какую строку ни возьми — и страшно, и грустно, и смешно. И всё про нас — про нас сегодняшних.
laborant81, 14 февраля 2008 г.
Этот роман во всем хорош. Но особенно хорош он тем, что Войновичу удалось не только высмеять прошлое и настоящее, но у него ещё здорово получилось заглянуть в будущее. Эти преобразившиеся спецслужбисты, адепты новой веры, сильно напоминают мне героев нового времени, наступившего значительно раньше, чем 2042 год. Ну а отец Звездоний — это просто без комментариев!
mastino, 14 февраля 2008 г.
Прекрасный сатирический роман, написав который Войнович ухитрился заработать себе врагов не только в СССР, но и в эммигрантских кругах. Не могли ему простить многие, столь явную аналогию между Симом и Солженицыным... Роман великолепно, в гротескной форме демонстрирует все штампы Советской идеологии, высмеивает и обличает многие несуразицы происходившие в СССР. Прекрасное произведение, которое будет особенно хорошо понятно человеку, успевшему пожить во времена красных знамен и лозунгов «Коммунизм победит!».
LAN, 14 февраля 2008 г.
Единственное прочитанное мною произведение Войновича.
С литературной точки зрения, по моему мнению, роман не блещет: сюжет рваный, многочисленные логические ляпы и нестыковки, герои черезчур однобоко-гипертрофированные даже для сатирического романа, язык ничего особенного из себя не представляет...
Что же касается основной, идеологической идеи романа, то налицо явный перебор параноидального антикоммунизма, перетекающего в откровенную русофобию. Меня, отнюдь не коммуниста, местами просто коробило от пассажей автора.
P.S. Сравните, например, тоже с сатирическо-антикоммунистическими «Хождениями Джоэниса» Шекли. Результат явно не в пользу Войновича.
Fiametta, 15 ноября 2013 г.
Потрясающе остроумный антисоветский памфлет. Потрясающе остроумный (хоть и несколько радикальный) памфлет против Солженицына. Советская жизнь, доведенная до логического конца. Книга, которую можно разобрать на цитаты, как «Швейка» или «Двенадцать стульев».
Предсказано слияние православия с государством. Предсказан даже сотрудник КГБ, работавший в Германии.
Дзержин логично превращается в Дружина.
P.S. А что случилось с женщиной, которая отправилась в будущее лечиться от рака?
Вадим Панов, 14 ноября 2009 г.
Первая моя аудиокнига — в восьмидесятых слушал роман по русской службе бибиси в исполнении автора :gigi: Тогда было смешно и горько, теперь — горько и смешно, потому что несмотря на все катаклизмы последних десятилетий мы все равно движемся в Москву 2042... :blush:
Paganist, 8 мая 2019 г.
Театр абсурда в лучшем своём проявлении. Это такой комплимент роману. В нём намешано много всего из разных жанров. Но без юмора эта громоздкая конструкция едва бы соединилась в органичный текст. Да, юмор автора порою слишком сортирный. Но что поделаешь, если «вторичный продукт» — одна из основ жизни всего Москорепа, страны победившего коммунизма. Как никак «вторичное — есть первичное».
Пожалуй, юмористический взгляд на коммунизм «Москвы 2042» — отличный метод рассмотреть противоречивость политического строя и общества, в котором вырос и достаточное время пожил автор. Многие аспекты жизни коммунян возведены до уровня бреда, абсурда, даже сюрреализма. Вождизм, лютая пропаганда, извечные поиски врагов, отсталая экономика и инертность народа — всё это автор писал, отталкиваясь от реалий своего времени. А то, что его творение оказалось в чём-то пророческим — побочный эффект. Думаю, задачи пророчествовать перед собой Войнович не ставил.
Книга понравилась. Не потому, что она антикоммунистическая и до сих пор не утратила актуальности, хотя и это тоже. Она самобытна, легко читается, не грузит, насыщена массой прелюбопытных мыслей. Честно говоря, в моей читательской практике ничего подобного не попадалось. Есть моменты, которые делают книгу сходной с другими. Но целостно она представляет оригинальное произведение с внушительным списком достоинств и единичными недостатками. Оценку поставлю, исходя из эмоций, а не разума — десятку.
prouste, 3 октября 2015 г.
Войнович являет собой редкий дистилированный пример второстепенного автора, у которого все в порядке с юмором, темпераментом и по части вкуса без существенных прегрешений ( кто бы ни говорил, а Чонкин — совершенно не ядреный роман). Вот и «Москва 2042» получился романом очень легко читаемым, откровенно развлекательным. в котором и антиутопия подана с такими в общем легкими тональностями, что чтение сродни пляжному. Забавно, с прелестным ( но не суперуничтожительным) шаржем Солженицына, безобидными метаниями центрального пустяшки. Для меня неясно, чем такой роман может вызвать сильное впечатление. Соответственно, и ругать его незачем. Оптика у Войновича, понятно, не гоголевская. Писатель пописывает, читатель почитывает. Определенно Аксенов, с которым в силу эмигрантской ли общности у меня какое-то время ассоциировался Войнович, был поярче и самобытней и даже «Москва-ква-ква», которую не пинал только ленивый, а все же позабавней нежели «Москва 2042». Почитал-забыл. Но без раздражения.
GBV, 6 апреля 2011 г.
Отличная сатира, в которой автор изрядно поиздевался над давно прогнившей ко времени написания советской системой, а заодно и над некоторыми деятелями русской эмиграции :lol: В романе явно прослеживается влияние главного труда Оруэлла, его можно рассматривать как ответ английскому автору — «нет у нас будет не так, а хуже, но зато настоящий коммунизм, а не ангсоц». Войнович замечательно изобразил мир, в котором коммунизм «победил» в одном отдельно взятом городе, где произошла подмена базовых понятий (первичное стало вторичным, а вторичное первичным), а принцип «каждый по способностям, каждому по потребностей» означает лишь то, что потребности каждого гражданина просто определят за него («У вас нет осветительной потребности...»:haha:). В меру гипертрофированные для жанра персонажи, абсурдные ситуации, над которыми можно и смеяться, и печалиться, множество отрывков в тексте, которые можно разобрать на цитаты — давно я так взахлёб не читал целый роман, как «Москва 2042». И главное — нельзя однозначно утверждать, что он устарел и неактуален — то ли ещё будет, и через 20-30 лет газопроводы будут переоборудованы для перекачки на Запад «вторичного продукта».
URRRiy, 19 февраля 2021 г.
Сон разума породил чудовище. Отличная социальная фантастика и сатира, доведённая до абсурда. Очень хорошего качества текст, интересный, несмотря на десятки лет с момента написания. При этом впечатления злобного или ядовитого издевательства над самым прогрессивным строем в истории человечества книга не создаёт. Сатира и юмор, но без ненависти, абстракция и заведомо нелепая социальная структура, но в основном без лютых зверств «заглотчиков», хотя экспериментатор Эдик тот ещё Менгеле. Кстати, напиток бессмертия явно перекликается с самогоном из «вторичного продукта» другого «изобретателя» из приключений Ивана Чонкина. Все таки автор пристрастия к творческому использованию отходов человеческой жизнедеятельности отнюдь не оставил.
И конечно, как отмечалось, смесь партийности, народности, религиозности и госбезопасности — безусловно верно предсказанный метод властной вертикали. Это даже не сатира, а реальный способ контроля над массами, глобальный охват подчинённого народонаселения методом управления мыслями. Но Войнович вовсе не гений — предсказамус, многие западные фантасты до него конструировали подобные социумы, так что считать его уникальным талантом на мой взгляд было бы преувеличением.
Просто — хороший писатель с чувством юмора, написавший хорошее развлекательное произведение. Рекомендую.
Ivan Chis, 29 ноября 2021 г.
Крайне увлекательное и в то же самое время образовывающее произведение! Роман полностью оправдал возложенные на него обязательства (сатира, политика, юмор, приключение). Читать можно почти в любом возрасте, но тем не менее со школьным курсом Истории России лучше ознакомиться, иначе многие отсылки к «Героям» не будут понятны. Порадовало описание жизни «настоящего коммунизма», т.е. что он в действительно из себя представляет. Думал, что Россия превратится в ведущее капиталистическое государство (напомню, опубликован в 1987 году), наподобие Швейцарии или Германии, но пришли к другому режиму, к какому, узнаете, прочитав роман.
P.S. к большому сожалению, многие аспекты, описанные в романе, легко угадываются в современной жизни России, что говорит о высоком уровне прогнозирования у Владимира Войновича. Таким образом, спустя 30 лет с момента публикации, произведение не только не потеряло, а напротив увеличило свою актуальность!
UMAB-C-PEX, 3 августа 2011 г.
Сверхзлая и (увы) сверхактуальная сатира. Боюсь, в нашей бедной стране она никогда и не устареет. Хотите православного коммунизма? Хотите Солженицына (распутника и агента ГБ) в отцах нации? Хотите узнать почем 0,5% едят икорочку, а остальные — «продукт вторичный»? Что, вы это все и из телевизора знаете? Да? А вот Войнович как-то так еще 25 лет назад об этом написал....
ibel, 4 декабря 2015 г.
Известное и достаточно интересное сатирическое произведение. На мой взгляд, юмор несколько грубоват — с некоторым закосом в туалетную тематику. Но есть очень запоминающиеся образы — например,
Самым серьёзным недостатком оказался даже не грубоватый юмор, а то, что книга, к сожалению, оказалась пророческой. Разумеется, это не вина автора.