Клиффорд Саймак «Братство талисмана»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Палестина не была завоевана христианами: в конце XI века в Македонии появляются странные существа-разрушители, разорившие центральную Европу. С тех пор каждые 500 лет это явление повторяется. Действие происходит в конце ХХ века, молодой английский дворянин Дункан Стендиш получает задание, довезти манускрипт, в котором, возможно, содержатся доказательства реальности существования Иисуса Христа, в Оксфорд, где живет единственный специалист по арамейскому языку. Его дорога лежит через земли, которые вот-вот окажутся под ударом разрушителей.
- /языки:
- русский (15), английский (1)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- Н. Боброва (1), С. Кожахметов (1), К. Королёв (7), Л. Моргун (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Warrapan, 23 мая 2019 г.
«Этот парень упрям и надоедлив, но в целом он неплох» — эту фразу или её вариации я встретил раз пять в тексте, и понял что и про сам роман могу сказать примерно то же самое. Произведение оставляет смешанные впечатления, в нём есть и сильные, и слабые стороны. Сначала минусы:
Во-первых название романа вызывает прямую ассоциацию с первой книгой романа-эпопеи «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкиена, потому даже против желания читатель будет сравнивать одно с другим, и при таком раскладе роман Саймака явно проигрывает по всем пунктам — и размаху, и яркости, и оригинальности... Впрочем, мало какое произведение можно сравнить с «Властелином колец» не в пользу последнего.
Во-вторых роману недостаёт динамики и яркости, остросюжетности. У нас типичный «квест», где герой и компания должны пройти из пункта А в пункт Б самым затейливым и опасным маршрутом, по пути посетив максимум локаций и встретившись со всеми возможными препятствиями и врагами. Однако акцент повествования как-то постоянно смещается с приключений и опасностей на знакомства, разговоры и мысли героев. Для приключений остаётся мало времени и места, потому схватки с абсолютным злом мимолётны и вялы, ловушки сами собой отпускают путешественников, помурыжив их для вида пару часов, а в самых отчаянных ситуациях с неба сваливается Рояли в Кустах (ой, простите, Дикий Охотник), и разгоняет всех супостатов. А жаль, хотелось увидеть больше находчивости и храбрости героя и его разношёрстной компании.
Ну и напоследок очень мне против шерсти была религиозность этого фэнтази. Если перед нами альтернативная история, где 20 тысяч лет назад на землю приземлилось Звёздное Зло и настолько изменило ход цивилизации, что век двадцатый почти неотличим от века второго, то и церковь с её мифологией обязаны были развиваться по иному, существенно отличному от нынешнего, пути. И такой коварный вопрос:
Что касается плюсов:
Понравилась некая наивность, душевность и доброта романа. Тут не придётся плакать над смертью понравившегося героя, как в «Песни льда и пламени» или том же «Властелине колец». Понравился главный герой, такой простоватый сельский дворянин из благородной, но не испорченной семьи. Понравился (прямо очень) боевой конь, дравшийся сам по себе лучше всех людей, который к тому же был очень разумен и предан хозяину. И ещё большой плюс за Плакальщиц, очень живой образ. Мне кажется, Клиффорд Саймак так изобразил всяких журналистов, репортёров и прочий информационный люд, который вроде бы плачет по всем бедам и горестям нашего мира, но и живёт ими, потому совсем не хотел бы, чтоб кругом наступила тишь, гладь и всеобщее довольство.
В общем и целом ставлю среднюю оценочку и даю совет желающим прочесть: читайте, но не ждите сильно многого. «Fellowship of the Talisman» это вам не «Fellowship of the Ring».
Сказочник, 1 февраля 2023 г.
Я фанат Саймака. Кропотливо собираю его романы в одной определенной серии и так же кропотливо читаю. Вот и дошла очередь до «Братства талисмана». Эпигоном назвать великого мастера язык не повернется, но сюжет именно этого романа очень уж напоминает...
В целом, обыкновенный квест. На что-то большее не претендует, и как раз вот это удивляет сильнее всего. Да, классики тоже имеют право на написание порожняка, но чтобы вот так откровенно. Картонно, шаблонно, ничего нового. От слова «совсем».
romanpetr, 3 июля 2020 г.
Что можно сказать о романе Клиффорда Саймака «Братство Талисмана»? Безусловно,это захватывающее фэнтезийное произведение, но к своему времени...Впервые, прочитав роман в начале 90-ых был очарован талантом писателя и поглотил произведение на раз-два. Теперь же, второй раз, перечитав его и «рассмотрев поближе», немного воспринял все спокойней — наверно поостыл, ибо за эти годы было много прочитано и есть с чем сравнивать. Да, как уже указывали наши читатели, роман уступает по многим критериям Дж.Р.Толкиену с «братством колец», где все преподнесено более развернуто, грамотно, с законченной идеей. А Саймак , несмотря на хороший литературный язык и интересные мысли, несколько повторяется в сюжетной линии, сравнивая с его же романом «Паломничество в волшебство» и кроме того уступает своим «топтанием на месте». По меркам автора — абсолютно заурядное произведение, если бы не было несколько «но»: интересная идея развития альтернативного мира Земли : 20 век наполненный духом средневековья; своеобразное теологическое обращение к религиозному контексту в романе : о существовании Иисуса Христа и влиянии христианства на человеческий социум; как всегда прекрасные описания природы ; участие в романе множества мифических существ и героев, их быт....
Некоторые недостатки вылились в неторопливую походную канву — герои выглядят изрядно спокойными,когда нужно просто бежать исполнять задуманное; постоянно обрастают новыми сотоварищами, которые выглядят явно не сочным дополнением к команде, усилившем оную, а являют собой натуральную обузу с которой носятся Дункан (Данкен) Стэндиш и Конрад , как с писанной торбой. Не знаю, но образы, хотя и простые у героев и открытые, но большой привязанности не влекут за собой. Слишком часто увлекаются недоговоренными или ненужными диалогами, которые можно было заменить красочным описанием стычек и сражений. Из героев импонировали только демон Царап , который привнес некоторый здоровый сумбур в повествование и немного молодой Стендиш со своим манускриптом, стоящий во главе этого похода. Кстати до всех этих событий главного крестового похода на Земле так и не состоялось... Манускрипт сам вызвал некоторое «легкое недоумение»: сила святописи против могучего инопланетного роя, олицетворявшего вселенское зло, немного поразили наивностью. И чувствуя силу зла, можно долго удивляться, как злыдни не совладали с разношерстной горсткой путешественников.
Но все-таки позитивные вещи, как вера, дружба и любовь, которые Саймак выкладывает на страницах своего романа, способны на многое! В том числе и одолеть зло! А это многого стоит!
Кропус, 24 декабря 2021 г.
Единственный фэнтезийный роман Саймака, который мне действительно понравился (Возможно некоторую роль в этом сыграл блестящий перевод Моргуна). «Заповедник гоблинов» я чистой фэнтези не считаю. Почему именно он? Сейчас объясню. Все три фэтези-квеста Саймака построены по единой схеме. Очень пёстрая группа, постепенно обрастая спутниками идёт через местность в которой обитает зло. Но если в «Паломничестве» и «Зле» цели героев очень условны, и явно нужны лишь для того, что бы их отряды могли вдоволь поприключаться, то здесь же она вполне конкретна, и всяческого уважения достойна. Для верующих же людей, а никакими другими герои романа просто не могут быть по определению, вообще никакому сомнению не подлежащая. Во-вторых. Других два текста оставляют ощущения фрагментарности. Герои побеждают в стычке в пункте А, и идут в пункт Б, где их ждёт новая стычка никак не связанная с первой. Силы зла здесь больше напоминают матерелизавшийся закон термодинамики. Этакий безликий хаос, который просто бьёт по всему, что шевелится, но как личностями героями не интересуется. «Братство» же оставило ощущение цельности. Герои преследуют свою цель: добраться до Оксфорда и их действия в общем-то мотивированы и логичны. Зло тоже логично и целенаправлено. Целеноправлено в рамках сюжета и в глобальной мотивации. Последняя доподлинно неизвестно, но есть убедительные гипотезы.
Хорошо показана теплые отношения внутри компании. Да, согласен, некоторые спутники мобильность группы явно снижают, но тут Саймак следует Толкиену, где истинную победу над злом одерживают вовсе не великие герои. Очень впечатлил образ плакальщиц. Все думают, что они оплакивают несчастья мира, а они на самом деле эти несчастья смакивают, купаются в них словно свинья в грязи. Возможно вообще являются энергетическими вампирами. К сожалению, это только один эпизод и образ не развит. Но мне встречались такие люди и в реальной жизни, увы.
Неожиданный же финал, произвёл впечатление даже на атеиста вроде меня. Хотя обдумывая после прочтения текст, понял, что автор всё же немножко его подготовил. Смотри финальное озарение Дункана насчёт талисмана.
И последнее — осточертели многотомные опупеи. Приятно было перечитать относительно компактный текст
k2007, 13 марта 2018 г.
Мне очень нравится этот роман. Да, если посмотреть с нашего времени, он простой и незамысловатый — поручение, герой практически без страха и упрека, сбор команды, приключения и не скомканный финал. Все дело в том, как это написано и как сделаны герои. При их описании нет современных психологических трагедий, Саймак раскрывает разные их характеры через поступки, короткие реплики, диалоги.
Роман короткий, приключенческая линия интересна и история закончена. Хорошие герои, интересный сюжет.
Классики умели писать. Потому они и классики, наверно
Yamada, 29 марта 2018 г.
Уже в котором по счёту романе Саймак ставит всё больше серьёзных вопросов и так и не даёт на них прямых ответов. На этот раз мастер фантастики затронул едва ли не самую серьёзную тему: «А был ли на самом деле Иисус Христос?» и «Если был, то учил ли он именно тому, о чём говорится в Евангелии?» Над этими двумя вопросами человечество задумывается ничуть не реже, чем над тем есть ли жизнь на Марсе. И снова, как и во многих других своих произведениях, Саймак после до умопомрачения гениальной завязки развивает сюжет как можно напряжённее, в стиле триллера, доводит это самое развитие до кульминации, затем резко обрывает конец, да так, что у читателя вместо ответов появляется ещё больше вопросов. В результате чего читатель в какой-то степени уподобляется футболисту, не забившему пенальти в самый ответственный момент матча. Не знаю как у кого, а у меня подобное чувство возникло. Однако, на один из главных вопросов я для себя ответ получил. Главный герой понял, что манускрипт истинный, ввиду своей мистической (а не магической) способности отгонять злыдней, значит свидетельства в пользу правдивости проповеди Иисуса Христа также истинные, а следовательно, подобного мнения был и сам автор.
В романе «Братство талисмана» Саймак выдвигает идею о внеземном происхождении зла. Он включает сюда вполне земную нечисть: гоблинов, демонов, баньши, ведьм, колдунов, чародеев, драконов и пр., но при этом даёт понять, что это земное зло — ничто по сравнению со злом, прибывшем со звёзд. И в нужный момент все эти загадочные существа готовы объединиться с людьми чтобы противостоять общему врагу. Чем же этот враг грозит? Прежде всего застоем и регрессом. Из романа можно понять, что действие происходит в ХХ-м веке, так как про времена Иисуса Христа говорится, что они были почти две тысячи лет назад, но состояние той местности в Англии, по которой путешествуют главные герои, сродни глубокому средневековью. Из-за чего? Из-за злыдней, из-за их способности блокировать развитие жизни на том участке, где они создают свой рой. К подобному моменту Саймак вернётся несколько позже, в своём романе «В логове нечисти», только там это уже будут Брошенные Земли. Вот гоблин так и говорит Данкену: «Мы вас людей не любим, но злыдней ненавидим ещё больше, поэтому я и буду вам помогать». В основе этого союза с бывшим неприятелем лежит общий, более могущественный враг. В конце же выясняется, что победу принесут не мечи и не дубинки; не чары и не заклинания; не зелья и не амулеты, а именно тот самый манускрипт, из-за которого весь этот необычный союз и зародился.
Не скажу, что прочитав роман я остался в диком восторге. Нет. «Братство талисмана» — вполне посредственное фэнтези. К тому же я совсем недавно читал один-в-один похожий на него другой роман Саймака «В логове нечисти». Но что-то в этом романе есть, что заставляет задуматься над сюжетом, ещё раз прокрутить его в голове и снова задаться теми вопросами, которые ставит автор. Добро и зло; друг и враг; свои и чужие — все эти понятия у Саймака весьма относительные. И в жизни, как и в книге, часто случается так что бывший враг может оказаться другом, а бывший друг — врагом. Грустно, но вполне правдоподобно. Поэтому, чтобы подытожить всё сказанное, добавлю, что данный роман будет интересен не столько любителям классического фэнтези, сколько поклонникам автора, любителям истинно саймаковской философии.
URRRiy, 16 июля 2017 г.
Читал книгу очень давно, будучи студентом, в начале середине 90-х годов. Аннотация вполне раскрывает сюжет — сборная фэнтезийная команда в альтернативном мире, в котором не получился Первый крестовый поход, и с тех пор завелись всякие несуразности. Линейный сюжет, классические приключения в опасном пути, цель путешествия — добыча артефакта.
Мне лично тогда запомнилось как своего рода новеллизация очень популярной тогда компьютерной игры «Кинг'с Баунти» — набор разного рода юнитов из разного рода существ и с особенными свойствами (вплоть до дьявола).
В принципе читается легко, вещь не затянутая, автор признанный мастер литературы, но всё-таки в большей степени — это подростковая книга.
amak2508, 10 мая 2015 г.
Не самая удачная вещь автора. Хотя ни к композиции романа, ни к логичности повествования, ни к языку Саймака претензий нет. Только вот читать ее почему-то скучновато.
Конечно, возможно, мы просто «заелись» — после «Властелина колец» появилось еще столько отличного классического (толкиеновского) фэнтези. А книга Саймака все-таки не без недостатков. Начиная с причины похода (рукопись на экспертизу), не очень-то и тянущую на судьбоносную. Во всяком случае автор читателя в этом не убедил — просто поставил перед фактом. Далее — собственно поход: ну, согласитесь, нет в нем такого надрыва, такого драйва, как, например, у того же Толкиена. И герои его переживать за себя читателя не заставят — какие-то они неинтересные, никакие какие-то.... Ну, и, апофеоз всего — победа над Врагом. Как же оказывается все просто, стоит только
Впрочем, если отбросить все эти придирки, то можно сказать, что вещь вполне читаемая. Во всяком случае не хуже, чем 70-80% других аналогичный произведений :).
primorec, 25 мая 2012 г.
Когда герой романа, вооружившись мечом, отправляется в длинный поход по неизведанным землям в компании друзей, по пути встречая троллей, гоблинов, фей, сражается всю дорогу со всякого рода злодеями, и в конце обретает счастье — даже самый неискушенный читатель скажет, что речь идет о классическом героическом фэнтези.
В «Братстве талисмана» присутствуют все, что нужно для хорошей фэнтезийной книги. Главный герой — Дункан Стендиш — настоящий благородный рыцарь, смелый и умный — идеальный герой героической саги. И задание для него — традиционное: пройти через неизведанные земли и доставить в нужное место некий бесценный артефакт. Так, что же тогда выделяет эту книгу из сотен и сотен других достаточно однообразных рассказов о приключениях рыцарей, варваров, королей и принцев?
Первое отличие это — мир. Мрачный, но такой реальный и атмосферный. Мир и знакомый — ведь действие происходит в Англии в 20 веке, и абсолютно неизведанный, в котором что-то пошло не так: не было Крестовых походов, Возрождения, промышленной революции. Мир, замерший в своем развитии на уровне Средневековья, где почти полностью и окончательно победило Зло, а немногочисленные, потерявшие веру и надежду люди выживают в редких поселениях. И создан Саймаком этот мир скупыми штрихами, исключающими многословные описания, но волшебным образом создающими живую атмосферу происходящего.
И эта земля принадлежит не только людям, но и Малому народу: гоблинам, троллям, баньши, феям. Здесь действуют законы магии и волшебства, которые пытаются подчинить ведьмы и колдуны. И все обитатели не слишком любят и доверяют друг другу, но готовы сотрудничать перед лицом более страшного врага, и ради этого они готовы забыть старые разногласия, пройти трудный путь сражений и опасностей, чтобы стать настоящим Братством.
Но и это не самое привлекательное в книге. Зло — вот главный герой романа. Абсолютное Зло по Саймаку — это нищета тела и духа, ненависть, невежество, страх, жестокость. Этой темной стороной души всех живых существ питаются чудовища, делаясь могучими и бессмертными, чтобы множить новые страдания, вербуя на свою сторону новых сторонников. И это Зло – каждодневное, привычное, как те милые старушки, смакующие чужие страдания, которых встречает на пути Дункан. Поэтому и все повествование — не пафосно-героическое, а приземленное , и даже — обыденное. Как обыденны и сами герои – обычные, случайно встреченные и ничем не выделяющиеся жители этого мира. И эта привычность зла создает жутковатый фон для путешествия героев.
Герои, конечно, победят, но не потому, что обладают силой и волшебством, и не так, как планировалось. Победа будет обыденной: только эпизод в каждодневной борьбе со Злом, не более того. И христианские идеи, в этом случае, использованы лишь потому, что более ясны и понятны читателям. Герои побеждают потому, что смелы и чисты душой, верны друзьям, как бы те не выглядели. Все повествование говорит: против зла — только одна защита, и это — Братство всего живого. И эта защита будет тем крепче, чем больше живых существ отринут страх и недоверие, и обретет веру, надежду и любовь.
И это — не рядовой роман героического фэнтези. Это — умная, добрая и немного грустная притча о вечной борьбе человека с темными сторонами его души и о необходимости единения всего живого, чтобы противостоять Злу: ненависти, страху и невежеству, разъедающим наш, реальный мир.
Marian, 19 мая 2014 г.
Бродилка? Кому-то правда так кажется — бродилка?.. Христианская апологетика! Как ни странно, того же ряда, что «Хроники Нарнии». Братство — это не малый типовой набор фэнтезийного квеста «рыцарь-маг-вор-эльфийка». Это (пользуясь терминологией Эндрю, плохого отшельника и хорошего героя) — солдаты Господа. Вот ни больше, ни меньше. Их квест — не поход за сокровищами. Это странствие с оттенком паломничества. История, в которой все боялись — и никто не отступил. Бывает так, не бывает так... какая разница. У них вот — было, и рой бежал от них. Или легион. Негуманоидная напасть «со звезд» или просто старое доброе зло — опять же, какая разница?..
При этом я не уверена, что метафизика Саймака придется так уж по вкусу воцерковленному христианину. Зато уверена в другом: его фирменная грусть и точность формулировок порадует всех, кто в принципе любит Саймака. Он не стесняется рисовать банальные образы банальных персонажей. И у него они получаются простыми и живыми, и — смотри-ка — даже картон не хрустит. Бесстрашие автора, еще не знающего, что у всякой истории должна быть кульминация и развязка, что команда приключенцев — это дешевая фэнтезятина, что история, герои которой однозначны и не меняются в процессе, — это дурной тон... Саймак не знает. Или может позволить себе не думать об этом. Все мастера — могут.
Angvat, 15 июля 2017 г.
Грандмастер научной фантастики испытал себя на стезе фентези. Вышло не то чтобы очень. Повесть весьма типична: герой, сбор команды, поход, некое откровение в конце и скомканный финал. Таких произведений сотни. Братство из общего потока выделяет лишь хороший литературный стиль автора. Ну и то, что он уложился в небольшую повесть, а не стал раскатывать банальности на сотни страниц, с приквелом и вбоквелом, как нынче многие любят. К прочтению рекомендуется лишь поклонникам Саймака да совсем неискушенным читателям.
alex2, 15 декабря 2007 г.
Ух ты, какой разброс оценок! От двойки до девятки.
Интересно, почему же эта книга вызвала столь разные эмоции? Что нашли в ней те, кто оценил на восемь-девять? Чего не увидели авторы низких баллов?
Давайте-ка расскажу, что в этой книге углядел я сам.
Есть поистине ВЕЛИКИЕ книги. Когда попадается такая, ты не можешь от неё оторваться, ты всей душой веришь в описанный там мир и сопереживаешь героям. Твои глаза видят уже не буквы и слова — россыпь чёрных значков на бумажных листах — они вдруг начинают созерцать прекрасные загадочные картины иных миров и времён, уши улавливают чудесные или ужасные звуки, душа — любит или ненавидит, беспокоится или смеётся. Ты переселяешься в новый мир.
Когда же книга подходит к концу, ты с огромным удивлением смотришь на неё — неужели это всё многоцветье могло уместиться всего в двух цветах — чёрном и белом?! Да, воистину, слава тем неизвестным, кто придумал когда-то изображать звуки маленькими и такими разными значками!
Вот за такие книги я ставлю десятки.
Есть же книги совсем другие. Не прочитав и полусотни страниц ты с ужасом понимаешь, что бумажный лист превратился вдруг в болото, по которому так трудно сделать даже несколько шагов! Или в густой лес, в котором ты постоянно спотыкаешься о торчащие сучья или колючие ветки, бредёшь не разбирая дороги, забыв, где в эту чащу вошёл и не представляя, каким образом добраться до выхода. В этом лесу или на болоте пытаешься уловить хоть малейшие признаки жизни, но они остаются безнадёжно мёртвыми.
Такие книги я вообще не хочу оценивать.
А эта книга не относится ни к тем, ни к другим.
Довольно интересный мир — у его жителей (наших современников) нет уверенности, существовала ли на самом деле такая личность, как Христос. В этом мире всё ещё средневековье. Альтернативный мир? Да нет, слишком уж он альтернативен. Ведь в нём мирно или не очень живут ведьмы, волшебники, духи, драконы и грифоны. Когда то там жил и король Артур (а что за меч, вы думаете, был у Дианы, как не Эскалибур) Там есть Маленький народец. А ещё там есть большое Зло. Весь набор классического фэнтези? Что ж, пусть будет так. Видно, кому-то этого набора хватает, кому-то — нет. Отсюда и разные оценки.
А что же я ценю в этой книге? Да вот то, что нет в ней некоего пафоса ненужного, величия дутого, которые вызывают у меня отвращение в некоторых творениях. Заглянешь за такой пафос, а там — пустое место.
Нет, герои Саймака в этой книге(как и в других)никогда не раздуваются от важности, они просты и понятны, они...как сказать?..интимны, что ли, нет в них такого, что заставляет наблюдать за ними издалека, боясь подойти поближе, они зовут читателя с собой и есть чувство, что находишься с ними плечом к плечу во всех их делах.И ещё — книга не претендует на большее, чем она есть на самом деле.Для меня это тоже важно.
Прочитайте.В мире множество книг хуже этой.Лучше — гораздо меньше.
AlisterOrm, 15 мая 2011 г.
Молодой герой из Стэндиш-Хауса на севере Англии идёт в поход со своим верным спутником. Их конечная цель — город Оксенфорд, где живёт епископ, способный подтвердить подлинность некого библейского текста.
Банальный фэнтезюшный квест, скажут многие. И будут правы. В некотором роде. Но... это же Саймак... Предыдущая проба в этом жанре — «Паломничество в волшебство» — ИМХО, был авесьма неудачной. Но «Братство талисмана» — другое дело.
Прежде всего, конечно, стиль. Как всегда, Саймак выверел его до мелочей, создав абсолютно живую картину мира, и яркими красками изобразив главных героев. Кстати, о мире. Действие происходит в XX в., но Англия предстаёт нам погружённой в глубокое средневековье, остановившейся в развитии на 1000 лет. Некая потусторонняя сила — Орда, природы которой мы не знаем — пришла «со звёзд» в XI в., заморозив мир в этом состоянии. Островки человеческого жилья, вне которого безраздельно властвуют силы Тьмы — этот образ вышел у Саймака на удивление свежо и интересно. Да, это фэнтези, но написанное не по толкиновским лекалам, а скорее более «говардовское», «дотолкиновское».
Персонажи... И вновь — зацепиться-то не за что. ПРорисовка вне всяких похвал. Конечно, мы имеем здесь дело с фэнтезийными типажами, но даже здесь Саймак постарался на славу — читать о них интересно, раскрывать внутренний мир.
И вновь мы видим довольно неоднозначную концовку. С одной стороны, цель не достигнута. С другой — герой нашёл свою возлюбленную, и приобрёл многих друзей. Банально? Возможно. Только дочитайте до конца, в нём есть некая грустинка, котрая мало кого овставит равнодушным.
Да, всё таки не ожидал от Саймака подобной удачи. Очень недурной роман в стиле «чистой фэнтези».
synphara, 22 сентября 2011 г.
Неожиданно Саймак выгодно выделился на фоне беллетристов-апологетов Христианства.
Беда такого рода литературы (Льюис, Честертон), похоже, в том, что эти люди являются хорошими мыслителями (особенно Льюис), которые берутся за не свою работу. В результате внутренняя логика их романов оказывается явно надуманной, атмосфера не складывается, образный ряд интересен лишь местами («Человек который был четвергом»), а повествование книги кажется полупрогандистскими — как будто на Христианское мировоззрение натянули шкуру Льва, которая то тут то там лопнула, да еще и на Льва не очень похожа. Чтобы не говорил Льюис о том, что Христианский фундамент в его сказки пролез сам собой, мне никак в это не верится.
Вряд ли сама апологетика тут виновата, вряд ли Льюис именно натягивал Христианство на сказку. Мне кажется, что это было скорее вопросом мастерства — видимо необходимо было написать десятки романов прежде чем садиться за «Хроники Нарнии», а при этом Льюис не собирался окончательно становится писателем-беллетристом. В принципе Льюис держит уровень средней беллетристики и совсем уж ругать его не хочется.
Миниатюры у Льюиса («Письма Баламута», «Расторжение Брака»), скорее всего, получились потому что ему не нужно было увязывать слишком много материала вместе. Плюс их финт скорее как раз в ярком ухвате богословской мысли (смерть — преобретение, списки любимых грехов в «Письмах Баламута», отсутствие таланта милосердия в «Расторжении Брака»), а не в литературной части. Миниатюры не беллетристика, а художественная иллюстрация — Льюис здесь выступает как великолепный художник-иллюстратор, который не может нарисовать большое программное полотно.
Саймак же профессиональный беллетрист, написавший «Братство талисмана» в 74 года, после уже не одного десятка романов. Первое же что бросилось в глаза — некий род реализма. Саймак выписывает детали и «выкладывает» роман как историческую повесть — возникает мысль, что для того чтобы так писать нужно быть хотя бы быть лесником, а лучше проводником-охотником (оценки местности, привалы, стратегия перехода через разорённые земли). А визуальная часть пишется ёмко и коротко: замок, грубое строение, палисадник, двор, скот, дым... Описано много, а всего 5 строк прошло. Бывает что фантасты до посинения изголяются в выдумках. Вгоняют в текст максимум «красоты» и эффекта, но мир получается бледным и стереотипным. Здесь же, наоборот — Саймак кладёт текст экономно, но мир проступает как реальный. И как-то и не сразу понятно что мир его населён колдунами, гномами, банши, духами,... Кстати, подобного, но еще более сильного эффекта добилась Астрид Лингрен в «Рони дочь разбойника».
Другая сторона — максимальное продумывание логики сюжета. Саймак следит за почти каждой мелочью и раньше или позже обязательно вставляет естественное объяснение всем вопросам. Иногда развязки приходится ждать к концу. Так, например, ложь главного героя в середине романа привела к открытию новой информации только к концу путешествия.
stas-no, 13 декабря 2014 г.
Читал в подростковом возрасте, сейчас перечитал. Попалась на глаза, полистал и решил попробовать еще раз. Неплохое, пусть и прямолинейное фэнтези. Интересно там другое — это христианский и достаточно сильный элемент. Собственно весь квест вертится вокруг некой таинственной рукописи, содержащей «незаинтересованное» свидетельство о земной жизни Иисуса Христа. Завершается он не так, как было задумано персонажами, но так, что главную мысль (христианство есть истинная вера) автор доносит до читателя. Несколько удивился такому финалу, прозрачно намекающему на религиозную принадлежность автора.
Читал в переводе Кожахметова — не шедевр, а такой приемлемый середнячок, хотя конечно корявых мест хватает.