fantlab ru

Клиффорд Саймак «Звёздное наследие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
421
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздное наследие

A Heritage of Stars

Другие названия: Наследие звёзд

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

После Катастрофы остатки человечества окунулись в эпоху анархии и варварства. Но остались старые предания, в которых говорилось о Месте, откуда уходили к Звёздам.

О нелёгком поиске путей развития и становления новой цивилизации человеческого общества.

Награды и премии:


лауреат
Юпитер / Jupiter Award, 1978 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Наследие звёзд
1991 г.
Наследие звёзд
1992 г.
Братство талисмана
1993 г.
Наследие звезд
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 8
1994 г.
Звездное наследие
2002 г.
Звездное наследие
2005 г.
Магистраль Вечности
2017 г.

Издания на иностранных языках:

A Heritage of Stars
1977 г.
(английский)
Herencia de estrellas
1985 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман получился у К.Саймака ««Наследие звёзд» — не самый большой и долгий по развитию событий, но достаточно понятный своей идеей для читателя. Идеи целостного кризиса нашего мира и последующей катастрофы звучали у многих авторов. И выбирались люди из создавшихся ситуаций по-разному. Здесь Саймак отобразил своё видение постапокалиптики и развала человеческой цивилизации. Причём акцент на вопрос — почему же это произошло, автор несколько сгладил и обошел стороной, но вопрос возрождения «феникса из пепла» волновал его гораздо больше и оттого писатель сконцентрировался на другом.

Падение человека в эпоху дикого варварства и прочего разброда, островки останков цивилизованности и мысли посреди всеобщего хаоса и дикой природы, надежда возрождения высокоорганизованной системы и подъём человека с колен , создавшейся темноты и безграмотности — всё это звучит на страницах романа, получившего, между прочим, в 1978 премию «Юпитер». Понравилась авторская идея, что разрушенный мир технологий , в котором мы живем, убивает человеческую особенность и не даёт раскрыться определенным внутренним способностям человека. В частности, в романе упоминаются люди-сенситивы, то бишь экстрасенсорики, телепаты и прочие — и некоторые герои , как раз обладают этими способностями : ведунья Мэг, контактер с растениями Эзра и его внучка провидица Илейн . Возвращение человека к природе только увеличивает вероятность появления таких людей и с этим можно поспорить, но и можно согласиться...

Главный герой романа Томас Кашинг от юноши со странностями перерастает в движитель человеческого возрождения. Его становление другой раз заставляет пережить приятные моменты, наблюдая за его возмужанием и напористостью с которой он направляется к своей цели в жизни...Робот Ролло тоже заслуживает отдельных симпатий — из простого «принеси-подай» вырос в сильную личность. Настоящий друг человека!

Вообще же подборка героев и некоторые их характеристики схожи с героями другого Саймаковского романа «Паломничество в волшебство», только здесь автор сделал уклон в сторону научной фантастики, а не фэнтези, найдя материальные объяснения природным явлениям и происхождению некоторых чудных созданий.

В целом, очень грамотный роман о возрождении человеческой цивилизации и выборе правильного пути для исключения повторения ошибок впредь. Любителям творчества К Саймака роман должен принести большое удовольствие.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман, один из лучших у Саймака. Сюжет, в отличии от многих его произведений, чёткий, конец также не размытый, идея вообще потрясающая.

«Наследие звёзд» — ещё одна вариация на тему последствий гибели человеческой цивилизации, когда утеряна самая большая ценность, которая только может быть, а именно знания. В результате чего те крохи человеческих существ, что выжили, вынуждены влачить жалкое существование, а технический уровень упал чуть ли не до каменного века. Процветает суеверие и невежество, большинство даже читать не умеет и по-сути некому вытащить общество из такого кошмарного положения. Но надежда всегда есть и Саймак об этом так и пишет, что уже случались в истории такие периоды, когда человечество в нравственном и интеллектуальном плане находилось на краю гибели, при этом всегда оставался, хоть и мизерный, но шанс возродить всё вновь. На этот раз людям на помощь приходят как инопланетяне, так и роботы, они, похоже, ещё более, чем люди, заинтересованы в возрождении высокого уровня цивилизации на Земле. Но люди, как часто это бывает, просто не понимают тех, кто готов их спасти и ввиду собственного бескультурия продолжают совершать ошибки. Вместо того, чтобы сделать шаг вперёд и развиваться, обществу гораздо удобней и комфортней оставаться на том же уровне и лишний раз не рисковать. На сей раз произведение на подобную тематику не такое уж и грустное и Саймак, как всегда, оставляет за читателем право на собственные домыслы, повествование идёт динамично, без присущей автору рутины, поэтому читается легко и с удовольствием.

Лично мне роман «Наследие звёзд» напомнил сразу два произведения, к которым я мысленно провёл сюжетную параллель. Это прежде всего «Паломничество в волшебство» того же автора и «Куколки» Джона Уиндема. Как и в «Паломничестве в волшебство» в «Наследии звёзд» присутствует группа храбрецов, отправившаяся в опасное путешествие, фактически толком не зная зачем. Также в обоих романах конечной целью квеста являются инопланетяне, только на сей раз они ещё разбавлены роботами. Публика в обоих произведениях разношерстная и разнообразны также опасности, подстерегающие главных героев на каждом шагу. Ещё одна параллель между романами касается технической отсталости в какой оказался мир. Но в «Наследии звёзд» сюжет развивается более динамично, не смотря на то, что кульминация в обоих романах примерно одинаковая. Проблемы, затронутые в «Наследии звёзд» более реалистичны и более глобальные, чем в «Паломничестве в волшебство», но здесь фактически отсутствует элемент фэнтези. Что до схожести с уиндемовскими «Куколками», то это касается прежде всего постапокалиптического состояния Северной Америки, присутствие телепатов, способных различным образом общаться на расстоянии и чётко прописанное фанатическое общество, как огня боящееся всего нового, непривычного и неизвестного. Также в обоих романах есть некая высшая сила, готовая помочь главным героям. Причём помощь эта во многом различная, но суть её остаётся неизменной.

Честно говоря, даже не думал, что роман мне настолько понравится, особенно после того, как уже привык к саймаковским чрезмерно минорным нотам. Нельзя сказать, что «Наследие звёзд» заканчивается хэппи-эндом, но здесь автор оставляет читателю надежду. Надежду на то, что мир, описываемый в произведении, возродится и человеческие существа наконец-то сделают всё для того чтобы наконец то привести его в порядок. Вот такая философия Саймака мне нравится. Она наталкивает на то, что мир вокруг себя стоит постоянно держать в порядке, иначе можно докатиться до подобного хаоса выход из которого может оказаться весьма проблематичным. Полезный роман, который стоит прочитать.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая роман не мог отделаться от мысли, что нечто похожее уже было. И вдруг вспомнил — Город наверху Булычева. Также мир после некой катастрофы, тот же любознательный малый. Некие светящиеся субстанции. Пришельцы ... Обожаю Саймака, но должен признать — произведение слабоватое, не его уровень. Сюжет затянутый, много лишнего не влияющего на суть. Динамики ноль. Словом есть ощущение разочарования.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Звёздное наследие» посвящён теме постапокалипсиса. События романа происходят через полторы тысячи лет после Крушения, к которому человечество привело технологическое развитие. Саймак часто в своих произведениях выражает настороженность к технологическому пути развития.

Главный герой, Том Кашинг, и его необычные спутники отправляются на поиски Звёздного Города — места, о котором мало кто слышал, да и те, кто слышал, считают мифом. Герои «Звёздного наследия» задумываются о том, как возродить человечество после уничтожившей цивилизацию катастрофы — возрождать технологии либо идти каким-то иным путём? Ни автор, ни его герои не дают однозначного ответа на этот вопрос; и многие другие моменты в романе остаются необъяснёнными. Над этими вопросами читатели смогут подумать самостоятельно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной саймаковский роман про гибель цивилизации и путешествие на ее обломках. Компания очень разных героев, среди которых есть традиционный саймаковский робот, очень здорово описанный (охотник с копьем на медведей гризли), идет, руководствуясь смутной легендой, искать Город Знаний, преодолевая при этом как стихийные препятствия, так и всякое одичавшее человечество. При этом, как обычно у Саймака, герои отправились в это путешествие не чтобы улучшить свое материальное состояние, а именно ради тяги к знаниями и открытию неизвестного. В общем, хорошая книга. (И еще в романе есть инопланетяне, да)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем-то этот роман похож на «Заповедник гоблинов». Фэнтэзийные краски книге к лицу. Все бы хорошо, но...

На десятку роман не прет потому что его мало. Складывается впечатление, что Дедушка Клиф собрал в одной книге много идей, но не смог их отполировать до ярчайшего блеска. Так идеи хороши, но не привлекают к себе внимания — тускловато смотрятся. Я склоняюсь к тому, что Саймаку необходимо было увеличить размер книги, чтобы как следует расписать множество идей. Было бы у книги два тома, таких как этот — невозможно было бы оторваться, а так — крепкий роман патриарха американской фантастики

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот ведь, как бывает. Один автор из романа в роман эксплуатирует одну и ту же тему — и читать просто невозможно. У другого, вроде бы, то же самое, а будто открываешь все для себя, как в первый раз.

Саймак, безусловно, относится ко второй категории. Казалось бы, в этом романе нет ничего, что бы мы ни встречали в предыдущих. Здесь есть многое от «Города», «Могильника», «Игрушки Судьбы». Мы вновь на почти опустевшей Земле и в странной кампании чудаков -людей и нелюдей- ищем отгадки древних, полузабытых тайн.

Человечество потерпело крах. Нет, не было войн, вторжения инопланетян или космических катастроф. Просто человечество запуталось, испугалось и не захотело искать выхода из тупика, вернувшись к самому началу пути. Но вот что-то не заладилось, и вместо поисков новой дороги к Звездам, застыло на века в варварстве. И лишь единицы еще вслушиваются в старые легенды, мечтают об обретении утерянных знаний, стараются разобраться в происшедшем. И воплощением этих мечтаний становится легендарный Звездный город, на поиски которого отправляются наши герои.

Вот об этом история. О путешествии через опустевшие земли и разрушенные города, об обретении знания и выборе пути. Здесь есть все известные «саймаковоские» типажи — честный и смелый герой, обладающие духовными силами телепаты и эмпаты/даже юная девушка, которую все считают умственно отсталой/, роботы, лошадки/в этот раз — живые/, добросердечные инопланетяне, и почти волшебные создания с далеких звезд. Полный набор уже знакомых героев и сюжетных ходов.

Но, странное дело, знакомо было все, но читать было, все равно, интересно. Как в калейдоскопе: кусочки мозаики те же, и узор похож, но все-таки другой.

А другой он вот в чем. Хотя, как и прочие, этот роман о путях развития Человечества, но рассматривается в нем один очень важный аспект. А именно, в чем роль технологий и где находится та грань между механическим и духовным, которую никогда не следует переступать, если не хотим закончить, как в этом романе. Почему то, в последнее время мы, увлекшись чудесными и полезными техническими игрушками, перестали задумываться над этой проблемой. А ведь она никуда не исчезала.

А еще эта история о том, зачем нам все это нужно. Все эти исследования, Знания, тайны времени и пространства. Только ради создания новой сковородки с антипригарным покрытием? Или еще ради чего-то, что может и словами не всегда выразишь.

И еще над одной вещью заставил задуматься роман. Насколько хрупка наша цивилизация и сколь мало количество людей, которые, на самом деле, являются носителями Знания. Сколько их, без которых невозможно движение вперед? Миллион? Десять миллионов? Или несколько сотен тысяч на весь многомиллиардный мир? Остальным, по большей части, просто наплевать на все. Не верите? Выйдите на улицу и спросите сотню человек с мобильниками, как работает этот привычный вид связи. Будете неприятно удивлены. А сколько из них представляет, откуда берется электричество в розетке? Господи, да я недавно побывала на сельхозярмарке, на которой молодые мамаши не могли объяснить своим любознательным детишкам, как от коровы получают молоко/корова присутствовала, недоуменно размахивая хвостом и переполненным молоком выменем/. А ведь в этом романе крах Человечества именно так и начинается: с отрицания образования и пренебрежения к Знаниям, с презрительного отношения к его носителям и желающим этим самым знанием овладеть, которое перерастает в непонимание, а затем и ненависть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычные впечатления оставляет данный роман.

Начинается дежурным для постапокалиптики образом: примитивный быт людей после катастрофы, примитивный уклад жизни, одичание большей части людей, и редкие очаги отголосков былого мира. Главный герой сперва предстаёт вполне типичным жителем этого мира, который даже чуть обожествляет природу — проявляется в сцене окучивания картофеля и разговора с жуками-вредителями, извинение перед ними, что он бросает их в реку.

Но вот, задавшись туманной целью найти одно легендарное место, Томас Кашинг отправляется в дорогу через американские прерии. И тут он уже ведёт себя цивилизованнее на фоне полудикарских племён. Вместе с тем сюжет наполняется кое-чем сюрреалистичным: тут и необычные гости на Земле, и люди-телепаты. А сам Кашинг уже ни капли не напоминает того человека из начала книги, в котором чувствовалась примесь суеверий и отпечаток этого мира. Он очень рационален, желает добраться до цели и раскрыть её потенциал, организовать работу по возрождению цивилизации.

Несмотря на такой резкий перелом, обе части романа читаются с интересом и запоминаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Также понравилась довольно оригинальная идея полётов в космос: для нашего века информатизации она смотрится уместной, а вот в то время больше мечтали о колонизациях. И всё же — информация тоже немаловажный ресурс.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман можно смело назвать «автофанфиком». Несмотря на то, что впереди у Мастера ещё выдающиеся «Проект «Ватикан» и «Магистраль вечности», большая часть его философии уже озвучена, сформулирована и подана в более ранних романах. В этом плане «Звёздное наследие» ничем не выделяется — вполне стандартное произведение Саймака, с малонаселённой Землёй, группкой из нескольких человек, ищущей какое-то легендарное место, с причудливыми и необычными декорациями... Конечно, стержень авторской мысли по прежнему присутствует — ведь героям, вместе со всем остальным человечеством придётся возрождать разрушенный людьми же мир. Дело в выборе, каким он будет — таким же, как предыдущий или нет...

Интересный, но не обязательный роман. Саймак плохо не писал, но вот самоповторы...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало затянуло было, но затем (примерно — с момента прихода к Городу) действие провисло и мне стало скучновато. Не очень оправдано, по-моему, появление в сюжете старика, беседующего с растениями, и его дочери. Ничего они не привнесли, а прописаны невыразительно. И в целом — не поверила я в это тотальное уничтожение технологий. Ни на грамм не поверила. А без этого трудно воспринимать произведение. Поэтому оно показалось мне весьма средним, и перечитывать его явно никогда не захочется.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Техногенная цивилизация на Земле разрушила сама себя. Общество провалилось в первобытные формы социальной деятельности. И есть предположение, что это общевселенская закономерность.

Может ли цивилизация возродиться? Нужно ли чтобы она возродилась? Возможно ли ее возрождение на иной, не техногенной основе? Или пришло время человечеству уступить место иной доминирующей форме жизни? Какое свойство после разума станет основой для доминирования на Земле?

Непростые вопросы. Смогут ли на них получить ответы люди с паранормальными способностями — сенситивы, вошедшие в контакт с электронными мозгами роботов, которые более 15 веков пребывали в изоляции от внешнего мира и вынужденно занимались саморазмышлениями? Смогут ли они найти ответы на эти вопросы в бездонных банках данных, собранных роботами-путешественниками со всех концов галактики? Или это только пружина, которая запустит развитие человечества по новому витку спирали?

Саймак четко обозначил две возможные альтернативы — 1) более «экологичное» с учетом полученного опыта восстановление техногенной цивилизации либо 2) развитие человечества на основе использования паранормальных способностей и симбиоза с искусственным интеллектом. А альтернативы ли это?

Слишком много вопросов для одного небольшого произведения Клиффорда Саймака. :smile:

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение можно было бы сократить до рассказа, в принципе, как и многие другие романы Саймака. Главный герой отправляется в путешествие на поиски призрачной мечты — Звездного города. Как уже хорошо было подмечено, наподобие «Волшебника Изумрудного города», в пути ему встречаются разные положительные и отрицательные персонажи. И вот они наконец находят этот «город» и главный герой делает для себя потрясающее открытие: оказывается, легенды о том, что человечество когда-то летало к звездам правдивы! Звездный город — что-то вроде заброшенного космодрома, где обитают различные удивительные существа, привезенные давным-давно из других миров. Героям удается вступить в контакт с обитающим там разумом и... приходят к выводу, что нужно все начать сначала, восстановить былую мощь человеческой техногенной цивилизации, только теперь эти старые идеи должны быть воскрешены и поставлены на новую почву иной морали... Но в том то и проблема, что из романа не ясно КАК погибла предыдущая цивилизация, и нет уверенности, что новой, восстановившейся, не придется опять повторить ошибки прошлого и опять все начнется сначала :)

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гм... Не очень... Даже не знаю что сказать... Перечитывать желание не возникло... Неясно почему произошла катострофа...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея цивилизационного кризиса интересна и необычна, но произведение в целом показалось довольно бледным и рыхлым, хотя и неплохим. К плюсам романа можно отнести колоритных персонажей и общую атмосферу не научно-фантатического романа, а сказки наподобие Волшебника изумрудного города. Книга неплохая, но, по-видимому, на любителя, к которым я не отношусь.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе в противовес «Выбора Богов» автор развивает идею, о том, что после полного уничтожения техногенной цивилизации, только её восстановление умелыми руками сможет вывести человество из кризиса первобытного общества, к которому оно вернулось. Интересно читать, до или после «Выбора Богов», для сравнения!!!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх