fantlab ru

Терри Пратчетт «Пастушья корона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
292
Моя оценка:
-

подробнее

Пастушья корона

The Shepherd's Crown

Другие названия: Корона пастуха

Роман, год (год написания: 2014); цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Вы держите в руках последний роман великого Терри Пратчетта, завершающий цикл «Плоский мир». Это история о юной ведьме Тиффани Болен, внезапно оказавшейся той, кто должен беречь границы своего мира от коварных и злобных гостей извне. И это при том, что обычных ведьмовских обязанностей и забот у нее хоть отбавляй… История о том, что любой человек может сам определить свою судьбу и о том, что сохраняет ценность во все времена, позволяя людям оставаться людьми.

Примечание:

В Сети существует также перевод Лайель Атани, где название переведено как «Корона пастуха».


Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Ведьмы»  >  цикл «Тиффани Болен»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2016 // Подростковый роман

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2016 // Переводной роман

лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2016 // Роман для детей старшего или среднего школьного возраста

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Пастушья корона
2017 г.
Пастушья корона
2017 г.
Пастушья корона
2020 г.
Пастушья корона
2023 г.

Издания на иностранных языках:

I Shall Wear Midnight
2017 г.
(английский)
The Shepherd's Crown
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да здравствует ведьма!

***

«Пастушья корона» — последний роман Терри Пратчетта в цикле «Тиффани Болен». И, увы, последний роман автор вообще. По крайней мере, лично его роман, поскольку «Бесконечный космос» в соавторстве с Бакстером вышел на год позже.

…ведьмовской мир потрясён. Тиффани ждут большие перемены. В мире эльфов тоже неспокойно. Многим силам суждено сойтись между Меловыми Холмами и Ланкром…

В послесловии Роб Уилкинс объясняет, почему «Пастушья корона» отличается от других романов Терри Пратчетта. Возможно, Уилкинс действительно прав. С другой стороны, «Платье цвета полуночи» (прошлая часть про Тиффани) выполнена почти в ключе «Пастушьей короны». Поэтому обе этих книги можно смело отнести к взрослым романам Пратчетта.

Герои. Тиффани в этой книге выглядит привычно, хотя на её долю выпадают жестокие испытания. Ягг практически сама на себя не похожа, что логично. А вот кто может удивить, так это госпожа Увёртка. Отдельного упоминания достоин новый герой по имени Джеффри (безупречный ответ Джоффри Баратеону!), а уж его питомец Мефистофель и вовсе может претендовать на одного из самых запоминающихся персонажей всего «Плоского мира». И не беда, что Мефистофель – козёл. Он даст фору любому козлу.

Мир. Этот роман обязателен к прочтению всем, кто продрался через книгу «Господа и дамы» (цикл «Ведьмы»). «Пастушья корона» надстраивает его, расширяет познания читателей об эльфах и гоблинах. А на закуску автор подкинул несколько интересных деталей о мире ведьм, а точнее, о таком явлении, как главная ведьма.

Заключение: это очень короткий роман. Сперва он может показаться рваным и даже скучноватым. Юмора почти нет. Но именно таким и должен быть финальный роман для цикла «Тиффани Болен». Тем более, что он же подводит итог и циклу «Ведьмы».

8 юных ведьм из 10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не просто последняя книга в цикле о ведьме Тиффани Болен, а вообще последняя работа автора перед уходом. Финал он обдумывал несколько лет. Да, остались вопросы и все могло быть иначе, но просто не хватило времени. Так или иначе, но цикл закончен, точка поставлена и она прекрасна.

«Пастушья корона» для меня одновременная печаль и радость. Мне очень жаль, что все завершено, но радостно, что это было.

Как же замечательно автор вырастил персонажей и не только главную героиню. На последнем отрезке видимого читателю пути, Тиффани обворожительна, тверда и уже не та маленькая девочка, который мы знали в начале.

Последний финальный бой в атмосфере меняющегося мира. Потери, новые и очень волшебные встречи, верные сообщники — в этом магия, в этом тепло. Действительно исцеляющая история. Надеюсь и одновременно уверен, что в Пратчетта все работы такие.

Вот бы на один вечер оказаться на тех самых меловых холмах, зайти в пастушью кибитку и услышать внезапное «- Раскудрыть»

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что я избегал читать последнюю книгу Пратчетта. Просто к моменту её выхода, хотя, скорее, уже к моменту смерти Терри, я в принципе не так много читал. Это то, с чем тебя оставляет вечная тревога показаться скучным или недостаточно эрудированным — ты проглатываешь книгу за книгой, но рано или поздно что-то в тебе перегорает и ты просто не можешь заставить себя читать дальше. Полагаю, как-то так и развивается ангедония — при постоянном негативном подкреплении любое удовольствие, которое сулит награда, постепенно блекнет — остается только чувство неудовлетворенности и щелчки кнута твоего внутреннего перфекциониста. Умение встать между ним и собой, отвоевать назад свое право быть скучным или глупым, пришло сильно позже.

Я помню, что новость о его смерти меня тронула, но не так сильно, как я ожидал. Меж тем, даже сейчас я не до конца могу оценить его влияние на меня — книги о Плоском Мире попали ко мне в руки лет, примерно, в десять и, лет до двадцати, я рос на них. Я знаю, что мое отношение к смерти, умиранию вообще сформировано большею частью Пратчеттовским циклом о Смерти (в меньшей — культурными и религиозными особенностями моей родины, хотя, конечно, от этого тоже никуда не убежишь). Многие мои моральные ориентиры выстраивались под влиянием Пратчетта — я далеко не всегда им соответствовал, еще реже — целенаправленно прислушивался, но они есть где-то там внутри. Одна из самых важных вещей — чувство юмора и восприятие смешного были заданы им же.

... Меж тем, я, наконец, добрался до этой книги. И она... ммм.... плоха. Пожалуй, это то, о чем некоторые фанаты Терри стараются не упоминать лишний раз, хотя замечают это — у Пастушьей Короны слабая сюжетная структура, картонные новые персонажи, довольно вялые «постоянные» второстепенные, очень неровный темп и ритм, который оставляет ощущение общей непричесанности книги. После прочтения остается чувство недосказанности, обманутости, неловкости. Это чувство неловкости хорошо знакомо тем, кто когда-либо наблюдал за тем, как увядают близкие люди — ты не можешь не замечать, как ранее простые и привычные вещи становятся для них невозможными или просто до крайности сложными.

Пастушья корона в этом плане почти так же беззащитна, как выпавшая из дрожащих рук ложка с кашей, как орфографическая ошибка в ранее безупречном письме, как забытое имя сына. Именно поэтому она бьет так сильно уже после прочтения, когда рассматривая мысленным взором прочитанное, ты замечаешь, что за утерей лоска гениальности, отточенности, продуманности, не изменилось, осталось то малое, за что ты всегда любил этого писателя. Как надежда на дне шкатулки Пандоры. Вера в то, что урожаю остается уповать на любовь жнеца. Что если долго держать в руке холодную ладонь, она станет теплой. Что любое большое доброе дело строится на сотнях маленьких, даже если самое большое из них — найти в себе сил встать и прибраться дома. Что в мире не сыскать ни атома милосердия, но оно существует все равно. Что можно ощущать себя частью мира, безграничного огромного мира, говоря ему о том, что он — твой, а ты — его.

Прощай, Терри. Я очень тебя любил. Часть меня сегодня осиротела. : )

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, книга кажется одной из худших во всем цикле Плоский мир. Причин этому уйма, и самая главная, наверное, смерть Терри Пратчетта. Если верить примечанию переводчика в конце, Пратчетт пытался писать как можно больше, когда узнал, что смертельно болен. Это сказалось на качестве, особенно на этой книге, которую он не успел отредактировать как следует, посему мы и видим противоречия, указанные и переводчиком. Куда смотрели редакторы?

Другая причина — смерть матушки Ветровоск. Честно говоря, меня это просто потрясло, один из любимейших персонажей, я даже слезу пустил при прочтении. Главный вопрос: Зачем? Показать преемственность поколений в лице Тиффани, которая могущественна, потому что могущественна? Это можно было сделать иначе. При этом матушка померла вдруг, слишком внезапно, без всяких предпосылок, да еще и не в собственном цикле; этому событию можно было посвятить отдельную книгу: как матушка Ветровоск готовится, доделывая незавершенные дела и попутно скрывая скорую кончину, потом саму смерть, ну и последствия. Матушка повсюду и останется навсегда, это единственное утешение.

Третья причина — эльфы. Они уже были, поэтому чувствуется некая вторичность, учитывая, что здесь им уделено несколько меньше времени. Есть очередной враг, Тиффани должна его победить. При этом она сражалась и с более сильными и могущественными врагами, будучи слабее, так что это просто шаг назад. Показать, что эльфы тоже могут обрести человечность, а потом убить единственную, кто смог измениться и мог изменить других? Зачем?

Четвертая причина — толерантность. Возможно, у меня СПГС, но при прочтении складывалось ощущение, что сэра Пратчетта начало сдувать современными веяниями общества. Безликий болванчик Джеффри, который захотел почему-то стать ведьмой, сказав: «Я так-то никогда не думал о себе как о мужчине. Я вообще не так ни этак о себе не думал.» Привел в пример Эскарину, которая стала женщиной-волшебником, вот только та не выбирала, это волшебник ошибся, передав ей посох. Потом еще дровосеки, любящие переодеваться в женские платья. Нак Мак Фиглы, у которых девочка вдруг решила стать воином, как мальчики. Короче, вообще не в тему.

Пятая причина — безликие персонажи. Целая толпа ведьм, включая Джеффри, и практически нулевая идентичность. Безликие они какие-то, даже мадам Увёртка в конце вдруг перестала быть стервозной. Автор просто не успел наделить их особенностями их характера, просто легко обозначив контуры. Эльфы выглядят более яркими.

8-/10 — я всем книгам, кроме некоторых, поставил 8, это высокая оценка, просто у Пратчетта никогда не было стремления создать логичный продуманный мир, здесь много противоречий и просто отдельных историй, почти никак не связанных между собой, а законы мира меняются по прихоти, даже в классификаторе сайте не везде стоит характеристика «Юмористическое», хотя цикл вроде как таковым представляется. Здесь у меня рука не поднимается поставить 7, но и 8 слишком много, помня предыдущие книги про Тиффани. Просто книга сыровата и скомкана, наполнена повторами, и это не только вина Пратчетта. Терри любил странные и резкие повороты сюжетов, как та же смерть родителей Сюзан (Что?! Почему?! Зачем?!), и остался верен себе до конца. Так ли легко понять автора с его странным представлением о структуре повествования и ходе сюжета? Можно быть согласным или несогласным, но в конечном итоге приходится смириться.

Это не худшая книга Пратчетта, и уж тем более не худшая из всех мною прочитанных. Как завершение всего цикла Плоский мир — слабовато, если честно. Но, благо, я еще не все прочитал, так что продолжу погружаться в мир этого странного мира, простите за каламбур, и познакомлюсь с другими его обитателями, надеясь, что они западут мне в душу. Раскудрыть!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже дважды обжигался на том, что финальные книги циклов у Пратчетта удаются не так хорошо, как начальные и промежуточные. Но, пожалуй, финал цикла «Тиффани Болен» (а по совместительству – последняя книга всего «Плоского мира») умудрился переплюнуть в своей неказистости и неинтересности даже скучный финал «Мокрица фон Липвига». Увы, но полная недоработанность романа автором и отсутствие внятных идей видны невооруженным глазом. Понятно, почему так вышло: к сожалению, за самим Терри пришел Смерть.

Цикл про Тиффани Болен на данный момент у меня любимейший из всего «Плоского мира» (каждую предыдущую книгу из него я оценивал на 8-ку), и потому такое его окончание воспринимается очень тяжело, ведь даже содержательно «Пастушья корона» оставляет очень бедное впечатление, а большая часть эмоций при чтении – тоскливость и какое-то чувство обманутости. С самых первых страниц автор выпиливает одного из старейших персонажей всего Плоского мира, но делает это походя, и особенно ни на чем эта смерть не отображается кроме судьбы Тиффани да кошки с метлой. Новые и старые герои вызывают только скуку своими линиями, конфликт с эльфами, протекающий невероятно уныло, не нужен никому от слова «совсем», а весь такой правильный из себя парниша, желающий стать ведьмой, слишком приторен в своих поступках. Сама Тиффани здесь принимает на себя большую ответственность из-за той самой смерти, но ровно ничего из того, с чем бы она не сталкивалась в предыдущих книгах цикла, финал не предлагает. Мне даже показалось, что после «Платья цвета полуночи» «Корона» – шаг назад в плане развития Тиффани и ее отношений с вверенным ей уделом. Даже маленькие Фигли будто бы подрастеряли свою лихую удаль, став осторожнее, менее говорливее, и сцены с ними уже не вызывают ничего ярче обычной улыбки. Также имеются обидные недоработки автора, любезно выявленные и отмеченные в сносках переводчиком, отчего еще больше убеждаешься в том, что книга писалась очень сильно второпях и Терри банально подхалтуривал, допуская совершенно детские несоответствия, которые обычно убираются при тщательной редактуре.

Сатирических и юмористических ноток в книге совсем мало. Больше всего запоминаются иронические комментарии-сноски самого автора, в которых он разжевывает ту или иную шутку, как, например, с Игорями и частями тел или с загрязненностью местной реки. А когда больше запоминаются не вплетенные в повествование шутки, а авторские ремарки на их счет – это еще один нехороший звоночек.

Так что, к моему большому разочарованию, отличнейший цикл получил скомканный, натужный, нелепый и попросту бедный на интересные моменты финал с не цепляющими историями и откровенными недоработками. Теперь впору вводить новую поговорку: «Не судите цикл по финалу». Тем более, такой личный и нежно любимый самим автором.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для подростковой вполне себе хорошая книга. Для Пратчетта – последняя, поспешная и сравнительно слабая. Другое дело, что для Пратчетта слабая – для других Эверест.

Она страдает от малого объема, отсутствия деталей и противоречия с другими, более ранними и продуманными, книгами цикла. Последнее даже отмечено переводчиками в сносках.

Тем не менее, книга красиво завершает цикл. Из несомненных плюсов, особенно учитывая читательский адрес, наличие обширных комментариев.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

эта книга стала для меня прощанием с автором и его героями. замечая там и сям недосказанность, четче понимаешь, он не успел ее доработать. и отвлечься от этих мыслей не удается.

последняя книга цикла, последняя книга автора, последняя книга о плоском мире. кто-то, может, заметит недошлифованность книги (этим она разительно отличается от других произведений автора), но малые погрешности только усиливают впечатления от прощания с автором.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пастушья корона» стала для меня тем случаем, когда нельзя отделить автора от его произведения. В книге описана смерть одного из значительнейших персонажей Плоского мира, а официальный перевод в России появился уже после кончины самого Пратчетта, поэтому во время чтения данного романа я постоянно ловил себя на мысли, что читаю не про матушку Ветровоск, а именно про сэра Терри. И по этой же причине я не могу быть в полной мере объективен, оценивая «Пастушью корону».

На мой взгляд, большинство проблем романа проистекают из того, что Пратчетту банально не хватило здоровья и времени, чтобы его отшлифовать — книга получилась очень уж сырой. Некоторые сюжетные ветки никуда не ведут, а основная, про конфликт с эльфами, кажется довольно вымученной. Есть, также, нестыковки в мелочах с предыдущими книгами, которые, впрочем, если бы не комментарии от переводчика, я бы не заметил.

Но, не смотря на всё это, книге удается главное — достойно завершить как подцикл о Тиффани, так и весь цикл о Плоском Мире. При этом, история не заканчивается, а просто мы, читатели, перестаём её наблюдать. Шикарно, на мой взгляд, трансформировалась романтическая линия Тиффани — получилось очень жизненно и логично. И, конечно, до жути проникновенная сцена похорон матушки Ветровоск — не помню, когда последний раз было так тяжело отпускать книжных героев.

«Пастушья корона» — своеобразный некролог матушки Ветровоск и самого Терри Пратчетта. Несмотря на внутреннее несовершенство, книге хорошо удаётся мягко «закрыть» для читателя историю Плоского мира.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из последних книг сэра Терри. К сожалению, очень слабая (понятно, почему — автор дописывал ее уже будучи тяжело больным). Характеры уже известных нам героев не получают никакого развития, а душевный переворот, происшедший с одним из главных злодеев вселенной Тиффани —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
королевой эльфов
— психологически не оправдан. Так и хочется, подобно Станиславскому, закричать «Не верю!» Конечно, это стоило прочитать, чтобы, как правильно сказано в отзыве saule, попрощаться с любимыми героями — и закрыть книгу навсегда.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень символичное и грустное завершение всей истории Плоского Мира. По-моему, Пратчетт чувствовал, что не успеет дописать следующую книгу и эту творил как своеобразный реквием-завещание. Да, уходит один из центральных, эпохальных персонажей, но ему есть достойная замена. Которая, к тому же, не будет копировать своего великого предшественника, а пойдёт немного своим путём — только это и может гарантировать творческий успех и развитие литературы и общества.

Да и сам мир необратимо меняется — главная, центральная угроза в этой истории не выглядит такой уж катастрофической — как бы она ни пыжилась. Да, это сволочь может пролить немало крови и принести кучу зла, но она всё равно слишком устарела, чтобы нести какие-то глобальные последствия.

Тиффани здесь окончательно взрослеет (это фразу я писал в отзывах и на две предыдущие книги о ней), продолжает сталкиваться с серьёзными дилеммами, но всё равно остаётся ведьмой и продолжает делать что, что нужно.

А больше мне и нечего добавить. Всё хорошее, что можно сказать о творчестве Пратчетта, есть и в его последней книге. Только меня очень уж тронуло заключение, рассказывающее о творчестве автора, о его планах, болезни, о тех историях, которые он так и не успел перенести на бумагу и которые мы никогда уже не прочитаем...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, очень грустная и проникновенная история. прощание с одним из самых выдающихся персонажей. И прощание с Автором такого замечательного цикла. Но у

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
матушки Ветровоск
остается замена, люди на которых она повлияла, и которых учила — Тиффани, Маграт и молодые, новые ведьмы. Жизнь продолжается.

И возник вопрос. Матушка Ветровоск учила и немножко изменила Тиффани, а может быть сэр Терри Пратчетт немножко изменил и нас, своих читателей? И мы будем перечитывать книго про Проский Мир и возвращаться к этом ярким, впечатляющим, и таким человечным героям, и еще чему-нибудь научимся?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, цикл о Плоском мире и закончился. Ощущение этого приходит уже в самом начале, вместе со смертью одного из главных персонажей всей этой серии, и не отпускает уже до самых последних страниц. Чувствуется, что сэр Терри спешил закончить книгу; она вышла короткой, местами излишне торопливой, с упрощёнными сюжетными решениями. Но, может быть, именно поэтому пятый роман о Тиффани Болен пробирает до глубины души.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх