fantlab ru

Николай Носов «Незнайка на Луне»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.07
Оценок:
2531
Моя оценка:
-

подробнее

Незнайка на Луне

Роман, год; цикл «Приключения Незнайки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 321
Аннотация:

Знайка отправляется на Луну, вместе с малышками Фуксией и Селёдочкой. Там он обнаруживает новый минерал, названный им лунит, который, приходя в соприкосновение с магнитом, вызывает невесомость. Это позволяет построить ракету для большой повторной экспедиции на Луну, для выяснения верности «блинной» теории происхождения Луны. Провинившегося Незнайку в эту экспедицию не берут. Тогда он подговаривает Пончика полететь на ракете «зайцами»...

© stMentiroso, dio
Примечание:

Впервые — в журнале «Семья и школа» (1964, 1965, 1966). Отдельным изданием в 1965 г.


Входит в:

— журнал «Литературная Россия № 48 1964», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1964' 07», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1964' 08», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1964' 09», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1964' 10», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1964' 11», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1964' 12», 1964 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 01», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 02», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 03», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 04», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 05», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 06», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 07», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 08», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 09», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 10», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 11», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1965' 12», 1965 г.

— журнал «Семья и школа 1966'01», 1966 г.

— журнал «Семья и школа 1966'02», 1966 г.

— антологию «Незнайка на Луне. Путешествие Незнайки в Каменный город», 2006 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 396

Активный словарный запас: очень низкий (2362 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Незнайка на Луне» 1997, Россия, реж: Юрий Бутырин, Александр Люткевич

«Незнайка на Луне 2» 1999, Россия, реж: Юрий Бутырин, Александр Люткевич, Андрей Игнатенко



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Незнайка на Луне
1965 г.
Незнайка на Луне
1967 г.
Незнайка на Луне
1968 г.
Собрание сочинений. Том 3
1969 г.
Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне
1971 г.
Незнайка на Луне
1972 г.
Незнайка на Луне
1976 г.
Незнайка на луне. В двух книгах. Книга 1
1979 г.
Незнайка на луне. В двух книгах. Книга 2
1979 г.
Незнайка на Луне
1981 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1981 г.
Незнайка на Луне
1985 г.
Незнайка на Луне. Части 1-2
1985 г.
Незнайка на Луне. Части 3-4
1985 г.
Незнайка на Луне
1987 г.
Незнайка на Луне
1988 г.
Незнайка на Луне
1989 г.
Незнайка на Луне
1990 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1990 г.
Незнайка на Луне
1991 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1991 г.
Незнайка на Луне
1992 г.
Незнайка на Луне
1992 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1992 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1992 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1992 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1992 г.
Незнайка на Луне
1993 г.
Незнайка на Луне
1993 г.
Незнайка на Луне
1993 г.
Незнайка на Луне
1993 г.
Незнайка на Луне. Книга 2
1993 г.
Собрание сочинений: В 4 т. Том 3
1993 г.
Незнайка на Луне. Книга 1
1994 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 3. Незнайка на Луне
1994 г.
Незнайка на Луне. Книга 2
1995 г.
Приключения Незнайки и его друзей
1995 г.
Незнайка на Луне. Книга 1
1996 г.
Незнайка на Луне. Книга 1
1997 г.
Незнайка на Луне. Книга 2
1997 г.
Николай Носов. Собрание сочинений в трех томах. Том 3
1998 г.
Незнайка на Луне
1999 г.
Незнайка на Луне. Части I - II
1999 г.
Незнайка на Луне
2000 г.
Незнайка на Луне
2000 г.
Незнайка на Луне
2000 г.
Незнайка на Луне. Части III - IV
2000 г.
Незнайка на Луне
2001 г.
Незнайка на Луне
2003 г.
Незнайка на Луне
2005 г.
Незнайка на луне
2005 г.
Незнайка на Луне. Путешествие Незнайки в Каменный город
2006 г.
Все приключения Незнайки
2006 г.
Незнайка на Луне
2006 г.
Незнайка на луне
2006 г.
Незнайка на Луне
2006 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
2007 г.
Большая книга Незнайки. Незнайка на Луне
2011 г.
Всё о Незнайке и его друзьях
2011 г.
Незнайка на Луне
2012 г.
Незнайка на Луне
2012 г.
Незнайка на Луне. Глава 18-36. Знайка спешит на помощь
2012 г.
Незнайка на Луне. Главы 1-17. Загадка лунного камня
2012 г.
Всё о Незнайке и его друзьях
2014 г.
Незнайка на Луне
2014 г.
Незнайка на Луне
2015 г.
Незнайка на Луне
2015 г.
Незнайка на Луне
2015 г.
Незнайка на Луне
2015 г.
Незнайка на Луне
2016 г.
Незнайка на Луне
2017 г.
Незнайка на Луне
2017 г.
Незнайка на Луне
2018 г.
Незнайка на Луне
2018 г.
Незнайка на Луне
2018 г.
Незнайка на Луне
2018 г.
Незнайка на Луне
2018 г.
Незнайка на Луне. Часть 1-2
2018 г.
Незнайка на Луне. Часть 3-4
2018 г.
Все приключения Незнайки
2019 г.
Незнайка на Луне
2019 г.
Незнайка на Луне
2019 г.
Незнайка на Луне
2019 г.
Незнайка на Луне
2020 г.
Всё о Незнайке и его друзьях
2020 г.
Незнайка на Луне
2020 г.
Незнайка на Луне
2021 г.
Незнайка на Луне
2021 г.
Незнайка на Луне
2023 г.

Периодика:

Семья и школа № 7, июль 1964 г.
1964 г.
Семья и школа № 8, август 1964 г.
1964 г.
Семья и школа № 9, сентябрь 1964 г.
1964 г.
Семья и школа № 10, октябрь 1964 г.
1964 г.
Семья и школа № 11, ноябрь 1964 г.
1964 г.
Семья и школа № 12, декабрь 1964 г.
1964 г.
Литературная Россия № 48 (100), 27 ноября 1964 года
1964 г.
Семья и школа № 1, январь 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 2, февраль 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 3, март 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 4, апрель 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 5, май 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 6, июнь 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 7, июль 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 8, август 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 9, сентябрь 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 10, октябрь 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 11, ноябрь 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 12, декабрь 1965 г.
1965 г.
Семья и школа № 1, январь 1966 г.
1966 г.
Семья и школа № 2, февраль 1966 г.
1966 г.

Аудиокниги:

Незнайка на Луне
2010 г.
Незнайка на Луне
2010 г.
Незнайка на Луне
2011 г.
Незнайка на Луне
2015 г.
Незнайка на Луне
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Незнайко на Місяці
1993 г.
(украинский)
Дымбілместің айға саяхаты
2021 г.
(казахский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  45  ] +

Ссылка на сообщение ,

»- У тебя пряник вкусный?

— Угу».

Н. Носов «Замазка»

Невозможно переоценить вклад Носова в детскую литературу. Честно пытался припомнить что-то слабое или халтурное из зачитанного в детстве до дыр трехтомника — не смог. Писатель, пишущий для детей рискует впасть в грех упрощенчества, перепутав его с простотой (см. «Недотепу» Лукьяненко). У Носова этого нет и быть не может. Его блестящие рассказы и сказки поворачиваются разными гранями к людям самых разных возрастов.

Бесспорной вершиной творчества этого замечательного писателя является его трилогия о Незнайке, а вершиной этой трилогии — шедевральный «Незнайка на Луне», зачитанный в детстве до дыр. Это не только интересный сюжет, прекрасный язык, мягкий юмор — это еще очень познавательное чтение. В легкой и остроумной форме детям расскажут и о невесомости и об устройстве капиталистического мира. Люди, жившие в советскую эпоху знают, что читая подобные произведения мы мысленно понимающе качали головой, мол, noblisse oblige, положение обязывает, советский писатель должен дежурно хаять капитализм, и показывать его исключительно в сатирическом ключе. В противном случае его книгам не видать света как собственных ушей. Но, наверное, никому, даже самому упертому поклоннику западного мира и его ценностей не приходило в голову, что писатель не преувеличил ни на йоту и что мы имеем дело не с пасквилем, а с беспощадным диагнозом и горьким предсказанием нашего собственного будущего. Чего только стоит Дурацкий остров, где многочисленными тупорылыми развлечениями (телевидение-пресса — ау:kap:), людей буквально превращают в баранов, чтобы потом их стричь.

Цитата из последней главы про Дурацкий остров, которую почему-то:wink: не стала читать ребенку автор из одного отзыва выше:

«Считалось, между прочим, что смотрение кинофильмов является более интеллектуальным , то есть более полезным для ума занятием(от себя — обратите внимание как гениально просто и ненавязчиво Носов внедряет в сознание ребенка смысл слова «интеллектуальный»), нежели игра в шарашки или в «козла». Это, однако, ошибка, так как содержание фильма было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих кинокартин бегали, прыгали, падали,кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть».

В жизни все, к сожалению, случилось не так как в замечательной сказке Носова. Взорванную Спрутсом и Жулио ракету восстановить не удалось, никто не вернулся в Солнечный город и не будет в нем жить, да и построен-то он не будет и все остались в том мире и очень хочется думать, что незнайки и козлики когда-нибудь уплывут с Дурацкого острова и их не будут стричь как баранов.

А пряники у Носова вкусные всегда.

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существует замечательная байка о том, что Ельцин во время первой его инаугурации положил руку не на конституцию, а на эту книжку. Просто-напросто на тот момент не было под рукой подходящей по толщине книги, а экземпляр свежеотпечатанной конституции был несолидно тонок. Может, это и и в самом деле обыкновенные россказни, однако вспоминая девяностые, не могу отделаться от ощущения, что Носов за десятки лет до распада Союза предсказал, каким будет будущее следующего поколения.

Каждый типаж и ситуация тщательно выписаны. От становления до краха предпринимательской деятельности, если можно так выразиться. На фоне покорения Луны, Носов прекрасно описал, каким является дикий капитализм. Ну как тут не поверить в загнивающий Запад?! Недаром многие люди, из тех, что строили серьезный бизнес в лихие девяностые, позже признавались, что многие идеи заимствовали из этой детской, на первый взгляд, книжки.

Николай Носов оказался гением, опредивший время и рассказавший советским детям о страшном будущем, которое их ждет. За это ему и спасибо.

Оценка: 10
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Носова (а по количеству сюжетных линий и поднимаемых тем это именно роман, а не повесть) – это настоящий шедевр на уровне с лучшими романами Жюля Верна и Александра Дюма. В первую очередь потому что его можно читать как детям, так и взрослым. И чем взрослее ты становишься, тем больше нюансов открывается. В детстве я думал, что книга «про Америку». Потом уже в юности я видел скрытую пародию на СССР (бесправные рабочие и крестьяне, все ресурсы в руках немногочисленной правящей верхушки, безграничная власть Органов Правопорядка). Потом решил, что вряд ли Носов закладывал туда так много смыслов, как нам всем виделось. Просто хорошему литератору нужно было развивать героя, вот он и развивает и увзросляет декорации вокруг него.

В первой книге мы наблюдаем приключения Незнайки в условиях общинно-родового строя. Во-второй – в декорациях утопического коммунизма. В третьей Незнайка знакомится с диктатурой олигархии. Именно она, а не капитализм царит на Луне. Капитализм подразумевает демократию и свободный рынок. Его, конечно, трясет, социальная несправедливость не исчезает… Но в принципе каждый может вырваться из грязи в кня… богатого человека. На Луне же кучка богачей оккупировала все ресурсы и не даёт возможности простым коротышкам поднятся выше определенного уровня. Феномен Пончика тому доказательство: если даже случайно удалось разбогатеть, тебе не дадут удержаться на вершине долго…

Ладно! Неоспоримые достоинства книги настолько очевидны, что расписывать их не буду. Роман настолько зрел, что мне захотелось пофантазировать: что же осталось за кадром. Нам бегло сказали: богачей скинули, на Луне наступил рай... Пока что социалистический, а потом... Пофантазируем вместе?

Итак, земляне улетели. Лунатики помахали им вслед и вернулись к построению социализма… И что же будет происходить?

Во-первых, массовый вал безработных. Почему? Потому что тысячи слуг богачей – шофёры, швейцары, повара, полотёры – сбежали от своих работодателей. К ним прибавились освобожденные с Дурацкого острова коротышки. Да плюс те безработные, которые уже были. Огромная толпа нищих и голодных…

Так может, они на фабрики и заводы устроились? Нет, не может. Как мы помним, фабрики и заводы уже были под завязку забиты рабочими, и пускать новеньких они туда не собирались. К тому же благодаря невесомости технологические процессы упростились… Один Скуперфильд своей рационализацией производства («колесико с выступом») лишил работы минимум троих. Добавляем еще пару сотен коротышек в армию безработных.

Так может, все они отправились в село и начали выращивать гигантские растения? Нет, не может. Помним, что село и так было забито под завязку, земли у каждого отдельного крестьянина был «жалкий клочок». Земля, которую отобрали у богачей, либо и так сдавалась в аренду крестьянам, либо на ней выращивалось стратегическое сырье для фабрик. Так что свободной земли нет.

Во-вторых, волна преступности и беспредела. Полиция, как мы знаем, самораспустилась. Плоха она была или хорошая, проплаченная богачами или нет – она худо-бедно сдерживала всяких бандитов типа Красавчика. Теперь же даже такой хлипкой преграды нет. Повылазившие из всех щелей бандиты отправятся грабить банки, магазины, просто мирных граждан. К ним добавятся маргиналы и безработные. Обозленные коротышки будут их ловить и устраивать самосуды. А какие самосуды они умеют устраивать, мы знаем из разгромленного офиса «Общества гигантских растений» и избитого нееловцами Пончика… Волна насилия захлестнет лунные города.

В-третьих… Это можно было бы включить в «во-вторых», но всё же запустим отдельно. Массовые расправы и (поскольку на Луне коротышки знают, что такое смерть) убийства бывших богачей, их приспешников и похожих на них элементов. А как вы хотели? Это только в книжке легко написать «богачам пришлось сдать свои капиталы». Вот так легко все взяли – и сдали! Скорее всего, создадутся специальные отряды из лунатиков-добровольцев, которые будут ходить по домам богачей и отбирать всё, что посчитают «нечестно нажитым». Богачи нередко будут вступаться за своё добро, в ответ получат палкой в живот или же пулю… А ведь вместе с богачами под раздачу попадут и просто зажиточные коротышки, которые скопили себе «тысчонку фертингов».

В-четвертых… Еды стало настолько много, говорят нам, что она стала очень дешевой. Звучит, конечно, хорошо… Но это означает, что труд крестьян тоже станет очень дешевым. Да, от голода они не умрут – будут есть гигантские огурцы и картошку. А вот как быть с товарами и услугами, которые крестьянам не за что будет купить? И тут еще вот какой фактор: в городе на фабрике сидит некий рационализатор Скуперфильд и крутит колесико, зарабатывая себе на ежедневные походы в зоопарк… В селе же крестьяне пашут, как проклятые, собирают урожай гигантских растений – и зарабатывают сущие сантики! Начинается массовый отток крестьян в города. Правительство (к нему мы еще вернемся) вводит драконовские законы, запрещающие крестьянам самовольно покидать деревни. Крестьяне начинают требовать повышения закупочных цен на сельхозпродукты, отказываясь продавать по твердым установленным свыше ценам. Правительство вводит «продразверстку» и просто конфискует часть гигантской малины и груш. Начинаются массовые восстания крестьян, которые подавляются карательными мерами. Часть крестьян убивают, часть сажают, часть ссылают в ЛУДО (Лунное управление дурацких островов).

Правительство… Ах да, откуда же взялось это правительство? Если раньше каждый город управлялся неким «парламентом богачей» (бредламом), то теперь всех богачей вывели… Возможно, кое-где были введены принципы интеллектуалократии: когда самый умный коротышка в локации обладает практически неограниченной властью – как Знайка в отдельно взятом доме, а, возможно, и во всем Цветочном городе. На страницах книги мы видели нескольких коротышек, чей интеллектуальный уровень был значительно выше, нежели у остальных: Альфа с Мемегой и Спрутс, например. Но первые вряд ли пожертвовали бы своими интеллектуальными изысканиями ради правительственной деятельности, второй погряз в рефлексии и вряд ли из неё выберется (если его вообще не убьют). Кто остаётся?

Во-первых, Крабс. Пройдоха, облапошивший Спрутса, Скуперфильда, Мигу и Жулио. Во-вторых, собственно Мига и Жулио. Мига, который за пару часов провел акцию по созданию фейкового события планетарного масштаба, мастерски манипулирующий толпой и умеющий находить выгоду даже в критической ситуации. Жулио – террорист, снабжавший оружием криминалитет, у которого на складе был неограниченный запас огнестрельного оружия, динамит, и даже небольшая пушка. Он организовывает бандитскую экпроприацию скафандра Незнайки из поместья Клопса. Именно он планирует и курирует террористический акт против пришельцев. Черные быстро бегающие глаза, черная бородка и усики – настоящий кавказский боевик, которому и Тифлисский банк ограбить – раз плюнуть. Мне кажется, эти трое рано или поздно друг друга найдут и сколотят на пепелище старого мира новое правительство. Друг друга они любить не будут и при первой возможности один из них расправятся с двумя остальными. Мне кажется, что это будет именно Жулио. Крабс более меркантильный и мелочный, Мига – крикливый и любящий позерство. А Жулио – именно тот тихоня, от которого никто не ждет подвоха. А потом – раз! – и он генеральный секретарь ВКП(б) (Вселунной Крестьянской Партии бедняков). Крабса обвиняют в пособничестве богачам (всё-таки бывший секретарь Спрутса) и ссылают на соляные прииски, где через пару лет его случайно стукнут альпенштоком по затылку. Мигу пристреливает какой-то пособник спрутскисцев… Объявляется вселунный траур, проводятся зачистки всех, кто «сочувствует богачам» (а по сути — недоволен властью Жулио)... И вот уже в центре Давилона стоит статуя Вождя: грустным и мудрым взглядом окидывает он лунную поверхность и Замышляет Великие Замыслы...

Через двадцать лет, когда Знайка прилетит на Луну с повторным визитом, он увидит совершенно неприглядную картину…

Оценка: 10
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не секрет, что во время написания книг о приключениях Незнайки и его друзей, в мире (реальном, нашем) произошло бурное развитие неведомой до этого отрасли — космонавтики. Искусственные спутники покинули пределы Земли, а вслед за ними и первый человек побывал на орбите нашей планеты. Понятное дело, что новое явление жизни нашло отображение в культуре и искусстве, и космическая тематика на долгие годы стала одной из излюбленных у множества авторов. Не исключением стал и автор книг о Незнайке — Николай Николаевич Носов. Тема космоса и путешествий нашла отображение и на страницах Его произведений. Еще в Солнечном городе упоминалось об космической программе полета на Луну, в продолжении же собственно и состоялся полет землян — жителей Цветочного и Солнечных городов на Луну.

Большое внимание на страницах книги уделено описанию мира, куда попали герои. Уже многое было сказано о «свободной рыночной» экономике Луны, но хотелось бы немного остановиться на астрографии и географии мира лунных обитателей. Автор детально описал мироустройство своего мира. Жители его обитают на ядре Луны, который является как бы еще меньшой субпланетой, с морями и континентами, и своей атмосферой. Сами жители Луны, свой дом называют Землей или Малой Землей, а вот Луна — это «твердь небесная» — необычайная для Земли верхняя литосфера, из-за Луны жители Малой Земли не могут видеть звезд, Солнца и Земли, но благодаря достижениям науки знают о гипотетическом существовании таковых. На этой планете все пропорционально росту коротышек — деревья, травы, грибы, животные, соотношение как в реальном мире объектов по отношению к людям. Пришельцам с Земли, что выросли в мегамире, это весьма поразило. В целом из этого факта можно выдвинуть гипотезу о том, что Луна — это прародина коротышек с Земли, что некогда переселились на другую планету, тем более язык у лунных и земных общий.

Сами же лунные жители несколько отличаются от своих собратьев с Земли. Если земные коротышки — это вечно юные девушки и юноши (за исключением волшебника), то на Луне встречаются «взрослые» коротышки, а подчас и старые, и наблюдается тенденция того, что чем отрицательнее коротышка — тем старее он и выглядит, когда как Козлик как главный положительный местный коротышка — молодой человек.

На страницах книги множество различных персонажей — новых, старых и хорошо позабытых старых.

Немного досадным является то, что Незнайка — ГГ двух предыдущих книг и душа истории, в очередной книге оказывается лишь номинально главным персонажем. Посудите сами. После своего путешествия в Солнечный город Незнайка как-то оказался в тени на целых 2.5 года, когда как лавры славы достались в очередной раз Знайке. Про жизнь Незнайки после поездки вообще практически нечего не известно. Незнайка становится инициатором незаконного проникновения в ракету, о именно Пончик стал виновником самопроизвольного запуска и высадки на Луну. Революцию на Луне и доставку семя растений устроили друзья Незнайки во главе со Знайкой. На протяжении пребывания Незнайки в новом мире, с ним многое происходит, появляются как друзья, так и враги, но при этом Незнайка остается каким-то пассивным. Автор практически не обращается ко внутреннему миру героя. Под конец истории Незнайка и вовсе стал фигурировать очень редко и в большинстве глав даже не появляется воочию. Вся эта картина сильно диссонирует с предыдущими двумя книгами.

Тем не менее, Незнайка достаточно стойко переносит все невзгоды, что встречаются на его пути, а подчас его поведению не нарадуешься, особенно в случае, когда Незнайка зарабатывает деньги на лечение и содержание друга, или буквально на руках уносит его, когда тот теряет рассудок на Дурацком острове. Похоже ГГ повзрослел, и благодаря передрягам на Луне, он возмужал. Теперь перед нами далеко не тот безответственный плут из начала. Впрочем, чтобы с Незнайкой не происходило, он всегда останется тем, кем есть — немного беззаботным и легкомысленным парнем, готовым на авантюры, но никогда не забывающего дом и друзей. Ведь книга заканчивается теми же словами, что и первая глава первой книги «вот таким чудным коротышкой был Незнайка»

Большое внимание уделено здесь Пончику, одному из приятелей Незнайки по общежитию. В предыдущих книгах он предстает прожорливым и ленивым коротышкой, немного хитрым (правда все хитрости чаще всего оборачиваются против его же), скопидоном и модником, а подчас и просто толстым троллем (как в случае насмехательства его и Сиропчика над Незнайкой, когда тот помогал Пилюлькину). Здесь же суровая реальность жизни делает из него человека, что начал работать за кашу, затем стал богат благодаря занятой экономической нише, а затем потерпевшего крах разорение, и ставшего в итоге просто хорошим и ответственным парнем, хоть чуть и глуповатым.

Не хватает книге только женских образов, чем богаты предыдущие книги. На Луне женская половина общества как-то осталась в стороне от повествования (за исключением разве что Миноги хозяйки псов). Бездомные девушки как-то не появились на протяжении истории, на Дурацком острове одни парни и бараны, а Остров Дур и овцы не упоминаются. Быть может, это выглядело бы слишком жестоко, и автор специально взвалил все тяготы на крепкие плечи парней?

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всего цикла о незнайке понравилась только эта книга. Даже когда я был маленьким история про Солнечный город, волшебника и трёх ослов мне не нравилась. Истории из жизни коротышек (вроде того как Незнайка различные профессии пробовал) – тоже. А вот про путешествие на Луну зачитал чуть ли не до дыр.

Прежде чем отправить путешественников на Луну Носов не поленился выстроить серьёзную «научную» базу под это мероприятие. До сих пор вспоминаю придуманные им минералы – лунит и антилунит – шикарная ведь идея!

Поражает насколько точно и доступно Автор смог описать в детской книге капиталистическое общество. Господство олигархии, «свободная» пресса, продажная полиция. Именно из этой книге я узнал о демпинге, акционерных обществах и финансовых пирамидах. Знатно раскрыты темы свободной продажи огнестрельного оружия и твАрческой интеллигенции (это эпизод об абстракционизме в изобразительном искусстве, если кто не понял). Если чего не хватает для полноты картины – так это только мафии (именно мафии, отдельных бандитов и мелких шаек в книге и так хватает), слившейся в неразделимый клубок с официальной властью. Впрочем, для книги рассчитанной на младший школьный возраст, такая тема точно не подходяща.

Печально, но эта книга теперь ещё более актуальна, чем в момент своего выхода, ибо все, что в ней описано (за исключением, пожалуй, острова дураков) более чем реально и для наших просторов.

Детям до 10 – 11 лет – читать обязательно.

Оценка: 9
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Часто слышишь о том, как современные родители беспокоятся, что не знают, как объяснить их подрастающему ребёнку сложности и превратности капиталистической системы общества.

Незнайка на Луне — достойное пособие для введения малыша в понятийный аппарат и сущность взрослого мира, причем в подробностях и с глубиной изложения. За столько лет практически нечего не изменилось. Козлика садят в тюрьму за то, что понюхал бублик, а Спрутс и его Большой Бредлам (ах какое точное слово!) гребёт деньги, обдирая практически все рабочее население внутрилунного мира. Ничего не напоминает?

В наши неспокойные времена финансовых кризисов и политических беспределов международного масштаба книга «Незнайка на Луне» выглядит правдивее и честнее многих пропиаренных книжонок, продажных авторов и зависимых СМИ.

Извините, но правда есть правда. И если она кому-то режет глаза, то это их проблемы.

Книга и для детей, и для взрослых (первым — читать непременно).

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

До сих пор мне удивительно, как «Незнайка» тонко показывает расширение мировоззрения растущего человека. Сперва он находится в детском мире игр и исследования неизведанного, как в первой книжке. Потом открывает для себя технологичное общество и важность служб жизнеобеспечения, как Незнайка в Солнечном городе, и учится осознавать свою ответственность за мир вокруг («волшебную палочку»). И наконец вступает в мир, где ещё не всё совершенно, где правила порой жестоки, а для успеха нужно пользоваться неожиданными и иногда неприятными стратегиями — как Незнайка на Луне.

Помню, как меня забавляли говорящие имена коротышек, и казалось удивительным, как кто-то может доверять личности по имени Жулио или Скуперфильд. Помню, как восхищала идея «причинить добро» гигантскими растениями, ведь тогда я ещё не задумывался об экологических последствиях такого шага. И особенно было удивительно, что коротышки с прогрессивной Земли противопоставлены коротышкам с отстало-капиталистической Луны. Вторые как-то «взрослее» и циничнее, даже те, которые вроде бы являются положительными героями. Смерти в этих книжках вроде бы нет, но именно на Луне появляются намёки на её реальность — в масс-медиа там постоянно кого-то убивают или мучают. И наконец, именно в «Незнайке на Луне» содержится тезис, что капитализм живёт на скрытом рабовладении: остров Дураков и трудовая карьера Пончика доказывают это. Очень неприкрыто описаны уродливые социальные явления, и в этом сильная воспитательная сторона книги: выйдя в реальность, я нёс в себе мировоззрение жителей Цветочного города. Которое реально может изменить этот несовершенный мир.

В детстве ещё не так понятна тоска Незнайки по Земле, но ему очень сочувствуешь. Выросши, я задумываюсь: не терзало ли это чувство и других его друзей, покинувших родину? И почему от этой тоски не так страдал Пончик, который нашёл для себя удобную «нишу» в лунном обществе? Здесь ведь намёк и на проблемы эмиграции, и на воспетое эпосами и сказками чувство «родной земли».

В качестве силы, которая может менять мир, в книге выведена невесомость и простенький приборчик, который её делает в ограниченном объёме. Ух, какие же головокружительные перспективы можно нарисовать себе на этой концепции! Однако «невесомость» в переносном смысле является удобным заменителем для читателей младшего возраста таких взрослых понятий, как мировоззренческий крах и страх неизведанного. То, что впервые действие этой невесомости показано на примере умного и деловитого Знайки, который проводил эксперименты на себе (ну, и немножко на друзьях), настраивает читателя на волну «наука должна быть в хороших руках». Вон, лунатики не придумали ничего лучше, чем открыть стрельбу в антиграв-поле. Как только живы остались? Один там даже совершил «кругосветное путешествие» поневоле, что после пройденного курса физики не может не вызвать вопроса: «А из чего он так пальнул, что его унесло дальше остальных?»

Глубокое произведение, однозначно заслуживающее высшей оценки.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то раз я задумалась о том, что же приобщило меня к чтению фантастики, и вообще к чтению, как таковому. Были ли это «Хроники Амбера», прочтённые в старших классах? Или «Хроники Нарнии» в младших? А потом, когда разразился недавний скандал с публикацией цитаты из «Незнайки» Вкотакте, я вспомнила эту милую сердцу жёлтую обложку!

Благодаря «Незнайке», первое моё знакомство с фантастикой произошло тогда, когда я ещё не хотела самостоятельно читать книги. Знакомство затянулось — я требовала перечитывать мне эту историю снова и снова, пока не знала её на память и не могла цитировать её с любого места и до конца. Прошло N-ное количество лет (или, вернее, десятилетий :), и я решила перечитать сей шедевр, чтобы понять: чем же он меня тогда так зацепил?!

Не знаю, то ли взросление во мне так и не произошло, то ли реально книга потрясающая, но сейчас я перечитала её с не меньшим удовольствием, чем тогда, лет в 8 :))) Единственное, что изменилось — теперь уже в начале книги именно Незнайка больше кажется придурком, который всё испортил, а Знайка — нормальным нёрдом, построившим целую космическую ракету, но вынужденным при этом жить бок о бок со своей не всегда адекватной коммуной (в детстве всё было с точностью до наоборот :))).

В остальном — чего только в этой книге нет! И знакомство с основами физики, и полёты на другие планеты, и, самое главное, столкновения с инопланетными цивилизациями, и всё это хорошенько приправлено философскими и социологическими проблемами, которые в зависимости от возраста читателя постепенно раскрываются и играют всё новыми и новыми красками! :)))

В общем, не знаю, как остальные, я эту книгу считаю полноправным шедевром, крепко занимающим одно из мест на моей полке нетленок :)))

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Незнайка на Луне» — ключевая книга из волны сюжетов «наш человек на отсталой планете», которая началась «Аэлитой», а условно закончилась «Обитаемым островом», развенчавшим идею «прилетим и перевернём». Причём с последним у «Незнайки на Луне» огромное сходство, Стругацкие как нарочно повторяют сцену бесплатного обеда в ресторане. Но Саракш — постъядерный мир военной диктатуры, жестокой, но вынужденной. А Луна — это «малая Земля», на которой утрированы, но отнюдь не вымышлены, недостатки нашего сегодняшнего — а тогдашнего западного — общества. Что интересно, этих недостатков практически нет в обществе западном современном. Я бы даже сказал, антиутопия удивительно мягкая. В этом мире можно жить, даже преуспеть, как это удалось Пончику. В этом мире газеты пишут о прилёте космонавтов, телевидение снимает облажавшуюся полицию. Можете себе представить такое в нашем мире? Как по-вашему, Первый канал показал бы, как пришельцы уделывают власть? Вряд ли.

Сам Незнайка в этой книге почти ненужный персонаж, и это обидно. Честно говоря, я ожидал от него больше активности. Ожидал, что именно шебутной Незнайка разрушит этот мир и поможет построить новый. А Незнайка оказывается неудачником (рохля Пончик даже быстрее него приспособился к новому миру) и нуждается в спасении другими героями. Как и в «Солнечном городе», да и в первой книге, Носов уделяет много внимания второстепенным героям. Стоит в кадре появиться какому-нибудь интересному персонажу, и камера немедленно прилипает к нему, делает главным героем наравне с Незнайкой. Причём — удивительно! — это иной раз отрицательные персонажи, магнаты Спрутс, Скуперфильд, мошенник Жулио. Носов не ненавидит своих злодеев, он дружелюбно посмеивается над ними — поэтому за ними приятно наблюдать. Несмотря на жёсткий мир, книга вполне комфортна именно благодаря юмору: смешные и весёлые люди не могут быть совсем плохими. И действительно, Скуперфильд и Пончик к концу книги перевоспитались, оставив роль злодея совершенно не смешному и слишком солидному Спрутсу.

Рекомендую прочесть всем, махнув рукой на комплексы по поводу «детских книг». А также посмотреть мультфильм, он довольно близок к книге, за исключением внезапной замены мальчика Козлика на девочку Звёздочку в роли сайдкика.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первых курсах ВУЗов (2 раза первый курс, 2 раза — второй) я вдруг осознал, что «Незнайка на Луне» — это научно-популярная версия учебника по марксовой политэкономии капитализма. С базисом и надстройкой. С прибавочной стоимостью. С первичным накоплением капитала; со схемой Товар-Деньги-Товар, переходящую в Деньги-Товар-Деньги. И про источники и методологию классовой борьбы, естественно. Ну и про перековку капиталистов — разумеется. И все — до чертиков интересно!

Оценка: 9
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если уж оценивать это культовое произведение пользуясь критериями нашего сайта, то «Незнайка на Луне» — это крутая социальная фантастика, сочетающая захватывающий сюжет с жёсткой сатирой. Автор смело использует сразу несколько популярных в фантастической литературе сюжетных ходов: межпланетное путешествие, контакт, «наши в другом мире», «психология инопланетных рас», «полая земля», «прогрессорство», «генетические эксперименты». Можно провести параллели между этой книгой и, например,«Убиком» Дика (такая же оплата монетками везде и всюду), а также такой классикой «научной фантастики», как «Пиноккио» Коллоди. Впрочем,«Незнайку на Луне «читали очень многие и книга в самом деле очень интересная. Раньше мне казалось, что с критикой « капиталистического общества» Носов немного переборщил, но со временем книга с её финансовыми пирамидами, миллионерами и всеобщей торговлей стала только актуальнее.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все с этого начинали. И я, и форумчане, и Лукьяненко.

Первый раз прочитал в 6 лет, до этого смотрел мультфильм.Но недавно читал племяннице и перечитал. Я понял, что это гениальное произведение. В лучших традициях Стругацких. Классно показанно капиталистическое общество и чем оно плохо. Изображена жизнь с изнанки, невинное осуждение, тюрьма, журналисткое расследование и подлости «королей» мира. Советую перечитать всем и переосмыслить. Возможно по новому взгляните на все... Как всю классика, «Незнайка» актуален, как никогда...

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ — это уже совсем не детская литература, нет антураж вроде бы тот же, те же коротышки из Цветочного и Солнечного городов, уже подружившиеся, готовят полет на Луну. Готовят, конечно, Знайка с Фуксией и Селедочкий, а Незнайка с Пончиким просто угоняют умную ракету.

Дальше начинается настоящая стопроцентная научная фантастика, без скидок на детский возраст. В классификаторе отметила и полая земля, и прогрессорство, и ксенофантастика. ИМХО — читатели этой книги подросшие и думающие читатели НЕЗНАЙКИ, она и вышла позже, уже в 1965 году.

Описание мира лунатиков — это злая и очень правильная сатира на мир капитализма. Только сейчас, хлебнув этого капитализма полной ложкой и еще чуть-чуть сверху, отчетливо понимаешь на сколько прав был автор!:val:

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых по настоящему фантастических книг прочитанных мной. Не могу сказать кто был первый «Незнайка на Луне» или Волков с «Тайной заброшенного замка»...

В этой книге поражает с какой простотой и точностью автор преподносит чисто научные факты, и как это написано... Просто и вместе с тем не чересчур «детским» языком, который на взрослых навевает тоску. Когда читала в детстве, была в полном восторге. Недавно купила книгу, начала перечитывать... и поняла многие вещи, которые детям не понять... Как говорится, мои глаза открылись. И поэтому, я не согласна с теми кто классифицирует книгу как юмористическую сказку. Для меня это прежде всего научная фантастика и... социальная сатира... Теперь я понимаю: Земля коротышек — коммунистическая утопия, Луна — капиталистическое общество. Да, может детям весело читать про Спрутса, Скупелфильда и им подобных... Но мне не было смешно, когда я перечитывала книгу. Автор необычайно точно высвечивает и высмеивает главную черту капитализма: все покупается и продается! И от этого роман неожиданно перестает быть детской книгой...

А в конце, совершенно неожиданно автор говорит о еще одной важной вещи: о том что человек может быть счастлив только на Родине... И только родная земля способна излечить от самого страшного недуга... Может это камень в огород эмигрантов?

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если «Приключения Незнайки и его друзей» мне не очень понравились, то с «Незнайкой на Луне» случилась любовь практически с первой страницы.

По ощущениям Николай Носов перестал писать программную оду соцреализму, а расслабился и начал писать отсебятинку. И именно в ней — его изюм. Полет фантазии, диалоги наполнились живой речью, герои налились характерами.

Он шел от назидательного тона к легкому образовательному. Я не думала, что можно так легко и просто объяснять суть рыночной экономики, физические явления, географию, астрономию, психологию. Реально — история для младших школьников, но все понятно! Нашел же человек слова! Во истину, гений тот, кто может сложные вещи рассказать простым языком.

История эта 100% современная. Хотя написана до рождения моей мамы. И это не мама у меня молодая (хотя это так), просто автор оказался прозорливым. Вот как он угадал? Откуда у него такие тонкие знания о капиталистическом обществе, из «Капитала» или «Экономикса»? Легкая нота ностальгии по недостигнутому коммунизму в 1960-е годы тоже поражает.

Очень понравилась история! Здесь работа не только с адаптацией реальности к сказке, но использование приема говорящих имен (все «наши» носят добрые-светлые-приятные имена, все имена лунатиков окрашены негативными тонами, порочны, темны по своей сути), аллюзии на литературный пласт до Незнайки (Скупперфилд — Скружд в чистом виде, даже некоторые цитаты вложены в его уста — вот откуда знания об истинном лице капитализма). Противопоставлено не только общество обществу, не только они нам, но даже злодей злодею и добряк добряку. Зло может быть злее, но отзывчиво, если ему это выгодно. Добро может быть не добрым по рассеянности или своим внутренним посылам.

Преемственность поколений здесь оформлена в идею, что «коротышки на войне своих не бросают». Может быть Носов и был тем самым орудием пропаганды в свое время, в наше он передал хороший идеал для подражания. Может подражать стоит не конкретному Незнайке, а собирательному жителю Зеленого города, но доброта, щедрость, честность и трудолюбие еще ни в одном обществе никому не принесли зла.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх