fantlab ru

Рэй Брэдбери «Чикагский провал»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
364
Моя оценка:
-

подробнее

Чикагский провал

To the Chicago Abyss

Другие названия: Чикагская бездна; К Чикагской впадине; Направление - Чикаго-бис / Abyss; Туда, где Чикагская бездна

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

После гибели цивилизации у людей не осталось почти ничего. Даже воспоминания о былом изобилии караются спецполицией. Потому что, если люди вспомнят о вещах, которыми когда-то обладали, то будут снова их искать. И герой рассказа решает бередить еле дышащие желания людей растравляющими укусами памяти.

© Lucy

Входит в:

— серию антологий «The Best from Fantasy and Science Fiction», 1952 г.

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1963», 1963 г.

— сборник «Механизмы радости», 1964 г.

— антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology», 1974 г.

— антологию «Beyond Armageddon», 1985 г.

— антологию «Мир в латах», 1991 г.

— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.

— журнал «Огонёк № 11 1993», 1993 г.

— антологию «Сражение», 1995 г.


Экранизации:

«Этот фантастический мир. Выпуск 13: Бездна» 1987, СССР, реж: Антонина Зиновьева



Похожие произведения:

 

 


Мир в латах
1991 г.
Фата — Моргана 4
1992 г.
Чикагская бездна
1993 г.
Сражение
1995 г.
Надвигается беда
1997 г.
Лучший из возможных миров
2000 г.
Надвигается беда
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
Механизмы радости
2004 г.
Механизмы радости
2009 г.
Механизмы радости
2012 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
Механизмы радости
2016 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
Механизмы радости
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту
2017 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2017 г.
Механизмы радости
2018 г.
Механизмы радости
2018 г.
Механизмы радости
2023 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1963
1963 г.
(английский)
Огонёк № 11 1993
1993 г.

Издания на иностранных языках:

The Machineries of Joy
1964 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology
1974 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology
1975 г.
(английский)
The Machineries of Joy
1976 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology
1977 г.
(английский)
Beyond Armageddon: Twenty-One Sermons to the Dead
1985 г.
(английский)
Beyond Armageddon: Twenty-One Sermons to the Dead
1986 г.
(английский)
Beyond Armageddon: Survivors of the Megawar
1987 г.
(английский)
Beyond Armageddon
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Какой мир — такие и герои. В мире бездуховности «451 градус» это люди, помнящие книги. В мире голодных оборванцев, почти как в СССР (немногие жрут от пуза, остальных призывают довольствоваться малым) героем оказывается старик, помнящий о лучших временах, о различных вещах и механизмах, украшающих быт. Разве не точно такими же были фарцовщики, да и просто те совграждане, которые выезжали за рубеж и потом рассказывающие о «чудесах» загнивающего капитализма?

Помнится, был такой то ли анекдот, то ли байка про чтение дореволюционной книги кулинарных рецептов со всякими расстегаями и прочими буржуазными блюдами. Оказалось, что не обязательно ходить строем в обуви марки «Скороход» и петь под треньканье шаховской фанерной гитары. Есть и Фендер, есть и Саламандер.

Вот так и взрывается мир тотальной усреднённой нищеты. Когда люди знают, что есть другие вещи: удобные, приятные, красивые. И колбас не два сорта, а СОТНИ. И жвачка! И джинсы! И видаки! И плееры! И вместо махорки — Camel (самец), Winston, Marlboro.

Правильным путём идёт старик. Память не даёт скатиться в убожество.

Судя по тому, что кто-то влепил мне минус, не понравилось сравнение с СССР.

Ну, я не буду спорить, я приведу цитаты из самого произведения (в спойлере), а кому не нравится — пусть спорят с Брэдбери.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я буду против превращения людей в бродячие орды человекообезьян, овцечеловеков, жующих у краешка тучных лугов, на которых наслаждаются феодальные помещики-волки, те, что прячутся на верхних этажах оставшихся небоскребов и по уши завалились едой, про которую народ уже позабыл. Этих мерзавцев я буду убивать консервным ножиком и штопором. Я буду давить их призраками «бьюика», «киссель-кара» и «муна», я буду пороть их лакричным кнутом, пока они не взмолятся о пощаде.

Да, ещё же попкорн! Невероятное лакомство из детства. Почему в засаженной по самую Арктику кукурузой советской родине не было попкорна?

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брэдбери рисует жутковатый мир — деградирующий, умирающий, разлагающийся. Мир, в котором запрещено вспоминать — иначе настоящее покажется слишком страшным. Знаете, что понравилось мне в рассказе больше всего? Описание пайка, которым «соблазняют» семейную чету сдать старика. Просто читая, я действительно смогла почувствовать, что это за сокровище — «недельный паек, плюс десять банок овощей, пять банок супа, в виде премии». За это я и люблю рассказы Брэдбери — мне удается их прочувствовать, погрузиться в них. Люди и их поведение (обратите внимание на сцену после того, как уходит полицейский — муж и жена отводят глаза, стараются не смотреть в глаза старику, а ему хочется притронуться к их локтям), мир, Чикагская бездна — потрясающая атмосфера.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ составляет некий диптих с «Улыбкой» и частично связан с романом «451 градус по Фаренгейту», являясь его продолжением. Действие происходит в разрушенном атомной войной мире. Главный герой, старик, изо все сил пытается напомнить людям о былом величии цивилизации, о навсегда исчезнувших бытовых благах. Его гонят, бьют, за ним гоняется полиция, но он вновь и вновь говорит людям правду.

Если в «Улыбке» изуродованный мир отрекался от наследия искусства, то «Чикагский провал» поднимает проблему материальной культуры. Люди не хотят вспоминать ничего о той цивилизации, что привела их к ядерному аду. На первый взгляд, подход верен. Но вместе с автомобилями и тостерами на костер отправляются шедевры живописи, книги, скульптуры. Культура – органическое целое, и поэтому ее уничтожение приводит к полной деградации человечества. Уничтожение всего, что человечество создавало веками – неверный путь. Нужно не пытаться стать зверями – нужно попытаться остаться людьми. Создать мир, в котором будут автомобили и компьютеры, но не будет войны и несправедливости. Иначе судьба человечества – регресс и медленное самоубийство цивилизации, что намного хуже самой войны.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

интересный феномен — спустя годы вспоминается обычно только лучшее, ну или вызывающее наиболее яркие эмоции. (неважно какие — положительные или нет) Для американцев из этого рассказа — это «золотые семидесятые», чипсы и сладости в упаковках из новых материалов и «образ жизни» свободного американца; для нас, нынешних 30-летних россиян? Наряду с бесконечными «дискотеками в стиле 90-х» всплывают, словно вещи с затонувшего лайнера — сериалы «Бригада», фильмы «Брат» и «Брат-2», бесконечные ремиксы песен тех лет. Околокриминальный быт и множество сайтов с воспоминаниями об индийских фильмах, китайских боевиках и музыкальных «клипах» тех лет. Самое поразительное, что люди вспоминают игры, в которые они играли в детстве. Очень много самых разных игр из числа «займи себя сам», почти не требующих каких-то денег, вложений, которые объединяли тогда и объединяют теперь множество людей по всей России. Именно этого «дворового общества» нам не достает сейчас?

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот перед нами ещё один мир тотальной деградации. Толпы плохо ухоженных людей, ржавые, нерегулярно ходящие дребезжащие поезда, тёмные, неотапливаемые дома, заросшие парки... Мир, тихо гниющий после войны, убившей старый порядок. И власть — которая всегда власть, стремящаяся хоть как-то собрать в кучу разрозненное, и навести подобие порядка и контроля...

А для того, чтобы человек в окружающей мерзости оставался более или менее послушным, да даже, прямо скажем, более «счастливым» — нудно запретить ему вспоминать. О мире, где ты мог выпить чашку кофе — просто открыть упаковку, насыпать в бокал ложку коричневого порошка, бросить пару горсток сахара, и наслаждаться. Или о восхитительной жёлтой консервированной кукурузе, нынче ставшей дикой экзотикой. О сигаретах с фильтром. О рассекающих по хайвэям автомобилях с открытым верхам. О городе Чикаго, не превращённого ещё в смрадный кратер. О...

Зачем эту нужно в мире, где никогда не будет прежнего благолепия?

А ведь надо помнить. Ведь только память о том, что можно жить и по другому, не даёт скатиться человечеству в скотское состояние до конца.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное Брэдбери нравится эта тема, потому что уже не один раз он использует её в своих произведениях в разных вариациях. Весь мир рухнул, а остались лишь единицы, которые стали памятью человечества и его проводником в новое будущее, которое не должно повторить прошлого, но и не уничтожить его. Как скажем в революцию меняли названия месяцев, выдумывали новые имена... Ведь мы уже это проходили, то что описано как будущее.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

О чем будут думать люди, пережившие ядерный апокалипсис? Какие ценности будут тогда в ходу? Автор считает, что это будут воспоминания. Воспоминания об ушедшем, канувшем в Лету. Потому что никаких новых ценностей ядерная война не принесет — скорее, она просто уничтожит все старые под корень. А дальше получится по известной поговорке: «Что имеем — не храним, а потерявши — плачем.» Вот и герой новеллы пытается воспоминаниями о былом разбудить у людей стремление к восстановлению утерянных ценностей — предметов быта, культуры и общественного устройства. Нам, как жителям почившей в бозе советской империи, это должно быть очень хорошо понятно. Сейчас много пишут о нашем прошлом и сравнивают его с современностью. Сравнение явно не на пользу современности: не та продукция, не те люди, не то отношение к труду, не то настроение, да и страна совсем не та. Во времена СССР и деревья были выше, и небо голубей... У нас в Смоленске недавно открыли музей советского прошлого, где можно воочию увидеть те самые предметы обихода, которые всем казались обычными до скукоты. Теперь вот они вызывают острые приступы ностальгии и даже определенную зависть. К примеру, магнитофон «Маяк». Он, конечно, не мог сравниться с Panasonic' ом или Sony, но затраченные деньги отрабатывал честно: отпахал у меня более 20 лет без единой поломки! Только две кассеты не смог «прожевать» — разве это не повод для гордости? Или советские консервы, в которых не было ни грамма консервантов. Некоторые из них достать было непросто (черную икру или сгущенку), но зато цена на них не зависила от какой-то конъюнктуры и была одинаковой на всей территории страны! Одно это уже вызывает зависть и сожаление. Так что тема и мораль брэдбериевской новеллы нам хорошо понятна: потерявши голову по волосам не плачут. Вот и герою рассказа сознательные граждане придумали куда более полезное применение. Зачем попусту сотрясать воздух? Может, гораздо лучше будет попытаться вернуть назад хоть часть утраченного?

----------------

РЕЗЮМЕ: философские размышления об утерянных ценностях доядерного мира. Весьма актуальная вещь для современной России.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя ЗАБЫВАТЬ! Вкус яблока, цвет неба на закате, запах речной воды, прикосновение прохладной ладони... все это огромные ценности, владение которыми делает человека-человеком. Память может быть и лекарством, и оружием. Непомнящим легко манипулировать, он беззащитен.

Бойтесь забывать! :dont:

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постапокалипсис. И хотя автор не упомянул, какая катастрофа предшествовала, но нарисовал такое жуткое будущее, в котором людей за одно упоминание марок сигарет и названий конфет из прошлого преследует спецполиция.

Очень сильно ощущается созвучие с нашумевшим романом «451° по Фаренгейту», где также запретное манило и побуждало людей объединяться.

Рассказ с глубоким смыслом. Цените, люди, то, что имеете сейчас и не допустите такого страшного будущего.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что может дряхлый старик сделать для восстановления цивилизации, безвозвратно утерянной в безумии войны?

Оказывается многое.

Ведь очень важно помнить разные нюансы, названия, вещи, ощущения.

Пока кто-то помнит, они окончательно не умерли, и их еще можно возродить

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти что послесловие к —> 451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451...

Есть даже старый телеспектакль по пьесе «Чикагская

бездна» с Сергеем Юрским в главной роли...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ тяжелый и горький. О человеке, который пытается бороться в практически безвыходной ситуации. Хотя бы за память о былом.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постядерные фантазии всегда интересны. Неужели это предсказание сбудется?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне противоречивая история. С одной стороны, дедушку жалко, да и всех этих бедолаг жалко. С другой стороны старик вспоминает атрибуты общества потребления, как высший идеал человечества, а ведь именно бесконтрольное выжирание ресурсов драка за остатки из них и приведет к тем последствиям, что описаны в рассказе.

Обжираться шоколадками и попкорном — это прекрасно, но расплачиваться потом за это изобилие придется поеданием человечины.

Но нельзя отрицать ,что рассказ очень атмосферный. Как Чехов рекомендовал описывать лунную ночь через отблеск света на бутылке, так и Брэдбери показывает ужасы ядерного холокоста посредством пересчета горошин на тарелке.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описан героизм человека, мечтателя, который не может позволить умиреть прошлому!

Но, как и в «Улыбке» один человек-это лишь зерно возрождения.

Хотя здесь уже есть единомышленники, это уже Радует!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх