Рэй Брэдбери «Здравствуй и прощай»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уилл — мальчик, который не взрослеет, скитается по Америке, принося радость одиноким людям, остановка на несколько лет, а затем вновь в путь.
Первая публикация: Philadelphia Inquirer (Today), March 29, 1953.
Входит в:
— сборник «Золотые яблоки Солнца», 1953 г.
— сборник «The Vintage Bradbury», 1965 г.
— сборник «К — значит космос», 1966 г.
— журнал «Неделя № 35 1966», 1966 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «The Immortals», 1984 г.
— антологию «Young Mutants», 1984 г.
— антологию «Первые люди», 1987 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/1. Американская фантастическая проза», 1989 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— журнал «Супер Триллер №16 (139)», 2007 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexandre, 26 октября 2009 г.
Мне жаль героя, и я его понимаю. Я тоже был не таким как все, но не до такой же степени. И мне не предложить ничего герою, я просто принимаю его решения, как данность, я согласен с ним — а что ещё остается? Он поступает правильно, ему нельзя навлекать неприятности на своих родителей, сколько бы их не было. В конце-концов они знают, что он не умер — это уже много.
А писатель — в очередной раз он поражает своим умением создавать фантастические ситуации такими, как будто это происходит в действительности. И видишь этого невероятного мальчишку как воочию.
Счастья тебе, Уилли! А Вам, мистер Бредбери — спасибо!
lex_art, 23 августа 2019 г.
Чем больше читаешь Рея Бредбери, там больше начинаешь замечать, как один его рассказ перекликается с другим. Если в «Вине из одуванчиков» были старики, которые никогда не были детьми (потому, что субъективно нет никакого прошлого, а есть только сейчас), то какая должна быть их противоположность? Ребенок, который никогда не постареет (для него это уже не субъективный факт). Притом, что обе разновидности персонажей не были бессмертными. Они просто так проживают свой век. Так получился еще один блестящий представитель реалистичной НФ, в которой есть ровно одно фантастическое допущение и предельный реализм во всем остальном.
Есть намек, почему с главным героем случилось то, что случилось. Упоминается, что он перестал взрослеть после своего 12-го дня рождения. Не могло ли это быть желанием ребенка, осознавшего свою смертность, которое внезапно сбылось? Это тоже в стиле Бредбери. Буквально исполнить желание главного героя. Но не в виде злой писательской шутки, которая нужна для того, чтобы получить тему и сюжет для очередного произведения. Цель автора иная — описать устоявшееся состояние, к которому пришел главный герой. Так было в «Каникулах» и еще много где.
Еще один из рассказов, который приходит на ум, — это «Марсианин». Только в «Здравствуй и прощай» действия главного героя — это не потребность его загадочной природы, а то единственное дело, которым он может жить в этом мире. Занятие это тоже в меру фантастическое, но, безусловно, благородное. В конце концов получился трогательный рассказ про то, что злая шутка судьбы не может сокрушить человечность, если она есть.
viv, 15 января 2008 г.
Детство — это прекрасно. А если оно остается с тобой навечно? Странное чувство — и хотелось бы такого и ужас пробирает при одной мысли...
bean17, 1 июня 2014 г.
За душу берет, слезы наворачиваются. Грустно и пусто.
Эх, ну не пойму я вас, тех, кто оценил рассказ меньше девятки. Шедевр.
kkk72, 28 февраля 2008 г.
Удивительно трогательное произведение о любви, об одиночестве, о расставаниях. С транная судьба заставляет главного героя покидать навсегда тех, кто его любит, и кого успел полюбить он. Новая семья для него — всего лишь остановка в пути. Рассказ поражает своим правдоподобием и задевает до глубины души.
Ruddy, 25 сентября 2006 г.
А я поставлю 10, потому что рассказ настолько сильно впечатлил, что теперь я буду чаще призадумываться о том, КАК хорошо быть ребенком.
Да и трудно, если честно. :shuffle:
tevas, 23 мая 2007 г.
Ах, боже, какой рассказ! Спасибо Вам, Рэй Брэдбери!:pray: Очень трогательный, в чем-то грустный, а в чем-то жизнеутверждающий рассказ. Я рад, что Уилл нашел свое место в жизни, несмотря ни на что...
primorec, 27 августа 2013 г.
Кто ж из нас, родителей, держа на руках заливающегося счастливым смехом любимого человечка, хоть раз не думал о том, как было бы славно остановить это мгновение. Пусть бы никогда не рос малыш, оставался всегда дружелюбным и веселым, и не маячили впереди подростковые проблемы. Думалось: ну почему так все быстро? Всего несколько счастливых лет, когда самой большой проблемой были разбитые коленки и потерявшийся любимый мячик. Глазом моргнуть не успел: друзья, вечеринки до ночи, проблемы с девочками, а потом- институт, женитьба, короткие звонки на тему «Мам, привет! Пока, до встречи» и вот Вам — внуки. Начинайте опять радоваться.
Странно, что большинство читателей восприняло вечное детство героя, как проклятие. Это все, наверное, от возраста. Детство — такая штука, оценить которую можно исключительно на расстоянии. Чем оно дальше от тебя по времени, тем счастливее кажется, и даже первые детские неприятности вспоминаются, как милые сердцу события. Вот о периоде взросления почему-то не вспоминаешь с такой светлой печалью.
Может, и было время, когда герой смотрел на свое вечное детство, как на несчастье. Но прошедшие годы сделали его мудрым и позволили ему понять: все родители, как бы замечательно не складывались их отношения с взрослыми детьми, в тайне вздыхают о тех днях, когда читали с ребенком первые книги, гоняли мяч, учили малыша плавать или склеивали вместе с ним кораблик. Это самые дорогие, драгоценные моменты и герой имеет огромную власть: вернуть эти счастливые мгновения тем, у кого остались от них только тускнеющие с каждым прожитым днем воспоминания и старые фотографии. Или дать возможность пережить это счастье тем, кто по каким-то причинам остались одинокими и теперь понимают, сколько они потеряли в жизни.
Может герой и не счастлив сам, но он может подарить мгновения счастья другим. Вы не находите, что это очень хорошая работа — делать людей добрее и счастливее?
И вот еще что. Я всегда по-доброму завидовала Мастеру, который смог пронести через свою долгую жизнь радостные воспоминания о своем детстве: чудесных летних днях, маленьких открытиях и путешествиях, зелени и цветах сонного провинциального городка. «Наверно, этого мне больше всего недостает во взрослых людях – девятеро из десяти уже ко всему охладели, стали равнодушными, ни свежести, ни огня, ни жизни в них не осталось». Сразу захотелось перебрать в памяти свои счастливые моменты, полистать старый альбом, уже почти забытый на пыльной полке, чтобы никогда -никогда не оказаться среди тех самых «девяти из десяти».
ii00429935, 4 июля 2012 г.
Кто не знает сказку про Питера Пэна? Мальчик, отказавшийся взрослеть, навсегда останется символом вечно юной души. Идею «Питера Пэна» Брэдбери повернул под непривычным углом: детство как проклятие. Уилли, герой рассказа «Здравствуй и прощай» живет не в волшебной стране, а в Америке ХХ века. Выбор у мальчика невелик. Либо скитаться по стране, на время прибиваясь к бездетным парам, либо его до конца дней будут изучать агенты Малдер и Скалли. Я сказал «до конца дней», но и здесь есть проблема. Специально Брэдбери этот момент не обговаривает, но логично предположить, что если Уилли не взрослеет, то и не старится, т.е. по идее он бессмертен, и 12 лет ему будет вечно. Здесь должно бы стать совсем тоскливо, но посмотрите, как достойно герой Брэдбери несет свой крест.
«Здравствуй и прощай» не обещает читателю динамичного сюжета, но в рассказе есть неподдельный драматизм и очень привлекательная философия. Что такое возраст человека? Всего лишь цифра. «Важно, не сколько ты прожил, а как ты прожил», — сказал один хороший писатель. Можно роптать и жаловаться на судьбу, а можно попытаться сделать жизнь окружающих чуть светлее. Как Уилли, герой рассказа «Здравствуй и прощай». И как придумавший его Рэй Брэдбери.
Andreev, 26 мая 2008 г.
Когда почитал стало почему-то очень грустно.Вспомнились все школьные и институтские друзья которых не видел уже много лет.Человек по сути ведь всегда остается одиноким в душе ,но еще хуже когда нет с тобой любящей семьи,верного друга — людей которые всегда готовы прийти на помощь и скрасить твое внутреннее одиночество.
Все-таки Бредбери великий писатель.В любом его произведении есть сердцевина,каждое чему то учит.
ЛЮБИТЬ,ЦЕНИТЬ,РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ.
god54, 26 сентября 2009 г.
Как трудна судьба «белой вороны» в однообразной человеческой массе. И как не маскируйся, а придёт время и все поймут что ты не такой как все. Вдумайтесь: не т-а-к-о-й как в-с-е! И нужно либо сражаться, либо снова бежать и маскироваться. В любом случае это заканчивается плохо и закончится в итоге плохо...
Nonconformist, 21 августа 2007 г.
Вот так нести свой крест — неимоверно трудно. И если бы не вера в то, что всё он делает правильно, и дарить людям радость и свет — его долг, кто знает, как сложилась бы жизнь у этого бедняги.
asb, 26 сентября 2006 г.
Казалось бы, вот она мечта — жить долго-долго. Но когда все вокруг живут по-другому, это не приносит счастья.
AN, 2 мая 2006 г.
Мы порой умиляемся на детей, которые рассуждают, как взрослые, и злимся на взрослых, которые ведут себя как дети. А для кого-то быть ребенком-работа.
Грустный и трогательный рассказ.