fantlab ru

Рэй Брэдбери «Эшер II»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
1814
Моя оценка:
-

подробнее

Эшер II

Usher II

Другие названия: Carnival of Madness; Immortality of Horror; The Second House of Usher

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 271
Аннотация:

В великом костре сожгли все фантастические, страшные и сказочные книги. Это случилось 30 лет назад, а сейчас по заказу мистера Стендаля на поверхности Марса воссоздают усадьбу Эшеров, которая послужит страшной мести.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые напечатан в апреле 1950 в “Thrilling Wonder Stories” под названием “Carnival of Madness”.

Рассказ был экранизирован.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Марсианские хроники
1965 г.
Память человечества
1981 г.
Память человечества
1982 г.
Американская фантастика
1988 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Марсианские хроники
1991 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Апрельское колдовство
2000 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Надвигается беда
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
Книга вымышленных миров
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2011 г.
Марсианские хроники
2013 г.
Марсианские хроники
2015 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2023 г.
Марсианские хроники
2023 г.

Периодика:

Argosy (UK), November 1950 (Vol. 11, No. 11)
1950 г.
(английский)

Аудиокниги:

Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Деспре вешниче прибеӂирь ши деспре пэмынт
1980 г.
(молдавский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 2
2016 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски воссозданная атмосфера кошмара из рассказов Эдгара По соседствует с глубокими социальными и нравственными проблемами. Идея сожжения книг для Брэдбери уже не нова. Вспомним хотя бы «451 градус по фаренгейту». Видимо возможность такого в реальности сильно пугает автора, если он расправляется со сторонниками сожжения такими жестокими методами...

Да и под сожжением, как мне кажется, автор не всегда имеет ввиду буквальное значение. Посмотрите на современных школьников, которые читают книги по христоматиям, посмотрите на эти христоматии — в одной книге в сжатом виде даны произведения всего курса. И вот такое намеренное сокращение книг, когда «Войну и мир» сжимают до 150 страниц, а «Мастера и Маргариту» до 70 (не вру!!! сам видел!!!), а потом дают это все читать детям — вот это не есть ли уже само по себе кощунство над книгами, не есть ли это уже символическое сожжение, сжатие книг. Видимо, по мнению Брэдбери, и это уже есть преступление, и тут я с ним согласен. (Кстати, у Брэдбери, если не ошибаюсь, есть рассказ про то, как в течение многих лет книги вот так вот сокращали от полноценных произведений до нескольких строк).

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было бы очень страшное будущее, если бы все фантазии, все истории о страхах и ужасах, о таящемся во тьме Зле, все романы Лавкрафта, Хоторна, Амброза Бирса, Кинга оказались лишь топливом для Костров рационалистов и логиков. Это было бы очень страшное будущее, если бы в пепел и дым превратились все зомби, вампиры, демоны, а вместе с ними эльфы, гномы, гоблины, единороги, Санта Клаус и Всадник без Головы, Белоснежка и другие, злые и добрые, сказочные существа. Это было бы пустое, унылое и бездушное место, такое будущее, без волшебных королевств и стран, рожденных фантазией сотен писателей, и мне бы не хотелось даже думать о таком будущем.

Но вот прочитаешь такой рассказ и задумаешься. Всегда найдется тот, кто захочет решать, как правильно тебе жить, что любить и ненавидеть, что смотреть и читать. Всегда найдется кто-то, желающий под видом «защиты невинных душ» подравнять всех под единый стандарт, забрать все твои мечты, желания, фантазии, восторг открытий и творчества, перемешать и превратить их в единую серую массу с клеймом «Проверено» и «Одобрено».

И кажется, живем в просвещенный век: ничего не может грозить нашим любимым книгам, и пресловутые Костры — лишь мрачная фантазия. Но в том-то и дело, что век наш просвещенный и для того, чтобы уничтожить книгу не обязательно сегодня разводить огонь на заднем дворе. Умные и рациональные головы давно придумали другие изощренные методы. И вот уже исчезают постепенно с реальных и виртуальных полок наши добрые друзья детства. Для одних находятся обвинения в отсутствии «толерантности», в «жестокости» или устарелых взглядах на жизнь. Другие объявляются слишком длинными и непонятными, и заменяются политически правильным кратким пересказом. И вот уже на их место приходят совсем другие книги, рассказывающие одинаковые, усыпляющие фантазию и любопытство истории. «Алису они заставили выпить из бутылки нечто такое, от чего она стала такой крохотной, что уже не могла больше кричать: «Чем дальше, тем любопытственнее!»

Вот такие мысли навеял этот маленький рассказ, целый бочонок ароматного амонтильядо — букет из идей, цитат, намеков, фантазий. Все получилось, как у По: «Я не только должен был наказать, но и наказать без всякой опасности для себя. Обида не отомщена, если мстителя постигает наказание; она, в равной мере, не отомщена и тогда, когда мститель не позаботится о том, чтобы совершивший обиду знал, — кто ему мстит».

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Марс предстал перед читателем как единственное место в Галактике, где можно быть свободным.

Мистер Уильям Стендаль – страстный поклонник Уильяма Шекспира, Эдгара Алана По, Говарда Лавкрафта, Натаниэля Готорна и других запрещенных авторов. Он переехал на Марс, чтобы спастись от удушающей цензуры тоталитарных государств Земли. Двадцать лет назад Управление Нравственного Климата сожгло пятидесятитысячную библиотеку Стендаля. Он поклялся отомстить.

Эта глава «Хроник» отсылает читателя к «Падению дома Эшеров» Эдгара По. Есть здесь аллюзии на другие рассказы прародителя научной фантастики: подобно «Бочонку Амонтильядо», новелла рассказывает историю одной мести. Появляются ссылки на «Убийство на улице Морг», «Преждевременное погребение», «Колодец и маятник».

«Эшер II» — логичное продолжение антиутопии «451 градуса по Фаренгейту», в мире которой чтение книг — преступление. Брэдбери дает своему герою шанс восстановить справедливость, покарав тех, кто стер имя Джонатана Свифта и Уильяма Шекспира из анналов истории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Гаррет, знаете, почему я так поступил с вами? Потому что вы сожгли книги мистера По, даже не прочитав их как следует».

Брэдбери застал то время, когда в нацистской Германии жгли сочинения Гете и братьев Манн. Более того, он не раз признавался, что всю жизнь был знатным книжным червем. Даже со своей женой он познакомился в букинистическом магазине.

Окажись я на месте мистера Стендаля, сделала бы то же самое. Убийцы книг не достойны иной судьбы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глядя на современное массовое отношение к литературе — ужасаешься... И вспоминаешь как раз «Эшер II».

А перечитав «Эшер II» вспоминаешь «451 градус по Фаренгейту».

А перечитав «451 граус по Фаренгейту» хочется на Марс...

И думаешь, думаешь, думаешь .....

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это уже говорили многие, но я всё же повторю. Брэдбери провидец! Началось!

Да, на площадях нет костров, но они горят в подвалах чистых и незамутненных мозгов борцов за права человекОВ, в мозгах тех самых «субъектов с формалином вместо крови и с глазами цвета йодной настойки явившихся насаждать свой Нравственный Климат и милостиво наделять всех добродетелями». «Том Сойер» уже запрещён! Надо полагать, что за ним вскоре последуют все книги, где упоминаются такие слова как «мама» и «папа». Потом суетливые ручки с заискивающими глазками тотальной бюрократии подкинут в костер торжества тотальной толерантности книги, где описывается любовь женщины и мужчины. А что останется после? Ничего! Появятся «шедевры», где особь №1 будет страстно влюблено в особь №2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А толерантно считать кого-то первым номером, а кого-то вторым? Чувствуется в этом вопросе какая-то недоработка. Хм…

Правда, из такого романа мы не узнаем, появится ли плод этой любви с нормальным человеческим именем «№12». Не толерантно будет даже задумываться об этом. Скоро! «Скоро здесь будет полный порядок»! Да-с… Времена…

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема рассказа в двух словах — преступление и наказание. Официальный преступник — мистер Стендаль. Однако, чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что настоящие преступники те, кто собирается наказать его. Преступники даже не потому, что уничтожили книги (книга хоть и ценна, но всего лишь вещь и не стоит того, чтобы убивать из-за нее). Преступники потому, что уничтожили право на фантазию, запретили воображение. Человек без воображения — это человек с обделенной психикой, неполноценный . Стендаль мстит не за книги, он мстит за насильственный регресс общества, за уничтожение миров, созданных человеческой фантазией. А что месть вышла страшная — так что же хотели от «неполноценного» человека.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прашкевич Г. М. в своей книге “Брэдбери” отметил «одну важную черту Рэя Брэдбери: то, что он не мог реализовать в ранние годы, он непременно реализовывал в будущем. Пусть даже в воображении. Скажем, специально возвращался в прошлое, чтобы наказать школьного обидчика (“Идеальное убийство”)» или, напротив, уходил в далёкое будущее, чтобы подарить рано умершему писателю Томасу Вулфу два дополнительных месяца жизни (“О скитаниях вечных и о Земле”)». Вот и в этом рассказе “Эшер II' Брэдбери воплощается в созданный им же литературный персонах – в мистера Уильяма Стендаля – и безжалостно расправляется с теми, кто ограждает человеческое общество от нелепых фантазий, сказочной чепухи и никчёмных плодов воображения. Именно такие блюстители “культурного спокойствия” олицетворяют собой в глазах Уильяма Стендаля (то бишь, Рэя Брэдбери) самое страшное зло, причиняемое Искусству – цензуру.

Мистер Уильям Стендаль в разговоре с мистером Бигелоу с огромным чувством негодования и возмущения рассказывает, как цензура проникла в искусство и стала набирать обороты: « …Началось с малого… Сперва ограничили выпуск книжек с карикатурами… Кидались то в одну крайность, то в другую, брали верх различные группы, разные клики, политические предубеждения, религиозные предрассудки… понукаемое со всех сторон – здесь подтянут гайку, там закрутят болт, оттуда ткнут, отсюда пырнут – искусство и литература вскоре стали похожи на огромную тянучку, которую выкручивали, жали, мяли, завязывали в узел, швыряли туда-сюда до тех пор, пока она не утратила всякую упругость и всякий вкус…» И знаете ли, дорогие друзья, читатели-писатели, мистер Стендаль кое в чём прав. Конечно, цензура иногда необходима в борьбе с такими уродливыми явлениями нашей современной действительности, как, например, порнография, но никак нельзя перегибать палку, господа. Нельзя составлять список идеологически вредных и антиобщественных произведений искусства. И нельзя разжигать костры из книг. Ведь может случиться так, что вслед за книгами на костер начнут отправлять людей, которые пишут книги, а потом… людей, которые вообще читают книги. И это совсем не шутка, господа. Вы что, думаете, в наш современный век уже невозможно учудить то, что учудили в Арканаре из “Трудно быть богом” братьев Стругацких? Ещё как возможно! Ведь при всей нашей цивилизованности и образованности мы в глубине души, в недрах своих инстинктов и рефлексов, в нравственном отношении далеко не ушли от своих первобытных предков.

Конечно, меня могут тут подколоть, ехидно вопросив:

— И что же вы предлагаете, товарищ Дорошев? Поступить так, как поступил Стендаль?

Нет, конечно, нет. Этого я не предлагаю. И вообще, нужно понимать, что в поступке Стендаля воплотились авторские эмоции, не более. В реальности же Брэдбери, конечно, никогда бы не пошёл на такое.

Я хочу сказать вот про что. Как бы попроще выразиться… К сожалению, среди нас живут такие люди, которые пытаются, так сказать, образумить общество. Которые говорят, что нельзя быть романтиком, мечтателем и фантазёром. Которые говорят, что нельзя видеть в мире чудо, красоту и тайну, нельзя забивать голову всякой ерундой, надо относиться к миру потребительски. Эти люди напоминают Ипполита из “Иронии судьбы”, правильные такие люди, респектабельные и серьёзные. И им нельзя верить. И им нельзя давать власть. Ведь они и есть те самые цензоры – блюстители “культурного спокойствия”.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Комитет» является поборником реализма, причём реализма нездорового. Люди не имеют права читать, актёры ограничены в праве играть роли, противоречащие целям Комитета. А главные герои , доведённые до отчаяния, решили отомстить красиво. Смерть обидчиков как в книгах Эдгара По, ими сожжённых. Кстати, именно после этого рассказа у меня появилось желание читать Эдгара По.

У Брэдбери во многих рассказах прослеживается линия о запрете на чтение, или о душевной пустоте людей, которые живут ради развлечений (как в рассказе об атаке марсиан на землю, в результате своей тягой к праздности земляне погубили марсиан).

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько надо любить книги, чтобы даже через несколько десятилетий, придумать и осуществить такую месть. Советую прочитать произведения По перед этим рассказом.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых ярких жемчужин в коллекции «Марсианских хроник». Здесь автор намешал столько всего, от собственной неприязни к бюрократии и невежеству, до любви к мрачной атмосфере изобретателя темного детектива Эдгару По, сдобрил этот коктейль черным юмором и тонкой иронией — и шедевр готов.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Преклоняюсь перед талантом Бредбери. Обожаю Эдгара По. «Эшер II» — идеальный, на мой взгляд, синтез двух гениев=)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не раз приходилось слышать и читать, что самые мрачные прогнозы Брэдбери из рассказа «Эшер II» и повести «451 градус по Фаренгейту» потихоньку начинают сбываться в реальной жизни. Причем показательных акций в виде Больших Костров для сожжения книг и специальных пожарников для довершения этого черного дела не потребуется. Книги сами по себе перестанут читать. Бездуховность, воинствующее хамство и бескультурье для Брэдбери не менее страшная вещь, чем атомная война. Против этого и пытается бороться герой «Эшера II» Стендаль. Рассказ великолепен, и будь жив Эдгар По, сюжеты и образы которого Брэдбери неоднократно обыгрывает в этом рассказе, уверен, пришел бы в восторг. И не такой простой персонаж Стендаль, как может показаться на первый взгляд. Можно понять и его гнев против тоталитарного режима, уничтожающего книги и Фантазию, и его страшную месть. Но можно ли насилием победить насилие? Мне кажется, и автор не в состоянии здесь дать однозначный ответ.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такой себе рационализированный мир. Фантазия запрещена, соответственно — фантастика вне закона. И одинокий изгой. Глупый фанатик, которому не место в «отважном, новом мире». Если бы вы хотя бы прочитали мистера По, прежде чем сжигать — это лейтмотив. Но безликий служащий бюрократической махины по борьбе с фантазией не читал ни одной строчки великого романтика. Потому и умер. Не судите, не узнав. Запрещая прекрасное можно только отбить у людей память об ужасном. И если бы книги были преданы забвению, кто бы знал, что Гитлер и Сталин убили миллионы. И кто бы застраховал людей от новой ошибки.

И наконец — люди не механизмы. И кроме порядкового номера у них есть еще что-то...

Спасибо, Мастер.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый рассказ по мотивам произведений Эдгара По. Достаточно жестоко и кроваво, но это всё по законам жанра:box:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько смысл рассказа жуток — настолько реалистичен....) Я не могла оторваться, и постоянно в голове крутилась мысль «Почему?.... Почему они уничтожали книги?».

Рэй Брэдбери так много рассуждал и писал на тему «убийства» книг, но видел все это еще в 60-е годы.... И мы медленно, но верно приближаемся к такому финалу сейчас.

Будет очень.. страшно, если наши дети, внуки и правнуки не будут знать, кто такой граф Дракула, и не будут плевать через плечо, видя черную кошку.... .

Я считаю, этим рассказом Брэдбери хотел сказать «Цените ужасы и страхи в книгах, ибо лучше пережить все это там, когда можешь в любой момент закрыть книгу и дать себе передышку, самому себе сказать стоп, отдохнуть... В жизни все намного ужаснее. И никто не даст время на передышку. Цените это.». (имхо, разумеется.).

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх