Рэй Брэдбери «Коса»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что значит иметь жизнь, которая всего лишь пшеница, а твоя смерть зависит не от тебя, а от озлобленного на весь белый свет фермера?...
Он не хотел такой работы. Но это единственное, что он умел делать хорошо. И теперь, начав ее, уже невозможно остановиться... Даже если твоя работа несёт смерть самым близким людям...
Рассказ написан в 1943 г. (при участии Ли Брэкетт) и переработан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала». Новые исправления были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны» (по преимуществу — в финал рассказа: «Взрывы бомб потрясли Москву, Лондон, Токио...»).
-----------
По мотивам рассказа Юлией Моручковой создана одноимённая графическая адаптация.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, July 1943», 1943 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.
— антологию «Summoned From The Tomb», 1973 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Судьбы наших детей», 1986 г.
— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.
— антологию «Коса», 1991 г.
— антологию «Момент бури», 1991 г.
— журнал «Супер Триллер №14 (19)», 2003 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.
— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (рассказ) |
Экранизации:
— «Доминус» 1990, СССР, реж: Александр Хван, Марина Цурцумия
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nostradamvs, 20 июля 2011 г.
Когда же ты выйдешь, мой мальчик, на поле боя, услышишь стрельбу и внезапно поймёшь, дурак, что здесь всё иначе, что время совсем другое, и даже команды сержанта звучат не так, ты будешь бежать, заводя своё тело криком, ты будешь стрелять в непрозрачный горячий дым, и станет в какой-то момент непривычно тихо, и ты, слава Богу, останешься молодым. Но это случайность, всего лишь свинья на бойне, планктон, попадающий в алчный китовый рот; как врач не задержит внимания на бубоне, так вряд ли твоё дезертирство заметит взвод. Ты будешь лежать, будут рядом лежать другие, смотреть в никуда, неподвижно врастать в траву, и будут бледнеть персональные берегини, которые без носителей — не живут.
Коса рассекает колосья, косец устало с покатого лба вытирает горячий пот; обеда-ссобойки опять неприлично мало, но нужно работать, пшеница — она не ждёт, сгнивает наутро и снова растёт под вечер, и нужно косить до предела и на износ; бывает, в такую систему сойдутся вещи, что день прогуляешь — не хватит десятка кос. Вон тот колосок — это мальчик, болевший долго и страшно уже надоевший плохим врачам; другой — это толстый владелец партийной «Волги», любивший кататься на скорости по ночам. А вот и старик, отходящий в своей постели, среди одиночества, скорби и темноты. А вот и полярник, нашедший покой в метели. А вот и иракский смертник. А вот и ты.
Мы все лишь пшеница. Мы — рожь. Мы — овёс. Мы — просо. Мы — злаки, которым нельзя превращаться в хлеб. Скоси нас, работник, сорви нас, оставь вопросы; землёю рождённых назад возврати земле. Война или голод, болезни, цунами, сели, лавины, обвалы, теракты, эффект толпы, случайные выстрелы, выстрелы мимо цели — да мало ль причин для рутинной твоей косьбы? Когда же устанет косец, ослабеют руки и кошки в атаку пойдут, на душе скребя, взмахнёт он косой, засвистит, заглушая звуки, и точным последним ударом сорвёт себя.
Беги, дурачок, улепётывай с поля боя, беги через лес, через пашни, вперёд, вперёд — в далёкие земли, где небушко голубое, где льются в речных берегах молоко и мёд. Ты выйдешь на поле и скажешь «спасибо, Боже», найдёшь мертвеца в затвердевшей сухой грязи.
Возьми у него инструмент. Наточи как можешь. А дальше — коси. Не отлынивай, брат, коси.
юнга Флинт, 7 ноября 2006 г.
Протест против войны. Неважно какой, хоть Брэдбери и ясно даёт понять, что началась Вторая мировая. Один, озлобленный на весь мир, человек может натворить массу бед. Во все времена. Во времена всех войн. Один, озлобленный на весь мир, человек, который получил в свои руки власть, может наделать горя на Земле. Рассказ об этом. И ещё о том, что никому не дано изменить существующий в мире Порядок. Учитель обречён учить людей. Поэт обречён писать людскую боль. Косарь обречён косить людские жизни. И давать жизнь новым...
Необыкновенный рассказ. Гениальный рассказ! Рассказ, который ищущий своё слово, мастер, написал в 23 года. Не знаю как отреагировали читатели и критика в тот далёкий год. Наверное им было не до того в то тяжёлое время, но наверняка кто то после именно этого короткого рассказа осознал, что в литературе появился новый Гений. Гений Брэдбери.
Сказочник, 30 ноября 2012 г.
Пожалуй, самая яркая жемчужина первого сборника великого Мастера. Антивоенная притча с налетом мистики, переполненная неподдельной искренней болью за каждый колосок, каждую судьбу, и за всё человечество в целом. При этом, Мастер показывает неизбежность и стремление человека к саморазрушению. Мы все обречены.
wooldoor, 25 мая 2011 г.
сильно. В таком маленьком рассказе, а сколько философских идей поднято.
Борьба за жизнь, желание изменить реальность. Избежать смерти, причём неминуемой. НО этого сделать нельзя, всё уже давно решено, т.е. предрешено.
Это нежелание смириться, отпустить, пытаться исправить неисправимое терзает главного героя.
На всё воля Божия.
И концовка, уухх, захватила — австрия, польша.... — война, коса, фермер... — каждое слово — метафора.
прочтите и вы поймёте.
p.s. эмоции пока меня переполняют.
pp.s. ведь правду говорят — иногда лучше меньше написать, но правильнее, красивее, чем тянуть, «жевать»...
спасибо автору :appl:
ann543-94, 21 июня 2009 г.
По идее никто из жнецов, с древнейших времен, не смог всю свою жизнь адекватно относиться к своей работе.
В истории человечества не было ни одного века, чтобы люди умирали только от старости или от болезней. Всегда находился какой-нибудь император, решивший завоевать весь мир, какой-нибудь царь, в детстве любивший мучить кошек и собак, а повзрослев принявшийся за людей, ну и наконец если не было ни царя, ни императора, появлялась святая инквизиция, приговаривавшая человека к смерти только за одно слово.
Никому не под силу это бремя.(Владеть косой и быть хозяином мира).
Хотя возможно нам, живущим в 21веке, повезет больше...
Sekundomer, 27 августа 2014 г.
Из-за этого рассказа влюбился в творчество Брэдбери. Один из самых первых прочитанных мною рассказов маэстро. Именно этот рассказ дал ощутить то как по коже бегут мурашки от слов на бумаге, то как душа ухает куда-то в них, а к сердцу прикасается что-то холодное. Рассказ выходит за все рамки. Какие там оценки, шкала. Не смешите. Это настоящее искусство вне рамок времени, оценок... слов.
ozor, 14 сентября 2008 г.
Потрясающий рассказ, многогранный и многослойный. С одной стороны — маленький мир твоей собственной семьи, и ты готов весь день махать чудовищной косой и класть сотни и тысячи жизней, лишь бы твои дети были сыты, а с другой стороны — ничтожность жизни всего человечества на Земном шаре, ведь если вместо простой косы придет на смену трактор, способный вспахать все поле зараз...
kkk72, 14 марта 2008 г.
Потрясающий рассказ! Брэддбери смог посмотреть на проблемы жизни и смерти с совершенно неожиданной стороны. Каждому человеку уготована своя судьба, свой срок жизни и смерти. Но как же тяжела ответственность за жизни других, как же страшна работа, которую невозможно делать и нельзя не делать. Скупое описание чувств и действий главного героя никого не оставит равнодушным.
Yazewa, 4 января 2008 г.
Мне вообще очень близка такая стилистика. Притча? Возможно. Очень яркий образ, чрезвычайно зримый.
«Мой хозяин — хозяин мира». Что это, — миром правит... смерть?
И в то же время — оказывается, не ему решать! Кому суждено — погибнут, он лишь позволяет им уйти окончательно. Да нет, отнюдь он не хозяин мира, а только подмастерье.
Мне не ясен буквально тот смысл, который вложил в свой рассказ автор, и это замечательно.
Cirujano, 18 апреля 2011 г.
потрясающий, мощный и не оставляющий равнодушным рассказ. радует то, какой образ автор выбрал для передачи идеи рассказа. пшеничное поле стало идеальным выбором.)))
этот рассказ однозначно не имеет временного ограничения, и даже через 50 или 100 лет его можно будет читать, как про своё время, а уникальный образ будет находить отклик, и в каждом времени у каждого человека свой...)
не могу не заметить, что в очередной раз я с первых строк разгадал сюжет рассказа. когда читал, как персонаж берет косу, я уже понял, что будет дальше)))
2480, 18 июля 2012 г.
«Как стать богом?» — многие задавались и задаются этим вопросом. Фермер, обычный человек, обременённый семьёй, становится почти подобием бога. Он несовершенен, предвзят, и, что главное, испытывает чувства. Вот это и сгубило его, отчего он стал неадекватным. И теперь его «подчинённые» — и без того просто колоски, оказались ненавистными. И теперь такие же люди, как он, оказались в руках психа, ослеплённого яростью. Вот что с людьми делает власть (хоть этот вывод и не закладывался в рассказе) и вот что значит для руководителя испытывать чувства. Уж лучше без них...
Гриф Рифт, 29 марта 2009 г.
В одном маленьком рассказе отразилась вся неизбежность происходящего в этом мире! Достаточно сильная аллегория.... Героя неотвратимо тянет в поле работать, а его семья, и он сам живут припеваючи до тех пор, пока он не осозанёт в один момент весь ужас и всю неотвратимость происходящего, и как результат сумасшествие! Так и будет кто то косить жизни в неистовом порыве...«Мой хозяин-хозяин мира»:pray:
Okapi, 1 декабря 2008 г.
К этому рассказу-притче я питаю особые чувства, что и отразилось на оценке. Когда-то, давным-давно, именно с «Косы» Брэдбери началось мое знакомство с миром фантастики.
viv, 27 декабря 2007 г.
Человек, получивший в распоряжение Косу Смерти, властен над всем миром. Но не властен над собой и судьбами своих близких и друзей. Это страшно. И находит он успокоение в работе... И по планете прокатывается мировая война...