fantlab ru

Евгений Лукин, Любовь Лукина «Миссионеры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
908
Моя оценка:
-

подробнее

,

Миссионеры

Повесть, год; цикл «Слепые поводыри»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Прошло несколько десятков лет с тех пор как несколько наших соотечественников нашли дверь на Полинезийские острова и остались там, чтобы помочь туземцам избежать будущей европейской конкисты. Но трагедия повторяется, правда роли в ней меняются, европейская цивилизация, доросшая только до кирас и пушек, сталкивается с полинезийской, вооруженной ракетами и напалмом.

Примечание:

Повесть — лауреат премии ЕВРОКОНА (Файенс, Франция)


Входит в:

— журнал «Искатель 1989'6», 1989 г.

— антологию «Восьмой виток спирали», 1990 г.

— антологию «Миссионеры», 1991 г.

— сборник «Там, за Ахероном», 1995 г.

— антологию «Стоманени кучета. Цивилизации и фантастика», 1997 г.

— сборник «Благие намерения», 2005 г.

— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 66

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2670 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Восьмой виток спирали
1990 г.
Миссионеры
1991 г.
Там, за Ахероном
1995 г.
Разбойничья злая луна
1997 г.
Слепые поводыри
2000 г.
Слепые поводыри. Миссионеры. Разбойничья злая луна
2004 г.
Благие намерения
2005 г.
Благие намерения
2005 г.
Слепые поводыри
2005 г.
Том 2
2010 г.
Слепые поводыри
2019 г.
Наша старая добрая фантастика. Иное небо
2020 г.
Разбойничья злая луна. Роман, повести, рассказы, эссе
2023 г.

Периодика:

Искатель № 6 1989
1989 г.

Издания на иностранных языках:

Стоманени кучета. Цивилизации и фантастика
1997 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, «Миссионеры» — лучшее из того, что было написано в российской фантастике за всё время существования Российской Федерации.

Это действительно научная фантастика, основанная на историософских теориях Арнольда Тойнби о «вызове цивилизаций». Возможно, сами супруги Лукины Тойнби не читали, но они вращались в среде позднесоветских интеллигентов, где концепции Тойнби, Шпенглера, Макса Вебера обсуждались довольно активно как раз в конце 80-х. Авторы «Миссионеров» могли что-то такое на эту тему услышать и претворить в короткий, злой, умный, остросюжетный памфлет.

Чем хороши «Миссионеры»? Это чёткий сюжет, динамичный ритм, убедительные герои, отсутствие навязчивой идеологизации, серьёзный социо-философский бэкграунд и — немаловажно — остроумно использованный язык.

Сам Лукин, когда я его спрашивал об этом, сказал, что всё это не планировалось, получилось почти случайно, на уровне интуиции. Чтож, в случае «Миссионеров» интуиция авторов не подвела.

В самом деле, мы видим две сюжетные линии и два типа языка. Напыщенный, барочный, нарочито цветастый язык европейских колонизаторов — их культура так выражается, в стиле «Луизиад» Камоэнса. И сухой, сжатый, бесцветный, безэмоциональный язык команд и распоряжений островитян, превращённых в машины для убийства. Да, вот таким языком и должны говорить эти порождения технократической системы, весь смысл которой направлен на приобретение боевых навыков.

Таким образом, драма столкновения двух типов цивилизаций раскрыта в «Миссионерах» не только на уровне сюжета, но и на уровне языка — для отечественной фантастики, в которой российские космонавты и римские императоры изъясняются примерно одинаково, это замечательное достижение.

Интересно сравнить «Миссионеров» супругов Лукиных с не менее желчными «Правилами для игры без правил» Эдуарда Геворкяна, написанными немного раньше. По сути, это один сюжет, изложенный с разных точек зрения.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кабы не написанный в 2000 году приквел, я бы с пеной у рта доказывал, что никакие Старые не попаданцы, а самые настоящие флибустьеры мультивселенной. Но предыстория мира «Миссионеров» выставляет их такими же жертвами, как и аборигенов.

Нет выигравших, кроме любителей пострелять керамическими ракетами из ручного оружия. Цивилизация оставлена 61 год назад (в постсоветской России), от местной культуры остались ошмётки, а жизнь двоих последних Старых вскоре неминуемо закончится из-за старости.

По поводу филиппик Bizon насчёт якобы абсурдности утихания розни перед лицом врага. Не следует забывать, что война Руонгу против «вечерних»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
_искусственна_, так что её прекращение (пускай и не столь быстрое, как изображено) — закономерный исход.

Но в целом повесть не представляет из себя ничего выдающегося, и уж тем более — на фоне мощнейшей советской НФ тех лет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как выразить в отзыве весь восторг от этой повести, но попробую.

Повесть написана давно, когда попаданец в фантастике был зверем редким. Результат работы этих пришельцев из нашего времени показан глазами местных. Показан очень убедительно. Описано очень интересное общество, которое получилось на южных островах в результате прогрессорства пришельцев. Ну и результат, который этих самих прогрессоров ужасает.

Ну и просто интересная повесть. Которая сейчас кажется более интересной, чем двадцать лет назад.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткое, но занятное произведение. Мне в детстве золотом тоже хотелось раздать скажем ацтекам автоматы, чтобы те погоняли гадкого Кортеса. Но с возрастом пришло осознания, что такой мир был бы только хуже, в том числе возможно и для самих индейцев, ведь озлобленные европейцы в итоге могли бы собраться все вместе, скопировать кое-как чужое оружие и выкосить Южною Америку совсем уж под корень. А если бы таки ацтеки забороли захватчиков, то вполне могли бы начать жертвоприношения своим богам уже в мировом масштабе. В общем, куда ни кинь, везде клин. Странно, что такие мысли не пришли в голову местным прогрессорам, когда они все только затевали. Ведь это был не одинокий попаданец, а целая подготовленная группа. Странно, что осознание «хотели как лучше, получилось как всегда» пришло к ним много времени спустя, когда ни остановить насаженный искусственно прогресс, ни просто тихо свалить они уже были не способны. А их подопечные в отсутствии внешнего врага после 60 лет развития уже были готовы истреблять друг друга.

Хотя может ничего странного в этом нет. Просто авторы сознательно избрали такой подход, чтобы показать, куда устлана дорога благими намерениями и как легко угнетаемые могут превратится в угнетателей. Но осадочек, как говориться, все равно остался.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, я фанат моего земляка. Я люблю творчество Лукина поэтому я не поставлю ничего кроме десятки. Да и вообще одно из направлений моей коллекции это волгоградские фантасты. Я конечно не вижу ни чего плохого в этом.

Но перейдем к повести. Она написана давно, но так получилось что у меня она появилась только в этом году и всё как то не доходили руки. И вот случилось. И перед нами яркий пример того как старую идею можно обыграть так что получается шедевр. Да идея прихода людей из будущего в прошлое или в отсталый параллельный мир и устраивающие там подъем цивилизации( с помощью научного и технического прогресса) не нова. Достаточно вспомнить «Янки при дворе короля Артура». Но как её обыграл Лукин. Пришедшие с благими намерениями создали монстра. Они хотели спасти один народ, а поставили под угрозу другой. Вмешавшись в историю они повернули её в такое русло которое не известно куда ведет. И какое будущее будет у этого мира?

Я думаю что ответы я получу в продолжении. А пока есть над чем подумать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одно из тех произведений в жанре фантастики, когда после прочтения ты говоришь себе «Впечатляет... Какая богатая у людей фантазия!».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть замечательная, только ее немного не в том аспекте рассматривают. Тема «прогрессорства» присутствует, но здесь речь идет не о «прогрессорстве» в чистом виде, которое заключается в нейтральном наблюдении и строгом приказе «не вмешиваться» в исторические события, воздействуя только «на умы» дикарей. А в «Миссионерах» речь идет о вполне успешном противостоянии аборигенов пришлым завоевателям. Этакое утрирование основных идей из джеклондоновской «Лиги стариков» — помните, где индеец стал в одиночку уничтожать белых чужеземцев. Некое смешение донкихотства с волонтерством интербригадовцев в Гражданскую войну в Испании, и операциями частных военных компаний, отпрысков САС и наследие Дэвида Стирлинга, наемники.

Здесь тоже, аборигены получили новые технологии и приготовились к «отражению внешней угрозы», однако европейская экспансия подзадержалась и дикари, несмотря на напалм, «железную революцию» и прочие прибамбасы на уровне культурно-нравственного и духовного развития остались «дикарями». Как говорится, вот он, принцип «онтогенеза«человека, в процессе эмбрионального развития человеческий организм проходит те же стадии, что и предшествующие в плане эволюции организмы. Короче, как в России — после феодализма сразу же попытались внедрить капитализм, а затем социализм и рыночный капитализм снова, насаждая все искусственным путем. Однако процесс формирования буржуазии, то есть европейский период с 15-18 века в России был немного пропущен, как и у полинезийцев из повести, и в итоге, получились те же татуированные дикари-каннибалы, со своими примитивными зачатками религии, у которых напрочь отсутсвовал период истории, известный как Средневековье и Возрождение, с его гуманизмом и поисками Бога, смысла бытия, предназначния человека и прочими духовными составляющими.

В России же стремление к «сильной руке», так называемому «народному царю»,патриархальный уклад и проч.

Очень правдиво изложена психология островитян — с гениальными «стратегиями», использование «обратных шпионов», «смена вымпелов» и прочие военные хитрости, вплоть до «создания видимости внешнего врага» и сожжения Детских островов. Любопытная аналогия, но викинги тоже использовали некие культурные и технологические достижения непосредственно для проведения успешных грабежей и завоеваний, однако же по-настоящему более высоко развитая «цивилизация» (христианская государственность и феодализм) одержали «ассимилирующую» победу в конечном итоге. Викинги колонизировали в свое время Гренландию и Лабрадор, основали государство в Англии, но рано или поздно их поглотила культура завоеванных народов. Либо исторические процессы и местные климатические условия.

Однако же век «успокоения» этих пассионарных народов (так называемая «эпоха викингов» — сотня с небольшим лет) современникам казался весьма долгим и трагическим, так что миссионерство полинезийцев с ожерельями из человеческим зубов и с гранатометом наперевес и напалмом в качестве весомого «аргумента», даже представить боязно, не чтобы описать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, Исключительная во многих отношениях. Даже не уверен, что сходу смогу перечислить их все.

Во-первых, тем, что прекрасно сочетает интеллект-мораль и динамику. Произведение, которое не просто умное, а ещё и взахлёб прочитывается.

Во-вторых, своим литературном языком плюс отличная стилистика. Во всём. Вплоть до грамотных правдоподобных диалогов, причём с поправкой на личность каждого персонажа.

В третьих, сюжетный выверт, который даже в наши дни, в период засилия наивсевозможнейших попаданцев, никто не рискует использовать ибо понимает, что при этом не сможет написать хорошее произведение. Ибо тут повесть о результаты попаданчества, а не о самом попаданчестве.

Минусы произведения... Да, они есть. Кто-то скажет, что грубые, а я скажу, что — условные. Речь идёт об объекте и темпах прогрессорства. Я абсолютно уверен, что силами группы друзей из будущего и толпы дикарей полинезии за 60 лет невозможно достичь того, чего достигли жители архипелага. Невозможно. И в силу технологической разницы и в силу... интеллектуального развития дикарей. Но я это называю именно условным. Условным потому, что не прогрессорство как таковое главное в повести. Главное тут — психология ситуации и исторических событий. Что при контакте двух культур гибнет культура более слабого. Так что сии минусы суть сюжетный допуск, потребовавшийся для наглядности подачи идейной составляющей.

Прекрасное произведение. Из тех, что не устаревает со временем, в чём я и убедился, перечитав повесть впервые лет за двадцать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная вещь, одна из лучших у Лукиных. Конечно, многое приходится с натяжкой допустить... Но легкий авианосец «Тахи Тианга«! Но гидроплан «Рутианги«! Но стреляная керамическая ракета на шее европейского адмирала-дикаря!

Читать однозначно!

Кстати, эти альтернативные полинезийцы мир все-таки завоевали — мотивы продолжения в повести «Разбойничья злая луна».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала казалось всё просто — альтернативный вариант истории, но проблема в том что все альтернативы скатываются на главную линию — неизбежности войны и невозможности договорится. Почему война является неотъемлемой частью нашей истории — альтернатиыной или настоящей. Вот главный вопрос книги. Ответ нет есть только вопрос. Почему человечество мыслит прежде всего категорией подавления, а не сотрудничества. Вот ещё один вопрос, поставленный в романе

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По силе воздействия на нервную систему «Миссионеры» входят в мой личный топ «50«!

Чрезвычайно сильное произведение!

Читается на одном дыхании!

Для статистики: Прочел в «Искателе». ( журнал отбирал действительно лучшие образцы фантастики! )

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в 1989 году в «Искателе». Помню, повесть поразила меня своим сюжетом — чрезвычайно оригинальным и необычным.Еще подумал:«Умеют же сочинять люди...».Смысл : нельзя, фигурально выражаясь, давать обезьянам гранату, ничем хорошим это, априори, не закончится. Кстати, расширенный вариант повести — «Слепые поводыри» очень слаб и явно не удался автору.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрался наконец до этого автора. Мне его порекомендовал почитать сервис фантлаба, правда рекомендовал «с нами бот», но почитал произведения автора и начал знакомиться с творчеством с этого произведения. Вообщем почти все хорошо... но только почти. О хорошем написано немало, поэтому остановлюсь на главном минусе который на мой взгляд существенен. Прогрессорство как сюжет подразумевает сходство с историческими реалиями, а здесь серьезная проблема возникает. По сути воюющие племена полинезийцев в итоге объединяются перед общим врагом — конкистадорами. Но в истории нашего небольшого земного шарика такого не было ни-ра-зу. Как фантаст пишущий в жанре псевдоистории отходит от реальных исторический аналогий?

Вспомните сами: нашествие татар на Русь. Княжеская междоусобица не прекратилась, а параллельно отбиваясь от Батыя, русские князья продолжали основные боевые действия вести между собой. Аналогично развивалась ситуация на североамериканском континенте, когда происходили столкновения европейцев и индейцев. Межплеменная рознь отнюдь не утихла, а отдельные племена поддерживали тех европейцев, которые воевали против их внутренних врагов. Тоже самое происходило в Древнем Китае. В Европе когда были нашествия гуннов, турков, и т.д. междоусобные войны ни-ког-да не прекращались. Объединение происходило, как правило после завоевания земель. Поэтому, даже со скидкой на то что это фантастика, это серьезный недочет.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще очень сильно понравилось.

Очень сильная и правильная социальная идея — развитие технологий определяет жизнь.

И интересная проработка столкновения цивилизаций на разных уровнях развития.

И авторское мастерство, счёл, высоко.

Надо будет, пожалуй, к творчеству Лукиных вообще присмотреться...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне, честно говоря, не очень понравилось. Возможно, потому, что я не смог осилить и 20 страниц «Слепых поводырей», и поэтому не очень ориентировался в мире «Миссионеров».

Да, в повести безусловно четко выражена главная идея. Но ее оформление не создает чувства вовлеченности читателя в происходящие события. В целом в данном произведении, на мой взгляд, силен привкус «самопальности». В связи с этим скорее всего, на «Миссионерах» знакомство с творчеством Лукина и заканчиваю.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх