fantlab ru

Андрей Валентинов «Око силы: Первая трилогия (1920-1921 годы)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
530
Моя оценка:
-

подробнее

Око силы: Первая трилогия (1920-1921 годы)

Другие названия: Бойцы Агасфера

Роман-эпопея; роман-эпопея «Око силы»

Аннотация:

Гражданская война. Белые против красных. Все вроде бы привычно и соответствует истории... Но, есть не большое исключение — то, что умолчала официальная история. Отряды красноармейцев-упырей, засекреченый проект межпланетных перелетов, таинственные дхары...

Автор пытается понять, что же стоит за трагедией гражданской войны, за всеми ее ужасами и кровью. Почему люди превратились вдруг в зверей, жадных до зверства и убийств, почему все это происходило? Что вдруг произошло с сознанием людей, что толкнуло их в эту пропасть безумия? На некоторые из этих вопросов автор дал ответы, переосмыслив историю нашей страны, попытавшись разобраться в истоках.


Содержание цикла:


7.89 (547)
-
31 отз.
7.85 (471)
-
18 отз.
7.91 (459)
-
12 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— роман-эпопею «Око силы»


Награды и премии:


лауреат
Фанкон, 1997 // Дебют Украины

лауреат
Аэлита, 1997 // Премия «Старт»

Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1997 // Лунный Меч

номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Волонтеры Челкеля
1996 г.
Несущий Свет
1996 г.
Страж Раны
1996 г.
Око силы. Первая трилогия. 1920-1921 годы
2001 г.
Око силы. Первая трилогия. 1920-1921 годы
2005 г.
Око силы. Книга 1. Волонтеры Челкеля
2008 г.
Око силы. Книга 2. Страж Раны
2008 г.
Око силы. Книга 3. Несущий Свет
2009 г.
Бойцы Агасфера
2010 г.

Аудиокниги:

Волонтёры Челкеля
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня, спустя пять лет после первого прочтения, в восприятии сего мастодонтальнейшего труда — абсолютно ничего не изменилось. Это — по-прежнему — более чем специфическое чтиво, стоящее особняком в разнообразнейших приделах Светлого Храма Фантастики.

Ни на что не похоже, ни с чем не сравнимо. Разве что со звягинцевским «Одиссеем…». Но там сил хватило — только до половины (чуть больше, реально осилил только «ХлопОк одной ладонью»), здесь же — не только все томА воспринЯл, но даже и перечитывать — как оказалось — настроя хватает.

Труднообъяснимый фокус, уважаемый потенциальный читатель. Чтиво создаёт какую-то особую атмосферу узнавания чего-то незнакомого, вспоминания чего-то неизвестного, какое-то мистическое дежавю. Погружение в текст — неизменно и неизбывно — формирует некий устойчивый набор микроэмоций, составляющих картинку осознания сАмости чего-то неочевидного, но бесконечно родного и близкого.

Парадоксально. Гипноз какой-то. Или — действительно — некий ментальный фокус

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таки присоединюсь к отзывам о первой книге — годнота. Есть и динамика и сюжет и характеры. Мистика не зашкаливает и у героев ясная цель. А вот дальше началось «хождение по мукам» — автор растратил силы на эпизод про Шекар-Гомп, который прописан отлично. Но чем героям заняться после (таким же масштабным) не придумал. В результате от динамики не осталось и следа оба протагониста слоняются по свету и маются дурью. До кучи, к концу третьего тома «беляк» Арцеулов вдруг стал называть «краснопузого» Косухина исключительно на «вы» хотя в первых двух они вроде на «ты» были. Так и хочется списать на «огрехи перевода»)) В среднем получилось где-то на «семерочку» и по большей части за первый том.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читал Валентинова еще подростком, зачитывался им, Олди, Лазарчуком. Так что пожалуй смею судить о прочитанном вполне адекватно, не предвзято.

Сломался я на третьем томе данной эпопеи.

О причинах слома писать не буду, скажу о другом.

Первый том — достойное чтиво. Все есть — и люди и нечисть и большое светлое будущее и мистики вагон.

Но главное — есть про людей. Читаешь, веришь, сопереживаешь.

В остальных томах считаю это утерянным, так что прямиком их «в штаб Духонина».

Sic

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первых страницах думала, что брошу. «Красно-белый» сеттинг — совсем не мое. Но потом автор стал накидывать мистику, и вот меня уже за уши не оттащишь!

Одно только появление кольца, захороненного вместе с почившей супругой главгера, чего стоит!

И вот я весело мчусь через первую книгу, однако на второй и третьей задор затухает — вместо лихо закрученного детектива (на который я уже настроилась) мне подсунули приключения ради приключений и вообще «Индиануджонс». И оно не плохо, но бесконечно жаль, что все придуманное автором в первой книге отошло на второй план. А что же на первом? Отношения красного Степана и белого Ростислава — которые по разные стороны баррикад, но вообще отличные ребята и хорошо работают в тандеме.

По итогу мне скорее понравилось, чем нет. Да, «Страж раны» проседает по части продолжения сюжета, заставляя читателя топтаться вокруг волшебного монастыря, а «Несущий свет» разочаровывает развязкой. Но, черт побери, я хочу знать, что будет дальше))

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получил меньше чем ожидал. Первая книга была нормальной: нам показали страну, раздираемую гражданской войной (кстати, давно не встречал ничего про тот период истории, было непривычно), и стали плавно погружать в мистику, научные эксперименты и закулисные противостояния. Естественно, я ожидал дальнейшего развития событий, но его не произошло. Вторая и третья книги буксуют на месте и отличаются только декорациями, автор словно выдохся и больше не старается нас удивить чем-то необычным. Герои бегают по квестам, все это, можно сказать, почти ничем и не связано. Можно просто куски выкидывать и ничего не изменится в сюжете, никакого влияния. Куча непонятных намеков и заумных подмигиваний «ну вы ж понимаете», а не деле сумбур из идей.

Спасает только то, что написано более менее нормально для приключенческой книги. Герои живенькие и в отличие от сценарных задумок, понятны, их действия оправданы. Интерес вызывает, читать дальше буду. Однако, даже сразу после прочтения, кроме событий китайского полигона в конце первой книги, в памяти ничего не остается, дальше какая-то сплошная беготня и суматоха с периодическими вкраплениями «роялей в кустах» с многочисленными сценарными указаниями, что героям следует делать дальше.

Ну и нельзя не отметить странные идеи, продвигаемые автором. Дескать, революция была не потому, что люди по 20 на 7 на фабриках вкалывали, а дети голодные сидели, а просто это их кто-то с рогами с панталыку сбивал, чтоб они жирующих беломордых на столбах развешивали... Ну-ну... Все эти «автор пытается понять, что же стоит за трагедией гражданской войны... переосмыслив историю нашей страны...» просто фуфло для громкого словца, ничего автор не пытается, у автора тут волшебные колечки на первом месте.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете, я понял, что книга — суть цирк с конями, еще когда читал аннотацию... И тогда же я понял, что обязан ее прочитать — это же такой дикий микс — Гражданская война, вампиры, космические полеты, затерянные монастыри в Тибете, король Артур, дхары, логры и прочая, и прочая... В общем — просто сумасшедшая сборная солянка из мифологии, приключений аля Индиана Джонс, и все это на фоне драки «белых» с «красными»... Казалось бы, в лабораториях по производству опиатов — день открытых дверей...

А вот шиш вам. Книга получилась яркой, живой и невероятно милой.

Да, опять же, очень много недостатков... И первый из них — темп повествования. Он лезет, что называется, поперед батьки в пекло — А.В. почему то дает всем героям трилогии периодический пинок под зад(видимо, что б не расслаблялись)... В результате книга летит вперед «стремительным домкратом» — драки, погони, перестрелки, борьба со всякой потусторонней шушерой. А на персонажей остается мало времени и места — и это подводит нас к...

Второму недостатку — персонажи... Они, конечно, яркие и харизматичные — и белый офицер Арцеулов («белая кость»,потомственный дворянин и просто хороший человек), и красный командир Косухин (ум, честь, совесть, квинтэссенция пролетарской сущности и просто орел)... Но при этом недостаточно глубокие и живые — ну вот мало в них деталек таких мелких, чтоб смотришь на них и думаешь — «ВЕРЮ!»... Мотивации им опять же не достает — ну вот дико меня бесил в течении всей трилогии Степа Косухин со своим классовым материализмом. Ну Степа — тебя ж чуть нежить потусторонняя на тот свет не отправила, кучу раз тебя силы неведомые спасали, а ты — «не верю» и «поповщину развели, буржуи»... Я ж за тебя, Степа, всю трилогию переживал (с Арцеуловым вместе). А ты — ничего не видел, ничего не знаю. Дурак ты, красный командир Косухин. Харизматичный, но дурак.

Все эти недостатки перекрывает художественный язык автора — и все, нету больше для меня недостатков, ничего знать не хочу. И я дурак, конечно, а что вы хотели — классовая субъективность... Язык придает книге особенный колорит — именно так и должна быть написана книга о временах Гражданской войны(по моему мнению, конечно).

Подведем итоги — хорошая, милая трилогия. Если вы не плюетесь при таком количестве смешанных между собой ингредиентов — пожалуйста, извольте-с к столу, вашбродь... Не пожалеете.

А я пойду... Мне в атаку завтра...

Да где ж наган-то мой, чердынь-калуга?!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лет 15-ть назад прочитал впервые. Перечитал — эмоции не изменились. Добротно, забавно, тревожно, профессионально. Всего в меру. Эхом звучит «Аэлита» Толстого, которая в это же время и рождалась и история нахождения «Велесовой Книги». Ну так а чего в этом плохого?

ЧИТАТЬ !

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Об этой книге можно говорить долго. Но я скажу сразу самое главное: Валентинов не был бы Валентиновым, если б то и дело не провоцировал читателя. Страшные опасности и ужасные приключения, древние храмы, летающие всадники-призраки... Легендарный 33-й полк Бессмертных красных героев, полный ходячих трупов (Не хочу такого «бессмертия!» Однако потом, уже в 4-й трилогии, Валентинов откажется от этой идеи, заявив — устами Семена Тулака — что никакого такого полка нет, а это все просто испорченный телефон. Кто-то где-то что-то переврал... Но ведь Степа же ВИДЕЛ! Вот и кому прикажете после этого верить? Своим глазам, или простой житейской логике?)

«Парижский квест»: миссия, цель которой — найти ножны Экскалибура *зачем? а просто так, для левел апа!*

Битва в заброшенной церкви с... Вием (да-да-да, с самим Вием, хоть его в этой книги и зовут по-другому!) Красная рожа Венцлава во все небо, и страшный хриплый голос, поминающий всуе Бааль-Зебуба (ну правда, этот эпизод Валентинов потом убрал. А жаль — стеб-то был шикарный! Иногда и красные командиры, как видно, не брезгуют помощью секретного войска, состоящего... из мух.

Короче, Гаррисон Форд завидует — и нервно курит в сторонке. Слово «лубок» тут подходит больше всего. Эта невероятная смесь из правды, полуправды, высказанной втихаря, и откровенного шутовства, была воспринята читателями в начале 90-х... скажем так, с изрядными сомнениями. Кто только не пинал бедного А. В. за «плохих» краснопузых«! Читатель у нас за долгие годы настолько привык к обратному (красные — хорошие, «потому что народ», белые — плохие, «потому что гнилая телихенция»)... Попробуй автор хоть чуточку отступить от «совковых» правил и канонов изображения той братоубийственной войны — ему этого не простят :(((

Вот поэтому некоторые вещи, кои А. В., видимо, боялся писать открытым текстом, он тихонько, как бы «вскользь», проговаривает посредством ну очень нетонких намеков: «что-то задержало Арцеулова. Он еще раз посмотрел на уютно устроившегося в кресле толстяка — и заметил то, на что не обратил внимания вначале. На левой щеке англичанина белел шрам, вместо двух пальцев правой руки, мизинца и безымянного, торчали короткие обрубки, а на зеленом кителе сверкал скромный знак военного ордена. И капитан, с бесцеремонностью фронтовика указав на искалеченную кисть, затем на орден, спросил — «где?»

Лицо толстяка изменилось, как-то сразу помолодев, стало суровым и жестким. Он произнес одно слово: «Кабул» — и капитан вспомнил стихи Киплинга о городе Кабуле на реке Кабул, в которой тонет британский эскадрон, а уцелевшие выхватывают сабли и мчатся в горящий мятежом город...»

(Ясно же, что тут речь о советско-афганской войне, а не о британской).

Словом, вся эта запутанная мешанина, в которой сам черт ногу сломит (и АБСОЛЮТНО непонятно, когда автор издевается, а когда — серьезен), образует самую удивительную книгу из тех, что были в отечественной фантастике начала 90-х. «Око Силы» можно не уважать за то, что-де «замах на рубль — удар на копейку» (хотя 4-я трилогия, кажется, таки все расставила по своим местам); но это очень интересное и нестандартное произведение. У меня оно — в любимых. 8-)

upd.: А на среднюю оценку не смотрите — это просто по старой памяти. И потом — шестерка для меня совсем не низкий балл. Хотел бы принизить автора, поставил бы 5 или 3...

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия прочиталась на одном дыхании. И, конечно, в ней имеются отдельные недочеты. На мой вкус, тут явный перебор с огромным количеством «магических» артефактов и смешения мифологий, есть и откровенные рояльчики. Но картина, которую рисует Валентинов поистине грандиозна. Это и приключения героев в различных частях света, и своеобразное апокалиптическое видение исторических процессов, происходивших в начале 20-го века, и судьбы отдельных людей, которых перемололо в мясорубке революции и гражданской войны, но которые при этом не утратили человечности.

На мой взгляд, революция и гражданская война при всех своих ужасах была мифологизирована и идеализирована в советские времена. Разве мы не пели вместе с Окуджавой: «Я все равно, паду на той, на той единственной гражданской. И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной»? И уходящие на закат любимые всеми неуловимые мстители. В этом была какая-то романтика. По крайней мере, это так преподносилось нам. Люди боролись за свои идеалы, за то, во что верили. В этом Валентинов как раз таки продолжил традицию. Просто он создал свой собственный миф про гражданскую, по своему переосмыслил то, что происходило. Герои его прекраснодушны и романтичны, суровы и трогательны. Враги — по-настоящему опасны и мечтают уничтожить всех и все чужими руками, сталкивая людей друг с другом. И при всем при том, что трилогия была написана в начале 90-х в ней нет присущей 90-м чернухи и грязи.

Трилогия является прекрасным образцом приключенческой литературы, которая будет интересна как взрослой, так и подростковой аудитории. Куда там Роллинсу со своими Сигмами! С радостью жду встречи с остальными шестью книгами эпопеи.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга своеобразная, достаточно тесно переплетенная с реальной историей. Гражданская война, красный террор, белый террор, сознательный и не очень пролетариат... И тут же — мрачная мистика, живые мертвецы, имперская программа эфирных полетов, загадочный тибетский монастырь, голубые свастики. Сюжет, правда, несколько фрагментарный, особенно во второй книге, чем-то напоминающий стандартную квестовую компьютерную игру — эдакое последовательное выполнение заданий и решение головоломок. Герои хороши, разве что их взаимная ненависть/дружба временами кажется чуть показной. В паре-тройке мест автор подпустил очень забавные ляпы (для гуманитария, впрочем, вполне простительные), типа смены обоймы в нагане. Скажу откровенно: на мой вкус, это не лучшее произведение Валентинова, но вполне ничего себе. Подозреваю, что у политически озабоченных товарищей/господ/граждан серия может вызвать определенные подвижки в мозгу и кишечнике, но лично я сие во внимание принимать не намерен. Как приключенческое произведение — очень и очень даже ничего. Автор пытается в фантастическом ключе дать ответ на вопрос: почему тогда победили именно те, кто победил? Для меня лично вопрос очень интересный и неоднозначный, и неожиданная трактовка Валентинова мне понравилась.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем я скажу достаточно банальную вещь, проблема таких произведений прежде всего в неправильном позиционировании, Ведь что пишут в аннотациях?

<i>Автор пытается понять, что же стоит за трагедией гражданской войны, за всеми ее ужасами и кровью. Почему люди превратились вдруг в зверей, жадных до зверства и убийств, почему все это происходило? Что вдруг произошло с сознанием людей, что толкнуло их в эту пропасть безумия? На некоторые из этих вопросов автор дал ответы, переосмыслив историю нашей страны, попытавшись разобраться в истоках.</i>

Соответственно люди и подходят к книге с серьёзными ожиданиями. На соревнованиях по боксу все ждут разрекламированного сурового бойца, а на ринг выходит лопоухий и бойкий Петька из 5 б.

Нет у Валентинова никакого переосмысления трагедии гражданской войны, возможно что какие-то уж совсем карикатурные подростки и в самом деле могут принять всех этих упырей-призраков-тибетских странников за какую-то философскую нагрузку, да проблема в том, что речь идёт не о теоретических эдьфах из вакуума, автор в качестве рабочего материала использует настоящую войну, настоящую трагедию моей страны, а это извините требует немного другого уровня, ведь поневоле будут сравнивать с «Хождениями по мукам» или «Белой Гвардией».

Итак книжка изрядно легковесна, а иногда совсем скатывающаяся до бульварщины а-ля московский комсомолец.

Далее из минусов — сумбурный, не проработанный сюжет, с постоянными роялями, бессмысленными поворотами, не выстрелившими ружьями. Герои — не буду говорить приевшиеся уже словечко «картонные», скажу — «убогонькие», в некоторых случаях, они действительно действуют как форменные идиоты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, когда Стёпа в последней части несмотря на бесконечные предупреждения все равно бессмысленно идёт в ловушку в дом Берга.

Мифология мира... в конце превратилась в какой-то уж совсем неаппетитный борщ из фэнтэзи, европейских эпосов (непонятно зачем перевранных), плохо придуманных в азиатском стиле легенд.

Ситуацию спасают авторский задор и буйство фантазии, посему о времени проведенном за чтением не жалею. но дальше серию читать не буду.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глядя на оценки ожидал большего. Первая часть дала какие-то надежды на интересное развитие сюжета, но вторая была похожа на поток сознания в части череды различных сверхъестественных проявлений, непонятно для чего нужных. В третей части ситуация с логикой чуть улучшилась, но ответов на вопросы и разгадок автор не дал. До конца не ясно кто тут «хороший», а кто «плохой» и почему. Можно рассматривать это как задел на следующую трилогию. Местами довольно затянуто. Какие-то части сюжета не несут логической нагрузки для сюжета, а, видимо, просто являются историческими зарисовками автора. Такой темой как объяснение сверхспособностей персонажей автор вообще не озадачился. Они есть и все, а почему они есть непонятно. Даже Панов подвел какую-то базу под природу магических способностей всякой чуди, люди. У Лукьяненко детально проработана физика магии и присутсвуют законы сохранения. А здесь сразу непонятки с логикой: у кого какие интересы и что им мешает (с их сверх способностями) их реализовать.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступал к прочтению с некоторой опаской, но и с ожиданием чего-то «эдакого». Ну, по-крайней мере, после «Точки Омега» была уверенность, что скучно не будет. Ожидания и уверенность подтвердились, а опасения не сбылись.

В эпопее имеем все признаки махровой бульварщины. Тут и спекуляция на отечественной истории в её переломный период, и масса приключений сменяющихся с головокружительной быстротой, и мистика, так модная в наше время, и мифология.... Короче, много чего намешано. Фантастические допущения автора крайне фантастичны(простите за каламбур). Упыри на службе делу «освобождения рабочего класса» — это не каждому в голову придёт. А космические полёты в начале ХХ века? А мистически-энергетическая «Голова слона» в Тибете? А парижский голем?А ...?

Но самое интересное, что все эти , казалось бы нелепицы, очень гармонично лепятся одна к другой и получается вполне интересное и монументальное полотно. Андрей Валентинов, конечно, достаточно вольно обращается с историей, но и умело — видимо сказываются профессиональные навыки. И даже постоянные «боги из машины», кавалерия появляющаяся в самый нужный момент не раздражают. Чувствуется воля автора — что надо, то и будет, невзирая на логику и объективную реальность. Хорошо используется принцип : «С историей возможны любые вольности, если в результате получается хороший ребёнок».

Ну, это всё про смысловую наполненность, про содержание, так сказать. Да вот ещё — очень мне эта эпопея напомнила серию про Индиану Джонса — своей эклектичностью и занимательностью.

А с литературной стороны мне лично, первое «Око силы» напомнило (и сильно) творчество А.Н.Толстого, а именно — «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Хождение по мукам». Может быть, мне это и показалось, но (забегая немного вперёд), начав вторую трилогию и найдя там явные аллюзии на другого нашего классика, я уверился, что «это ж-ж-ж — неспроста»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается легко, даже местами завлекательно. Тяжкое впечатление приходит после. Весьма плоские персонажи, которых автор попытался оттенить метаниями компромисса, но в распылении на большую часть героев это уже не смотрится. В сюжете часты повторения и ходы, которые теперь уже можно считать вторичными. Историческая часть, что удивительно, часто противоречит моим хлипким познаниям. Приплетенный в третьем романе Цандер опять-таки напряг. Фридрих Артурович стоит у основ нашей космонавтики, вот только те конструкции, которые он предлагал в 21м году сильно отличались от технологии «Мономаха». Так что Валентинов нарисовал весьма абсурдную с моей точки зрения техническую картину. Конечно, конечно, это не главное, вот только почему в одних моментах историческая правда важна, а в других нарушается весьма неприятным способом?

Эпопею я постараюсь дочитать, но вообще первая трилогия оставила весьма и весьма среднее впечатление.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, долго подступала к знакомству с Валентиновым вообще — после неудачных для меня «Пентакля» и «Рубежа»... Но потом были великолепные «Серый коршун», «Овернский клирик», «Диомед, сын Тидея»... На «Оке силы», прочтя аннотацию, снова споткнулась: дичь какая. Да, и пролетарская революция, и красные идеи давно уже воспринимаются не столь однозначно, как привычно вспоминается из курса советской истории (которую, как водится, писали победители), и давно уж читаны воспоминания Гиппиус и Бунина… Но красноармейцы-упыри, оборотни, призраки и всякое такое?! Право же, перебор: форменное мракобесие, некомильфо как-то... Ан нет, господа, к счастью, аннотация — это еще не все:wink2:. И, решившись на прочтение, я не пожалела ни минуты. Потому что трилогия оказалась не просто приключенческим циклом, круто замешанным на мистике (что само по себе вышло у автора весьма увлекательно, и за передрягами, в которые попадают герои, следить и в самом деле интересно). В ней оказался еще и мощный нравственный пласт. Честь, верность, благородство — все эти громкие и пафосные понятия близко знакомы героям и испытаны ими на собственной шкуре, причем вне зависимости от политических убеждений. Равно как и симпатии автора к героям (по крайней мере, главным) — тоже, как мне показалось, не особенно от них зависят. Незаметно, чтобы «краснопузый» Степа Косухин в моральном плане уступал офицеру белой армии Ростиславу Арцеулову, и выбор они оба делают в первую очередь нравственный, диктуемый собственным кодексом чести, который, пусть и не всегда свободен от ИДЕИ (у кого-то это – мировая революция и интересы пролетариата, а у кого-то – величие державы и дворянская честь), но не только ею определяется... Потому-то и идут они бок о бок, спасая и поддерживая друг друга, несмотря на так часто разделяющее их непонимание. Потому-то Арцеулов возвращается в Крым, на безнадежную войну, чтобы вложить все силы в последний рывок, последнюю возможность переломить ход событий — и точно так же рвется он отдать последний долг другу, осознавая всю опасность этого шага... Потому-то Косухин уезжает из благополучного Парижа спасать революцию – и потому же он идет на верную гибель, понимая, что ему грозит, но тем самым давая другу ключ к общей их тайне… Привычная точка зрения – не всегда единственно верная, и этому герои тоже учатся, с болью и потерями, не пустым сотрясанием воздуха, не умозрительными экспериментами, а каждым часом жизни... «Сделай добро – и брось его в пропасть», не твори его с оглядкой на ответное добро, которое тебе кто-то будет должен. И это для героев тоже что-то само собой разумеющееся, а не просто красивые слова.

Да, есть в трилогии определенная идеализация белой армии и белой идеи, есть кое-какие натяжки, позволяющие героям выбраться из ситуаций, в которые их заносит то ли судьба, то ли неосмотрительность, то ли все тот же нравственный выбор – и приходящее откуда-то спасение выглядит порой притянутым за уши. Но при этом есть и определенная лихость, с которой решаются проблемы и перешагиваются препятствия – и в жизни так тоже случается.

А еще – если отбросить мистические наслоения и фантазии, странные и страшные годы эти все равно предстают в не совсем привычном и знакомом ракурсе, и в этом тоже немалая ценность книг Валентинова. И впечатление после прочтения остается мощное.

Интересно: что же дальше?..

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх