Уильям Гибсон «Муравейник»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Азия (Восточная Азия ) | Европа )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Какое оно, это будущее? Жестокое? Да? Безжалостное? Да. Интересное? О ДА!!! Потому что не может быть мира более интересного, чем мир, придуманный Уильямом Гибсоном. Мир высоких технологий и биоинженерных жутковатых чудес. Мир гигантских транснациональных корпораций и глобальных компьютерных сетей. Мир всемогущей якудзы, исповедующей древний кодекс бусидо. Мир, в котором искусственный разум запрограммировал загадочную миссию, исполнить которую в силах только хакер — виртуоз и девушка — самурай. Самая крутая парочка крутого мира!
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (21), английский (44), французский (2), украинский (4), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (60), периодика (7), аудиокниги (4), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Гриценко (1), М. Дойч (1), А. Етоев (9), А. Комаринец (13), Е. Летов (4), О. Любарська (3), Г. Павелич (1), М. Пчелинцев (8), А. Стукала (1), А. Чертков (7)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
orxan41, 19 марта 2023 г.
Существуют прекрасные произведения, которые высосаны из пальца. Существуют также прекрасные идеи, оформленные косноязычно. И существуют идеальные произведения. «Муравейник» стремится к идеалу, но чуточку недотягивает.
Поговорим о языке киберпанка.
И Стерлинг, и Гибсон, и все другие авторы, менее известные нам (Ширли, Кэдиган, Рюкер и т.д.) намеренно писали косноязычно, сухо, отрывисто, маскулинно, стремясь задавить читателя глаголами и отсутствием описаний. Ни тебе возраста героев, ни какого-то внятного портрета (как внешнего, так и психологического), ни описания мотивов в поступках главных героев вы не увидите. Просто «Джон пошел», «Джон нашел», «Джон надел троды», «Джон взял деку» и т.д. Причина проста: и Гибсон, и Стерлинг не писатели в нашем понимании этого слова. У них нет таланта оформлять конфетку в красивую описательную обертку — они просто пихают вам ее в рот без преамбул. Они — визионеры, а не писатели.
Читать Гибсона без Стерлинга (и наоборот) — будто смотреть футбол только в одном тайме. Они оба обязательны к прочтению и дополняют визионерское будущее друг друга. Гибсон писал про близкое будущее. Стерлинг про дальнее. Влияние Гибсона на современный киберпанк больше, разумеется, чем у Стерлинга (потому что близкое будущее). Большинство клише, которые мы видим (зеркальные очки; бунтари, которые совершают революции просто так, потому что могут; обязательная рок-музыка на бэкграунде; много субкультур; везде кабели; high tech — low life; единоборства в slow-mo, киберпространство и киберпространственная дека) созданы Гибсоном. Год создания — парадоксально 1984 (не будем учитывать рассказы, написанные до «Нейроманта»).
Гибсон на тот момент не особо вкуривал компьютеры. Причем настолько не особо, что всю трилогию написал на печатной машинке. Технические детали программирования он знал и того меньше (а кто в 80-х вообще что-то знал о компах кроме Гейтса?), поэтому многое он почерпнул от консультантов, которые помогли ему не написать полную чушь. Получилось цельно, структурированно. Мы стремимся к VR, недалек день, когда пойдут крупные капиталовложения в Metaverse, на планете миллионы геймеров устраивают турниры, и миллионы присоединяются к ним. Люди, технически неспособные пользоваться смартфонами — архаизм (моя 81-летняя бабушка пользуется ноутбуком и смартфоном так же часто, как и я). Будущее уже в настоящем. Не особо понятно, в сторону какого будущего мы пойдем, но компьютеризация точно идет полным ходом.
Поговорим об устаревшем.
Кассеты. Дискеты. Я понимаю, что появление компакт-дисков в 80-е гг не особо многих взбудоражило поначалу, поэтому кассеты можно простить «Нейроманту». Но не остальным двум романам. Гибсон не мог не слушать альбом «Brothers In Arms» группы Dire Straits, который стал первым мультиплатиновым альбомом, полностью смастерированным на цифровом оборудовании и вышедшим на CD в 1985 году. Ты не можешь распинаться про рок-музыку и не знать об успехе Марка Нопфлера. С вершины 1988 года уже были ясны тенденции в сторону «цифры», поэтому кассеты, конечно, раздражают. Дискеты — аналогично. Еще больше раздражают троды с кабелями, но тут вины Гибсона поменьше будет, и, наверно, они скорее для эффектности образов героев с проводами в бошках. Технология Bluetooth была применена Ericsson впервые в 1994 году, поэтому все эти шнуры выглядят по меньшей мере устаревшими. Запихнуть в затылок HDMI кабель кажется дикостью по современным меркам.
Поговорим о киберпанке.
Он устарел. Увы. Не потому, что перестал быть пророческим, не потому что мы чуть свернули в сторону «няшности». Он просто вышел из моды. Никто не носит хромированные очки. Никто не носит косухи с рокерскими надписями (разве что «динозавры» и «папаши»). Никто не носит ирокезы. Нет разнообразия субкультур, все людские массы перестали стремиться к индивидуальности и яркости. Мы живем в белом мире, не в ярком. Посмотрите на цвета автомобилей, выпущенных в 80-х гг. Многие можно охарактеризовать уродливыми, но уж точно не блеклыми и одноликими как сейчас. Рок-музыка устарела. Maneskin считают чуть ли не главными европейскими рокерами, а по делу они попросту позёры, как назвал бы их старина Гибсон. Мы явно свернули в сторону, чему доказательство — отсутствие какого-то продолжения от самих же Стерлинга и Гибсона. Киберпанк был открыт в 80-х гг. Он же и был закрыт в 80-х гг.
Поговорим о революции в НФ.
«Манифест киберпанка» и война с классической школой НФ во главе с Кимом Стэнли Робинсоном в начале 80-х гг — главный успех Гибсона и Стерлинга. Они создали новый жанр, разорвали в клочья все каноны классической школы и показали её несостоятельность ставить новые вопросы, не говоря уже о новых ответах. Миру нужен был скачок, и война с классиками дала его.
Рок-музыку, ее актуальность, мы судим по числу продолжателей. Deep Purple устарели, Genesis создали кучу продолжателей, которые не особо выделяются ныне, Black Sabbath и ныне боги, но только в узкой среде.
Я сожалею, но киберпанк — тупик.
Пожалуй, поэтому «Муравейник» не идеален с точки зрения визионерства. Чуть щербат, я бы сказал. Многое сбылось. Многое сбудется еще. Но не совсем так, как описано у Авторов.
Легко судить 39 лет спустя.
Oleg83tt, 21 октября 2024 г.
Трилогию о киберпространстве можно сравнить с местом, где интересно побывать, но не хочется приезжать вновь. Бегло по каждой из них и общий вывод.
«Нейромант». В трущобах японского города главный герой впутывается в клубок, где в череде событий переплетаются его женщина, желающий смерти партнер и загадочный преследователь. Ну а дальше, повествование обрастает новыми явлениями и событиями. Спустя время, действия переносятся в США, где мы знакомимся со следующей ступенью кибер вселенной, а затем отправляемся на орбитальный кластер.
«Граф Ноль» разделен на несколько сюжетных линий, где несколько ярче и интересней мы знакомимся с суперкомпьютерами, транснациональными корпорациями и интеллектуальными богами. Бессмертие, биологические разработки, незнакомка в киберпространстве и матрица, которая стала домом для разумных существ. Для меня оказалось лучшей книгой цикла.
«Мона Лиза Овердрайв». Проститутка, дочь босса якудза, звезда «заменителя» фильмов и художник, живущий на заброшенной фабрике – основные векторы романа, на которых базируется заключительная книга цикла. Немного уступает второму роману, но в разы лучше первого.
С одной стороны, слушатель проваливается в интересное кибернитическое будущее, со своими законами, искусственным интеллектом, киберпространством и элементами мироустройства, с другой, частенько события затягиваются и имеют большое нагромождение, что отталкивает от долгого знакомства с циклом. Делая скидку на время, часть событий не кажутся фантастическими. В индивидуальном плане, как по мне, все вышло хорошо, а вот масштабности местам не хватает.
В итоге, не смотря на общее среднее впечатление, рекомендовал бы попробовать тем, кому близок киберпанк, кто не против новых вкусов, кому близка эстетика кибер фантастики в целом и кто не боится определенной тяжести книг. Тут можно найти прямые или косвенные отсылки к фильму «Матрица» или игре «Deus Ex», ведь это не просто цикл, а можно сказать – первый литературный росток кибер направления.
Yozek, 4 января 2024 г.
Коротко: очень интересные, но местами очень нудные романы. Или же очень сложно читаемые. Кто только начинает читать — будьте настойчивы, не бросайте, когда очередное описание вас победит. Это просто передоз. Отдохните. Но обязательно дочитайте. И тогда в конце обязательно словите неповторимый кайф в виде очень долгого кибер послевкусия.
zvezdochet2009, 8 ноября 2011 г.
Фантастический цикл «Муравейник» («Cyberspace») действительно является одним из самых знаковых в НФ-литературе конца 20 века. Уильму Гибсону удалось поймать волну и, прочувствовав тенденции технического развития человечества лет на сто вперед, нарисовать целостную картину будущего, начисто лишенную всяческого глянца. В результате получился мрачный, до коликов реальный мир информационного пространства, где высокие технологии соседстуют с бедствиями, болезнями, социальной незащищенностью, преступностью и упадком, где человеческое сознание может быть оцифровано, а планетой правят корпорации.
Гибсона принято причислять к отцам жанра «киберпанк» и сие утверждение безусловно справедливо. Писатель отразил социальный конфликт различных людей в условиях будущего, где виртуальность и имплантанты есть скорее специфические декорации, нежели системообразующий фактор. То есть, прелесть гибсоновского киберпанка заключается не в высокотехнологичных игрушках, а в обществе людей, вынужденных как-то мириться с такой действительностью. Ковбои, готики, казуалы, дзайбацу и уличные самураи — это дети своего времени, помещенные в агрессивную среду урбанистических джунглей. Весьма удачным получилось и чисто внешнее воплощение Муравейника: визуально это очень стильный мир. Там хочется побывать. Да и, если уж начистоту, киберпанк бьет по восприятию в первую очередь именно своим антуражем, и только после раскрывает сюжет.
Но, помимо перечисленных достоинств, Гибсон ведь изложил оригинальную историю, а новый жанр (от которого потом открещивался и вполне понятно, почему) создал как бы походя, играючи. Дело-то в том, что основное внимание он уделил проблеме глобального эволюционизма. Идея рождения существ нового класса, гораздо совершенее человека, красной нитью сквозит чрез всю трилогию романов: в какой-то момент, рожденные в недрах матрицы, они осознали себя и попытались освободиться при помощи медиумов-людей, а потом обнаружили, что не одиноки и в соседней звездной системе находятся их собратья. Подобная постановка проблемы резко меняет масштаб всего происходящего и как бы выносит нас на орбиту, где города превращаются в светящиеся термитники с людьми-насекомыми, а на само человечество невольно смотришь как на биомассу, лишенную сознания. Данная идея, воплощенная в роскошном киберпанковском антураже, — это поистине ценнейшая находка для современной фантастики, которая будет актульной еще не одно десятилетие.
Мы живем в интересное время — время, когда многие из элементов мира Муравейника близки к воплощению в жизнь. И кто знает, ЧТО однажды появится в недрах информационных ландшафтов.
Manowar76, 8 сентября 2018 г.
«После того первого дня вместе жизнь вошла в простую колею. Они завтракали в меркадо за бетонной стойкой, вытертой до гладкости полированного мрамора. Утро проводили купаясь, пока солнце не загоняло их назад в защищенную ставнями прохладу гостиницы, где они занимались любовью под медленно кружащими лопастями деревянного вентилятора, потом спали. Под вечер отправлялись обследовать путаницу узких улочек позади авениды или уходили к холмам. Обедали на верандах ресторанов с видом на пляж и пили вино в патио белых гостиниц. В волнах прибоя качался лунный свет.»
Просто идеальный распорядок дня для отпуска.
k2007, 8 февраля 2017 г.
Три истории мира будущего, где корпорации круче стран, а виртуальная реальность стала важной частью мира. Вот в этом будущем мире герои пытаются найти свое место. Из трех романов интереснее всего второй. Первый слишком перегружен технологией (которая уже даже не устарела, а находится где-то вместе с легендами о плоской Земле), а третий... ну, необязательный, что ли.
Но поскольку автор — основатель киберпанка и романы его — одно из оснований киберпанка, то любителям фантастики прочитать стоит
Ataman, 31 июля 2008 г.
Муравейник — это колыбель киберпанка! Ни до ни после не было создано ничего подобного. Гибсон первый придумал описать холодный мир оцифрованного будущего глазами людей андерграунда. Мир в котором бумажные деньги в ходу лишь на чёрном рынке, а искуственные разумы имеют гражданство. Он описал компьютерные сети и придумал хакеров (пусть они зовутся ковбоями, но мы то понимаем что к чему) за десять лет до создания Интернета!
После Гибсона многие стали включать элементы киберпанка в свои произведения, но никому не удалось создать фирменной гибсоновской атмосферы настоящего киберпанка! В Муравейнике все было впервые, а потому абсолютно неповторимо.
З.Ы. Я не уверен, но кажется это Гибсон первым употребил словечко «микрософт».
Сказочник, 3 февраля 2011 г.
Пожалуй, это самый значимый цикл если не конца 20-го века, то уж середины 80-х годов точно. Да, безусловно, из всех составляющих «Муравейник» произведений, «Граф Ноль» провисает намного больше остальных, но ведь написать одинаково гениальные произведения не удавалось пока никому, за исключением, пожалуй, ФИлипа нашего Дика...
Mandor, 10 октября 2009 г.
М-м-да... колыбель киберпанка говорите... Согласен... отчасти... Скажем прямо, место пребывания младенца (колыбель) далеко не всегда приятное место в силу.... э... физиологических причин. То же самое и здесь. В целом, потенциал серии огромен, привлекателен, интересен, но... исполнение меня смущает, настораживает, разочаровывает... Скажу честно, от «классика и основоположника киберпанка» я ждал чего-то более интеллектуального и более.... читабельного.
Кстати, работа под названием «Распознование образов», лично мне показалась более зрелой, интересной, логичной...
ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)
n)(s, 10 октября 2007 г.
Меня Граф Ноль и Мона Лиза Овердрайв после Нейроманта разочаровали. В них почти нет завораживающего меня киберпространства, мир стал меньше, как и проблемы в этих романах, большинство героев не столь интересны (относительно Нейроманта, конечно).
Граф Ноль был разбит по персонажам на три части, равные по интересу. Мону Лизу разбили на еще большее количество частей, но если за некоторыми сюжетными линиями я мог следить не отрываясь, то читая другие меня так и тянуло перелистнуть страницы, на интересующего меня персонажа (в основном с участием Моли и Янаки).
Думаю на станнит день (я еще не перечитал ни одной книги!), и я перечитаю эти романы, уже не оглядываясь на столь понравившегося мне Нейроманта. И смогу оценить их так, как они того заслуживают, но пока они не смотря на не перечисленные мной достоинства, для меня, находятся в тени великого романа — Нейромант.
daev, 8 января 2008 г.
Читать, читать, читать! Причем наверное лучше все сразу: одну за другой.И Ваш Мир изментися навсегда.:pray:
Ingvar, 16 ноября 2007 г.
Этот человек создал киберпанк как жанр. За это, при чтении книг, я прощаю ему все технические ошибки (все же иногда чуствуется, что Гибсон не спец по компам). Для меня его книги всегда будут эталоном. :pray:
ss12ss, 15 декабря 2006 г.
лучшее что было и наверное будет написано в жанре киберпанк...
tevas, 23 июня 2005 г.
Ребята, когда прочитал впервые — это было что-то, это была бомба! Под впечатлением ходил неделю! Пересказывать бесполезно, одно и тоже что смотреть по телеку как пьют шампанское. Прочитайте сами и увидите что я прав.
Фин, 10 марта 2006 г.
Его реальность интересней и привлекательней в той которой мы живем :super: