fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
1776
Моя оценка:
-

подробнее

Второе нашествие марсиан

Повесть, год (год написания: 1966); цикл «Послесловие к Уэллсу»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 140
Аннотация:

Название повести отсылает к «Войне миров» Герберта Уэллса. Однако по Стругацким ни о какой войне не может быть и речи. Для того чтобы получить власть над землянами, пришельцам достаточно сделать лишь выгодное предложение, создать для людей комфортные условия. И тогда люди сами согласятся на добровольную оккупацию.

Примечание:

Беловой вариант не сохранился.

Первая публикация: Байкал (Улан-Удэ). — 1967. — № 1.


Входит в:

— цикл «Послесловие к Уэллсу»  >  Произведения отечественных авторов

— журнал «Байкал № 1, 1967», 1967 г.

— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.

— антологию «Vortex. New Soviet Science Fiction», 1970 г.

— антологию «A marslakók második inváziója», 1974 г.

— антологию «Pozemšťané a mimozemšťané», 1981 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.

— антологию «Tierra Fantasy», 1986 г.

— сборник «Избранное», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 89

Активный словарный запас: средний (2792 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 83 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 4% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Северный клинок / Nordklinge, 2011 // Роман (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Стажеры. — Второе нашествие марсиан
1968 г.
Жук в муравейнике
1983 г.
Избранное. Том II
1989 г.
Избранное
1989 г.
Избранное
1990 г.
Сочинения. Том 2
1990 г.
Второе нашествие марсиан
1990 г.
Второе нашествие марсиан. Записки здравомыслящего
1990 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1992 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1995 г.
Трудно быть богом
1996 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
1997 г.
Хищные вещи века. — Второе нашествие марсиан. — Град обреченный
1997 г.
Гадкие лебеди
2000 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2001 г.
Четыре Стихии: Вода
2003 г.
Люди и боги
2004 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2004 г.
Второе нашествие марсиан
2005 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Бегство вперед
2007 г.
Бегство вперед
2007 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2007 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2009 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2010 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2013 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
Пикник на обочине вселенной
2019 г.
Второе нашествие марсиан. Беспокойство
2021 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2021 г.

Периодика:

Байкал № 1, 1967
1967 г.

Самиздат и фэнзины:

Второе нашествие марсиан
1983 г.
Неназначенные встречи
2017 г.

Аудиокниги:

Второе нашествие марсиан
2006 г.
Второе нашествие марсиан
2009 г.
Хищные вещи века. Второе нашествие марсиан
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Второе нашествие марсиан
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Vortex. New Soviet Science Fiction
1970 г.
(английский)
Vortex. New Soviet Science Fiction
1971 г.
(английский)
Die zweite Invasion auf der Erde
1973 г.
(немецкий)
Trudno być bogiem
1974 г.
(польский)
A marslakók második inváziója
1974 г.
(венгерский)
La seconda invasione dei marziani
1974 г.
(итальянский)
Die zweite Invasion der Marsmenschen
1976 г.
(немецкий)
Den andra marsianska invasionen
1979 г.
(шведский)
Второто нашествие на марсианците
1979 г.
(болгарский)
Far Rainbow / The Second Invasion from Mars
1979 г.
(английский)
Far Rainbow / The Second Invasion from Mars
1980 г.
(английский)
Pozemšťané a mimozemšťané
1981 г.
(чешский)
Trudno być bogiem
1983 г.
(польский)
La seconde invasion des Martiens
1983 г.
(французский)
Die zweite Invasion der Marsianer
1984 г.
(немецкий)
Tierra Fantasy. Tomo 2
1986 г.
(испанский)
La dua invado de marsianoj
1998 г.
(эсперанто)
La Seconde invasion des Martiens
2002 г.
(французский)
A doua invazie a marţienilor
2007 г.
(румынский)
Die Schnecke am Hang. Die zweite Invasion der Marsmenschen. Die Last des Bösen. Aus dem Leben des Nikita Woronzow. Ein Teufel unter den Menschen.
2011 г.
(немецкий)
火星人第二次入侵
2014 г.
(китайский)
Marslaste teine sissetung
2015 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, идея поверхностная и прямолинейная: как мало дорога среднему человеку его пресловутая свобода и до какой степени ему наплевать, какая над ним власть и кому и чем он платит налоги, до тех пор, пока его положение существенно не ухудшается.

А мне понравилось реализация. Весь этот провинциальный мир, герой, который мало чего в жизни понимает, хотя уверен, что понимает все. Очень достоверно, по-моему, изображено, сколько информации доходит до пресловутого «среднего человека» (очень мало) и сколько им из этого осознается (еще меньше). Притом, что казалось бы, марсиане, все должно бурлить. И до прошлого года мы все были бы уверены, что вот не может быть такого глобального события в жизни мира и страны, которое одновременно и задело бы всех людей, и прошло бы как бы по касательной. А нет, смотрите, может. Во-первых, пресловутое «никто не знает всей правды». Все говорящееся — не большая и не меньшая чушь, чем «взрыв на подземном мармеладном заводе». И ничего, не просто кого-то устраивает, а большинство устраивает. И даже при отсутствии нормальной официальной информации то, как действует пропаганда (надоевшие статьи о пользе желудочного сока) — одновременно и очень грубо, и эффективно. И вот это отсутствие у героя позиции относительно марсиан — понятно, что каждого своя пенсия интересует, а как только выяснится, что и марсиане ее будут платить — и ладненько. Да и не только у героя, а как волшебно меняется его боевой зять, которого даже ничем особо не пугали, а наконец-то ему дали то, чего он, видимо, хотел.

Давайте не будем считать это морализаторской повестью, все-таки АБС когда хотят, могут специально гораздо лучше. Давайте будем считать это повестью о когнитивных способностях. Тогда выходит очень наглядно, как именно судьбоносная информация распространяется в обществе «средних человеков», как она трансформируется и как конечный потребитель ее перерабатывает в итоге (в желудочный сок, натурально, больше никакого результата). Вот это достаточно трагично и поучительно и стоит того, чтобы погуглить, что там делают с марками.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сумеречный разум моих необразованных сограждан, убаюканный монотонной жизнью, при малейших колебаниях рождает поистине фантастические призраки. Наш мир подобен погруженному в ночной сон курятнику, где стоит лишь нечаянно коснуться перышка какой-нибудь пеструшки, дремлющей на шестке, как все приходит в неописуемое волнение, мечется, кудахчет и разбрасывает помет во все стороны.

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий -- Второе нашествие марсиан

Провинциальный городок (жители которого, могшие, судя по именам, стать героями эпосов и мифов, но в основном — ограниченные и трусоватые обыватели) захвачен марсианами (привет Уэллсу) вместе со своей провинциальной страной, а то и со всей Землею...

В детстве повесть показалась скучноватой (немудрено, почти все её фантастические атрибуты — за горизонтом описываемых событий), а позже заворожила своим изяществом — легковесная конструкция в шутливой манере поднимает серьезный вопрос (бытия): возможно ли превратить человечество в стадо сытых самодовольных баранов? Причем не кнутом, а исключительно пряником? Предлагаемый ответ горек, особенно сейчас. Тогда авторы уповали на интеллигенцию как основу сопротивления (эх, шестидесятые!), однако время показывает, что интеллигенция любит пряники не менее прочих социальных слоёв, не надо себя обманывать.

Забавно, что поставленный в повести вопрос смутил и тогдашнюю власть (не любившую зазоры между желаемым и действительным) настолько, что повесть удостоилась отповеди с трибуны (естественно, официально не за то, чем задела):

В этом фантастическом повествовании авторы почему-то в качестве мишени для насмешек, сарказма, иронии избрали такое святое чувство, как патриотизм. Вот что можно прочитать в повести:

«Этот Полифем жить не может без патриотизма. Без ноги он жить может, а вот без патриотизма у него не получается».

Литераторы должны были бы знать, что вкладывать такие святотатственные слова в уста даже крайне отрицательных героев весьма рискованно и что надо не потешаться по такому поводу, а сказать себе и другим людям: без патриотизма вообще ничего не получится, не напишется без этого возвышающего чувства и хорошая, честная и нужная народу книга!

Доклад М. Н. Алексеева «Некоторые проблемы современный прозы» на III Съезде писателей РСФСР 24—27 марта 1970 г.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие повести знаменитых братьев-фантастов происходит в солнечной Греции. Сюжетно повесть продолжает «Войну миров» Герберта Уэллса и является своего рода ответом на «Майора Велл Эндъю» Лазаря Лагина — это говорили сами братья Стругацкие.

Что мне понравилось в этом произведении? Конечно же, лёгкий слог и значительная доля иронии и юмора — юмора, который иногда граничит с горьким сарказмом и откровенным абсурдом.

Например, местные жители гадают про непонятные ночные взрывы (а на самом деле, как я понял, это уже вторглись марсиане и они жестоко подавляют сопротивление столичных войск), и кто-то из местных предполагает, что где-то в стороне столицы взрываются… мармеладные заводы! Цитирую:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«А я что говорил!» — воскликнул было я, но меня прервал Миртил. Он рассказал, что рано утром к его бензоколонке подъехал заправиться незнакомый шофёр фирмы «Дальние перевозки», взял сто пятьдесят литров бензина, две банки автола, ящик мармеладу и по секрету сообщил, будто этой ночью взорвались по неизвестной причине подземные заводы ракетного горючего. Погибло якобы двадцать три человека охраны и вся ночная смена, да ещё сто семьдесят девять человек пропало без вести.

Мы все ужаснулись, но тут желчный Парал агрессивно осведомился: «А зачем же тогда, спрашивается, ему понадобился мармелад?» Этот вопрос поставил Миртила в тупик. «Ладно, ладно, — сказал он. — Слыхали. Хватит с меня».

Нам тоже нечего было сказать. Действительно, причём здесь мармелад? Калаид пошипел, побрызгал, но так ничего и не сказал. И тогда вперёд выдвигается этот старый осёл Пандарей.

«Старички, — говорит он. — Слушайте. Никакие это были не ракетные заводы. Мармеладные это были заводы, ясно? Ну, теперь держитесь». Мы так и сели.

«Подземные мармеладные заводы? — спросил Парал».

Чушь! — скажешь ты. Нет! — отвечу я. Потому что братья Стругацкие не были бы братьями Стругацкими без своего знаменитого сарказма. В этом отличие вторжения марсиан «по Стругацким» и вторжения «по Уэллсу». А общее у повести АБС с романом Уэллса то, что люди в начале тоже не понимают происходящих вокруг них событий.

А как известно, если ты чего-то не понимаешь или не знаешь, нужно это додумать! Не суть важно, прав ты или нет — главное придумай! Иначе спать спокойно не сможешь, ведь необъяснённый мир — мир страшный. История с мармеладными заводами — лучшее доказательство абсурдности человеческой психики с её первобытной склонностью к магическому мышлению.

Но первичные замешательство и удивление сменяются решительными действиями центральной власти. Да, всем вдруг становится понятно — марсиане опять вторглись на нашу планету, только на этот раз выбрали местечко потеплей — Грецию.

Однако если у Уэллса власть пошла с марсианами на открытый военный конфликт, у Стругацких местная власть почти сразу сдаётся марсианам. Да, были какие-то ночные взрывы, а зять главного героя, хмурый интеллигент Харон, берёт в руки автомат и уходит партизанить в леса, но всё это — лишь цветочки. Ягодок от человечества ты тут не дождёшься.

После полного разгрома греческих войск, власть начинает активно вводить принцип Окна Овертона — в земных СМИ разворачивается массовая пропаганда того, что захват марсианами Греции (а возможно, и остальных государств) — это хорошо и несёт исключительное благо всему человечеству.

Грубо говоря, греческие власти начинают готовить людей к рабству. Слова «раб» и «счастье» становятся, в общем-то, синонимичными. Власть дискредитирует образ борца за свободу, показывает его как бандита, преступника, сумасшедшего с автоматом в руках. Примечательно, что местные жители, чей уровень образования в основном низкий, верят топорной пропаганде, и с радостью начинают сдавать всех известных им партизан. А партизаны отныне даже и во снах не мечтают о поддержке со стороны местного населения...

Этих немногочисленных борцов за свободу человечества — голодных, раненых и гонимых всеми вокруг — пропаганда намеренно противопоставляет простому обывательскому счастью: ходить на работу, копаться в огородике, а на досуге коллекционировать почтовые марки…

Как говорили те же Стругацкие в «Пикнике на обочине»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»

Плохо ли поступают власти Греции, дискредитируя и без того слабые протестные движения?

С одной стороны — да, плохо. Марсиане ввели практически военное положение в оккупированной стране, только совершили это тайно, в ходе подковёрных интриг с человеческим правительством. Однако читателю не совсем ясно: о чём же договорилось правительство Греции с марсианами?

Мы не знаем, в обмен на какие выгоды правительство людей продало местное население, отдало его на откуп марсианам. Может быть, власть имущие выторговали себе священное право не сдавать пришельцам свой желудочный сок? Ведь предателю нужна хоть какая-то выгода…

Да-да, ты не ослышался — марсиане прилетели на Землю, чтобы взимать с людей уже не кровь, как было у Герберта Уэллса, а желудочный сок. Людям предлагают сдавать его в обмен на хорошие деньги. Ежедневно. Стабильно. Выгодно.

Марсиане быстренько строят по всей стране пункты сдачи желудочного сока, нанимают вежливых врачей и симпатичных молоденьких медсестёр, местный мэр ежедневно зовёт всех сдавать сок, а наркобарона, который много лет отравлял жизнь городку, отправляют на принудительное лечение в тюрьму... Да и местный алкаш-ассенизатор перестал пить и начал вовремя откачивать септики! Чудо чудное, диво дивное, этот ваш коронавирус марсианин! Да, Белена Гладышева?

Обыватели практически сразу оценили новую власть и её кардинальные реформы. Все остались довольны — каждый извлёк свою выгоду. Тот же главный герой повести, бывший учитель астрономии Аполлон, рад, что теперь на вырученные деньги он может спокойно покупать страсть всей своей жизни — коллекционные почтовые марки…

Астроном, да ты же всё проглядел! Географ глобус пропил, а астроном телескоп разбил!.. Цитирую Бориса Стругацкого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ни одно, кажется, из произведений АБС не писалось так легко и весело, как эта повесть. Сама идея о вторжении марсиан (и вообще инопланетян) на Землю сегодняшнего дня интересовала авторов давно.

В частности, эта идея промелькнула, скажем, в «Хищных вещах века»: Жилин там мрачно констатирует — для собственного сведения, — что в наши дни уэллсовским марсианам не понадобился бы ни тепловой луч, ни ядовитые газы, — достаточно было бы предложить человечеству иллюзорное бытие, человечество вполне созрело для того, чтобы погрузиться в виртуальную действительность немедленно и с охотой.

Мысль о том, что современное нам человечество в массе своей настроено дьявольски конформистски и начисто лишено таких понятий, как ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, НАЗНАЧЕНИЕ применительно ко всем людям сразу, — мысль эта неизбежно приводила к естественному сюжетному ходу: человечество не надо завоёвывать — его можно без особого труда просто купить».

В общем, всем хорошо. Вот только никто не понимает (либо понимает, но его никто не слушает), что сдача желудочного сока — пока добровольная, но в перспективе принудительная процедура для каждого человека. И выгода однажды, но всё-таки закончится! Но местные жители, видимо, одобряют принцип «после нас хоть потоп»… На наш век — хватит, как говорится.

Давай же посмотрим на ситуацию и с другой стороны. Власти Греции сделали всё возможное, они пытались оказать сопротивление (напомню, в столице первое время что-то взрывалось и происходила переброска войск по стране), но бороться с превосходящим противником всё-таки не решились.

В итоге в стране сложилась классическая ситуация «сытого раба»: рабу хорошо, когда его кормят (или откармливают), когда моют его, следят за питанием и здоровьем, ухаживают за ним, как за скотиной на ферме — и делают всё это в обмен на его свободу и ежедневную кружку желудочного сока.

Прекрасная Мария Семёнова, автор книг про Волкодава, описала жизнь сытого раба в одном из своих стихотворений. Цитирую полностью:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мой прадед был из тех, кто не сберёг свободы.

Подраненный в бою, пощады запросил

И в доме у врага оставшиеся годы

Прозвание «раба» без ропота носил.

Должно быть, он сперва хранил в душе надежду

Вернуться в прежний мир: «Судьба, не разлучи!..»

…Но вот хозяин дал и пищу, и одежду,

И кров над головой в неласковой ночи.

И больше не пришлось в заботе о насущном

Решать и знать, что жизнь ошибки не простит.

Хозяин всё решит, хозяин знает лучше,

За ним рабу живётся и сыто и в чести.

Свободному закон не очень мягко стелет,

Свободный, он за Правду стоит порой один…

Ну а раба — не тронь! За ним его владелец.

А провинится раб – ответит господин.

И женщину он даст — супругу не супругу,

Но всё ж таки утеху толковому рабу…

…И время потекло по замкнутому кругу,

В котором повелось усматривать Судьбу.

И прадед мой не слал ей горьких поношений,

Не возносил молитву о разрешенье уз.

Ведь право рассуждать, ответственность решений —

Кому-то благодать, кому-то тяжкий груз.

И прежняя свобода — закрытая страница —

Всё более казалась полузабытым сном.

Иною стала жизнь — и мысли об ином…

…А правнукам его свобода и не снится».

В противопоставлении свободы и рабства и есть, на мой взгляд, главная суть повести братьев Стругацких. Достойный, кхм, фанфик по Герберту Уэллсу…

Пока я читал повесть, у меня возник вопрос: а что же такое желудочный сок? Для чего он нужен марсианам — хотя бы теоретически? Я поискал немного информации. Напомню — марсиане у Герберта Уэллса питались человеческой кровью. Хорошо, кровь может служить источником питания для других существ. А сок? Википедия в статье про желудочный сок говорит так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Основные химические компоненты желудочного сока: вода (995 г/л); хлориды (5—6 г/л); сульфаты (10 мг/л); фосфаты (10—60 мг/л); гидрокарбонаты натрия, калия, кальция, магния (0—1,2 г/л); аммиак (20—80 мг/л); азотсодержащие вещества (200—500мг/л); белок (3г/л); мукоиды (15г/л)».

Ну, и что, можно таким составом наесться?.. Или нельзя? Жду твою версию ответа, дорогой буквоед. А я думаю, желудочный сок намеренно введён братьями Стругацкими как ещё одна сатирическая метафора, показывающая, как быстро человечество готово продаться с потрохами взамен на какую-нибудь «ненужную» физиологическую жидкость…

Но сатира братьев Стругацких не заканчивается на общем сюжете про желудочный сок и почтовые марки. Захватив Грецию, марсиане начинают повсеместно распространять марсианский синий хлеб, из которого предприимчивые местные жители гонят синюю водку. Да, кстати, и марсиане — тоже синие, в прямом смысле слова!

Синий хлеб и синяя водка положительно влияют на качество желудочного сока у людей. Собственно, интерес марсиан тут вполне понятен. А люди? Да что люди — они с радостью жрут то, чего не знают, и даже не хотят это исследовать. Жрут инопланетную синюю хрень, причмокивая да нахваливая. Свои же посевы пшеницы фермеры добровольно сдали марсианам на уничтожение…

У меня вот прям напрашивается аналогия с комбикормом для животных на скотном дворе — пища для довольных хрюшек и коровок, с богатым комплексом витаминов и полезных веществ. Лишь бы скот — рос. Двуногий скот здоров, а синий фермер — рад! И никак иначе.

Зять главного героя, Харон, в разговоре с Аполлоном бросает следующую фразу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Хоть бы одна сволочь спросила, что она должна делать. Так нет же, каждая сволочь спрашивает только, что с ней будут делать. Успокойтесь, ваше будет царство небесное на Земле».

Да, не важно, что Скот когда-то мог родиться Человеком. Скот сам продал свою свободу за пару монет. Или за тридцать серебренников. А что бы выбрал ты, дорогой буквоед? Боролся бы ты с марсианами, как Харон? Или бы согласился со всем на свете, как Аполлон, лишь бы тебя оставили в покое и дали тихо-мирно жить свою жизнь в обмен на ежедневный стакан желудочного сока? Я вот не знаю своего ответа…

А может быть вообще — владычество марсиан является подлинным веком счастья и свободы для людей? Ведь человек уже развенчан, он больше не царь природы и не главный планетарный хищник, и больше Человек ничего не натворит по своей воле — ни хорошего, ни плохого. Человек теперь — никто. Так зачем ему страдать об утраченной свободе? Снова Мария Семёнова:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Хозяин всё решит, хозяин знает лучше,

За ним рабу живётся и сыто и в чести»…

Да и, в конце концов, возможность добровольно отказаться от свободы — это тоже свобода, тем более марсиане в повести братьев Стругацких особо ни на кого не давили, чрезмерной силой не принуждали — они просто купили всех за пару монеток и стакан вкусной марсианской водки…

Цитата из воспоминаний Бориса Стругацкого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы не понимали главного — существуют, всё-таки, понятия: ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, НАЗНАЧЕНИЕ — применительно ко всему человечеству разом? А также смежные с ними понятия: ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ГОРДОСТЬ — опять же в самом общечеловеческом, если угодно, даже космическом, смысле? Или не существуют?

Каждый отдельный человек — это понятно — может променять «право первородства» на чечевичную похлёбку. А человечество в целом? Может или не может? А если может, то позволительно ли это или, наоборот, позорно и срамно? И кто, всё-таки, в нашей повести прав: старый, битый, не шибко умный гимназический учитель астрономии или его высоколобый зять-интеллектуал?

«Второе нашествие марсиан» — повесть-вопрос: существует ли такое понятие «космическое достоинство человека», или нет в нашем обществе иных задач, кроме как организация покоя и довольства наших граждан? Иными словами, кто прав: учитель Аполлон или бунтарь Харон, его зять?

Сами авторы на собственный вопрос ответа не нашли. Читатели, видимо, тоже. Они просто не заметили этого вопроса, решив, что повестуха — обычная антисоветчина в виде пародии на «совок». Ну что ж, так её тоже можно трактовать, почему бы и нет?»

Да уж… Люди сами выбрали эту свободу рабства. Очень даже в духе Джорджа Оруэлла, ты не находишь? Или я уже научился двоемыслию?.. Неужели я тоже научился думать, что «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила»?.. Дадим слово Стругацким:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У людей больше нет будущего, говорил Харон. Человек перестал быть венцом природы. Отныне и присно и во веки веков человек будет рядовым явлением натуры, как дерево или лошадь, и не больше. Культура и вообще весь прогресс потеряли всяческий смысл.

Человечество больше не нуждается в саморазвитии, его будут развивать извне, а для этого не нужны школы, не нужны институты и лаборатории, не нужна общественная мысль, философия, литература — словом, не нужно всё то, что отличало человека от скота и что называлось до сих пор цивилизацией.

Как фабрика желудочного сока, сказал он, Альберт Эйнштейн ничем не лучше Пандарея и даже наверняка хуже, потому что Пандарей отличается редкостной прожорливостью.

Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества.

«Подумать только, — с надрывом проговорил Харон, уронив голову на руки, — не баллистические ракеты, а всего-навсего горсть медяков за стакан желудочного сока погубили цивилизацию…»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ну а где же марсиане?» — спросит пытливый читатель, перевернув последнюю страницу?

Нет ни привычных по книгам и фильмам треножников, птичьих клювов, людских резерваций...

Да и марсиане ли это? Может это венериане или пришельцы из далеких галактик? А может и не пришельцы вовсе — какие-нибудь анархисты, коммунисты, патерналисты или вовсе Свидетели Иеговы?

На этот вопрос авторы ответа не дают. Ответ читатель должен найти сам!

Второе после Сказки о Тройке чисто сатирическое произведение Стругацких, которое я прочитал. Читается легко — уж что-что, а писать братья умеют. И тема достаточно злободневная и сейчас. О том, что наше общество условным марсианам даже и не нужно завоевывать — за некоторое количество денег оно и само сделает все, что необходимо «злобным пришельцам». Главное, чтобы не закончился условный желудочный сок.

Но как-то мне показалось немного скучновато...

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, философии во «Втором Нашествии» куда больше, чем сатиры. Хоть юмора здесь и в достатке — солёненького, но отменного.

Читал, хоть и не помню где, что «Второе Нашествие» стало своего рода ответом Стругацких на произведение Лазаря Лагина «Майор Вэлл Эндью.» Там автор ( тоже в форме дневника главного персонажа ) достаточно интересно развивает тему, о которой в оригинале Уэллса сказано лишь мельком ( и то, в порядке предположения человеком, склонным приписывать марсианам человеческую логику ) — тему людей-предателей на службе у марсиан. Что вроде бы натолкнуло Стругацких на мысль: «Ладно, предатели — предателями, но как быть с простыми обывателеми, составляющими основу человечества, если марсиане не будут их убивать, ни даже отнимать ничего необходимого для жизни и обывательского счастья?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И даже еще кое-что дадут.
На этот вопрос Стругацкие и попытались ответить в «Нашествии».

Что ценно — они не сделали из Аполлона, воплощенного обывателя, чучело для колки штыками, или же хрестоматийного Мальчиша Плохиша. Своего персонажа авторы наделили всеми чертами нормального живого человека ( и даже некоторыми своими личными — как любовь к маркам ). Чем недвусмысленно указали на то, что черты Аполлона есть в каждом из нас — даже в тех из нас, кто тянет на Харона.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и многие произведения Стругацких, эта повесть получилась очень неоднозначной. Принять ту или иную, диаметрально противоположную сторону читателю не просто. Об этом свидетельствуют и оставленные здесь отзывы — у каждого своя правда.

Самое простое — это сказать, что мы, мол, никому не сдадимся, без боя нас не возьмёшь. И не каждый задумается над тем, чтобы поставить себя на место простого рядового обывателя, которому, между прочим, и быть винтиком в военной машине, разменной монетой гипотетического силового конфликта. Тем более — марсиане оказались не такими уж и плохими: борются с негативными социальными явлениями, с коими не смогли справиться предыдущие правители за всё время своего нахождения у власти. Марсиане не преследуют инакомыслящих, а с теми, кто выходит против них с оружием, поступают вполне гуманно. И ещё марсиане налаживают взаимовыгодное сотрудничество: ты им желудочный сок, они тебе — наличку.

И тут, кстати, возникает интересный вопрос: а может быть, и не нужен им этот самый сок вовсе? При их-то технологиях не могут наладить производство по синтезу столь простых химических соединений? А, может, придумали они всё это дело ради того, чтобы дать людям благо, но не просто так, а под надуманным предлогом, а? Чтоб люди не видели в этом гуманитарную помощь, не ощущали себя никчёмными, ни на что не годными бездельниками. Глядишь, через полгода ещё что-нибудь подобное придумают, а там и до ликвидации нищеты не далеко.

В целом, марсиане ведут себя очень даже по-прогрессорски. Цели и задачи их людям непонятны, технологии недоступны, но проводят они вполне определённую политику, не скрывая, впрочем, своего присутствия от местного населения. Но опять же, может быть такое, что человечество находилось на самой грани глобальной катастрофы и у пришельцев не оставалось другого выхода кроме как действовать напрямую, без ширмы.

Ясно одно: прямым действиям предшествовал долгий подготовительный период, раз уж они настолько хорошо изучили человеческую психологию, что методом выбрали наиболее эффективный. Чтобы завоевать Землю, марсианам не нужны бомбы или смертоносные лучи, им не нужны средства массового внушения и убеждения. Это всё — в прошлом, это работало в эпоху Уэллса. Сегодня, чтобы подчинить себе людей, нужно сделать им лишь очень выгодное предложение, и с желудочным соком марсиане явно угадали. Нет, они не покупают Землю, как это делали пришельцы в романе Клиффорда Саймака «Почти как люди». Они выбрали более действенный способ — марсиане у Стругацких покупают людей. В конце концов, вся история человечества — это борьба вовсе не за власть или мировое господство, это не борьба «высших рас» с «недолюдьми» из идейных соображений. Это — борьба за ресурсы, а не что-то другое. И получается, что если решить проблему ограниченности ресурсов, создать маленький индивидуальный рай для каждого отдельно взятого человека, то и противоречия пропадут сами собой. Желудочный сок здесь — не более чем аллегория, пример, который должен бросаться в глаза читателю своей нелепостью, своей гротескностью. Дать человеку всё, что ему нужно, без излишеств, без стометровых яхт и бассейнов с шампанским, а то, что ему действительно нужно — еду, кров и другие жизненно необходимые потребности. Плюс к этому — скромную, но вполне достаточную духовную пищу, как марки для главного героя этой повести, этакую эстетическую минималку. И всё — считай, что человек этот у тебя в кармане. Никакими коврижками не вытащишь ты его на митинг протеста, никакими патриотическими внушениями не заставишь ты его взять в руки оружие.

Или — так и надо? Ведь ты со своими митингами и партизанщиной не сможешь дать человеку кусочек его личного счастья. А вот марсиане — дали. Безо всяких митингов и оружия.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть писалась, как предчувствие советских семидесятых годов, со сладостным застоем, прекрасным ничегонеделанием, моральной деградацией и социальным маразмом. 1967 год. Провалившийся юбилей «октябрьской революции», предверие «пражской весны» и окончательного предательства всех возможных идеалов.

Тогда, когда вышла повесть, пророчество не реализовалось, потому что на протяжении десятилетия нарастала нищета советских людей и это обстоятельство будило в них беспокойство, не давало полностью превратиться в свиней.

Но час «Второго нашествия марсиан» настал в нулевые годы. Вот тогда-то всё сбылось на сто процентов. И непрерывно возрастающее благополучие, и упоительное безделье на госслужбе, и отстрел диких бандитов энергичными мальчиками из госбезопасности, и ликвидация демократии за ненадобностью, и культурная деградация, и упоение собственным скотством... Ну, всё в точности по книге.

Ещё одно подтверждение социальной трезвости и ясности ума братьев Стругацких.

Характерно, как томно жалуются на скуку от чтения этой блистательной повести современные российские читатели. В самом деле, кому приятно видеть своё отражение в таком заркале?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Улитки на склоне» повесть читалась легко. Здесь внимание Стругацкие уделили не сюрреализму, а сатире. Забавно было наблюдать за главным героем, человеком эрудированным, как он настойчиво отгонял от себя слухи о марсианах, убедительно доказывая, что их не существует, но под тяжестью баек и настырностью впечатлительных товарищей смирился с принятой всеми реальностью.

Однако постепенно хохма сошла на нет. Главного героя интересует материальное положение, погода, коллекционирование марок. Даже возможное появление в его поле зрения марсианина он оставил без внимания, увлекшись жарким спором на тему филателии. Тогда как очевидно, что его страну настигло масштабное потрясение. Найти место под солнцем в кардинально изменившихся условиях окружающего мира — дело понятное и естественное. Но и человек, не смирившийся с навязанным извне и кажущимся странным порядком , примкнувший к борьбе с новоявленной системой и объявивший ей протест, тоже достоин понимания.

На какой стороне быть читателю? Авторы предлагают решить это ему самому. Однако можно отметить, что из представителей молодого поколения только один персонаж примкнул ко второму лагерю. Амбициозного, прогрессивного, не менее эрудированного... Тем самым яркость образа была подчеркнута. А таких героев Стругацкие в своих повестях, по моим наблюдениям, любят. И тем самым авторы будто бы одну из чаш весов всё же немного склонили.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный и необычный взгляд на нашествие ксеносов. Тут ведь даже не двойное, а тройное дно и поначалу простовая история оказывается гораздо сложней. В ироничном смысле затрагивая вопросы свободы, борьбы, самоопределения, удовлетворённости жизни и т.д. «Завоеватели» оказываются мирными колонизаторами, которые подойдя к делу с умом умудряются идеально соблюсти баланс и получить практически полностью покорное и довольное население! Что интересно, это «нашествие» даже не показано толком, а происходит где-то далеко, лишь через время доходя до ГГ. А бытовые эпизоды взаимодействия с соседями и семьёй удались, пожалуй, даже лучше фантастической части и прекрасно дополняющей философскую и сатирическую.

Единственное — я так и не понял, зачем и к чему все названы в честь героев древнегреческой мифологии. Никто своему прообразу не соответствует и не тянет даже на сатиру в стиле антоним-противоположность.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

НЕПРИЯТНОСТЬ ЭТУ МЫ ПЕРЕЖИВЕМ

»...Марсианцы напали, — сказал он шепотом. — Нынче пожаловали к нам в мэрию. Власть теперь ихняя, так что все. Сеять уже запретили, а теперь, говорят, желудки всем вырезать будут. Желудки им зачем-то нужны, представляешь? Я этого дожидаться не буду, желудок мне самому нужен...»

Стругацкие на то и гении, что написанное ими остается современным в спокойные времена, а в кризисные обретает актуальность необычайную. Вы ведь согласитесь, что переживаемое (пережидаемое?) нами сейчас — кризис. И все как у них: толком ничего не известно, сколько продлится и чем закончится, неясно, средств обнаружения и защиты нет, зато во множестве директивы и предписания. Которые кажутся, мягко говоря, странными. Но мы, конечно, подчинимся, тем более, что это для нашего же блага и говорят, по девятнадцать с половиной монет станут выплачивать. Хотя только в столице.

Провинциальный городок, где жители с обыденностью растянутых треников носят имена богов и героев греческого пантеона, но канализации нет и дерьмо (sorry) продолжает вывозить золотарь, живет обычной жизнью. Ни хорошо, ни плохо, обыкновенно. Рассказчик, учитель астрономии, вдовец, имеющий взрослую дочь, Аполлон (Феб — иногда запросто обращаются к нему приятели). Более всего озабочен размером предстоящей пенсии. Вопрос не праздный: выслуги тридцать лет, прерывавшихся только призывом на войну, за это полагается первый разряд и сто пятьдесят монет. Однако есть опасения, что три года в плену вычтут из беспорочной службы, больше того, объявят, бросающими тень на весь стаж. и тогда светит третий. А это монет девяносто, почувствуйте разницу.

В первом случае сотню можно будет отдавать, хм, домоправительнице на хозяйство, а на оставшийся полтинник вести достойную жизнь, не отказывая себе в книгах и журналах, вечером пропуская стаканчик-другой коньяку в трактире. а главное — марки. Можно будет без помех отдаться страсти всей жизни. Во втором останется затянуть пояс потуже, поставив на радостях жизни крест. И вы бы переживали, и я. А тут еще эта негодница дочь Артемида, спуталась-таки с секретарем управы Нимродом. и это при живом муже! Правда Харон в командировке, а когда и не в командировке, вместо того чтобы драть молодую жену, не покладая, ну, вы понимаете, предпочитает вести разговоры с приятелями про всякие фашизмы, коммунизмы и прочие -измы. Вот и договорился. Но скандал все равно не нужен.

И вот на фоне всех этих животрепещущих вопросов, смутные слухи о вторжении марсиан сначала кажутся полной чушью. Но время идет, существенно ничего не меняется: ну, сняли мэра; ну, очередная борьба с наркотиками (которые существенно ухудшают качество желудочного сока); ну фермерам выплачивают недурную компенсацию за согласие отдать посевные площади, прежде занятые пшеницей, под новую, синюю. Урожайность у нее существенно выше, синий хлеб вкуснее — просто ел бы и ел. А качество и норма выработки желудочного сока существенно улучшается. Что? При чем сок? Так платят за него, и недурно. Всюду стерильные киоски по забору сока. Глотнул кишку, сцедил немного, и живи в свое удовольствие. Канализацию еще провести обещают.

Она страшная в глубинном слое, где люди низводятся до уровня дойного скота, не испытывая дискомфорта, предтеча Матрицы. И замечательно легкая, забавная, смешная — на верхнем: «Ниоба, Ниобея, скучаю по тебе я!». А вопрос, о котором говорил Борис Натанович:

Каждый отдельный человек — это понятно — может променять «право первородства» на чечевичную похлебку. А человечество в целом? Может или не может?

Ох, хотелось бы ответить, что нет, что идеалы, и всякое такое. Но сначала, все-таки безопасность, своя и близких, потом сытость. А уж после честь и достоинство. Все по Маслоу. Что не мешает и в кризисные периоды остро ощущать, сколь бесконечно малы наши честь и достоинство в глазах марсиан, дергающих за ниточки.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

»... он радуется, что ему тепло, что помидор — красный, что солнце светит, что ровно в два часа, что бы ни случилось, он получит свой питательный бобовый суп, а ночью — женщину. При условии, что он будет прилежно трудиться...».

Омерзительное чтиво. И даже бравурно-ироничный тон не спасает от неизбывной тоски. Ежели рассматривать книжку в качестве собеседника, тот вот ЭТА, конкретно — умный, тактичный, начитанный, способный и увлечь и неожиданно свернуть диалог с проторенной тропы, от которой мозги уже стали уставать, НО... с настойчивостью маньяка кругами возвращающий беседу в лоно вечных вопросов, на которые нет и не может быть ответов.

Это... необходимо для «употребления внутрь», безусловно. И это не так бессмысленно, как может показаться вначале. НО. И ещё раз — НО. Это... не то, что добавит оптимизма. Или — способности ощутить всё Человечество как повод для Любви. Правда — она омерзительна всегда. По определению

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть о том, что нужно человеку для счастья. Чтобы было тепло светло и сыто. Ведь главный герой в итоге стал счастливее, чем был до этого. Мы все хотим, чтобы нас не трогали, «сидет молчать в углу, пока тебе дают законные твои права и жратву». И всякие Харон и сотоварищи, выступающие «раздражителями» для нашего общества, не могут помешать :) Более того главный герой даже идеологию вывел, которая с легкостью бьет всех оппонентов. И я верю, ведь и себя узнаю в героях этой повести.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешная до жути сатира, которая представляется жутковатым предвидением в век глобализации и постиндустриализации. Власть захватили марсиане. Перебили бандитов, разогнали коррупционеров, покончили с наркотиками, покончили с гонкой вооружений, занялись вопросами ЖКХ и сельского хозяйства, внедрили кое-какие технологии. И предложили всем желающим регулярно сдавать желудочный сок. Добровольно, за очень хорошие деньги. Неизвестно, зачем им сок, но теперь они непобедимы. Любая оппозиция развалится раньше, чем успеет оформиться.

Так то марсиане — прогрессоры или паразиты? Для проверки поставим эксперимент. Допустим, дон Румата сверг дона Рэбу и стал править Арканаром. Править будет как прогрессор-реалист. Распустит серую гвардию, прижмёт непокорных баронов, отменит пытки, заведёт библиотеки, ослабит сословные барьеры (хотя бы в столице), внедрит кое-какие технологии, пригодные в этом мире, попробует переловить разбойников (это вряд ли получится), объявит о снижении феодальных податей (бароны станут насмерть, но указ нужен). Издаст указ об обязательном ежедневном умывании. Чтобы подданные выполняли это малопонятное требование, им придётся платить. Выходит, марсиане — прогрессоры.

Как жить тем, кто попался под руку прогрессорам? Есть два мнения. Аполлон, конечно, человек здравомыслящий, занудный, адекватный до безобразия, но очень неглупый. Его позиция неуязвима. Если мы сами не можем решить свои проблемы, пусть этим займутся марсиане. Всё равно их не одолеть. Да может, и нет никаких марсиан. Никто их не видел, действуют через посредников. Синий хлеб — это не обязательно с Марса. Синий самогон — ну, этим нас точно не удивишь.

Есть только одно НО. Марсиане как прилетели, так и улетят. Либо наступит момент, когда они уже ничего не смогут дать землянам. И останутся люди, способные только сдавать сок и получать деньги. Разучились работать, разучились создавать, разучились соображать, разучились наводить у себя хоть какой-то порядок. Всё придётся начинать с нуля.

Получается, прав Харон. Интеллигент-шестидесятник, редактор маленькой газеты. Дело журналистов — убеждать людей в своей правоте. Собственно, их дело — доносить до людей неискажённую информацию, но этим давно никто не занимается. И тут выясняется, что журналист умеет убеждать только своих единомышленников. Остальных он не знает, и знать не хочет, и они его, разумеется, тоже не слышат. Когда аргументы кончаются, интеллектуал берёт автомат и начинает стрелять. Но стрелять он тоже не умеет.

Что же делать? У каждого своё решение. Каждый по-своему прав. Моё — прожить жизнь до конца, по возможности не теряя человеческого облика, и постараться сохранить, что возможно, из домарсианской эпохи. Когда-нибудь это пригодится.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.

Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.

В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».

Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пишу по впечатлению полувековой давности, с тех пор не перечитывал. От каждой новой вещи Стругацких тогда ожидалось что-то новое, оригинальное, не похожее на других советских авторов. И это мы увидели. Написано хорошо, но выглядит как одно большое вступление — всё время ждёшь, что что-то начнётся, заварится, закрутится, ну, какое-то сопротивление, подполье образуется или герой-одиночка разобьёт склянку, плеснёт этим соком в марсианскую рожу. Но нет, ничего не началось, точнее, всё как началось, так и кончилось. Значит, таков был авторский замысел, все довольны, ну, как французы при фашистах, хотя там правило без отдельных исключений не работало, как и положено. Вообще, после Понедельника, Улитки, Хищный вещей ожидалось чего-то более яркого, но, видно, наступило время сказать то, что было сказано.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх