fantlab ru

Франц Кафка «Певица Жозефина, или Мышиный народ»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.55
Оценок:
211
Моя оценка:
-

подробнее

Певица Жозефина, или Мышиный народ

Josefine, die Sängerin oder Das Volk der Mäuse

Другие названия: Певица Жозефина, или Мышиный народец; Йозефина-певица, или Мышиный народ; Жозефина, певица, или Мышиный народ

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Последний рассказ писателя, в котором он в своей манере пытается ответить на вопрос о месте и роли искусства в человеческой жизни.

Входит в:

— сборник «Голодарь», 1924 г.

— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1940 г.

— антологию «Антология фантастической литературы», 1965 г.

«Модель для сборки», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Роман. Новеллы. Притчи
1965 г.
Замок. Новеллы и притчи. Письмо отцу. Письма Милене
1991 г.
Приговор
1991 г.
Рассказы
1993 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1994 г.
Замок
1995 г.
Реальность абсурда
1998 г.
Антология фантастической литературы
1999 г.
Америка. Новеллы и притчи
1999 г.
Замок
1999 г.
Замок. Рассказы
1999 г.
Избранное
1999 г.
Рассказы. Процесс. Замок
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Антология фантастической литературы
2001 г.
Малая проза. Драма
2001 г.
Новеллы
2001 г.
Рассказы 1917 - 1924 гг. Афоризмы
2001 г.
Антология фантастической литературы
2005 г.
Мастер пост-арта
2005 г.
Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание
2005 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2006 г.
Пропавший без вести
2006 г.
Процесс. Замок
2006 г.
Превращение
2007 г.
Процесс. Замок. Новеллы и притчи
2007 г.
Рассеянно глядя в окно
2007 г.
Замок
2008 г.
Исследования одной собаки
2008 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Превращение
2009 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2009 г.
Мастер пост-арта
2010 г.
Замок
2011 г.
Лабиринт
2011 г.
Превращение
2012 г.
Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.3
2012 г.
Исследования одной собаки
2012 г.
Путь домой
2014 г.
Три возраста Франца Кафки
2014 г.
Процесс
2014 г.
Пропавший без вести. Новеллы
2014 г.
Процесс. Замок. Избранные произведения
2014 г.
Превращение
2014 г.
Мастер пост-арта
2014 г.
Превращение
2015 г.
Процесс
2015 г.
Процесс. Рассказы
2015 г.
Превращение
2015 г.
Сторож склепа
2017 г.
Сторож склепа
2017 г.
Замок. Новеллы
2017 г.
Замок. Новеллы
2017 г.
Сторож склепа
2017 г.
Замок. Рассказы
2018 г.
Замок. Рассказы
2018 г.
Замок. Рассказы
2019 г.
Оставь!
2019 г.
Превращение
2019 г.
Три возраста Франца Кафки
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Замок. Превращение. Процесс. Полное собрание сочинений
2020 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Antología de la literatura fantástica
1940 г.
(испанский)
Antología de la literatura fantástica
1971 г.
(испанский)
Твори: оповідання, романи, листи, щоденники
2012 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов сумасшедшего гения.Да Кафку не любит,не понимает и не читает большинство любителей литературы.Но кто проникся,кого зацепило его творчество или как говорит молодежь, врубился,тот перечитает всего Кафку.Он как опера.На неё всем необходимо сходить.Но после первого посещения народ сразу же делится на два лагеря.Первые те кому понравилось и они будут посещать её периодически.И те кто больше никогда туда не пойдет.Так и с Кафкой.

Я отношусь к тем кто любит этого писателя.Я прочитал всё что смог найти.Я не буду писать о самом рассказе,для меня он так же прекрасен как и всё его творчество.Поэтому такая высокая оценка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое моё знакомство с Францем Кафкой.

Рассказ слушал в аудиоверсии проекта «Модель для сборки». Около 5-6 раз начинал слушать с начала, потому что «отключался». А ведь я аудиал, и в течение 10 лет постоянно слушаю аудиокниги. Натренирован. Так вот, на слух взять этот рассказ почти невозможно.

Я начал осваивать его глазами и в тексте. Чуть лучше воспринимается, но все равно тяжело. Читать приходится по принципу: тришага вперёд, два шага назад. Прочитав некоторую часть текста, прочитанное просто стирается в памяти. Образ Жозефины не складывается, образ её отношений с народом — тоже. Заметил интересную особенность. Текст амбивалентный. Сначала утверждается одно, и почти сразу другими словами утверждается обратное. (То народ любит пение Жозефины, то народ на самом деле не любит это пение, и т.д.). Поэтому и трудно воспринять текст,в сознании не оостаётся чего-то определенного. После прочтения я не смог сказать, что я прочитал и о чем прочитал. Кроме раздражения ничего не получил. Литература для литературоведов.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один «звериный» рассказ. Но, увы, очень похоже на его «Маленькую женщину», по части сюжета – одно длиннющее объяснение, растянутое описание отношений Жозефины и народа и наоборот. Первые четыре страницы читать не то чтобы интересно, но, скажем так, возможно – написано всё-таки более живым языком, чем в «Маленькой женщине». Но потом – опять начинаются всякие повторения, и произведение начинает надоедать, затягиваться так, что воспринимать его трудно.

Да вроде бы и смысл есть – место искусства в жизни. Эта самая Жозефина, популярная певица, хотя у неё нет таланта и голоса: она и не поет, а пищит, и писк её даже слабее чем у остальных. Но ей прощают все капризы, заботятся о ней, восхищаясь её энтузиазму, а заодно жалёют её, так как она слабее и неприспособленнее чем все остальные. Но она уверенна, что своим «пением» защищает народ, спасает народ от всяких трудностей. И к удивлению так оно и есть…

По сути Жозефина – это и есть искусство. Художник не божественен и не велик, но каким бы он ни был – он необходим. И искусство – как не крути, не такое уж и большое место в жизни оно занимает. Но без него и нельзя. Эта та крупица, без которой пришлось бы туго, хотя искусство не хлеб, им не будешь сыт, оно не спасёт от смерти и не продлит физическое здоровье…

Не уверен, правильно ли я всё понял – натянутость, повторы и сам стиль повествования мешают восприятию.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот текст ускользает от определений — не новелла, не рассказ, не статья... Эссе? Но мы привыкли, что эссе пишутся на какие-то «реальные» темы, а тут фантастический фон — какой-то «мышиный народ» (но уж по всякому, не мыши и не человеки), непрерывно суетящийся в трудах и заботах...

Но суть «Жозефины, певицы» вполне очевидна. Это размышление о судьбе искусства и о месте художника в обществе. Какое место занимает художник в социуме? Служит ли он чему-то? Нужен ли он вообще? Не шарлатан ли тот, кто уверяет, будто создаёт некую «красоту»? А его поклонники? Может быть, они из тщеславия обманывют сами себя, уверяя себя и других, будто видят в искусстве какую-то ценность?

Очень жестокий текст, развенчивающий романтический культ художника, как «одинокого, никем не понятого гения». Не удивительно, что у многих читателей он вызвал сильное раздражение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала отмечу, что Кафка не фантастичен, а абстрактнен, что предполагает совсем другое состояние души, когда принимаешь решение о прочтении чего-нибудь из эго творчества. Есть соблазн сравнить с чайкой Ливингстон, но не хочется никого унижать.. К сути!

Когда я прочитал «Замок» мне было глубоко за 30-ть и моего опыта хватило, чтобы осознать тотальную метафоричность романа — это как современные коллажи, когда из фотографий составляют образы или из цитат песни, получая эффект нескольких уровней смысла. Широта моего кругозора позволила мне часть из них распознать, но с сожалением пришлось признать, что я не житель Австрийской империи и многие аллюзии остались слишком размытыми. Все тоже самое в «Процессе» — что-то пронзительно гениально, а что-то так и не удалось рассмотреть.

Аналогичная ситуация у «Певицы Жозефины» — на мой взгляд, повесть совершенно определенно о состоянии еврейского народа в империи Габсбургов, где Народ это народ, а Жозефина это аллегория на сионизм (в лице его певцов) как концепцию национального самосознания. Впрочем, повесть написана так, что Народ может быть абсолютно любой национальности, как и провозвесники его национальной идеи, бишь «жозефины».

Натолкнуло меня на такую нестандартную (и, возможно, надуманную) интрепетацию марево, искажающее казалось бы прозрачную аллюзию на «Людей Творчества».. что-то не так, что-то не сходится — ведь творческие люди были всегда, и всегда они работали за троих, и никогда никто не сомневался в их полезности и необходимости.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уж и не знаю, за что так хвалят Кафку. Рассказ невероятно скучный, нудный, в нем по 10 раз по кругу повторяется одно и то же, нет никакого действия, рассказчик безуспешно пытается определиться, нравится ему эта поющая мышь или нет, он ее то хвалит, то низводит ее творчество через слово, и на этом построен весь, абсолютно весь текст. Конечно я понимаю, что тут присутствует метафорическое -рассматривание темы шоу — нужно оно народу или не нужно, но в наше время, когда с этим вопросом давно определились, оно бесконечно устарело, да и в 1923-м уже тоже явно запоздало. Нудная бредятина с кучей лишних слов, без сюжета и пытающаяся поднять заведомо решенный вопрос.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх