fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Стажёры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
3484
Моя оценка:
-

подробнее

Стажёры

Другие названия: Должен жить

Повесть, год (год написания: 1961); цикл «Предполуденный цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Владимир Юрковский отправляется в полет уже не в качестве исследователя, а как генеральный инспектор МУКСа (Международного управления космических сообщений). Капитаном корабля выступает его старый приятель Алексей Быков, навигатором — Михаил Крутиков, бортинженером — Иван Жилин.

К ним на корабль напросился молодой стажёр-сварщик, который отстал от своей группы, отправившейся на один из спутников Сатурна. По пути инспектору Юрковскому нужно посетить несколько космических баз.

© ZiZu
Примечание:

Беловой вариант из одноимённой папки архива. На его основании в 1997 г. С. Бондаренко с согласия БНС проводилось восстановление канонического текста повести.

Содержание:

ПРОЛОГ

1. МИРЗА-ЧАРЛЕ. РУССКИЙ МАЛЬЧИК

2. МИРЗА-ЧАРЛЕ. ГОСТИНИЦА, ТРИСТА ШЕСТОЙ НОМЕР

3. МАРС. АСТРОНОМЫ

4. МАРС. СТАРАЯ БАЗА

5. «ТАХМАСИБ». ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР И ДРУГИЕ

6. МАРС. ОБЛАВА

7. «ТАХМАСИБ». ПОЛЬЗА ИНСТРУКЦИЙ

8. ЭЙНОМИЯ. СМЕРТЬ-ПЛАНЕТЧИКИ

9. БАМБЕРГА. НИЩИЕ ДУХОМ

10. «ТАХМАСИБ». ГИГАНТСКАЯ ФЛЮКТУАЦИЯ

11. ДИОНА. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

12. «КОЛЬЦО-1». БАЛЛАДА ОБ ОДНОНОГОМ ПРИШЕЛЬЦЕ

13. «КОЛЬЦО-1». ДОЛЖЕН ЖИТЬ

ЭПИЛОГ

Сокращённый вариант повести (без глав «Тахмасиб». Польза инструкций», «Эйномия. Смерть-планетчики», «Бамберга. Нищие духом» и «Диона. На четвереньках») под названием «Должен жить» был напечатан в Альманахе «Мир приключений» (1962).

Главы «Эйномия. Смерть-планетчики» и «Бамберга. Нищие духом» под общим названием «Генеральный инспектор» были опубликованы в журнале «Искатель» (№ 2 за 1962 год).



В произведение входит:


8.13 (240)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «Мир приключений. Альманах № 8», 1962 г.

— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.

— антологию «Twenty Houses of the Zodiac», 1979 г.

— сборник «Стажёры», 1985 г.

— антологию «Lichtjahr 5», 1986 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 191

Активный словарный запас: низкий (2589 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 58% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Стажёры» 1962, СССР, реж: Юрий Беспалов



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Страна багровых туч. Стажеры
2017 г.
Стажеры
2019 г.

Издания:

Мир приключений
1962 г.
Стажеры
1962 г.
Стажеры. — Второе нашествие марсиан
1968 г.
Стажеры
1985 г.
Стажеры
1991 г.
Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы
1991 г.
Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы
1995 г.
Стажеры
1997 г.
Страна Багровых Туч. Путь на Амальтею. Стажеры
1997 г.
Трудно быть богом
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры
2002 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Стажеры
2004 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры
2004 г.
Страна багровых туч
2006 г.
Страна багровых туч
2006 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры. Хищные вещи века. Отягощенные злом
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Собрание сочинений. Том второй
2009 г.
Стажеры
2009 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Стажеры
2016 г.
Мир Полудня
2016 г.
Отель
2017 г.
Путь на Амальтею. Стажеры
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 5. 1961
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 5. 1961
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 5. 1961
2018 г.
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
Стажеры
2021 г.

Периодика:

Искатель № 2 1962
1962 г.

Самиздат и фэнзины:

Стажеры
1983 г.
Хищные вещи века
2017 г.

Аудиокниги:

Стажеры
2006 г.
Стажеры
2009 г.
Стажёры
2012 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том пятый. 1961
2016 г.
Стажёры
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Ateiviai Saturno žiede
1964 г.
(литовский)
Tachmasib letí k Saturnu
1965 г.
(чешский)
Újonc a világűrben
1965 г.
(венгерский)
Tahmasib
1967 г.
(сербохорватский )
MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)
Twenty Houses of the Zodiac
1979 г.
(английский)
Vingt maisons du Zodiaque
1979 г.
(французский)
Space Apprentice
1981 г.
(английский)
Mittag, 22. Jahrhundert
1984 г.
(немецкий)
Lichtjahr 5
1986 г.
(немецкий)
Praktikanten
1994 г.
(немецкий)
Z zewnątrz
1997 г.
(польский)
Lot na Amalteę. Stażyści
2001 г.
(польский)
Kapitän Bykow
2013 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классная книга. О вечных вещах. Просто, например ,в силу возраста читающего он не всегда заметит то, о чем книга. Какие в зад пиявки, шахтеры... книга-то о жизни, поиске своего места в жизни (как взглядов на жизнь, так и выбора профессии).

Возможно одной из главных мыслей произведения было показать как поменялись взгляды Жилина, ведь изначально он или ошибся с профессией или, что тоже возможно, вырос из нее. А ведь он был парень не глупый, но не смог сразу определить свой путь. Как Быков, Юрковский, Дауге, Крутиков.

Отличная иллюстрация жизни человека, жившего полной грудью, — Дауге. Интересная работа, друзья, даже некоторое время любимая женщина — но вот старость и что? Одиночество. Может и неправ был бармен в Мирза-Чарле который о старости думал всю жизнь, но быть готовым к такому все равно надо, иначе ...

Дико реалистично описано покорение Солнечной системы. Скучно и обыденно, но до очередной аварии. Классная глава «О пользе инструкций» — кто был на производстве поймет.

Вещь для взрослого человека, пища для размышлений... Хотя какие тут размышления, ответов на эти вопросы как не было,так и нет. Похоже наименьшее зло, это старость на грядках, воронкой вверх, с полуиссхщим мозгом... Страшно.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если плохое настроение или совсем нечего читать, беру и перечитываю в миллионный раз «Стажеров». Ну просто чтобы поднять настроение... Через минут десять начинаю улыбаться, настроение поднимается. Проверено.

Самое смешное, что начинаю переживать, — а вдруг Иван не встретит Юру, который умеет«вакуумно варить»? и тот не познакомится с моим обожаемым Юрковским. (кстати, а куда подевалась Варечка?) и Быков не внесет его в список экипажа... Но все благополучно, и мы отправляемся на «фотонном корыте» «генерально инспектировать»...

Конечно, лучше читать эту книгу лет в 14-15 , это куда лучше любых лекций о необходимости честности, порядочности и проч.проч., но уверяю, что и в весьма взрослом возрасте, сбрасывая несколько десятков лет, со все возрастающим азартом можно уткнуться мозгом и настроением туда, на борт Тахмасиба и участвовать во всех перипетиях сюжета, быть участником всех событий и просто наслаждаться своим участием во всем этом.

Никаких взрослых мыслей, выводов нет. Просто наслаждаешься каждым словом, каждой строчкой, каждым диалогом, как наслаждаешься общением с очень добрым другом, которого всегда счастлив видеть.

Ну и опять же фразы типа, — «узнаю космогониста по изящным словесам» или «надо было...ээээ....задержать», — просто вошли в обиход нашей семьи как и многие другие

Хотя гениальные братья умеют простыми словами вкладывать в мозги истины, которые и непреложны. Порядок в душе и порядочность, бдагородство и умение относиться с юмором к себе самому, любовь к друзьям и к порядочным людям, презрение к трусам и подлецам, умение брать ответственность на себя и бесконечная молодость души... Типа, нам наплевать на звания, на возраст, на положение. Мы вечные стажеры в этом мире.

И грустный финал книги в общем-то, и естественен. Хотя и безумно жалко. Жалко Быкова... Вот почему-то именно его. Жилин еще молод, Юра вообще почти мальчик и у него вся жизнь впереди, а вот Быков... его жалко до слез. И эта потеря заставляет задуматься...о многом.

И опять берешь в руки книгу, и опять путешествуешь по планетам и астероидам, и опять все живы, и опять — радость.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, до чего прекрасным, таким наивно добрым может быть мир будущего. Прямиком из мечты

1962 год, самое рождение космонавтики, глобального изучения космоса; естественно, что самые смелые и яркие грезы о космических путешествиях родились именно тогда, когда человечество еще в полной мере не столкнулось с техническими сложностями и дороговизной таких «авантюр». Как же грустно после прочтения этого романа осознавать, как далеки мы от этих светлых мечт о новых мирах, приключениях, опасностях, неизведанном. Люди словно разучились мечтать и погрязли в шаблонных желаниях. Наверное, этот роман не о мире, нет, он о человеке, именно о том, что мир строит человек, и ему под силу все.

Наверное, меня поймут только те, кто в детстве изучал звездные карты и мечтал полететь в космос. Эти самые эмоции, детские, и навевает книга

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкая вещь АБС, которая совсем ничем не заинтересовала — и скучная, и какая-то раздерганная. Я понимаю, что это все ранее творчество, поиски своего стиля и своих проблем — но в «Стажерах» столько назидательности и деления людей на правильных и неправильных, что аж противно. Весь этот инспекционный вояж Юрковского, в котором мы неожиданно выясняем, что когда одна группа ученых на далеком астероиде недоедает и спит в лифте (потому что их куда больше, чем вмещает станция) — это хорошо и правильно, потому что люди это делают ради фана. А когда другая группат шахтеров на другом астероиде работает по 14 часов в день, гробя здоровье, чтобы заработать себе и своей семье — это, конечно, проклятые представители загнивающего капитализма, и надо им работать запретить, а альтернативы не дать. Зачем птицам деньги, как говорится.

Таких мелких моментов много, и морализаторство излишне само по себе, а уж содержание этой морали и вовсе вызывает вопросы — обычно я внутренне соглашаюсь с тем, что АБС говорят, но здесь слишком много какого-то юношеского радикализма, и чувствуешь, что это надувательство, и так вот на раз никакие проблемы не решаются. И не бывает так, чтобы пять хороших человек ни с того ни с сего решили, что они живут в аду и кругом враги, а потом пара разговоров все это исправила и у них опять настали мир и дружба.

Интереснее всего, пожалуй, часть истории про пиявок на Марсе и сооружения, построенные не человеком, которые люди долго считали за свои — но эта линия ничем не заканчивается. Многие другие, впрочем, тоже. А вот основная линия — воспитания стажера и отношений Быкова и Юрковского — совсем не впечатляет. Мне не понятен этот пафос — умереть на работе, раньше, чем наступит старость — хотя я понимаю, что именно этого хочет от нас Пенсионный фонд. Равно мне неясна и трагедия старости в изложении АБС — как-то это все очень надуманно, очень анти-человечески и про-государственно — что человек ценен, только когда он убивается на работе, и никакого другого критерия нет, и никаких личных взаимоотношений, кроме товарищества по работе, тоже нет. Даже для зари коммунизма это слишком.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная повесть, но, каждый раз, когда я ее перечитываю, впечатление остаётся разным.

Первый раз, прочёл подростком — ого! Какие захватывающие приключения! Охота на марсианских пиявок, поиск в кольцах Сатурна, авария на космическом корабле! Ну, и, как мне в то время казалось, довольно скучные диалоги, которые я тогда читал «по-диагонали».

Читал намного позже — интересная социальная фантастика. Авторы убедительно и очень логично доказывают, что в дальнейшем развитии цивилизации, обязательно, победит коммунизм. Грамотно доказывают, на примерах. Нагляднее, чем философы-теоретики. Коммунизм — это правильно и хорошо. Только так, и никак иначе.

Перечитываю сейчас — просто, «уютная», «тёплая» и «ламповая» книга. Хорошие, добрые и «правильные» диалоги. Герои — симпатичные. Очень хорошие люди. Монументальный Быков. Юрковский ярок и силен. «Душка» штурман. Ну и «молодежь» — Юра и Жилин, ну, очень приятные и открытые люди. Декорации — домашние. В космическом рейсе, на корабле, экипаж и пассажиры ходят в халатах и тапочках, «гоняют чаи» с вареньем в вазочках — санаторий, а не звездолёт! Смешно, но, по-своему, хороший ход. Создаётся ощущение близости происходящего, эффект присутствия.

Не знаю, можно, конечно, сказать, что книга наивная. Что рассчитана на воспитание подростков, которым нужно показать, «что такое — хорошо, и, что такое — плохо». Но — мысли, то, правильные! Что честность — это нормально. А подлость и коварство — плохо. Что работа должна быть интересной. А жадность — порок. И, каждый человек, до самой смерти — стажёр, который учится всю жизнь, и, постоянно сдаёт экзамен на свою профпригодность. Может быть, просто, в моем советском детстве таких «правильных» книг было много, даже в школьной программе, поэтому, для меня — это норма.

Нынешняя молодёжь, наверное, «Стажеров» не поймёт. Это — не «Трудно быть богом», в модном жанре фэнтези. И, не «Пикник на обочине», который читают «потому что, это — «Сталкер» (который, не удивительный фильм Тарковского, а компьютерная игра). «Стажеры» — книга для неторопливого размышления.

Книга про людей, поэтому, наверное, за полвека не устарела. Классика советской фантастики.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная ламповая советская фантастика, типичный образец, так сказать, в самом лучшем смысле. Каждый найдёт своё: кому — космические приключения, кому — разговоры об интересной работе, коммунизме, риске и осторожности. Дата выхода — начало 60-ых, то есть, время космических прорывов СССР. Остаётся только по-доброму завидовать, каким же безграничным счастьем были захвачены некоторые советские граждане, кто мечтал о космосе и верил, что ещё при их жизни будет всё по-другому. Думаю, те, кто родился после 90-ых не были так счастливы никогда. И, думаю, и не будут. И да, несмотря на другое время, неужели никто больше не напишет таких книг?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Стажеры«являются первым произведением Стругацких, где они обращают столь повышенное внимание на социальную тематику. Предыдущие приключения Быкова и компании были ярки, увлекательны, но лишены той глубины, которую дает рассмотрение вопросов взаимоотношений человека и общества. В этом смысле в творчестве Стругацких виден заметный прогресс и расчет уже на более вдумчивого читателя. Конечно, социалистическая цензура никогда бы не позволила АБС очень уж сильно погрузиться в столь опасную тему, но я считаю, что писатели и без того достаточно для тех условий затронули острые проблемы, естественно в несколько завуалированной форме, припрятав образную фигу в кармане.

Лично для меня, вопросы человеческой личности и общественных взаимоотношений всегда являются приоритетными и в случае данной повести можно сказать-имеющий уши, да услышит, а умеющий читать между строк, да увидит. Поэтому очень интересен идеологический спор Жилина с Джойсом в Мирза-Чарле, когда при общей победе Ивана, все-таки остаются вопросы без ответа, из чего читатели страны советов могли делать соответствующие выводы. А уж высказывание Джойса относительно особого выражения лица у советских людей и вовсе можно воспринимать двояко. Поэтому наверное именно со «Стажеров», Стругацкие стали на ту зыбкую, но заслуживающую уважения дорогу, сделавшую их опальными для режима.

Но особую ценность представляет мнение АБС о мещанстве, о его всеразрушающей тупой силе, способной поглотить все самое позитивное. Начавшись с разговора Дауге с Машей, эта тема через Мирза-Чарле перетекла на Бамбергу. Разговор Бэлы Барабаша с Ливингтоном прекрасен, тематика очень остра и в уста представителя загнивающего капитализма Стругацкие вложили очень животрепещущие мнения. Кто он-человек? Бесхитростная скотинка, результат различных влияний, внушений, хитрой дрессировки? Или же это цельное, независимое ни от чего, высшее творение природы? Вопрос остался открытым-думай читающий, решай, делай собственные выводы. Стругацкие, как первоклассные повара, приготовили аппетитнейшую пищу для размышлений, а дело гурманов неспешно вкушать ее. В этом еще поможет рассказанная Жилиным история о Толике, вначале не совсем мною понятая, но затем прекрасно дополнившая общий ход мыслей писателей. Такими, какими мы становимся, нас делают люди. Кто-то с этим согласен, кто-то нет, каждый решает для себя сам.

А для тех, кто не хочет погружаться в столь серьезные размышления, повесть изобилует увлекательными приключениями экипажа «Тахмасиба» в обжитой человечеством Солнечной системе. Охота на пиявок на Марсе, бунт на Бамберге, рискованная работа смерть-планетчиков, здесь есть все для любителей «экшена». Ну и в концовке по законам такого жанра прописана острая драма, настолько животрепещущая, что я, как в детстве, ощутил настоящую эмоцию переживания за героев, из разряда того сильного желания, чтобы «Чапай все-таки выплыл». Вот таким образом и выходит, что повесть как говорится на любой вкус. А главное резюме сказано самими Стругацкими:«Настоящие люди-это те, кто много думает о многом. Не давайте мозгам закиснуть!»

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это книга о взрослении и о старении, а если точнее, то о смене взглядов на жизнь спустя годы и пережитые обстоятельства. Я сейчас читаю цикл по порядку, поэтому даже не знаю, как бы воспринимались «Стажёры» отдельно от предыдущих книг, но совместно с ними получается удивительно цельная история. Мне уже достаточно полюбись как старые персонажи: Быков, Юрковский, Крутиков и Дауге, так и относительно новые: Иван Жилин и стажёр Юра. Наблюдать за ними всеми было здорово, за каждым по своему.

В книге много интересных диалогов, построенных на противоположности взглядов: Григорий Дауге и Мария Юрковская, Иван Жилин и бармен, даже Быков и Юрковский, которые никак не могут сойтись в том, что важнее риск или осторожность. И если Стругацкие в рамках своего времени кажется очевидно показывали какую сторону выбирают они, то я раз за разом задумывалась и чаще выбирала середину, пусть и ближе к тому или иному краю. И это было интересно.

Кстати, помнится в первой книге на Марию Юрковскую валили все беды Дауге, там даже её собственный брат называл её не то кукушкой, не то пустышкой, и вот несколько книг спустя нам наконец-то её показали и знаете, я не нашла совсем никаких причин для неприязни. Ну не хотела она всю свою жизнь отдавать работе, как уважаемые межпланетчики, ну так её право, хотя кажется в обществе-будущего имени Стругацких такие решения всячески порицались.

Также здорово, что появились достаточно интересные женские персонажи, пусть и второго плана.

После «Страны багровых туч» и «Пути на Амальтею», которые читались несколько... туговато. При прочтении «Стажёров» мне хочется радостно заявить, что вот они Стругацкие, те какими я их помню, те какими я их знаю. Думаю, что дальше читать будет полегче.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Любопытно то, как Юрковский, который так отчаянно хотел жить в прошлой книге, так старательно искал способ героически погибнуть в этой. Может мне показалось, но он действительно, осознанно или нет, пытался сгинуть. Возможно это из страха перед старостью или даже забвением?

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Стажёры». В предыдущих «предполуденных» повестях («Страна багровых туч» и «Путь на Амальтею») мы видели мир будущего по версии Стругацких с одной точки зрения — с точки зрения героев повести: покорителей, исследователей, созидателей. В «Стажёрах» же авторы сталкивают между собой уже две точки зрения — тех самых коммунистов с одной стороны и мещан-капиталистов с другой. Конечно, здесь совершенно ясно, что является правильным, а что ложным. Совсем не важно, является ли читатель коммунистом или же убеждённым либералом; все бы хотели жить среди таких людей, как Быков, Юрковский и Жилин. В мире «Стажёров» мещанство и капитализм показаны однозначно устаревшей и вредной, хоть всё ещё и жизнеспособной формацией. В более поздних произведениях Стругацкие уже не давали однозначных ответов. Там читателю предоставляется уже самому решить — какая точка зрения является правильной, есть ли вообще правильная точка зрения; а может быть читателю лучше придумать свою собственную точку зрения.

На момент написания повести многим казалось, что такое будущее возможно, однако сейчас мы имеем то, к чему мы пришли — мещанство победило по всем фронтам. Стругацкие всё это видели, поэтому их поздние произведения очень пессимистичны. («Всему на свете цена — ...» далее по тексту.) Но в «Стажёрах» вера в светлое будущее ещё сильна, а герои своим примером способны вдохновить нас на саморазвитие и добросовестность.

Итак, грузовой корабль «Тахмасиб» под управлением капитана Быкова отправляется в путь. На его борту знакомый нам по предыдущим повестям Юрковский, теперь уже в качестве генерального инспектора. «Тахмасиб» инспектирует базы и поселения в Солнечной системе — на Марсе, астероидах, спутниках Сатурна. Очень интересным моментом повести является то, как показаны сообщества каждой из этих баз. Ни один коллектив не похож на другой, в каждом поселении своя атмосфера и свой психологический климат.

Помимо социальных и психологических вопросов есть тут и облава на марсианских пиявок, и заброшенная база «чужих» на Марсе, и следы пришельцев в кольцах Сатурна. Вообще, наверное, трудно написать лучшую научную фантастику на тему освоения Солнечной системы, чем «предполуденный» цикл.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть явно распадается на фрагменты, а в некоторых источниках упоминается, что это цикл новелл. Также можно вывести и ряд ключевых тем, которые следует признать независимыми или слабо зависимыми друг от друга.

Вообще, очень нравится преемственность, являющаяся неотъемлемой частью всей Истории будущего Стругацких. Герои не просто кочуют из повести в повесть, они развиваются — взрослеют и, увы, стареют.

Первый такой пример мы видим уже в прологе «Стажёров» — Дауге, некогда бравый и бодрый, здесь предстаёт человеком в годах, и врачи уже отстранили его от космоса. Однако импонирует его философское и жизнеутверждающее отношение к собственной судьбе: космос для него недоступен, но ведь в его жизни остался институт, в котором можно продолжать научную деятельность. Приключения молодости — позади, теперь его пристанище — кабинет с кружкой горячего чая, отчётами о последних исследованиях и, вероятно, напористыми студентами, в которых он, безусловно, увидит себя юного. Показательны его слова, сказанные на прощание Марии Юрковской, которая так и не смогла вырасти из мещанства. Побеседовав с ней, Дауге говорит ей «спасибо», после чего целеустремлённо командует: «В институт! У меня ещё много дел!»

В постаревшем Юрковском мы видим Януса Полуэктовича из «Понедельника», только наоборот: если А-Янус становится У-Янусом, то У-Юрковский становится А-Юрковским. Насколько точно, поддавшись порывам молодости душевной, «распекает» генерального инспектора общительный начальник станции «Эйномия«! Ведь вы же, без обиняков говорит он, раньше были великим учёным, а сейчас превратились в чёрте-что! Округлившимися от удивления глазами Юрковский смотрит на юношу, однако тут же мы видим: нет, Юрковский ещё торт! И генеральный инспектор жертвует ящик консервов в пользу учёных, бедных материальными ресурсами, но безмерно богатых разумом и духом.

Тему мещанства и борьбы с ним, пожалуй, следует считать главной в «Стажёрах». Если здесь тема дана несколько прямолинейно, а примеры более чем очевидные, то впоследствии АБС ещё неоднократно будут возвращаться к этому мотиву — те же «Хищные вещи» или «Понедельник» — доведут идею до совершенства, разовьют в жизненно достоверные ситуации, ой как актуальные по сегодняшним временам.

Вначале писал, что затронутые в повести темы следует рассматривать независимо, в отрыве друг от друга, но вот уже сам себе и противоречу: ведь ещё одну мысль (подвиг и его рациональность) авторы преподносят как раз в разрезе взросления героев. Если остепенившийся Быков и хладнокровный Жилин рассматривают подвиг через призму необходимости и практической значимости, то солидный и весомый Юрковский неожиданно демонстрирует, что он так и не повзрослел и готов ставить на кон жизнь (и не только свою) ради сиюминутного порыва. Пусть даже и оправдывает себя тем, что всю жизнь стремился к исследованию колец Сатурна. АБС выносят неумолимый вердикт: неоправданное безумство храбрых — каприз, достойный самого сурового наказания.

Вообще, думается мне, что «Стажёры» не так просты, как может показаться на первый взгляд. Многогранное произведение, в которое авторы заложили множество смыслов. Представить полновесный анализ повести в рамках простого отзыва — задача, как оказалось, неподъёмная. Задача, достойная целой статьи, и может быть даже не одной.

В разрезе дальнейшего изучения Истории будущего можно констатировать: «Стажёры» — это очередная веха в творчестве АБС. Позади — первые эксперименты, проба пера, задорная юность. Космос и космические корабли — это замечательно, однако главное — это всё же Земля, её проблемы, главное — это человек. Собственно, именно об этом размышляет Иван Жилин на последних страницах повести. Как известно, пройдёт несколько лет и мы увидим дальнейшее развитие этой мысли уже на Земле, в «Хищных вещах века».

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что делает мир Полдня таким реальным? Работа. Вот это ощущение, что пока люди вокруг едят, шутят, выясняют отношения, носят свои пиджаки, где-то там, за кадром, идет гигантская, мощная, неумолимая работа всего человечества; работа, направленная вперед, сквозь парсеки и препятствия, сквозь боль, тернии и даже самих творцов, сквозь километры и километры ледяной космической пустоты, сквозь астероидные пояса, галактики и туманности, туда — в глубину космоса. К далеким и ярким звездам. К сияющей и великой цели, ради которой стоит жертвовать жизнью и здоровьем, и душевным спокойствием, и сном, и отдельной человеческой мечтой, и чем-то еще.

На первый взгляд работа эта незаметна, ее словно нет. Читаю сейчас Стажеров. В кадре опять кто-то шутит, читает книги, охмуряет девушку или ловит ворон, ничего явного, но все время пятками, мышцами, всем телом ощущается вибрация, настолько гулкая, что отдается в кость. Эта вибрация живет в тебе. В каждой частичке твоего тела.

Ты и есть эта вибрация.

Словно все люди находятся на палубах огромного космического лайнера, и где-то далеко за стеной и переборками работает мощный тысячереакторный двигатель. Это идет работа будущего. Наш космолет вперед летит. Время — вперед.

Интересно. В детстве у меня тоже было такое ощущение. Только не в книге, а наяву. Я ощущал эту работу, эту палубу пятками и всей душой. Сейчас — нет.

Шли восьмидесятые годы. Мое детство.

Кто-то тогда жил в «совке». Мучился от дефицита и мечтал свалить в Америку. Я нет.

Я жил в корабле, летящем в будущее.

Я не дергался и не торопился.

Я рос и умнел. Читал книги и занимался спортом. Играл с друзьями и один. Ел манную кашу с комками, мандарины раз в год, холодные макароны в школьной столовой, больше похожие на трубопрокат, чем на еду. Я знал: все трудности временны.

Однажды придет мое время встать в ряды экипажа. Занять свое место по штатному расписанию. Перенять рычаги и штурвалы из умирающих рук.

И когда придет это время, я буду достоин великой чести.

О, капитан, мой капитан.

Я как-то даже в этом и не сомневался...

Наш звездолет вперед летит.

Иногда этого ощущения мне очень сильно не хватает.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

🎶 Keosz – Parents

После «Стажёров» предполуденный цикл заиграл новыми красками. После прочтения «Страны багровых туч» и «Пути на Амальтею» было уныло и как-то всё равно, лишь бы добраться до знаменитого мира Полудня. Но как стало больно и грустно после «Стажёров» осознавать, что это были очень добрые, вселяющие надежду и веру в людей, наивные, но отнюдь не глупые произведения. Нет, цикл не столько о технологиях, не о покорении Космоса или властвовании над миром (вспоминаются наивные выражения о господствовании людей над Природой и Космосом, что аж смешно), а сколько о людях. И это начинаешь осознавать только на последней странице, где меланхолично авторы подводят итог. «Главное — на Земле». Этими словами завершается предполуденный цикл про наивных людей и идей, ведь всё для лучшей жизни на планете Земля было предусмотрено. И не нужно никуда летать, где нас никто не ждёт, да и, наверное, никто нам такого права не давал — покидать свой Дом.

P.s. Эмбиент подобрался сам, как-то однажды совпал с прочтением цикла — и стал моим ностальгическим олицетворением цикла. Такой же вселяющий надежду на что-то светлое и такой же постепенно угасающий. Сильно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, «центральной» частью «Стажёров» является последняя история-рассуждение о противостоянии мещанства и коммунизма. Стругацие хоть и подыгрывают хорошим и бескорыстным персонажам, но всё же приводят довольно интересные аргументы в пользу «проигравшей» на момент действия «Стажёров» идеологии. Да, к сожалению, в реальности всё оказалось не так хорошо и оптимистично, но и здесь зачастую герои бессильны перед костностью, эгоизмом и нежеланием чего-либо менять. «Своя рубашка ближе к телу», как говорится, какое мне дело до какой-то там эксплуатации, правильных вещей и коммузма, если сейчас я зарабатываю больше, а при вашем этом коммунизме у меня не будет даже иллюзий на шанс заработать себе на золотой унитаз?

Остальные рассказы романа не несут в себе такого любопытного идеологического посыла, но зато это просто очень захватывающие и интересные приключения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мотиватор для молодых ученых. Жесткая книга, читается легко. Фантастики мало. Но социальный аспект раскрыт отлично. Выводы можно делать разные на свой вкус и цвет.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Политизированная книга. Скучная и морально устаревшая. Яркий контраст с более поздними произведениями братьев Стругацких. Есть книги, которые будут актуальны всегда- это не про повесть «Стажеры». Есть книги, которые захватывают с первых строк или глав, но не несут смысловой нагрузки- это тоже к ней не относится. Есть книги, которые несут смысловую нагрузку через сюжет- здесь и этого нет. У Стругацких есть шедевры. Есть неудачные книги- процесс их становления. Думаю, что это произведение из их числа. Ещё в школе, читал роман «Страна багровых туч» — мне он понравился. Помню, он был издан ещё в «рамке» с прекрасными иллюстрациями. Возможно, и «Стажеры» в то время произвели бы на меня впечатление. Но всему свои сроки. Лишь немногие книги будут «требовать», чтобы их перечитывали и при этом раскрываться в новом и более ярком свете. Думаю, что перечитывать эти произведения я не буду и не захочу.

Такие книги есть и у С. Лема. Это потом уже они стали самобытными художниками- законодателями жанра научной фантастики.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх