fantlab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Барраярский цикл»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Оценок:
2385
Моя оценка:
-

подробнее

Барраярский цикл

Barrayar Cycle

Другие названия: The Vorkosigan Saga; Сага о Форкосиганах; Майлз Форкосиган

Цикл

Аннотация:

Действие книг цикла происходит в одной воображаемой вселенной и вращается вокруг истории одной семьи — по фамилии которой эти романы и получили собирательное название «Саги о Форкосиганах». Большая часть этих книг посвящена приключениям Майлза Форкосигана, сына высокопоставленного аристократа с милитаризированной планеты Барраяр.

Майлз Нейсмит Форкосиган определенно родился под счастливой звездой — он единственный отпрыск древнего аристократического рода, владеющего солидной долей земель Барраяра; его родители — легендарный адмирал Эйрел Форкосиган, всемогущий премьер-министр, и отважная Корделия Нейсмит, просветившая барраярских лордов об опасностях мужского шовинизма. Мало того, судьба одарила его изумительным военным талантом — он возглавил свой собственный наемный флот еще до поступления в военную академию... Но у него есть кое-какие проблемы.

Во время покушения на Эйрела Форкосигана его беременная жена Корделия подверглась воздействию отравляющего газа. Лишь благодаря беспрецедентному медицинскому вмешательству ребенку удалось выжить — чтобы вырасти в истерзанного болью человека небольшого роста с хрупкими, словно мел, костями... на планете, одержимой мутагенными предрассудками. Будучи сыном крупнейшего политического деятеля, Майлз постоянно становится мишенью для заговорщиков и убийц: барраярская политика — дело серьезное. Для своих соотечественников он — «лорд-мутантик», «папенькин сынок», которому все достается лишь благодаря протекции влиятельной родни. А за пределами Империи — уже другие проблемы: вся прочая цивилизованная галактика считает барраярцев невежественными и кровожадными варварами.

Как Майлз справляется со всем этим? Ну во-первых, он соображает чуть быстрее окружающих, во-вторых, чертовски обаятелен. Он высокомерный и властный субъект, наделенный блестящим умом и чувством юмора, от которых ему, правда, больше вреда, чем пользы. Честь и долг составляют для Майлза смысл всей жизни, но при этом он еще и жуткий интриган. Таким образом, его собственные личные качества многократно преумножили груз неприятностей, обеспеченных ему его происхождением... Настоящих, нешуточных неприятностей, ставящих под угрозу жизнь его друзей, честь его семьи, безопасность его планеты.

На русском языке книги Лоис М. Буджолд о Майлзе Форкосигане с 1995 г. выпускает только издательство АСТ. Они выходили в нескольких АСТовских сериях — сперва в «Координатах Чудес» (КЧ), затем в «Золотой библиотеке фантастики» (ЗБФ).

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карты:
Примечание:

В русских изданиях роман «Границы бесконечности» оказался перед романом «Братья по оружию», вопреки хронологии мира.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.31 (1049)
-
15 отз.
7.63 (1384)
-
37 отз.
8.14 (3262)
-
106 отз.
8.43 (2841)
-
61 отз.
8.47 (2839)
-
62 отз.
8.50 (2604)
-
39 отз.
8.46 (2315)
-
37 отз.
7.61 (1796)
-
30 отз.
8.39 (2017)
-
21 отз.
8.49 (1930)
-
23 отз.
8.39 (1498)
-
21 отз.
8.38 (1465)
-
8 отз.
8.55 (1547)
-
22 отз.
8.56 (1944)
-
27 отз.
8.71 (1899)
-
37 отз.
8.37 (1757)
-
21 отз.
8.36 (1672)
-
39 отз.
7.99 (1409)
-
17 отз.
8.23 (1499)
-
23 отз.
7.83 (664)
-
19 отз.
7.43 (110)
-
3 отз.
7.83 (919)
-
28 отз.
5.53 (281)
-
24 отз.

Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Цикл (США)

лауреат
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // НФ цикл - Приз читателей (США)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Цикл книг

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Комарра
2016 г.
Память
2016 г.

Издания:

Братья по оружию
1995 г.
Границы бесконечности
1995 г.
Игра форов
1995 г.
Осколки чести
1995 г.
Ученик воина
1995 г.
Ученик воина
1995 г.
Этан с планеты Эйтос
1995 г.
Барраяр
1996 г.
В свободном падении
1996 г.
Танец отражений
1996 г.
Цетаганда
1996 г.
Память
1997 г.
В свободном падении. Этан с планеты Эйтос. Цетаганда
1999 г.
Границы бесконечности. Братья по оружию
1999 г.
Комарра
1999 г.
Осколки чести. Барраяр
1999 г.
Танец отражений. Память
1999 г.
Ученик воина. Игра форов
1999 г.
Гражданская кампания
2000 г.
Гражданская кампания
2000 г.
Комарра. Вселенная Майлза
2001 г.
Барраяр
2002 г.
Игра форов
2002 г.
Осколки чести
2002 г.
Ученик воина
2002 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2003 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2003 г.
Подарки к Зимнепразднику
2003 г.
Барраяр
2004 г.
Барраяр
2004 г.
Ученик воина. Игра форов
2004 г.
Память
2005 г.
Память
2005 г.
Цетаганда
2005 г.
Цетаганда
2005 г.
Комарра
2006 г.
Комарра
2006 г.
В свободном падении
2007 г.
В свободном падении. Этан с Афона. Цетаганда
2007 г.
Гражданская кампания
2007 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2007 г.
Осколки чести
2008 г.
Ученик воина
2008 г.
Гражданская кампания. Подарки к Зимнепразднику
2012 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2012 г.
Осколки чести
2012 г.
Барраяр
2012 г.
Ученик воина
2012 г.
Игра форов
2012 г.
Границы бесконечности
2012 г.
Криоожог
2012 г.
Братья по оружию
2013 г.
Цетаганда
2013 г.
Танец отражений
2013 г.
Союз капитана Форпатрила
2015 г.
Адмирал Джоул и Красная королева
2018 г.
Барраяр
2019 г.
Цетаганда
2020 г.
Память
2020 г.
Комарра
2020 г.
Цветы Форкосиган-Вашнуя
2021 г.
Судьба
2021 г.
Осколки чести
2023 г.
Барраяр
2024 г.

Периодика:

Если № 6, июнь 1999
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Комарра
2017 г.
Память
2017 г.
Этан с Афона
2017 г.
Плетельщица снов. В свободном падении
2017 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Осколки чести
2008 г.
Барраяр
2020 г.

Электронные издания:

Ученик воина
2009 г.
Proto Zoa
2011 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Free Lancers
1987 г.
(английский)
Falling Free
1988 г.
(английский)
Nebula Awards 25
1991 г.
(английский)
Nebula Award-Winning Novellas
1994 г.
(английский)
Farnham's Freehold
1994 г.
(английский)
Mirror Dance
1994 г.
(английский)
The New Hugo Winners, Vol. 3
1994 г.
(английский)
Nebula Award-Winning Novellas
1996 г.
(английский)
Intergalactic Mercenaries
1996 г.
(английский)
Viren des Vergessens
2000 г.
(немецкий)
Irresistible Forces
2004 г.
(английский)
Irresistible Forces
2006 г.
(английский)
Brothers in Arms
2008 г.
(английский)
Mirror Dance
2008 г.
(английский)
Fangs for the Mammaries
2010 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
Captain Vorpatril's Alliance
2012 г.
(английский)
Barrayar
2014 г.
(румынский)
Memory
2014 г.
(английский)
Gentleman Jole and the Red Queen
2016 г.
(английский)
Borders of Infinity
2017 г.
(английский)
Infinite Stars
2017 г.
(английский)
Brothers in Arms
2018 г.
(английский)
The Flowers of Vashnoi
2019 г.
(английский)
Unrivaled
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, читая местные отзывы на Буджолд (быстро произнесите фамилию пять раз, ужас какой) я внезапно понял отчего столь многих корежат Мартин, Сапковский, Кук и иные писатели, рисующие феодальную эпоху как весьма изобилующую унижением, насилием, беззаконием и смертью. Где даже для «главных» героев возможно внезапно загнуться не только от клинка «злодея», а банально от лихорадки, кровавого поноса и, ах моветон, от сифилиса. Тут же появляются идиотские термины, вроде «темное фэнтези», в противовес фэнтези, надо полагать, «светлому», в котором Бильбо Бэггинс умудряется совершенно не работая проводить дни напролет покуривая трубку и поедая разносолы, непонятно кем сделанные. Как впрочем и все хоббиты гурьбой, включая блистательного Фродо. Трастовый фонд, неиначе. Внезапно понимаешь что сказка может и выросла из детских штанишек, имеется ввиду как вид литературной деятельности, но либо бриться еще не начала, либо временами впадает в старческое слабоумие. И до тех пор пока в качестве аргумента при «обьяснении» нестыковок книги будет звучать «это же фэнтези-фантастика, а потому простительно», до тех пор пока столь любимый многими графоманами прием «бог из машины», сплошь и рядом употребляемый и потребляемый, я буду уверен что большинство читающих эти опусы — романтики!

Чтож дурного в романтике-то? Да то, что предпочтение романтики текущей логике и делает некую историю сказкой, а вовсе не магия! И да, «Барраярский цикл» — это сказка, несмотря на отсутствие местного эквивалента Гэндальфа, где вместо мечей — бластеры, а вместо коней и порталов — машины и звездолеты. Причем не просто какая-то там сказочка, а вполне себе конкретная и многими женщинами любимая, поскольку «ах, как это романтично«! Обработанная, обильно перемешанная с самыми нелепыми штампами из космооперы и не менее нелепыми из другой деятельности романтических фантазеров — мыльной оперы. Современных, а потому изобилующих «толерантным» идиотизмом (негр-вельможа в древней Британии или, это финиш, черный Маннергейм) и не менее идиотическим, доведенным временами до абсурда, феминизмом (вроде запрета сцен изнасилования в «Игре Престолов»). Кстати в таких вот книжицах мужчин не насилуют, а если и насилуют то только другие мужчины. И так, вскользь, кого-то, мол, поимели. Зато женщин — много и всегда в красках! И это несмотря на обязательное наличие «голубых», что всегда, по мнению таких авторов, есть благо, даже в самом дремучем средневековье. Писателей следующих этому принципу я зову «либеральными бормотологами» и начал именно с Буджолд!

Это сказка о Золушке.

Тут нужно опять упомянуть Сапковского, так как без его критических статей (в которых он, засранец, немало противоречит себе писателю) не было бы ни данного утверждения, ни моего теперешнего отношения к развлекательной литературе, включающей фантастику и фэнтези. Именно там есть не сказочная, а фэнтезийная Золушка, изнасилованная принцем, ушедшая в партизаны и в итоге ставшая таки королевой заколбасив вышеупомянутого. Элемент случайности, в противодействии детерминизму сказки и делает фэнтези, собственно , фэнтези, а так же несколько возвышает его в литературном плане. Замкнем круг: принс долгие годы охотится на Золушку, жестоко убивал ее друзей и соратников, в бою ранит ее лично, но в конце проигрывает. И вот Золушка должна приговорить его, но храня искру светлого чувства, идет поговорить с ним в темницу. В результате разговора принс прозревает о своей любви к ней, молит о прощении и она втайне устраивает ему побег. Через год он возвращается в королевство под другим именем, они женятся и живут долго и счастливо. Такое возможно? Бывает! Вот только выписать это не превратив в бред способен лишь истинный мастер, что делает это «сказкой» в плохом смысле этого слова! И да, говоря «Барраярский цикл» — это сказка» я имею ввиду именно плохой смысл!

«Но как же, цикл ведь о Майзе?» Да ну? А я вот думаю что это роман о Лоис Макмастер Буджолд в ипостаси Корделии Форкосиган. Что в приключения Майлза вложено в разы меньше труда и книга «Криоожог» ставит в этом вопросе жирную точку. Впрочем нет, не так, если поможет давайте так — «сказка о Золушках«! Потому что сказка о Золушке это еще и мезальянс! Мезальянс же от Буджолд это такая форма, где несмотря на разницу положения союз с женщиной ВСЕГДА не просто удачен, но и удачен исключительно благодаря ей! И неважно какая это Золушка: Золушка-матриарх, Золушка-императрица, Золушка-торговец, Золушка-солдат и даже Золушка-трансгендер! И под словом «мезальянс» я не имею ввиду свадьбу, а любое дело в которое вовлечены представители разных полов. А вот мужчины те всегда с изъяном, даже самые-самые. Как тот принс, жену которому пришлось искать внутри страны. Обратный же мезальянс во первых реже волосатой жабы, а во вторых характерен тем что муж еще более тряпка чем все обычные тряпки. Тряпка в кубе. Вершиной же вселенской несправедливости является цетагандийская империя, где тотально и во всех отношениях превосходящих остальное человечество женщин раздают в качестве призов мужланам. За каким хреном лучшим генетикам галактики браки не ясно, но как оскорбление «слабого» пола присутствует.

На этом фоне рассуждать о технической подкованности автора я просто не считаю нужным, сказка не станет менее сказочной. В конце концов ну кому какое дело, что планета с пороховым оружием победила галактическую державу, державшую их за яйца в оккупации, построила звездные корабли и стала империей за менее чем одно поколение? Что люди способные создать расу гермафродитов не способны справиться с токсикозом при беременности? А потому носить новую жизнь под сердцем это жуткий моветон и не комильфо. Если столетняя бабка благодаря косметической хирургии выглядит на тридцать, а сын второго человека империи щеголяет шрамами по всему телу? А на лице их нет потому что все знают: череп — не кость! Впрочем шрамы имеют свою цель, ибо все мазели, из тех что не стремятся его убить (включая читающих), начинают его бедняжку усиленно жалеть и ощущать шевеление материнского инстинкта. А это важно, ибо следуя Буджолд, мужчин и надо вести за ручку и утирать им сопливые носы!

ЗЫ: Если мнение «да это просто писанина шовиниста» вам поможет, милые дамы, я — не против.

ЗЫЫ: Забудьте про «Криоожог», ̶С̶а̶н̶т̶а̶-̶Б̶а̶р̶б̶а̶р̶а̶ Золушка хомутает нового прынса-джентльмена!

Оценка: 5
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие книги, которые читаешь и соглашаешься с точкой зрения автора. Да, да! Я тоже так думаю! И приятно на душе, что твоё мнение кто-то разделяет. Бывают такие книги, которые читаешь и бесишься: долго ли ещё автор будет морализировать? Ну сколько ещё он будет проповедовать полную деградацию? Ясно почему ему не нравится страна Тымтымляндия, он же из Драмдрамгонии и т.д. Редко встретишь произведение, в котором показано множество культур и стран, и в которых герои, попадая в необычные условия, не изображают смертельный ужас и не начинают плеваться на каждом углу от привычки аборигенов ходить с перьями страуса в ушах, а спокойно показывают читателю мир, который они видят своими глазами: вот так мы живём, дружок. Хочешь к нам? Делай выводы самостоятельно.

Я нахожу, что талант Лоис МакМастер Буджолд многогранен. Она создала целый мир, Вселенную Майлза Форкосигана и Ко. Знаете, бывают такие истории, персонажи которых словно видят свой мир со стороны. Они его наблюдают, препарируют, делают, что угодно, только не живут в нём. Они вне вселенной. Они ей чужеродны. Авторы берут людей с современным взглядом на мир и помещают их в фантастическую или фентезийную обстановку. Вы поверите такой истории? Вокруг слыхом не слыхивали об электричестве, а он вещает про демократию и равенство полов. Лоис МакМастер Буджолт создала мир, герои которого живут в нём. Они удивительно органичны.

Этот цикл давно стал моим мотиватором и антидепрессантом. Когда мне плохо, я просто беру любой том и читаю. Не знаю, попадись мне эта книга пораньше, я могла бы стать микробиологом, например, или генетиком. Потому что этот цикл мотивирует учиться, стараться, добиваться своего. Быть тем, кем ты хочешь, работать ради своего призвания. Я знаю, многие приключения Майлза фантастичны. Или он в самом деле гений или ему чертовски везёт. Но я хочу читать о героях, которые добиваются своего. Я хочу, чтобы были книги, герои которых умные, сильные люди, которые хотят учиться и узнавать новое, которые стремятся к чему-то, чего-то хотят, что-то меняют и пытаются добиться своего. Когда я захочу услышать про безысходность мира, я послушаю саму себя или включу новости. Воля одного человека — это ужасно мало. Но если бы люди ничего не могли менять, мы бы до сих пор жили в пещерах. Просто первопроходцам ужасно трудно, вот и всё.

Каждое приключение Майлза Форкосигана — это вызов. Ему нужно преодолеть кучу препятствий, из которых хитрые враги не самое страшное. Сложнее справиться с собой. Признаюсь, я всё ждала когда Майлз всё бросит и скажет: «Вы меня достали. Я ухожу». Хотя с такой-то матерью ему это не грозило.

Всё-таки это беспроигрышный ход — бросить героя в проблему и посмотреть, как он выкарабкается и что из этого вынесет. В конечном счёте Майлз побеждает, но не всегда так, как хотел и не всегда получает то, что хотел.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё-таки Майлз мечтал стал великим адмиралом, как отец и даже лучше. Доказать деду, что он может быть военным. Стать знаменитым и известным. В итоге Майлз Нейсмит стал известным на всю галактику, но вот Майлз Форкосиган не получил практически ничего кроме признания самых близких людей. Это исключительно в плане карьеры

Мне абсолютно всё равно, что автор не объясняет теорию п-в тунелей и пятимерную математику. Мне намного больше интересна психология персонажей и социальные проблемы, которые поднимаются в цикле. Фантастика — это великолепное поле, на котором можно поиграть с вероятностями будущего. «А что было бы, если бы людей начали клонировать, если бы мы стали жить по сто лет и изменять свои гены?».

Барраярский цикл — это прекрасное произведение: о силе человеческого духа (я не знаю как это ещё назвать. Звучит пафосно, но это так), об интригах, межзвёздных воинах, развитии науки и техники, о непредсказуемости человеческой судьбы и о том, что мы можем творить судьбу своими руками.

P.S. Обожаю подход Буджолд к истории в Барраярском цикле. Что-то вроде «он был потрясающим мерзавцем. Вырезал двадцать тысяч человек, но как элегантно он это провернул!». История Барраяра чудовищна в глазах всех остальных планет. Сами барраярцы понимают, что времена раньше на их планете были крайне суровыми. Но они относятся к этому как к части себя, своей культуры, гордятся героями, понимают все минусы и стараются не повторить прошлых ошибок, не собираясь при этом посыпать голову пеплом за то, что их прапрадедушки устроили гражданскую войну. Одной стране стоило бы поучиться. И не только ей.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших циклов современной космооперы, не смотря на, скажем так, спорные последние книги. Они интересные, приключения героев очень увлекательные, плюс герои тут такие, за которыми следишь с интересом и сочувствием. И в каждом романе была серьезная нравственная проблема, которую героям приходилось решать. У автора получалось дать в каждой книге напряженную интригу, сюжет с неожиданными поворотами и запоминающуюся развязку. А потом книги становились все беззубей и бесконфликтней. Как старый воин, который уже не ходит в походы и редко достает свое оружие, а в основном сидит у камина и греет кости. Он, при случае, еще могёт, но случаев все меньше и они все мельче.

Но все равно это один из самых крутых фантастических циклов

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда реальность не совпадает с нашими ожиданиями, мы разочаровываемся.

К сожалению, это относится и к книгам, ведь не очень приятно, когда вместо одного получаешь совершенно иное.

Частенько банальный быстрый осмотр помогает определиться, однако в «Барраярском цикле» необычный случай.

Сам цикл можно поделить на три части:

1) Первые два романа, повествование от лица Корделии — матери героя основного цикла. Романы «Осколки чести» и «Барраяр».

2) От «Ученика Воина» до «Памяти».

3) Роман «Комарра» и остальные, в том числе приквелы и «Этан с Афона».

Проблема в разности частей. И тут главное понять, что именно привлекает в этом цикле читателя. Мне понравился герой основного цикла, интриги и масштабность. Стоит выделить интриги, определенно с самого начала цикла становится понятна бессмысленность переживаний за жизнь главного героя, однако автор даёт возможность переживать за его личные отношения, положение, здоровье. Не буду рушить возможность переживать за других героев, всё-таки смерть в цикле есть, тем не менее он довольно оптимистичен.

Романы цикла сильно автономны, и если кого-нибудь волнует интрига, то некоторые её составляющие, переходящие из цикла в цикл, всё-таки раскрываются, а именно опять же социальное положение героя, его личные отношения и увечья. Помимо этого важную роль играют всякие заговоры с обилием детективной составляющей. Можно даже начать чуть ли не с любого романа, но, естественно, лучше так не делать. Автор хоть и любит оставлять отсылки на события прошлых книг, но не раскрывает их. Даже первые появления персонажей из одних романов в других проявляются кратким описанием этого персонажа и некоторых событий с ним. В итоге веду к тому, что прочтение цикла можно остановить на любом романе, что даже видно по разбросанным годам написания. Ладно, вопрос, что можно остановиться, выявлен, но где и почему?

Если начать читать с первой части, необходимо характеризовать своё отношение к подобному повествованию + представить уменьшение интриг + более расслабленный стиль, и появится первое впечатление.

Затем характеризовать мнение о Майлзе (герой основного цикла). Опять же обратить внимание на повествование не от лица главного героя цикла в романе «Танец отражений». Потом наступит переломный момент, на котором можно окончить знакомство с циклом — роман «Память», это будет подходящее завершение истории. Дальше всё пойдёт на спад, если интересны интриги, а личные отношения героев не так привлекают. Тем не менее для окончательного решения, читать дальше или нет, можно прочитать ещё роман «Комарра», где второе повествование окончательно покажет смену акцентов в дальнейших романах, но после «Памяти», где подаётся пример внутренних мыслей и переживаний, всё остальное выглядит скучно. Вдобавок могу выделить уменьшение количества экшна после «Танца отражений».

P. S. Некоторые вещи вели в ступор. Странная хронология между сборником повестей «Границы бесконечности» и романом «Братья по оружию», где большая часть первого идёт раньше второго, кроме небольших слепков между повестями в более позднем периоде, которое и определяет хронологию. Не знаю, как у остальных, но меня сильно забавляло наличие кассет, дискет и дисков, + нераспространённость камер, когда у одного персонажа в голове маленький чип, записывающий все воспоминания на протяжении более тридцати лет, при этом все таскают огромные диски...

Особо странно выглядит предыстория Барраяра, можно сказать, феодальная планета одолела главную галактическую цивилизацию, а по описанию Цетаганда — главный гегемон.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, есть такие книги, к которым хочется возвращаться снова и снова. Они как старые друзья. Они пахнут старыми страницами, корешки от частого чтения местами поломались, страницы заломлены в любимых моментах. Случайно бросая взгляд на книжную полку, замечаешь не новые книги в красивых обложках, а давно уже знакомый тебе рядок книг от старого издания. А покупать новые и не хочется. Зачем? Эти еще можно несколько раз перечитать, да и к обложкам уже привык.

Я прочитала эту серию книг за 2 недели. Мне не нужен был не телефон, ни игры, ни подготовка к экзаменам, ни сон. Я просто хотела знать, что будет дальше. Благо, вся серия уже была у меня на руках — перенесла с отцовской книжной полки на свою. Не скажу точно, сколько раз я перечитывала «Барраярский цикл», но я точно помню, что происходит в той или иной книге серии.

Такие книги — это старый хороший друг: вы давно уже знакомы, ты знаешь его слабые места, но не обращаешь на них внимания, ты ценишь его достоинства и рад новой встрече с ним. Я рада, что прочитала этот цикл именно в тот период своей жизни, так как именно он открыл для меня мир фантастики.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это жанр любовного романа на 300%. Абсолютный, юессмысленный и беспощадный. Фантастика тут только одна — автор. Пройти пешком 200км с парализрваным товарищем за несколько дннй. Выстрелить в пульт управления «пушки» и таким образом оставить военный звездолет без вооружения и т.п. чепуха на каждом шагу. Термины используются по-принцину абы было. С ускорением 3g упасть на кровать. Блин это даже и не юмор.

Зато описаний мужской красоты или как кто то кого то раздевает и привязывает... ооо... даа.

Я слушал это 6 часов)) Ничего другого не было в телефоне.

Оценка: 1
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повелся на высокий рейтинг. Был убежден что автор — мужчина (????сам лопухнулся). Начал слушать. Понял что что — то не так, очень не так. Решил что товарищ из прайда, и оценки ему завысили активисты. Оказалось — женщина. Есть много прекрасных и умных женщин — писательниц. Эта не из них. Скорблю о потерянном времени.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятный цикл. Долго собирался я за него взяться и наконец дозрел. Пока прочитал цикл по Память включительно. Что можно сказать — интересный мир, автор показывает несколько планет, сильно различающихся по мировоззрению. Родной мир героя, Барраяр, такой чуть отсталый, но с аристократией, с офицерской честью, с закостенелыми понятиями, за серию книг с ним просто сближаешься. Далее идет целое разнообразие от либеральной Беты, беспринципного Архипелага Джексона, странной Цетаганды, замкнутой Комарры и многих других.

Герой, не совсем понимаемый дома, но реализующий свои устремления организовав флот наемников, который помимо самообеспечения еще и спонсируется сюзереном героя и используется в решении государственных вопросов. Фантастическая составляющая в цикле минимальна, если заменить планеты на страны и космические корабли на парусные то больших изменений в сюжеи можно не вносить, но хотя я и искал космооперу, разочарован я не остался. Мир логичен, приятен и запоминаюшийся.

Если в Осколках чести и Барраяре действуют родители гг, то это в дальнейшем позволяет уделять им меньше внимания, их характеры прописаны от и до. Герой, раздваивающийся между ипостасями скромного чиновника службы безопасности Империи и Адмирала целого флота наемников, каждому из наемников также уделено ровно необходимое время, и кадровые решения среди них и радуют и удивляют.

Уже в Памяти герой понимает

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какую мегадолжность ему готовили, главу всей СБ Барраяра
и что он потерял солгав своему руководителю, но автор молодец, и не дает ему возможность вернуться. Он получает должность Аудитора и становится одним из самых приблеженных к императору чиновником.

Пока сделаю паузу, отзывы о дальнейших книгах хуже, а 9 романов подряд пока достаточно

Годно

Оценка: 9
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Счастливое исключение среди больших автоских циклов: от романа к роману качество текста, качество сюжета растет (чаще, увы, приходится наблюдать обратное). Достаточно схематичный Барраяр «Осколков чести» (или «Ученика воина») сменяется сложным, продуманным, тонко выписанным миром в «Памяти» или «Гражданской кампании». Сюжет все больше отходит от непосредственно экшна в сторону «битвы разумов» и психологической динамики персонажей — и как по мне, это есть хорошо весьма. В той же «Памяти» — на мой взгляд, вершина цикла — основной сюжет разрешается вообще без единого выстрела — и не становится от этого менее напряженным.

Социальная фантастика? Безусловно! Лично меня очень порадовало сосуществование в цикле самых разнообразных политических и общественных систем. Тут и демократичнейшая, политкорректнейшая Колония Бета (отношение ЛМБ к ней — странное сочетание уважения и довольно едкой иронии). И полуфеодальный, жестко централизованный (но куда более человечный) Барраяр. И всевластие мафиозных кланов Архипелага Джексона, обходящихся без такой дорогостоящей формальности, как государство (зато прочие планеты-государства в тайных политико-экономических играх без баронов Архипелага обойтись не могут!). И странное, ни на что нам известное не похожее общество Цетаганды, выстроенное вокруг генетического суперпроекта по выведению homo super...

Психологическая фантастика? Разумеется! По большей части в центре внимания один герой, Майлз — и он развивается, меняется, взрослеет, мудреет, выбирает... Но «неглавные» персонажи от этого не становятся менее убедительными. Даже отрицательные: здесь не встречается картонных «злодей злодеичев», у каждого, даже у злодея — некая своя правда, хотя бы только «для внутреннего употребления». А император Грегор, обрисованный достаточно скупыми штрихами — одна из выразительнейших фигур в цикле.

В целом по циклу мы отслеживаем динамику личности — причем не только Майлза, но и тех, кто его окружает: Айвена, Грегора, Марка. Мы остеживаем динамику Системы: форское общество «Барраяра» кардинально отличается от того, что мы наблюдаем, например, в «Гражданской кампании». Да, не весь цикл «ровненький и гладенький» — но как по мне, этого и не надо. ИМХО, барраярский цикл лучшее из того, что написано американскими фантастами за последние 20 лет. В потенции — классика жанра.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Барраярский цикл — типичный пример сериала, написанного талантливым автором.

А именно — прекрасные романы в начале и все более высосанные из пальца далее.

Ну, что автор — женщина, понятно с самых первых строк — это не упрек, а констатация факта. В подавляющем большинстве случаев авторы-женщины фокусируют внимание не на том, на чем мужчины, особенно описывая мужские мысли и переживания.

Повторяю, это — не упрек, а именно изюминка всего цикла.

Действительно, забавны политические взгляды автора — вернее, их отражение в книге. Америка как Бета, то ли Россия то ли Германия как Барраяр, Китай как Цетаганда и т.д. Далее география расширяется. И — таки да, автор плоть от плоти Беты, но привлекательнее Барраяр, хотя все время туда влезают либеральные щупальца.

Но реально круты и интересны — несколько первых книг (по 1991 г. включительно). Дальше — чистая коммерция, еще и опошленная политкорректностью. Конечно, мастерства (на то и Макмастер, извините за каламбур) не занимать, но — все менее и менее читаемо. Ну да, приятно встретиться со старыми друзьями — героями, но это уже, считай, встреча школьных друзей.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лоис Макмастер Буджолд своим «Барраярским циклом» удивляла меня не раз.

В первый раз я удивился, когда узнал, что автор женщина. Затем, уже читая, мне было приятно осознать, что книги удачно избежали присущих женскому письму черт, ну или они не бросаются так явно в глаза, как у её многочисленных коллег по цеху.

К слову о предубеждениях по поводу пола автора.

Дело было летом, и я проводил отпуск в деревне у родителей жены. Утром и днём ухаживал за грядками, упершись в небо пятой точкой, а вечерами читал. Надо ли говорить, что «Осколки чести», «Барраяр» и «Ученик война» я проглотил с неимоверной скоростью. Заметив моё полное отстранение от мира, вовремя чтения, тесть и теща в разное время, с разбегом примерно в день, поинтересовались, что я читаю. И так, отцу жены я сказал, что это отличная боевая фантастика, но не упомянул, что автор женщина, зная его недоверие к литературе в их исполнении, побоялся, так сказать, спугнуть, а заодно хотел проверить, раскусит ли он Буджолд. Нет, конечно, проглотил и глазом не моргнул. Потом ещё долго не верил и ворчал, когда я раскрыл ему правду. Мда, получилось забавно. А вот мама жены не очень жалует фантастику, она больше по фэнтези спец и мне пришлось в рекламных целях завлечь, тем, что автор женщина. Конечно же, она купилась. Надо было видеть как они, создавали толкучку в очереди из двух человек за очередным томом саги.

Второй раз я был удивлён, читая «Игру форов» и «Цетаганду». Дело в том, что я со скепсисом относился к тому, что после того как Майлз вырос и доказал таки, что он сильная, неординарная личность, Буджолд и дальше сможет увлечь приключениями низкорослого адмирала. Думал, что это будут не особо оригинальные похождения по планетам, с различными заданиями в которых сюжета на треть всего текста, а остальное вода. Но ведь и в самом деле, множество авторов, выпуская пару-тройку успешных, романов, об удачливом герое, часто эксплуатируя идею, не внося нечего нового, убивая весь сериал на корню и примеров тому масса. Но здесь другое, от романа к роману интерес не ослабевал, а несся как межгалактический крейсер сквозь сюжетные перепитии саги. Книги были целостны и увлекательны, каждая по своему, а о мысли, что Буджолд выдохлась, даже не могло быть и речи.

Третье удивление ко мне пришло, когда я дошёл до сборника повестей «Границы бесконечности». Оказалось и в малой прозе, многоуважаемая автор была ох как сильна. Мало того, что книга получилась отличная и хорошо вписалась в цикл, она к тому же дала не слабый задел на последующие продолжения.

Очередной раз я был в приятной растерянности от «Танца отражений». В книге, где Майлз уходит на второй план, а на первый выходит его клон, который, кстати, мне не особо нравился, Лоис Макмастер опять-таки удаётся создать интригу такого накала, что голова идёт кругом.

Вот так и получилось, что читая цикл, я сидел с открытом ртом, раз за разом удивляясь и находясь под впечатлением неудержимой фантазии замечательной писательницы, которая к тому же, по настоящему и в раной степени, любит и уважает как своих героев, так и нас, читателей. Огромное спасибо, за это незабываемое приключение, уважаемая Лоис Макмастер Буджолд!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я разлюбил книжные циклы и перестал бояться сюжетных поворотов

Что такое Барраяр? Классическая космоопера, которая в итоге классически вырулила куда-то не туда. Космические битвы, бластеры, интриги, немного элементов романтического романа – все это терпимо и удобоваримо. Но потом авторшу начинает заносить. Знаете, лет семь-восемь назад я пытался читать комиксы Марвел, чьи экранизации нынче цветут буйным цветом. И у меня в мозгу сформировался ряд сюжетных поворотов, после которых ту или иную опупею следовало непременно бросать, а то дальше только хуже будет. Среди них были такие дивные вещи, как например смерть и последующее воскресение ключевого персонажа, эту самую смерть как сюжетный поворот полностью обесценивающую. Или появление злого клона/брата-близнеца/двойника главного героя. Так вот, в данном цикле подобные вещи вполне себе наличествуют, что, на мой взгляд, в итоге превращает изначально неплохую космооперу в уж совсем откровенный балаган. И именно он в итоге развил во мне неприязнь ко всяким многотомным опупеям (читать его, к слову, я начал еще даже до тех самых комиксов), где автор или авторы, желая выдать нам все новые повороты повествования, в итоге превращают своих персонажей в каких-то неуязвимых шутов, а сюжет доводят до полного абсурда. Или пытаются вернуться к уже вроде оставленной вещи годы спустя и еще немого подоить трупик на предмет денюжки.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу обозначу два факта:

Первый — к Барраярскому циклу я приступил, уже прочитав и «Стэн», и «Гиперион», и Шекли, и Гаррисона, и даже, не к ночи будь помянут, Петухова.

Второй — я не сторонник поиска апельсинов в пицце и анчоусов в котлетах.

Так вот. Весь цикл можно сглотнуть за неделю. Это, наверное, самое чистое воплощение возрождения космооперы в восьмидесятых. Все то, за что мы любим космооперу а-ля Гамильтон — присутствует. И звездные путешествия, и император — куда же без него — и наемники, и коварные лорды, и много еще чего. Плюс чуть-чуть эротики (какая чудная фраза — «лежа мы все одного роста») и политики.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Барраярский цикл» получил мешок престижных премий, книги разошлись в огромном числе экземпляров, переведены на все мыслимые языки и т.п. Это успех. Успех заслуживает уважения, более того – интереса. Почему книжки, не поражающие ни глубиной, ни учёностью, ни полётом фантазии, оказались настолько востребованными?

Известно: девушки любят плохих парней, но выходят замуж за хороших. Это касается и очень умных девушек, которые аналогично относятся не к парням, а к идеям. В современном мире хорошими, правильными идеями считаются идеи левые. Разумеется, в западном смысле: рационализм, атеизм, мультикультурализм, приоритет прав меньшинств и мигрантов, непременно феминизм — и всё такое прочее. То, во что обязаны верить все хорошие люди. Остальное – фашизм и бяка. Но, чёрт возьми, очень притягательная бяка. Вера в Бога, преданность нации, права большинства, единство цивилизации, идеалы мужского мира, мира Силы и Чести – всё это, конечно, очень плохо, но очень, очень симпатично.

Луис Буджолд – очень умная дама. Явно испытывая подобное же раздвоение – убеждения у неё левые, а симпатии правые – она ещё и осознаёт это. Более того, этот конфликт ума и сердца для неё – источник творческой энергии. Иначе бы она не смогла написать такую гору книг.

Вселенная Буджолд устроена как множество миров, более или менее самобытных в плане культуры. Но существуют две главные точки, два полюса этого мира – планеты Бета и Барраяр. Бета – это что-то вроде Америки, какая она бывает при демократах, мечта Хиллари Клинтон: сверхразвитая, суперполиткорректная, опекающая любые меньшинства, сверхтерпимая и удивительно скучная (там даже погода всегда скверная). И диковатый, феодальный по сути своей Барраяр, долгое время отделённый от цивилизации, населённый к тому же потомками русских (sic!) и придерживающийся традиционных «мужских» ценностей: Барраяром правят Честь, Долг, Верность. Все остальные миры, даже самые экзотические – это вариации на тему этих двух миров, Левого и Правого Идеалов.

И дальше автор сталкивает эти миры между собой. Сталкивает по-разному. Причём первым результатом столкновения оказывается сам главный герой.

Майлз Форкосиган (вообще-то он русский, его настоящая фамилия – Вор Косыгин) – это очень тщательно выстроенный образ. Карлик, больной, изгой – всё это заставляет читателя с левацкими убеждениями сочувствовать герою: ведь он же образцово-показательное «угнетаемое меньшинство». Однако сам Майкл целиком и полностью разделяет (даже с перехлёстом) «правые» ценности своего мира: он настоящий барраярец, мужчина, лидер. Если воспользоваться советским оборотом – «левый по форме, правый по содержанию». Правда, в романе есть и абсолютное воплощение «правых» ценностей как таковых – Император Грегор, живое воплощение идеала совершенного правителя. ТАК описать самодержца, с такой любовью и таким тщанием выстроить его образ – это мало кому удавалось. На чьей стороне сердце автора – понятно.

Но при этом голова говорит другое. Скучные идеалы терпимости, толерантности, мульти-культи в романах неизменно одерживают верх. И в малом, и в большом. Наступление всекосмической Беты – это только вопрос времени. Так что Майлз – это, по сути, последний из могикан. И это в тексте очень чувствуется.

Интересно отношение автора к разного рода «крайним» социальным экспериментам. Либертарианскую утопию она изобразила в виде планет «архипелага Джексона», где нет центрального правительства, Бога тоже нет и всё всем позволено – примерно как на пиратской Тортуге. Этот мир крайне омерзителен, но при этом заслуживает некоего уважения автора: местные мафиози хотя бы живут по понятиям и понимают, что такое Сделка. С другой стороны, планета Афон, где запрещено появляться женщинам (что приводит к понятным последствиям) никакого уважения не вызывает, но специфический интерес – да: по тексту видно, каких усилий стоит Буджолд удержаться от слеша. Ну и т.п.: везде есть какая-то изюминка.

К сожалению, последние книги сериала всё больше скатываются в дамский роман. Что не портит уже написанного.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Барраярский цикл». Небывалое количество наград и номинаций!За что?

Фантастика ? навряд ли!Так немного.Использован старый приём писателей -перенос обычных житейских сюжетов в космос и на другую планету -появляется экзотика, снимаются некоторые ограничения земных отношений.

Хотя написаны романы очень увлекательно — Буджолд планку не снижает в этом цикле.

Но пришла знакомая ассоциация в голову и вроде догадался в чем дело!

Сюжеты всех романов цикла и их успешность в разных номинациях подтверждает мой ранее написанный вывод, что Буджолд = это современный Дюма.

Ностальгия наша по мушкетёрам реализована Буджолд с блеском! Романы полностью повторяют сюжеты и эпизоды и дух знаменитых романов Дюма о мушкетерах.

Тот же малолетний несовершеннолетний король Людовик — (здесь-император Грегор),

та же вдовствующая королева Анна — (здесь императрица),

тот же опекун кардинал — (здесь граф Форкосиган),

тот же побег короля из столицы,охваченной Фрондой — (здесь то же самое -из столицы,захваченной путчистами),

интриги и заговоры принцев — (здесь интриги форов),

любовь Констанции Бонасье и Д,Артаньяна — (здесь любовь Катрионы и Майлза Форкосигана),

одну любовь отравили (Констанция ), вторую любовь пытались отравить(Катриону),

головоломные ситуации с главными героями в обоих циклах,

Д-Артаньян становится Маршалом Франции — Майлз также получает весьма важный пост Аудитора Императора,

и даже в финалах схожие линии- отдельными главами в книгах награждаются все причастные, солидно награждаются , на всю жизнь- титулами, должностями и деньгами, не забывают даже слуг.

И, главное, это честь!!честь служить отечеству и государю проходит красной линией по всем романам.Мы это уже чувствуем подсознательно(а ведь Дюма читал каждый землянин и не один раз) дух мушкетеров.Да и автор своим стилем изложения этому способствует.

Такая современная (даже в будущем времени) сказка о мушкетерах.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх