Вильгельм Гауф «Холодное сердце»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | С использованием мифологии (Европейского средневековья )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ох, как же хотелось угольщику Петеру Мунку стать таким же богатым, как плотогоны! Им, поди, и забот никаких — вон, за раз они проигрывают столько, сколько он, Петер, с трудом зарабатывает за месяц. Но как добиться богатства простому человеку, занятому грязной и тяжкой работой? Правильно, найти клад. Ну а помочь в этом должен, конечно, Стеклянный Человек, хранящий немыслимые богатства. Вот только беда, нужные слова заклинания позабыл Петер, попробуй, вспомни теперь...
Впервые опубликовано в 1827 году „Märchenalmanach auf das Jahr 1828“. В двух частях, входящих в цикл «Трактир в Шпессарте».
Классическая подача сказки: первая часть предваряет истории «Saids Schicksale» («Приключения Саида») и «Die Höhle von Steenfoll — Eine schottländische Sage» («Пещера Стинфолла. Шотландское сказание»), вторая часть завершает цикл сказок «Трактир в Шпессарте».
В 2014 и в 2016 годах сказка экранизировалась.
Впервые на русском языке в анонимном переводе под названием «Каменное сердце (повесть Гауффа)» опубл. в журнале для детского и юношеского возраста «Подснежник» (СПб., 1859) в 2-х номерах: № 8 (август). С. 37 — 88; № 9 (сентябрь). С. 6 — 57.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Альманах сказок января 1828 года для сыновей и дочерей знатных сословий», 1827 г. > цикл «Трактир в Шпессарте»
— антологию «По дорогам сказки», 1962 г.
— антологию «Сказки», 1979 г.
— антологию «Сказки Вильгельма Гауфа. Сказки братьев Гримм», 1979 г.
— антологию «Литературные сказки зарубежных писателей», 1982 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 1986 г.
— антологию «Барышня-герцогиня», 1988 г.
— антологию «Сказки немецких писателей», 1989 г.
— антологию «Любимые сказки», 1992 г.
— антологию «Поющая косточка», 1992 г.
— антологию «Волшебный мир», 1993 г.
— антологию «Волшебный мир сказки», 1993 г.
— антологию «Заколдованная принцесса», 1993 г.
— антологию «Фейерверк под Рождество. Зимние сказки и фантазии», 1993 г.
— антологию «Подарки фей», 1994 г.
— антологию «Немецкие сказки», 1996 г.
— антологию «Русалочка», 1999 г.
— антологию «Сказки Германии», 2001 г.
— журнал «Зарубежный роман, №4, 2003», 2003 г.
— антологию «Золотая книга лучших сказок мира», 2006 г.
— антологию «Сказки», 2010 г.
Экранизации:
— «Холодное сердце» / «Das kalte Herz» 1950, Германия (ГДР), реж: Пауль Ферхёвен
- /языки:
- русский (93), немецкий (1), белорусский (2), не указан (1)
- /тип:
- книги (93), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- И. Андрианова (1), С. Апт (5), О. Бахаревич (2), Т. Габбе (30), Ю. Коринец (2), И. Королёв (1), А. Любарская (30), С. Маршак (2), П. Полевой (1), Н. Полевой (1), М.А. Полиевктова (1), М. Салье (2), И. Татаринова (2), А. Тихонов (1), С. Шлапоберская (11)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_Vik, 2 октября 2023 г.
Думаю, большинство рецензентов впервые читали эту сказку именно в переводе Габбе, Любарской. Этот вариант запал нам когда-то в душу, нам всем, и мне в том числе! Что уж тут? Перевод Габбе, Любарской на самом деле очень красивый, атмосферный, шикарный, просто влюбляющий в себя, с первых и до последних строк.
Сказка «Холодное сердце» долгое время была моей самой любимой.
Пока... Пока я не заглянул в перевод С. Шлапоберской, а потом и в оригинал сказки. Я был несколько разочарован. Оригинал и более точный перевод Шлапоберской сильно отличаются от привычного перевода (вернее сказать пересказа) Габбе и Любарской. Какой же сказка была на самом деле?
Есть и ещё небольшие отличия. Но главное – Гауф писал сказку с религиозным подтекстом. Габбе и Любарская сказку пересказали; религиозный подтекст убрали, заменили его сюжетом о силе живого человеческого сердца. Подобным образом в советском союзе перерабатывали многие сказки, да и не только сказки. И в целом, такая практика, конечно, едва ли может вызывать симпатию, но конкретно в случае «Холодного сердца», я считаю, изменения были удачны. И не то чтобы я был против религии, просто советский пересказ, в сюжетном плане, кажется мне интереснее, сильнее, выражающим свою идею универсальнее, нежели оригинал Гауфа. Но пусть это каждый решит для себя.
Бесспорно, одна из лучших сказок.
Ван Мяо, 16 мая 2019 г.
Это моя любимая авторская сказка и любимая интерпретация сюжета о продаже души. Она поразила меня еще в детстве и навсегда осталась в моем сердце. Это прекрасная, тревожащая готическая история, полная мрачного волшебства и немецкого народного колорита.
rud_nat, 3 апреля 2021 г.
Такое надо в школе на уроке литературы преподавать. Всем детям да и взрослым обязательно к прочтению. Чтобы понимали, что самое ценное — это люди и отношения с ними, а не желтый металл.
Alex Provod, 29 июля 2016 г.
Одна из самых мощных и страшных авторских сказок, выпуклая, пугающая, атмосферная, с крепким интересным сюжетом, отличными персонажами, нешуточной драмой, в детстве она казалась настоящим триллером, да и сейчас её действительно интересно читать. Ух. Кажется, сами строчки пахнут углём, льдом и чёрной хвоей.
фрейзи, 25 сентября 2013 г.
Вольюсь в хор громко кричащих — это моя любимая сказка! Даже не сказка, больше похоже на притчу. Давным-давно было сказано, что легче верблюда пройти в игольное ушко, чем богатому в царство небесное. А иногда ад начинается прямо на земле и человек сам себе его и устраивает. Комфортный такой, с хорошей едой питьём, мягкой постелькой. И с каменным сердцем в груди, когда ничего тебя не радует.
Уж так человек устроен что для счастья ему необходимо любить то что он делает. А если всё дело его — прожигание жизни. Недавний фильм Духлесс, книгу не читала, довольно сильно напоминает эту старую, но нисмотря ни на что актуальную сказку.
Вот найдётся ли среди всех наших ниоткуда взявшихся миллионеров хоть один, желающий найти себе сердце потеплее?
Добавлю отзыв о фильме — Сказка рассказанная ночью. Если вы такой же фанат Холодного сердца как и я, то лучше не смотрите её. Экранизация была, на мой взгляд, совершенно загублена ещё на стадии сценария. Огромное количество лишнего добавлено, а самое основное, хороший конец , взяли так и отрезали. Как у меня отрубили чего-то, честное слово. Из хорошего я отмечу великолепные типажи, к сожалению, не на главных ролях и не в любимой нами всеми истории. А во вставке. Это атаман разбойников, тётушка графине, и, совершеннейшей восторг, барон. Как там Филатов говорил — сам как сморчёк, башка с кулачок, а злобности ём, агромный объём. По-моему этот артист переплюнул самого Милляра. Смотрела бы только эту историю, у меня никаких претензий бы не было. Но за погубленное Холодное сердце — торжественное, троекратное фе.
И последнее — Александр Калягин не смотрится в роли Голландца. Тот же атаман подошёл бы на эту роль куда больше.
Доктор Вова, 4 апреля 2011 г.
Сказка не отпускает до последней строчки! Она держит в напряжении, как в детстве (когда живо представлял себе Михеля-Великана с его громовым голосом) , так и в более старшем возрасте, когда задумываешься о том глубочайшем смысле, смысле жизни человека! Ведь все те соблазны, которые открывались перед Петером, неоднократно в течении жизни открываются практически перед каждым из читателей. И мы всегда стоим перед выбором, в какую сторону повернуть. Потому что совместить богатство, праздность, бесконечное везение, алчность и скупость, с добротой, отзывчивостью, жертвенностью, трудолюбием, умением радоваться мелочам, практически и теоретически невозможно. И зачастую, понимает это человек (выбравший Михеля-Голландца) лишь тогда, когда обратной дороги уже нет! Но у самых сильных людей (сильных характером, духом, волей) может получиться начать все заново, с чистого листа! Если только «золотой телец» не вытеснил полностью Бога из человека.
А уж если вытеснил, то эволюция падения у всех одинакова: сначала немилосердный, затем жестокосердный, потом бессердечный, затем бездушный (т.е. без души и соответственно без Бога в ней) , и в конце концов — бесчеловечный, т.е. уже и не человек вовсе, а так, одна оболочка. И прахом становятся все его богатства, и прахом становится не только он сам, но и сама память о нем. Очень нужная, очень жесткая, даже жестокая (своей суровой и неприкрытой правдой) сказка! Но благодаря милосердию и человечности Автора, у Петера нашлось сил и мужества повернуть все вспять! И спасибо Великому Сказочнику именно за такой оптимистический финал!
mis17, 23 мая 2017 г.
Одна из самых христианских сказок наряду со Снежной королевой Андерсена, Пиноккио Коллоди и Золотой рыбкой Пушкина!
adjort, 26 февраля 2013 г.
Очень сложно говорить о тех строчках, которые растворились тебе, и то ли ты врос в сказку, то ли она тебя. Судя по количеству рецензий и восхищения, под крыльями этих строк нас много, и можно сказать, что благодаря дремучей ели и живому сердцу мы с вами всеми в одном родстве.
Я уже взрослый человек, но попадая в лес, стремлюсь вспомнить эти строчки и прошептать их. Я не надеюсь на чудо, и я же родилась в пятницу, а не в день чудесный, но верю, что сокровища достаются всем.
Это настолько сложная и пронзительная история, что не пропустить ее через себя представляется невозможным. Мне кажется, эта сказка сама топит каменные сердца, своими строками подменяя их на те, в баночках...
Очень, очень хочется сказать, высыпать из души хвою и горы, звериные следы и каменную поступь. Но моя любовь так сильна, что хочется любить наиболее сильно — без слов.
dydyka, 29 ноября 2009 г.
Невероятно сильное произведение. Даже не воспринимается как сказка. Да и не похоже «Холодное сердце» на сказку: столько в нем недетскости. Казалось бы, речь идет об обычных, даже истертых во многих произведениях вещах: доброте, разумности, отзывчивости, жалости. Но ни капли морализаторства, осуждения со стороны автора... Просто повествует, мол, было так-то и так-то. И кажется читателю, что на самом деле БЫЛО. Давно, да, не с нами, не у нас, но в далеком Шварцвальде — БЫЛО. Жил угольщик Петер Мунк, как многие люди мечтал о лучшей доли. А потом получил все, что хотел, о чем мечталось, но к чему не подготовлена были его душа и разум. И шла старушка-мать, согбенная и нищая, к своему богатому сыну за медяком, о котором сын потом сожалел... Но самое страшное, что в живой человеческой груди билось холодное каменное сердце. Окончание сказки-повести не похоже на окончание большинства немецких сказок, но очень меня обрадовало, когда я впервые читала «Холодное сердце». Потом уже, когда перечитывала, старалась быстрее добраться до слов:
И когда молодежь окружала старика и просила его рассказать что-нибудь о прошлых днях, он рассказывал им эту историю и всегда кончал ее так:
— Знал я на своем веку и богатство и бедность. Беден я был, когда был богат, богат — когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью — да зато сердце человечье.
Lost, 25 сентября 2007 г.
Моя любимейшая страшная детская сказка, в которой мне безумно нравится все — и Шварцвальд («Чернолесье») , и общая атмосфера, и описание ремесел, и лесные духи — Стеклянный Человечек и Михель Голландец! Особенно страшный Михель Голландец в своих огромных сапогах плотогона! Вот где по-настоящему готическая атмосфера! И запах хвойного леса — почти ощутим! Даже немецкий язык хотела учить , когда первый раз прочитала классе в третьем.
voroncovamaria, 8 августа 2012 г.
Согласна, что это одна из лучших сказок в мировой истории. В детстве я приезжала к бабушке, врачу подмосковного санатория, и дети во дворе просили опять и опять рассказывать им эту сказку. Романтизм, это, несомненно, немцы.
Anastasia2012, 19 июня 2010 г.
Очень история умная, просчитанная, растянутая (на мой взгляд не случайно — подумать надо!). А задел в самом начале дан:
Вот как завернул Гауф. Прибавив, что этот самой собой разумеется. Но медленно и верно ведёт автор к тому, что от богаства до бездушия совсем и нет ничего. Очень понравилось, что ведётся повествование: протягивается сказка как и жизнь Петера Мунка.
И здорово, что счастливый конец даёт надежду, что никогда не поздно начать быть добрым.
kira raiven, 13 мая 2009 г.
Потрясающая сказка. Запомнилась навсегда.
Она страшная и пугающая.
И так жаль главного героя, что это чувство помнится до сих пор.
Я хорошо помню, что даже с каменным сердцем главный герой начал переживать. И в этом для меня и есть главное в сказке.
Ну, не попросил он «ума разума». Ну ошибся — ужасно ошибся. Но ведь именно этого человека читателю так хочется спасти.
aps, 11 марта 2009 г.
«Холодное сердце» — это сказка, сказка для взрослых.
Казалось бы, старая, много раз использовавшаяся история — человек продает сердце (душу) дьяволу (злому духу). Она много раз обыгрывалась, и были настоящие литературные шедевры (самое известное — трагедия Гете «Фауст», которая берет свое начало в средневековой легенде). Однако Гауф, отталкиваясь от немецких легенд, создает нечто новое, оригинальное и прекрасное.
Все начинается просто – угольщик Мунк хочет обрести счастье, а счастье в его понимании это развлечение, богатство. Стремление к ним его приводит сначала к доброму духу леса, а потом к голландцу – злому духу. В этот момент сказка о том, как угольщик счастья и богатство искал, превращается в мрачную готическую историю и становится страшно. И хотя концовка истории
На мой взгляд, это одно из лучших произведений этого неординарного писателя. Это сказка, которую с удовольствием прочитает взрослый и при этом ощутит холодок страха.
ii00429935, 30 августа 2009 г.
Отличная сказка, одна из лучших у Гауфа. И очень современная: зачем нужно сердце (человеческие чувства, любовь, дружба, искусство), когда есть много денег? Многие сейчас так живут. И замечательная была экранизация «Холодного сердца» — старый советский фильм «Сказка, рассказанная ночью». Интересно посмотреть даже если вы читали оригинал и знаете сюжет...