fantlab ru

Филип Дик «Особое мнение»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
777
Моя оценка:
-

подробнее

Особое мнение

The Minority Report

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 106
Аннотация:

В будущем, используя мутантов-ясновидцев, стало возможным подвергать наказанию преступника до совершения преступления, а не после такового. Казалось, данная теория работает без сбоев и ошибок, и доказательство тому – отсутствие убийств за последние пять лет.

Но тут случилось непредвиденное! Джон Андертон, изобретатель теории допреступности, попал в безвыходную ситуацию. Ведь теперь его теория работает против него! А как же иначе объяснить тот факт, что скоро он должен совершить убийство, причем человека, которого он не знает, да и вообще никогда не видел! Теперь Андертон должен доказать свою невиновность…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Fantastic Universe, January 1956», 1956 г.

— сборник «The Variable Man», 1957 г.

— сборник «Особое мнение», 1987 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— журнал «Если 2002'10», 2002 г.

— журнал «Тера фантастика, 2007 / бр. 12», 2007 г.

— антологию «Brave New Worlds», 2011 г.

— сборник «Особое мнение», 2021 г.

— сборник «Миры Филипа Дика», 2023 г.


Экранизации:

«Особое мнение» / «Minority Report» 2002, США, реж: Стивен Спилберг

«Особое мнение» / «Minority Report» 2015, США, реж: Грег Биман, Олатунде Осунсанми, Сара Пиа Андерсон, ...



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Особое мнение
2024 г.

Издания:

Особое мнение
2004 г.
Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

Fantastic Universe, January 1956
1956 г.
(английский)
Если № 10, октябрь 2002
2002 г.
Тера фантастика, 2007, бр. 12
2007 г.
(болгарский)

Самиздат и фэнзины:

Особое мнение
2017 г.
Особое мнение
2017 г.

Аудиокниги:

Особое мнение
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Minority Report
2002 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
Brave New Worlds
2011 г.
(английский)
Brave New Worlds
2012 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том ІІІ
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Был несколько удивлён, что «Особое мнение» относится к раннему периоду творчества ФКД (думал, написан он где-то эдак в конце 60-х, когда Дик обрёл свой уникальный авторский «голос»). Прекрасный рассказ. Увлекательный, с лихо закрученным сюжетом и хорошо завязанными узелками композиции, хорошо структурированный и без лишней воды, с довольно оригинальной идеей, чего хватило бы даже на небольшой детективно-фантастический роман. Невольно сравниваешь его с фильмом Спилберга — у того получилось весьма круто и по-современному. Кино, впечатлило, может и сильнее (в рассказе, по причине его солидного возраста, ламповый антураж всё ж немного резал глаза, да и мелкие нестыковки тоже присутствуют), но было бы оно без Филиппа Дика?

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик писатель, безусловно, талантливый. И человек идейный, в самом гуманистическом смысле этого слова. Но, видимо, вынужденный писать огромное количество дешевой фантастики, иногда срывается и начинает рубить правду-матку, попутно издеваясь над недалекими любителями сугубо приключенческих книжек. «Особое мнение» как раз из таких произведений. Череда головокружительных приключений, лихо закрученный сюжет и немного философских размышлений — всё, казалось бы, как обычно у Дика. Только, вот, все рассуждения о пользе и вреде системы допреступности бесполезны. Если в первом акте на сцене висит ружье, то в третьем оно должно выстрелить. И читатели изначально согласны с тем, что убийство должно быть. Какой же детектив без убийства? И все Мы заведомо соучастники преступления. Заумное рассуждение, но совсем не ироничное, не гротескное и по-настоящему злое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказ антивоенный. Армейские чины практически всего мира объединились, чтобы снова начать войну, хоть с кем-нибудь. И ничего смешного, если война стала работой. Всегда найдется кто-нибудь спрашивающий себя: а что же я буду теперь делать, если больше ни на что не способен? Но по-настоящему это пугает только общество, которое путем долгого перевоспитания, просто, забыло о насилии. И мятежный генерал решает ударить в самое уязвимое место, чтобы снова ввергнуть человечество в хаос. Начальник отдела допреступности попадает в сложнейшую ситуацию, ведь любой гражданин знает о непогрешимости правосудия. Сам оказавшись в жерновах системы комиссар полиции вынужден признавать недостатки: несчастные случаи не исключаются, вмешательства в приговоры не контролируются. Но всё это происки военных. И за преступление закона генерал Каплан несет наказание.

По факту же нет никакого другого, нового общества. Есть только непогрешимая Система. Утопическая идея заключается в том, что начальник лично берется запачкать руки исполнением приговора. А суть происходящего остается неизменной. Генерала вынуждают зачитать себе обвинение и приговор, но курок спускает полицейский. Государство — система упорядоченного насилия. И ему нужен палач. Звучит громко. Но служители закона начинают действовать только тогда, когда под угрозой их шкура. Гуманность полицейского государства на деле оказывается верой создателя в благо своего творения. И, как Каплану, Андертону — никуда не деться. До этого в чем заключалась его работа? В сортировке бумажек записанных со слов специально натренированных дегенератов. Механической выдаче разрешений на арест. Или игнорировании мелких правонарушений. Система работает по принципу: разделяй и властвуй. В США действуют соседские дружины. Огораживаются отдельные «благополучные» районы, зайди на территорию которых неизвестный, вызывают полицию не разбираясь. И предъявлять что-то ты будешь стражам правопорядка на их условиях. Точно так же работает и Андертон: всё только в кругу друзей и то после проверки надежности. Вопросов к системе нет: он знает, как она работает, по крайней мере, понял и ушел невредимым. Наоборот, договорившись о своем помиловании, приемника, не без ехидного удовольствия, бывший комиссар предупреждает, что Витвер следующий. Если запрещены убийства, то и палач — преступник. Нет никаких шкурных интересов. Нужно просто жертвовать собой для спокойствия граждан, иногда прореживая ряды этих самых граждан. Защищая полицейское государство, человек становиться преступником. И это все понимают и принимают. Хотя, чтобы все заработало, полиции достаточно делать свою работу: выслушивать граждан, а не перекладывать из ящика в ящик трижды отредактированные рапорты.

Вот такая, вот, выходит антивоенная сатира на Америку 50-х годов. Картина смешная — ситуация страшная. Интересно, понял ли кто-нибудь какая в этом рассказе безысходность? Или всем так и остались интересны рассуждения о том, кого как лучше судить.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное, живое и эмоциональное по накалу произведение Филипа Дика «Особое мнение». Дважды экранизированное, правда, первый полноформатный запуск с Томасом Крузом от Спилберга выглядит гораздо лучше. Рассказ крайне динамичен и сюжетное действие поддерживается в таком ключе от начала до конца. Выдохнете только, когда прочитаете! И, о да! Безусловно, книжный оригинал лучше киноверсии во много раз! Лучше один раз прочитать, чем пять раз, но посмотреть!

Дик , написав этот рассказ, показал незаметно свое отношение к армейцам, которые выглядят более преступно, чем внутренние органы безопасности, а кроме того вояки ведут большие политические закулисные игры, непроизвольно влияя на государственное управление страны. То бишь принцип военной демократии: вы там говорите красивые вещи, а мы будем решительно все делать по своему. По моему мнению, этот принцип ярко проявился в Югославии, когда без резолюции ООН на какие-либо действия в рамках демократического и мирного решения кризиса, США вопреки всем мировым соглашениям, отбомбили братскую Югославию по своему собственному усмотрению. И...нет такой больше страны, а заправляют во многих «осколках» балканских стран про-американские ставленники...

Но от реальности к фантастике: у Дика в будущем изобрели теорию допреступности с помощью которой устраняют возможные серьёзные преступления. Автор этой теории и руководитель отдела Джон Андертон оказывается в гуще заговора, попав в безвыходную ситуацию, когда получил перфокарту со с своим именем и возможным преступлением, которое он должен совершить. Его же теория — его же детище — должно стать финальным возмездием против «родителя». Остаётся только бежать, с места в карьер, и искать способ, как доказать свою невиновность в ситуации, где все общество поворачивается против тебя, даже твоя жена...

Понравилась у Дика в рассказе идея самого предсказания преступлений с помощью трех людей-мутантов, некоторые из них инвалиды, но все с инерциальными способностями. Единственное, что, как мне кажется, сама система не идеально, потому что их поиск в обозреваемом будущем широк и имеет много вариантов. А возможности ошибиться у них все равно много, потому что они все равно , в итоге конечном, все-таки люди...

Итак, добро пожаловать в увлекательный мир таинственного будущего, созданного великим маэстро Ф.Диком!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать.

Талант большого мастера в маленьком рассказе. Никаких прямых авторских философствующих отступлений, нравоучений и моралите. Хотя они есть в тексте, присутствуют в каждой сцене, в каждом абзаце.

Вещь написана в 1956 году, 3/4 века назад! И вот мы уже в том самом мире, о котором рассказал Дик. Страна индивидуалистов, силовики растаскивают одеяло власти во все стороны, утопические псевдоморальные идеи на уровне законодательства. И всем на всех плевать, пока реальность не клюнет в задницу! А задница своя, не общественная! И вот уже ты наступаешь на законы и правила, которые выдумал для всех. Ты стал таким, как эти все! И захотел убежать к чёртовой матери, в другую страну, в другую галактику. Ничего не напоминает из реалий современной жизни? «Свобода выбора» говорите? А нет никакой свободы выбора, кроме смерти, своей или чужой!

Только вот фронтир для нашего всеобщего бегства не найдут никогда...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю трудно найти человека который не знаком с одноименным фильмом на основе данного рассказа. Это один из моих любимых фильмов и совсем недавно я узнал о рассказе Филипа Дика.

Что ж, фильм я смотрел несколько раз, поэтому сюжет мне показалось во многом знакомым. Жаль что нельзя повторить того удивительного впечатления, который был при первом просмотре, когда комиссар полиции отдела допреступности неожиданно сам становится потенциальным преступником, как в один момент рушится его мир. Думал что и дальше буду едва ли удивлён развитием сюжета, однако как здорово что фильм и рассказ имеют значительные отличия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я ожидал что комиссар, как и в фильме, сможет выкрутиться из ситуации и будет некий «хэппи-энд». И это моё ожидание потерпело крах, потому что у Дика идея выбора (если заранее знаешь своё будущее) оказалась всё-таки мрачнее чем в кино. «Хэппи-энд» конечно был, но в кино он гораздо позитивнее.

Рассказ небольшой, жаль что не дотягивает до романа — уж очень хотелось бы большей масштабности (ну да ладно, для этого сняли отличный фильм). Сама идея предупреждения преступлений по истине монументальна и в некотором смысле уже становится пророческой. Сейчас уже используют простые системы предупреждения преступлений — благодаря развитию технологий, камер и социальной активности в интернете полиция может выявить наиболее «взрывоопасные» районы. Туда отправляют больше патрулей для профилактики. Что ж, Филип Дик умел мыслить вне рамок.

Рекомендую «Особое мнение» для ознакомления всем любителям одноимённого фильма. Тех же кто от фильма не в восторге, думаю, и рассказ не зацепит. И буду завидовать тем кто прочитает рассказ не зная фильма.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

... Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу. (с)

Это одна из немногих вещей у Дика, где он заводится буквально с пол оборота. Сюжетная динамика автора как сжатая пружина выстреливает практически с первой страницы. И без авторских провисаний (отступлений) Дик полетел, — стремительно и молниеносно накручивая и накачивая градус (интригу) своего повествования.

Концепция допреступности и методика профилактики ещё не совершённых преступлений аналитического отдела, в котором создал своё детище комиссар полиции Джон Андертон. Он по-праву может гордиться своим новаторством и впечатляющим достижением; свято верить в его совершенный механизм, работающий на благо общества. К тому же очень удачно удалось пристроить безжизненными атрофированными растениями многих уродливых мутантов-ясновидцев, — искалеченных идиотов, которых государство самым оригинальным и великодушным образом взяло к себе на довольствие. Их жизнь превратилась в безликое бормотание: предсказание больших и малых преступлений, сопровождаемое методичным отщёлкиванием инфокарт, маркируемых и распределяемых на основе их ключевых слов и выражений. Это ли не идеальная база для ликования перфекционизма в без пяти минут счастливом обществе, — живущем без болей, угнетения и убийств?.. Однако Дик не был бы мега одарённым классиком, — если бы не полетел дальше темы пресловутой социалки.

Дик, искусно и стремительно вращает цветной калейдоскоп из молниеносно складывающихся / вновь перестраивающихся  пазлов / его фирменных авторских фишек: ещё незавершённого макета преступления; образа потенциального убийцы; государственного заговора с методичным вмешательством армейских; стервозного женского персонажа; вынужденной паранойи своего лирического героя... -На самом деле автор аккуратно подводит читателя к ацентуации вот этой тезы (которая по умолчанию держит на себе всю повесть) — мысли простой и гибкой, как всё гениальное: Знание о преступлении предотвращает само преступление...

И здесь не столько раскрывается проблематика поимки потенциального преступника-убийцы в контексте сегмента криминалистики, — учитывая Рапорт большинства / меньшинства (РМ, который часто именуют “особым мнением»). -Это только верхний слой «Особого мнения». Свобода выбора — вот что движет авторской мотивацией, когда Дик швыряет своего Андвертона из одной крайности в другую.

Безупречно отлаженная новая система противовесов и двойного контроля тоже оказывается может давать осечку. И она, несмотря ни на что, имеет свой главный Недостаток: ибо Как реально оценить тот факт, что к поимке привлекают того человека, который ничего еще реально не совершил?..

И за всем этим как всегда у Дика стометровая глубина чувств, переживаний, боли и мученического состояния вынужденного одиночества / тотального недоверия ко всему внешнему миру.

Метафизика ещё не совершённого преступления... Мультиварианты ближайшего будущего... Уникальный случай самого Андертона, имеющего доступ ко всей инфе своего отдела...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...Андертон тяжело вздохнул. Теперь он уже ни в чем не был уверен. Возможно, он каким-то образом очутился в замкнутом, бессмысленном кольце времени, где нет ни причин, ни следствий, ни начала, ни конца. Или он был готов признать, что пал жертвой собственных невротических фантазий, порожденных неуверенностью в завтрашнем дне, и покорно сдаться без борьбы. На него с новой силой навалилась адская усталость. Нет смысла сражаться за недостижимое, когда все инфокарты мира против тебя...

В определенном смысле очень здорово, что Дику согласно хронологии его биографии посчастливилось не увидеть одноимённое кинематографическое произведение Спилберга. И касательно последнего, — человеческую мудрость и прозорливый талант этого режиссёра трудно переоценить. Его в свою очередь украшает и тот факт: взяв за основу сценария роскошную сердцевину повести Дика, режиссёр на волне своего честолюбивого самолюбия позабыл поставить в начальных титрах скромное «По мотивам», — перед тем как накрутил в этой ленте под самую завязку мега талантливой отсебятины... Точно так же как, вероятно, он запамятовал к яркому фразеологизму «Особое мнение...» осторожно и методично приставить ещё вот это «...Стивена Спилберга». Чтобы уже в начальных титрах стало предельно ясно (в первую очередь всем истовым фанам мега одарённого культового НФ фантаста) что к Особому мнению ФКДика эта чудесная картина имеет малое отношение. -В том числе и по причине подробного размазывания манной каши чудесного хэппи-энда в контексте всех перипетий и мытарств главного персонажа Тома Круза. И низкий поклон этому режиссёру за его сентиментальную скромную приписку в конце: «Based upon short story by Philip К. Dick». -Безусловная его правда: ибо в 2054 году, коим датирует Спилберг свой экшн, книги в общем и ФКДика в частности будут читать только лишь такие перманентные и законченные идиоты, как спасённая и воскрешённая из пепла девочка Агата (прежний ясновидец-мутант), сюжетную линию которой до слезодавительных подробностей развернул в своей картине режиссёр. И, соб-но, нет смысла и особой необходимости сравнивать эти две работы. Замечу здесь лишь ненавязчиво и предельно ясно: Спилберг со своим виртуозным талантом успешного и культового Кассового режиссёра снял в 2002 году (здесь только моё и, вероятно, сотни раз ущербное индивидуальное ощущение от его работы) ещё один концепт «Приключений Электроника», — снял на свой новый и неповторимый лад. Безусловный шедевр в сегменте американского подросткового развлекательного экшна. Фоксы (20th Century Fox) определённо рулят в этом концепте и выдали от себя очередной блестящий продукт под знАком безусловного качества. — Детище Спилберга являет искушённому зрителю глянцевый лакмус модного увлекательного триллера в стиле Future Culture. И всё это имеет весьма отдалённое внешнее родство и сходство непоср-но с блестящей повестью Дика.

PS Повести глубокой, серьёзной, философски осмысленной, достойной золотой классики НФ, — и одной из самых лучших в многогранном творчестве этого блестящего фантаста.

PPS Живой, яркий, приблатнённый, намагниченный искромётными авторскими импульсами, местами хладнокровный и циничный, — Дик, на первоклассном драйве виртуозно раскручивая свой детективный сюжет, бьёт открытым финалом великолепное ёмкое троеточие:

... Если ты не тормоз,

Если ты не облом,

Держи хвост пистолетом,

А грудь держи колесом...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее... Оно еще не наступило, но за убийство, которого еще никто не совершил, человек может «сесть» уже в настоящем. Именно в таком мире развиваются события этого рассказа Дика. Читал и наслаждался — отлично закрученный на многовариантности будущего сюжет, хорошо прописаные персонажи, динамичный ход повествования и спасибо переводчикам за легкость чтения. К прочтению, однозначно, рекомендую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, как показвывает финал, «мнение большинства» в сухом остатке оказалось таки верным!)))

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как говорил Глеб Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме». А убийца тем более. Проблема поимки преступника-убийцы всегда была основной в мире криминалистики. Существует целый ряд методик по вычислению и поимкие убийцы. Однако все они рассчитаны на поимку преступника постфактум, когда убийство, собственно, уже произошло. Но в данном случае методика имеет совершенно новый подход по сравнению с ортодоксальной криминалистикой — как поймать преступника до совершения преступления.

Филип Дик создаёт мир, где преступника вычисляют специальные мутанты-ясновидящие, которые, анализируя поступающие данные извне, своим решением подтверждают плохие намерения потенциального убийцы. И вот самый замес в рассказе начинается, когда основатель этой системы допреступного раскрытия убийцы появляется в списке подозреваемых, как потенциальный убийца.

Дик как обычно запутывает, закручивает сюжет, где совершенно непонятно, кто прав: герой или те, против кого он выступает. Дик выводит читателя на сюжетную развилку, раздорожье с несколькими вариантами развития, но вот какой путь выберет ГГ — знает лишь Дик.

Дик создал утопический мир, где якобы за пять лет предотвращены все убийства, кроме одного. Почему утопия, да потому что я не представляю, как эти трое мутантов могут поспевать обрабатывать данные миллионного населения города. Да и возникает вопрос – могут ли они предсказать так называемое «непреднамеренное убийство», «убийство по неосторожности» или ДТП со смертельным исходом, когда виновный скрылся с места преступления. Ведь кроме намерения и потенциальной жертвы мутанты ничего больше не выдают. Наверное, Дику следовало бы уточнить про раскрытия потенциальных умышленных убийств.

Как бы то ни было, идея оригинальна. Это второй прочитанный мною рассказ с идеей о профилактике допреступности после «Срока авансом» Уильяма Тенна. Но если в центре своего рассказа Тенн обращался к моральному аспекту, то Дик делает приоритет на системности, её отлаженности и чёткого взаимодействия.

Рассказ держит постоянно в напряжении, набирает скорость, не сбавляя до самого финала. Так что читается он быстро.

Как и всегда, любое изобретение, сделанное на благо человечества, тут же становится объектом для исследований: как это изобретение использовать ещё и в собственных выгодах. И вот это желание выгоды, в итоге, всё и губит, создавая закулисные игры и манипуляцию сознанием масс.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевод М. Пчелинцева (по первой странице) понравился меньше, чем Васильевой & Маркаловой.

Тем в рассказе сразу три: система допреступности, жертва ради идеи и политическая обстановка. Так и начнём разматывать — с конца.

Поскольку я уже немного знаком с творчеством Дика, то антивоенная нотка в его произведении меня не удивила. Мир в развалинах. «Под ними, как рельефная карта, проплывала скудная сельская местность, израненная войной. Безлюдные регионы, протянувшиеся между городами, испещряли дырочки кратеров, оставшихся от авиационных бомб, и холмики руин, оставшихся от крупных ферм и мелких промышленных предприятий.» Вояки довоевались до полного разоружения и создали клуб ветеранов. Где и продолжают мечтать о реванше, о возвращении к власти, хотя бы в качестве полицейских сил. Их сдерживает только одно — нет преступлений. Полиция в бронежилетах, с автоматами и в касках не нужна. Террористов нет (это я уже от себя добавляю, во времена написания рассказа терроризм не был такой большой угрозой), нет вообще УБИЙСТВ. Они все предупреждаются. Не нужен ОМОН, не нужен СОБР, не нужны Вымпел и Альфа и т.д. Обычные толстые копы с дубинками вполне справляются с препровождением допреступников в места изоляции.

Задумаемся на минутку. Если бы к 11 сентября 2001 такая система выявления потенциальных преступников уже была, разве приняли бы Патриотический акт? Разве заставляли бы разуваться в аэропортах? Да, это наше сегодняшнее видение убийц, но сути это не меняет. В мире, где убийства не совершаются, а предупреждаются, нет смысла содержать большой военизированный штат сотрудников (и даже охранников в магазинах и банках!)

И Дик убедительно(?) показывает, что такой мир военным не по душе. Оружие -> сила -> власть. Не знаю, как в фильме (не помню даже, смотрел ли я его), но в рассказе Дика я это уловил.

Теперь о жертвенности. У комиссара нет детей. Нет родителей, и даже жена — ну так, привычка, а не любовь. Зато у него есть детище. ДЕТИЩЕ. Система! Он её выстраивал, налаживал, пробивал в верхах, отбивался от нападок (см. п. про военных). Так что выбор тут в общем-то очевиден. Как говорится, дело всей жизни. Удивительно, то он сразу не пристрелил генерала, просто чтобы подтвердить правильность выводов. Видимо, сыграло роль то, что комиссар сразу же почувствовал заговор. А значит — слом или манипуляции своей любимой системой. И тогда бы его жертва «не вылечила» систему. То есть карточка — симптом, а не причина болезни. Ну, в конце концов электрик нашёл неисправность.

Теперь о системе. Мне кажется, что это в рассказе не главное. Это фон, антураж, позволяющий сконструировать безагрессивный мир. И основа сюжетной интриги, безусловно. Но на полном серьёзе рассматривать эту систему нельзя. Кстати, калек-мутантов в рассказе ПО ТРИ НА КАЖДЫЙ УЧАСТОК, а не всего три. Их выращивают примерно как в «Игрушке» из ФЛР-9. Так были бы обычными дебилами, а так — дебилами с пользой.

Вариативность будущего — это аксиома нашего мира. Можно ли предупреждать преступления с помощью предсказаний — да, можно. Но наказывать? Ну хорошо, скажем, известно, что в два часа дня я зарежу свою жену, меня заранее отлавливают и изолируют. Насколько? До трёх часов дня, логично? Ну, пусть к психологу сводят, узнают, в чём причина. Но не давать же человеку 10 лет за несостоявшееся убийство. Может, это минутный порыв был такой. Был и прошёл.

Поэтому Дик, как мне кажется, и обходит стороной все возможные последствия введения такой системы, потому что это не главное для него. Иначе это был бы роман-утопия. С детальным разбором устройства мест содержания, апелляций, УДО и т.п. (Убийц же не станет меньше оттого, что введена такая система. Это куча народу). Да и проблема «извещён — изменилось будущее — не буду убивать» тоже не раскрыта в рассказе. Даже стат. исследований не проводили, у какого процента потенциальных убийц изменится будущее (не будут убивать), если им сообщить о предсказании. Можно ли оправдать убийство? — этой темы тоже нет. А ведь мы знаем случаи (да с теми же террористами, когда убийство одного предотвращает гибель многих). Ну, вот навскидку. Неуправляемый бензовоз. Взорвать — погибнет водитель, у которого сердечный приступ. Не взорвать — бензовоз врежется в детский садик. (Водителя нельзя захапать по предсказанию как убийцу, потому то он в отключке).

Так что тема «мир, где преступления предсказывают» не раскрыта.

Главное — это стремление военных к власти. Чуть менее важно — психология комиссара. Допреступность эта — постольку-поскольку.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта преступность уже всех достала : борются , борются с ней , а она всё есть и есть!Разные варианты предлагают авторы -фантасты противодействия преступности.Дик написал свой вариант — он всё-таки более реалистичен, чем похожие варианты, что я уже читал.Предупреждение преступности!! Насколько реален или фантастичен сюжет Дика -ну не буду судить, это для развития сюжета.Но мысль правильная: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ!Только так можно снизить и уровень преступности и её качество.Но детективные НИИ всего мира не читают фантастику! Пока только, видим, бьют по «хвостам».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что люблю у Ф.Дика, это не только глубину его идей, проработку технологий, но и информацию о том, как выдуманные им технологии оказывают позитивное влияние или несут негативные риски в отношении отдельного человека или общества в целом... так что, думаю в будущем, когда талантливые инженеры смогут реализовать предложенную автором концепцию технологии, множество юристов смогут защитить докторские диссертации на тему «Парадоксы и логические задачи Ф.Дика, связанные с предупреждением правонарушений потенциальных преступников»

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадоксальное произведение, ничего не скажешь. Зацепили некоторые нелогичности...

Первое. Говоря словами самого же Дика «...надежное предвидение будущих событий невозможно в принципе. Как только предсказание становится известным, оно аннулирует само себя.» Я бы даже уточнила, что оно изменяет будущее. Если я знаю, что должно что-то произойти, я могу этого избежать. Иначе смысл мне в предсказании... Получив карточку и начав копать, Андертон запускает цепную реакцию, которая уже предсказана, походя еще и заговор успевает раскрыть, что порождает новую реакцию. Прям рекурсия какая-то...

Второе: предсказателей-мутантов всего трое. На миллионы людей (а если берем весь мир, то и миллиарды). И уже пять! лет они благополучно предсказывают, преступности нет на 99,8%! Да как они, бедняги, не спеклись еще?

Третье:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Андертон убил Флемминга, речь шла о безжизненном теле. Почему ЭТО убийство не было предсказано, если система такая отлаженная? Значит, не убил, оглушил только?
И если на тебя наводят пистолет, а ты знаешь, что предсказания не было, значит, нет смысла бояться за свою жизнь, можно бесшабашно геройствовать?

Вопросов много, сумбурности в голове еще больше, прочитано только что. Понравилось, эта повесть — настоящая головоломка. Идея потрясающая, очень интересная задачка для мозгов: покрутить и построить предположения. Спасибо автору.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, как, впрочем, и ранее кинофильм — не понравился. Впрочем, я вообще не считаю научной фантастику, оперирующую моментами, связанными с предсказанием будущего. Мысль о возможности использовать намерения как доказательство, впрочем, достаточно отвратительна для того, что бы реконструкции на её основе были достаточно интересны. Но рассказ всё равно не понравился.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все равно я как-то разочаровался в творчестве Дика, от которого здесь все в восторге. Ожидал бОльшего! Да у автора, недюжая фантазия, но как мне уже надоело это очередное общество после мировой войны, опять мутанты и предсказание будущего. Автор пользуется одними и теми же фишками, только ситуации разные. Хотя что уж говорить именно ситуации и спасают. Идея предсказания преступления — просто супер (за нее и оценка высокая)! Ничего подобного не встречал, но вот все остальное для меня как-то смазалось!

Ps вот и закончилось мое знакомство с Филиппом Диком. После прочтения его 7 романов и 6 рассказов скорее всего дальше продолжать врядли буду. Не в ближайшее время — точно!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно сама идея наказания за несодеянное преступление и является самой ценной идеей и фильма и книги. В фильме, который надо растянуть на экранное время, понятно, некоторые сильные стороны сюжета тонут в потоке футуристического антуража, а как же без него — интерактивные газеты, плотоядный цветничок... Честно говоря, книги меня всегда впечатляли больше, есть возможность продумать каждое слово и сюжетный ход в процессе чтения. Исключение из этого наверное только Солярис, но с ним отдельная история, так как по старой своей традиции Тарковский снимал совершенно новое произведение, скорее «навеянное» повестью Лема.

Так что сравнивать книгу с фильмом не берусь. Для меня именно с этой книги началось знакомство с творчеством Дика, видимо поэтому она особенно и запомнилась.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх