fantlab ru

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Оценок:
5567
Моя оценка:
-

подробнее

Марсианские хроники

The Martian Chronicles

Другие названия: The Silver Locusts

Роман, год (год написания: 1949); цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 382
Аннотация:

Первые шаги освоения Марса... Первый контакт с внеземной цивилизацией...

Рассказы-хроники, составляющие роман, наполненные авторскими размышлениями по характерным вопросам существования человечества. За конкретными сюжетными ситуациями встают общие явления цивилизации землян, их тревоги и надежды перед лицом завтрашнего дня

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация на русском языке: Р. Бредбери. Марсианская хроника: [Роман] / Пер. с англ.; Рис. Л. Вачулайтиса // Наука и техника (Рига), 1963, №10 – с.41-45; №11 – с.41-45; №12 – с.41-45; 1964, №1 – с.41-45; №2 – с.41-45; №3 – с.41-45.

Состав книги неоднократно менялся. Ниже перечислены все опубликованные варианты:

  1. (1) N.Y.: Doubleday, 1950. Перевод Л. Жданова выполнен по этой версии.

  2. (2) London: Rupert Hart-Davies, 1951. Под заглавием «Серебряная саранча» (The Silver Locusts). Изъят рассказ «Эшер II», добавлены «Огненные шары».

  3. (3) London: The Science Fiction Book Club, 1953. Вариант (2) плюс рассказ «Пустыня». Сохранено заглавие «Марсианские хроники»

  4. (4) N.Y.: Time Inc., 1963. Вариант (1) плюс «Огненные шары» и «Пустыня».

  5. (5) N.Y.: Doubleday, 1990. Вариант (1) плюс «Огненные шары». Добавлено предисловие.

  6. (6) N.Y.: Avon Books, 1997. Вариант (1) плюс «Огненные шары» и «Пустыня», минус «Высоко в небеса». Изменена датировка рассказов: вместо 1999-2026 гг. — 2030-2057 гг. Добавлено новое предисловие. В «каноническом» издании 2010 г. воспроизведен этот вариант, с двумя предисловиями и послесловием.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.71 (1941)
-
38 отз.
  • Илла / Ylla  [= I'll Not Look for Wine] (1950), написано в 1944 [Февраль 1999]  
8.15 (1932)
-
42 отз.
7.69 (1721)
-
21 отз.
8.50 (1979)
-
50 отз.
7.54 (1647)
-
24 отз.
8.63 (2055)
-
54 отз.
8.53 (1881)
-
49 отз.
7.70 (1550)
-
19 отз.
8.27 (1807)
-
39 отз.
7.72 (1513)
-
24 отз.
8.49 (1714)
-
29 отз.
7.49 (1445)
-
15 отз.
7.78 (1156)
-
17 отз.
7.44 (1419)
-
12 отз.
7.83 (1453)
-
22 отз.
7.66 (1029)
-
18 отз.
7.73 (1436)
-
20 отз.
  • Эшер II / Usher II  [= Carnival of Madness; Immortality of Horror; The Second House of Usher] (1950) [Апрель 2005]  
8.47 (1818)
-
46 отз.
7.40 (1421)
-
12 отз.
8.58 (1830)
-
33 отз.
7.70 (1438)
-
18 отз.
8.25 (1610)
-
26 отз.
7.79 (1455)
-
15 отз.
8.47 (1639)
-
38 отз.
8.60 (1546)
-
20 отз.
8.83 (2806)
-
82 отз.
8.60 (1765)
-
28 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999

Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1970 // Роман. 3-е место (США)

Экранизации:

«Марсианские хроники» / «The Martian Chronicles» 1980, США, реж: Майкл Андерсон



Похожие произведения:

 

 


Марсианские хроники
1965 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
Американская фантастика
1988 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
Марсианские хроники
1991 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
На сон грядущий. Вып. 2
1992 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1
1992 г.
Фантастика Рея Бредбери
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Лед и пламя
2000 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники. Рассказы
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. И грянул гром
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2011 г.
451° по Фаренгейту. Повести. Рассказы
2012 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2012 г.
Марсианские хроники
2013 г.
451' по Фаренгейту
2014 г.
Избранное
2014 г.
Марсианские хроники
2014 г.
451° по Фаренгейту. Повести и рассказы
2015 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2015 г.
Марсианские хроники
2015 г.
451° по Фаренгейту
2015 г.
Марсианские хроники
2016 г.
Марсианские хроники
2016 г.
Марсианские хроники
2016 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Избранное
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Самые знаменитые произведения писателя в одном томе
2017 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.
451° по Фаренгейту. Повести. рассказы
2022 г.
451' по Фаренгейту. Повести и рассказы в одном томе
2022 г.
Марсианские хроники
2023 г.
Марсианские хроники
2023 г.
451' по Фаренгейту
2023 г.

Аудиокниги:

Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники. Часть 1
2004 г.
Марсианские хроники. Часть 2
2004 г.
Радиоспектакль
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Martian Chronicles
1950 г.
(английский)
The Martian Chronicles
1954 г.
(английский)
Марсіанська хроніка
1963 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
1988 г.
(украинский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
The Martian Chronicles
2008 г.
(английский)
The Martian Chronicles
2010 г.
(английский)
Марсіанські хроніки
2011 г.
(украинский)
Марсіанські хроніки
2015 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2015 г.
(английский)
Марсіанські хроніки
2016 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый рассказ — как яркая вспышка! Хроники — это отдельные мазки на картине повествования, и поодиночке они выглядят бессмысленной издёвкой, но все вместе!..

Марс здесь — не просто четвёртая планета Системы, а скорее символ Надежды человечества — надежды на новое начало, на спокойную жизнь. Сюда уходят те, кто так и не обрёл счастья дома — в безумном жестоком мире, что стоит на краю войны.

Здесь столкнулись два мира — сильный молодой мир Земли и древний спокойный — Марса. Конечно, энергия землян смела древнюю культуру и принялась строить из Марса новую Землю. Только ведь Марс — не Земля.

С людьми пришли на Марс все их земные страхи. Они стали тут жить, но безумная Земля так и не ушла из их души. А чтобы жить на Марсе — надо быть марсианином. Или стать им. Если желаешь изменить свою судьбу — измени свою душу. Но люди захотели умереть на Земле. И вернулись.

Поэтому земные города не простоят долго. Время быстро разрушит их, как разрушает замки из песка. Они тут чужие.

Если вы каким-то чудом ещё не читали этой книги настоятельно рекомендую. Возможно, и вы испытаете радость встречи с чем-то давно утерянным, надежду изменить всё к лучшему, счастье одиночества или, наоборот, неизбывную боль потери.

А после прочтения у вас останется чистая светлая печаль.

Очень сильная философская книга.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если с Кингом и Хайнлайном я познакомилась вовремя, то с Брэдбери — слишком рано. Помню, «Марсианские хроники» я прочитала где-то около десяти, и в памяти остались только обрывочные пораженные воспоминания, какое-то тревожно-прекрасное месиво, в центре которого — механическая обезьяна с улицы Морг. Не так давно я перечитала «Хроники» — и была поражена во второй раз, теперь уже более осмысленно :smile:

Надеюсь, никто не воспримет это как оскорбление, если я скажу, что преступно называть Брэдбери фантастом. Есть вещи, которые нельзя ограничивать ни жанрами, ни формами. Вечные и безграничные вещи. «Марсианские хроники» именно такие. Их необычность и внежанровость дает о себе знать уже тогда, когда замечаешь, что запоем читаешь набор коротюсеньких, безсюжетных, почти не связанных героями новелл — казалось бы, такие книги вообще никогда не читаются с неподдельным интересом. Следующая проблема классификации вскрывается тогда, когда понимаешь, что книга эта, хоть и рассказывает про будущее и Марс, ничуть не выходит за границы реальности: она просто в иносказательной форме, со старательно скрытой болью плачет над главным человеческим проклятием — талантом портить и разрушать все, чего мы касаемся. И в заключение — язык. Удивительно поэтичный, тонкий, исполненный метафор и ярких, нехарактерных для прозы образов: это не просто редкость для фантастического произведения, этого и вне узких рамок жанра редко где встретишь. Поэтому лично я считаю, что «Марсианские хроники» принадлежат жанру «фантастика» не больше, чем, скажем, «Мастер и Маргарита». Просто под пером Писателя все становится Книгой, без рамок и ограничений, и не важно, насколько реальны события, места и люди в ее сюжете.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какую все-таки власть имеет над нами эта детская мечта: полететь на Марс и встретить там золотоглазых и смуглых жителей, которые с высот своего многомиллионного опыта подскажут нам, неразумным, как жить дальше и решат наши «маленькие» проблемы. Знаем же, что нет там ничего, кроме ржавого цвета пыли, холода и метеоритных кратеров. Но все равно, так хочется, чтобы очередной марсоход, ковырнув в песке манипулятором, извлек на поверхность не камень, а амфору, поражающую своими идеальными обводами, или лист серебряной книги с высказываниями древних философов.

«Марсианские хроники» — концентрация этого невысказанного желания обрести чудо. Наполненный древними тайнами Мир, с его медленно текущими водами каналов, ветром, приносящим шепот ушедших эпох, покинутыми городами, где все еще возможно встретить настоящего марсианина. Музыка былого, поэзия времени.

А еще это — повод посмотреть на нас, людей, со стороны, подумать над тем, куда мы идем и чего, собственно, хотим от Космоса и Жизни получить.

Я перечитала «Хроники» спустя почти 40 лет после того первого, волшебного раза. Тогда казалось, что этот Мир — сплошное космическое приключение. Но сейчас я была поражена: насколько эти рассказы безжалостно обнажают наши пороки: алчность, бездуховность, трусость, эгоизм, нежелание замечать проблемы и многое другое. В этих рассказах практически нет хороших и добрых людей, зато полно негодяев, готовых на любые преступления, если это можно будет сохранить в тайне. И еще больше просто равнодушных, которым нет дела не до чего, кроме их маленького уютного мирка. И уж совсем мало тех, кому не все равно, куда идет Человечество, но и они не видят другого пути, кроме насилия.

И так много в рассказах жестокости и бессмысленных убийств, и почти нет радости и веселья. Страшно и грустно. И недаром для людей все так заканчивается: будет ласковый дождь, но им уже некому будет наслаждаться. Хотя и оставляет Мастер маленькую надежду, но она так хрупка и невесома. Ускользающая мечта: мы изменимся сами и изменим наш Мир. Или все останется, как есть, и все, что смогут унаследовать наши потомки/близкие или далекие/ — развалины, прах и песок, ветер, шепчущий о былом величии?

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая штука эти «Марсианские хроники»! И постапокалипсис здесь, и антиутопия, и глубокий психологизм целых народов. А написано все так, что слов нет! Истории сменяют друг друга, вызывая то удивление, то печаль, то праведный гнев, то жгучую ненависть, порой даже ко всему человечеству, а порой, порой просто пытаются свести с ума, и странно даже, что закончив чтение, не впадаешь в безумие, а остаешься прежним… Хотя нет, прежним не остаешься точно. Это я ляпнул не подумав. Впечатление остается грандиозное. Кажется невероятным, что писалось это в середине прошлого века (вроде бы совсем недавно, да, но в то же время немыслимо давно): слишком уж злободневно все то, что, казалось бы, никакого отношения не должно иметь к нынешней реальности.

Сильно!

Мощно!

Величественно!

А еще душевно. И так грустно, что сердце сжимается, а душа рвется на куски…

И что интересно, закончи читать на любом рассказе, и все равно впечатление будет цельным, законченным, финал не вызовет никаких вопросов, не оставит и намеков на незавершенность.

Никогда такого не видел…

И столько хочется сказать об этой книге – но при этом, разбирать все, рассматривать в деталях, копаться в устройстве и архитектонике не хочется. Совершенно. Ну, что здесь анализировать? Сюжет? Десятое дело!.. Идею? Масштабно слишком. И десятой части не скажешь, да еще и с пути праведного сто раз собьешься. Слишком душевно, не объяснить всего, не разложить по полкам, не расписать… А персонажи… черт, да язык не поворачивается всех этих землян, и марсиан, и роботов даже назвать персонажами. Сухо это как-то. Они ведь живее всех живых. Не так много сказано о каждом, а впечатление будто знаешь всех героев хроник в лицо, будто видел их наяву…

Нет, не буду говорить обо всем этом! И вообще ни о чем больше говорить не буду. Скажу только, что «Марсианские хроники» — одно из сильнейших произведений ушедшего века! И это как минимум.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды, листая библиографию автора, я увидел произведение. Оно сказало мне:

«Отдай мне свои глаза и прочти меня».

И я отдал.

Затем оно сказало: «Отдай мне свой разум и осознай меня».

И я отдал.

Затем оно сказало мне: «Отдай мне свои сердце и душу и проникнись мной».

И я отдал.

Вы все еще не видите перед собой марсианина? Если нет, то очень жаль.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга на все времена? Литературный памятник? О, да! И даже больше! Роман, который цепляет не только сознание, но и душу. Произведение, в котором отображается практически все человечество. Что нами движет? К чему мы стремимся? Ядерная гонка. Борьба за первенство. Мы не исследовали Землю до конца, но рвемся в космос. У вас не сложилась жизнь, что же! Попробуйте начать все сначала на другой планете. И какой результат наших высших побуждений? К чему приводит неудержимое стремление к новым открытиям?

Земля – сад, а мы в ней паразиты. Все, к чему прикасается человек, в большинстве случаев погибает. Зачем нам деревья, которые дают кислород, если мы дышим прогрессом. Лес лучше вырубить и построить новый мегаполис. К черту искусство, а кто думает иначе – опасный. Ирония? Едва ли. Рей предупреждает: если вы во время не остановитесь – всему придет конец. Оглянитесь! Красота вокруг нас, стоит только присмотреться! Колышется сочная зеленая травка, белые лепесточки сыпятся снегом в зеркальную поверхность озера; ветер несет птичью трель; какой закат! Но ракеты все сжигают – сад превращается в пустыню…

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

С перечитыванием — или точнее, открытием заново это сборника — я четко вспомнила, за что я так любила фантастику в далеком детстве, когда еще были матерчатые бежево-розовые книжечки «Библиотеки фантастики», которые собирал дядя. Дело было совершенно не в сюжетах — не то чтобы лет в 8-10 они меня сильно занимали, во всяком случае, «Гиперион» в том возрасте я, кажется, ниасилила.

Но у Брэдбери, как и у моей любимой Ле Гуин, есть нечто другое, и на мой взгляд гораздо более ценное. Всепроникающая, огромная романтичность. Муза дальних странствий. То самое чувство, которое заставляет детвору в поисках приключений забираться в заброшенные дома, и то же самое, которое заставляет мучительно скучать по близким, если они вдруг уезжают. Романтичность, с одинаковой силой тянущая сердце в два разных направления — вперед к новым мирам, марсианским городам, новому порядку и открытиям, и назад, к дому, где вырос, к умершим родственникам и устаревшим традициям. Все «Марсианские хроники» пронизаны этими двумя противоречивыми чувствами. Практически в каждом рассказе очень заметно, что какое-то их них берет верх. Но в целом все равно нельзя сказать, что в большей степени воспевал Брэдбери, и это придает рассказам еще большую, слегка болезненную притягательность.

Брэдбери поднимает очень много больших и сложных тем — не только абстрактные отношения с марсианами, но и более чем конкретные проблемы человеческого сволочизма вплоть до атомной войны на земле. Но при этом он умудряется сделать это так тонко, что совершенно не кажется, будто он специально эксплуатирует больные вопросы, — все очень логично вписывается в общую картину хроник. Даже совершенно немарсианский рассказ «Будет ласковый дождь» наглядно говорит не только о происходящем на земле, но также и о том, чего ждать оставшимся или летящим с Марса. А смутные, призрачные появления марсиан — в «Ночной встрече» или «Мертвом сезоне» — так и остаются под знаком вопроса, но не меняют общей атмосферы хроник, не обещают никаких глобальных перемен в области, не подвластной человеку.

Пришло в голову, что всегда и во всех рассказах у Брэдбери деятелями, от которых зависит дальнейшее развитие сюжета, являются только люди (за исключением, разве что, «Иллы»). Даже в историях с 1-3 экспедициями можно сказать, что дело было прежде всего в людских ошибках, а марсиане... существовали ли они вовсе? Получается, что «Марсианские хроники» — это истории вовсе не о столкновении двух цивилизаций, а о том, как ведут себя представители одной, нашей цивилизации, попав в необычные условия. Центром так или иначе остается человек и его мысли, чувства и поступки. Только в условиях Марса еще больше расширяется диапазон возможного — и самые фантастические сюжеты рождаются и без участия каких-либо марсиан.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое знакомство с «Марсианскими хрониками» состоялось более 20 лет назад, в нежном школьном возрасте роман оставил неоднозначное впечатление — отдельные его части понравились, а некоторые показались скучными и непонятными. Теперь мне, конечно же, ясно, что для того, чтобы прочувствовать всю глубину этого произведения необходимо накопить определенный жизненный опыт, навсегда распрощаться с розовыми очками и благоглупостными иллюзиями, на живых примерах увидеть алчность, глупость и жестокость носителей «человеческого, слишком человеческого». Заново открывая для себя этот роман, я удивляюсь, что несмотря ни на что сюжеты некоторых его рассказов так глубоко отпечатались в памяти, что кажется читал их буквально вчера, а не пару десятилетий назад.

По структуре роман больше напоминает сборник рассказов, объединенных одним стержневым сюжетом. Крупные новеллы отделяются друг от друга микрорассказами-зарисовками, временные рамки романа охватывают период с 1999 по 2026 гг. Действие большинства рассказов разворачивается на Марсе, но есть несколько историй, описывающих события на Земле. Состав персонажей постоянно меняется — некоторые появляются однократно, иные же упоминаются в последующих историях или сами вдруг становятся их действующими лицами. Основным фоном для описываемых событий является процесс колонизации Марса, проблема контакта, опасность глобальной войны.

«Марсианские хроники» — произведение насквозь гуманитарное, автора совершенно не интересуют технические подробности, создание достоверного научного обоснования. В первую очередь объектом авторского интереса становится исследование человека, который для чистоты эксперимента помещается в «необычную лабораторию» — на Марс. С первых абзацев романа автор погружает нас в свое волшебство, «Ракетное лето» — герметическая история, рассказанная устами современного алхимика, который в своих тиглях умело переплавляет серебро зимы в летнее золото, задает настроение для всего романа — это надежда, ожидание чуда, тревога и напряжение, а также — неизбежная светлая грусть расставания.

Необходимо помнить, что Марс получил свое имя в честь бога войны — чем выше уровень стремления человека пройти инициацию Красной Планетой, тем ближе Судный день. Первые три экспедиции на Марс — ступени троекратной инициации, жертвы, принесенные на капище колонизации. Смерть призывает смерть — противодействие исконных обитателей Марса определяет их дальнейшую участь, но тех кто придет за ними ждет не менее мрачный итог. Окоемы неимоверно древних городов, хрупких, как стекло, и в то же время прочных, как алмаз, берегут свою непорочность, бессильные физически противостоять колонистам, они, подобно египетским пирамидам, несут проклятие и гибель святотатцам.

Есть повод задуматься о вечном и преходящем — заброшенные города марсиан — памятник цельности и совершенству, земные же поселения, подобны повапленным гробам — блестящие снаружи и мертвые внутри, несущие в себе семя распада, они по определению не могут пройти испытания вечностью, как обречен и человек, отвергнувший бессмертную душу, выбравший сиюминутные интересы плоти в ущерб духовному благополучию. Финальный рассказ символизирует завершение очередного цикла — на смену отжившему, исчерпавшему себя, приходит новое — чтоб вновь расцвел эдемский сад обязательно должны появиться иные адамы и евы.

Здесь каждый рассказ подобен знакомой, но слегка позабытой песне, поэзия ощущается почти в каждой строчке, страница за страницей шлифуется и очищается душа — от отчаяния к катарсису. Не каждый сможет понять и принять те мысли и ощущения, которые автор пытается транслировать нам через свое произведение — кому-то роман может показаться слишком мрачным, грустным, безнадежным. Человечество здесь изображается без прикрас, как оно есть — нужен особый духовный настрой и определенная смелость, чтобы узнавать встречающиеся здесь человеческие пороки в самом себе, пытаться от них излечиться и, избавившись от веры в «человека», поверить в самого себя.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не роман, это сборник новелл. Брэдбери – мастер короткой формы, изящных прозрачно-акварельных зарисовок. “Ракетное лето. Из уст в уста с ветром из дома в открытый дом – два слова: «Ракетное лето». Жаркий, как дыхание пустыни, воздух переиначивал морозные узоры на окнах, слизывал хрупкие кружева. Лыжи и санки вдруг стали не нужны. Снег, падавший на городок с холодного неба, превращался в горячий дождь, не долетев до земли”.

“Марсианские хроники” описывают, этап за этапом, покорение Марса человеком. Покорение мира, в котором доживает свои последние годы некогда высокоразвитая цивилизация марсиан, “смуглых и золотоглазых”.

Марс сдается не сразу. Первая экспедиция гибнет, даже не совершив посадку (об этом – рассказ “Илла”). Вторую просто объявляют сумасшедшими и отправляют “по назначению” – в психушку (“Земляне”). Третья оказывается в плену собственных иллюзий (“Третья экспедиция”). Наконец, четвертая застает Красную планету уже мертвой (“И по-прежнему лучами серебрит простор луна”), но даже погибшая культура марсиан оказывается сильнее и мудрее бестолковых агрессивных обезьян, возомнивших себя “покорителями космоса” – людей…

И будут в этом мире встречи и разлуки, потери и находки… И будет марсианский мальчик, желающий лишь одного – чтобы его любили, но не сумевший сделать счастливыми всех (“Марсианин”)… И будет отчаянная попытка переделать планету без всяких чудо-машин и научных теорий терраформирования *, просто с помощью двух рук, одной лопаты и бесконечной веры в чудо (“Зеленое утро”)… И будет гибель Земли в огне третьей мировой, но снова будет Марс – и будет надежда… И, наконец, “Будет ласковый дождь”…

“Марсианские хроники” – не о Марсе, они о нас с вами, о наших надеждах и мечтах об идеальном мире. Этот мир хрупок и прозрачен, он не терпит неуклюжих и грубых душой. Идеальное место для поэта Брэдбери и для миллионов его читателей. Жаль, конечно, что этот мир не имеет ничего общего с реальной Красной планетой…

И последнее: колонизация Марса, по Брэдбери, уже началась. Первый рассказ цикла – “Ракетное лето” – датируется 1999 годом. Кажется, человечество что-то серьезно упустило…

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, оставлю здесь не столько отзыв, сколько напоминание для самого себя, о чём же они, «Марсианские хроники», этот «гениальный винегрет». Конечно же, в первую очередь, о будущем человека и о грядущем цивилизации, о прошлом планеты и былом мира, о молодости и древности. О предчувствии, о начале Новой Эры (как о начале чего-то оптимистичного, и тут же, следом, пессимистичного). О первом контакте и разочаровании. О гибели и воскрешении. Об исходе и первопроходцах. О переселенцах и эмигрантах. О колонизации и экспансии. О пилигримах и коренном населении. О вере и миссионерстве. О неприязни и различиях культур. О них и о нас. О грёзах и иллюзиях. О доме и одиночестве. О тревоге и ожидании. О тоске и надежде. О невежестве, о вырождении и вновь — о начале Новой Эры...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал довльно много рассказов Брэдбери, и кое-что заметил. В своих произведениях автор то ли предостерегает человество, то ли просто рисует картины в основном мрачного будущего, связанного с деградацией общества(про сжигание книг слышали, наверное все), и атомной войны(так же излюбленная тема Рэя). Так вот, марсианские хроники — это, пожалуй, самое глобальное произведение автора, связанное не просто с марсом, но и затрагивающим намного более глубокие темы. На 180 страницах Брэдбери уместил, на мой взгдяд, целый роман — эпопею.

Честно говоря, до прочтения представлял себе произведение совсем по-другому. Но знаете, пожалуй, то, что я прочитал просто поразило меня. Закрыв последнюю страницу хочется встать и сказать браво! Это просто великолепно! Строение романа само по себе необычно. Ничего подобного я еще не видел(хотя видел я не так-то много:smile:), кроме, наверное вина из одуванчиков все того же Рэя Брэдбери. Почти 30(!) лет истории земли и в том числе освоения марса описаны просто восхитительно. По сути, мы имеем только набор рассказов, повествующих нам о происходящем в разных уголках планеты(я про марс) и с абсолютно разными героями(некоторую параллель еще увидите после середины). Но все они просто великолепно складываются в общую картину происходящего, начиная с первого человека, вступившего на марс и до...вобщем сами увидите...

Настолько глобальный роман, сюжет которого можно уместить в одной строчке, рассказан по кусочкам, из которых складывается идеальное представление о происходящем. про язык Брэдбери говорить уже даже как-то неприлично.

Классику не критикуют, а подобные произведения настоящая классика. Просто гениально!:pray:

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл впечатлил. Даже не так....он раздавил. Если первые произведения еще более-менее...то последние просто рвут душу. «Будет ласковый дождь» читала со слезами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(окончательно добил покинутый и умерший пёс)
....мультик по этому произведению всегда оставлял тяжелое чувство, но сам рассказ это чувство многократно усилил....

Мне кажется, единственное произведение из этого цикла,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в котором есть хоть какая-то надежда
-это «Зеленое утро».
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во всех остальных-одиночество, безнадежность какая-то
....Ну и конечно, сами люди представлены в не очень хорошем свете. Зато в правдивом, по крайней мере, мне так кажется. Особенно ярко это проявляется в рассказе про Спендера, про сосичную и про негров.

Отдельно хотелось бы выделить рассказ «Безмолвные города»-мне кажется, из всего цикла он немного выбивается....вроде и жалко главного героя очень, а с другой стороны....какая жуткая ирония! Он единственный, если брать в целом, не оставляет чувства одиночества.

В целом-цикл замечательный. Есть над чем и о чем подумать, поразмыслить.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение. Каждый рассказ хорош по-своему, как кусочек замечательной мозаики, но именно вместе они производят очень сильное впечатление. Поражает мастерство, с которым Брэдбери объединил совсем разные по содержанию и стилю рассказы в единое целое. Удивительный секрет Брэдбери заключается в его умении описывать события так ярко, что они встают перед глазами словно картинки из фильма. Как живо представляешь себе величественные картины марсианских каналов или запустение покинутого города! А еще Брэдбери — великий мастер передавать настроение. В Марсианских хрониках он создал удивительную смесь тоски, тревоги и надежды. Этот роман можно читать много раз и всякий раз находить в нем что-то новое.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначный, многогранный и противоречивый цикл. Цикл о людях, их страхах, надеждах, тёмных и светлых сторонах личности, цикл о быстротечности любого счастья, о природной алчности людской и бренности любого бытия.

Марс в произведении представляет собой лишь некий иносказательный образ, без отнесения его к реально существующему небесному телу. Его фактическая обитаемость, заселение людьми и прочие присущие обитаемому миру особенности лишь образы, методы передачи автором скрытых идей и потаенной морали.

На мой взгляд постичь всю глубину сего произведения могут лишь единицы и то в зрелом возрасте. Для постижения задумки автора необходим опыт и способность прозревать за внешним фасадом внутреннюю сердцевину.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Знаешь, что такое Марс? Он смахивает на вещицу, которую мне подарили на Рождество семьдесят лет назад, — не знаю держал ли ты в руках такую штуку: их калейдоскопами называют, внутри осколки хрусталя, лоскутки, бусинки, всякая мишура... А поглядишь сквозь нее на солнце — дух захватывает. Сколько узоров! Так вот это и есть Марс».

Знаете что такое «Марсианские хроники»? Калейдоскоп, в котором вместо всякой мишуры небольшие рассказы. Такие изысканные и трогательные, несомненно, вызывающие улыбку. И часто, печальную.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх